Советы по ремонту часов | Старинные часы
С чего же начинать ремонт часов? Первое, что необходимо сделать это определить неисправность часового механизма. Чаще всего это загрязнение и высыхание смазки. Эта неисправность определяется визуально — чёрные трибы, сухие маслёнки. Для устранения неисправности часовой механизм необходимо разобрать, почистить и смазать.
Для начинающего часового мастера самое главное научиться разбирать и собирать часовой механизм. Учиться надо на стареньких, простеньких часах потому, что в процессе обучения будут промахи и ошибки. Давайте попробуем разобрать часовой механизм. Для этого необходимо соблюдать определённую последовательность:
1. Снять заднюю крышку часов — то нужно открутить винты крепления задней крышки, предварительно открутив заводные ключи и сняв кнопки перевода стрелок. Если это наручные часы, то задняя крышка снимается двумя способами либо откручивается либо отщелкивается.
2. Достать механизм из корпуса — для этого необходимо открутить винты крепления механизма. В наручных часах так же нужно достать заводной вал. Что бы это сделать надо заводной вал поставить в режим перевода стрелок (оттянуть его), надавить на подавку (слегка утопленная кнопочка в мосту пружины) и вытащить.
ПОСЛЕ ТОГО КАК ДОСТАНЕТЕ МЕХАНИЗМ ИЗ КОРПУСА, ЗАВОДНОЙ ВАЛ НЕОБХОДИМО ПОСТАВИТЬ НА МЕСТО.
3. Снять стрелки и циферблат — стрелки просто напресованны их достаточно слегка поддеть отвёрткой, но лучше снимать корсангами (пинцетом кусачками), тогда не остаётся царапин ни на стрелках, ни на циферблате. Если часовой механизм без боя и без календаря, часовую стрелку можно не снимать, циферблат снимется вместе с часовым колесом и стрелкой. Для того, чтобы снять циферблат нужно открутить винты крепления циферблата, в наручных часах их достаточно ослабить(открутить на 2-3 оборота). Обычно винты крепления циферблата находятся с торца часового механизма, с диаметрально противоположных сторон. Все манипуляции по разборке, сборке часовых механизмов необходимо производить на специальной подставке, во избежание попадания пыли с рабочего стола и поломки центрального, и секундного колёс, которые выступают относительно платы.
4. Ослабляем завод пружины — среди часовщиков эта процедура называется спустить пружину. Для этого необходимо пальцами одной руки на вполоборота подзавести пружину, и не отпуская, второй рукой с помощью пинцета отвести собачку в сторону. Затем медленно отпуская заводной вал, дождаться пока пружина полностью раскрутится.
5. Снимаем мост баланса — откручиваем винт или винты, если их два, крепления моста баланса. Пинцетом поддеваем мост и медленно приподнимая вместе с балансом аккуратно вынимаем из механизма. При всём этом нужно смотреть чтоб спираль баланса (волосок) не зацепилась за колёса.
КЛАСТЬ МОСТ НАДО ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБ БАЛАНС ОКАЗАЛСЯ ВВЕРХУ. Иначе можно сломать ось (цапфы) баланса.
6. Снимаем мост анкерной вилки — откручиваем винты крепления анкерной вилки, снимаем мост анкерной вилки, снимаем анкерную вилку. Снимаемые детали необходимо класть спереди и слева от себя, т.к. справа должен лежать инструмент, если вы правша
7. Снимаем мост пружины — аналогично.
8. Снимаем мост колёсной системы — прежде чем снять мост колёсной системы (ангренажа) необходимо снять минутный триб. Он расположен на центральном колесе со стороны циферблата. В будильнике «Слава» минутный триб снимать без особой нужды нет никакой необходимости. Так же в будильнике «Слава» мост колёсной системы и мост пружины, является одним целым. Откручиваем винты крепления моста ангренажа, снимаем мост, вынимаем колёса. Колёса нужно вынимать по одному, чтоб не повредить рядом стоящие.
Всё, в принципе, разборка механизма для начинающего часового мастера закончена. Теперь самое интересное, как же эту кучку винтиков, колёсиков превратить обратно в часовой механизм. Всё очень просто, собираем в той же последовательности, в какой и разбирали. Ставим на свои места колёса, мост колёсной системы, закручиваем винты, предварительно убедившись, что все верхние и нижние цапфы колёс попали в камни. Ставим пружину, мост пружины, закручиваем винты. После этого можно слегка подзавести пружину, если все колёса крутятся, значит вы всё собрали правильно. Дальше ставим на свои места анкерную вилку и баланс. Надо учесть, что при установке баланса, импульсный камень (эллипс) должен попасть между рожками анкерной вилки, а не за ними. Теперь можно завести пружину часов, если часы пошли, маятник начал колебаться, значит вы всё собрали правильно. Если же нет не отчаивайтесь ваша основная задача на первых порах научиться разбирать и собирать часовой механизм так, чтоб не сломать детали. Разборку и сборку часовых механизмов необходимо проводить регулярно, чтобы набить руку.
Ремонт часов своими руками или «О запуске «Ракеты» в домашних условиях».
Из чего состоят часы? Ну, скажете вы, из всяких там колёсиков, пружинок, рычажков. И будете правы, но… на самом деле часы — это прежде всего корпус и механизм. Так вот. Когда находит грусть, кто-то «откупоривает шампанского бутылку» по мудрому совету литературного персонажа, а кто-то ищет занятия для рук. Итак, на дне коробки с запчастями отыскался у меня великолепный механизм, часовой калибр Ракета 2628.Н, один из лучших калибров часовой промышленности СССР, если не лучший. Беда одна. Он стоит, как вкопанный. Следовательно, предстоит репассаж. Ладно, по-французски это слово означает «глажка одежды», но мы-то подразумеваем генеральную чистку, смазку и регулировку часового механизма с полной его разборкой. Калибр не из простых. В усложнениях — календарь мгновенного действия.
Хорошо. Это механизм. Нам нужен корпус для него. Есть! Невесть что, но он есть. В качестве лекарства от скуки создадим марьяж, поставим калибр Ракета 2628.Н в китайский корпус. Пусть походит в нем, пока новеньким разживёмся чем-то более приличным и родным.
REM: если кому-то по душе термин «котлета», да ради бога!
«Итак, мы начинаем» ©. Для работы нам понадобятся два пинцета — прямой и г-образный, путцхольцы* — большие и малые, в качестве малых пойдут зубочистки. Отвёртки, двух тут достаточно. Оптика, часовые масла, маслодозировка.
*- См. Тезаурус.
Для смазки одного механизма применяется до пяти видов масел. Масло для палет и баланса, для ангренажа, для ремонтуара и для пружины. Притом для первого витка пружины иногда применяется смазка, специально для первого витка пружины предназначенная. Такие тонкости. Но мы обойдёмся двумя универсальными — «702» для смазки пары металл-камень и «701» для пары металл-металл. Здесь их достаточно. Это недорогие масла, но со своей функцией справляются великолепно. Масла куплены на АлиЭкспресс в кои-то времена, накладную, увы не сохранил.
Начинаем. Кладём калибр на подставку «быстрой стороной» кверху и отпускаем пружину, придерживая отвёрткой стопор колеса барабана. Затем снимаем баланс вместе с мостом и прокладкой под ним.
Оборачиваем часы циферблатом вверх. Снимаем стрелки. Для этого воспользуемся г-образным пинцетом, подложив предварительно прокладку на циферблат, чтобы не поцарапать его. У меня вот такое приспособление из куска старой фотоплёнки.
Теперь снимаем циферблат и пластиковое кольцо между ним и платиной, опустив два винта на торцах платины механизма (они видны нв втором фото снизу).
Вот что под циферблатом. Снимаем шайбу, шкалу дней недели. Шкалы будут вымыты в шампуне и очищены мягкой беличьей кисточкой.
Теперь нам открыт доступ к мосту календаря. Отвинчиваем три крепёжных винта, снимаем мост календаря, аккуратно! — там несколько пружин и мелких деталей, стремящихся очень резво воспользоваться столь внезапно обретённой свободой!
Разбираем «медленную сторону». Снимаем колёса и рычаги календаря, вексельное и переводное колеса, пинцетом с прямыми губками снимаем минутный триб. Для снятия минутного триба прикладываем небольшое усилие.
Аккуратно раскладываем детали на чистом листе бумаги.
Медленная сторона свободна. Переворачиваем механизм. Демонтируем колесо барабана, заводное колесо. Заводное колесо крепится винтом с левой резьбой. Будем внимательны. Снимаем детали и мост барабана. Мост барабана крепится тремя винтами. Два коротких и одни длинный. Длинным винтом также закреплена собачка барабанного колеса. Снимаем её аккуратно, помня о пружинке, находящейся под собачкой.
Снимаем мост ангренажа, секундное и промежуточное колесо.
Демонтируем мост центрального колеса. Обязательно запоминаем какой винт где стоял. Если перепутаем, не соберём ремонтуар.
Снимаем анкерное колесо, мост анкерной вилки и саму вилку. При этом помечаем винты крепления вилки. Их нельзя спутать с другими.
А вот тут виден виновник остановки часов — тот махонький чёрный волосок, притаившийся на копье вилки. Удаляем его.
Итак, у нас остаётся ремонтуар. Снимаем крышку ремонтуара, извлекаем переводные рычаги, вал, пружину и кулачковую муфту.
Платина свободна.
Часы готовы принять водные, о, пардон, бензиновые процедуры. Для процедур используем бензин «Калоша». Качество бензина имеет значение. Некоторые оставляют налёт. Некоторые обладают весьма нехорошим запахом. Мне удалось приобрести вот этот сорт. С ним возможно работать даже в квартире, если окно приоткрыто. И следов на деталях не оставляет. Но если не найдёте такой, «Бензин для зажигалок» тоже сгодится.
Весь процесс чистки снять не получилось. Руки в перчатках, лицо прикрыл «лепестком», чтобы бензиновой смеси не нанюхаться, а действие проходило на балконе, то бишь, на свежем воздухе. В помощь были привлечены кисти, зубные щётки, путцхольцы и бумажные гигроскопичные салфетки. Итог — всё сияет.
Облагородим стрелки, снимем старый разрушенный лак и нанесём новый.
Приведём в порядок корпус (насколько это возможно). Вымоем, вычистим, отполируем стекло.
как было
а так стало
Скажем за это спасибо зубной пасте Prokudent 🙂
Лучшего полироля (по моему мнению, опирающемуся на длительную практику) для часовых акриловых стёкол ещё не придумали.
Как принято говорить, «сборка механизма производится в обратной последовательности». Поставим на место центральное колесо, смажем его камни, накроем мостом, соберём ангренаж — устанавливаем промежуточное, секундное и анкерное колесо, накрываем это всё мостом ангренажа. Смазываем камни и цапфы. Смазываем пружину и собираем барабан. Устанавливаем его на место и накрываем мостом. Ставим колёса барабана и заводное колесо. Отвёрткой заводим пружину на три-четыре щелчка и проверяем скат ангренажа — отлично!
REM: О термине «скат колёсной системы ангренажа» расскажу подробнее, поскольку это очень важный момент в ремонте часовых механизмов. Если пружину завести, то агренаж, не контролируемый анкерной вилкой, начнёт свободно вращаться с большой скоростью. Вращение происходит в одном направлении. Если механизм собран правильно и тормозящие факторы отсутствуют, то по окончании завода пужины колёса повернутся на определённое число оборотов в противоположную сторону. Это говорит о правильной сборке и обслуживании калибра.
Устанавливаем анкерную вилку, мост вилки. Смазываем рабочие грани палет. Заводим пружину на пару оборотов и проверяем импульс вилки. Есть, прекрасно. Ставим баланс. И — о чудо! — часы пошли. Теперь бушоны.
Работа с бушонами. Фото.
REM:Бушоны обслуживаем после того, как установлен баланс. Это делается так, чтобы масло создало плёнку, правильно заполнило объём и не растекалось. После обслуживания бушонов баланс уже не снимают, но если возникает такая необходимость, то при повторной установке весь процесс повторяется — то есть, промывается баланс, заново разбираются, промываются и смазываются бушоны.
Аккуратно, придерживая путцхольцем «лиру», снимаем её. Снимаем бушон, отправляем его в бензин, где он благополучно рассыпается на две части — накладной камень и проходной. Промываем, собираем, капнув масла «702» на накладной камень, устанавливаем на цапфу баланса и, тихо шепча молитву и затаив дыхание, нежно отправляем лиру в её пазы. Уф! Теперь то же на платине. Готово. Собираем календарь. Тут хитрость в том, чтобы аккуратно, не поломав накопительную пружину, поставить на ось командное колесо с кулачком перевода дня недели. С раза пятого собираем переводные рычаги календаря. Ставим на место диск чисел и накрываем всё это мостом. Тут нужна сноровка. Но ничего. С пятого раза всё становится на свои места. Теперь водружаем на законное место диск дней недели, отведя иглой в сторону рычаг его фиксации. Шайба и отмытый в пяти шампунях циферблат с пластиковым кольцом-проставкой.
Есть!
Собираем механизм в корпус.
Нажав на подавку, вынимаем заводной вал, устанавливаем калибр в корпус часов, фиксируем механизм распорным кольцом и, снова прижав подавку, устанавливаем заводной вал.
Теперь выставляем ход и выкачку по прибору. Поскольку далеко не у каждого дома наличествует такая экзотика, как ППЧ-7 (Прибор Проверки Часов), то на практике вполне применим смартфон с установленной на нем программой Clock Tuner, которую можно получить из Play Маркет Андроид. Бесплатной версии программы более, чем достаточно для вполне адекватной настройки хода механизма часов, но полная версия более информативная. По отображаемому программой графику при помощи градусника и подвижной колонки баланса выставляем выкачку и период колебаний 18000 ВРН. Вуаля — «в ниточку»! Ошибка хода составляет минус четыре секунды в сутки. Для такого механизма — более, чем великолепный результат.
Закрываем заднюю крышку-«хлопушку».
Всё!
А, нет, не всё! Собственно, ради чего всё это делалось.
P.S.
Поносил часики малость и решил, что с тёмными стрелками всё-таки будет лучше.
… и на модном аксессуаре
— Тезаурус.
Ангренаж — совокупность колёс часового механизма. Собственно, это устройство передачи усилия пружины на спусковое устройство.
Бушон — узел часового механизма, часть инкаблока, защищающий цапфы осей от повреждения при ударе и сохряняющий смазку.
Выкачка — точная установка равновесного положения баланса.
Палеты — прямоугольные камни анкерной вилки, работающие с венцом анкерного колеса. Различают входную и выходную палету.
Платина — (ударение на первом «а») то, на чём, собственно, собирается весь механизм часов. Плата. Вот та штуковина круглой формы с множеством фрезеровок. К драгметаллам отношения не имеет.
Путцхольц (от нем. Putzholz) — заострённая деревянная палочка для чистки и удержания деталей при сборке.
Ремонтуар — механизм перевода стрелок вручную.
Футор — цилиндрическая часть колеса для крепления стрелок.
Цапфа — самая тонкая часть на конце оси колеса, входящая в отверстие камня.
3 причины приобрести наш комплект часов «Сделай сам»
- 23 ноября 2022 г.
Наш набор швейцарских часов, предназначенный как для новичков, так и для энтузиастов часового дела, вот уже несколько недель путешествует по миру.
Действительно, после более чем полутора лет работы и вложенных сил мы чрезвычайно гордимся тем, что разработали и выпустили на рынок первый швейцарский набор инструментов для создания механических часов. Пользуясь случаем, мы предлагаем вам открыть для себя 3 причины сделать швейцарские часы с помощью нашего набора «Сделай сам».
Погружение в мир часового дела не выходя из дома
Вы увлечены часами и делаете их сами? Наш комплект часов «сделай сам» обещает вам погружение в мир часового дела… не выходя из дома!
Благодаря дидактическому методу обучения, включающему видеоуроки на французском и английском языках, а также дискуссионный форум, каждый, кто живет в Швейцарии или за границей, теперь может сделать свои часы по своему образу и подобию, не выходя из дома. С нашим универсальным набором инструментов ваш офисный или обеденный стол превратится в настоящее рабочее место часовщика.
Устроившись поудобнее перед комплектом часов, вы будете собирать компоненты своих часов, одновременно просматривая 10 обучающих видеороликов, предоставленных нашим часовщиком. Эти видео, а также сумку, инструменты и, конечно же, часы вы сохраните на всю жизнь!
Персонализированные швейцарские часы
В дополнение к опыту изготовления часов, предлагаемому набором «Сделай сам», вы можете выбрать компоненты, из которых состоят ваши часы: корпус, механизм, стрелки, сплошной или ажурный циферблат и браслет.
Ознакомившись с нашим каталогом, вы сможете предложить свой выбор компонентов по электронной почте после выбора из списка.
Затем мы вышлем вам образец ваших часов, после чего вы сможете подтвердить или изменить выбранные вами компоненты. Этот шаг выбора и предварительного просмотра позже будет заменен нашим конфигуратором.
Исключительный подарок для себя или для предложения
Наш комплект часов был разработан, чтобы предложить непревзойденное качество и возможность сделать его своими руками. Последнее находит свое отражение в компонентах часов, прекрасно изготовленных инструментах и высококачественном корпусе.
Как видно из видеоролика ниже, комплект выглядит как элегантная часовая сумка из синей веган-кожи. На декабрь запланирована черная версия с немного другим дизайном.
Сумка включает в себя различные отделения, оптимизированные для хранения предварительно выбранных компонентов часов, а также полного набора инструментов часовщика. Он также будет служить рабочей опорой благодаря своему языку. Этот был разработан, чтобы защитить ваш стол и получить все инструменты, которые вы разместите перед собой.
Мы считаем делом чести включить в комплект часов DIY полный набор высококачественных инструментов – отвертки, пинцеты, держатели движений, колокольчики и т. д. символические объекты часовщика, изготовленные в Юра-Арк в Швейцарии.
Обещающий незабываемые впечатления, сочетающий в себе подлинность и техничность, этот комплект часов «сделай сам» расширяет границы погружения в швейцарское часовое дело и попадает в ваш дом, где ваши неподвластные времени часы будут формироваться в вашем собственном темпе.
Поделитесь публикациейХронотемпус (с.д.). «Фердинанд Берту». Consulté ле 14.09.2021.
Высокое часовое искусство (s.d.). « Galileo galilei » (dit galilée) Consulté le 21.09.2021.
Херивел, Джон (2021). «Христиан Гюйгенс». Британская энциклопедия. Consulté ле 14.09.2021.
Ле Пойнт (2012 г.). «Пьер Жаке-Дро». Consulté ле 14.09.2021.
Картинки :
https://fr.wikipedia.org
http://archive2012.automatesetmerveilles.ch
Связанный пост
- Выбрать часы
CanadaWatchGram на Tumblr
Полное раскрытие информации: DIY Watch Club предоставил комплект для демонстрации здесь и в Instagram.
Часовой клуб «Сделай сам» | Сделайте свои собственные механические часы
Самый полный ресурс по созданию механических часов здесь! Полные видеоинструкции, набор для изготовления часов своими руками, инструменты для ремонта часов, составная часть часов
DIY Watch Club
Сегодня у меня есть возможность рассказать об уникальной вещи — наборе инструментов для часового мастерства DIY Watch Club от EONIQ! Это совершенно новая концептуальная мастерская, где EONIQ предоставляет все инструменты для изготовления часов и детали для часов, а пользователи шаг за шагом следуют инструкциям, включенным в видео, чтобы собрать свои собственные часы!
Предыстория
EONIQ — бренд часов, изготовленных по индивидуальному заказу, базирующийся в Гонконге. Как и Undone, они дают вам возможность настраивать различные стили часов. Они называют себя «первыми в мире, кто предлагает индивидуальные механические часы, разработанные пользователями на нашем веб-сайте, по цене модных часов». Компания была основана в 2014 году, а в 2016 году провела краудфандинговую кампанию на Indiegogo. Кампания по сбору средств на 60 000 долларов США на IndieGoGo достигла своей цели за 1,5 часа и достигла 200 000 долларов США в течение первой недели. В конце кампании они собрали $466,69.3 от спонсоров 1551 года.
Теперь с DIY Watch Club они принесли опыт сборки часов любителям.
Лично я раньше разбирал часы, чистил циферблаты и кристаллы и, конечно же, менял батарейки — так что кое-что из этого было знакомо, но я еще многому надеялся научиться.
Мой комплект часов прибыл из Гонконга в картонной коробке с качественным футляром на молнии, в котором находятся все детали.
Комплект поставки
В комплект входят: 9 шт.0007
* Механические часы Mosel диаметром 38,5 мм (с серебристым циферблатом и механизмом цвета пушки Miyota 82S0)
* Корпус из нержавеющей стали 316L
* Изогнутое стекло ACRYLITE® 8N
* Видеть сквозь завинчивающуюся заднюю крышку.
* Классический черный кожаный ремешок
* Набор инструментов для самостоятельного изготовления часов с обучающими видеороликами (есть три варианта: китайский, кантонский и английский языки)
Инструменты:
пинцет
напальчники
ручной насос 90
замша
Rodico
Loupe
Case Opener
Инструменты для снятия рук
Защитная пленка для удаления рук
Инструмент для настройки рук
. пригодится для будущего обслуживания этих и других часов.
Процесс
Вы начинаете со сканирования QR-кода на прилагаемой карточке, проходите быструю регистрацию, и вы уже в деле. носить напальчники для защиты движения.
Затем вы вставляете штифты в инструмент для снятия задней крышки и снимаете заднюю крышку с механизма. Затем вы просматриваете краткое руководство о том, как правильно обращаться с механизмом, чтобы не повредить его.
Затем вы устанавливаете шток и заводную головку, а также циферблат, держатель механизма и механизм. Это та часть, где у меня было больше всего трудностей. Установка циферблата в механизм потребовала некоторых усилий. Я ожидал, что установка стрелок будет самой сложной частью сборки, но именно этот шаг занял больше всего времени, так как циферблат упрямился и не оставался прикрепленным. Тем не менее, циферблат выглядит очень красиво — у меня был серебристый циферблат с солнечными лучами, который по внешнему виду мало чем отличался от циферблата Seiko 5. Это действительно резко.
Стрелки
Стрелки были рядом — начиная с часовой и минутной стрелки. Мне понравился акцент на этом разделе, и было приятно найти в комплекте вторую пару рук, потому что эта часть утомительна. Мне удалось добиться успеха с первой попытки.
Эстетически руки могли быть и лучше. Я бы предпочел стрелки в стиле Timex Marlin вместо полированных стрелок с этим циферблатом, чтобы придать ему классный винтажный вид, но это всего лишь личное дизайнерское предпочтение. Ваш пробег может варьироваться.