Site Loader

Содержание

Тиристор КУ202Н: технические характеристики и цоколевка

Как написано в технических характеристиках тиристора КУ202Н, он предназначен для коммутации систем с небольшими управляющими сигналами. Чаще всего устанавливаются в устройствах автоматики общего применения. Изготавливаются по планарно-диффузионной технологии. Имеют структуру p-n-p-n. Являются триодными незапираемыми.

Распиновка

Цоколевка КУ202Н выполнена в металлостеклянном корпусе и оснащены жёсткими выводами. Его масса до 14 г, а с комплектующими до 18 г. Маркировка наносится сверху на корпус. Размеры изделия и расположение выводов приведено на рисунке.

Характеристики КУ202Н

  • максимальная разность потенциалов на закрытом тиристоре – 400 В;
  • предельно допустимое обратное напряжение на тиристоре – 400 В;
  • обратная управляющая разность потенциалов – 10 В;
  • прямая управляющая разность потенциалов – 10 В;
  • скорость увеличения напряжения – 5 В/мкс;
  • наибольший допустимый ток открытого тиристора (при ТК ≤ +70°С) – 10 А;
  • кратковременный ток в через открытый тиристор (tи ≤ 10 мс, I оо,ср ≤ 5 А, ТК ≤ +70°С) – 30 А;
  • кратковременный ток через открытый тиристор при единичных кратковременных импульсах (при t
    и
    ≤ 50 мс, f = 50 Гц, ТК ≤ +70°С) – 50 А;
  • максимальный кратковременный ток управления:
    • при ТК = +70°С – 300 мА;
    • при tи ≤ мкс и ТК ≤ +70°С – 500 мА.
  • предельно допустимый ток управления – 5 мА;
  • мощность:
    • при ТК ≤ +70°С – 20 Вт;
    • при ТК = ТК.МАКС – 1,5 Вт;
  • импульсная мощность:
    • при tи ≤ 10 мс, U у,от,и ≤ 20 В, ТК ≤ +70°С – 20 Вт;
    • при tи ≤ 50 мс, ТК ≤ +70°С – 2,5 Вт;
  • наибольшая температура тиристора +85°С;
  • диапазон температур, пр которых тиристор может нормально работать -60 … +75°С.

В технической документации производители приводят два вида характеристик, это электрические и предельные эксплуатационные данные. Выше мы рассмотрели вторые — максимальные. Дальше в таблице приведём электрические. Все измерение производилось при температуре 25°С (если не указано иного в разделе «Условия тестирования»).

Электрические характеристики тиристора КУ202Н (при Т = +25 оC)
Параметры
Режимы измеренияmintypmaxЕд. изм
Напряжение открытого тиристораIОС = 10 А, Т = +25°C1,5В
IОС = 10 А, Т = -60°C2В
Отпирающее тиристор управляющее напряжениеIу,от = 200 мА, Uэс = 10 В Т = -60°C7В
Неотпирающая тиристор управляющая разность потенциалов
Uэс = Uэс макс , ТК = ТК.МАКС0,2В
Ток через закрытый тиристорUэс = Uэс макс , Т = +25°C ТК = ТК.МАКС4мА
Обратный токUэс = Uэс макс , Т = +25°C ТК = ТК.МАКС4мА
Ток удержанияUэс = 10 В300мА
Отпирающий тиристор токUэс = 10 В, IОС = 10 А,

Т = -60°C

300мА
Неотпирающий тиристор токUэс = Uэс макс , ТК = ТК. МАКС2,5мА
Время включенияUэс = 50 В, tи = 50 мкс,

Iу,от = 200мА, tу= 50 мкс,

f = 50 Гц, tуф= 1 мкс,

IОС = 10 А

10мкс
Время выключенияUэс = Uэс макс, IОС = 10 А, tи = 50 мкс, f = 50 Гц,

tу,сп

= 5 мкс

150мкс
Емкость800пФ

На данном устройстве можно сделать регулятор мощности паяльника:

Аналоги

Для замены рассматриваемого тиристора КУ202Н подойдут зарубежные аналоги: ВТХ32S100, h30T15CN, 1N4202. При этом следует помнить, что все они имеют другие размеры, поэтому при замене придётся менять место под монтаж. Среди отечественных изделий также можно найти Т112-10.

Производители

Выпускают данный тиристор на ООО «Саранский завод точных приборов». и в продаже КУ202Н обычно имеется только этой компании. Проверить данное изделие после покупки можно так, как показано в следующем видео:

PNPN

Полезное

Тиристоры КУ202 относятся к категории кремниевых планарно-диффузионных устройств незапираемого типа. Триодные выпрямители предназначены для коммутации повышенных напряжений в автоматических электрических приборах. Дополнительный отвод тока снижает перенапряжение в сети, продлевая работоспособность оборудования. Выпускаются полупроводники в стальном штыревом каркасе, в конструкции которого жестко зафиксированы изолированные выводы. Основание с резьбовым креплением выполняет функцию анода. Тип и номинал изделия маркируется на верхней части корпуса. Номинальная масса не превышает 14 граммов, а с учетом комплектующих – 18 граммов.

Чтобы гарантировать надежность переключения рабочих режимов, тиристор КУ202Н перекрывает или раскрывает ток электричества в сети. Принцип действия зависит от принципиальной схемы переключения, чтобы обеспечить выполнение заданных режимов работы оборудования. Эта разновидность электронных ключей применяется в следящих приводах, зарядных устройствах, коммуникационных системах, которыми операторы управляют дистанционно. Правильно подобранные коммутаторы регулируют нормативный ток заряда, поддерживают заданные значения на безопасном уровне, предупреждают отклонения от нормы.

Конструктивные особенности тиристора КУ202

Отечественные модификации, представленные на российском рынке, не уступают импортным аналогам и стоят в разы дешевле. При изготовлении деталей используется медный сплав, покрытый специальным составом, который предупреждает окисление контактных клемм. Предусмотрен один вывод под резьбовое крепление, а два других – под пайку. Контактные выходы отличаются толщиной и высотой, что обусловлено функциональным предназначением каждого контакта. На отводе, известном как анод, нарезана резьба М6 под гайку. Внешние выходы надежно залиты эпоксидной смолой для предупреждения смещения или замыкания контактов. Запрещено при монтаже прилагать усилия, превосходящие 0,98 Н.

Технические характеристики тиристоров КУ202:

  • максимально допустимая сила тока в незапертом состоянии – 10 А;
  • предел импульсного повторяющегося электрического потока – 30 А;
  • падение напряжения в электросети при открытом переключателе – 1,5 В;
  • постоянный отпирающий параметр не должен превышать порог в 200 мА;
  • нормативное напряжение при управлении отпиранием составляет порядка 7 В;
  • на включение выделено 10 миллисекунд, а на выключение – до 100 миллисекунд.

Чтобы не нарушить целостность конструкции, нужно паять силовой кабель, соблюдая нормативное расстояние до стеклянного изолятора в пределах 7 миллиметров. Повышенный температурный режим приведет к потере работоспособности или преждевременному выходу из строя тиристора КУ202. Подключение управляющего вывода выполняется не ближе 3,5 миллиметров от поверхности из стекла. Жало паяльника рекомендуется удерживать в контактном состоянии не дольше трех секунд, делая перерывы для охлаждения корпуса. Температура рабочего инструмента не должна превышать + 260 

0С. Не допускается подача прямого управляющего тока, если напряжение анода отрицательное.

Проверка тиристора КУ202А и однотипных модификаций

Нарушение обязательной последовательности при монтаже тиристорных составляющих приводит к выходу из строя дорогостоящего электрооборудования. Важно подключить между катодом и управляющим электродом резистор подходящего номинала, который выполнит сетевое шунтирование. В схеме будет происходить замыкание и нормативное насыщение при переключении. Минимальное сопротивление резистора должно оставаться на уровне не менее 51 Ом.

Распространенные причины выхода из строя тиристоров КУ202Е:

  • заводские дефекты;
  • механические повреждения;
  • неподходящие условия хранения;
  • неправильное подключение к электросети.

Можно использовать специальные диагностические устройства, анализирующие параметры и скорость импульсных срабатываний. Мегаомметр предназначен для расчета показателя основного перехода в рабочее состояние, измеряет скорость реагирования в обоих направлениях потока. Если испытуемая деталь прозванивается как классический диод в запертом положении, то нормативное сопротивление будет приближаться к бесконечности.

Для тиристоров КУ202Н технические характеристики определяются при прозвонке напряжением до 400 В. Такой же метод применяется для оценки моделей КУ202М. А для модификаций с буквенным обозначением «К» и «Л» – порог не превышает 300 В, «Ж» и «И» – 200 В и ниже. Для проверки маломощных выпрямителей подойдет бытовой или профессиональный мультиметр. Если отсутствует специализированное электроизмерительное оборудование, то существуют способы выполнить диагностику, применяя подручные средства. Этот способ не дает полной гарантии, но помогает выявить распространенные поломки внутренней начинки.

Чтобы проверить исправность тиристоров КУ202Г, понадобятся следующие элементы:

  • трансформатор с напряжением вторичной обмотки в диапазоне 12–20 В;
  • три полупроводниковых диода с распространенными переходами типа P-N;
  • пара-тройка автомобильных лампочек с номинальным напряжением в 12 В;
  • механическая кнопка и один-два резистора, чтобы гарантировать результат.

Если найдутся лампы накаливания на 24 В, то резисторы не понадобятся. Чтобы убедиться, что последовательность соединений не нарушена, нужно подключить самодельный прибор-тестер в сеть. Ни одна лампочка-индикатор не должна включаться. После нажатия и удержания кнопки первый световой индикатор загорается, сигнализируя об исправном состоянии тиристора КУ202М. Отсутствие сигнального света свидетельствует о проблемах с управляющим электродом. Загорелись обе лампочки-сигнализаторы – кремниевый выпрямитель пробит, нужна новая деталь.

Отечественные тиристоры КУ202Н: характеристики и аналоги

Подобрать идентичную по форм-фактору и маркировке замену классической модели КУ202 не получится. Импортные варианты исполнения доступны в транзисторном корпусе. По этой причине потребуется внести изменения в расположение системных устройств на печатной плате, расширить или видоизменить конфигурацию посадочного места перед монтажом и пайкой.

Подходящие импортные аналоги, которые присутствуют на рынке:

  • ВТ138;
  • ВТ151.

Исходные характеристики незначительно отличаются от тиристоров КУ202, параметры которых описаны выше по тексту. Некоторые специалисты применяют в своих схемах обновленный российский компонент Т112-10. Начинка этого выпрямителя заключена в надежный металлический корпус, оснащенный резьбовым отводом под гайку. Габариты достойной замены немного меньше классического варианта.

В остальном деталь соответствует тиристору КУ202. Характеристики линейки представлены на страницах нашего онлайн-каталога. Простота монтажа, долговечность и невысокая стоимость – привлекательные особенности отечественных коммутаторов и импортных аналогов. Помощь специалиста потребуется при выборе продукции, когда нужно выдержать техпараметры сгоревшего или пробитого коммутирующего устройства. На пользовательских форумах доступна информация о долговечности и качестве электротехнической продукции.

Дополнительные сведения о тиристорах КУ202Е

Экспериментальным путем было доказано, что при отсутствии сопротивления в 51 Ом и выше, оборудование работает нестабильно. Электрический ключ самопроизвольно открывается, нарушается цикличность работы. Управляющие электроды не подают номинальное отпирающее напряжение. Шунтирующий резистор кардинально меняет ситуацию.

Изготовители популярных оптопар, выполняющих функцию управления, рекомендуют ставить оптроны с увеличенным номиналом сопротивления. Купить тиристор КУ202Н, а также дополнительную комплектацию электрического оборудования можно в онлайн-режиме на нашем интернет-ресурсе. Сотрудники магазина помогут оформить заявку, проинформируют о способах оплаты и доставки.

Для создания схемы полупроводникового регулятора мощности потребуется генератор, который:

  • сформирует основные импульсы управления;
  • сдвинет показатели относительно импульсных фронтов;
  • обеспечит переход напряжения в сети через нулевую отметку.

Двухполупериодный выпрямитель выровняет напряжение в нагрузке при изменении температуры жала паяльника. Если добавить нагрузку перед диодным мостом, то организация управления первичными трансформаторными цепями пройдет успешно. Ток регулировки не должен превышать отметку в 7,5 А. Подытоживая информацию об особенностях тиристора КУ202, важно напомнить один факт. Применение емкостей в электрических схемах недопустимо, поскольку это нарушит фундаментальный принцип работоспособности устройства. Чтобы избежать перегрева рабочего переключателя, лучше использовать детали с меньшим емкостным номиналом.

Лодочный мотор «Бриз»: характеристики и отзывы

Моторы для лодок средней мощности являются наиболее распространенными агрегатами, чему способствует оптимальная мощность таких агрегатов. Они позволяют удовлетворить потребности разных пользователей, справляясь с тяговыми нагрузками с расчетом до 4 человек. Предприятие «УМЗ» представляет на рынке лодочный мотор «Ветерок» в нескольких модификациях и по доступным ценам. Подвесной блок питания серии 8М можно считать наиболее популярной моделью, отличающейся высокой ремонтопригодностью и долговечностью, но при соблюдении мер по обслуживанию и эксплуатации. На фоне конкурентов агрегат может проигрывать в силовой тяге, но никакими скоростными качествами и надежностью это не обуславливает — вероятно, этому способствует простота его сборки и ремонта.

Общие сведения о двигателе

В соответствии с рекомендациями производителя, двигатель «Ветерок 8М» можно использовать на катерах, высота транца которых достигает 38 см. Глубина пруда должна быть не менее 50 см. Двигатель оснащен электронной бесконтактной системой зажигания, а также имеет возможность подключения устройств, питающих сигнальные лампы. Для запуска катера лодочный двигатель «Ветерок 8М» снабжен пусковым механизмом, дополненным втягивающимся шнуром. Благодаря низкому размещению этого устройства в момент пуска снижается сила опрокидывания агрегата.

Охлаждение электростанции «Бриз» осуществляется с помощью специального насоса, который забирает воду из резервуара. Пользователь контролирует и управляет мотором с помощью румпеля. Для комфортного использования агрегат оснащен фиксатором наклонного положения, муфтой с холостым ходом и подвеской пружинного типа, нейтрализующей передачу вибрации на лодку.

Технические характеристики

Точные данные могут меняться в зависимости от модификации и назначения силового агрегата. Например, есть быстроходно-транспортный лодочный мотор «Ветерок-8». Характеристики для стандартной спецификации можно представить следующим образом:

  • Вес блока 24,5 кг.
  • Количество лопастей — 3.
  • Тип двигателя бензиновый 2-х тактный карбюраторный.
  • Максимальная мощность 8 литров. от..
  • Количество цилиндров 2.
  • Диаметр цилиндра и рабочий объем 5 см и 173 см 3, соответственно.
  • Ход поршня 4,4 см.
  • Тяга на швартовах — около 70 кгс.
  • Система зажигания обеспечивается системой MBE3 с внешними трансформаторами.
  • Модель карбюратора К-33Б.
  • Расход топлива за час работы 3,2 литра.

Принцип действия двигателя

Силовой агрегат «Ветерок» выполняет приводную функцию по 2-тактному циклу, в котором также участвует обдув дефлектора кривошипной камеры. В процессе работы совершаются всасывание, сжатие, рабочий ход и выпуск – этот цикл выполняется за два хода поршня, что также соответствует одному обороту коленчатого вала.

В полости картера при движении поршня вверх образуется разрежение, в результате чего рабочая смесь выходит из карбюратора в свободную полость — это происходит при открытии впускного клапана. В момент нижнего движения поршня клапан автоматически закрывается, и смесь в картере сжимается. Когда выпускное и продувочное окна, которыми также оборудован лодочный мотор Ветерок, открываются, рабочая смесь из картера устремляется в цилиндр. Таким образом, полости цилиндров продуваются и заполняются новой смесью.

Система зажигания

Электронное бесконтактное зажигание – одна из основных особенностей, отличающих лодочный мотор «Ветерок 8». Характеристики и состав этого устройства выглядят так:

  • Тиристор — серия КУ202М;
  • Диоды — серии КД209А;
  • Конденсатор 400 Вт;
  • Резистор — сопротивление 0,5 Ом;
  • Свеча зажигания — элемент A11-3;
  • трансформатор;
  • Контрольно-накопительная обмотка катушки зажигания ;
  • Обмотка катушки освещения;
  • Лампа накаливания.

В целом электронное зажигание лодочного двигателя «Ветерок» включает в себя маховик магдино, две выносные трансформаторные системы и две свечи зажигания. Маховик, в свою очередь, снабжен четырьмя полюсными башмаками и тремя постоянными магнитами. От основания магдино идут четыре кабеля: к «массе», к системе освещения и два, подключенных к трансформаторам цилиндров (верхний и нижний).

Система запуска

Активация силового агрегата «Ветерок» осуществляется посредством ручного механизма, в котором также предусмотрен шнур самосборки. В момент протягивания шнура за ручку шкив начинает вращаться в двух подшипниках, а шестерня за счет тормозной пружины и винтовых пазов входит в зацепление с маховиком — происходит сцепление с зубчатым венцом. Затем проворачивается коленчатый вал и запускается лодочный мотор «Ветерок». При этом шестерня с маховиком расходятся.

Когда ручка шнура отпускается, пружина заставляет шкив вращаться в противоположном направлении. При возникновении неисправности во время работы может потребоваться регулировка маховика и зацепления шестерни. Делается это путем помещения штифта в шкив, то есть в одно из его отверстий.

Конструкция подводной конструкции

Распорка в верхней части имеет целый комплекс функциональных элементов. В их состав входят четыре винта, шарик с шариковым подшипником и сальником, водозаборный насос. Вода собирается через специальную трубку, а между стаканом и корпусом насоса предусмотрена резиновая втулка для герметизации выходного сечения муфты холостого хода. Сама муфта состоит из двух элементов — один из них является натяжным и закреплен шкворнем на вертикальном валу, а ведомый элемент перемещается по ведущим шлицам с помощью вилки. Запрессованное в стеклянный сальник, оно образует оптимальное уплотнение на валу.

Редуктор, которым комплектуется лодочный мотор Ветерок, может быть представлен в виде конической зубчатой ​​передачи. Соединение корпуса устройства и распорки осуществляется двумя штифтами. Здесь в зазоре между проставкой и редуктором предусмотрены прокладки для регулировки.

Как установить мотор

Агрегат совмещен с лодкой, высота транца около 38 см. Если у модели транец другого размера, то его необходимо искусственно подогнать под оптимальную высоту. Дело в том, что недостаточное значение этого параметра отражается в виде понижения скорости, так как подводная область получает большее сопротивление. В связи с этим следует иметь в виду, что характеристики лодочного мотора «Ветерок» по размерам хоть и не являются отклонением от стандартов, но предполагают свои нюансы при установке – 35 см в ширину, 50 см в длину и 105 см в длину. в высоту.

При установке необходимо поставить агрегат так, чтобы опоры состояли на всю глубину пазов на транце. Затем необходимо надежно закрепить конструкцию саморезами. В ходе операции необходимо систематически проверять качество фиксации. Мотор закреплен строго посередине транца – только такое расположение обеспечит прямолинейный ход, в остальных случаях возможен заметный наклон лодки в сторону во время движения. В готовом к использованию виде лодочный двигатель «Ветерок», фото которого представлено ниже, имеет оптимальное горизонтальное расположение гребного винта. Для этого может потребоваться регулировка упора в пазах подшипников подвески.

Техническое обслуживание

Как и любой сложный технический узел, лодочный двигатель предусматривает регулярный профилактический осмотр и исправление «подозрительных» систем и элементов. В частности, необходимо периодически осматривать свечные электроды, подтягивать винты, болты и гайки, проверять качество крепления пульта управления к подвеске и т. д. Довольно сложной в плане обслуживания системой является зажигание лодки Ветерок двигатель, так как для обнаружения неисправностей необходимо использование омметра. С помощью этого прибора можно обнаружить закороченные выводы обмоток, неисправность тиристора, конденсаторов или диодов. Ну и обязательно проверить наличие масла. Качественный состав продлит срок службы мотора, поэтому систематическая проверка после 25-часовой работы должна стать нормой.

Поиск и устранение неисправностей

В моторных лодках основным источником технических проблем является силовая установка. Его выход из строя могут провоцировать различные причины, среди которых нехватка топлива или неправильная регулировка карбюратора, повторный впрыск топлива, повреждение клапанов и т. д. Часть этих проблем устраняется покупкой новой запчасти для лодочного двигателя Ветерок – необходимость на ремонт может повлиять клапан в картере, крыльчатка со шпонкой, прокладки, демпферы и другие элементы. Но бывает, что восстановление работоспособности можно осуществить и за счет элементарной регулировки того же карбюратора, подвески, сцепления, либо введением в конструкцию новых приспособлений типа промежуточной рамы для более глубокой посадки мотора.

Запчасти к мотору

Изготовитель предусмотрел для ремкомплекта весь перечень запасных частей, а также узлы и агрегаты, которыми комплектуется лодочный мотор Ветерок 8. Запчастями, доступными для ремонта в домашних условиях, являются прокладки, клапаны, уплотнения, поршневые кольца, пружины, пальцы и другие элементы.

Для более капитального ремонта могут понадобиться труба, коленвал, крышка картера, средний подшипник, головка блока цилиндров и т.д. Кроме того, существуют специальные наборы инструментов, которые ремонтируют мотор. Это гаечные и торцевые ключи, съемники маховиков, отвертки и гаечные ключи. В качестве дополнительных аксессуаров владельцам также стоит обратить внимание на топливные баки, шланги и шнур для запуска ручкой.

Отзывы о двигателе

Семейство «Ветер» существует уже несколько десятков лет, и по сей день его представители востребованы на рынке лодочной техники. Первые моточасы работы двигателя могут огорчить малой мощностью. Вернее, заявленные 8 «лошадей» никуда не денутся, но опытные пользователи отмечают отсутствие тяги, которой обладает лодочный мотор Ветерок. В отзывах отмечают частые поломки, засоры и неудобную посадку, из-за чего профилактические осмотры становятся обязательными чуть ли не после каждого применения.

Но есть и плюсы, благодаря которым отечественный мотор и сохранил свою популярность, и не только в России. Во-первых, это ремонтопригодность. Это значит, что двигатель можно не просто отремонтировать, а сделать своими руками из стандартного набора общедоступных запчастей. То есть поломки часты, но устраняются легко, тогда как зарубежные четырехтактные конкуренты хоть и ломаются реже, но проблем с последующим ремонтом доставляют гораздо больше. В остальном «Бриз» показывает достойные результаты как на полном ходу, так и в троллинге. Например, отзывы рыболовов о нем в основном положительные – среди среднефорсированных лодочных моторов найти качественный и недорогой экземпляр непросто, да и сам Ветерок во многом себя оправдывает, несмотря на все недостатки.

Как сделать контроллер питания паяльника своими руками

27-07-2018

Сварка

Для того, чтобы пайка была качественной, нужно собрать контроллер питания для паяльника своими руками. Ниже представлены устройства, которые собраны на тиристорах. В некоторых из них мощность паяльника регулируется без гальванической развязки от электрической сети, поэтому все токоведущие части должны быть тщательно изолированы.

Схема простого регулятора мощности паяльника.

Простой тиристорный контроллер

Самый простой вариант. В нем используется минимальное количество деталей. Вместо обычного диодного моста используется только один диод. Температура регулируется только во время положительной полуволны тока, а в отрицательный период напряжение проходит через диод без изменений. Поэтому регулировка мощности паяльника своими руками в этом случае может осуществляться в пределах от 50 до 100%. Если убрать диод, то он сместится в диапазон 0-49%. Если в разрыв цепи сопротивления вставить динистор (Х202А), электролит можно заменить на обычный конденсатор емкостью 0,1 мкФ.

Для изготовления такого регулятора мощности необходимо использовать тиристоры типа КУ103В, КУ201Л, КУ202М, которые работают при прямом напряжении более 350 В. Можно использовать любые встречные разности потенциалов не менее 400 вольт для обратного напряжения.

Вернуться к оглавлению

Классический вариант устройства на тиристоре

Цепь регулятора тиристора.

Создает радиопомехи в сети и требует установки фильтра. Но его можно с успехом использовать для изменения яркости ламп накаливания или изменения температуры нагревательных элементов мощностью от 20 до 40 Вт.

Такой прибор работает по следующему принципу:

  • питание прибора осуществляется через прибор, температуру или яркость которого надо менять;
  • затем ток проходит на диодный мост;
  • преобразует переменный ток в постоянный;
  • через переменный резистор и фильтр из двух сопротивлений и конденсатора попадает на управляющий вывод тиристора, который открывается и пропускает максимальное значение тока через лампочку или паяльник;
  • если повернуть ручку переменного резистора, то этот процесс будет происходить с задержкой, которая зависит от времени разрядки конденсатора;
  • от этого зависит уровень температуры, до которой нагреется жало паяльника.
Вернуться к оглавлению

Регулятор мощности паяльника без радиопомех

Отличие этого варианта от предыдущего в отсутствии помех в электрической сети. Работает в период, когда напряжение питания проходит через нулевую точку. Сделать такой регулятор паяльника своими руками несложно, а его КПД достигает 98%. Хорошо поддается последующей модернизации.

Конструкция паяльника.

Устройство работает следующим образом: напряжение сети сглаживается диодным мостом, а постоянная составляющая имеет вид синусоиды, которая пульсирует с частотой 100 Гц.

После прохождения сопротивления и стабилитрона ток имеет максимальную амплитуду напряжения 8,9 В. Его форма меняется и становится импульсной, происходит перезарядка конденсатора.

Микросхемы получают необходимое питание, а сопротивления нужны для уменьшения амплитуды напряжения порядка 20–21 В и обеспечения тактового сигнала для БИС и отдельных логических ячеек 2ИЛИ-НЕ, которые все преобразуют в прямоугольные импульсы. На остальных выводах микросхем происходит инвертирование и формирование тактового импульса, чтобы тиристор не мог влиять на логику. При подаче положительного сигнала на управляющий вывод тиристора он открывается и его можно припаивать.

Данный регулятор мощности паяльника имеет диапазон 49-98%, что позволяет регулировать мощность инструмента в диапазоне от 21 до 39 Вт.

Вернуться к оглавлению

Внутренний монтаж прибора и других его частей

Все детали, из которых собирается регулятор, расположены на печатной плате, изготовленной из стеклопластика. Это устройство не содержит гальванической развязки и напрямую подключается к сети, поэтому лучше устанавливать устройство в коробку из любого изоляционного материала, например из пластика. Это должен быть не более чем переходник. Вам также понадобится электрический шнур с вилкой.

На ось переменного резистора надеть ручку из любого изоляционного материала, например, текстолита или пластика. Вокруг нее на корпус регулятора мощности паяльника наносят риски с соответствующими цифрами, которые покажут степень нагрева жала.

Шнур, соединяющий регулятор с паяльником, припаян прямо к плате. Вместо них на корпус можно установить разъемы, и тогда можно будет подключить несколько паяльников. Ток, потребляемый описанным выше устройством, достаточно мал. Он равен 2 мА, а это меньше, чем потребляет светодиод в выключателе с подсветкой. Поэтому можно не прилагать никаких усилий для обеспечения температуры.

После сборки устройство не требует настройки. Если ошибок при установке нет и все детали целы, то регулятор мощности должен работать сразу после включения вилки.

Если вышеописанное устройство кажется сложным в изготовлении, его можно сделать проще, но для уменьшения радиопомех придется монтировать дополнительные фильтры. Они изготовлены из ферритовых колец, на которые намотаны витки медной проволоки.

Вы можете использовать аналогичные предметы, взятые из компьютерных блоков питания, принтеров, телевизоров и другой подобной техники.

Фильтр устанавливается на входе в регулятор, между устройством и шнуром питания.

Его следует устанавливать как можно ближе к тиристору, являющемуся источником радиопомех. Фильтр также может быть размещен внутри корпуса или внутри него. Чем больше намотано на него катушек, тем надежнее защищена сеть от помех. В самом простом случае можно намотать на кольцо 2-3 жилы шнура питания. Вы можете удалить ферритовые сердечники из компьютеров, бесполезных принтеров, старых мониторов или сканеров. Системный блок ПК подключается к ним шнуром, имеющим утолщение. В него и вмонтирован ферритовый фильтр.

Вернуться к оглавлению

Детали, из которых собирается регулятор мощности

  1. Микросхемы серии 176 или меньшей мощности, например 561.
  2. Мостовые диоды любого типа (например, КД209), с напряжением пробоя при не менее 400 В при токе 0,6 А, а те, что возле логических элементов — любые импульсные, выдерживающие до 9 вольт.
  3. Стабилитрон можно взять любого типа, на напряжение стабилизации 8,9-11 В.
  4. Конденсаторы можно использовать любые.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *