Site Loader

Факультативный курс физики, 10 кл.

Факультативный курс физики, 10 кл.
  

Кабардин О. Ф. и др. Факультативный курс физики: 10 кл.: Учеб. пособие для учащихся / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Н. И. Шефер.— 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 208 с.

Пособие содержит необходимый теоретический материал, примеры решения задач, заданий для самопроверки и экспериментальные задания в соответствии с программой факультативного курса X класса.



Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I. КОЛЕБАНИЯ
§ 1. ГАРМОНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ
§ 2. ПОНЯТИЕ О ГАРМОНИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Гармонический анализ.
Анализ звука.
§ 3. ИНДУКТИВНОЕ И ЕМКОСТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ В ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Индуктивное сопротивление.
Активное сопротивление.
§ 4. ЗАКОН ОМА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Мощность в цепи переменного тока.
§ 5. РЕЗОНАНС В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ
Резонанс при параллельном соединении элементов цепи переменного тока.
§ 6. ТРЕХФАЗНЫЙ ТОК
Трехфазный генератор.
Соединение фаз генератора звездой.
Соединение нагрузки звездой.
Соединение фазных обмоток генератора треугольником.
Соединение нагрузки треугольником.
Асинхронный трехфазный двигатель.
§ 7. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
§ 8. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
2. Измерение сопротивления конденсатора в цепи переменного тока
3. Измерение индуктивности катушки в цепи переменного тока
4. Исследование электрических схем с R-, L- и С-элементами и определение параметров этих элементов
Глава II. ВОЛНЫ
§ 9. МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ
Зависимость скорости звука от свойств среды.
Характеристики звука и слух человека.
§ 10. ЗАПИСЬ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКА
Изготовление граммофонных пластинок.
Стереофоническая звукозапись.
Магнитная запись звука.
§ 11. ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА
§ 12. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ
Излучение электромагнитных волн электрическим зарядом, совершающим гармонические колебания.
§ 13. ЗОНЫ ФРЕНЕЛЯ
Зоны Френеля.
Объяснение свойства прямолинейности распространения света.
Пластинка зон.
Дифракция от круглого экрана.
§ 14. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА
Принцип Ферма.
Закон отражения света.
Закон преломления.
Линзы.
Аберрация линз.
Оптические приборы.
Зрительная труба и телескоп.
§ 15. ДИФРАКЦИЯ СВЕТА
Дифракция от круглого отверстия.
Дифракция и разрешающая способность оптических приборов.
Дифракция от одной щели.
Дифракция от двух щелей.
Дифракционная решетка.
Применение и изготовление дифракционных решеток.
§ 16. ГОЛОГРАФИЯ
Фотография.
Голография.
Голография с записью в трехмерной среде.
Свойства и особенности голограмм. Применения голографии.
§ 17. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
§ 18. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Глава III. КВАНТЫ И ЧАСТИЦЫ
§ 19. ЗАКОНЫ ИЗЛУЧЕНИЯ АБСОЛЮТНО ЧЕРНОГО ТЕЛА
Гипотеза Планка.
§ 20. ФОТОН
Затруднения волновой теории в объяснении фотоэффекта.
Фотоны.
Эффект Комптона.
Опыт Боте.
Дуализм свойств света.
§ 21. КВАНТЫ И АТОМЫ
Квантовые постулаты Бора.
Спектр атома водорода.
Квантование момента импульса.
Схема энергетических уровней.
Опыт Франка и Герца.
§ 22. ОПТИЧЕСКИЕ КВАНТОВЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ
Инверсная населенность уровней.
Условия, необходимые для создания в веществе инверсной населенности энергетических уровней.
Устройство рубинового лазера.
Устройство газовых лазеров.
Применения лазеров.
§ 23. НЕЛИНЕЙНАЯ ОПТИКА
Явление просветления среды.
Самофокусировка лазерного луча.
Нарушение принципа суперпозиции световых пучков и преобразование частоты света.
Многофотонные процессы.
Механизм влияния света на оптические свойства среды.
§ 24. АТОМНЫЕ И МОЛЕКУЛЯРНЫЕ СПЕКТРЫ
Сплошной спектр излучения вещества в газообразном состоянии.
Рентгеновские спектры.
Молекулярные спектры.
Радиоспектроскопия.
Радиоволны космического происхождения.
§ 25. ЯДЕРНЫЕ СПЕКТРЫ
Эффект Мессбауэра.
§ 26. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ
Нуклоны.
Спектры элементарных частиц.
Кварки.
§ 27. ЧАСТИЦЫ И ВОЛНЫ
Волновые свойства электрона.
Гипотеза де Бройля и атом Бора.
Интерференция волн де Бройля.
Соотношение неопределенностей.
Взаимные превращения света и вещества.
§ 28. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
ОТВЕТЫ

Тест, 11 класс. Конденсатор в цепи переменного тока. Вариант 1

Откройте доступ к огромной базе готовых материалов учителя на каждый урок с возможностью удалённого управления…

 

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Выбрать материалы

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состоит из 6 тестовых вопросов.

Время выполнения — 4 минут.

Вопрос 1

В электрической цепи, содержащей конденсатор, постоянный ток существовать

Варианты ответов
  • не может, так как между обкладками конденсатора находится диэлектрик
  • может, так как обкладки конденсатора проводят электрический ток
  • может, так как между обкладками конденсатора существует электрическое поле
  • может только тогда, когда конденсатор заряжен
Вопрос 2

Фаза колебаний силы переменного тока в цепи, содержащей только конденсатор, по сравнению с фазой колебаний переменного напряжения на концах этой цепи

Варианты ответов
  • больше на \(\pi/\)2

  • больше на \(\pi\)

  • меньше на \(\pi\)

  • меньше на π\(/\)2

Вопрос 3

Электроемкость конденсатора, включенного в цепь переменного тока, С = 20 мкФ (см. рисунок). Амплитудное значение напряжения на концах цепи и циклическая частота переменного тока Um = 200 В и \(\omega\) = 300 с-1 соответственно. Чему равно амплитудное значение силы тока в цепи?

Варианты ответов
  • 2,4 А
  • 1,2 А
  • 4,8 А
  • 0,6 А
Вопрос 4

Если частоту переменного тока увеличить в 4 раза, то емкостное сопротивление конденсатора …

Варианты ответов
  • увеличится в 2 раза
  • уменьшится в 2 раза
  • уменьшится в 4 раза
  • увеличится в 4 раза
Вопрос 5

Какой из графиков, изображенных на рисунке, соответствует графику зависимости емкостного сопротивления XC от его электрической емкости С?

Варианты ответов
  • а
  • б
  • в
  • г
Вопрос 6

Емкостное сопротивление конденсатора Xc, включенного в цепь переменного тока, и амплитудные значения напряжения Um  и силы переменного тока Im  связаны математическим выражением . ..

Варианты ответов

Пройти тест

Сохранить у себя:

© 2020, Никифорова Наталья Владиленовна  1125

Цепи переменного тока, содержащие сопротивление и емкость

Пусть а.к. Цепь содержит сопротивление R Ом последовательно с конденсатором емкостью C фарад. Эта схема показана на рис. 32(а).

Пусть I = среднеквадратичное значение. значение тока, протекающего по цепи,

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

В R = среднеквадратичное значение напряжение на сопротивлении

= ИК фаза с I,

В C = среднеквадратичное значение напряжение на конденсаторе

= IX C отстает от I на 90°,

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

И v = среднеквадратичное значение. напряжение, приложенное ко всей цепи, и представляет собой векторную сумму V R и V C .

Векторная схема схемы показана на рис. 32(с). На этой диаграмме ток опережает приложенное напряжение (или напряжение отстает от тока) на угол θ, так что

тангенс θ = X

К /Р

Это также показано на волновой диаграмме на рис. 32(б).

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

На векторной диаграмме V R , V C и V образовали прямоугольный треугольник, в котором V R представляет собой прилежащую сторону или основание, V C представляет собой противоположную сторону или перпендикуляр, а V представляет гипотенузу.

— это сопротивление потоку тока, предлагаемое совместно сопротивлением и емкостным сопротивлением цепи, и называется импедансом цепи. Обозначается буквой Z и выражается в омах. Таким образом,

Полное сопротивление цепи,

Ток, протекающий по цепи,  

I = V/Z ампер и

Напряжение, приложенное к цепи,  

В = ИЗ вольт.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Мощность, потребляемая цепью :

Поскольку средняя мощность, поглощаемая конденсатором, равна нулю, мощность, поглощаемая всей цепью, равна мощности, поглощаемой одним сопротивлением. Опять же, напряжение на сопротивлении V R вольт и ток через него 1 ампер. Следовательно,

мощность, поглощаемая цепью = мощность, поглощаемая сопротивлением,

или P = V R I ватт.

Бут В R = ИК вольт.

. . . P = IR x I = I 2 R ватт.

Из векторной диаграммы,

cos θ = В R

или, В R = V cos θ вольт.

Следовательно, P = Vcos θ x I

= VI cos θ ватт.

cos θ — коэффициент мощности цепи. Поскольку ток опережает приложенное напряжение, фазовый угол θ является опережающим углом, а коэффициент мощности cos θ является опережающим коэффициентом мощности.

Из векторной диаграммы  

cos θ = V R /V = IR/IZ = R/Z опережающий.

Главная ›› Цепи переменного тока ›› Переменный ток ›› Цепи ›› Электротехника

Изменение полярности электромагнита | Магнетизм | Электротехника

11 Наиболее часто используемые электроустановочные изделия | Электропроводка | Электротехника

Резисторно-конденсаторные цепи серии

— электрические…

В последнем разделе мы узнали, что происходит в простых цепях переменного тока, состоящих только из резисторов и только из конденсаторов. Теперь мы объединим два компонента вместе в виде серии и исследуем эффекты. (Рисунок ниже). Цепь конденсатора серии

: напряжение отстает от тока на 0–90 градусов.

Резистор обеспечивает сопротивление переменному току 5 Ом независимо от частоты, а конденсатор обеспечивает сопротивление переменному току 26,5258 Ом при частоте 60 Гц. Поскольку сопротивление резистора является действительным числом (5 Ом ∠ 0 o , или 5 + j0 Ом), а реактивное сопротивление конденсатора является мнимым числом (26,5258 Ом ∠ -90 o , или 0 — j26,5258 Ом), то суммарный эффект двух составляющих будет противоположным ток равен комплексной сумме двух чисел. Термин для этой сложной оппозиции к току — импеданс , его символ — Z, и он также выражается в омах, точно так же, как сопротивление и реактивное сопротивление. В приведенном выше примере полное сопротивление цепи составляет:

Полное сопротивление связано с напряжением и током, как и следовало ожидать, аналогично сопротивлению в законе Ома:

Закон Ома для цепей переменного тока:

Все величины выражены в комплексной, а не скалярной форме

На самом деле, это гораздо более полная форма закона Ома, чем то, чему учили в электронике постоянного тока (E=IR ), так же как импеданс является гораздо более полным выражением сопротивления потоку электронов, чем простое сопротивление. Любое сопротивление и любое реактивное сопротивление, по отдельности или в комбинации (последовательно/параллельно), могут и должны быть представлены как один импеданс.

Чтобы рассчитать ток в приведенной выше цепи, нам сначала нужно задать эталонный фазовый угол для источника напряжения, который обычно принимается равным нулю. (Фазовые углы резистивного и емкостного импеданса всегда равны 0 o и -90 o соответственно, независимо от заданных фазовых углов для напряжения или тока).

Как и в чисто емкостной цепи, волна тока опережает волну напряжения (источника), хотя на этот раз разница составляет 79.325 o вместо полного 90 o . (Рисунок ниже).

Напряжение отстает от тока (ток опережает напряжение) в последовательной R-C цепи.

Как мы узнали из главы, посвященной индуктивности переменного тока, «табличный» метод организации величин цепи является очень полезным инструментом для анализа переменного тока, так же как и для анализа постоянного тока. Поместим известные цифры для этой последовательной цепи в таблицу и продолжим анализ с помощью этого инструмента:

Ток в последовательной цепи распределяется поровну между всеми компонентами, поэтому цифры, помещенные в столбец «Общий» для тока, можно распределить на все остальные столбцы также:

Продолжая наш анализ, мы можем применить закон Ома (E=IR) по вертикали, чтобы определить напряжение на резисторе и конденсаторе: что E и I находятся в фазе (только для резистора). Напряжение на конденсаторе имеет фазовый угол -10,675 o , что ровно на 90 o меньше , чем фазовый угол тока цепи. Это говорит нам о том, что напряжение и ток конденсатора по-прежнему равны 90 o не совпадают по фазе друг с другом.

Давайте проверим наши расчеты с помощью SPICE: (Рисунок ниже).

Цепь специй: R-C.
 
 цепь переменного тока RC
v1 1 0 ac 10 грех
р1 1 2 5
с1 2 0 100у
.ac лин 1 60 60
.print ac v(1,2) v(2,0) i(v1)
.print ac vp(1,2) vp(2,0) ip(v1)
. конец 
 частота v(1,2) v(2) i(v1)
6.000E+01 1.852E+00 9.827E+00 3.705E-01
частота vp(1,2) vp(2) ip(v1)
6.000E+01 7.933E+01 -1.067E+01 -1.007E+02 

Интерпретированные результаты SPICE

И снова SPICE ошибочно выводит текущий фазовый угол со значением, равным реальному фазовому углу плюс 180 o (или минус 180 o ). Однако исправить эту цифру и проверить правильность нашей работы несложно. В этом случае -100,7 o , выдаваемое SPICE для текущего фазового угла, соответствует положительному 79,3 o , что действительно соответствует нашему ранее рассчитанному значению 79..325 или .

Опять же, следует подчеркнуть, что расчетные значения, соответствующие реальным измерениям напряжения и тока, имеют полярную , а не прямоугольную форму! Например, если бы мы на самом деле построили эту последовательную цепь резистор-конденсатор и измерили напряжение на резисторе, наш вольтметр показал бы 1,8523 вольт, а не 343,11 мВ (реальный прямоугольный) или 1,8203 вольт (воображаемый прямоугольный). Реальные приборы, подключенные к реальным цепям, дают показания, соответствующие векторной длине (величине) вычисляемых фигур. Хотя прямоугольная форма записи комплексных чисел полезна для выполнения сложения и вычитания, это более абстрактная форма записи, чем полярная, которая сама по себе имеет прямое соответствие истинным измерениям.

Полное сопротивление (Z) последовательной RC-цепи можно рассчитать, зная сопротивление (R) и емкостное сопротивление (X C ). Поскольку E=IR, E=IX C и E=IZ, сопротивление, реактивное сопротивление и импеданс пропорциональны напряжению соответственно. Таким образом, векторную диаграмму напряжения можно заменить аналогичной диаграммой импеданса. (Рисунок ниже). Серия

: RC-цепь, векторная диаграмма импеданса.

Пример:

Дано: Резистор 40 Ом последовательно с конденсатором 88,42 мкФ. Найдите импеданс на частоте 60 Гц.

 
 XC = 1/(2πfC)
XC = 1/(2π·60·88,42×10-6)
XC = 30 Ом
Z = R - jXC
Z = 40 - j30
|З| = sqrt(402 + (-30)2) = 50 Ом
∠Z = арктангенс (-30/40) = -36,87o
Z = 40 - j30 = 50∠-36,87o 
  • Импеданс является полной мерой сопротивления электрическому току и представляет собой комплексную (векторную) сумму («реального») сопротивления и («мнимое») реактивное сопротивление.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *