Tesla в авиации: как физик из России разрабатывает зеленые двигатели для самолетов на деньги Безоса и Гейтса
Валерий Мифтахов отучился на физика-ядерщика в МФТИ и получил докторскую степень в Принстоне, поработал в McKinsey и Google, после чего увлекся зеленой энергией. Теперь он строит компанию, которая создает водородные двигатели для самолетов, и готовится совершить революцию в глобальной авиации
На экране монитора — огромный цех, в котором стоят несколько разобранных самолетов, а вокруг них всевозможные провода и инструменты. Можно подумать, что это павильон для съемок документального фильма о пилоте или авиаконструкторе. На самом деле это цех компании ZeroAvia, которая производит водородные двигатели для пассажирских самолетов. По видеосвязи ее основатель Валерий Мифтахов описывает в интервью Forbes строение тестового самолета: «Это наши радиаторы, внизу электроника, тут водородные топливные элементы.
Закончили чтение тут
О строении самолетов Мифтахов знает не понаслышке: в 2006 году он получил первую летную лицензию для полетов на вертолете, а в 2009 году — лицензию на пилотирование самолета. Свою компанию в этой сфере он запустил только в 2017-м, но с тех пор уже успел провести первый в мире полет пассажирского самолета на водородном двигателе, а его компания ZeroAvia попала в список лучших изобретений 2020 года по версии журнала Time и привлекла $45,7 млн инвестиций, в том числе от фонда Breakthrough Energy Ventures Билла Гейтса и Amazon Climate Pledge Fund Джеффа Безоса. Forbes разбирался, сможет ли амбициозный стартап «добежать» от тестовых полетов до реальных и готовы ли авиакомпании покупать самолеты на водородных двигателях.
«Жигули» на водороде: как российский автопром может завоевать мир
Доктор Вэл46-летний Валерий Мифтахов, или Вэл, как называет себя он сам и его знакомые, родился в Белоруссии. Его отец, Сагитян Мифтахов, был механиком, работал над созданием нефтеперерабатывающего оборудования. Семья часто переезжала с места на место, пока не осела в городке Туймазы под Уфой, где Мифтахов-старший устроился главным энергетиком на завод «Химмаш». Там Валерий вырос, окончил школу, а затем поступил на физика-ядерщика в Московский физико-технический институт (МФТИ).
Работы для физиков в России было мало, поэтому, окончив вуз в 1997 году, Мифтахов вместе с женой и двухлетним сыном уехал в Америку — поступать на PhD-программу по физике высоких энергий. Из нескольких университетов, готовых принять Мифтахова, он выбрал Принстонский. Самым сложным поначалу был язык, признается он: «В школе я учил немецкий, а на физтехе — технический английский. С разговорным были сложности: первые полгода я нормально заказать еду в ресторане не мог». Семья физика в то время жила на его стипендию.
В конце первого года обучения университет стал направлять своих студентов на местную практику в лаборатории других вузов. Мифтахов выбрал Стэнфорд, благодаря чему оказался в Кремниевой долине. В 1998 году во время бума доткомов он вместе с приятелями из Стэнфорда запустил компанию-разработчика сайтов iNetProm. «Дело приносило немного денег, но достаточно, чтобы нам с приятелями хватало на жизнь», — рассказывает он. Вскоре iNetProm слилась с одним из своих клиентов — компанией BioZakInfobase, которая проводила маркетинговые исследования для биотехнологических компаний. Новый проект стал собирать, систематизировать и продавать базы данных компаний из разных сфер. Мифтахов уверяет, что клиентами BioZakInfobase были даже IBM и Hewlett-Packard. По его словам, бизнес выручал около $2 млн в год.
В 2003 году Мифтахов получил докторскую степень, а в 2004-м решил набраться опыта работы в большой компании. BioZakInfobase оставил партнерам (вскоре, по его словам, компания закрылась) и устроился ассоциатом (от англ. associate. — Forbes) в американский офис McKinsey. За шесть лет работы в компании он дорос до младшего партнера, а затем устроился в Google главой команд, которая, по сути, создавала стартапы внутри IT-гиганта. Но, несмотря на возможности и хорошую зарплату (до $500 000 в год), удовлетворения работа не приносила — хотелось делать что-то свое, признается физик.
Tesla в небе: разработчик сверхзвукового пассажирского самолета Boom Technology стал «единорогом»
Первая TeslaВ 2008 году Tesla начала производить свою первую модель автомобиля, в 2010-м вышла на IPO, а в 2012 году занялась созданием второго автомобиля. Мифтахов так вдохновился развитием Tesla, что тоже решил освоить нишу электромобилей. Он придумал под заказ переоборудовать обычные машины, работающие на бензине, в электромобили.
Еще работая в Google, Мифтахов ради интереса оборудовал с приятелями в гараже свой автомобиль Fiat литий-ионной батареей, заказанной из Китая. В 2013 году, когда все получилось, он ушел из Google и открыл свою компанию ElectricMotorWerks (EMW), которая стала переоборудовать автомобили BMW 3-й серии (очень популярные в США в конце 2000-х). Идея быстро показала свою несостоятельность, спроса на услугу стоимостью $50 000 почти не было, говорит Мифтахов: «В Америке те, у кого есть деньги, любят покупать новые машины. А те, у кого денег нет, покупают машины на вторичном рынке за $5000–7000».
Вдобавок в том же 2013 году BMW обвинила созвучный со своим брендом EMW Мифтахова в нарушении прав на товарный знак и использовании логотипов BMW на баннерах, сайте и в рекламных слоганах. Суд рекомендовал удалить сокращенное наименование EMW и прекратить использовать товарный знак BMW в своих материалах. В качестве сокращенного названия компании Мифтахов с тех пор стал использовать eMotorWerks.
После продажи компании вместе с патентами на зарядную станцию на Мифтахова подал в суд вице-президент по развитию бизнеса eMotorWerks Джордж Бетак. Он как истец утверждал, что внес вклад в разработку зарядных станций, но не был указан в патентах в качестве изобретателя. В 2019 году Бетак отозвал почти все претензии, рассказывает Мифтахов, а в 2020 году стороны урегулировали конфликт. По мнению Мифтахова, Бетак претендовал на то, чтобы его указали в патенте, чтобы получить больший процент от суммы продажи eMotorWerks. Сам Бетак на запрос Forbes в Facebook не ответил.
Бизнес-класс или платье: как в России устроен рынок перепродажи миль авиакомпаний
Летать стыдноМифтахов проанализировал потенциальные технические возможности литий-ионных аккумуляторов, которые используют в электромобилях, и водородных топливных элементов. Решил остановиться на вторых. Батарея, по его словам, в среднем рассчитана на 2000 зарядных циклов. Если самолет будет выполнять по восемь полетов в день, ее придется менять каждые 250 дней. «К тому же батареи очень тяжелые, — объясняет Мифтахов. — Когда ты летишь на обычном самолете, горючее сжигается, и он становится легче — это позволяет сократить расход энергии. Самолету с батареей нужно весь полет нести один и тот же большой вес с собой — энергии для этого нужно намного больше».
История водородной авиации берет свое начало в ХХ веке. Первым экспериментальным самолетом с водородным двигателем, который поднялся в воздух, в 1988 году стал советский Ту-155. Затем в 2008 году компания Boeing объявила, что впервые в истории авиации совершила полет на пилотируемом самолете, работающем на водородных топливных элементах (для этого она оснастила свой двухместный самолет Diamond DA20 водородным двигателем Ford). В 2010 году та же Boeing представила беспилотный летательный аппарат Phantom Eye с водородным двигателем. С тех пор появилось еще несколько беспилотников на водороде, а также большое количество автомобилей с водородными и гибридными двигателями, но ни одного пассажирского самолета.
Мифтахов объясняет это тем, что ранние прототипы водородных самолетов использовали водород именно как топливо для двигателей внутреннего сгорания. «Минусами такого варианта были высокая температура, высокое давление, — перечисляет Мифтахов. — Относительно недавно в транспорте начали использовать водородные топливные элементы (первый автомобиль с таким элементом выпустила Toyota в 2013 году. — Forbes): у них более высокая эффективность, меньшая нагрузка на материалы. Это дало технологический boost (импульс. — Forbes) отрасли». Первый в мире самолет (не пассажирский) с электродвигателем и системой водородных топливных элементов HY4 создали специалисты Германского центра авиации и космонавтики на базе электрического самолета Pipistrel Taurus Electro G4 — его испытали в 2016 году.
Принцип работы двигателя на водородном топливном элементе похож на работу литий-ионной батареи, однако первый имеет в десять раз больше емкости. Несмотря на то, что водородный двигатель при работе не выбрасывает в атмосферу углекислый газ, это не полностью зеленый вариант: более 95% водорода в настоящее время производится из ископаемого топлива.
Взлет и падение «Гинденбурга»: как был устроен самый большой дирижабль в мире
ЭлектроптицаПервым делом Мифтахов собрал команду из пяти инженеров и снял индустриальный офис на 200–300 кв. м неподалеку от аэропорта в Сан-Карлосе (Калифорния). Команда разобрала пару электромобилей, чтобы изучить их устройство, после чего начала собирать наземную тестовую установку, работающую на литий-ионном аккумуляторе. Сразу собирать водородный прототип не стали, потому что с электродвигателем и батареями было проще протестировать систему управления двигателем, воздушный винт и бортовой компьютер.
К лету 2018 года команда Мифтахова разработала минимально жизнеспособную версию бортового компьютера и установила на автомобиль «Эль Камино» 1969 года выпуска гребной винт, электродвигатель и аккумуляторы. Тогда же ZeroAvia начала проводить тестовые проезды. «Это все было достаточно шумно и выглядело достаточно страшно, — признается Мифтахов. — Из-за этого нас даже попросили съехать из нашего первого цеха». Тогда компания перебралась в другой цех неподалеку от аэропорта «Холлистер» в 50 милях к юго-западу от Сан-Хосе (Калифорния).
В октябре 2018-го года ZeroAvia провела первый публичный тест модифицированной «Эль Камино» в «Холлистере». Компания разогнала автомобиль до 85 миль (примерно 137 км) в час. Выяснилось, что батарея «не держит напряжение», а скорость вращения винта колеблется. Эти и другие недочеты компания дорабатывала до конца 2018 года.
Поначалу Мифтахов финансировал все разработки только из собственных средств. В начале 2018 года он закрыл первый раунд на $2,5 млн: половину из них он инвестировал сам, вторую вложил один из топ-менеджеров ZeroAvia Сергей Киселев, экс-коллеги Мифтахова из Google и еще несколько его друзей. На эти средства предприниматель приобрел два шестиместных самолета Piper, каждый из которых стоил $1 млн. Первый служил ориентиром: на нем команда изучала пилотные характеристики и работу системы и с его помощью могла посмотреть, как все было устроено в исходном варианте. Второй самолет был «рабочей лошадкой»: на него ZeroAvia перенесла электродвигатель, аккумуляторы, систему охлаждения и бортовую систему с «Эль Камино».
К февралю 2019 года компания получила разрешение Федерального управления гражданской авиации США на первый полет. Сложностей с получением этого разрешения не было, говорит Мифтахов: «Они приезжали к нам, смотрели документы, дизайн. Потом сказали: «Ну, давайте, можно летать». Нам выделили квадрат 80 на 100 км вокруг аэропорта [Холлистер]». В марте 2019 года переоборудованный Piper на электрической тяге поднялся над землей на 500 м и сел обратно на полосу (по словам Мифтахова, команда должна была убедиться, что самолет способен оторваться от земли).
К апрелю самолет провел до 15-ти полетов. После них ZeroAvia привлекла еще около $5 млн в виде конвертируемых займов от частных лиц, имена которых Мифтахов не называет. Эти деньги позволили начать разработку конструкции и системы самолета (прототипом был тот же Piper) уже с водородным двигателем внутри.
Коробка без рака: как стартап ученого из Москвы получил гранты от Microsoft и Amazon на диагностику онкологии
Деньги от королевы
Собрать конструкцию с водородным двигателем удалось не так быстро, как в случае с аккумулятором. Решая технические задачи, компания проводила эксперименты, в результате которых так сильно повредила крылья Piper, что Федеральное управления гражданской авиации запретило полеты на этом самолете, рассказывает Мифтахов.
На эксперименты и новый самолет ZeroAvia ушла часть инвестиций. Поэтому летом Мифтахов озаботился привлечением государственной помощи. По его словам, это стандартный источник инвестиций для авиации и передовых технологий. Через знакомых инвесторов Мифтахов узнал о британской грантовой программе Института аэрокосмических технологий, который поддерживает правительство. Институт раздает проектам в сфере авиационных исследований гранты на суммы, равные тем, что основатели смогли найти сами. В сентябре 2019 года ZeroAvia получила от института около $3,5 млн. На них компания заказала водородные топливные элементы и другие устройства, необходимые для запуска прототипа. Одним из условий получения гранта было ведение разработок в Великобритании. Для этого ZeroAvia перенесла цех из США в Великобританию.
HyFlyer II·ZeroAviaПрототип разрабатывали вплоть до лета 2020 года. По словам Мифтахова, было трудно «научить» водородные элементы быстро реагировать на изменение нагрузки — например, когда пилот нажимает на газ. Попотеть пришлось и над охладительной системой: ее в итоге собрали из трубы и насоса, которые отводят тепло, выделяемое топливными элементами, в радиаторы на носу самолета. Эти радиаторы продуваются набегающим на самолет воздухом, за счет чего охлаждаются. Параллельно с работой над конструкцией компания получала разрешение на тестовые полеты в Англии.
В сентябре ZeroAvia провела первый показательный полет самолета Piper с двигателем на водородном топливном элементе. Он прошел в научно-исследовательском центре в британском Крэнфилде. Всего самолет летал около 10 минут. После этого в сентябре, по данным ZeroAvia, прошло до 12-ти тестовых полетов.
Мест для пассажиров нет
Во время первого показательного полета в самолете работал не только двигатель на водородном топливном элементе, но и электрические аккумуляторы, обратило внимание издание TechCrunch. «В значительной степени полагаясь на аккумуляторы, ZeroAvia смогла осуществить свой громкий демонстрационный полет для инвесторов и правительства Великобритании, но в конечном итоге может отложить первые коммерческие полеты», — писало издание.
Мифтахов утверждает, что при пиковой нагрузке (на этапе взлета) от аккумуляторов поступало около половины энергии, остальное — от водородных элементов. Комбинирование источников энергии — это нормальная практика на этапе тестовых полетов, уверен инженер: «У полета есть несколько стадий: разгон, взлет, набор высоты, круизный режим и посадка. Наибольшая энергия необходима на этапе взлета, и мы действительно тут использовали энергию от батареи. Но вот в круизном режиме почти всю энергию обеспечивали водородные элементы».
По его словам, конструкция сентября 2020 года не подразумевала достаточное количество водорода на борту, чтобы и взлетать, и лететь в круизном режиме дальше только на нем. К тому же с двумя независимыми источниками энергии было легче получить разрешение на полеты в Великобритании, говорит он: «Если у тебя что-то происходит с водородными элементами, ты можешь переключиться на батарею и довести самолет до посадочной полосы».
Батарея для водородных самолетов — один из методов подстраховки на случай отказа топливных элементов, вторит Мифтахову исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, наличие небольшого аккумулятора на борту водородного самолета абсолютно уместно. При этом для водородных самолетов нужно сформировать сертификационные требования, считает Пантелеев. Эксперт не исключает, что выполнить их будет проще всего с помощью «не очень большой» батареи.
Также, по данным TechCrunch, во время теста четыре из пяти пассажирских мест в шестиместном Piper занимали резервуары с водородом, которые компания прежде хотела разместить над или под крыльями. «Это был тестовый проект, поэтому нам было не важно, где расположить резервуары — в теле самолета или внутри салона, — парирует Мифтахов. — Первый коммерческий самолет мы планируем делать 20-местным. Он больше по размеру — там все резервуары поместятся снаружи под крыльями».
По мнению Олега Пантелеева из «АвиаПорт», поместить резервуары с водородом под крыльями 20-местного самолета — реалистичная задача. Но такая конструкция возможна только для небольших самолетов, летающих с небольшой скоростью на умеренные расстояния, считает он: «Если речь идет о большом пассажирском самолете, который летает с огромной скоростью, тут нужна великолепная аэродинамика. Нельзя просто прикрутить баки к существующей конструкции — нужно проектировать самолет и выбирать аэродинамическую компоновку, изначально учитывая фактор размещения водорода».
Провести первый полет 20-местного самолета только на водороде ZeroAvia рассчитывает уже в конце 2021 года. Мифтахов планирует отказаться от аккумуляторов в ближайшие несколько месяцев. Теоретически если половина необходимой для взлета энергии и так поступает от топливного элемента, «никто не помешает [ZeroAvia] поставить второй такой же и получить 100% энергии, необходимой для взлета», считает Пантелеев.
Ценник в тумане: как будет формироваться цена авиабилетов после COVID-19
Вопрос долгих летС декабря 2020 года Мифтахов привлек два раунда инвестиций — суммарно на $45,7 млн. В первом из них приняли участие основанный Биллом Гейтсом Breakthrough Energy Ventures и Amazon Climate Pledge Fund, финансируемый Джеффом Безосом, а также Ecosystem Integrity Fund, Summa Equity, Horizons Ventures и Shell Ventures. Суммарно они вложили в водородный стартап $21,4 млн. Еще $16,3 млн ZeroAvia получила в виде гранта от британского Института аэрокосмических технологий. Второй раунд на $24,3 млн Мифтахов привлек от тех же инвесторов и авиакомпании British Airways в апреле 2021 года. По итогам раундов у основателя осталось более 25% компании (точную долю он не называет).
Рынок водородной авиации становится конкурентнее в последнее время: в 2020 году на него вышла компания Universal Hydrogen украинца Павла Еременко. В апреле 2021 года проект привлек $20,5 млн от фондов Playground Global, Airbus Ventures, Toyota AI Ventures и др. В сентябре 2020 года авиастроительная компания Airbus представила три дизайна коммерческих пассажирских самолетов с водородным двигателем, которые пообещала выпустить к 2035 году.
Мифтахов считает выход на рынок Airbus не препятствием, а возможностью для ZeroAvia: «Обычно те, кто конструирует самолеты, не делают двигатели для них, и наоборот. Поэтому я рассчитываю стать поставщиком водородных двигателей для Airbus». Алексей Иваненко, сооснователь стартапа HyPoint, который производит водородные топливные элементы для воздушного транспорта (в том числе для 20-местного самолета ZeroAvia), утверждает, что компания Мифтахова продвинулась в разработке коммерческого образца водородного самолета дальше остальных. В Universal Hydrogen и Airbus на запросы Forbes не ответили.
За счет новых инвестиций ZeroAvia начала разрабатывать водородную систему для 50-местного самолета параллельно с работой над 20-местным. К 2024 году компания намерена создать водородную систему для 20-местного коммерческого судна. Прежде компания планировала коммерческий запуск на 2023 год, но его отложили из-за пандемии. В 2026 году Мифтахов рассчитывает выпустить систему для 50-местного или даже 90-местного самолета.
Иваненко из HyPoint считает планы ZeroAvia реалистичными. Пантелеев, однако, замечает, что отложить коммерческий запуск ZeroAvia может сертификация самолета. Этот риск, а соответственно и сроки коммерческого запуска сложно оценить, говорит он: «Когда у вас есть четко описанные требования для самолетов, вы просто-напросто берете и выполняете их. Когда таковых требований и методов оценки соответствия нет, нужно их писать и доказывать их состоятельность. При каждой ошибке ZeroAvia требования и ограничения могут разрастаться». Мифтахов с этим не согласен. При этом, по его расчетам, на сертификацию 20-местного самолета ZeroAvia потребуется еще $50 млн, 70-местного — $100 млн. Он намерен привлечь их у частных и государственных инвесторов.
На инвестиционной игле: как стартапы подсаживаются на венчурные деньги и почему это плохо
После запуска Мифтахов планирует продавать водородные двигатели и топливо производителям самолетов и авиакомпаниям. Иваненко из HyPoint считает, что авиакомпании уже готовы приобретать водородные двигатели для самолетов. Их интересуют как вложения в зеленые технологии, так и экономия за счет них, говорит он: «Водородные двигатели в обслуживании дешевле, к тому же цена на водород только падает». Авиакомпании готовы рисковать ради экономии, соглашается Пантелеев. По его словам, самая большая статья расходов в самолете с двигателем внутреннего сгорания — техническое обслуживание и ремонт двигателя. А водородная система технически проще системы с двигателем внутреннего сгорания, соответственно, расходы на ее эксплуатацию ниже, уверен он.
Но даже при появлении сертифицированных водородных двигателей останутся нерешенными вопросы инфраструктуры аэропортов — хранение, заправка и безопасность водорода, предупреждает заместитель гендиректора по экономике и финансам авиакомпании Red Wings Мартинс Антонович: «Самолеты с водородными двигателями авиакомпании смогут эксплуатировать только тогда, когда будет полноценная инфраструктура». Мифтахов рассчитывает, что инфраструктура будет развиваться параллельно с запуском самолетов. И все-таки, по мнению Антоновича, на это потребуется время. «Это вопрос точно не ближайших лет», — резюмирует он.
Миллиардеры против углеродного следа: как Безос, Арно и Маск спасают экологию
9 фото
Все О Tesla Model 3
Где производят Tesla Model 3?
Сборка самого дешевого автомобиля Тесла налажена во Фримонте, США и Шанхае, Китай. На Tesla Factory в Калифорнии также выпускаются модели S, X, Y, а на китайской Tesla Giga Shanghai или Gigafactory 3 — Model Y.
Какие есть версии Тесла Модель 3?
С начала выпуска в 2017 году Тройка имела следующие варианты:
- Standard Range — RWD (задний привод), батарея емкостью 50 кВт*ч, выпускается с марта 2019 по спецзаказу;
- Standard Range Plus — RWD, 54 кВт*ч, с марта 2019;
- Mid Range — RWD, 62 кВт*ч, с октября 2018 по март 2019;
- Longe Range — RWD, 75 кВт*ч, с июля 2017 по ноябрь 2018, с марта по июнь 2019;
- Longe Range — AWD (полный привод) и AWD Performance, 75 кВт*ч, с июля 2018.
Как работает мотор Tesla Model 3?
Модели S и X используют обычные асинхронные двигатели. В асинхронном двигателе переменный ток пропускается через обмотки статора (неподвижная часть двигателя) для создания вращающегося магнитного поля. Это магнитное поле индуцирует электрические токи в обмотках ротора (вращающейся части двигателя), что создает противоположное магнитное поле, заставляя ротор вращаться в том же направлении, что и магнитное поле.
А вот Модель 3 дебютировала с новой технологией двигателя, которую Тесла называет синхронным реактивным двигателем с постоянным магнитом — Permanent Magnet Synchronous Reluctance Motor (PMSRM). Синхронный реактивный двигатель имеет ряд электромагнитов вокруг статора, но ротор не имеет привычных для других моделей обмоток или постоянных магнитов. Вместо этого ротор содержит жилы из магнитного материала с вкраплениями немагнитного материала, расположенные так, что он имеет предпочтительную ориентацию в магнитном поле, создаваемом статором.
Чтобы повернуть ротор, двигатель последовательно активирует электромагниты, создавая вращающееся магнитное поле, которое тянет ротор вперед. Эта конструкция известна как синхронизированный двигатель, потому что активация электромагнитов синхронизирована со скоростью вращения ротора, что неверно для асинхронного двигателя.
Версии модели 3 с двумя двигателями имеют асинхронный двигатель спереди и синхронный реактивный двигатель с постоянными магнитами сзади. Model S и Model X меняют это положение, устанавливая асинхронный двигатель сзади и PMSRM спереди.
Какие есть цвета Тесла Модель 3?
Интерьер в стандарте предлагается черный, но за $1000 можно получить белый вариант. При заказе электромобиля доступны следующие внешние цвета:
- Pearl White Multi-Coat — стандартный;
- Solid Black — нужно доплатить 1000 долларов;
- Midnight Silver Metallic — 1000 долларов;
- Deep Blue Metallic — 1000 долларов;
- Red Multi-Coat — 2000 долларов.
Цвета Silver Metallic и Obsidian Black Metallic были сняты с производства.
Ниже Tesla Model 3 представлена во всех этих пяти цветах
Есть ли пневмоподвеска у Tesla Model 3?
Пока что нет. В начале 2020 брендом была анонсирована новая пневмоподвеска для полноприводной версии, но Илон Маск это отрицал.
Какой радиус дисков?
Тройка получила колеса трех видов: 18-дюймовые Aero Wheels, 19″ — Sport Wheels, 20″ — Gray Performance Wheels.
В чем разница интерьеров Tesla Model 3?
Клиенты могут выбирать премиальный или частично премиальный интерьер.
Частично премиальный вариант включает:
- Передние сиденья с электроприводом и регулировкой в 12 положениях
- Материал сидений и отделка премиум-класса
- Модернизированный звук — звук с эффектом присутствия
- Тонированная стеклянная крыша с защитой от ультрафиолета и инфракрасного излучения
- Электрорегулировка складывания, подогрев боковых зеркал
- Музыка и мультимедиа по Bluetooth
- Пользовательские профили драйверов
- Центральная консоль с хранилищем, 4 портами USB и док-станцией для 2 смартфонов
Премиум интерьер кроме вышеперечисленного получил:
- Подогрев передних и задних сидений
- Аудио премиум-класса — 14 динамиков, 1 сабвуфер, 2 усилителя и иммерсивный звук
- Коврики в салон
- Премиум-подключение (включая 1 год)
- Светодиодные противотуманные фары
В чем разница комплектаций Tesla Model 3?
Standard Range
Standard Range Plus 2020 — имеет задний привод и частично премиальный интерьер.
Mid Range
Longe Range — получила систему полного привода Tesla, оснащенную двумя независимыми двигателями для повышения избыточности, каждый из которых имеет только одну движущуюся часть для минимального обслуживания и максимальной долговечности. В отличие от традиционных полноприводных систем, они в цифровой форме управляют крутящим моментом на передних и задних колесах, что значительно улучшает управляемость и контроль тяги.
Performance идет с двухдвигательным полным приводом, 20-дюймовыми колесами и тормозами и заниженной подвеской для полного контроля в любых погодных условиях. Спойлер из углеродного волокна улучшает стабильность на высоких скоростях. Педали сделаны из алюминиевого сплава. Есть режим Track Mode.
Что такое Track Mode?
Track Mode V2 позволяет водителям Model 3 Performance настраивать управляемость, обеспечивая еще больший контроль над тем, как их автомобиль ведет себя на трассе. Водители могут точно настроить характеристики своего автомобиля, включая баланс двигателя, поддержку устойчивости и рекуперативное торможение.
Сколько и как едет Тесла Модель 3?
Какой запас хода у Tesla Model 3?
По стандартам EPA электромобиль, в зависимости от емкости батареи, получил:
- 50 кВт*ч — 354 км;
- 54 кВт*ч — 402 км;
- 62 кВт*ч — 425 км;
- 75 кВт*ч задний привод — 534 км;
- 75 кВт*ч AWD — 518 км.
Какая максимальная скорость Tesla Model 3?
С батареей на 50 кВт*ч электромобиль может разогнаться до максимальных 209 км/ч. Заднеприводные авто с аккумуляторами в 54, 62 и 75 кВт*ч достигают 225 км/ч, 75 кВт*ч AWD — 233 км/ч, 75 кВт*ч AWD Performance — 261 км/ч.
Разгон Тесла Модел 3 от 0 до 60 миль/ч (0-97 км/ч).
Электромобиль разгоняется за:
- 50 кВт*ч — 5,6 секунд;
- 54 кВт*ч — 5. 3 с;
- 62 кВт*ч — 5.2 с;
- 75 кВт*ч RWD — 5.0 с;
- 75 кВт*ч AWD — 4.4 с;
- 75 кВт*ч AWD Спортивный режим — 3,9 с;
- 75 кВт*ч AWD Performance — 3,2 с.
Сколько лошадей в Tesla Model 3?
Все заднеприводные, независимо от емкости батареи, получили мощность 283 л.с., AWD Long Range — 364 л.с., AWD Performance — 450 л.с.
Как ведет себя Тесла 3 в снегу?
Испытание системы полного привода Model 3 Performance в глубоком снегу, на обледенелой дороге и на заснеженной дороге на довольно высокой скорости показало, что она безупречно работала в различных условиях, даже без использования цепей.
Есть ли Автопилот на Tesla Model 3?
Начиная с 2019 года на все версии Третьей модели стандартно устанавливается Autopilot, который:
- Позволяет автомобилю автоматически поворачивать, ускоряться и тормозить реагируя на другие транспортные средства и пешеходов в пределах своей полосы движения.
- Имеет навигацию на автопилоте: автоматическое вождение от съезда к съезду с шоссе, включая развязки и обгон более медленных автомобилей.
- Автоматически меняет полосу движения при движении по шоссе.
- Имеет автопарковку: параллельную и перпендикулярную.
- Позволяет делать вызов авто: ваша припаркованная машина найдет вас где угодно на стоянке.
- Контролирует светофор и стоп-сигналы: делает вспомогательные остановки на перекрестках с ограниченным движением.
Зарядка Tesla Model 3
Какая скорость зарядки Тесла Модель 3?
Время полной зарядки батареи составляет:
- 50 кВт*ч — 6 часов;
- 54 кВт*ч — 6,25 ч;
- 62 кВт*ч — 7,5 ч;
- 75 кВт*ч задний привод — 6 ч;
- 75 кВт*ч AWD — 6,5 ч.
На суперскоростных зарядках Tesla V3 Supercharger батарею на 75 кВт*ч можно подзарядить на 121 км запаса хода за 5 минут и на 290 км — за 15 минут.
Сколько циклов зарядки у батареи Тесла 3?
Илон Маск в Твиттере написал:
“Привод и кузов Model 3 спроектированы как коммерческий грузовик, рассчитанный на миллион миль пробега. Нынешние аккумуляторные модули должны выдерживать от 300 000 до 500 000 миль (1500 циклов). Замена модулей (не пакета) будет стоить всего от 5 до 7 тысяч долларов.”
Таким образом, можно рассчитывать на 480-800 тыс. км жизни блока батареи или же — 1500 циклов зарядки от 0 до 100%.
Tesla Model 3 заряжается на станции Tesla V3 Supercharger
Tesla Model 3 заряжается с помощью компактной мобильной станции
Когда заряжать Теслу Модель 3?
Tesla рекомендует заряжать от 50 до 90% для ежедневной езды (в зависимости от потребностей) и выше 90%, когда вам может понадобиться дополнительный запас хода в более длительной поездке.
Какой разъем зарядки у Tesla Model 3?
В зависимости от версии электромобиль может иметь выход стандарта Type 2, CCS (Европа). Для подключения CHAdeMO используется адаптер — Mobile Connector.
Где зарядить Tesla Model 3 в Беларусии?
На нашем сайте можно посмотреть карту зарядных станций.
Безопасность
Безопасная ли Тесла Модель 3?
Версия 2019 стала самым безопасным автомобилем, когда-либо испытанным Национальной администрацией безопасности дорожного движения (NHTSA), чьи процедуры тестирования определили, что у новейшего автомобиля Tesla самая низкая вероятность травмы при столкновении из всех более 900 автомобилей, протестированных NHTSA.
По стандартам NHTSA, EuroNCAP, ANCAP электромобиль получил все пять звезд и оценку “Хорошо” по IIHS.
Tesla Model 3 хорошая машина?
Отличная! Все модели имеют запас хода не менее 400 км на одной зарядке, а в улучшенной комплектации Тройка способна проехать более 480 км. Модель 3 быстро разгоняется, хорошо управляется и в целом обеспечивает плавность хода.
Что нужно знать водителю?
Есть ли запаска в Tesla Model 3?
Нет. Но можно возить с собой ремкомплект от производителя.
Может ли Тесла 3 буксировать?
Нет, электромобиль не предназначен для буксировки.
Может ли танцевать Тесла Модель 3?
Нет, эта функция доступна только для Tesla Model X.
Где находится “прикуриватель” в Tesla Model 3?
Порт 12 В находится в задней части центральной консоли, под подлокотником.
Где находится USB порт в Тесла Модель 3?
Два порта USB расположены в переднем отсеке консоли, а еще два — на задней ее части (предназначены для пассажиров на заднем сиденье).
Где находится внутренняя камера Tesla Model 3?
Модели 3 и Y оснащены камерой в салоне, которая расположена над зеркалом заднего вида и по умолчанию отключена. Если вы включите камеру в кабине, короткий видеоклип будет снят и передан Tesla после события безопасности, такого как столкновение или экстренное торможение.
Где в Тесла Модель 3 одометр?
Для отображения одометра нужно пролистать окна на экране вправо (самое левое окно) и прокрутить вниз.
В которой Тесле Модел 3 тонированные стекла?
Версии с Премиальным интерьером получили тонированную стеклянную крышу с защитой от ультрафиолета и инфракрасного излучения.
Есть ли тепловой насос в Tesla Model 3?
Пока что нету, но ожидается позднее, когда будет унифицировано производство Модели 3 и Модели Икс. И эти электромобили будут использовать универсальный аккумулятор, предусматривающий установку и теплонасоса.
Когда обслуживать Тесла Модель 3?
Tesla рекомендует проводить обслуживание кондиционера каждые 6 лет. Чистить и смазывать все тормозные суппорты желательно каждые 12 месяцев или 20 000 км для авто в холодных регионах.
Интересные новости вы можете читать на нашем сайте: https://teslashop.by/news
Друзья, подписывайтесь на наш telegram канал: Tesla | Секретная база Тесла — https://t.me/TeslaSecretBase
Выберите модель Tesla, запчасти на которую Вы хотите купить ↓
Поклонники Tesla подали заявку на товарный знак для компании, производящей электродвигатели для самолетов и лодок. [Обновлено]
Tesla намекает на производство электродвигателей для самолетов, лодок и многого другого в новой заявке на регистрацию товарного знака, которая осталась незамеченной.
Обновление : Фанат Tesla подал заявку на регистрацию товарного знака от имени Tesla — по-видимому, без ведома компании.
На прошлой неделе автопроизводитель подал заявку на новый товарный знак, но до сих пор это оставалось незамеченным.
Electrek заметил его сегодня, и хотя оно снова связано с названием «Tesla», оно все же привлекло наш интерес из-за категории, в которой оно было указано.0003
Tesla расширяет свою торговую марку на новую категорию для продажи электродвигателей «не для наземных транспортных средств».
Определение категории в заявке немного сбивает с толку, но оно расширяет торговую марку Tesla на электродвигателях до «двигателей для самолетов», «лодочных моторов» и «электродвигателей для игрушек».
Вот подача заявки в Ведомство США по патентам и товарным знакам:
Регистрация товарного знака TESLA™предназначена для охвата категорий асинхронных двигателей, не предназначенных для наземных транспортных средств; Двигатели для самолетов; Двигатели, а именно синхронные двигатели не для наземных транспортных средств; двигатели с постоянными магнитами; Лодочные моторы; Система привода с двумя или более синхронными двигателями, соединенными муфтами для привода общей нагрузки; Электродвигатели для игрушек; Линейные двигатели.
В заявке Tesla указывает, что в настоящее время не использует товарный знак для этих категорий, но компания «намерена использовать» его в будущем.
Генеральный директор Tesla Илон Маск уже давно подумывал о создании электрического самолета и даже сказал, что у него есть проект самолета eVTOL, но он также всегда говорил, что Tesla пока нужно сосредоточиться на наземных транспортных средствах.
Генеральный директор сказал, что автопроизводитель может заняться электрическими самолетами, как только плотность энергии аккумуляторов улучшится настолько, чтобы сделать их жизнеспособными. Маск сказал, что потребуется 400 Втч/кг, и некоторые аккумуляторные технологии начинают приближаться к этому, но они еще не запущены в коммерческое производство.
Что касается лодок, Tesla публично не обсуждала никаких планов по производству электрических лодок, но на рынке уже есть много электрических лодок.
Категория «игрушка» может означать многое. Есть Tesla Cyberquad для детей, но в нем используется обычный электродвигатель, произведенный не Tesla, а весь квадроцикл производится и продается Radioflyer.
Заявка также включает «линейные двигатели», которые используются во многих различных продуктах, но чаще всего используются в поездах.
Важно отметить, что некоторые компании могут иногда подавать заявки на товарные знаки, которые они в конечном итоге не используют.
Мы не знаем, будет ли это иметь место здесь, но это все равно интересная заявка, хотя и немного широкая. Это может означать, что Tesla планирует использовать свои электродвигатели в некоторых или во всех этих продуктах.
В любом случае, приятно думать, что Tesla потенциально может использовать свой огромный опыт в производстве электромобилей для создания электрических самолетов и лодок.
Что вы думаете? Дайте нам знать в комментариях ниже.
На фото: электрический самолет Eviation Alice.
FTC: Мы используем автоматические партнерские ссылки, приносящие доход. Подробнее.
Будьте в курсе последних новостей, подписавшись на Electrek в Google Новостях. Вы читаете Electrek — экспертов, которые день за днем сообщают новости о Tesla, электромобилях и экологически чистой энергии. Обязательно заходите на нашу домашнюю страницу, чтобы быть в курсе всех последних новостей, и подписывайтесь на Electrek в Twitter, Facebook и LinkedIn, чтобы оставаться в курсе событий. Не знаете, с чего начать? Посетите наш канал YouTube, чтобы быть в курсе последних обзоров.
Tesla TSLA за четвертый квартал 2022 года о поставке и количестве произведенных автомобилей
- Tesla только что сообщила о количестве произведенных и поставленных автомобилей на конец 2022 года.
- В четвертом квартале Tesla сообщила о поставках 405 278 автомобилей и производстве 439 701 автомобиля. Таким образом, объем поставок Tesla в 2022 году составит около 1,31 миллиона автомобилей.
- В 2021 году Tesla сообщила о поставках 308 600 автомобилей в четвертом квартале и о поставках за год около 936 172 автомобилей.
Электромобили Tesla в Германии 21 марта 2022 года.
Шон Гэллап | Новости Гетти Изображений | Getty Images
Tesla только что опубликовала отчет о производстве и поставках автомобилей за четвертый квартал 2022 года.
Вот ключевые цифры.
Общий объем поставок в четвертом квартале 2022 года: 405 278
Общий объем производства в четвертом квартале 2022 года: 439 701
Общий годовой объем поставок в 2022 году: 1,31 миллиона
Общий годовой объем производства в 2022 году: 1,37 миллиона Эти цифры представляют собой рекорд для автопроизводителя под руководством Илона Маска и роста на 40% 9.0005 поставок в годовом исчислении.
смотреть сейчас
Однако результаты за четвертый квартал не оправдали ожиданий аналитиков.
Согласно консенсусным оценкам аналитиков, составленным FactSet, по состоянию на 31 декабря 2022 года Уолл-стрит ожидала, что Tesla сообщит о поставках около 427 000 автомобилей за последний квартал года. Оценки, обновленные в декабре и включенные в консенсус FactSet, варьировались от 409 000 до 433 000.
Эти более поздние оценки соответствовали консенсусу компании, распространенному вице-президентом Tesla по связям с инвесторами Мартином Виеча. В этом консенсусе, опубликованном исследователем индустрии электромобилей @TroyTeslike, говорится, что 24 аналитика ожидали, что поставки Tesla составят около 417,9 тыс.57 в среднем за квартал (и около 1,33 млн доставок за весь год).
В этом году Tesla начала производство на двух новых заводах — в Остине, штат Техас, и Бранденбурге, Германия — и нарастила производство во Фримонте, штат Калифорния, и в Шанхае, но не раскрывает объемы производства и поставки по регионам.
В четвертом квартале 2022 года Tesla заявила, что поставки ее седана Model 3 начального уровня и кроссовера Model Y составили 388 131 единиц, а поставки седана Model S более высокого уровня и внедорожника Model X — 17 147 единиц.
В своей презентации для акционеров за третий квартал Tesla написала: «В течение нескольких лет мы ожидаем среднегодового роста поставок автомобилей на 50%. Темпы роста будут зависеть от мощности нашего оборудования, времени безотказной работы завода, операционной эффективности и пропускная способность и стабильность цепочки поставок».
Период, закончившийся 31 декабря 2022 года, был отмечен проблемами для Tesla, в том числе вспышками Covid в Китае, из-за которых компания временно приостановила и сократила производство на своем заводе в Шанхае.
В течение четвертого квартала Tesla также предлагала резкое снижение цен и другие рекламные акции в США, Китае и других странах, чтобы стимулировать спрос, хотя это могло оказать давление на ее прибыль.
В недавнем электронном письме сотрудникам Tesla Маск попросил сотрудников «вызвать добровольцев» и доставить клиентам как можно больше автомобилей до конца 2022 года. В своем электронном письме Маск также призвал сотрудников не «беспокоиться» о том, что он охарактеризовал. как «безумие фондового рынка».
Акции Tesla упали более чем на 45% за последние шесть месяцев.
В декабре несколько аналитиков выразили обеспокоенность по поводу ослабления спроса на электромобили Tesla, которые относительно дороги по сравнению с растущим числом гибридных и полностью электрических продуктов конкурентов.