Усилитель — Википедия
Усилитель — устройство для усиления входного сигнала (например, напряжения, тока или механического перемещения, колебания звуковых частот, давления жидкости или потока света), но без изменения вида самой величины и сигнала, до уровня достаточного для срабатывания исполнительного механизма (или регистрирующих элементов), за счёт энергии вспомогательного источника. Элемент системы управления (или регистрации и контроля).
Существуют также понятие «усилитель», которое применяется для обозначения устройств управления мощными электрическими нагрузками, например, «релейный усилитель» и «магнитный усилитель».
- Активный усилитель — усилитель, в котором усиление сигнала осуществляется за счёт энергии внешнего источника. В сервоприводах (как то: гидро-, электро-, пневмоусилители) усиливается исходное механическое движение (как правило, оператора), за счёт внешней энергии. В электрических усилителях увеличивается амплитуда исходного сигнала (по напряжению и силе тока). В фотоумножителях усиливается интенсивность исходного светового потока. В активных усилителях часто используется обратная связь: положительная — для повышения чувствительности; отрицательная — для улучшения точности/стабильности.
- Пассивный усилитель — усилитель, в котором усиление одной (необходимой) характеристики сигнала осуществляется за счёт уменьшения других характеристик. Например, домкрат (а также тисы, ручная таль, рычаг) является усилителем движения (силы) руки за счёт скорости (скорость (характеристика сигнала) уменьшается). Мухобойка и теннисная ракетка для сравнения являются усилителями скорости (за счёт уменьшения силы и/или времени воздействия). Виды пассивных уситилелей:
- резонаторы и экраны — усилители, применяемые для усиления периодических (гармонических) колебаний в приёмниках и передатчиках звуковых и радиоволн, выполняющие усиление рабочей полосы в выбранном направлении за счёт уменьшения общей полосы и других направлений приёма/излучения;
- зеркала и линзы — усилители для оптики, выполняющие усиление для выбранного участка (угла) наблюдения/освещения в ущерб остальным (участкам, углам). К таким усилителям относятся все оптические системы от лупы до телескопа;
- системы с накоплением энергии — усилители, в которых большую часть времени происходит только накопление энергии сигнала (подаваемой относительно равномерно), и меньшую часть времени (чаще — импульсно) происходит отдача накопленного и усиленного сигнала на выходе. К таким усилителям относят молоток, преодоление крутой горки автомобилем «с разгона», систему зажигания (катушку зажигания) бензиновых двигателей, рубиновые лазеры, гидротаранный насос.
Смежные понятия[править | править код]
- Увеличитель — практически полный синоним слова «усилитель», однако чаще употребляется для обозначения устройств, увеличивающих линейные размеры сигнала, что характерно для оптики (фотоувеличитель, увеличительное стекло). Устоявшиеся термины: «увеличитель сцепного веса», «увеличитель крутящего момента».
- Ускоритель — устройство, увеличивающее
- Умножитель — вид усилителя, в котором увеличение характеристики сигнала происходит в кратное число раз (соответственно числу ступеней). Примеры: умножитель напряжения, умножитель частоты, фотоэлектронный умножитель.
Электронный усилитель — усилитель электрических сигналов, в усилительных элементах которого используется явление электрической проводимости в газах, вакууме и полупроводниках. Электронный усилитель может представлять собой как самостоятельное устройство, так и блок (функциональный узел) в составе какой-либо аппаратуры — радиоприёмника, магнитофона, измерительного прибора и т. д.
Усилитель звуковых частот[править | править код]
Операционный усилитель[править | править код]
Операционный усилитель — (ОУ, OpAmp) — усилитель постоянного тока с дифференциальным входом и, как правило, единственным выходом, имеющий высокий коэффициент усиления. ОУ почти всегда используются в схемах с глубокой отрицательной обратной связью, которая, благодаря высокому коэффициенту усиления ОУ, полностью определяет коэффициент усиления/передачи полученной схемы.
В настоящее время ОУ получили широкое применение как в виде отдельных чипов, так и в виде функциональных блоков в составе более сложных интегральных схем. Такая популярность обусловлена тем, что ОУ является универсальным блоком с характеристиками, близкими к идеальным, на основе которого можно построить множество различных электронных узлов.
Измерительный усилитель (средство измерений)[править | править код]
Измерительный усилитель (средство измерений) — электронный усилитель, применяемый в процессе измерений и обеспечивающий точную передачу электрического сигнала в заданном масштабе.
Измерительный усилитель[править | править код]
Измерительный усилитель (иначе инструментальный усилитель, электрометрический вычитатель[1]) — это тип дифференциального усилителя с характеристиками, подходящими для использования в измерениях и тестирующем оборудовании. Такие характеристики включают: очень малое смещение постоянного тока, малый дрейф, малый шум, очень высокий коэффициент усиления при разомкнутой обратной связи, очень высокий коэффициент ослабления синфазного сигнала, и очень высокие входные сопротивления. Такие усилители применяются, когда требуются большая точность и высокая стабильность схемы, как кратковременно, так и долговременно.
Следящий гидропривод — это регулируемый гидропривод, в котором закон движения выходного звена (вала гидромотора или штока (в некоторых случаях корпуса) гидроцилиндра) изменяется в зависимости от управляющего воздействия. Как правило к функциям слежения в следящем гидроприводе добавляются функции усиления управляющего сигнала по мощности. Поэтому синонимом термина «
Магнитный усилитель — это статический аппарат, предназначенный для управления величиной переменного тока посредством слабого постоянного тока. Применяется в схемах автоматического регулирования электродвигателей переменного тока. Основное назначение — управление силовым электроприводом (распространены в строительной технике), также применялись в бытовых стабилизаторах переменного тока, в регуляторах освещения киноконцертных залов, в двоичной ЭВМ ЛЭМ-1 Л. И. Гутенмахера и в троичных ЭВМ «Сетунь (компьютер)» и «Сетунь-70» Н. П. Брусенцов а также в цепях управления тепловоза
Реле исторически появилось как усилитель сигнала (напряжения) в телеграфной связи, где на протяжённых линиях связи сигнал ослабевал и промежуточные реле восстанавливали (усиливали) сигнал (напряжение) для следующего участка линии. Сигнал был дискретным (включено-выключено), соответственно, и реле использовалось в качестве дискретного усилителя.
В настоящее время непосредственно для усиления сигналов реле практически не используется, а применяется для разгрузки контактов, многоконтактного переключения и гальванической развязки электроцепей, то есть, как устройство управления и защиты.
Вероятно, по аналогии с реле, устройства управления (силовой) нагрузкой, которые ничего не усиливают, также традиционно называют усилителями, к примеру, магнитный усилитель.[источник не указан 3282 дня]
Существуют также оптические усилители и электромеханические усилители.
Уменьшение сигнала:
- ↑ Титце У., Шенк К. Полупроводниковая схемотехника. Москва, «МИР», 1982. Стр.466, рис.25.3.
- ↑ Международная конференция SORUCOM.2006, Сборник материалов, Брусенцов Николай Петрович, МГУ, ВМиК, Троичные ЭВМ «Сетунь» и «Сетунь 70»
- ↑ Академия тринитаризма Дмитрий Румянцев, Долой биты! (Интервью с конструктором троичной ЭВМ)
- ↑ ГОСТ 17561-84 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. УСИЛИТЕЛИ МАГНИТНЫЕ. Термины и определения
Усилитель звука: описание, виды :: SYL.ru
Усилитель звука – это устройство, которое предназначено для воспроизведения поданного на вход устройства звукового сигнала при помощи радиоэлектронных элементов входной цепи с требуемым уровнем мощности и громкости, с минимальной величиной искажения и рассеивания энергии. А какой аудиоусилитель выдает самый качественный сигнал? В статье мы ответим на этот вопрос, а также рассмотрим и другие типы подобных устройств.
Классы и типы усилителей аудиосигналов
В зависимости от применяемых компонентов эти приборы делятся на следующие типы: транзисторные, ламповые, интегральные и гибридные. По классам они разделяются на А, В, АВ, Н (это все аналоговые усилители) и D – цифровые и импульсные устройства. В аналоговых приборах в качестве усилительных цепей могут использоваться как ламповые, так и транзисторные компоненты.
Ламповые приборы А-класса
Может, для кого-то из читателей полученная информация и станет откровением, но большинство ценителей качественных аудиосистем знают, что самые лучшие параметры звука может выдавать только ламповый усилитель звука, который относится к разряду HI-End. Эти приборы довольно дорогие, их стоимость может доходить даже до десятков тысяч долларов. За счет чего эти устройства завоевали такую огромную популярность у меломанов? Ламповый усилитель мощности звука низкой частоты способен полностью повторять форму входного сигнала на выходе без искажений и значительно усиливая его. Ламповые устройства имеют максимальную линейность схемы и, соответственно, выдают минимальное количество выходных искажений. Эти приборы относятся к классу А. Недостатком таких устройств является их высокая стоимость и сложность схем, что создает трудности для самостоятельной сборки подобных усилителей, а также большое потребление электроэнергии и сильный нагрев. Первые три класса приборов дополняют друг друга, а вот D и Н стоят отдельно от других. Рассмотрим их более подробно.
Усилитель звука класса D
Эти приборы работают на «цифровой» электронике. В отличие от аналоговых устройств, выходной сигнал таких усилителей представляет собой прямоугольные импульсы. Они имеют постоянную амплитуду, а длительность меняется при изменении амплитуды входного аналогового сигнала. Частота импульсов у таких усилителей постоянна и в зависимости от предъявляемых прибору требований составляет от десятков до сотен килогерц. Сформированные импульсы усиливаются выходными транзисторами, которые работают в режиме «ключа». Преобразование в аналоговый сигнал осуществляется на выходе прибора фильтром низких частот или в нагрузке.
Устройство класса Н — автомобильный усилитель звука
Предназначается для использования в машинах. Применяется там, где есть ограничение напряжения питания выходного каскада. Основу прибора составляет усилитель АВ-класса, который включен по мостовой схеме. КПД таких устройств составляете 83%, а коэффициент гармонических искажений — 0,1%.
Заключение
Подводя итог, скажем, что качественный усилитель звука обладает высоким уровнем характеристик в диапазоне частот звука от 16 Гц до 10000 кГц.
Усилители мощности. Что это за устройства и какие они бывают?
Музыкальное оформление создает настроение и определяет стиль и концепцию любого помещения. Озвучивают не только концертные залы, рестораны и дискотеки, но и спортивные клубы, офисные здания, и, конечно же, торговые площади — магазины, бутики и развлекательные центры.
Что такое качественное звуковое оформление?.
Минимальный комплект оборудование для озвучивания включает в себя: акустическую систему, состоящую из нескольких громкоговорителей, устройство для воспроизведения звукового сигнала — CD/DVD/MP3 плеер, усилитель мощности или микшер — усилитель и акустический кабель.
О ключевых звеньях системы озвучивания — усилителе мощности и микшер-усилителе, мы поговорим более подробно. Что они из себя представляют, как устроены и для чего предназначены?
Усилители мощности звука есть в любом устройстве, воспроизводящем звуковые сигналы, так как изначально считываемый сигнал всегда имеет малую мощность, недостаточную для передачи его другим устройствам, поэтому их можно найти в каждом магнитофоне, мобильном телефоне, компьютере и даже в говорящих детских игрушках. Усилитель мощности — это прибор, предназначенный для усиления электрических сигналов до такого звукового диапазона, который способно воспринимать человеческое ухо (от 16 до 22 кГц), однако с возрастом верхняя граница чувствительности слуха снижается и большинство взрослых людей не слышит звук, частота которого выше 16 кГц.
Устройства, которые напоминают современные усилители мощности звуковой частоты (УМЗЧ), впервые появились только в XIX веке и заметно изменились лишь с момента появления электронных приборов. Родоначальниками этих приборов были ламповые усилители, а в конце 50-х годов XX века появились первые полупроводниковые — транзисторные устройства.
Звуковые усилители мощности могут быть как отдельными независимыми устройствами, со своей панелью управления, так и внутренними элементами прибора, запаянными в гибридную микросхему. Усилитель мощности последнее звено в современной цепочке системы звукоусиления, из-за этого в профессиональной среде за ним закрепилось прозвище — «оконечный усилитель мощности» или просто «оконечник».
По назначению и области применения усилители мощности бывают профессиональными и бытовыми. Профессиональные, в свою очередь делятся на концертные, студийные, трансляционные и другие, исходя из специфики их применения. Чем мощнее прибор, тем больше электрического тока он потребляет, тем соответственно, громче звук, который он сможет воспроизводить.
Бытовые усилители мощности знакомы нам по домашним музыкальным центрам, ресиверам и автомобильным магнитолам. Стоит сказать о том, что эволюция обоих типов устройств, шла разными путями. Если бытовые, домашние усилители мощности претерпели не только внутренние, но и большие внешние изменения: прошли долгий путь от ламповых приемников, проигрывателей необычного дизайна и размера до моноблочных и раздельных звукоусилительных систем, то профессиональные устройства практически не изменились внешне. После принятия в 80-х годах единого стандарта габаритов по метрической системе (в дюймах), концертные, студийные и другие профессиональные акустические усилители имеют одинаковые размеры передней панели: длина 18 дюймов, высота кратна 1,75 дюйма (44,5 мм), также её называют 1U или 1 РЭК. Такое решение было обосновано необходимостью встраивать их в специальные шкафы или стойки для звукового оборудования. В последствии их также стали называть рэковыми. Единый стандарт значительно упростил транспортировку оборудования, а также сделал возможным замену усилителя на другую модель в случае его поломки.
В зависимости от принципа деятельности и режима работы выходных элементов, выделяют несколько классов усилителей. Причем еще только два десятка лет назад существовали только два типа усилителей: класса «АB» и класса «А». Сегодня можно найти устройства, класса «А», «АВ», «В», «G», «H», «Т» и других, не имеющих названия классов. Такое разнообразие обусловлено новейшими технологиями в области производства полупроводников, которые позволили повысить качество воспроизведения звука, уменьшить размеры и значительно снизить цену на усилители мощности. К классу «А» относятся в основном ламповые оконечники. Для них характерен низкий уровень КПД — около 25%, но при этом небольшая степень искажения звука.
Усилители класса «В» — менее популярны. В этом классе работают в основном транзисторные оконечники. Их КПД приблизительно равен 70%, но они рассеивают в виде тепла довольно много энергии. Усилители В-класса отличает низкий уровень шумов в отсутствие сигнала и сухостью звучания.
Идеальный вариант — взять всё лучшее от каждого класса устройств, именно так и образовался третий класс — «АВ». Устройства, относящиеся к этому классу, в режиме максимальной нагрузки ведут себя как класс «В», а в режиме тихих сигналов — как усилители класса «А», их КПД приближается к 60%. Этот класс пользуются наибольшей популярностью в сфере звукотехники в силу своей универсальности.
Усилители «D»-класса появились сравнительно недавно, от собратьев они отличаются малым весом и довольно высоким КПД — порядка 85%! Однако ошибочно принимать усилители класса «D» за цифровые. Действительно, входящий сигнал становится бинарным, т.е. цифровым аудиосигналом, но никакими другими преимуществами, свойственными цифровым усилителям мощности, «D»-усилители не обладают.
Класс «G» — представляет собой усовершенствованную версию устройств «AB», в котором используется источник питания с разными напряжениями и за счет этого снижается рассеиваемая мощность усилителя.
Класс «H» чем-то напоминает класс «G», однако он не подходит для воспроизведения музыкальных сигналов с широким динамическим диапазоном. В данном случае значительно возрастают потери энергии при переключении мощности, поэтому «Н»-усилители не подходят для музыкальных сигналов широкого динамического диапазона. Отличительной особенностью усилителей классов «D» и «T» является потребление энергии даже в отсутствие сигнала. Это происходит из-за постоянного присутствия в них мощных высокочастотных импульсов.
На рынке представлены различные модели усилителей как отечественных, так и зарубежных производителей. Наиболее широкое применение в сфере современного звукового оформления получили стерео-усилители, трансформаторные (трансляционные) усилители и комбинированные устройства — микшер-усилители. Все они отличаются не только конструктивными особенностями, но и качественными характеристикам воспроизведения звуковых волн.
Стерео-усилители — это двухканальные устройства, для прослушивания музыки в высоком качестве с минимальными искажениями даже при большом усилении звукового сигнала. КПД стерео-усилителей колеблется в диапазоне 25-75%. Кроме этого, современные модели двухканальных усилителей звука комплектуются специальными устройствами для улучшения качества воспроизведения звукового сигнала — это различные виды DSP (Digital Signal Processing-цифровая обработка сигнала) и эквалайзеров — темброболоков или так называемых «выравнивателей», избирательно корректирующих амплитуду звуковой частоты. Стерео-усилители — это своеобразный связующий элемент между слушателем и акустической системой, который позволяет насладиться всеми гранями воспроизводимых музыкальных композиций, придает им дополнительную эмоциональную окраску.
В отличие от стерео-усилителей, трансляционные усилители помимо прочего, предназначены и для передачи информационных сообщений. Очень часто этот тип усилителей применяется в системах пожарного оповещения, ведь они способны функционировать даже при наличии резервных 24 В.
Обычно «трансформаторными» называют усилители, которые имеют трансформатор на выходе, таким образом, он служит для согласования прибора с акустической системой (громкоговорителями), которая также имеет трансформатор на входе. Благодаря этому расстояние от микшера-усилителя до громкоговорителей может составлять до 1км. Трансформаторные усилители работают в режиме 70-100 В.
Современные трансформаторные микшер-усилители — это, как правило, одноканальные устройства, которые позволяют быстро переключаться с подачи фоновой музыки на речевой канал и работают в 100-вольтовом режиме. Также возможно организовать зонированную подачу сообщений в каждое отдельное помещение, если речь идет о нескольких залах (например в ресторане, офисном здании, фитнес-клубе и т.д.)
При организации торжественных мероприятий или небольших концертов большой пользуются популярностью пользуются комбинированные низкоомные микшер-усилители. Они выполняют все функции не только усилителя мощности звука, но и профессионального микшерного пульта. Преимущества использования этих устройств, сочетающих в себе сразу несколько элементов звуковой системы, очевидны: компактность, мобильность, простота и легкость в установке. Микшер-усилитель — как правило, двухканальное стереофоническое устройство, но также бывают модели, которые представляют собой интегрированный многополосный микшерный пульт, на котором смешиваются (микшируются) сразу несколько инструментальных и микрофонных каналов. Для небольших помещений стандартной мощности в 150-500 Вт бывает вполне достаточно, чтобы усилить звуковой сигнал до нужной громкости.
Итак, мы рассмотрели основные типы и виды представленных на рынке усилителей мощности. Прежде всего, стоит заметить, что выбирать усилитель мощности нужно либо после, либо вместе с акустическими системами — громкоговорителями. Мощность акустической системы должна быть несколько выше, чем мощность усилителя, необходимо иметь некоторый запас, который позволит гарантировать сохранность безопасность работы громкоговорителей. При этом мощность усилителя не должна быть и слишком низкой, так как маломощный прибор, не сможет долго работать на пределе своих возможностей. Еще совсем недавно все, что требовалось от усилителя мощности — это качественное усиление звука, но теперь функциональность этих устройств значительно расширилась. С помощью современных моделей усилителей возможно осуществлять не только компьютерное управление, но и программирование воспроизведения музыкального контента.
Типы Усилителей
В зависимости от используемых усилительных элементов, усилители мощности звуковой частоты подразделяются на:
- Ламповые.
- Транзисторные.
- Интегральные.
- Гибридные.
Ламповые.
На электронных, электровакуумных лампах. Составляли основу всего парка УНЧ до 70-х годов. В 60-х годах выпускались ламповые усилители очень большой мощности (до десятков киловатт). С конца XX века наблюдается повышение интереса к ламповой звукотехнике в среде аудиофилов, многие, из которых считают, что только ламповый усилитель способен передать максимально чистый и верный звук. В настоящее время ламповые УМЗЧ выпускаются за рубежом небольшими партиями для аудиофилов, стоить такой усилитель может крайне дорого. Ламповые УМЗЧ обладают значительными габаритами и весом, низким к.п.д. и высоким тепловыделением. |
Транзисторные.На биполярных или полевых транзисторах. Такая конструкция оконечного каскада усилителя является достаточно популярной, благодаря своей простоте и возможности достижения большой выходной мощности, хотя в последнее время активно вытесняется интегральными даже в мощных усилителях. Интегральные.На интегральных микросхемах (ИМС). Существуют микросхемы, содержащие на одном кристалле, как предварительные усилители, так и оконечные усилители мощности, построенные по различным схемам и работающие в различных классах. Из преимуществ — минимальное количество элементов и, соответственно, малые габариты. |
Гибридные.Часть каскадов собрана на полупроводниковых элементах, а часть на электронных лампах. Иногда гибридными также называют усилители, которые частично собраны на интегральных микросхемах, а частично на транзисторах или электронных лампах. |
По количеству независимых каналов звукоусиления можно выделить:
- Моноусилители (одноканальные).
- Стереоусилители (двухканальные).
- Усилители систем объемного звука (многоканальные).
Подавляющее большинство усилителей имеют 2 канала, то есть, рассчитаны на применение в стерео-системах звуковоспроизведения. Однако многие из них имеют мостовой режим подключения к нагрузке и могут использоваться как одноканальные. Выходная мощность при этом увеличивается примерно в 2 раза.
Моноусилители используются в стереосистемах высокого класса или, например, в многоканальных системах для воспроизведения отдельных сигналов.
Многоканальная звуковая технология делает доступной реализацию собственного домашнего кинотеатра, даёт возможность построить по своему усмотрению систему объёмного высококачественного звука. Это позволяет ощутить тончайшие детали звуковой картины разных концертных залов при прослушивании аудиозаписей выполненных в многоканальном формате. Главной трудностью проектирования таких систем является сложность обеспечения одинаково точной локализации источников звука воспринимаемых слушателем во время воспроизведения по отношению к реальному расположению этих источников звука при записи. Данный эффект проявляется тем сильнее, чем дальше от центра зоны прослушивания удаляется слушатель.
Многоканальные системы используются не только для реализации звуковых эффектов и расширения стереобазы. Многие театры и концертные комплексы строились без учета современных требований к архитектурной акустике и имеют сложную многоярусную структуру, объемом более 10 куб.м на человека. Реализация стереосистемы в таких помещениях неизбежно приведет к тому, что отраженные от ярусных перекрытий, потолка и стен волны будут действовать локально, появятся участки с неравномерным распределением звукового поля. Дополнительная неприятность заключается в том, что на разных частотах эта неравномерность проявляется по-разному.
Решить подобную задачу способна только многоканальная система. Сигнал с помощью кроссоверов, входящих в состав оборудования профессиональной системы, разделяется на несколько частотных диапазонов, которые отдельно усиливаются и воспроизводятся. Добиться ровного звукового поля во всем диапазоне воспроизводимых частот удается только при использовании множества правильно подобранных и расположенных узкополосных акустических систем. Направленное действие акустических систем приводит к существенному уменьшению реверберации, увеличению звукового давления и минимизации фазовых искажений в озвучиваемом участке помещения. Следует отметить, что ошибка в 1 градус при ориентировании акустических систем линейного массива (вследствие низкого качества проекта и/или монтажа) может свести на нет все преимущества многоканальной системы. Как правило, каждый элемент устанавливаемых кластеров питается от собственного цифрового усилителя D или T класса, который настраивается для получения оптимальных характеристик звукового поля с учетом типа применяемых динамиков и твиттеров, объема и материала корпуса. Цифровой усилитель может содержать звуковой процессор, способный вносить в сигнал частотные и временные предыскажения.
Многоканальные системы также могут использоваться при необходимости разделить помещения на несколько независимых зон, в которых воспроизводятся различные музыкальные программы. Этот прием используется, например, в развлекательных комплексах, состоящих из множества залов. Достоинство такой системы заключается в возможности централизованного управления.
Что такое усилитель мощности звука. Особенности, разновидности и как выбрать
ЧТО ТАКОЕ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ ЗВУКА. ОСОБЕННОСТИ, РАЗНОВИДНОСТИ И КАК ВЫБРАТЬ
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильным усилителем мощности звука, известным в народе, как «усилок«, какие функции и задачи выполняет элемент акустической системы, а также, почему так важно грамотно подходить к выбору этого аудио компонента. Кроме того, расскажем про особенности, основные технические характеристики автомобильных усилителей и чем различаются звуковые системы друг от друга. В заключении мы поговорим о том, на какие нюансы необходимо обращать внимание перед покупкой того или иного усилителя, а также, какими преимуществами и недостатками обладают устройства предназначенные для увеличения мощности звука аудиосистемы транспортного средства.
Сегодня практически во всех автомобилях владельцы при улучшении акустики устанавливают отдельный внешний усилитель мощности звука. Дек, что же называется усилителем мощности звука или «усилком«? Приспособлением под названием усилитель мощности называется специальное устройство, как правило, с внешним типом действия, предназначенное для улучшения качества и чистоты звучания проигрываемой музыки. Однако не стоит путать параметры мощности и громкости звука, так как эти показатели абсолютно разные. Дело в том, что громко могут звучать и динамики-твитеры с 20-30 Ваттами, но при этом они не смогут воспроизводить на оптимальном уровне всю разносторонность проигрываемой мелодии. Вот поэтому, при выборе усилителя для акустической системы автомобиля, нужно покупать устройство с запасом мощности.
КАК ВЫБРАТЬ АКУСТИКУ В АВТОМОБИЛЬ?
ЧТО ТАКОЕ ШУМОИЗОЛЯЦИЯ АВТОМОБИЛЯ?
Многие автовладельцы на своих магнитолах могут найти маркировку следующего вида, например: «2 х 60W«, но что точно они означают знают не все. Эти показатели сообщают нам о максимальной мощности, которую способны выдать динамики на пике своих возможностей, то есть это говорит о предельном звучании устройств на протяжении короткого времени. Справочно заметим, что динамики нелинейного типа способны искажать выдаваемый звук примерно на 10-15 процентов, а это уже не может называться чистым звучанием. Кроме того, стандартные динамики, благодаря встроенным усилителям магнитолы с легкостью способны отыгрывать около 20-25 Ватт, но не 50 или 60 Ватт, как указано в технической документации к ним. Для меломанов такие показатели являются крайне низкими. Как правило, в таких пределах колеблется номинальная мощность головных динамиков, при которой издаваемая музыка не будет хрипеть.
Современные модели усилителей мощности звука автомобильной акустической системы для сабвуфера и динамиков подразделяются на следующие виды: двухканальные, трехканальные (наименее востребованы у автовладельцев), четырехканальные и пятиканальные устройства. О каждом виде устройств в отдельности мы сейчас и поговорим, чтобы правильно определиться, а затем грамотно выбрать нужный усилителя для своего транспортного средства.
РАЗНОВИДНОСТИ УСИЛИТЕЛЕЙ МОЩНОСТИ ЗВУКА ДЛЯ САБВУФЕРА И КОЛОНОК
— Двухканальные усилители мощности: применяются для качественного и мощного усиления звучания штатной пары колонок или одного сабвуфера. Почему именно для 1-го сабвуфера? Потому что данное устройство предназначено для воспроизведения низких частот, то есть в диапазоне от 60 до 100 Герц и при этом они не локализуются. В связи с этим можно в принципе обойтись только одним сабвуфером, который будет подключен одновременно к 2-ум каналам в режиме моно. Справочно заметим, что моно режим — это мостовой тип подключения, при котором мощность, которая будет выдаваться усилителем в разы получится выше.
Чтобы понять, как функционируют двухканальный усилитель мощности установленный для сабвуфера нужно взять номинальную мощность динамиков, например 2х60 Ватт и подключить их к системе в мостовом режиме. Результат общего выходного звука в автомобиле благодаря усилителю получится примерно 1х200-220 Ватт, в зависимости от модели устройства. Таким образом, усилитель купленный для 2-ух динамиков и сабвуфера, в среднем способен прибавить к общей мощности около 60-80 Ватт. Справочно заметим, чтобы сабвуфер мог проигрывать только низкие частоты, для этого нужно применить встроенный фильтр-усилитель. Дело в том, что без него вся проигрываемая музыка может быть «размазанной» по звучанию. Что же касается остальной акустической системы, то с ней, как правило, поступают наоборот — стараются убрать низкие частоты.
Перед тем, как переходить к следующему виду усилителей, давайте рассмотрим частый вопрос автолюбителей: «Существуют ли в природе одноканальные устройства?». Такие усилители действительно существуют, однако в автомагазинах их найти не просто, так как устройства являются штучным продуктом и широкого распространения они не имеют из-за определенной специфики.
В большинстве случаев, одноканальные усилители мощности встречаются в профессиональных акустических системах. Нужны они для того, чтобы обеспечить максимальную мощность только для сабвуфера, но не его звучанию.
— Четырехканальные усилители мощности: являются наиболее популярными и востребованными среди автовладельцев, благодаря их универсальности. Как правило, для подключения усилителя такого вида, к акустической системе автомобиля применяется следующая схема: 2 канала ложатся на переднюю акустику и 2 канала на сабвуфер. Таким образом, одновременно происходит подключение акустики и сабвуфера. В том случае, если сабвуфер в системе отсутствует, то вместо него подключаем заднюю акустику.
Справочно заметим, что существует еще способ поканального подключения, при котором одна пара выходов идет к твитерам или пищалкам, а вторая пара предназначается сугубо для колонок. Кроме того, стоит помнить, чтобы акустика в автомобиле функционировала максимально эффективно, необходимо правильно выбрать схему подключения, а затем осуществить ее построение.
Опять же, перед переходом к следующему виду усилителей, мы пару слов скажем о трехканальных устройствах, которые тоже существуют в природе, но их очень сложно встретить в продаже в автомагазинах также, как и одноканальные. Третий канал в таких усилителях применяется сугубо для подключения сабвуфера. Причиной вытеснения с рынка 3-х канальных устройств стали усилители с 4-мя каналами, потому что, как мы отмечали ранее, они являются более универсальными, поэтому и настолько востребованы автолюбителями.
— Пятиканальные усилители мощности: почти ничем не отличаются от собратьев по 4-м каналам, однако небольшая разница все же имеется и заключается она в том, что у данных устройств имеется еще дополнительный канал для сабвуфера. Если с каналом для создания дополнительных басов от сабвуфера все ясно, то оставшиеся 4 канала можно спокойно применять, как для фронтальной с тыловой акустической системы, так и для поканального подключения.
После того, как мы определились с нужным нам видом усилителя мощности звука акустической системы, можно переходить к его покупке, установке и подключению. Кстати, что касается установки и подключения купленного усилителя, то это дело считается непростой задачей. Справочно заметим, что подключаемый усилитель должен хорошо вентилироваться, потому что такому устройству крайне свойственно сильно нагреваться. Также не стоит забывать, что сконструированная акустическая система, а точнее конструкция, включая провода и устройства, должна быть четко зафиксирована на своих местах.
Видео обзор: «Что такое усилитель мощности звука. Особенности, разновидности и как выбрать»
В заключении отметим, что покупка усилителя — это только пол дела, а вот вторая половина — установка с подключением. Дело в том, что от правильно встроенного усилителя в ранее созданную акустическую систему автомобиля будет зависеть качество выдаваемого на выходе звука, который должен характеризоваться идеальной чистотой звучания. Также не лишним перед покупкой той или иной модели усилителя мощности звука будет изучение отзывов автовладельцев на популярных автомобильных форумах и порталах.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.
ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Что такое усилитель мощности звука?
Усилители мощности в практике радиолюбителей уже много лет занимают одно из первых мест. Несмотря на множество готовых промышленных конструкций с иероглифами на борту, мы до сих пор строим свои аудиосистемы сами.
Когда-то давно я занимался в школьном радиокружке и построил наверно с десяток усилителей мощности звука. Среди них был и усилитель Агеева, и усилитель Гумели. В то время я слабо понимал как они работают, книг, компьютера, а тем более интернета, у меня не было вообще . Так что собирал как мог. Было весело. Сегодня я хочу рассказать тебе как устроен усилитель мощности звука, чтобы ты понимал из каких блоков он состоит, для чего они нужны и почему он вообще усиливает.
Усилители мощности в электронике занимают особое место и используются повсеместно: и в аудиоусилителях, и в телевизорах, и в станках и т.д. Практически каждый радиолюбитель хоть раз, да собирал УМЗЧ и радовался как это весело, что плата с проводами выдаёт звук.
Давай разобираться что такое «усилитель мощности». Из названия создаётся впечатление, что это устройство магическим образом превращет 1 Вт мощности, поступивший на вход, к примеру, в 15 Вт на выходе. Что усилитель из воздуха сделала сигнал более сильным. На деле всё иначе. Ничто не берется из ниоткуда. Главная идея усилителя мощности в том, что он подаёт на выход (на АС, например) часть мощности своего источника питания. А входной сигнал просто регулирует сколько мощности следует подать на выход.
Таким образом усилитель мощности как бы повторяет входной сигнал и подаёт на выход его копию, только большей мощности.
Если это звучит замысловато, то представь себе водопроводный кран. Труба, к которой он подсоединён — это «источник питания» крана. Носик крана — выход. А твоя рука, которая крутит ручку крана туда-сюда — это входной сигнал. А значит ты своей рукой регулируешь мощность потока воды из носика крана.
Типичная структура усилителя мощности
В усилителях мощности звуковой частоты, т.е. обычно в музыкальных усилителях, важным качеством является не только увеличение мощности звука, но и сохранение его качества. Для этого усилители строятся таким образом, чтобы снизить искажения исходного сигнала.
Поэтому вместо одного блока, который сразу бы усилил сигнал в 10-100-200 раз используется несколько последовательно включенных усилительных каскадов, которые усиливают в 5-10 раз. А так как они стоят один за другим, то итоговый коэффициент усиления буден равен произведению коэффициэнтов усиления каждого каскада. Т.е. если первый каскад усиливает в 2 раза, а второй в 10, то в итоге усиление будет в 20 раз.
Коэффициентом усиления (по напряжению) в данном случае будет результат отношения напряжения на выходе усилителя к напряжению на входе.
На практике усиление напряжения происходит в первых каскадах, а последний каскад, который называется «выходным», служит как раз для подведения необходимой мощности в нагрузку и часто сам по себе даёт единичное усиление.
Ниже, на схеме усилителя Гумели, я показал блоки усилителя, соответсвующие диаграмме выше:
Характеристики усилителей мощности
Идеальный усилитель должен усиливать сигнал (т.е. создавать его копию), не внося никаких изменений в исходный сигнал. Хороший реальный усилитель конечно же вносит искажения, но они незаменты для человеческого уха. Плохой усилитель сразу даёт о себе знать, когда вместо чистого звука скрипки из динамиков доносится хрюканье поросёнка.
Я хочу обсудить с тобой характеристики усилителя мощности, на которые всё таки следует обращать внимание как при покупке, так и при создании усилителя своими руками.
- Искажения сигнала
- Шумы
- Номинальная мощность
- Частотные параметры
Искажения
Да, при прохождении сигнала через твой усилитель он искажается. Искажения неизбежно вносятся электронными компонентами, а также могут возникать из-за плохой работы всей схемы в целом. В хороших усилителях стремятся снизить искажения, в плохих их слышно даже невооруженным ухом: щелчки, хрипения, звук как из телефона и т.д. При конструировании усилителей применяют разные решения дял снижения тех или иных видов искажений:
- Линейные искажения
- Нелинейные искажения
Линейные искажения влияют на амплитуду и фазу сигнала. Например, при прохождении звука через усилитель сл
Усилитель звука — как подобрать к колонкам, рейтинг лучших моделей 2019 года
Современный меломан отдаст полцарства за хороший усилитель, если, конечно, оно у него имеется. Казалось бы, вот тебе активные компьютерные колонки — подключай источник и наслаждайся. Однако катарсиса не выходит… — звук-то выходит посредственный… И тем кто никогда не слышал, как играет hi-fi аппаратура, даже сложно объяснить насколько. Благо любители хорошей музыки сейчас все более продвинутые, да и за толковую электронику просят не королевское наследство.
Так зачем нужен усилитель?
Что же такого волшебного делает усилитель звука для колонок, раз считается сердцем аудиосистемы? Среди миллиона различных ответов напрашивается самый очевидный. Он увеличивает мощность сигнала. Не секрет, что любая информация в современной технике передается, преимущественно, с помощью электрических колебаний. И цифровое, и аналоговое устройства производят работу только получив информацию на свой блок с соседнего, или с другого аппарата. Так и дружат.
На выходе проигрывателя электрические колебания всегда очень слабые, и хоть содержат всю необходимую информацию для воспроизведения, не способны совершить серьезную работу. Ни для одного уважающего себя динамика такой шёпот неприемлем. Каждая колонка, каждый ее динамик ждут адекватного питания и, подключенные к передающему музыку МОЗГУ, «голодают». В таких условиях они звучат невнятно и невыразительно.
Вот тут на выручку и приходит наш герой — усилитель мощности звука. Хороший усилитель обогащает, подготавливает звук для акустики и, подключенный к электросети, заражает своей энергией колонки через линейные выходы. Как говорится, начинается уже совсем другая песня.
Без сомнения, двадцать первый век вносит свою лепту в увеличение машинного разнообразия: усилители сейчас стали сильно непохожими друг на друга. Тем не менее, можно составить довольно удобоваримую классификацию, которая поможет лучше в них ориентироваться.
Виды усилителей
Итак, есть три типа такой аппаратуры, которая делает аудио мощнее и громче:
Предварительный. Если устройство, например, такое как микрофон имеет дело с плохим источником звука – усилитель обрабатывает и улучшает информацию о нем, добавляя мощность.
Оконечный. Собственно, занимается только своими прямыми обязанностями — усиливает звук. Можно увидеть в студиях звукозаписи среди прочего профессионального оборудования.
Интегральный. Микс двух предшествующих. Самая распространяя система из доступных в магазинах. Как любое комбинированное решение дает несколько сниженное качество звучания по сравнению со специализированными усилителями. Но выигрывает в цене и универсальности.
Различают аппаратуру и по способу передачи сигнала:
Аналоговый усилитель. Работает с электрическими колебаниями, которые получает от проигрывателя, увеличивая их энергетические характеристики. Для подключения к цифровой технике требуется соответствующий преобразователь.
Цифровой усилитель. Преобразует на выходе цифровой сигнал в аналоговый, «понятный» колонкам и добавляет ему мощности.
Классы усилителей
По разному работают и транзисторы — повышающие силу сигнала элементы внутри усилителя. Их видовое разделение по этому признаку настолько многообразно, что проще ориентироваться лишь на самые основные и принципиальные отличия. Лучше — не углубляясь в тонкости функционирования радиодетали и не объясняя ее устройство обратить внимание на эксплуатационные характеристики свойственные соответствующим классам.
Усилители класса А, В, АВ, Н и прочие их производные. Хоть и отличаются временем и степенью открытия транзисторов для пропускания тока в цепь, действуют принципиально одинаково. Главная проблема для всех аппаратов этого типа, возникающие в начальный момент пропускания тока, нелинейные искажения входного сигнала. Все в конструкции этого типа техники направлено на борьбу с ними. Что приводит к уменьшению КПД и серьезному нагреву. Отсюда вытекает серьезный рост размеров с повышением мощности — для большого устройства, и зажатость звучания от ее недостатка — если устройство маленькое. Класс А считается самым точным и наименее подверженным помехообразованию и, как результат, обладает наименьшей производительностью.
Усилители класса D. Транзисторы в них работают как ключи, открываются мгновенно и сразу пропускают ток. И это приводит к полному отсутствию нелинейных искажений. Коротко говоря, этот тип усилителей полная противоположность предыдущему семейству. Выигрывая в КПД, они плохо себя проявляют, при воспроизводении звукового диапазона, что особенно заметно в области высоких частот. Для тех, кто ищет компактный усилитель в автомобиль — этот класс может быть особенно интересен.
Также отличаются эти устройства не только по назначению, но и по исполнению.
На интегральных микросхемах. Что называется, дешево и почти сердито. Играет цветасто, бравурно и громко. Но недостает полноты картины, не хватает глубины и мягкости. На случай, если вы любите только парады и марши. Благодаря компактной элементной базе легко помещаются в небольшой корпус. Часто используются как сбалансированное решение для автомобиля. Среди таких аппаратов часто встречаются, так называемые ресиверы, выполняющие ряд сопутствующих функций. Например, в них могут быть интегрированы вай-фай и блютуз модули. Одним словом, бурно развивающееся направление. Существуют и дорогие модели с удивительным звучанием, относящиеся к hi-end классу.
На транзисторах. Отработанная и проверенная технология. Звук зависит от качества транзисторов. Современные радиодетали позволяют добиваться при воспроизведении минимума искажений, богатства нюансов с легкостью отыгрывая и динамичные композиции. Попадаются даже экземпляры, которые звучат совсем нежестко, по-домашнему. Все они довольно универсальны. Могут работать с любой акустикой. Хотя тут не все однозначно. Класс А выдает самый богатый диапазон, но проседает по КПД и мощности, более требователен в подборе акустики. Системы классов В или D менее привередливы. Им по зубам колонки с низкой чувствительностью. При этом не будет чувствоваться зажатости, замкнутости динамического диапазона.
Ламповые. Их часто выбирают ценители. Воспроизведение теплое и естественное. Идеально передают тембр голоса и способны раскрыть всю звуковую палитру играющего инструмента. Лучше всего показывают себя в тандеме с мягкими динамиками на основе бумаги или подобного по механическим свойствам материала.
Гибридные. В последнее время особенно популярны. Здесь лампы обрабатывают входной сигнал, а накачкой колонок занимаются усиливающие каскады на транзисторных схемах. Союз «меча и орала» придает игре теплоту, без ущерба КПД и позволяет точно управлять акустикой. Им по силам «раскачать» тугие колонки с хорошими низами.
Надо оговориться, что в этой номенклатуре присутствует тавтология, которая закрепилась исторически. Среди перечисленных выше разрядов усилителей основной и главной единицей все равно остается транзистор. Просто исполнен он различно. В аппаратах на интегральных микросхемах — транзисторы плотно упакованы в крошечном кусочке кремния, в ламповых — это отдельные триоды в стеклянной колбе. Но в общем, несмотря на то, что все эти устройства собраны из одинаковых по сути, но по-разному исполненных элементов, транзисторными называют лишь те, в которых они представляют собой отдельную полупроводниковую деталь. Кстати, в сети встречается ошибочная формулировка «усилитель звука на транзисторе», которая неверна уже потому, что транзисторов в современном усилителе много, как минимум один на каскад.
Выбор усилителя, учитывающий характеристики колонок
Выбрать хороший аудиоусилитель для дома, отвечающий современным требованиям и соответствующий собственным желаниям дело нетривиальное. Это, в какой-то мере, даже инженерная задача. Нужно учесть характеристики проигрывателя и колонок, которые будет использоваться вместе с усилителем. А также учесть размер и акустику помещения, где будет располагаться и играть музыкальное оборудование. И вдобавок, предстоит определиться с затратами, установив доступную для себя планку качества.
На что же нужно обращать внимание? Можно выделить несколько важных моментов:
Прежде всего стоит оценить уровень интермодуляционных и переходных искажений. Эти значения производители указывают редко и их наличие в паспорте говорит о серьезном подходе к делу. У самых лучших образцов первая величина не превышает одного процента. У устройств для дома достаточен показатель не больше трех.
При воспроизведении музыкального ряда, мембраны динамиков испытывают случайные колебания. Они еще называются паразитными. Усилитель способен им противостоять. Успешность этого оценивается демпфированием — еще одной числовой характеристикой, которая для домашнего использования должна быть не менее ста.
Показатель сигнал/шум. Это когда вы выкручиваете регулятор громкости усилителя до конца и сравниваете величину помех с амплитудой выдаваемого полезного сигнала. Чем выше цифра, тем чище будет звучание.
Частотный диапазон. Чем он шире, тем лучше. Особенно хорошо если этот диапазон уходит в не воспринимаемую человеческим ухом область — это гарантирует работу без помех в слышимой. Разумеется, при прочих равных.
Следует обязательно учесть чувствительность и сопротивление колонок, с которыми предстоит работать усилителю. Акустика с малой чувствительностью требует более мощного аппарата. Меньшее сопротивление колонок, чем расчетное для усилителя, может вызвать короткое замыкание и выход из строя всей аудиосистемы. Большее же, хоть и не опасно, при большой разнице заметно уменьшит громкость проигрываемой музыки.
Система усилителя должна быть двухполосной для возможности воссоздания стерео. А подключать сабвуфер к четырехполосной. Хотя для басовика, лучше подойдет дискретный моноусилитель.
Возможные варианты
Чтобы проще было разобраться в многообразии звукоусилительной техники можно рассмотреть конкретные модели, которые очень хорошо зарекомендовали себя на рынке и в среде любителей музыки. Безусловно, каждый усилитель служит для увеличения мощности звука, но помимо этого, еще привносит в исполнение музыки свою свойственную только его модели изюминку. Это надо помнить. И всегда придерживаться главного правила при покупке любого аудиоустройства: слушать, слушать и еще раз слушать. Именно собственное восприятие звука — это то, на что прежде всего нужно ориентироваться.
Yamaha A-S201
Плюсы
- Хорошая мощность
- Создает широкое и объемное звуковое пространство
- Есть фонокоректор и считывающая ММ-головка, для любителей винила
- Есть функция автоотключения
Минусы
- Отсутствие регулятора баланса
- Пластиковые разъемы линейных выходов
- Уровень шума несколько выше чем в других похожих системах
Интегральный усилитель от легендарного мультимедийного бренда. Он самый недорогой в линейке, но в нем присутствуют те же уникальные технологии, что и в старших моделях. Сто ватт на канал – это порядочное усиление, и такая мощность вполне достаточна для любых колонок. Хорошо себя показывает при воспроизведении сложных музыкальных композиций. Диапазон подходящей музыки от симфонической – до, контрастирующей — репа. Усилитель сохраняет первозданное звучание лишь слегка и приукрашивая его только в пользу.
Звук прямой и притягательный, конструкция надежная, строгая и лаконичная внешность. В целом, отличный экземпляр за свои деньги.
SMSL SA-36A Plus
Плюсы
- Наличие Bluetooth. Возможность транслировать музыку по радиоканалу с телефона или на колонки.
- Воспроизведение по USB и с MicroSD-карт
- Винтовые разъемы для акустики
- Небольшие размеры
- Невысокая цена
Минусы
- Внешний блок питания
- Не очень большая мощность
Интересный маленький усилитель класса D с поддержкой беспроводной сети по протоколу Bluetooth. Особенно хорошо воспроизводит высокие частоты, но и низкие тоже вполне достойные. Чистый и очень подробный звук. На выходах каждого из двух каналов по 30 ватт в расчете на сопротивление колонок в 4 ома. Корпус из алюминия с очень приятной текстурой, крепкий и миниатюрный. Хорош для не сильно мощной акустики. Достаточен для средних размеров комнаты.
TPA3116 LM1036 (2.0)
Плюсы
- Отличная мощность для такого размера
- Защита от короткого замыкания и перегрева на выходах
- Небольшие размеры
- Совсем невысокая цена
Минусы
- Внешний блок питания
- Отсутствует корпус. Можно склеить шасси из оргстекла
Еще один крошечный представитель D класса с выдачей 50 ватт на каждый канал. Вдвое мощнее предыдущей модели. Дает чистый и сильный звук. Имеет высокий кпд в 90 процентов, потому слабо нагревается и не требует каких-то дополнительных конструкций для охлаждения. Недорог, надежен. Отличный вариант для дома.
Pioneer A-10
Плюсы
- Хорошая мощность
- Очень большая широта воспроизводимого диапазона (5-100000 Гц)
- Есть фонокорректор ММ
- Есть функция автоотключения
- Возможность отключить встроенный кроссовер, если есть более высококлассный
Минусы
- Пластиковые навершия потенциометров
- На большой громкости заметно греется, и при длительной работе может уйти в защиту
- Отсутствие пульта в комплекте
Аналог Yamaha A-S201. Очень похож на своего более мощного собрата. Низы глубокие, высокие частоты приятны. Ощущается даже некоторая ламповость. Но в целом звук более железный, свойственный интегральным аппаратам. Хорошие показатели по критерию сигнал/шум. Требователен к источнику звука и акустике.
Плюсы
- Качество исполнения изделия. Корпус добротный, запаха пластика нет, трансформатор работает очень тихо.
- 3D звук (увеличивает стереоэффект)
- Ни один динамик с этим усилителем не фонит
- Регулировки тембра
Минусы
- Реальная мощность ниже заявленной (максимум 10 ватт на канал, хотя производитель указывает – 50, не оговариваясь, что это пиковая)
- Несколько завышенная цена
Несмотря на невысокий коэффициент усиления справляется с довольно серьезными колонками. Хотя хорошо играет лишь на половине своей мощности (в районе 4 ватт на канал). При таких условиях и с приличной аппаратурой звук хорош, помехи минимальны, а широта воспроизводимых частот более чем удовлетворительна.
Заключение
В приведенных примерах рассматривались лишь устройства класса D, как наиболее современные и подходящие для домашнего использования. Они имеют невысокую стоимость и дают полноценную звуковую картину. А потому рекомендуются любителям и обычным пользователям, желающим расширить свой музыкальный опыт.