| ||||||||
|
УСИЛИТЕЛЬ СВОИМИ РУКАМИ — БЛОК УМЗЧ
23.11.2012 25.07.2022 / Схемы
После сборки преобразователя напряжения аккумулятора 12В в повышенное двухполярное – можно приступить к самому усилителю мощности. Канальных усилителей в конструкции несколько.
TDA2005 – 20-25 ватт подключены по мостовой схеме. Они собраны на двух отдельных платах, для удобного монтажа. Каждый из усилителей активируется при подаче плюс 12 вольт на вывод ремоут контроля, это замыкает реле и поступает питание усилителя. Входные конденсаторы можно подобрать по вкусу. Микросхемы прикручены на общий теплоотвод через изолирующие прокладки.
TDA7384 – 40 ватт на канал. Использовано две микросхемы, в итоге мы имеем 8 каналов по 40 ватт. Монтаж этих микросхем тоже выполнен на отдельных платах, звук регулирует переменной резистор. Резистор нужен для каждого канала отдельный, им настраивают громкость после монтажных работ ( установки в автомобиле). Эти микросхемы тоже начинают работать после подачи плюс 12 вольт на вывод rem (ремоут контроль). Они установлены на достаточно компактный теплоотвод, который находится под принудительным отдувом. В качестве охладителя использован высокоскоростной кулер от ноутбука, может работать в двух режимах. Кулер одновременно охлаждает теплоотвод микросхем ТДА7384 и радиаторы полевых ключей преобразователя. В схемах использованы идентичные дросселя для сглаживания вч помех. На кольцо от компьютерного БП наматывается 7-12 витков провода 1 мм, кольцо буквально любое. Микросхемы установлены на теплоотвод через теплопроводящие прокладки, которые одновременно служат изоляцией.
Усилитель канала сабвуфера. Знаменитая схема ЛАНЗАРА – самая качественная из всех схем, что я собирал. Это высококачественный усилитель низкой частоты класса АВ.
Стабилитроны на 15 вольт с мощностью 1-1,5 ватт, следите за правильностью их монтажа, при обратном подключении они будут работать как диод, есть опасность спалить дифференциальный каскад. Дифференциальный каскад – выполнен на маломощных комплементарных парах, которые можно заменить и на другие, максимально схожие по параметрам. Именно в этом каскаде формируется звук, который в последствии усиливается и подается на оконечник (выходной каскад).
Перед впаиванием подстроечного резистора R15, он должен быть «выкручен» так, чтобы в разрыв дорожки впаивалось его полное сопротивление. Резистор нужно брать многооборотный, им можно очень точно настроить ток покоя, еще очень удобен для дальнейшей настройки. Но конечно если уж его нет, то можно обойтись обыкновенным подстроечником, только желательно вывести его от общей платы проводами, поскольку после монтажа всех компонентов настройка будет почти невозможной.
Ток покоя настраивают после “подогрева схемы”, иными словами включите минут 15-20, пусть поиграет, но не увлекайтесь! Ток покоя – важный фактор, без правильной настройки усилитель долго не протянет, от него зависит правильная работа выходного каскада и уровень постоянки на выходе усилителя. Ток покоя можно узнать, измерив падение напряжения на паре эмиттерных резисторов, (мультиметр установить на предел 200мВ, щупы – на эмиттеры VT10 и VT11). Расчёт по формуле: Iпок = Uv/(R26+R26). Далее плавно вращаем подстроечник и смотрим на показания мультиметра. Нужно установить 70-100мА – это эквивалентно показанию мультиметра (30-44) мВ. Проверяем уровень постоянного напряжения на выходе. И вот всё готово – можно насладиться звуком усилителя, собранного своими руками!
Небольшое дополнение. Собрав УМЗЧ, нужно подумать о теплоотводах. Основной теплоотвод был взят из отечественного усилителя РАДИОТЕХНИКА У-101 СТЕРЕО – он почти не греется во время работы. Маломощные транзисторы диффкаскадов греются, но перегрев не страшный, поэтому в охлаждении не нуждаются. Выходные транзисторы прикручены на основной теплоотвод через изолирующие прокладки, желательно также использовать термопасту, чего я не сделал.
Все остальные транзисторы можно установить на небольшие отдельные теплоотводы, либо использовать общий (для каждого каскада), но в таком случае нужно прикручивать транзисторы через прокладки.
Форум по самодельным УНЧ
✔️ Самый простой импульс для УМЗЧ | RuCore.NET
Самый простой импульс для УМЗЧ
Послушать эту статью
Вспомнил свой самый первый ИИП для усилителя и решил тряхнуть стариной и повторить на «импорте». Так сказать, ради интереса , ради интереса.
Всего наилучшего!
«Проще всего толстый трансформатор, мост и большие электролиты»
Эм… таков был слоган статьи.
Изначально хотел повторить «ту же» схему, увиденную в интернете очень давно, лет 15 уже прошло. Схему нашел, но описание к ней пришлось очень долго перелопачивать. Все дело в том, что сегодня просто куча одинаковых сайтов, на которых навалено 10-15 схем и описание к одной схеме, часто даже от другой. Первоисточник найти не удалось, видимо сайт, с которого я когда-то повторил, уже умер.
Схема из сети
Повторив ее тогда, я еще ничего не знал об электронных трансформаторах, поэтому в связи с тем, что опыта тогда практически не было, повторил в точности. Теперь, имея типа опыт и некоторые знания, решил немного упростить. Заменить «пусковой» транзистор на динистор, а так как устройство всегда будет работать с нагрузкой, то сделать ОУ без дополнительной обмотки на силовом трансформаторе.
В итоге взял за основу схему самого простого, что смог найти, электронного трансформатора.
Схема из интернета.
Силовой трансформатор намотан на ослином торе размерами 52Х30Х17мм. Я взял его из автомобильного усилителя, подаренного зятем. Там этот тор работал в преобразователе.
Само кольцо покрыто то ли пластиком, то ли каким-то лаком, феррит или нет – не понятно…..
Первичку намотал проводом ~0,6мм, челноком из обрезков текстолита. Намотал равномерно по всему кругу, уместилось 85 витков.
После обмотки обклеил все малярным скотчем — очень вам скажу, удобно! Вы можете использовать.
Для получения идеальной симметрии я намотал вторичную обмотку сложенным пополам проводом 1 мм, после намотки соединил конец одного провода с началом второго и получил средний выход для двуполярного выхода. Количество витков в плече получилось 18 штук.
Так как эту деталь я строил ради спортивного интереса, то и мощные ключи не ставил. Ограничено транзисторами на 3А.
Блок питания собран на печатной плате размерами 100х60мм.
Скачать плату .
В общем, оказался неплохим фидером для всяких «кричалок» на любой ТДА или ЛМке. При напряжении 64В всего при нагрузке 2,5А напряжение проседает до 61В, а это уже 150Вт!!! В реальных условиях при работе в усилителе таких нагрузок почти не будет.
Единственное, что смущает, это даже не отсутствие стабилизации, а еле заметный свист. Свист возникает на холостом ходу и немного усиливается под нагрузкой. Интересно, что свистит не силовой трансформатор, а трансформатор ОС.
БП запустился сразу, без всяких настроек и танцев с бубном!
Выпрямитель собран из сборок Шоттки, из блоков питания АТХ. Сборки 16А 200В. Сам выпрямитель представляет собой обычный мост Гретца. В выходном фильтре конденсаторов на 100 мкФ мало — нужно хотя бы 470 мкФ.
Схему рисовать лень, если кто решится повторить, то смотрите вторую схему в статье и печатку. Все +\- сходится, ну кроме номиналов некоторых и наличия на плате деталей, которых нет на схеме.
Пока писал, пришла интересная мысль! Такой БП должен поместиться в корпус шуруповертного аккумулятора. При пересчете вторичной обмотки на меньшее напряжение, например, на 14В можно получить ток (при соответствующем сечении провода) свыше 7А, что вполне достаточно для нормальной работы шуруповерта. Я сам придерживаюсь мнения, что «Шурик» для того и с аккумулятором, чтобы провод не таскать. Однако я не могу отрицать тот факт, что у многих, в том числе и у меня, отвертка «живет» практически в одном месте. Вот тут-то и будет уместно запитать его от розетки.
SRC
ВНИМАНИЕ! Все ссылки в статьях могут вести на вредоносные сайты или содержать вирусы. Следуйте им на свой страх и риск. Те, кто посещают статью намеренно, знают, что делают. Не нажимайте на все бездумно.
Вам понравилось? Поделитесь с друзьями
7 Просмотров
Вся размещенная информация взята из общедоступных источников и предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является призывом к действию. Он был создан только в образовательных и развлекательных целях. Вся информация предназначена для защиты читателей от противоправных действий. Посетитель берет на себя все возможные причиненные убытки. Все действия автор делает только на своем оборудовании и в своей сети. Не повторяйте ничего прочитанного в реальной жизни. | Также, если вы являетесь правообладателем материала, размещенного на страницах портала, напишите нам через контактную форму жалобу на удаление той или иной страницы, а также ознакомьтесь с инструкцией для правообладателей материалов. Спасибо за понимание.
Если вам понравились материалы сайта, вы можете поддержать финансовый проект, перерасчет расходов с банковской карты, счетчик сотовой связи.
О снижении коммутационных искажений транзисторных УМЗЧ классов Б-АВ — Наушники
[ad_1]
Создано 20.09.2007 16:38.
Обновлено 16.09.
Автор: Алексеев Игорь.
Практика показывает, что поиск причин «транзисторного» звука только в области ООС и начальной АЧХ УМЗЧ дает результаты, не всегда сравнимые с усилиями, затраченными на реализацию сложной схемотехники УМЗЧ и по подбору качественных комплектующих. Любой промышленный/самодельный усилитель имеет «свой тонкий звуковой почерк», который выражается в лучшем (через него) звучании фонограмм определенных жанров и музыкальных исполнителей.
В конечном итоге усилитель играет важную роль в формировании вкуса, предпочтений владельца (меломана), а также формировании его фонотеки.
Одним из видов искажений, присущих транзисторным двухтактным усилителям классов В-АВ, являются коммутационные (коммутационные) искажения транзисторов выходного каскада, когда изменяется активное усилительное плечо при изменении верхней/нижней полуволны реально воспроизводимого воспроизводится музыкальный сигнал.
В моменты изменения активных плеч выходного каскада УМЗЧ (подмножества п/элементов на физическом пути прохождения сигнала) такие параметры, как выходное сопротивление (коэффициент демпфирования нагрузки), глубина ООС/начальный коэффициент усиления , фаза и т.д. меняются скачкообразно.
Данный вид искажений как класс отсутствует в УМЗЧ с однотактным выходным каскадом. Самое неприятное, что коммутационные искажения вызваны не чем иным, как усиленным сигналом и механизм их влияния на качество воспроизведения звука «де-факто» еще не проанализирован с точки зрения количественных оценок.
Математический анализ цифровых музыкальных фонограмм, проведенный с использованием качественных аудио компакт-дисков, показал, что в большинстве случаев полярность сигнала на выходе УМЗЧ возникает от 2500 до 6000 раз в 1 секунду (зависимость от спектральной состав музыкальной фонограммы мал).
Ровно столько раз в УМЗЧ есть предпосылки влияния коммутационных искажений на его звук, причем неизвестно в какой степени. зависит от амплитудно-временного вектора изменения выходного напряжения (относительно скоростных характеристик выходного каскада) в моменты «смены полярности выходного сигнала».
Строго говоря, нельзя говорить об определенном диапазоне частот переключения плеч выходного каскада. частота этих моментов заранее не определена (зависит от фонограммы), но для наших рассуждений удобнее пользоваться такой терминологией: пусть она будет в пределах 2500…6000 с -1 (Гц). Следует отметить, что этот частотный диапазон соответствует максимальной чувствительности слуха. Также отметим, что уровень выходного сигнала УМЗЧ (в рамках допустимой громкости звука комплекса) не сильно влияет на моменты смены полярности, либо не влияет совсем.
Все данные, которые я привожу в таблицах и в тексте, основаны на определенных расчетах с использованием персонального компьютера. Общий объем многократно запрограммированных аудиофайлов PCM (сэмплов) составил около 15 гигабайт. Для повышения точности расчетов на низких абсолютных уровнях (при манипуляциях с АЧХ) аудиоданные были преобразованы в 32-битную форму без изменения частоты дискретизации и/или оцифровки в 9Формат 6кГц/24бит (фактически 18).
Итак, всеми любимый «заменитель музыкального сигнала» — розовый шум имеет среднюю частоту смены полярности сигнала 8700 с -1 (на отрезке РСМ 44100/32 длительностью 300 секунд — 2609200 переходов через 0) . Таким образом, розовый шум постоянной амплитуды и не ограниченный снизу частотой спада в 1,5–3,5 раза жестче любого музыкального сигнала с точки зрения анализа коммутационных искажений в УМЗЧ.
Как можно уменьшить количество переходов сигнала через 0, а значит уменьшить количество коммутационных искажений в УМЗЧ? Вероятно — для уменьшения амплитуды высокочастотных составляющих усиливаемого сигнала. Для оценки этой предпосылки проведем исследование сигналов с уменьшением ВЧ составляющих по определенному закону.
Самый простой способ — подкорректировать АЧХ линейным RC (LR) контуром первого порядка с крутизной -6дБ/октава. Однако применение коррекции во всем диапазоне рабочих частот 20–20000 Гц нецелесообразно, т.к. приведет к существенной «потере» выходной мощности УМЗЧ и/или ухудшению отношения сигнал/шум.
Экспериментально установлено, что нижнюю границу начала спада АЧХ нет смысла выбирать ниже 50–70 Гц. Определенный интерес представляет зависимость результатов (количества переходов через 0) от верхней границы «наклонной» АЧХ, т.е. частоты перехода АЧХ из наклонной в горизонтальную.
Мною были проведены соответствующие эксперименты по подсчету количества переходов через 0 разных форм сигналов при разных значениях верхней частоты F в конце спада АЧХ на входе УМЗЧ. Результаты снижения «в несколько раз» переходов сигнала через сигналограмму 0 до и после коррекции АЧХ представлены в табл. 1 и на графике рис.1.
Fv, Гц | Розовый шум | Земфира | Космос | Диана Шур | Розовый шум + ФВЧ 12×12 Гц + регулятор уровня | Диана Шур + 76 дБ 1,25 Гц q = 2000 |
---|---|---|---|---|---|---|
300 | 2,54 | 1,85 | 1,52 | 1,68 | 1,74 | 1,97 |
600 | 4,73 | 3,2 | 2,15 | 2,53 | 2,87 | 3,16 |
2000 | 14,33 | 7,7 | 3,2 | 5.12 | 6,39 | 6,38 |
4000 | 24,45 | 9,79 | 3,38 | 6,19 | 7,93 | 7,95 |
6000 | 30,1 | 10.14 | 3,38 | 6,46 | 8,29 | 8. 18 |
9000 | 32,53 | 10,27 | 3,32 | 6,44 | 8.18 | 8.04 |
12000 | 31,83 | 9,86 | 3,16 | 6,17 | 7,78 | 7,5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Особый интерес представляют данные, приведенные в столбце 6 таблицы: « Розовый шум + ФВЧ 12×12 Гц + регулятор уровня ». Это исходный сигнал розового шума (столбец 2), усредненные частотно-уровневые характеристики которого приведены соответственно к усредненной частотной характеристике и гистограмме уровня сигнала записей Дианы Шур (столбец 5). Период изменения амплитуды розового шума (модуляции) был выбран равным 600 с или 0,0017 Гц.
И самое интересное — последний столбец таблицы, где изучался сигнал (столбец №5), в котором частота 1,25 Гц «тупо в лоб» поднята по уровню на +76 дБ (добротность схема параметрической коррекции Q = 2000).