Site Loader

Содержание

ЛЕКЦИЯ 8. Электрические машины постоянного тока. Устройство электрической машины постоянного тока

Похожие презентации:

3D печать и 3D принтер

Видеокарта. Виды видеокарт

Анализ компании Apple

Трансформаторы тока и напряжения

Транзисторы

Устройство стиральной машины LG. Электрика

Конструкции распределительных устройств. (Лекция 15)

Электробезопасность. Правила технической эксплуатации электроустановок

Магнитные пускатели и контакторы

Работа на радиостанциях КВ и УКВ диапазонов. Антенны военных радиостанций. (Тема 5.1)

1. Лекция 8

ЛЕКЦИЯ 8

2. Электрические машины постоянного тока Устройство электрической машины постоянного тока

2
Электрические машины постоянного тока
Устройство электрической машины постоянного тока
Электрическими машинами называются устройства,
предназначенные для преобразования механической
энергии вращения в электрическую (генератор) и
наоборот, электрическую энергию в механическую
(двигатель).
Работа электрической машины основана на единстве
закона электромагнитной индукции и закона
электромагнитных сил.
3
Возьмем устройство, состоящее из
двух магнитных полюсов
создающих постоянное магнитное
поле, и якоря – стального
цилиндра с уложенным на нем
витком из электропроводного
материала.
Концы витка присоединены к двум
металлическим полукольцам,
изолированным друг от друга и от
вала.
Полукольца соприкасаются с
неподвижными щетками,
соединенными с внешней цепью
4
Электрическая машина постоянного тока состоит из двух
основных частей: неподвижной части (индуктора) и
вращающейся части ( якоря с барабанной обмоткой).
На рисунке изображена конструктивная схема машины
постоянного тока:
Якорь состоит из следующих
элементов: сердечника 3,
обмотки 4, уложенной в пазы
сердечника, коллектора
5.
Сердечник якоря для
уменьшения потерь на
вихревые точки набирается из
изолированных друг от друга
листов электротехнической
стали.

5. Принцип действия машины постоянного тока

5
Принцип действия машины постоянного тока
Рассмотрим работу машины постоянного тока на представленной
модели:
1 – полюсы индуктора,
2 — якорь,
3 — проводники,
4 — контактные щетки.
Проводники якорной обмотки расположены на поверхности якоря.
Очистим внешние поверхности проводников от изоляции и
наложим на проводники неподвижные контактные
щетки. Контактные щетки размещены на линии геометрической
нейтрали, проведенной посредине между полюсами.
6
Определим направление ЭДС, индуктированных в проводниках якорной
обмотки по правилу правой руки.
На рисунке крестиком
обозначены ЭДС, направленные
от нас, точками — ЭДС,
направленные к нам.
Соединим проводники между собой так,
чтобы ЭДС в них складывались.
Для этого соединяют последовательно
конец проводника, расположенного в зоне
одного полюса с концом проводника,
расположенного в зоне полюса
противоположной полярности.
7
Два проводника, соединенные последовательно, образуют один виток
или одну катушку.
ЭДС проводников, расположенных в зоне одного полюса, различны по
величине.
Наибольшая ЭДС индуктируется в проводнике, расположенном под
срединой полюса, ЭДС, равная нулю, — в проводнике, расположенном
на линии геометрической нейтрали.
Если соединить все проводники обмотки
по определенному правилу
последовательно, то результирующая
ЭДС якорной обмотки равна нулю, ток в
обмотке отсутствует.
Контактные щетки делят якорную обмотку
на две параллельные ветви. В верхней
параллельной ветви индуктируется ЭДС
одного направления, в нижней
параллельной ветви — противоположного
направления. ЭДС, снимаемая
контактными щетками, равна сумме
электродвижущих сил проводников,
расположенных между щетками.
8
На рисунке представлена схема замещения якорной обмотки:
В параллельных ветвях действуют одинаковые ЭДС, направленные
встречно друг другу.
При подключении к якорной обмотке сопротивления в параллельных ветвях
возникают одинаковые токи
, через сопротивление
протекает ток
ЭДС якорной обмотки пропорциональна частоте вращения якоря

English     Русский Правила

10. Машины постоянного тока. Устройство и принцип действия. Основные соотношения. Характеристики.

Машина постоянного тока — электрическая машина, предназначенная для преобразования механической 

энергии в электрическую постоянного тока (генератор) или для обратного преобразования (двигатель). Машина постоянного тока обратима.

Устройство электрической машины постоянного тока.

Электрическая машина постоянного тока состоит из двух основных частей: неподвижной части ( индуктора) и вращающейся части ( якоря с барабанной обмоткой).  На рис. 1 изображена конструктивная схема машины постоянного тока

Индуктор состоит из станины 1 цилиндрической формы, изготовленной из ферромагнитного материала, и полюсов с обмоткой возбуждения 2, закрепленных на станине.

Обмотка возбуждения создает основной магнитный поток.  Магнитный поток может создаваться постоянными магнитами, укрепленными на станине. Якорь состоит из следующих элементов: сердечника 3, обмотки 4, уложенной в пазы сердечника, коллектора 5. Сердечник якоря для уменьшения потерь на вихревые точки набирается из изолированных друг от друга листов электротехнической стали.

Рис. 1

Принцип действия машины постоянного тока

Рассмотрим работу машины постоянного тока в режиме генератора на модели рис.2,

Рис. 2

где 1 — полюсы индуктора, 2 — якорь, 3 — проводники, 4 — контактные щетки.  Проводники якорной обмотки расположены на поверхности якоря. Внешние поверхности проводников очищены от изоляции, а на эти поверхности проводников наложены неподвижные контактные щетки.  Контактные щетки размещены на линии геометрической нейтрали, проведенной посредине между полюсами.   Приведем якорь машины во вращение в направлении, указанном стрелкой.  Определим направление ЭДС, индуктированных в проводниках якорной обмотки по правилу правой руки.

На рис.2 крестиком обозначены ЭДС, направленные от нас, точками — ЭДС, направленные к нам. Соединим проводники между собой так, чтобы ЭДС в них складывались.

Работа электрической машины постоянного тока в режиме двигателя. Основные уравнения.

Под действием напряжения, подведенного к якорю двигателя, в обмотке якоря появится ток Iя. При взаимодействии тока с магнитным полем индуктора возникает электромагнитный вращающий момент:

где CM — коэффициент, зависящий от конструкции двигателя. 

На рис. 12 изображен схематично двигатель постоянного тока, выделен проводник якорной обмотки.

Рисунок 12

Ток в проводнике направлен от нас. Направление электромагнитного вращающего момента определится по правилу левой руки. Якорь вращается против часовой стрелки. В проводниках якорной обмотки индуцируется ЭДС, направление которой определяется правилом правой руки. Эта ЭДС направлена встречно току якоря, ее называют противо-ЭДС. 

В установившемся режиме электромагнитный вращающий момент Мэм уравновешивается противодействующим тормозным моментом М2 механизма, приводимого во вращение.

Н

Рисунок 13

а рис. 13 показана схема замещения якорной обмотки двигателя. ЭДС направлена встречно току якоря. В соответствии со вторым законом Кирхгофа , откуда . (3)

Уравнение (3) называется основным уравнением двигателя.

Из уравнения (3) можно получить формулы:

(4)

(5)

Магнитный поток Ф зависит от тока возбуждения Iв, создаваемого в обмотке возбуждения.

Из формулы (5) видно, что частоту вращения двигателя постоянного тока n2 можно регулировать следующими способами:

  1. изменением тока возбуждения с помощью реостата в цепи обмотки возбуждения;

  2. изменением тока якоря с помощью реостата в цепи обмотки якоря;

  3. изменением напряжения U на зажимах якорной обмотки.

Чтобы изменить направление вращения двигателя на обратное (реверсировать двигатель), необходимо изменить направление тока в обмотке якоря или индуктора.

Механические характеристики электродвигателей постоянного тока

Рассмотрим двигатель с параллельным возбуждением в установившемся режиме работы (рис. 14). Обмотка возбуждения подключена параллельно якорной обмотке.

Рисунок 14

Механической характеристикой двигателя называется зависимость частоты вращения якоря n2 от момента на валу M2 при U = const и Iв = const.   Уравнение (6) является уравнением механической характеристики двигателя с параллельным возбуждением.

Эта характеристика является жесткой. С увеличением нагрузки частота вращения такого двигателя уменьшается в небольшой степени (рис. 15).

Н а рисунке 16 изображен двигатель последовательного возбуждения. Якорная обмотка и обмотка возбуждения включены последовательно.

Рисунок 15

Рисунок 16

Ток возбуждения двигателя одновременно является током якоря. Магнитный поток индуктора пропорционален току якоря.

где k — коэффициент пропорциональности.  Момент на валу двигателя пропорционален квадрату тока якоря.

Откуда

Механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения является мягкой (рис. 17).

Рисунок 17

Уравнение механической характеристики двигателя последовательного возбуждения выглядит следующим образом:

С увеличением нагрузки скорость двигателя резко падает.   С уменьшением нагрузки на валу двигатель развивает очень большую частоту вращения. Говорят, что двигатель идет вразнос. Работа двигателя последовательного возбуждения без нагрузки недопустима.

Различают следующие виды машин постоянного тока:

  • по наличию коммутации:

  • по типу переключателей тока:

  • по мощности:

    • микромашины — до 500Вт;

    • малой мощности — 0,5-10 кВт;

    • средней мощности — 10-200 кВт;

    • большой мощности — более 200 кВт.

  • в зависимости от частоты вращения:

    • тихоходные — до 300 об./мин.;

    • средней быстроходности — 300—1500 об./мин.;

    • быстроходные — 1500-6000 об./мин.;

    • сверхбыстроходные — более 6000 об./мин.

  • по расположению вала:

    • горизонтальные;

    • вертикальные.

Машина постоянного тока может работать в двух режимах: двигательном и генераторном.

Электродвигатель

Электродвигатели постоянного тока стоят почти на каждом автомобиле, это стартер, электропривод стеклоочистителя, вентилятор «печки» и др.

В роли индуктора выступает статор, на котором расположена обмотка. На неё подаётся постоянный ток, в результате чего вокруг неё создаётся постоянное магнитное поле. Обмотка ротора состоит из проводников, запитанных через коллектор. В результате на них действуют пары сил Ампера, которые вызывают вращающий момент. Направление сил определяется по правилу «буравчика». Однако этот вращающий момент способен повернуть ротор только на 180 градусов, после чего он остановится. Чтобы это предотвратить, используется щёточно-коллекторный узел, выполняющий роль переключателя полюсов и датчика положения ротора (ДПР).

Генератор

В генераторе индуктором также является статор, создающий постоянное магнитное поле между соответствующими полюсами. При вращении ротора, в проводниках обмотки якоря, перемещающихся в магнитном поле, по закону электромагнитной индукции наводится ЭДС, направление которой определяется по правилу правой руки. Переменная ЭДС обмотки якоря выпрямляется с помощью коллектора, через неподвижные щетки, посредством которых обмотка соединяется с внешней сетью.

Armature & Field Control DC Motors