схема самодельной модели. Как сделать усилитель на транзисторах в домашних условиях? Как собрать простой из магнитолы?
Полноценная колонка не работает без усилителя так, чтобы музыку и речь было слышно из неё на приличное расстояние. Маломощный предварительный усилитель, которым оснащены, к примеру, карманные радиоприёмники и MP3-плееры, будучи подключённым к колонкам без основного усилителя, работает с перегрузкой и может выйти из строя. Однако умельцы смогут сделать усилитель звука для колонок своими руками.
Из чего можно сделать?
Усилитель для одной, двух или нескольких колонок в домашних условиях можно сделать на основе любого из устройств, в корпус от которого поместилась бы по длине и ширине его электронная плата. Корпусом может служить как сама активная колонка, в которую он устанавливается в отдельное, отгороженное пространство вместе с блоком питания, так и мощное зарядное 0.
Альтернативным решением служит корпус от старой магнитолы, из которой удалён кассетный или CD-привод, отработавший свой срок службы. Зачастую от старых автомагнитол остаётся лишь мощный стереоусилитель – в этом случае ничего переделывать не нужно. Если готовых корпусов нет – сам корпус изготавливается самостоятельно из фанеры небольшой толщины (до 1 см), алюминиевых листов, двустороннего фольгированного стеклотекстолита и других материалов.
Инструкция по изготовлению
Усилитель звука для колонок своими руками потребует для изготовления радиоматериалы и радиокомпоненты.
- Набор деталей (согласно выбранной схеме): микросхема серии TDA или похожая, резисторы, конденсаторы, тестовый динамик (или уже собранная пассивная колонка), алюминиевый радиатор. При сборке усилителя на мощных транзисторах, рассчитанных на низкие частоты до 100 кГц, потребуется, кроме самих транзисторов, несколько менее массивных радиаторов.
- Печатная плата. Если плата не будет вытравливаться самостоятельно (например, хлорным железом), то вместо простого фольгированного (стекло) текстолита или гетинакса в китайском интернет-магазине заказывают макетную плату с уже готовыми контактными отверстиями, соединяемыми при помощи медной проволоки или кусков провода со снятой изоляцией. Любителям травить платы классическим способом потребуется, кроме реактивов для приготовления хлорного железа, лак, плотно прилегающий к металлам.
Самый простой вариант – лак для ногтей, но его стоимость может не оправдать себя.
- Электромонтажные провода – достаточно любого провода с диаметром в 0,5 кв. мм, с которого легко снимается изоляция. Это может быть провод марки КСВВ (или КСПВ). Для подключения готовых блоков и узлов чаще всего применяют многожильный ШВВП на 0,75 или 1 кв. мм.
- Припой, канифоль и паяльный флюс для работы паяльником. Сборка на самокрутках ненадёжна – медные провода, окисляясь, быстро теряют контакт. Сборка на болтах с гайками и на гильзах – слишком трудоёмкий вариант.
Кроме материалов, нужны также некоторые приборы и инструменты.
- Пассатижи, бокорезы, набор отвёрток. Может потребоваться разводной ключ и набор шестигранных ключей.
- Паяльник и подставка для него.
- Если плата изготавливается «с нуля» – нужны миниатюрный бур и набор свёрл. Для изготовления печатной платы без применения химии понадобится резак, которым прочерчиваются канавки, разделяющие дорожки и другие токопроводящие участки.
- Мультиметр (тестер) – без него не обходится почти ни одна электромонтажная работа.
- Тестовый блок питания. Если такого блока нет, но вам известно напряжение, подающееся на усилитель, – начните сборку устройства с него. Зачастую раздобыть готовый блок питания на 12 вольт (все усилители с выходной мощностью от нескольких ватт требуют именно такое напряжение) гораздо труднее, чем зарядное устройство для смартфона или планшета.
Подготовив все нужные приборы, инструменты, радиоматериалы и радиокомпоненты, можно приступать к сборке самодельного устройства. Для изготовления блока питания на 10 вольт (если усилитель допускает такое падение напряжения) соедините выводы зарядных устройств, рассчитанных на 5 вольт, последовательно. Образуется двуполярный источник питания на 10 В с возможностью заземлить или «занулить» среднюю точку 0(где один «минус» и один «плюс» соединены последовательно).
Сборка усилителя включает ряд шагов.
- Если плата не макетная, а полностью «самосборная» – прорисуйте при помощи кисточки или тампона дорожки лаком под топологию микросхемы. Навесные элементы могут располагаться произвольно, рекомендуется их скомпоновать поплотнее. Пересекающихся дорожек быть не должно.
- Высушите плату, приготовьте раствор хлорного железа, опустите в него плату на несколько часов или на сутки
- По окончании травления удалите лак с оставшихся мест, защищённых от вытравливания. Не откладывайте процесс на несколько дней, чтобы лак не пристал накрепко к плате.
- Высверлите с помощью бормашины или шуруповёрта отверстия под ножки радиодеталей.
- Покройте получившиеся дорожки слоем припоя. Вставьте радиоэлементы, сверяясь по сборочному чертежу, в нужной последовательности, спаяйте их на печатной плате.
- Установите радиатор на металлической подложке микросхемы. Если схема усилителя транзисторная, используйте для каждого из оконечных каскадов отдельный радиатор. Допускается разместить их на общем радиаторе.
- Припаяйте провода на звуковой вход, вход по питанию и выход по звуку, промаркируйте их.
- Подключите колонки к выходу собранного усилителя.
- Подключите ко входу источник звука (смартфон, MP3-плеер или радиоприёмник), используя разъём на 3,5 мм.
- Подайте питание на соответствующие выводы, включите звук на гаджете, например, выбрав любой из имеющихся саундтреков (или видеороликов).
При правильной сборке усилитель сразу же заработает. Для транзисторных усилителей в режиме «стерео» используют два независимых монофонических усилителя. В качестве рабочего варианта – два одно-, двух-, трёх- и более каскадных устройств. Трехкаскадная схема – самая универсальная: первый, маломощный каскад «раскачает» второй (средней мощности). Второй же – третий (оконечный), обладающий максимальной мощностью. На последний каскад и устанавливается радиатор.
Технология стереозвука (пространственного звучания) такова, что независимые усилители могут подключаться по отдельности и обладать отдельными колонками. Но для стереосистем, в которых сабвуфер (низкочастотный динамик или колонка) общий, стереофонический вариант усилителя собирается на одной микросхеме – и левый, и правый каналы сведены вместе при помощи дополнительных навесных (пассивных) деталей.
Рекомендации
Старайтесь не держать паяльник долго в одной точке – несколько секунд перегрева (температура свыше 250 градусов) способны отслоить слой медной фольги, и дорожку придётся заменить на медную проволоку. Проволочные дорожки из-за большей кривизны вносят дополнительную дестабилизацию в работу высокочастотных электрических цепей и каскадов.
Чтобы не перегревать микросхему, транзисторы и/или диоды (от перегрева они получают тепловой пробой), используйте паяльный флюс (в простейшем случае это раствор хлорида цинка) или лимонную кислоту и немного канифоли. Испаряющийся флюс частично охлаждает выводы радиодеталей, не давая последним перегреться. Движения должны быть чёткими, но довольно быстрыми.
Не рекомендуется использовать паяльник мощностью более 40 Вт – высокомощный за секунду и более перегреет активные радиокомпоненты.
Не пренебрегайте радиаторами. Полезно провести тепловой расчёт схемы. Выпускникам технических вузов, отучившимся на факультетах радиоэлектроники и конструирования аппаратуры, в этом плане легче. Усилитель, перегревающийся при большей громкости, рано или поздно выйдет из строя.
Нельзя завышать питающее напряжение больше максимального значения, указанного в инструкции схемы. Недостаток питания приведёт к тому, что усилитель не заработает либо сработает на минимальной мощности.
Компьютерный блок питания, использовавшийся в домашнем компьютере, который уже давно устарел по производительности, может пригодиться – он потребляет 250-400 Вт, но выдаёт не менее 70% от этого значения. Среди выходных напряжений компьютерного БП имеются 3,3; 5 и 12 В. Это универсальное решение для «самодельщиков» – блок питания от старого ПК выступает в роли лабораторного.
Согласуйте (соотнесите) мощности колонок и усилителя. Слабые колонки сгорят на мощном усилителе. Возможна и обратная ситуация, когда звук в слишком мощных колонках будет «захлёбываться». Для избавления от наводок со стороны блока питания вход и выход усилителя подключают посредством экранированной витой пары – коаксиального кабеля с двумя независимыми центральными проводниками, играющего роль акустического.
Определившись с ожидаемыми параметрами, вы соберёте универсальный усилитель, мощности которого (и колонок для него) хватит, чтобы организовать прослушивание музыки на большой территории площадью в несколько сотен квадратных метров.
В следующем видео вы узнаете один из вариантов создания усилителя звука для колонок своими руками.
Как подобрать усилитель к колонкам. Легко и правильно.
Сегодня на рынке массовой компьютерной акустики (да и не только) преобладают активные колонки. Усилитель уже встроен в их корпус, а это значит, что их достаточно подключить к источнику звука (кабелем или по Bluetooth) и к источнику питания.
Однако старые добрые пассивные колонки тоже не сдаются. Как правило, они применяются в профессиональной сфере и в сегменте Hi-Fi и Hi-End. Высококачественные акустические системы часто не имеют встроенного усилителя: владельцу предлагается докупить подходящий отдельно.
Как выбрать усилитель для колонок правильно? Задача не такая простая: неверный подбор усилителя в худшем случае может привести к их перегрузке и порче. А в самом невинном случае колонки просто не раскроют свой потенциал и не обеспечат вам качественный звук. Поэтому перед тем, как подобрать усилитель к колонкам, надо узнать параметры своих колонок.
Рассмотрим самый простой случай: вы решили купить полный усилитель, а не набор из предварительного и оконечного. Сегодня выпускается достаточно много.
Что надо знать о колонках для выбора
Предположим, колонки у вас уже есть. Вы начали собирать с них свою аудиосистему по советам знатоков (если так, то они правильно вам посоветовали), или просто по случаю выгодно купили комплект акустики. На что надо обратить внимание?
- Мощность. Этот параметр обычно указывается и в документации колонок, и на их корпусе. Следует отличать пиковую мощность, на которую колонки способны кратковременно, и номинальную. Ту мощность, на которой звук воспроизводится без искажений. Именно на второй мощности следует использовать акустику.
- Сопротивление. Считается, что, чем сопротивление выше, тем качественнее звук: гасятся шумы и искажения. Однако, в отличие от наушников, где значение сопротивления может колебаться в очень широком диапазоне, колонки обычно имеют сопротивление лишь от 4 до 8 Ом. Важно учесть: чем выше (при прочих равных) сопротивление, тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, громкость воспроизведения.
Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель звука для колонок, надо знать их данные. Усилители тоже имеют соответствующие параметры — выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?
Опасности неверного подбора усилителя
Что может пойти не так при неправильном выборе? И как подобрать усилитель к колонкам по мощности так, чтобы избежать возможных проблем?
Рассмотрим такие случаи:
- Мощность усилителя больше мощности колонок. Это не страшно, если вы не будете включать его на полную. В идеале достаточно будет 50-70% от максимума. Более того, такое сочетание, как считается, обеспечивает наиболее качественный звук. Однако есть риск, что однажды вы, забывшись, поставите громкость на максимум — и это повредит диффузорам колонок. Можете пересмотреть «Назад в будущее» — в начале фильма Марти Макфлай именно это и делает, с разрушительными последствиями.
- Мощность усилителя соответствует мощности колонок. Вроде бы всё идеально. Однако на максимальной громкости акустика начинает выдавать искажения, а усилитель на своём максимуме может подавать на колонки постоянный ток, что портит их. Качественные усилители, конечно, снабжают специальными конденсаторами во избежание «жарки» колонок постоянным током. Но лучше не рисковать и запускать такую систему на те же 50-70% громкости от силы.
- Мощность усилителя меньше мощности акустики. Казалось бы, здесь риск исключён. Однако нет: опасность «жарки» постоянным током, если усилитель работает на полную, всё ещё есть. Если же включить его на 60-70%, риск исключается. Однако акустика не раскрывает потенциал.
Что же до сопротивления (импеданса), то сочетания сводятся к следующим вариантам:
- Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Опасное сочетание: такие колонки могут не справиться с подаваемым от усилителя сигналом и испортиться. Лучше его избегать.
- Сопротивление усилителя соответствует сопротивлению колонок. Идеальный случай.
- Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Вы не рискуете исправностью техники, однако фактическая выходная мощность будет в полтора-два раза ниже реальных способностей вашей акустики. То есть, колонки толком не зазвучат.
Некоторые усилители оснащаются либо селектором импеданса, либо разными каналами с разным сопротивлением. Такую модель можно просто переключить в режим, соответствующий вашим колонкам. Другие модели совместимы как с 4-омными, так и с 6- и 8-омными колонками, однако мощность будет падать обратно пропорционально сопротивлению. Выигрыш здесь будет в гарантии того, что колонки будут работать исправно. К тому же, если вы однажды задумаетесь, как подобрать колонки под усилитель, у вас будет более широкий выбор.
Вопросы вкуса
Какой звук вы любите: старый мягкий, или современный, «во все частоты»? От этого тоже зависит ответ на вопрос, как подобрать усилитель к колонкам к вашему удовольствию. Ведь если звук вам не по душе, то правильный подбор параметров не спасёт.
Здесь можно рассмотреть два наиболее распространённых типа усилителей:
- Ламповые. Хотя выражение «тёплый ламповый звук» уже трудно воспринимать без иронии, характер звука всё равно отличается: меньше шумов, меньше искажений при кратковременных перегрузках, дополнительные искажения, которые создают «привкус». Если вы слушаете старую музыку или её современную трактовку, записанную аналоговым способом, с винила, кассет или в высококачественных рипах, то есть смысл прислушаться к «лампе».
- На интегральных микросхемах. Это более современный тип, отличающийся более точным звуком, без характерных ламповых искажений, придающих «теплоту». Это хороший выбор для современной музыки — от рока до клубных стилей и хип-хопа.
Принципы подбора по совместимости остаются в силе для обоих типов.
Как подобрать усилитель к колонкам?
Звук давно стал постоянной частью жизни каждого современного человека — именно благодаря ему каждый из нас может составить адекватную картину происходящего вокруг. Конечно, в последние годы все большей популярностью пользуются активные колонки со встроенными в них усилителями. Все же в полной мере насладиться аудиокомпозициями позволяет только пассивная акустика. Колонки самого высокого качества, как правило, собственного усилителя не имеет, потому его приходится покупать отдельно. В нашей статье мы рассмотрим особенности ресиверов для колонок и правила их выбора.
Основные критерии
Для того чтобы добиться чистого качественного звучания, нужно правильно подобрать ресивер. Сделать это совсем не так просто, как может показаться. В этом деле нужно учитывать большое количество нюансов.
Баланс с акустической системой
Для качественного звучания важно, чтобы между всеми параметрами работы ресивера и колонок был соблюден баланс. Усилитель должен быть более мощным, чем колонки приблизительно на 60%.
Только подобная разница в мощностных характеристиках позволяет получить чистый звук с минимальным искажением звукового сигнала.
Это утверждение основано на многолетнем опыте собственников аудиосистем всех видов. Если разница мощности будет больше приведённого обозначения, то усилитель станет перегреваться и быстро выйдет из строя.
Подбор мощности
Мощность считается одним из базовых показателей, по которому можно определить, какой именно вид усилителя купить. Для того чтобы определиться с оптимальным значением, для начала следует обозначить цели использования аппаратуры и особенности габаритов помещения, где она будет установлена.
Так, если вы покупаете акустическую установку домой, в жилую квартиру или дом типовых размеров, где не предусмотрено дополнительной звукоизоляции, лучше придерживаться правила: на каждый квадратный метр площади нужно порядка 3 Вт номинальной мощности. Подобное соотношение считается самым лучшим и обеспечивает комфортное прослушивание любимых треков так, чтобы при этом не досаждать своим домочадцам и соседям.
Если вы подбираете ресивер для габаритных пространств либо для открытых площадок, то мощностные характеристики должны быть выше. В этом случае опираться лучше на базовые технические параметры акустической установки. Обязательно обращайте особое внимание на показатели сопротивления колонок: оптимальным решением станет усилитель звука, рассчитанный на импеданс выше, нежели у имеющейся рабочей аппаратуры. Только в этом случае звучание будет ровным, громким и четким.
Учёт технических характеристик
Кроме показателей мощности, любой ресивер обладает целым рядом других технико-эксплуатационных характеристик.
- Степень искажения. Hi-End система имеет базовое значение, приближённое к 1%. Чтобы звучание было оптимальным, очень важно, чтобы этот параметр не превышал отметки в 2-3%.
- Демпфирование. Этот параметр означает то, насколько усилитель способен подавлять динамические колебания. Лучше всего купить аудиосистему, показатель демпфирования которой не ниже 100.
- Шум. Это характеристика, которая отвечает за то, насколько большим будет количество помех при повышенной громкости. Чем больше значение показателя, тем меньше этих самых помех и фонов вы получите на выходе.
- Частотный диапазон. Человеческий слух воспринимает звуки в коридоре от 20 до 20000 Гц. Ресивер лучше подбирать так, чтобы верхний параметр частоты приблизительно в 2 раза превышает 20000 Гц.
- Сопротивление. Принято считать, что чем больше импеданс, тем качественнее будет звуковоспроизведение на выходе, поскольку импеданс гасит искажения, фоны и шумы. Но, в отличие от тех же наушников, где параметры сопротивления часто варьируются в довольно широком диапазоне, аудиоколонки стандартно имеют сопротивление в коридоре от 4 до 8 Ом. В данном случае очень важно учесть, что при прочих равных условиях чем выше сопротивление, тем ниже энергопотребление акустических колонок и, соответственно, громкость звучания.
Дополнительные параметры
При покупке ресивера ответьте на главный вопрос: «Какой именно звук вы предпочитаете: современный четкий «на все частоты» либо старый мягкий?».
От этого во многом зависит, какой усилитель следует подобрать, чтобы прослушивание музыки приносило вам только наслаждение.
Ни для кого не секрет, что если звучание будет не по нраву слушателю, то не спасет даже корректный подбор параметров воспроизведения. Здесь можно обратить внимание два распространенных варианта усилителей.
Ламповые
Конечно, выражение «теплый ламповый звук» в наши дни уже сложно воспринимать без некоторой иронии, и все же характер звуковоспроизведения отличается. В нём меньше различных шумов, всевозможных искажений при непродолжительных нагрузках, полностью исключается дополнительные искажения, способные придать некоторый «привкус» мелодии. Если вы слушаете какую-то старую мелодию либо её более современную версию, записанную аналоговым методом с аудиокассеты, то имеет смысл всё-таки отдать предпочтение лампам.
Усилители на интегральных микросхемах
Этот вид оборудования более современный, он отличается точным звучанием без типичных для ламп искажений, придающих некоторую «теплоту». Такие устройства станут оптимальным выбором для прослушивания всех видов современной музыки – от тяжелого рока до хип-хопа и клубных мелодий.
Как подобрать для автомобиля?
Добиться качественного звучания аудиофайлов в машине не способен ни один, даже очень дорогостоящий ресивер, ни одна акустика высочайшего качества. Причина тому – низкая мощность, колебания температуры и слабая вентиляция внутри транспортного средства. Именно поэтому при выборе аппаратуры для машины отталкиваться следует от тех же самых требований, что и при покупке акустических систем для бытового домашнего использования, но обязательно с учётом отдельных нюансов. Так, если ваша машина имеет усложненную конструкцию, то предпочтение лучше отдавать многоканальной аудиосистеме, поскольку на все узлы потребуется свой отдельный усилитель.
Что будет при неправильном выборе?
В заключение поговорим о том, чем чреват некорректный выбор ресивера для аудиоколонок, что может пойти не так и как выбрать усилитель таким образом, чтобы свести к минимуму риски. Рассмотрим самые распространенные ситуации.
Мощность ресивера превышает мощность колонок. Если вы не планируете включать установку на полную, то это будет некритично.
В норме вполне хватает, чтобы ресивер работал на 55-70% от своего предельного максимума, больше того, именно эта комбинация, как утверждают эксперты, обеспечивает самое качественное звучание. В то же время всегда имеется вероятность, что однажды вы, случайно забывшись, поставите громкость на максимальное значение. Это может привести к выходу из строя диффузоров колонок. Кстати, именно такой случай был описан в известном фильме «Назад в будущее», когда в самом начале киноленты главный герой Марти Макфлай поступает именно так, причём с самыми разрушающими последствиями.
Мощность усилителя точно соответствуют мощностным характеристикам колонок. На первый взгляд, такая ситуация может показаться идеальной, но на предельной громкости подобная акустическая система начинает давать искажения, при этом ресивер на своей максимальной отметке может передавать на колонки электрический ток, это начинает их портить.
Установки самого высокого качества обычно снабжаются специальными конденсаторами, которые позволяют избежать подобной «жарки» колонок током, но это касается только самых дорогих изделий. Во всех остальных случаях лучше не рисковать напрасно и включать автоматическую установку на те же самые 55-70% от их силовых возможностей.
Мощность усилителя чуть ниже мощности акустической системы. Казалось бы, тут полностью исключены поломки. Но и в данном случае сохраняется опасность «поджаривания» постоянным током в случае, когда ресивер начнет работать на полную мощность. Если же вы запускаете его на 60-70%, то вероятность повреждения оборудования исключается, но тогда акустика не сможет в полном объеме показать весь имеющийся потенциал.
Что касается импеданса, то здесь все возможные комбинации сводятся к следующему. Сопротивление ресивера выше сопротивления колонок.
Подобная комбинация довольно опасна, поскольку колонки могут попросту не справиться с поступающим от аудиосигналом и выходят из строя. Этого стоит избегать. Сопротивление усилителя точно соответствует импедансу колонок. Этот вариант считается оптимальным. Сопротивления усилителя чуть ниже уровня сопротивления колонок. В таком случае вы рискуете функционированием техники, тем не менее мощностные показатели на выходе будут в 1,5-2 раза ниже, чем реальные возможности вашей акустической установки. То есть эти колонки попросту не будут качественно звучать.
О том, как выбрать усилитель, смотрите далее.
Как выбрать акустическую систему Hi-Fi? | Телевизоры и медиа | Блог
Hi-Fi – как много в этом слове… Когда в конце 80-х на территорию СССР хлынули первые японские аудиосистемы, стало модно собирать целые комплекты с хорошим звуком. С тех пор прошло много времени, и Hi-Fi аудиосистемы стали использоваться не только для прослушивания музыки, но и для аккомпанирования фильмам и компьютерным играм. И самое главное, Hi-Fi теперь доступен практически любому желающему. Вопрос только в потребностях и качестве звучания.
Многие рано или поздно сталкиваются с потребностью улучшить звук своей аудиоаппаратуры. Для большинства в какой-то момент становится недостаточно простых компьютерных колонок: и баса не хватает, и середина «жидковата». А некоторые «переросли» свою нынешнюю аудиосистему и хотят ещё глубже погрузиться в чудесный мир звука. В любом случае, придётся выбирать себе новую Hi-Fi аудиосистему. Но всё не так просто. Стоит только начать выбирать подходящую модель, как на голову сваливается поистине грандиозный водопад из фирм, характеристик, линеек, моделей, комплектаций. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – как выбирать-то?
Разобраться в огромном рынке Hi-Fi аудиосистем сложно, но возможно. Самое главное – понять, что именно вам нужно, для каких целей вы будете использовать вашу систему. Далее – разобраться в ряде несложных технических параметров. И всё. Вернее, закончился подготовительный этап. А самое сложное впереди, и от этого не отделаться.
Различаются аудиосистемы разных ценовых уровней, существует множество вариаций подбора оборудования, есть всевозможные технические характеристики. Но подобрать подходящую именно вам аудиосистему могут только ваши уши. Дело в том, что каждый из нас воспринимает звук по-своему. Мало того, что мы слышим разный диапазон чистот, так ещё наши привычки и музыкальные предпочтения играют важную роль. Так что нужно ехать в магазины и слушать, слушать и ещё раз слушать. Иначе вы рискуете ткнуть пальцем в небо и купить систему, которой не будете довольны. Другой вопрос, что цены в магазинах чаще всего выше. Но никто же не мешает вам выбрать систему там, а купить в интернете?
Начать разбор аудиосистем Hi-Fi стоит с того, что они состоят из трёх основных частей: проигрывателя, усилителя и непосредственно акустической системы. В этой статье мы будем говорить только об акустических системах. При этом выбор сабвуфера – это отдельная большая тема, и её мы раскрываем в другой статье.
Чем различаются акустические системы?
У вас долгая история любви с Hi-Fi аудиосистемами? Вы аудиофил, который слышит самые трудноуловимые частоты? Вы можете позволить себе всё самое лучшее?
Если вы не ответили «да» ни на один из этих вопросов, то не стоит сразу бросаться на лучшие аудиосистемы. Не потому даже, что вы, скорее всего, не почувствуете ту разницу в звучании между бюджетными и самыми дорогими системами, которую слышат аудиофилы. А потому что стоимость самых лучших систем начинается примерно от 7500$. Готовы ли вы потратить такую сумму? Если нет, то лучше начать с бюджетного варианта. Для новичка в мире Hi-Fi вполне будет достаточно системы базового и среднего класса. А со временем вы, возможно, поймёте разницу и решитесь перейти на систему более высокого класса.
Состав комплекта
Это ключевой параметр, так как именно от состава комплекта колонок зависит соответствие системы вашим потребностям.
Для чего вам нужна аудиосистема?
Если вы заядлый меломан, собираете коллекцию редких дисков или винила с «битлами» и Майклом Джексоном, то вам подойдёт традиционная стереопара (или трифонический комплект – две фронтальные колонки и сабвуфер). Также этот вариант ваш, если вы любите «погонять в батлу» или CS и хотите полностью погрузиться в игровой мир. Если же вы обожаете фильмы, планируете установку большого экрана или проектора (а может быть, у вас он уже есть) и хотите насладиться глубоким погружением во время кинопросмотра, то лучше остановить свой выбор на комплекте акустики 5.1 (6.1, 7.1 и т.д.) Такой же совет можно дать самым утончённым меломанам, аудиофилам, любителям классической музыки и электроники.
Если же вам нужен универсальный вариант, то можете выбрать любой из двух вариантов: и хорошая стереопара, и система 5.1 справится с необходимой нагрузкой. Но учтите, что хороший комплект 5.1 будет гораздо дороже хорошей стереопары.
Напольные и полочные
Одним из важнейших различий между колонками являются их габариты. Маленькие колонки, полочные, можно поставить и на стол (но всё же лучше на специальную стойку), большие, напольные, стоят на полу.
Если вы знаете основы физики, то чаще всего (в первую очередь, в НЧ — диапазоне) верно утверждение, что чем больше колонка, тем лучше звук. Конечно, всё зависит от задач и вашего помещения. Но не торопитесь делать выводы. Во-первых, напольные колонки гораздо дороже. Во-вторых, если вы планируете установить акустическую систему в стандартную «однушку», то размера помещения просто не хватит для того, чтобы полностью раскрыть потенциал напольных колонок — им нужно больше пространства.
Поэтому для маленького помещения берём «полочники» (лучше будет, если вы поставите их на специальные стойки), а для большого – «напольники». Но всё же не стоит покупать слишком маленькие фронтальные колонки.
Чувствительность громкоговорителя
Эта характеристика — уровень звукового давления, который будет создавать система при поступлении на неё сигнала с усилителя, измеряется в дБ/Вт*м. При одинаковой мощности чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать. Акустика с высокой чувствительностью будет звучать громче с не слишком мощным усилителем. Но акустическая система с небольшой мощностью в паре с мощным усилителем выдаст более громкий звук, чем акустика с высоким уровнем чувствительности. Также следует помнить, что мощный усилитель может повредить чувствительные динамики.
Диапазон частот
Звук — это явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний. Человеческое ухо способно слышать звуковые колебания в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. Если говорить об этом диапазоне, то его условно разделяют на бас, средние и высокие частоты. Бас — 10 — 200 Гц; средние — 200 Гц — 5 кГц; высокие — 5 кГц — 20 кГц.
Диапазон частот — это один из самых главных параметров. Чем ближе диапазон частот акустической системы к показателям 16 — 20000 Гц (воспринимаемых человеком), тем лучше. Для сравнения – средние показатели полочной акустики – 60 – 20000 Гц, а напольной – 40 – 20000 Гц. Но бывают исключения, так что лучше обратить особое внимание на эту характеристику.
Кстати, многие модели средних и высоких ценовых категорий имеют высшую границу частотного диапазона выше 28000 Гц. Не стоит не думая бросаться на такие колонки: не забываем про воспринимаемый человеческим ухом диапазон.
Количество полос
В идеале аудиосистема должна состоять из одного широкополосного динамика с полным диапазоном частот 20 — 20 000 Гц. Но на практике это очень трудно осуществить, поэтому акустические системы разбивают на полосы, чаще всего две или три.
Акустические системы среднего ценового диапазона обычно имеют две полосы: низкочастотную (одновременно отвечающую и за средние частоты) и высокочастотную. В более дорогих акустических системах добавляется ещё одна среднечастотная полоса.
Если вы будете слушать в основном вокальную музыку, то двухполосных систем вам хватит. То же относится к тем, кто ищет колонки для игр и работы на компьютере.
Для прослушивания электронной или классической музыки и просмотра фильмов в домашнем кинотеатре лучше приобрести трёхполосную систему.
Сопротивление (импеданс)
Эта характеристика означает полное электрическое сопротивление системы. Наиболее встречаемые значения — 4, 6 и 8 Ом. Важнее всего этот параметр для подбора усилителя: параметр импеданса у него должен быть таким же. Несоответствие импеданса у акустики и усилителя может вызвать серьёзные проблемы. Если при одинаковой мощности обоих устройств импеданс у колонок выше, чем номинальное сопротивление усилителя, то колонки будут звучать тише. Если же импеданс колонок ниже, то усилитель может сгореть. Так что, если усилитель у вас уже есть, то это упростит выбор акустической системы: выбираем из подходящих по импедансу.
Максимальная мощность
Это максимально возможная подводимая электрическая мощность при определенном нормированном коэффициенте нелинейных искажений. Многие считают, что этот параметр означает, как громко будут звучать колонки. Но это не совсем верно. Показатель мощности говорит о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя. Следовательно, очень важно, чтобы мощность акустики соответствовала или превышала мощность усилителя.
При выборе усилителя и акустической системы, желательно, чтобы реальная максимальная мощность акустической системы превышала мощность усилителя на 30 процентов или более. В этом случае вы будете застрахованы от выхода из строя акустики из-за подачи на нее сигнала недопустимо большого уровня. Если выбирать вариант для дома, то более чем достаточно показателя 100 Вт. При этом вряд ли когда-нибудь вы будете слушать что-то на максимальной громкости. Для больших же помещений стоит обратить внимание на более высокие показатели мощности – в зависимости от площади комнаты.
Система в целом
Приобретя очень дорогую акустику и подключив её к слабенькой аудиокарте, не стоит ожидать фантастического звука, но вполне вероятно появление искажений. И наоборот, купив лучший на рынке усилитель к дешёвым колонкам, вы просто выбросите деньги на ветер.
Очень важно, чтобы все звенья цепочки (усилитель – акустическая система – сабвуфер – коммутация) правильно между собой сочетались.
Во-первых, всё оборудование должно подходить друг другу по техническим характеристикам (к примеру, сопротивление).
Во-вторых, аппаратура должна быть одного класса (пример со встроенной аудиокартой и дорогой акустикой).
В-третьих, всё должно между собой сочетаться для гармоничного звучания. Если вы новичок и не особо разбираетесь в рынке аудиосистем, лучше приобретите полный комплект от одного производителя. Так вы точно не прогадаете.
Критерии выбора
Итак, мы рассмотрели все основные характеристики. Их много, но в них необходимо разобраться. Ведь вы покупаете не очередной смартфон или видеокарту: акустическая система будет долгие годы радовать ваши уши. А самое главное, она и через 10 лет морально не устареет. Также и высокие цены на акустические системы сподвигают к тщательному выбору.
Помните, что вы покупаете не вещь для практичности и удобства. Акустическая система – это удовольствие, наслаждение, отдых. Поэтому перед её выбором включите ваши уши на полную.
Теперь подведём итог и распределим аудиосистемы на группы, исходя из потребностей пользователей.
Если вы покупаете акустическую систему для работы за компьютером, лучше приобрести [url=»http://www.dns-shop.ru/catalog/17a9f13016404e77/akusticheskie-sistemy-hi-fi/?p=1&i=1&f=8990-16990&f=68vz]полочную стереопару из бюджетной ценовой категории.
Если система вам нужна для компьютерных игр и прослушивания музыки. Для небольшой квартиры стоит рассмотреть [url=»http://www.dns-shop.ru/catalog/17a9f13016404e77/akusticheskie-sistemy-hi-fi/?p=1&i=1&f=17990-63990&f=68vz&f=68y4]полочный двухполосный трифонический комплект из средней или высокой ценовых категорий. Если позволяет пространство, стоит обратить внимание на [url=»http://www.dns-shop.ru/catalog/17a9f13016404e77/akusticheskie-sistemy-hi-fi/?p=1&i=1&f=68vy&f=68y6-68y4]напольные одно- и двухполосные стереопары и системы 5.1.
Для домашнего кинотеатра и прослушивания классической музыки советуем выбирать из [url=»http://www.dns-shop.ru/catalog/17a9f13016404e77/akusticheskie-sistemy-hi-fi/?p=1&i=1&f=68vy&f=68y5]напольных трехполосных систем 5.1, систем 5.1 с полочными сателитами и стереопар из средней и высокой ценовых категорий.
Как собрать аудиосистему из поломанных колонок и усилителя с барахолки / Habr
В мечтах это выглядело как-то так. Реальность оказалась несколько иной
Продолжаю серию постов о гаджетах с испанской барахолки. На этот раз пост не о купленном гаджете с его обзором. Все гораздо хуже сложнее, речь пойдет о том, как купить колонки, которые оказались неисправными, починить их в меру своих возможностей и сделать домашнюю аудиосистему, докупив винтажный усилитель Toshiba на блошином рынке.
Все началось с мысли о том, что хочется попробовать послушать музыку не в наушниках. Да, можно включить и встроенные динамики ноутбука, но это все не то. Я много раз слышал о том, что звук из мощных колонок (не обязательно включенных на полную мощность), раз услышав, невозможно забыть. Идея о том, что хорошо бы купить колонки, приходила в голову несколько лет подряд, хотя и не очень часто. В один из дней я решил исполнить задуманное.
Колонки. Поиск и покупка
Посмотрел испанский eBay, потом решил, что ждать доставки не очень хочется, хотя и нашел несколько приемлемых вариантов. После этого попробовал поискать на местных ресурсах с предложениями всего и вся — от трусов до автомобилей. Колонки быстро нашлись и стоили немного. Их цена, заявленная продавцом, составляла всего 35 евро. Фотографии колонок были не очень качественными, но удалось разглядеть, что это модель Fisher Studio Standart STE-950.
В Интернете о них вообще не было никакого упоминания, что меня очень удивило, ведь редко сейчас можно встретить устройство, о котором вообще нет никакой информации. Колонки купить хотелось, поэтому договорился с продавцом о встрече. Надо сказать, я его сразу спросил, в нормальном ли состоянии колонки и работают ли они так, как должны. Продавец откликнулся почти сразу, заявив: «Мужик, ну я бы не продавал бы их, если бы они не работали, правда?» Ну ок, договорились о встрече.
Привезли мне их на скутере. Продавцом оказался испанский парень лет 17, который привез сначала одну, потом вторую колонку. Снять защитную сетку мне как-то не пришло, в голову, она была занята другими мыслями, а колонки оказались большими и очень тяжелыми. На встречу я принес 40 евро, сдачи у продавца не оказалось, но он пообещал «вот сейчас поехать в магазин и разменять». И действительно поехал и разменял — через минут пять привез мне сдачу.
Это меня убедило в его честности, кроме того, все эти пять минут я отдыхал, поскольку мы с продавцом переносили колонки к моему подъезду, а вес каждой составлял около 25 кг. Не так много, но они очень неудобные для переноски.
Продавец уехал, я занес все домой и смог, наконец-то, ознакомиться с покупкой. Честно говоря, знаний и опыта работы с аудиосистемами любого типа у меня нет. Ну то есть вообще нет. Единственные колонки, с которыми я имел дело раньше — это какие-то советские, которые я видел и слушал у родственников, будучи еще маленьким ребенком.
Нужен ремонт!
Открыл защиту верхней части, все было хорошо. Открыл защиту нижней части — вроде тоже все окей, но возникло подозрение, что динамик не должен «висеть в воздухе», как на фото. Но тогда я еще не думал, что колонки неисправны, решив спросить совета у профи. Я зарегистрировался на одном из hi-fi форумов и спросил о своей модели колонок. Ничего толкового старожилы не ответили, кроме совета о покупке неких «подвесов».
Больше никто ничего не отвечал, поэтому, порывшись в Интернете, я нашел информацию самостоятельно. Оказалось, что мои колонки неисправны, все потому, что старые подвесы на басовых четырех динамиках из-за возраста (и, наверное, условий хранения) просто сгнили. Как оказалось, колонки ВЧ и СЧ воспроизводили, а вот басов не было и в помине, поскольку нижние динамики вместо басов просто хрипели.
Честно говоря, сразу мелькнула мысль вынести динамики на свалку и забыть об этой покупке и своей мечте сделать аудиосистему. Напоследок решил поискать эти самые «подвесы» на eBay. Здесь нашел примерно то, что нужно, но было как-то дорого, около $25 за пару подвесов (уже понимал, что это такое). А цены на Aliexpress не особо разнились с eBay. Уже после этого случайно нашел нужное на одном украинском сайте. Здесь еще удачно сложились обстоятельства: через пару недель к моей знакомой здесь, в Испании, должны были приехать родители из Украины. Получив разрешение на заказ подвесов на их имя, я оплатил свои подвесы на том самом украинском сайте. Заказал 4 штуки подвесов 9″ (205х130 мм) из полиуретана. Выглядели на фотке в магазине они примерно так:
Знакомым заказ пришел быстро и без проблем (обошелся он мне примерно в 7 евро), а еще через пару недель подвесы привезли мне.
Вот в такой упаковке они прибыли, и вот как выглядели сразу после распаковки.
Хорошо, подвесы есть, но что с ними делать? И это действительно сложный вопрос, поскольку я даже не представлял, как их клеить. Хорошо, что в наше время есть Интернет, где можно узнать обо всем, от особенностей метаболизма тихоходок до подвесов и способов их установки.
На свой страх и риск
В постах и видео, которые мне довелось почитать и посмотреть, все выглядело не очень сложно. Но я знал, что это впечатление обманчивое. Как-то, насмотревшись таких же видео с YouTube, я испортил дисплей телефона жены, попытавшись отделить треснувшее стекло Nokia Lumia 1020 от экрана с целью приклеить новое стекло. В общем, об этом моменте лучше и не вспоминать.
Но колонки — все же не телефон, поэтому решил попробовать. Раз уж я почти решил их выбросить, испортить окончательно будет не так обидно. Короче, в один из более-менее свободных дней решил заняться динамиками одной из колонок.
Колонки готовы к работе
Сначала начал очищать их от «скверны» — остатков старых сгнивших черт-знает сколько лет назад подвесов. После того, используя жидкость для снятия лака жены с высоким содержанием ацетона снял остатки всего, что не захотело сниматься ножом. Вышло на удивление хорошо, металл обода динамиков после проведения этой операции оказался чистым и гладким.
Еще одна задача — подобрать клей. Поскольку авторы из Интернета советовали марки клеев, которые не существуют в этих ваших заграницах, пошел в китайский магазин и купил клей, который предназначен для работы с полимерами. Купил сразу три разных клея с целью попробовать, какой будет лучше.
Нанес клей на металл, положил сверху подвес, и начал пальцами и ватным тампоном давить на подвес, чтобы он приклеился. Не сказать, чтобы операция прошла гладко, подвес сразу начал деформироваться, пропитавшись клеем, но после нескольких минут мучений все пошло хорошо, а подвес (внешняя его часть) приняла изначальную форму.
Кстати, «колпаки» динамиков я не снимал, почитал, что можно обойтись и без этого. После того, как клей подсох (прошло несколько часов), закрепил внешнюю сторону подвесов при помощи рамки, которая была там раньше.
Осталось самое сложное — приклеить внутренний край подвеса к внешнему краю динамика. Используя тот же клей и пальцы для давления, сделать это удалось, но эффект был так себе — края подвеса все время стремились отойти от бумажного динамика. После этого в голову пришла счастливая мысль найти что-то круглое, по диаметру совпадающее с внутренним диаметром подвеса. Этим чем-то оказалось блюдце и детское ведерко. Поставив ведерко на попа я увидел, что края подвеса придавлены практически идеально.
Проклеенный динамик по сравнению с нетронутым. На прокленном верхний край немного отстал после того, как я снял груз. Но потом, когда я вернул груз на место, проклейка завершилась практически идеально
Колонки. Финал
Подождав до утра (около 12 часов) я снял груз и понял, что приклеилось все если не идеально, то близко к тому. После этого уже имеющийся опыт использовал для ремонта второго динамика первой колонки. Вышло тоже неплохо, и на следующее утро я решил подключить колонку к усилителю (о его покупке — ниже), чтобы понять, насколько
Опыт ремонта первой колонки был использован вторично, после чего оказалось, что и вторая колонка звучит хорошо. Звучали они практически одинаково, никаких искажений не было. Хрипы и прочие неприятные вещи ушли, звук был чистым (для меня). Наверное, какие-то специализированные тесты и устройства укажут на проблемы, но на слух я не могу уловить никаких проблем, как ни старался это сделать. Вот так динамики выглядят сейчас.
Вот видео процесса ремонта.
Усилитель
Важная проблема — без усилителя колонки будут просто бесполезны. Это я осознал через пару дней после покупки самих колонок — вот насколько я был далек от мира аудио. Стал искать усилитель в Сети, но не хотелось тратить десятки или даже сотни евро. Поэтому попробовал поискать там, где приобрел уже много всего хорошего — на испанской барахолке.
Надо сказать, что, когда искал специально, усилители мне не попадались. Все, что удалось купить — это соединительные провода. Ими я запасся за 2-3 евро с избытком.
Но вот пару недель назад, рассматривая совсем другую вещь (я уже и забыл как-то об усилителе), я обнаружил рядом с собой некую систему от Toshiba с надписью «Amplifier». Выглядела она не очень (верхняя панель была кем-то покромсана), плюс провод был перебит в двух местах и соединен изолентой. Но кроме этого все выглядело неплохо, а продавец клятвенно пообещал, что все будет работать. Изначально за Tosiba SC-335 он хотел 20 евро, но удалось сбить цену до 10. Забрав усилитель, я отправился домой. Кстати, дома я глянул, сколько эта система стоит на eBay. Усилители в состоянии, гораздо лучшем, чем у моего экземпляра, встречались по цене в 100+ евро. В общем, удачная покупка, что ни говори. Единственный минус — отсутствие инструкции. Я буду признателен, если кто-то поделится мануалом на русском, английском или испанском.
Кстати, еще до этого удалось увидеть кассетник, совмещенный с усилителем от Nikkei (я как-то писал о винтажной технике, включая эту компанию). Но там была отломана клавиша и я сильно сомневался в работоспособности этой системы. К сожалению, модель я забыл.
Мне повезло. Я подключил усилитель к розетке, заработала подсветка. Я помучался пару минут с колонками, удалось подключить и их. К усилителю я подключил телефон, побоявшись подключать ноутбук. Я здорово удивился, когда после включения музыки из ВК все заработало. И заработало очень даже неплохо — громкость музыки была отличной даже на 50%, качество воспроизведения мне тоже показалось хорошим.
Усилитель оказался четырехканальным двухканальным, но к нему вроде как можно подключить вторую пару колонок. Мне пришла в голову идея приобрести еще две колонки, чтобы сделать совсем уж мощную аудиосистему.
Покупать ничего не пришлось — уже через два дня, случайно проходя мимо мусорных контейнеров рядом с домом, я увидел выброшенные кем-то колонки, стоящие рядом с контейнерами. Немного поколебавшись, я подхватил эти колонки и унес домой. Как оказалось, они работают, причем сохранились неплохо, несмотря на свой внешний вид.
Ну, а отсутствие подвесов (то, что на фото — приклеенная ткань, кто-то сделал самодельные подвесы) меня уже не пугало, я их умею клеить. Так что теперь планирую отремонтировать и эти колонки. Публиковать уже по ним ничего не буду, поскольку повторяться не хочется.
В общем, теперь сбылась маленькая мечта — домашняя аудиосистема неплохого, насколько я могу судить, качества. Музыку слушаю теперь регулярно, кроме того, вообще не пугает фильм с тихой аудиодорожкой — колонки мощные, могут усилить почти до уровня крика даже шепот. Теперь предстоит привести в порядок корпус и защиту первых и вторых колонок — как видно на фото, сетки грязные, корпус немного побитый.
Ну а вот так выглядит испанская барахолка (это то же самое видео, что размещалось и в предыдущих постах этой рубрики, так что, если видели — пропускайте).
Следующий обзор
На днях мне удалось купить на барахолке сервер Sun Netra x4250. В запасниках лежит детский фотик от VTech. Так что ниже опрос — какой обзор предпочтительнее — сервера или фотика?
Как подобрать усилитель для колонок, как подключить колонки
В этой статье мы рассмотрим, как правильно подключить колонки к усилителю, и из чего исходить при подборе компонентов системы усилитель — акустический кабель — акустические системы.
Если появятся вопросы — задавайте их здесь.
AuI ConverteR 48×44 — HD аудио конвертер для музыкальных файлов высокого разрешения
FLAC, WAV, WAV/BWF, WAV/RF64, AIF, AIFF, AIFF/sowt, ALAC, mp3,OGG, AAC, WMA, DTS, AC3
CD риппер (for Mac OS X и Windows)
Как выбрать и купить акустический кабель для колонок
Теория и практика — как подобрать колонки к усилителю, согласование усилителя и колонокСхема подключения ресивера или усилителя к колонкам
Рассмотрим, как правильно подключить стерео усилитель звука для колонок к пассивным акустическим системам. Подключение многоканальных систем осуществляется аналогично. Отличие только в количестве колонок. Почитайте также статью об установке, подключении и настройке сабвуфера.
Схема подключения усилителя к колонкам.
Соблюдайте полярность подключения
Акустический кабель обычно имеет на одном из 2-х проводов надпись. Можно использовать провод с надписью для соединения красных клемм, а провод без надписи — для соединения черных. Соединение согласно цвету обязательно. В противном случае — звук будет менее прозрачным, иногда менее громким.
Правило соблюдения одинаковой полярности (красный — к красному, черный — черному) подключения касается не только фронтальных (главных) акустических систем, но и всех остальных тоже (тыловые, боковые, сабвуфер).
Если провод вмонтирован в стену и нет никакой возможности определить соответствие концов проводов возле усилителя и возле колонок, то можно попробовать следующий метод:
Простой способ установить полярность разъемов колонок
(акустических систем)
1) Находим пальчиковую батарейку AA (1,5 В, можно подсевшую).
2) Снимаем защитную решетку с динамиков колонок (чтобы было видно сами динамики).
3) Подключаем к клеммам колонок 2 проводка.
4) Подключаем к «минусу» батарейки провод, идущий к черной клемме, а к «плюсу» — провод идущий к красной клемме. Смотрим и запоминаем в какую сторону идет ход диффузора (мембраны) динамика (наружу или внутрь).
5) Подключаем к колонкам акустический кабель, которым колонки будут окончательно соединяться с усилителем.
6) Подключаемся батарейкой к этому акустическому кабелю уже со стороны усилителя (ресивера). Меняя полярность добиваемся того, чтобы ход диффузора был в ту же сторону, что и в пункте 4).
7) Провод акустического кабеля, подключенный к плюсу батарейки, подключаем к красной клемме усилителя. Второй провод — к черной.
Биампинг и би-варинг
Биампинг (Bi-Amping) — это подключение высокочастотных и средне-низкочастотных динамиков к двум отдельным усилителям. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет увеличения значения нагрузки на усилитель. В случае штатного (параллельного) подключения обоих динамиков колонки, их суммарное сопротивление (общее сопротивление колонки) меньше, чем сопротивление любого из динамиков. Положительный результат не гарантирован.
Bi-amping (би-ампинг) подключение каждого дианмика акустической системы к своему усилителю.
Кроссовер позволяет более точно вывести усилители и динамики колонки именно в ту область характеристик,
где они будут работать в паре с наилучшими характеристиками.
Подобная схема используется в студийных мониторах (усилители встроены в корпус монитора)
Би-варинг (bi-wiring) — это подключение высокочастотных и средне-низкочастотных динамиков к одному усилителю двумя отдельными проводами. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет уменьшения сопротивления проводов (по отношению к сопротивлению динамика). Положительный результат не гарантирован.
Bi-wiring (би-варинг) подключаем каждый динамик своим проводом к усилителю.
Очень спорное улучшение звучания
Что выбрать: ресивер или усилитель?
Ресивер — это усилитель, оснащенный дополнительно радиоприемником и декодером (расшифровщиком) закодированных в разных форматах (Dolby D, DTS и пр.) многоканальных сигналов.
Если мы собираемся смотреть кино — то мы можем либо взять ресивер, либо взять декодер и несколько (по общему количеству каналов) стерео или моно усилителей.
Бытует мнение, что для прослушивания музыки лучше купить стерео усилитель. Он-де вносит меньше искажений всякими дополнительными устройствами. Но это не всегда так. Тут, как и обычно, стоит вопрос в цене. Стоимость усилителя/ресивера ориетировочно (не прописная истина) должна составлять 40 — 100% от стоимости комплекта акустики (не включая сабвуфер).
Характеристики усилителя
В этой статье (коли речь идет о подключении колонок к усилителю) мы говорим об усилителях мощности. Они характеризуются следующими параметрами:
1) Выходная максимальная мощность — это достигаемая выходная мощность усилителя при ненормированном коэффициенте нелинейных искажений.
2) Номинальная выходная мощность — это такой уровень мощности, при котором усилитель обеспечивает оговоренный коэффициент нелинейных искажений.
3) Коэффициент нелинейных искажений — уровень паразитных сигналов, примешивающихся к исходному (чистому) сигналу при прохождении его через усилитель.
Производители играются этими значениями в рекламных материалах, поэтому полезно будет знать виды мощностей, которые встречаются в описании усилителей:
I) RMS (Root Mean Squared) – значение мощности (среднеквадратичное или root — это такой способ измерения мощности электроизмерительными приборами) при заданном коэффициенте нелинейных искажений. Измерение обычно проводится для сигнала 1 кГц. Мощность раскачивается до тех пор пока коэффициент нелинейных искажений не достигнет 10%. До достижения максимальной мощности коэффициент нелинейных искажений как правило очень мал, а после достижения резко возрастает.
II) PMPO (Peak Music Power Output) — максимально допустимое пиковое (импульсное) значение сигнала независимо от искажений за минимальный промежуток времени (как правило 10 миллисекунд). Этот параметр для практического применения смысла не имее, т.к. измерение проводится на очень небольшом промежутке времении без учета искажений. Например, в бумбоксах PMPO может достигать и 100 и 1000 Вт 🙂 Но это не «честная» мощность. RMS при этом может быть и 3-10 Вт.
III) DIN POWER (IEJA)- значение максимальной мощности на реальной нагрузке при заданном коэффициенте нелинейных искажений. Измерения проводятся 10 минут для синусоидального сигнала частотой 1000 Гц при коэффициенте нелинейных искажений не превышающем 1 %.
IHF — то же самое, при коэффициенте нелинейных искажений 0,1%.
Этот вид измерений мощности наиболее «правильно» характеризует усилитель с точки зрения потребителя.
4) Диапазон частот — это значения самой нижней и самой верхней частоты выходного сигнала усилителя, при которых уровень этого сигнала колеблется в заданных пределах (для hi-fi порядка +/- 0,5-1 дБ).
Как подобрать колонки к усилителю (практика)
Домашняя акустика
Покупатели звуковой техники подбирают пассивную акустику, провода, усилитель на слух. Но это скорее искусство, чем точный метод. Да и оптимальным результатом такого подбора (для домашней акустики) является не ровная громкость по всем частотам, а приемлемое (приятное слуху) звучание.
Если смотреть по техническим характеристикам усилителя и колонок, то нужно учитывать следующее:
1) Если Вы выбрали акустические системы, то усилитель должен быть расчитан на работу с колонками, с таким входным сопротивлением.
Обычно в усилителях имеются механические или электронные переключатели импеданса (сопротивления) колонок. Перед началом использования колонок их надо перевести в положение, соответствующее сопротивлению Ваших акустических систем.
К чему может привести несоответствие сопротивления колонок сопротивлеию номинальной (на которую усилитель рассчитан) нагрузки (подключаемых колонок) усилителя? В худшем случае к выходу усилителя из строя. А в обычном случае к гораздо худшему качеству звучания. Т.к. ухудшается согласование по частоте усилителя и акустических систем.
2) Усилитель ресивер должен обеспечивать мощность не менее 33% от максимальной мощности колонок. Провода чем толще, тем лучше (сечением не менее 1,5 мм.кв.). А остальное подбирается исключительно на слух.
Студийное оборудование
Для музыкальной (студийной) техники — студийных мониторов преимущественно применяется другой метод. Используется преимущественно активная (со встроенным усилителем) акустика. Это позволяет полностью избавиться от акустических кабелей и в заводских условиях максимально выровнять частотную характеристику акустической системы (акустика + усилитель).
Методика примерно следующая:
В безэховой звукоизолированной комнате с помощью поверенных (проверенного и сертифицированного соответствующими уполномоченными органами) измерителя звукового давления и генератора сигналов измеряется частотная характеристика давления. На разных звуковых частотах измеряется звуковое давление при неизменном уровне сигнала на входе усилителя. Подбором радиоэлементов схемы усилителя и частотных фильтров активной акустической системы, а также регулировкой настроек добиваются возможно одинакового звукового давления на разных частотах.
Как подобрать колонки к усилителю (теория)
Мы используем эту звуковоспроизводящую аппаратуру для следующих целей:
1) Прослушивание музыки
2) Просмотр кино
3) Cоздания музыки (мониторинг, сведение)
Для звуковой аппаратуры, используемой для создания музыки главное — вносить минимум искажений в воспроизводимую фонограмму.
Для бытовой аудиотехники более позволительно вносить некоторые искажения, которые могут даже приукрашивать звук. Поэтому и существует мнение, что одна система больше подходит для тяжелого металла, другая — для электронной музыки, третья — для джаза, четвертая — классики.
Однако, для качественных студийных мониторов (колонки, используемые в студии при создании музыкальной фонограммы) вообще не должен вставать такой вопрос: для какого стиля более подходят данные мониторы? Да, для любого!
В идеале система
усилитель — акустический кабель — акустические системы
не должна вносить никаких искажений в звучание фонограммы, которую записали на студии основываясь на звучании качественных мониторов. Музыканты и звукорежиссер настроили звучание музыкального произведения таким образом, чтобы повторить его эмоциональное воздействие на бытовой акустике.
Уши слушателя воспринимают звуковое давление воздуха.
Акустические системы это звуковое давление создают.
Акустические системы в свою очередь преобразуют электрический сигнал фонограммы (музыкальной записи) в звуковое давление воздуха. Зависимость звукового давления на уши (громкости) от частоты звука (высоты ноты) — назовем условно частотной характеристикой звукового давления колонок (или частотной характеристикой чувствительности колонок).
Если мы подаем на вход колонок сигнал с одинаковым напряжением (пусть это будет 5 Вольт) на разных частотах (играем ноты разной высоты), то громкость звучания разных нот будет разной, т.к. Ми 1-й октавы будет создавать, к примеру, давление 1, Ми 3-й октавы — 2, а Ми 6-октавы — 0,5. Значения давлений условные.
Можно сделать вывод:
Даже если мы имеем идеальный усилитель, выдающий во всем звуковом диапазоне (для любой музыкальной ноты), идеально одинаковое напряжение электрического сигнала, то звуковое давление (громкость звука) реальной акустики, подключенной к этому усилителю, все равно будет разным для различных частот (нот).
Влияние акустического кабеля
Материал о том, как выбрать и купить акустический кабель здесь…
Рекомендую прочитать страницу о кабелях прежде, чем перейти к выводам.
ВЫВОДЫ
В домашних условиях (да и в лабораторных тоже) нам вряд ли удастся не добиться идеальных технических характеристик звуковой аппаратуры.
Подбор на слух аппаратуры для домашнего кинотеатра и прослушивания музыки путем перебора усилителей, кабелей и колонок — весьма трудоемкое занятие с субъективным (в данном случае достаточным) результатом.
Для музыкального применения: сведения (подбор уровней громкости, наложение эффектов и пр.) и мастеринга (подготовка окончательной фонограммы для записи на носитель) требуется более объективно (по измерительным приборам) настроенная аппаратура. Таковой для домашних условий могут являться только активные мониторы.
Предупрежу сразу, с непривычки чистый мониторный звук может показаться неподготовленному слушателю «пресным» и хуже, чем звук привычной акустики. Но после того, как период адаптации проходит, этот звук становится для истинного меломана самым лучшим 🙂
Что касается акустических свойств помещения, то не так страшен волк, как его малюют. В другой своей статье я рассматривал приемы подстройки звука в разных помещениях.
Тут надо учесть тот фактор, что если звукорежиссер знает на слух недостатки своей мониторной системы (на которой он изготавливает фонограмму), то он их может откорректировать вручную. Но это — опыт и искусство 🙂
Если у Вас есть вопросы — задавайте их здесь.
автор Юрий Корзунов,
Audiophile Inventory — программное обеспечение для производства музыки и hi-end аудио