Site Loader

Содержание

Схема параллельного усилителя

By Андрей , September 19, in Для начинающих. В справочнике изданном еще в е года наткнулся на описание «параллельного» усилителя в усилителе мощности. Усилитель позволяет при хорошей термостабильности тока покоя обойтись без традиционных для двухтактных выходных каскадов, работающих в классе АВ, тщательного подбора термокомпенсирующей цепи и регулировки тока покоя. Оконечный каскад УМЗЧ рис.


Поиск данных по Вашему запросу:

Схема параллельного усилителя

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.

По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Содержание:

  • Как соединять динамики?
  • Параллельный усилитель в УМЗЧ на транзисторах на 25 Ватт.
  • Принципиальная схема однотактного УНЧ с параллельным включением ламп в оконечном каскаде
  • Параллельное включение выходных ламп
  • Параллельный усилитель в УМЗЧ на транзисторах (25Вт)
  • Влияние построения схемы на параметры
  • «Параллельный» усилитель в УМЗЧ Агеева (25 Вт/8 Ом)
  • Предварительные каскады лампового усилителя

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Мостовое подключение двух усилителей

Как соединять динамики?


By Андрей , September 19, in Для начинающих.

В справочнике изданном еще в е года наткнулся на описание «параллельного» усилителя в усилителе мощности. Усилитель позволяет при хорошей термостабильности тока покоя обойтись без традиционных для двухтактных выходных каскадов, работающих в классе АВ, тщательного подбора термокомпенсирующей цепи и регулировки тока покоя.

Оконечный каскад УМЗЧ рис. Напряжения на конденсаторах С5 и С6 практически не зависит от уровня сигнала и равны примерно 8 В, напряжения же на эмиттерных переходах транзисторов VT11 и VT12 изменяются в пределах от 0,5 до 1,5 В. Поэтому ток, например через резистор R15, практически постоянен и в зависимости от амплитуды сигнала лишь перераспределяется между эмиттером БТ VT9 и базой VT Благодаря применению токоограничительных резисторов R6 и R7 сигнал на входе оконечного каскада при насыщении БТ VT3 и VT4 практически не отличается от уровня ограничения около 21 В.

Термостабильность оконечного каскада обеспечивается попарной установкой транзисторов VT9,VT11 и VT10,VT12 на теплоотводах, а входного-за счет достаточно малого теплового сопротивления коротких выводов транзисторов и небольшой мощности, рассеиваемой ими. Вместо каждого транзистора оконечного каскада можно использовать составной транзистор с целью увеличения коэффициента h31э при больших токах эмиттера. Собрать я планирую не всю схему представленную на рис.

Сигнал подавать на точку соединения баз VT9,VT10? Можно ли подавать сигнал со звуковой платы компьютера? Подскажите пожайлуста схему БП с как можно меньшим количеством элементов в которой можно будет применить трансформатор от катушечного магнитофона Илеть стерео.

За неимением иых буду использовать и е так как они у меня под рукой. Мы принимаем формат Sprint-Layout 6! Экспорт в Gerber из Sprint-Layout 6. Увы, но обложка и несколько листов по которым можно было бы определить издательство и автора книги отсутствуют. Конденсаторы Panasonic. Часть 4. Полимеры — номенклатура. Главной конструктивной особенностью таких конденсаторов является полимерный материал, используемый в качестве проводящего слоя.

Полимер обеспечивает конденсаторам высокую электрическую проводимость и пониженное эквивалентное сопротивление ESR. Номинальная емкость и ESR отличается в данном случае высокой стабильностью во всем рабочем диапазоне температур. А повышенная емкость при низком ESR идеальна для решения задач шумоподавления и ограничения токовых паразитных импульсов в широком частотном диапазоне.

Читать статью. Как Вы думаете «умощнять» Ваши усилители? Естественно мощность Вашего «умощнителя» будет порядка 4-х Ватт. Вам этого достаточно? Но планируется сперва собрать на КТ,, а потом если схема заработает сбегать в магазин за КТ, STM32G0 — средства противодействия угрозам безопасности.

Результатом выполнения требований безопасности всегда является усложнение разрабатываемой системы. Особенно чувствительными эти расходы стали теперь, в процессе массового внедрения IoT.

Обладая мощным набором инструментов информационной безопасности, микроконтроллеры STM32G0 производства STMicroelectronics, объединив в себе невысокую цену, энергоэффективность и расширенный арсенал встроенных аппаратных инструментов, способны обеспечить полную безопасность разрабатываемого устройства.

Честно говоря, я не стал сильно вчитываться в первый пост, так как «буков много» Если так, то не проще было привести здесь схему этого преднозначенного для модернизацииусилителя и предложить форуму подсказать пути решения этой проблемы? Если я не прав, то укажите в чём До 48 слоев. Быстрое прототипирование плат. Монтаж плат под ключ. VT6 и VT8 задают токи баз.

Я думаю, нужн токи баз задать с помощью резисторов. А куда Вы подключите обратную связь? Она через R10 и подключается на вход усилителя Тоесть придется из двух усилков напр.

Не проще ли выполнить его как он есть? Или поискать что-то попроще. С х годов времени много прошло Нужно ли отсоединять цепь R10R11C3 от собираемой мной схемы?

И еще буду очень рад если подскажете схему БП. Дело в том , что это это схемотехнически и функционально законченный девайс с непосредственными связями всех каскадов , и любое вмешательство тем более разрывы между каскадами приведёт к фатальным последствиям.

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account. Note: Your post will require moderator approval before it will be visible. Restore formatting. Only 75 emoji are allowed. Display as a link instead. Clear editor. Upload or insert images from URL.

Для начинающих Search In. Recommended Posts. Posted September 19, Обращаюсь к вам с просьбой о помощи в постройке усилителя. В справочнике изданном еще в е года наткнулся на описание «параллельного» усилителя в усилителе мощности звуковой частоты. Вообщем возникла идея собрать его Вот что про него сказано в том самом справочнике.

Для питания необходимо использовать стабилизированный источник. Чуть не забыл. В книге ни слова про площадь радиатора охлаждения…Как ее вычислить? Вот такие вопросы…Заранее большое спасибо за ответы. Share this post Link to post Share on other sites.

Студенческое спонсорство. STM32G0 — средства противодействия угрозам безопасности Результатом выполнения требований безопасности всегда является усложнение разрабатываемой системы.

Производство печатных плат До 48 слоев. Не удастся просто взятьи оставить Базы в воздухе. Собрать я хочу выходной каскад VT9-VT Posted September 20, edited.

Edited September 20, by vOVK. Join the conversation You can post now and register later. Reply to this topic Go To Topic Listing. Как увеличить басы в темброблоке. Направление понял. Итак моя проблема наконец-то решилась, причина что блок питания не держит нагрузку была в левом диоде mbr, который мало того что был с общим анодом, но и имел другую распиновку.

Нагрузил я одно плечо с включенной стабилизацией резистором на 8 Ом, сижу радуюсь Простой Усилитель Мощности. Извиняюсь ,уважаемые!

Делаем ЦАП. Не понял, что это? А если отключить от ЦАП, и замкнуть вход на землю? А по даташиту сколько должно быть? Сами проверяйте, я в отъезде, не возможности открыть даташиту чтобы нормально посмотреть. Первое что бросилось в глаза на ПП, а где земля для питания?

Это всё реально для этого колечка? Цеп коррекции по даташиту , ноль устанавливается с открытым входом. На выходах АК относительно земли по 2,66В , причем на каждом из четырех выводов. В таком варианте не реагирует на подстроечник. Вот печатка без коррекции ,её потом навесом повесил. Не важно напряжение, важен ток, который задаёт рабочую точку транзистора.

А ток задаёт резистор R2 в данном случае.


Параллельный усилитель в УМЗЧ на транзисторах на 25 Ватт.

Самое главное при соединении динамиков — выполнить соединение так, чтобы ни один из динамиков не был перегружен. Перегрузка грозит выходом из строя динамика. Важно понимать, что на динамик можно подавать мощность либо меньше, либо равную номинальной, на которую он, собственно, и рассчитан. В противном случае, рано или поздно даже самый качественный динамик выйдет из строя из-за перегрузки.

В мире сделано уже очень много транзисторных усилителей в классе АВ. . Параллельный повторитель реализуется по схеме один.

Принципиальная схема однотактного УНЧ с параллельным включением ламп в оконечном каскаде

Войти через. Гарантия возврата денег Возврат за 15 дней. Три параллельные LMTF усилитель. Схема Плата одноканального усилителя lm усилитель. Только печатная плата. Защита Покупателя. Помощь Служба поддержки Споры и жалобы Сообщить о нарушении авторских прав.

Параллельное включение выходных ламп

Теоретически подобным способом параллельно лампе выходного каскада можно подключить и большее количество аналогичных ламп с практически идентичными параметрами. Поэтому в продаже можно встретить уже подобранные пары и даже четверки ламп для использования в параллельном включении выходного каскада УНЧ. Порядок сборки, проверки и налаживания усилителя с параллельным включением ламп в оконечном каскаде практически ничем не отличается от аналогичных действий, выполняемых при работе с однотактным УНЧ. Несмотря на то, что однотактные ламповые УНЧ обладают сравнительно высокими характеристиками и могут использоваться в домашних аудиокомплексах, многие пользователи отдают предпочтение аппаратуре с двухтактным выходным каскадом.

Выходную мощность однотактного УНЧ можно повысить параллельным подключением к лампе выходного каскада еще одной или нескольких ламп.

Параллельный усилитель в УМЗЧ на транзисторах (25Вт)

От схемотехники усилителя также зависят его шумовые параметры. Учитывая, что даже самые хорошие элементы, используемые в схеме, все же шумят, можно прийти к естественному выводу, что их количество должно быть минимальным. Это обеспечивают схемы на рисунках 1 — 4. В них транзисторы включены с общим эмиттером и непосредственными связями между каскадами, за счет чего уменьшается число разделительных конденсаторов. Усилители так же охвачены общей отрицательной обратной связью по постоянному току, что стабилизирует режим работы при изменении внешних воздействующих факторов: напряжения питания и окружающей температуры.

Влияние построения схемы на параметры

В мире сделано уже очень много транзисторных усилителей в классе АВ. Их теория хорошо проработана , а результаты ее применены во множестве конструкций. Однако , это не мешает ежегодно появляться большому количеству новых схем с завидным постоянством. Определенная неудовлетворенность существующими решениями трогала и меня, и проявилась в виде очередной схемы. Хорошим толчком к началу проектирования послужил заказ на разработку высококачественного усилителя для применения в автомобиле, сделанный мне. Удивительным образом подходы к конструкции усилителя заказчика, Феликса Скакуна, не вошли в противоречие с моими, а органично дополняли. Итак, начну с общих принципов построения усилителя, которые постепенно привели к решению. Первый определяющий параметр — это мощность усилителя.

Полевые транзисторы с схемах усилителей постоянного тока — теория, расчёт, Принципиальная схема последовательно-параллельного модулятора.

«Параллельный» усилитель в УМЗЧ Агеева (25 Вт/8 Ом)

Схема параллельного усилителя

Каскады предварительного усиления. Типовой источник сигнала раньше развивал выходное напряжение на уровне мВ. На это напряжение ориентировали высококачественные усилители. Между входными гнездами и сеткой первой лампы раньше располагали корректирующие цепи, в которых сигнал ослаблялся минимум вдвое 6 дБ на самом чувствительном входе.

Предварительные каскады лампового усилителя

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Топ 5 самых популярных схем УНЧ на транзисторах для самодельных аудиосистем и колонок

Таким образом, при испытаниях ВК при максимальном выходном сопротивлении генератора 10,1 кОм мы в какой — то степени приблизим режим работы испытуемых ВК к схеме с разомкнутой ООС , а в другом Ом — к схеме с замкнутой ООС. Основные типы составных биполярных транзисторов БТ показаны на рис. Наиболее часто в ВК используется со ставной транзистор Дарлингтона рис. В отличие от транзистора Шиклаи , в этом транзисторе благодаря » токовому зеркалу » ток коллекторов обоих транзисторов VT 2 и VT 3 практически одинаков. Иногда транзистор Шиклаи используют с коэффициентом передачи больше 1 рис.

Добавить в избранное. Таймер выключатель Вт Приемный тракт радиосигнализации кГц Схема доп.

Русский: English:. Бесплатный архив статей статей в Архиве. Справочник бесплатно. Параметры радиодеталей бесплатно. Даташиты бесплатно.

Резонансные усилители напряжения широко используются в качестве усилителей высокой частоты радиоприемников, к которым предъявляются следующие основные требования: возможно больший коэффициент усиления по напряжению; высокая добротность амплитудно-частотной характеристики на частоте полезного сигнала. Для выделения полезного сигнала высокой частоты в резонансном усилителе используются резонансные свойства параллельного колебательного контура, включенного в цепь нагрузки. Включение контура в цепь нагрузки бывает трансформаторным, автотрансформаторным, емкостным и через разделительный конденсатор рис. Рассмотрим в качестве примера схему с трансформаторным включением.


Отличный выходной каскад на МОП-транзисторах для УМЗЧ без общих ООС

Свежие новости
26. 10.2021
А не подружить ли нам составную пару Шиклаи с полевыми mosfet транзисторами?
Делаем основу для гибридного усилителя мощности

Все остальные свежие новости обитают на главной странице.
ссылка на страницу

А не подружить ли нам составную пару Шиклаи с полевыми MOSFET транзисторами?
Делаем основу для гибридного усилителя мощности.


Рис.1 Составной транзистор конфигурации
Шиклаи

Для тех, кто слегонца запамятовал, что такое Шиклаи, как его употреблять и чем закусывать – напомню:
Шиклаи, помимо того, что это Джордж, ещё и широко известный в узких кругах электронщик, который под предлогом некоего антагонизма к Дарлингтону сочинил свою пару транзисторов, получившую название – составной транзистор по конфигурации Шиклаи.

При том, что составные транзисторы по схеме включения Шиклаи используются значительно реже Дарлингтонов, они обладают рядом важных преимуществ, как то: более высокая линейность, а также меньшая температурная зависимость.


Для желающих убедиться в этом воочию – милости просим на страницу (ссылка на страницу), где специалист в области звукотехники – Род Эллиот в ненавязчивой форме раскроет содержание этой темы.
С другой стороны, тот же Эллиот пишет о целесообразности использования составных транзисторов исключительно в устройствах, построенных на биполярных транзисторах. Мотивирует он эту концепцию практически полным отсутствием входного тока в цепи затвора, а также высокой крутизной передаточных характеристик современных мощных полевиков.

А почему, собственно? – пришла в мою, не сказать, что гениальную, но весьма сообразительную голову светлая мысль:
Во-первых, отсутствие постоянного тока не означает отсутствие переменного. Суммарная входная ёмкость двух выходных полевых транзисторов составляет величину – около 3000 пФ, что на частоте 10 кГц выдаёт всего лишь 5,3 кОм входного сопротивления.
Во-вторых, крутизна – эта вещь, которой при работе на низкоомную нагрузку много не бывает.
В-третьих, изящное хитросплетение разноструктурных транзисторов, охваченных 100% обратной связью, действительно даёт существенное снижение нелинейности, в чём я собственноручно имел возможность убедиться в конструкции, описанной на странице – (ссылка на страницу).

Итак, тезисы выдвинуты, пора переходить к эксперименту. Для начала – тестовая схема выходного каскада на полевых MOSFET транзисторах:


Рис.2 Выходной каскад на составных полевых
транзисторах по конфигурации Шиклаи

После первого прощупывания стало понятно, что этот выходной каскад – то что надо выходной каскад.

При токе покоя выходных полевиков 100 мА и 10 Вт выходной мощности, нелинейные искажения – 0,034%, при большем токе – ещё меньше.
Максимальная мощность на нагрузке 4 Ом при Кг

Что смутило?
Крайне высокая совокупная крутизна составных транзисторов порождает очень острую регулировку тока покоя выходных транзисторов. И как итог – повышенная чувствительность этого тока к любому плевку в сторону цепи смещения.


Амплитудный выброс на АЧХ в районе десятка мегагерц для Шиклаи – это вещь, знакомая ещё по биполярным каскадам, может инкрустировать выходной сигнал высокочастотной рябью, однако методы борьбы с этим явлением также хорошо известны.

Ну что ж, отлично! По крайней мере, понятно, куда двигаться. А двигаться мы будем в сторону сокращения крутизны каскадов по постоянному току при бережном сохранении оной по переменному, а также прочей мелочёвки в виде: защитных стабилитронов и цепей ВЧ коррекции.
Итого, что у нас получилось в сухом остатке?

Рис.3 Выходной каскад Шиклаи на полевых транзисторах для УМЗЧ без общих ООС

Но для начала – лёгкий экскурс в идеологию однополярного питания и, стало быть, разделительного конденсатора на выходе УМЗЧ. И это всё в то время, когда отдельные персонажи шарахаются от электролитов на выходе похлеще, чем от опарышей, разбежавшихся по холодильнику, а вполне себе серьёзные издания проводят оценочные прослушивания, с целью определить – а каково оно влияние переходных ёмкостей на звучание усилителя? Однако, чем серьёзней издание, тем чаще эти изыскания венчаются выводом: «Какой-то эффект конденсаторы (как и любой другой элемент) на звук оказывают. Но не стоит данный эффект сильно переоценивать, так как он несоизмеримо слабее, чем влияние: качества выходного трансформатора, правильности схемотехники, выбора режимов активных элементов, типов элементов, конкретных экземпляров элементов и т. д. и т. п. К примеру, если изменение режима работы какого-либо каскада кардинально влияет на звук всего тракта, то замена одного и даже всех разделительных конденсаторов в посредственном усилителе не изменит практически ничего, пусть даже стоимость такого преобразованного “чуда” и вырастет вдвое».

Зато разделительный конденсатор в цепи нагрузки позволяет нам забить на устройство защиты акустики от постоянки, а КЗ на выходе (при наличии токоограничивающих резисторов и плавкого предохранителя в цепи питания) с большой степенью вероятности не отправит наши мощные транзисторы к праотцам электроники Ому и Амперу. Вдобавок ко всему, резисторы R16, R17 дополнительно снижают и без того низкую температурную зависимость Шиклаи, предоставляя возможность отказаться от каких-либо специальных цепей термостабилизации.

Введение в составные пары Шиклаи нештатных резисторов R13, R14 и конденсаторов С6, С7 дало возможность, с одной стороны, снизить их крайне высокую крутизну по постоянному току, с другой – оставить нетронутой по переменному. При этом некоторое снижение максимального выходного напряжения и, как результат, максимальной выходной мощности – это незначительная плата за стабильность тока выходных транзисторов при бережном сохранении отличного параметра Кг.

Основные параметры выходного каскада:

  • Коэффициент передачи – минус 0,29 дБ;
  • Максимальная выходная мощность (при Rн = 4 Ом, Кг
  • Максимальная выходная мощность (при Rн = 8 Ом, Кг
  • Кг = 0,030% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 1 Вт;
  • Кг = 0,034% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 10 Вт;
  • Кг = 0,041% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 50 Вт;
  • Кг = 0,052% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 100 Вт;
  • Кг = 0,059% (1 кГц, 4 Ом) – при Рвых = 150 Вт;
  • Полоса частот с цепями коррекции (+/-1 дБ) – 17 Гц…185 кГц;
  • Входное сопротивление – 30 кОм;
  • Входная ёмкость – 330 пФ.

    По сравнению с популярным выходным каскадом, выполненным по схеме так называемого «линейного параллельного усилителя», данная конфигурация выигрывает по параметру Кг практически в 10 раз. А это означает, что для любого УМЗЧ, не отягощённого общими ООС, звучание будет определяться не выходными транзисторами, а в значительной степени звуком драйверного каскада, будь то лампы в составе гибридника или какие иные активные элементы.

    Параметр нелинейных искажений был снят при сопротивлении источника сигнала (генератора) – 1 кОм. При более низком Rг, искажения ниже, однако при более высоком – резко увеличиваются и достигают 0,1% при Rг = 10 кОм. Объясняется это явление просто – значительной мгновенной нелинейностью входной ёмкости мощных полевиков от амплитуды сигнала. Ничего особо печального в данном обстоятельстве нет, просто это надо иметь в виду при построении драйверного каскада.

    Построечный резистор R5 отвечает за ток покоя выходных транзисторов. Перед тем как включить питание и произвести настройку тока, его следует установить в верхнее по схеме положение, соответствующее минимальному сопротивлению.
    Конденсатор С2 обеспечивает плавное нарастание тока выходных транзисторов при подаче питания, что способствует бесшумному включению АС.

    Общее правило для любых составных пар Шиклаи – на общий радиатор сажать только выходные транзисторы (в нашем случае Т3, Т4)!!!
    Резисторы R16, R17 – обязательно должны быть непроволочными и представлять собой по пять параллельно включённых 1-омных резисторов!!!
    Все точки, помеченные на схеме землёй, должны «звездой» сходиться о одной точке, идущей к минусу БП!!!

    А на следующей странице исследуем схему высококачественного гибридного усилителя, построенного с использованием описанного выходного каскада.

     

  • © 2017 Vpayaem.ru   All Rights Reserved

    Мощность транзистора на ламповой схеме. Двухтактный ламповый усилитель на ЕСС85 и EL34

    При проектировании ламповых усилителей мощности звука (УМЗЧ) многие авторы используют выходные каскады, работающие в классе А. Они аргументируют свое решение минимальным коэффициентом нелинейных искажений таких каскадов. Однако каскады, работающие в классе А, имеют довольно приличный начальный ток анода (рабочая точка лежит в середине линейного участка характеристики лампы). Следовательно, эффективность лампы будет очень низкой. Постоянный ток, протекающий через лампу, нагревает ее электроды. Если не предусмотреть принудительное охлаждение ламп, их электроды будут интенсивно разрушаться. Следует отметить, что при построении усилителей класса А с выходной мощностью 10…20 Вт еще можно создать компактную систему охлаждения. Но если пересчитать усилитель, например, на 100 Вт, то придется соорудить весьма громоздкий «кулер».

    Поэтому выгоднее использовать более экономичный режим работы ламп класса В. Недостатком этого режима является повышенный уровень нелинейных искажений. Это связано с тем, что в этом режиме рабочая точка лампы лежит на более нелинейном начальном участке характеристики лампы. При двухтактной схеме включения ламп это вызывает искажения в виде «ступеньки». Есть очень простой способ компенсировать такие искажения. Для этого усилитель должен быть охвачен глубокой отрицательной обратной связью.

    Предлагаемый усилитель питается от двухтрансформаторного блока питания (рис. 1). Трансформатор ТЗ обеспечивает питание анодных цепей всей схемы и сеточных цепей выходных ламп усилителя, Т4 формирует напряжения накала, напряжения смещения на сетках выходных ламп и напряжения для питания усилительного вентилятора. Для снижения уровня фона накала лампы предварительный усилитель осуществляется от источника постоянного тока.

    Рис. 1. Двухтрансформаторный блок питания

    Принципиальная схема усилителя показана на рис. 2. На компактном двойном триоде VL1 собран предварительный усилитель. Входные уровни регулируются переменными резисторами R1 и R2. Сигналы левого и правого каналов подаются на трехполосные регуляторы тембра. Далее сигналы через усилитель на двойном триоде VL2 поступают на фазоинверторы на двойном триоде VL3. Корректирующие RC-цепи, подключенные к катодам триодов ВЛ2, уменьшают нелинейные искажения усилителя и предотвращают его возбуждение на инфранизких частотах. На анодах ВЛ3 получаются противофазные сигналы, необходимые для работы двухтактных выходных каскадов. Противофазные сигналы «раскачиваются» предусилителями на двойных триодах VL4, VL5 до уровней, необходимых для возбуждения выходных ламп VL6…VL9. Оба тетрода в каждой лампе соединены параллельно для увеличения выходной мощности. Ламповой нагрузкой служат выходные трансформаторы Т1, Т2.


    Рис. 2. Принципиальная схема усилителя (нажмите, чтобы увеличить)

    Трансформаторы согласовывают высокое сопротивление ламп с сопротивлением динамиков.

    Усилитель собран в дюралюминиевом корпусе. Вентиляторы M1 и M2 расположены так, что они обдувают выходные лампы. XS1 — разъем «ДЖЕК» или «миниДЖЕК». Р1, Р2, Р11, Р13, Р15, Р17, Р19, R21 — любые переменные резисторы подходящего типа. SA1 должен выдерживать ток до 6 А при напряжении питания 220 В. Для Т1 и Т2 используются Ш-образные сердечники сечением 32х64 мм. Обмотки I, III содержат по 600 витков провода ПЭВТЛ-2 диаметром d0,4 мм, а обмотки IIа и IIб содержат по 100 витков того же провода. Обмотка IV содержит 70 витков провода ПЭВ-2 d1,2 мм. ТЗ и Т4 намотаны на тороидальных сердечниках сечением 65х25 мм (Т3) и 40х25 мм (Т4). Т3 имеет первичную обмотку, состоящую из 600 витков провода ПЭВТЛ-2 d0,8 мм, и вторичную обмотку, состоящую из двух обмоток по 570 витков того же провода. Первичная обмотка Т4 состоит из 1600 витков провода ПЭВТЛ-2 d0,31 мм, обмотка II — 500 витков того же провода, III и IV — 52 и 104 витка провода ПЭВТЛ-2 d0,8 мм. Порядок намотки обмоток для Т1 и Т2 показан на рис. 3


    Рис. 3. Порядок намотки Т1 и Т2

    Сборку усилителя начнем с источника питания. Снимают лампы ВЛ6…ВЛ9 с малых панелей и включают питание. При этом HL1 должен загореться, а М1 и М2 сработать. Измеряют постоянные выходные напряжения, которые должны отличаться от указанных на схеме не более чем на ±10%. Ручки регулировки громкости установлены в крайнее правое положение, а регуляторы тембра в среднее положение. Цепи ООС временно отключены (R52, C46, ​​C47, R75, C38, C51). На входы ЛК и ПК подаются синусоидальные сигналы частотой 1 кГц и амплитудой 250 мВ. Двухканальным осциллографом контролируются противофазные сигналы на анодах ламп ВЛ4, ВЛ5 (их амплитуды должны быть одинаковыми, а форма не должна искажаться). Установить ВЛ6…ВЛ9на место, а к выходам подключить либо акустические системы, либо (лучше) эквиваленты нагрузки (резисторы 8 Ом х 150 Вт). На выходе также должен наблюдаться неискаженный сигнал. Восстановить цепочку охраны окружающей среды. Если усилитель будет с самовозбуждением, следует подобрать емкости С38, С47 или резисторы R52, R75. При этом сильно уменьшить ООС нельзя, так как соответственно увеличится коэффициент нелинейных искажений. На этом настройка усилителя завершена.

    Для корректной работы усилителя следует помнить, что включение усилителя без нагрузки категорически запрещено. Несоблюдение этого требования приведет к выходу из строя выходных ламп и трансформаторов.

       См. другие статьи. раздел.


    Раньше я предвзято относился к звуку двухтактных ламповых усилителей, считая, что одноактность даст им «на сто очков вперед».
    Почему? Был у меня когда-то двухтактный ламповый усилитель, собранный «по какой схеме не знаю» на лампах EL34. Он не прозвучал.
    Но тогда я не собирал усилители. И решил для себя закрыть этот вопрос, собрав ПП на EL34. Более того, у меня в запаснике была пара выходных трансформаторов, подаренных одним очень хорошим человеком! Вот такие:

    Схема усилителя

    Выбрал схему «по Манакову»:


    Начал как всегда со сборки корпуса. Не буду останавливаться на технологии его изготовления; Я подробно все описал. Как всегда собрал усилитель на отдельном металлическом шасси, укрепленном внутри корпуса на стойках. Это минимизирует количество отверстий в верхней крышке усилителя. Для изготовления корпуса использовал алюминиевый уголок 20×20х2,0, листы алюминия толщиной 1,5 мм (для верхней крышки) и 1 мм (для нижней крышки и шасси). Обшивка выполнена из древесины бука, окрашена морилкой и лаком в несколько слоев. Дюралюминий крашенный из баллончика. В этот раз колпаки для трансформаторов использовали в готовом виде, заказав их заранее.

    На балконе выполнены все механические работы. Я использовал складной верстак, дрель, электролобзик, дисково-шлифовальную машинку, ручной фрезер, дремель и профессиональные бочки. За годы радиолюбительской деятельности я основательно «оброс» хорошими инструментами. Это позволяет мне выполнять многие сложные работы гораздо быстрее и точнее. Но большинство этих работ можно выполнить вручную. С большим количеством времени и усилий, конечно.

    Радиодетали, как правило, самые распространенные. В качестве разделителей использованы конденсаторы К78-2 и К71-7, все остальные — «сборная солянка».

    Лампы EL34 куплены уже подобранные в «четвёрку».

    Трансформатор силовой: тор, 270Вх0,6А — анодная вторичка, 50Вх0,1А — вторичка смещения, 2×6,3×4А — для питания накала.

    Я внес некоторые изменения в схему.

      Вместо лампы 6Н9С я сначала самоуверенно попробовал 6х3П (ЭБ). В итоге получил… «мертвый» звук. Не то! Нисколько. И отверстия под панели просверлены, и шасси уже установлено. Что делать? Начал искать замену этой лампе. Оказалось, что лампа ECC85 (по отзывам коллег на форумах) «очень ровная». Получил пару. Изменены номиналы резисторов «обвязки». Аноды 36 кОм (2Вт), катодные резисторы 180 Ом, а смещение около 1,5 В. Сразу скажу, звук очень хороший!

    Электронный дроссель

    Вместо обычных дросселей использовал «электронный дроссель», собранный по такой схеме:

    Замечу, что реальное падение напряжения на дросселе порядка 20-25 V. Учитывайте это в своем дизайне!
    Также прилагается печатная плата дроссельной заслонки.

    Селектор входов

    Селектор входов организовал на трех реле TAKAMISAWA (по количеству входов), коммутирующих слаботочный сигнал. Плату для коммутатора не делал, все собрал на макетной плате.

    Схема примерно такая:

    Для красоты поставил стрелочные индикаторы. Индикаторы управляются отечественной микросхемой К157ДА1. Схема переделана под однополярное питание, печатная плата прилагается.

    Выключатель, микросхема К157ДА1 и диоды подсветки индикатора питаются от одного источника стабилизированного напряжения.

    Из особенностей сборки

     Наиболее важным является наземный расчет. Хорошо видно, что я организовал две точки заземления, собрал на них земли левого и правого каналов и подключил их к «минусу» фильтрующего конденсатора анодного напряжения. В итоге вкупе с «электронным дросселем» это дало очень хороший эффект. Я вообще не слышу фон. Ни 10, ни 5, ни 2 сантиметра от динамика.

    Настройка усилителя

     Здесь полностью цитирую Манакова:

    Первый каскад настраивается на постоянное напряжение 1,8–2 В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора.
    Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, регулировкой напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,035-0,04 В, что соответствует анодному току каждой лампы 35-40 мА. Самые «экономные» могут уменьшить токи выходных ламп до 25-30 мА. Думаю излишне напоминать, что все эти настройки нужно производить в тихом режиме.
    По переменному напряжению фазоинверторный каскад настраивается при подаче на сетку левого триода лампы 6Н9С переменного напряжения около 0,5 В частотой 3 кГц, а подстроечного резистора в сетке правого Триод лампы проявляет такое же переменное напряжение на анодах лампы. В этом случае необходимо использовать вольтметр с входным сопротивлением не менее 1 МОм.

    Добавлю только, что при использовании ламп EL34 токи покоя можно (и нужно) безопасно поднять примерно до 56 — 60 мА, при анодном напряжении около 350 В.



    Файлы

    Чертежи печатных плат электронная почта дроссель и уровнемер:

    ) в усилителе мощности звука применены лампы выходного каскада, работающие в классе «А», сверхлинейная коммутация, и собранный в виде моноблочно-лампового усилителя. В схеме можно использовать несколько разных ламп, в том числе КТ77 / 6L6GC / КТ88 с драйвером на 12SL7 . Вне зависимости от того, для каких типов ламп используются выходы — звук получается бархатным и изысканным.

    В драйвере (предусилитель звука) лампа находится в режиме динамической нагрузки — SRPP. Альтернативный драйвер можно сделать по номеру 5751. . Не исключены и другие варианты, такие как 12AU7 , 12AT7 и 12AX7 . Выходная мощность этой схемы может достигать 50 Вт.

    Схема довольно простая, как и для лампы УМЗЧ, но если вы не знакомы с ламповой техникой или не имеете опыта работы с высоковольтными установками, то это точно не подходящий проект для дебюта . Для полного исключения взаимного влияния отдельных каналов (левого и правого) конструктивно все выполнено в виде моноблоков — каждый со своим блоком питания. С одной стороны, этот вариант более сложный и дорогой, но и имеет свои преимущества.


    На нижнем изображении показано самое простое. В блоке питания можно использовать обычный трансформатор, выпрямитель, фильтр. Обмотка накала 6 вольт и 4 ампера. При использовании только 6,3-вольтовых ламп напряжение соответственно снижается до вышеуказанного уровня.


    Более чувствительные цепи располагаются как можно дальше от силовых трансформаторов. Конденсаторы фильтра были приклеены к шасси. Использование земли в виде толстого большого оголенного медного провода Зарекомендовало себя для минимизации шума, шума и возможности оптимизации контуров заземления. При правильном соединении всех элементов схемы ток равен 1,25 деленному на номинал резисторов. Таким образом, 10 Ом дадут протекающий ток 0,125 ампер (при использовании ламп КТ88 требуется 180 мА).

    Настройка и тестирование усилителя


    Сразу предупреждаю, что в этой цепи есть смертельно опасные напряжения, будьте предельно осторожны при любых измерениях. Сначала включите питание и проверьте напряжения. Должно быть 12 вольт постоянного тока между нитью накала 12SL7 и около 475 вольт на блоке конденсаторов фильтра. Вставьте лампу. Остерегайтесь возможных проблем (внутри тарелок светящиеся красным тарелки, искры, дым, шум и другие интересные вещи, указывающие на плохие новости). Еще раз проверьте напряжение. Они должны быть в соответствующих пределах. Если они сильно отличаются, значит что-то подключено неправильно.


    Если все в порядке, отключите питание и прикрутите динамики к выходу. Включите питание снова. Звука любого рода (шума или шума) должно быть мало или вообще не быть. Если из динамика слышно легкое гудение см в 10-20, то скорее всего проблема с установкой (экран, вес…).



    Подайте сигнал на вход усилителя и посмотрите, что произойдет. Звук должен быть теплым и мягким, без заметных искажений. Теперь самое время сделать баланс токов на выходных лампах — подстроечный резистор на 25 Ом. Дайте усилителю поработать не менее 20 минут и снова проверьте настройки. Они, наверное, немного изменились — приспосабливайтесь. После окончательной сборки горячие и опасные лампы лучше накрыть защитной сеткой (особенно если у вас есть домашние животные или дети). Наслаждайтесь прослушиванием!

    Сразу оговорюсь — эта антология никоим образом не претендует на звание пособия по ламповой схемотехнике. Схемы (в том числе и исторические) подбирались по сочетанию технических решений, по возможности с «прожекторами». А вкусы у всех разные, так что не проси ничего, если не угадаешь… В старых схемах стандартизирован ряд номиналов.

    Для увеличения выходной мощности усилителей, кроме «запараллеливания» ламп, еще в 30-е годы применялись двухтактные каскады (двухтактный) . Для возбуждения двухтактного каскада необходимы два противофазных напряжения, которые проще всего получить с помощью трансформатора. Пока делают в самых бескомпромиссных конструкциях, но степень влияния межлампового трансформатора на качество сигнала чуть ли не больше выходного. Поэтому в подавляющем большинстве двухтактных усилителей для получения противофазных напряжений используется специальный фазоинверторный каскад.

      Основные типы фазоинверсных каскадов
    • отдельный инвертирующий каскад в одном из плеч усилителя
    • фазоинвертор с автобалансом
    • фазоинвертор с катодной связью
    • фазоинвертор с разделенной нагрузкой

    Каждое решение имеет свои преимущества и недостатки. В период расцвета качественных ламповых усилителей наибольшее распространение получили фазоинверторы с раздельной нагрузкой и катодной связью.

    Фазоинвертор с катодной связью дает некоторое усиление, но идентичность выходных сигналов зависит от степени связи. Глубокое соединение можно получить только при использовании соединения с большим сопротивлением (для этой схемы, называемой длинный хвост — «Длинный хвост» или источники тока в катодной цепи (а это тогда вообще не приветствовалось). Кроме того, выходные сопротивления плеч такого фазоинвертора существенно различаются (один триод включен в цепь с общим катодом, второй — с общей сеткой).

    Фазоинвертор с разделенной нагрузкой позволяет принимать идентичные сигналы, но несколько их ослаблять. Поэтому приходится увеличивать коэффициент усиления фазоинвертора (что чревато его перегрузкой) или использовать двухтактный предоконечный каскад. Однако именно этот тип фазоинверторов получил наибольшее распространение в промышленных конструкциях, так как обеспечивает хорошую повторяемость при серийном производстве.

    Вопрос экономии в те годы был приоритетным. И радиолюбителей, и конструкторов очень смущала дополнительная лампа. Поэтому неудивительно, что в начале 50-х годов на страницах радиотехнических изданий появились схемы двухтактных усилителей, не содержащих отдельного фазоинвертора. Выходной каскад таких усилителей был выполнен по схеме с катодной связью и работал в «чистом» классе А. Предлагались как новые схемы, так и преобразование существующих однотактных усилителей в двухтактные. По нашу сторону «железного занавеса» этот тип усилителей не прижился из-за низкого КПД, а по другую сторону они еще долго использовались.

    Предельно простая схема такого усилителя, предназначенная для повторения любителями, показана ниже (спасибо Клаусу, приславшему схему — без нее картина была неполной). Обратите внимание на дату…

    рис.1. Простой двухтактный усилитель Pвых = 6 Вт. Выходной каскад выполнен по схеме с катодной связью. Приведенное сопротивление нагрузки составляет 8 кОм. Конструктивные данные трансформатора неизвестны. В качестве источника питания использовался двухполупериодный выпрямитель на кенотроне прямого накала 5Я3ГТ и LC-фильтр. / Melvin Leibovitz Hi-Fi Power Amplifier (Электронный мир, 19 июня)61)

    Интересно включить регулятор громкости на входе оконечного каскада и всего один переходной конденсатор. Степень катодной связи невелика, так что характер звука, скорее всего, будет как у однотонального (с четными гармониками). Общего ВП нет, так как запас усиления мал.

    Однако введение ООС в пентодном усилителе крайне желательно — без него выходное сопротивление очень велико. Это хорошо только для СЧ-диапазона (ибо уменьшает интермодуляционные искажения в динамике), а для всех остальных применений противопоказано. Глубокую ООС в усилителе можно ввести только при прямом соединении каскадов.

    рис.2. Двухтактный усилитель класса А. Усилитель выполнен по схеме с прямым подключением каскадов и имеет глубокую защиту от воздействия окружающей среды (~30 дБ). Двухтактный выходной каскад работает в классе А. Он выполнен по схеме катодной связи и не требует отдельного фазоинверсного каскада. Сеть VL3 заземлена по переменному току. Часть напряжения с катодов выходных ламп подается на экранирующую сетку VL1, стабилизирующую режим постоянного тока.

    Налаживание сводится к подбору R1…R3 таким образом, чтобы напряжение на управляющих сетках ламп было -12 В относительно их катодов.

    Выходной трансформатор выполнен на сердечнике Ш-22х50. Первичная обмотка содержит 2х1000 витков провода d=0,18 мм, вторичная обмотка содержит 42 витка провода d=1,25. Обмотки секционированы, вторичная обмотка размещена между первичными слоями. (В. Павлов. Высококачественный усилитель НЧ (Радио, №10/1956, с.44)

    9Усилители 0002 Mode A обеспечивают высокое качество звука, однако переход в режим AB при той же мощности рассеяния на аноде позволяет получить в два-три раза большую выходную мощность. Выходной каскад в режиме АВ уже не может работать с катодной связью, поэтому без отдельного каскада инверсии фаз не обойтись.

    Стремление уменьшить если не количество ламп, то хотя бы количество цилиндров, привело к появлению схемы усилителя на двух триодах-пентодах. Низкочастотные триодные пентоды когда-то были специально разработаны для однотактных приемных усилителей и телевизоров (триодная часть использовалась в драйвере, пентодная — в выходном каскаде). Впрочем, в двухтактном применении они тоже не подкачали. Опубликованная ниже схема имела немало воплощений. Ультралинейный вариант, например, был в самом первом издании книги Гендина «Качественное любительское УНЧ» (1968)

    рис.3 Двухтактный усилитель на триодах-пентодах. Pвых = 10 Вт. Фазоинвертор по схеме раздельной нагрузки, связь с первым каскадом прямая. Выходной пентодный каскад с фиксированным смещением. Существуют также варианты этой схемы со сверхлинейным включением выходных ламп, с комбинированным и автоматическим смещением. Конструктивные данные трансформатора неизвестны. Цепь R3C2 обеспечивает стабильность работы усилителя с замкнутым контуром защиты от воздействия окружающей среды.

    Кстати, о сверхлинейном включении выходных пентодов. В двухтактном исполнении у них есть еще один плюс — дополнительная компенсация гармоник, возникающих в выходном каскаде. Поэтому подавляющее большинство любительских конструкций выполнено по варианту ультралайн. В промышленных конструкциях отечественного производства ультралинейные усилители опять же не прижились из-за сложности выходного трансформатора. Для получения высоких характеристик необходима полная симметрия конструкции, секционирование обмоток, сложная коммутация. При использовании трансформаторов массового производства выигрыш от применения сверхлинейной схемы не заметен.

    Следующая схема стала классической и послужила основой для бесчисленного множества дизайнов.

    рис.4. Ультралинейный усилитель Pвых = 12 Вт, кг

    Несмотря на свои высокие характеристики, как обычные пентодные, так и ультралинейные усилители редко используются без общей защиты от окружающей среды. Применение ООС снижает выходное сопротивление усилителя и улучшает условия работы низкочастотных головок. А вот для уменьшения выходного сопротивления усилителя можно использовать не только отрицательную, но и положительную ОС. В схеме следующего усилителя используется комбинированная обратная связь.

    рис.5. Ультра линейный усилитель Главной особенностью усилителя является сочетание напряжения ООС и тока ПОС, что улучшает согласование усилителя с динамической головкой в ​​области основного механического резонанса. Сигнал ПОС снимается с датчика тока (R19), включенного в «земляной» вывод выходного трансформатора. Глубина обеих обратных связей регулируется синхронно, что исключает самовозбуждение усилителя.
      Первый каскадный усилитель напряжения. Фазоинвертор выполнен по схеме с катодной связью. Выходной каскад выполнен по типовой ультралинейной схеме и дополнен балансировочным регулятором РП1. Второй усилитель VL1 имеет микрофонный усилитель. Выходной трансформатор выполнен на сердечнике W25x40. Первичная обмотка содержит 2х (1100+400) витков провода d=0 18мм, вторичная — 82 витка провода d=0 86мм (60м) В.Иванов — Усилитель НЧ (Радио №11/1959 стр.47-49)

    Триодный выходной каскад имеет низкий уровень искажений и низкое выходное сопротивление даже без общей ООС. Характеристики каскада слабо зависят от приведенного сопротивления нагрузки. Это уменьшает индуктивность выходного трансформатора. Ниже приведены два варианта схемы усилителя с выходным каскадом на двойном триоде.

    рис. 6. Триодный усилитель Pвых=2,5Вт (+250В) Pвых=3,5Вт (+300В) Кг=3% (без ООС)
    Усилитель напряжения первого каскада на пентоде (Кв=280 350). Фазоинвертор с разделенной нагрузкой. Выходной каскад с фиксированным смещением. Для снижения фона на накальную обмотку подается потенциал +40 В. Выходной трансформатор выполнен на сердечнике Ш12 (окно 12х30мм), толщина набора 20мм. Первичная обмотка — 2х2300 витков провода d=0,12мм, вторичная — 74 витка d=0,74мм. Силовой трансформатор выполнен на сердечнике Ш16 (окно 16х40мм), толщина набора 32мм. Сетевая обмотка содержит 2080 витков провода d=0,23мм, анодная — 2040 витков провода d=0,16мм, накальная — 68 витков провода d=0,84мм, офсетная обмотка — 97 витков провода d = 0,12мм

    рис.7. Триодный усилитель Рвых = 2,5 Вт, Кг = 0,7…1 % В выходном каскаде применен комбинированный сдвиг (применена накальная обмотка). Выходной трансформатор выполнен на сердечнике Ш12 (окно 12х26мм), толщина набора 18мм. Первичная обмотка содержит 2х1800 витков провода d=0,13мм, вторичная обмотка содержит 95 витков провода d=0,59мм (13 Ом)
    Зельдин Е. — Триодный усилитель класса В (Радио № 4/1967, стр. 25- 26)

    🧖🏾 🖐🏾 👴🏽 Советский HI-FI и его создатели: Шушурин — Ламм

    В одной из статей цикла «легендарные усилители» я упоминал Владимира (Шушурина) Ламму и его лампу УМЗЧ Ламм мл 2.1, которая вызвала раздраженная реакция некоторых любителей «теплой легкости». Причиной возмущения поклонников инженера стала моя критика характеристик усилителя. Справедливости ради надо отметить, что Шушурин (ныне Ламм) известен не только благодаря этому устройству. Его вклад в развитие усилительного оборудования несоизмеримо больше, чем создание одной скандальной ламповой легенды. Для радиолюбителей Страны Советов его имя долгое время значило, пожалуй, даже больше, чем для «ламповых» аудиофилов сегодня.




    Дело в том, что Владимир Шушурин был автором одной из первых советских стереофонических схем УВЧ, подходящих для стандарта HI-FI (опубликована в журнале «Радио» в 1978 году). У многих читателей этого журнала была возможность самостоятельно создать такой усилитель в годы тотального дефицита качественной аппаратуры в СССР. Многотысячная армия советских радиолюбителей воспроизвела эту схему, а также создала бесчисленное множество вариаций на тему УМЗЧ Шушурина. В 1980-х, будучи руководителем Львовского специального конструкторского бюро бытовой техники, Владимир реализовал несколько серийных моделей усилителей HI-FI, которые выпускались под маркой «Амфитон».



    Инженерный путь



    Владимир Шушурин получил качественное по советским меркам инженерное образование во Львовском политехническом институте, который в то время считался одной из кадровых кузниц советской военной промышленности. Автор культовых усилителей закончил учебу на электрофизическом факультете в 1968 и получил специальность «Разработчик полупроводниковых приборов».


    Интересно, что тема диссертации Шушурина была далека от усилительных устройств и в принципе от электроакустики, а касалась электролюминесценции. В одном из интервью Шушурин рассказал, что успел закончить диплом за 5 месяцев до защиты. О высоком уровне подготовки Шушурина свидетельствует тот факт, что преддипломную практику он проходил в Киевской академии наук, что было под силу далеко не каждому советскому студенту.


    После окончания обучения Шушурин планировал остаться в Киеве и заниматься научной работой, писать кандидатскую, но неожиданно попал в ряды Советской Армии. Отдав долг родине, инженер обнаружил, что в Киеве удалось занять теплые места и вернулся во Львов, где начал свою трудовую деятельность на Львовском телевизионном заводе. Помимо телевизоров, эта компания активно работала в оборонной промышленности.


    По словам инженера, на телевизионном заводе он участвовал в разработке оборудования для ЦУПа в Подлипках, а также авиатренажеров для обучения военных и гражданских пилотов. Владимир также рассказал, что за этот период удалось реализовать телевизионную систему с электронным масштабированием в 40 раз, что было своеобразным рекордом для телевизионной спецтехники в СССР того времени.

    Восходящая звезда советского усиления



    В конце 70-х Шушурин покидает Львовский телевизионный завод и является главным конструктором Львовского специального конструкторского бюро бытовой техники. Примерно в это же время (1978 год) появилась его первая публикация в № 6 журнала «Радио», где он впервые описывает схему своего HI-FI усилителя.


    Схема 1978 года не была лишена ряда недостатков, но была проста в реализации. Для усилителя использовались относительно доступные радиоэлементы.



    В 1980 году редакция журнала «Радио» пришла к выводу, что усилитель Шушурина является одной из самых популярных конструкций в радиолюбительской среде. Об этом свидетельствует редакционная почта издания. По многочисленным просьбам Шушурин опубликовал еще один вариант схемы, адаптированный для более современных и сложных радиодеталей.


    Характеристики аппарата для 1980-х были поистине уникальными. Практически ни один серийный усилитель в СССР в то время не позволял получить столь низкий уровень гармонических искажений.


    Номинальная выходная мощность, при нагрузке 4 Ом: 2×70 Вт.

    Номинальный диапазон частот: от 15 до 25 000 Гц.

    Неравномерность АЧХ (на частоте 1000 Гц): ± 0,5 дБ.

    Коэффициент гармоник:

    20 Гц — 0,03%;

    1000 — 0,015%;

    20 000 — 0,045%;

    Коэффициент интермодуляционных искажений, при соотношении амплитуд сигналов частотой 250 и 8000 Гц: не более 0,1 %

    Относительный уровень помех: -78 дБ

    Входное сопротивление: 16 кОм

    Выходное сопротивление (при частоте 1000 Гц): 0,07 Ом

    Коэффициент демпфирования при нагрузке 8 Ом: 58 дБ

    Потребляемая мощность: 72 Вт


    Не впечатлить такими характеристиками сегодня сложно.


    Параллельно, работая во Львовском Специальном конструкторском бюро бытовой техники, Шушурин использует свои таланты для создания серийных усилителей, выпуск которых начинается во Львове-БПО. Ленин. Под его руководством стереосистема АМФИТОН А1-01-2у 1982, стереосистема АМФИТОН-У-101-1 1982 г., стереосистема АМФИТОН-АИ-01-1 1982 г.




    АМФИТОН-У-002 Hi-Fi стереосистема 1983 года по праву считается настоящим шедевром советской электроники. Отдельного упоминания заслуживают характеристики этого устройства:

    Диапазон частот: 20 — 25000 Гц.

    Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-25000 Гц: ±0,7 дБ.

    Сопротивление подключенных динамиков: 4 Ом.

    Выходная мощность на канал:

    номинал: 25 Вт;

    максимум: 100 Вт;

    Наушники (номинал): 0,1 Вт/120 Ом;

    Коэффициент гармоник в диапазоне 40-16000 Гц: 0,13%

    Коэффициент гармоник на частоте 1000 Гц: 0,07%

    Общее нелинейное искажение: 0,25%

    Коэффициент демпфирования: 20 раз.

    Переходное затухание между каналами на частоте:

    250 Гц и 10 000 Гц: 38 дБ;

    1000 Гц: 48 дБ;

    Отношение сигнал/шум при номинальных входных условиях:

    Линейная СЧ и ТЮНЕР: 83 дБ;

    корректирующий ЭП: 72 дБ;

    Разница в усилении каналов в диапазоне 250-630 Гц: 1,5 дБ.

    Громкость при -40 дБ на частоте 63 Гц относительно 1000 Гц: +10 дБ.

    Потребляемая мощность: 105 Вт.

    Размер усилителя (ШхВхГ): 387х88х390 мм.

    Вес усилителя: 9 кг.

    Содержание драгоценных металлов:
    золото
    : 0,12 г;

    серебро: 0,3 г




    К техническим особенностям этих УМЗЧ относятся стабилизированные источники питания, отсутствие межкаскадных конденсаторов в трактах предварительного усиления, применение пленочных межкаскадных конденсаторов на входе (не везде), применение операционных усилителей со скоростями нарастания выходного напряжения 20 В/мкс.


    Практически все усилители, созданные под руководством Шушурина, отличались низким уровнем нелинейных искажений. В связи с этим, а также благодаря сравнительной доступности и приемлемой цене эти усилители стали одними из самых популярных в Советском Союзе.

    От Шушурина до Ламма



    В начале 90-х неудачных для постсоветского пространства 1990-х Владимир Шушурин, как и многие талантливые инженеры, решил попытать счастья в США. При эмиграции в 1987 лет, он сменил фамилию. Интересно, что Ламм — это не выдуманное (присвоенное), а настоящее имя Владимир. Шушурина он был вынужден. Его мать испугалась проблем с еврейским происхождением, которые часто возникали в 40-е годы («дело врачей», антисемитские настроения среди политической элиты СССР) и сменила сыну фамилию.


    В стране «победоносной» американской мечты он тоже решил направить свою энергию на создание усилителей. В 19В 90 году Владимир начал сотрудничать с нью-йоркской компанией Madison Fielding. Из-за непонимания некоторых идей инженера, его бескомпромиссного подхода к реализации своих концепций, а также из-за высокомерного отношения партнеров как к «выскочке-эмигранту», Ламм прекратил сотрудничество в 1993 году. в серию не пошли, а остались лишь выставочными прототипами.




    Владимир Ламм (Шушурин) — 2013


    В том же 1993 году при поддержке внезапно разбогатевшего знакомого Ламм открыл собственную компанию Lamm Industries и занялся производством ламповых и гибридных усилителей. Практически все, что сегодня делает инженер, рассчитано на продвинутую аудиторию. Ряд автомобилей позиционируется как эталонные УМЗЧ. Такие усилители выполнены по оригинальной гибридной схеме (патенты США D368,261 и №5477095). Последние по формальным (в терминах Ламмы) характеристикам превосходят классическую «теплую лампу».


    Ценообразование основано на классической престижной ценовой стратегии и личных выводах создателя о соответствии устройства его субъективным представлениям о качестве воспроизведения.

    Ламм субъективизм



    В советское время Владимир Ламм много времени уделял психоакустическим экспериментам и вывел для себя субъективные критерии качества звуковоспроизводящих аппаратов. Несмотря на противоречивый характер его выводов, некоторые из его экспериментов заслуживают особого упоминания. Так, в одном из интервью он сказал следующее:

    «У нас три усилителя: у одного искажения 1–2%, у другого искажения 0,1%, у третьего тысячные доли процента. Все это мы слушаем через акустическую систему, которая имеет искажения 5%. Теоретически мы не должны слышать разницу — только почерк динамика. Но мы прекрасно слышим, что усилители звучат по-разному. Парадокс, правда? Ответ на этот вопрос найти не так просто. Мне потребовалось несколько лет, чтобы понять, как на него ответить.


    Но окончательного ответа в интервью не было. Между тем такие явления, в том числе и при слепых тестах, отмечаются некоторым числом слушателей — это может свидетельствовать о том, что неоднозначные взгляды Ламмы на звук имеют под собой некоторые основания.


    При этом разработчик твердо уверен, что по-настоящему качественный звук может быть только аналоговым, а цифровая обработка не лучшим образом сказывается на верности воспроизведения.

    «Цифровой звук, состоящий из фрагментов-битов, на самом деле не настоящий. Каждый из нас подсознательно отвергает его, несмотря на распространенность и привычность «цифры». Настоящий звук способна передать только «лампа», которая не умеет делить его на фрагменты, а подает как есть.


    Цитата Владимира Ламмы позаимствована из материала mybiz. ru «Именитый капитализм»


    Также, по словам Владимира, создать по-настоящему качественную аппаратуру может только инженер, имеющий значительный опыт работы музыкантом или слушателем живых концертов. Такие заявления часто вызывают скептицизм и критику коллег-разработчиков, а также людей, которые подходят к понятию «верность воспроизведения» с традиционных позиций сухого параметрического объективизма.

    Итого



    Можно по-разному относиться к идеям Владимира Ламмы о качестве звука и его концепциям создания УМЗЧ. Тем более что его вклад в создание массовой советской Hi-Fi техники в 80-х годах прошлого века очевиден. Кроме того, нельзя не отдать должное организаторским и коммерческим талантам инженера. Не каждому под силу создать свою производственную компанию с нуля и найти свой рынок сбыта (будучи советским эмигрантом в США в 9-м0с).


    Джинсы и звенья


    В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другого звуковоспроизводящего оборудования.

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *