Site Loader

Содержание

Серп и молот (завод, Харьков) — Википедия

Ха́рьковский моторострои́тельный заво́д «Серп и мо́лот» (до 1922 года завод «Гельферих-Саде») — ныне снесённое крупное предприятие сельскохозяйственного машиностроения в Харькове, являлось одним из важнейших предприятий харьковской промышленности[2].

1881 — 1917[править | править код]

Завод был основан в 1881 году и в 1882 году начал выпуск продукции[3].

В 1895 году завод был преобразован в акционерное общество[4], производившее плуги, бороны и иной сельскохозяйственный инвентарь[3], и получил новое наименование: завод земледельческих машин Товарищества «М. Гельферих-Саде» в Харькове[5]. Основателем и владельцем завода был Макс Гельферих[de] — немецкий предприниматель.

1 — 3 мая 1900 года рабочие завода принимали участие в харьковской маевке[4].

Рабочие завода принимали участие в революции 1905 года. На заводе были сформированы рабочие дружины[4], 12 (25) декабря 1905 года началось вооружённое выступление, в подавлении которого участвовали войска и артиллерия. В результате артиллерийского обстрела обрушилась одна из стен завода

[6].

В 1911 году на заводе работали 1480 человек[7].

К 1917 году на заводе работали 3 тыс. рабочих (в том числе, 40 большевиков)[5]. 7 сентября 1917 в ответ на распоряжение дирекции завода о закрытии завода фабрично-заводской комитет рабочих и служащих принял решение продолжить производство и возложил управление заводом на специальную комиссию[8].

В 1917 году рабочие завода принимали участие в формировании отрядов Красной гвардии (в общей сложности, за период гражданской войны в Красную гвардию и Красную армию вступили несколько сотен рабочих завода)

[4].

1918 — 1991[править | править код]

4 (17) января 1918 года ввиду того, что правление товарищества М. Гельферих-Саде объявило о закрытии завода и, оставив главную квартиру в Харькове, переехало в Ростов-на-Дону к генералу Каледину, СНК РСФСР принял постановление о национализации завода[3] с целью обеспечить продолжение работы завода[9], после чего заводоуправление возглавил рабочий завода В. Вижуков (электрик по специальности)[5]. Завод стал первым национализированным промышленным предприятием Харькова[6].

Сформированный из рабочих завода отряд Красной гвардии участвовал в боях против наступавших немецких войск и войск Центральной рады, которые заняли Харьков 8 апреля 1918 года

[5].

В дальнейшем, свыше тысячи рабочих завода, оставшихся в городе, были уволены (некоторые из них участвовали в подпольной деятельности, а также в вооружённом восстании, начавшемся с приближением к городу Красной Армии)[5].

3 января 1919 года в Харькове была восстановлена Советская власть, завод возобновил деятельность и участвовал в выполнении военных заказов. В связи с дефицитом электроэнергии и сырья в 1919 году работали только три цеха завода[5].

После начала наступления ВСЮР, в мае 1919 года 80% всех рабочих завода (1 тыс. человек) были мобилизованы в РККА

[5].

С 24 июня по 12 декабря 1919 года Харьков находился под контролем армии Деникина.

После 12 декабря 1919 года завод возобновил выполнение военных заказов для РККА (здесь был отремонтирован бронепоезд, освоен ремонт артиллерийских орудий и пулемётов)[5].

В 1920 году общая численность рабочих завода составляла 800 человек (из них 16 коммунистов и 25 комсомольцев)[5].

После окончания гражданской войны завод был реконструирован[5].

В 1922 году завод получил новое название: 1-й государственный завод сельскохозяйственного машиностроения «Серп и молот»[4]. Также, в 1922 году был построен стадион «Серп и молот»

[6].

В 1923 году в состав завода «Серп и молот» была включена промышленная инфраструктура бывшего завода сельскохозяйственных машин Мельгозе.

К концу 1925 года довоенные производственные мощности завода были восстановлены. В 1926 году на заводе были созданы первые ударные бригады[10].

В 1927/1928 году 88,3% выпускаемой заводом продукции составлял ручной и конный сельхозинвентарь[7].

К 1928 году по объёмам выпуска продукции завод на 83% превысил уровень довоенного 1913 года[10].

В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш»[11].

В первые пятилетки завод освоил производство тракторных молотилок

[3], к 1935 году завод (численность работников которого увеличилась до 8869 человек) полностью перешёл на их производство[7]. Также, в 1929-1940 гг. заводом было освоено производство свеклокопателей и зерноочистительных машин[4].

После начала Великой Отечественной войны завод был привлечён к выпуску продукции военного назначения, с приближением линии фронта была проведена эвакуация заводского оборудования в Саратов (где в результате объединения саратовского завода «Сотрудник революции», харьковского завода «Серп и молот» и части коллектива саратовского завода «Трактородеталь» был создан саратовский завод «Серп и молот»)[12]. В ходе боевых действий и в период оккупации производственные помещения завода были разрушены, но после освобождения Харькова завод был восстановлен и в 1944 года начал выпуск сельскохозяйственной техники

[3].

В 1949 году на заводе «Серп и Молот» было создано специальное конструкторское бюро (СКБ) по двигателям для сельхозмашин[13].

В 1950 году завод начал массовое производство бензиновых двигателей для прицепных комбайнов[4].

В 1953 году на заводе были начаты работы по созданию первого в СССР лёгкого дизельного двигателя для сельхозмашин мощностью 48 кВт (серийное производство двигателя СМД-7 началось в 1958 году, после завершения испытаний)[13].

В 1958 году завод начал выпуск дизельных двигателей серии СМД для тракторов, комбайнов и иной техники

[4].

В 1962 году завод освоил выпуск дизельного двигателя СМД-14 мощностью 60 кВт.

25 июля 1966 года завод был награждён орденом Ленина[14].

1 июня 1967 года завод изготовил миллионный дизельный двигатель[15]. В 1967 году производственные мощности завода включали в себя 39 автоматических и 125 поточных линий[16].

На 1971 год в составе завода было 14 основных и 12 вспомогательных цехов.

К началу 1974 года «Серп и молот» выпускал ежегодно около 190 тысяч двигателей более чем 100 модификаций различного назначения — для установки на лесопромышленные трактора, зерно- и кормоуборочные комбайны и другую технику

[17].

В 1975 году завод стал головным предприятием производственного объединения «Серп и молот»[1][4].

В конце 70г.г. разработана концепция нового семейства 6-ми цилиндровых дизелей СМД-31, СДц/Сп = 120х140 мм, которые впоследствии выпускались в серийном производстве завода «СиМ» основные:

  • двигатели СМД-31А мощностью 225 л.с. — для зерноуборочного комбайна «Дон-1500»;
  • двигатели СМД-31, СМД-31.01 — для тракторного зерноуборочного комбайна «СК-10» и универсального энергетического средства (УЭС) «Полесье-250» мощностью 250 л.с.;
  • двигатель СМД-31Б.04 — для кормоуборочного комбайна «ДОН-680» мощностью 280л.с.

Как надежные комбайновые двигатели семейства СМД31 они получили применение на комбайнах «Славутич», «Лан», «Олимп», «Обрий».

В плане опытно-конструкторских работ были разработаны варианты двигателей на базе СМД-31 для тракторов ХТЗ, дизельных электрических агрегатов и др. машин. Изготовлены опытные образцы, проведены эксплуатационные испытания, однако необходимость во внедрении отпала.

Возможность использования в качестве силового агрегата на грузовых автомобилях КамАЗ, КрАЗ и автобусах ЛАЗ подтвердили эксплуатационные испытания нескольких моделей мощностью 220-300 л.с. Последним акородом работ по созданию автомобильного двигателя на базе СМД-31 была разработана конструкция дизеля с горизонтальным расположением цилиндров мощности 300 л.с. Однако внедрение этих разработок в производство в экономических условиях последних лет 90-х годов оказались нереальным, так как собственного производства сцеплений и коробок передач не было, а закупка по импорту приводила к неконкурентности по цене силовых агрегатов.

Имели место и разработки 8-ми цилиндровых V-образных дизелей. Так, в 1979 г. был создан двигатель СМД-80 мощностью  220-250 л.с. на базе СМД-60 для гусеничных тракторов класса 3 и 5 т. Волгоградского и Алтайского тракторов. Изготовлены образцы, проводились испытания. В 1988 г. был разработан 8-ми цилиндровый дизель СМД с Дц * Sn= 120*140 мм мощностью 350-400 л.с. Этот двигатель в сравнении с СМД-80 имел некоторые конструктивные особенности: индивидуальные головки цилиндров на каждый цилиндр, турбокомпрессор на каждый ряд (2), двухконтурная система смазки и др. Изготовлены образцы, проведены стендовые испытания. Дальнейшие работы прекращены из-за прекращения производств на харьковских моторных заводах.

ГСКБД занималось созданием малолитражных двигателей. Первым направлением было создание типоразмерного ряда пусковых двигателей и редукторов для дизелей СМД и заводов отрасли. Агрегаты разработаны, доведены их конструкции и поставлены на производство на специализированных заводах:

  • Харьковский завод пусковых двигателей;
  • Гомельский завод пусковых двигателей;
  • Алтайский завод агрегатов;
  • Липецкий завод пусковых двигателей;
  • Михайловский завод пусковых двигателей.

Двигатели созданы в одно-двухцилиндровом исполнениях. Мощность, развиваемая этими двигателями составляла 10-22 л.с.

Второе направление предусматривало создание семейства 2-х, 4-х и 6-ти цилиндровых малоразмерных дизелей с V-образным расположением цилиндров размерностью Д*5=82*88 мм для средств малой механизации. Двухцилиндровый дизель СМД-900 развивал мощность 13 л.с. и предназначался для трактора «Прикарпатец», «Карпатмашина», а также для самоходных шасси. Четырехцилиндровый дизель развивал мощность 30 л.с. и предназначался для транспортных средств. В дальнейшем его мощность была повышена до 50 л.с. за счет применения газотурбинного наддува. Началось освоение выпуска этих двигателей на ХЗТД.

Важным направлением в совместной деятельности ГСКБД с заводами «СиМ» и «ХЗТД» было освоение производства дизельных электроагрегатов.

Марка дизеляМощность агрегата кВтЗавод — производитель
СМД – 900Э

СМД – 11Д

СМД – 15Э

СМД – 19Э

СМД – 17Э

СМД – 31Э

Д – 60Э

8

30

30

60

50

100

60

ХЗТД

СиМ

СиМ

СиМ

СиМ

СиМ

ХЗТД

Еще одно интересное направление – создание и производство дизельных агрегатов, представляющих собой компоновку на единой раме дизелей с блоком радиаторов, муфтой сцепления, приборной доской и др. элементами, обслуживающими работу дизелей.

«Плодовитость» харьковского машиностроения объясняется тесным сотрудничеством конструкторов ГСКБД и предприятий «СиМ» и ХЗТД. Огромные объемы производства двигателей на этих заводах возможны были лишь благодаря тесным кооперационным связям с более чем 40-ка заводами-смежниками, работающими по конструкторской документации ГСКБД.

[18]

К 1986 году три работника завода получили звание Героя Социалистического Труда[6].

После 1991[править | править код]

Здания завода в 2008 году

С наступлением независимости Украины и началом экономического кризиса, в 1990-е, годы завод попал в тяжелейшую ситуацию и был преобразован в открытое акционерное общество. В значительной степени проблемы завода были связаны с низким качеством выпускаемой продукции, оказавшейся неконкурентноспособной в условиях рыночной экономики. Уставный фонд ОАО составил 2,43 млн гривен, из которых 63,59 % акций предприятия принадлежало государству, 26 % — лизинговой компании «Украгромашинвест». В 2002 году завод произвёл только 275 двигателей, при производственной мощности 200 тысяч двигателей в год[19].

Весной 2003 года была начата процедура банкротства завода[20]. Осенью 2003 года один из цехов завода был продан за 8 млн. гривен для погашения задолженности по заработной плате перед работниками завода[21].

Весной 2004 года финансово-экономическое положение было неудовлетворительным[22][23][24].

В марте 2005 года численность работников завода составляла 450 человек (в советское время на заводе работали 17 тысяч человек)[25].

В июне 2005 года завод прекратил финансирование детской базы отдыха, ранее находившейся на балансе предприятия[26].

3 октября 2005 года хозяйственный суд Харьковской области признал банкротом завод «Серп и Молот»[27].

В 2006 году компания ООО «Макрокап Девелопмент Украина» объявила о работе над проектом «Сити-парк «Серп и Молот»», в соответствии с которым предполагалось снести либо реконструировать часть помещений завода, чтобы разместить на бывшей территории завода офисные, жилые, производственные, складские, торговые и развлекательные объекты. Территория завода занимала площадь 50 га и расположена неподалеку от центра города на Московском проспекте[28].

31 марта 2008 года градостроительный совет Харькова утвердил проект реконструкции промзоны бывшего завода «Серп и Молот», где предполагалось построить новый жилищно-офисный микрорайон[29] «Изумрудная долина»[30]. Однако в 2009 году решение о передаче в аренду земли под строительство микрорайона «Изумрудная долина» было отменено[31].

27 февраля 2013 года Кабинет министров Украины принял Государственную программу активизации развития экономики на 2013-2014 годы, в соответствии с которой предусматривалось создать в Харькове новый технологический комплекс производства современных готовых лекарственных средств на 800-1000 новых рабочих мест. В марте 2013 года власти Харьковской области предложили использовать для размещения комплекса территории бывшего ПО «Химпром» или бывшего завода «Серп и молот»[32].

По состоянию на начало февраля 2014 года, планы по строительству микрорайона на территории завода «Серп и молот» осуществлены не были в связи с недостатком финансирования проекта[33].

4 октября 2015 года здания завода были взорваны[34]

С 1996 по нынешнее время, сборкой и капитальным ремонтом двигателей СМД, занимается Харьковское предприятия «НПФ ОЗОН-ЛТД»[источник не указан 736 дней]

Завод «Серп и молот» выпускал самые массовые дизельные двигатели семейства СМД для сельскохозяйственной техники — зерноуборочных, кормоуборочных и кукурузоуборочных комбайнов, для тракторов различного тягового класса производства Харьковского, Волгоградского, Онежского тракторных заводов, а также для различной дорожно-строительной техники[35].

В последние годы завод производил следующие модели двигателей:

безнаддувные 4-х цилиндровые двигатели:

  • СМД-15Н.08 и СМД-15Н.09 мощностью 68 л.с. для трактора «ЮМЗ» г. Днепропетровск;
  • СМД-14Н.02, СМД-14Н.10; СМД-14Н.16 для различной дорожной и строительной техники: асфальтоукладчики, дорожные катки и погрузчики;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом:

  • СМД-18Н, СМД-18Н.01 мощностью 100 л.с. для тракторов ДТ-75 «ВгТЗ» г. Волгоград и лесохозяйственных тракторов ТДТ-55 и ЛХТ-55 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-17Н для экскаваторов «АТЭК» г. Киев;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-19Т.02 мощностью 120/145 л.с. для трактора ХТЗ-120;
  • СМД-19Т.05 мощностью 145 л.с. для фронтального погрузчика Т-156 «ХТЗ» г. Харьков;
  • СМД-20Т.04 мощностью 125 л.с для тракторов ТБ-1М и ТЛТ-100 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-21, СМД-22 и СМД-22А мощностью 145 л.с для зерноуборочных комбайнов СК-5М «Нива», СКД-6М «Енисей-1200».

6-ти цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-31А мощностью 235 л.с. для зерноуборочного комбайна «Дон-1500» АО «Ростсельмаш» г. Ростов;
  • СМД-31.16 мощностью 265 л.с. для зерноуборочного комбайна КЗС-9 «Славутич» АО «Херсонские комбайны» г. Херсон;
  • СМД-31.20 мощностью 230 л.с. для зерноуборочного комбайна «Обрий» ГП «Завод имени Малышева» г. Харьков.
  • орден Ленина (1966)[1][4]
  • орден Октябрьской Революции (1971)[1][4]
  • орден Трудового Красного Знамени (1982)[1]
  1. 1 2 3 4 5 Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот» // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.1449
  2. ↑ Становление промышленности в Харькове
  3. 1 2 3 4 5 Харьковский моторостроительный завод «Серп и Молот» // Украинская Советская Энциклопедия. том 12. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1985. стр.39
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот» // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 28. М., «Советская энциклопедия», 1978. стр.210
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Гельферих-Саде» // Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / редколл., гл. ред. С. С. Хромов. — 2-е изд. — М., «Советская энциклопедия», 1987. стр.141-142
  6. 1 2 3 4 И. А. Орленко. Туристу о Харькове. Путеводитель. Харьков, «Прапор», 1986. стр.131-132
  7. 1 2 3 Харьков // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. О. Ю. Шмидт. 1-е изд. Т.59. М., ОГИЗ, «Советская Энциклопедия», 1935. ст.450-458
  8. ↑ История гражданской войны в СССР. том 1. М., ОГИЗ, Государственное издательство «История гражданской войны», 1955. стр.239
  9. ↑ Моторостроительный завод «Серп и молот» // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь — Харьков. Харьков, «Прапор», 1979. стр.49-52
  10. 1 2 Харьков: краткая справочная книга. Харьков, «Прапор», 1976. стр.33-34
  11. ↑ Гипротракторосельхозмаш // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь — Харьков. Харьков, «Прапор», 1979. стр.39
  12. ↑ Д. П. Ванчинов, Н. И. Шабанов. Саратов — прифронтовой город (1941 — 1945). Саратов. Приволжское книжное изд-во. 1985
  13. 1 2 100 лет дизелестроению в Украине — основные вехи // журнал «Двигатели внутреннего сгорания», № 1, 2011. стр.3
  14. ↑ Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1967 (вып. 11). М., «Советская энциклопедия», 1967. стр.53
  15. ↑ Харьков: краткая справочная книга. Харьков, «Прапор», 1976. стр.52
  16. ↑ Моторостроительный завод «Серп и молот» // Н. Т. Дьяченко, М. В. Уманский, В. В. Олейник. Харьков: путеводитель. 2-е изд., испр. и доп. Харьков, «Прапор», 1967. стр.60
  17. ↑ д-р техн. наук Н.А. Иващенко, д-р техн. наук А.П. Марченко, д-р техн. наук В.Г. Дьяченко. Дизелестроение в Украине // журнал «Двигатели внутреннего сгорания», № 1, 2011. стр.8-11
  18. Быков Виктор Иванович, главный конструктор ГСКБД с 1992 по 2002 год. История тракторостроения (неопр.). www.motor-agro.com.ua. Дата обращения 1 января 2019.
  19. ↑ Рабочие харьковского завода «Серп и Молот» временно прервали забастовку
  20. ↑ В Харькове бастующие рабочие перекрыли проспект (дополнено в 14:15) // «Подробности.UA» от 12 мая 2003
  21. ↑ Последние новости // газета «Сегодня», № 268 (1613) от 25 ноября 2003
  22. ↑ Рабочие харьковского завода «Серп и молот» собираются встретить Кучму пикетом // «Подробности.UA» от 1 марта 2004
  23. ↑ Харьков. Обещанных миллионов рабочие завода «Серп и Молот» не получили // «Подробности.UA» от 31 марта 2004
  24. ↑ Харьков. Рабочие завода «Серп и Молот» перекрыли Московский проспект // «Подробности.UA» от 29 апреля 2004
  25. ↑ Два завода — две ситуации // «Вечерний Харьков» от 25 марта 2005
  26. ↑ Марина Осийчук. Поделили по-честному // «Вечерний Харьков» от 15 июня 2005
  27. ↑ Суд признал банкротом «Серп и Молот» // «UAProm.INFO» от 17 октября 2005
  28. ↑ «Макрокап девелопмент Украина» намерен построить многопрофильный комплекс в Харькове // «UAProm.INFO» от 25 июля 2006
  29. ↑ В Харькове появится новый микрорайон // «Сегодня.UA» от 11 ноября 2008
  30. ↑ «На заброшенной нынче территории завода «Серп и молот» проектируют сверхсовременный новый микрорайон с дивным названием «Изумрудная долина». Градостроительный совет утвердил детальный план застройки территории, ограниченной улицей Академика Павлова, Салтовским шоссе, улицей Крупской, Электромеханическим переулком и Московским проспектом«
    Марина Ефанова. В Харькове пустят подземный трамвай. // «Вечерний Харьков» от 31 марта 2008
  31. ↑ Президент взял под контроль расследование действий харьковских рейдеров // «Подробности.UA» от 19 ноября 2009
  32. ↑ Ирина Стрельник. Правительство делает ставку на харьковские трактора и медпрепараты // «Вечерний Харьков» от 6 апреля 2013
  33. ↑ Максим Иванов. На Северной Салтовке обещают построить новые высотки и школы // «Сегодня.UA» от 11 февраля 2014
  34. ↑ Наталья Кобзар. В Харькове взорвали помещения завода «Серп и молот» (фото) // «Status Quo» (Харьков) от 4 октября 2015
  35. ↑ Закрытое акционерное общество «Серп и Молот» (недоступная ссылка)
  • В. I. Астахов, Ю. Ю. Кондуфор. Пролетаріат Харкова в трьох революціях. Харків, книжкове вид-во, 1959.
  • Трудящиеся Харьковской области в Великой Отечественной войне. Харьков, Харьковское книжное издательство, 1960.
  • Харків iндустріальний. Харків, «Прапор», 1972 — 128 стр.
  • Годы трудовых свершений. Очерки истории харьковского моторостроительного завода «Серп и молот». Харьков, «Прапор», 1975.

Двигатель смд 60: технические характеристики

Двигатели СМД — это дизельные моторы. Их производство было налажено еще в далеком 1958 году на Харьковском заводе. Двигатели серийного производства этой марки предназначались для эксплуатации в сельскохозяйственной технике — тракторах, комбайнах и т.д. Однако в 2003 году производство было прекращено, так как закрылся завод-изготовитель.

Общие сведения

В линейку двигателей СМД входят такие моторы, как:

  • четырехцилиндровый с рядным расположением цилиндров;
  • шестицилиндровые рядные;
  • агрегаты с шестью цилиндрами V-образные.

Также важно отметить, что любой из этих моторов отличается высокой надежностью. Данный параметр обеспечивается за счет правильно принятых конструкторских решений, которые даже по нынешним меркам вполне могут обеспечить длительный срок эксплуатации данного мотора. На сегодняшний день производство данного типа агрегатов было налажено на Белгородском моторном заводе.

Технические параметры

Технические характеристики двигателей СМД следующие:

  • Рабочий объем цилиндров равен 9,15 литрам.
  • Мощность данного агрегата равна 160 л.с.
  • Количество вращений коленчатого вала доходит до 2000 оборотов в минуту, номинальное минимальное значение равно 800 оборотов в минуту, а максимальное номинальное равно 2180 оборотов в минуту.
  • Количество цилиндров в двигателях СМД равно 6.
  • Места расположения цилиндров в моторе V-образные, при этом угол развала равен 90 градусов.
  • Диаметр каждого цилиндра — 130 мм.
  • Ход поршня равен 115 мм.
  • Система охлаждения у данного мотора водяная, замкнутого типа, а также снабжена принудительной вентиляцией.
  • В характеристиках двигателя СМД также предусмотрена комбинированная система смазки, система пуска представлена в виде пускового двигателя П-350, обладающего дистанционным запуском.

Установка таких двигателей производится на такие типы тракторов, как Т-150, Т-153, Т-157.

Описание двигателя

Линейка шестицилиндровых V-образных двигателей СМД представлена такими моторами, как СМД 60…65 и их более мощными версиями — это СМД 72 и 73.

По своим конструктивным особенностям СМД 60 — это четырехтактное силовое устройство с непосредственным впрыском дизельного топлива. Из основных деталей этого двигателя выделяется блок-картер. В данном типе мотора он предназначен для того, чтобы объединить в один цельный блок цилиндры и добавить к ним верхнюю часть картера коленчатого вала. Необходимая жесткость в таком моторе достигается за счет наличия перегородок между цилиндрами и торцевыми стенками блока-картера.

Охлаждение данного двигателя осуществляется при помощи воды. В зимнее время в этой системе допускается замена воды на антифриз. В системе имеется центробежный водяной насос, который и обеспечивает необходимую циркуляцию жидкости по всей замкнутой системе охлаждения.

Обслуживание

Техническое обслуживание этих двигателей сводится к тому, что требуется постоянный контроль его работы, а также своевременное проведение регламентных работ, которые прописываются в инструкции по эксплуатации каждого двигателя. Производитель может гарантировать, что: мотор будет работать долго и безотказно; сохранять все свои мощностные показатели на протяжении всего срока службы; отличаться высокой экономичностью; только в том случае, если будет обеспечено необходимое техническое обслуживание, прописанное в инструкции.

К ремонту двигателей СМД прибегают чаще всего из-за того, что возникают неисправности, а они, в свою очередь, появляются только из-за несоблюдения правил эксплуатации. Если произошел выброс картерного масла через выхлопную трубу, то в качестве ремонтных работ, необходимо длительное время эксплуатировать мотор на малых или холостых оборотах. Если выброс масла произошел через картер маховика, то для этого есть две причины: самоподвижный сальник был деформирован, уплотнительное кольцо редуктора было срезано. В качестве ремонта необходимо заменить вышедшие из строя части.

СМД-23, СМД-24, СМД-31А

Устройство двигателей СМД этой линейки следующее:

  • дизельные двигатели четырехтактные;
  • непосредственный впрыск топлива производится в камеру в поршне;
  • обладает жидкостной системой охлаждения;
  • снабжены турбонаддувом и промежуточной системой охлаждения воздуха, нагнетаемого в цилиндры.

Технические параметры данных двигателей также полностью соответствуют нынешним требованиям. Литровая мощность СМД 23 равна 19,9 кВт/л, а для двигателя СМД-31А 18,2 кВт/л. Удельная металлоемкость данных двигателей, как и удельный расход топлива, также находятся на высоком уровне. Расход масла на угар составляет от 0,4% до 0,5% по отношению к расходу топлива. Достижение таких высоких показателей стало возможным из-за того, что в системе используется турбонаддув воздуха в цилиндры, а также происходит охлаждение надувочного воздуха. Кроме того, в этих моторах также реализовано масляное охлаждение поршней, демпфирование крутильных колебаний и улучшен температурный режим работы дизеля, посредством введения водомасляного теплообменника.

СМД-62

Установка таких двигателей осуществляется на тракторы Т-150. Сам агрегат состоит из таких частей, как: блок-картер, кривошипно-шатунный механизм, две головки цилиндров, система охлаждения и система смазки, механизм распределения газа (ГРМ).

Размещение цилиндров в таком моторе осуществлено под углом в 90 градусов или 1,53 радиан. Также эти цилиндры выполняются в виде единого блока с верхней частью картера. Для осуществления процесса очистки топлива в этом двигателей имеется два вида фильтров. Один предназначается для тонкой очистки топлива, другой для грубой очистки. Для того чтобы очищать воздух, поступающий в цилиндры, в двигателе предусмотрена система воздухоочистки, которая представлена в виде бумажных фильтрующих элементов. Для того чтобы запустить данный двигатель, используется одноцилиндровый бензиновый пусковой двигатель. Передача вращения от этого двигателя к маховику СМД-62 осуществляется посредством редуктора с одной ступенью.

Стоимость и отзывы о двигателе СМД

Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Ее нельзя сравнить с импортными аналогами. Низкой стоимостью отличаются и все комплектующие для этих агрегатов, которые могут понадобиться при ремонте. Также стоит отметить, что, несмотря на длительный перерыв в производстве этих моделей, запасных частей на них очень много и найти их нетрудно, так как раньше этих двигателей выпускалось слишком уж много.

Однако стоит заметить, что низкая стоимость у них не просто так. Отзывы о СМД-21, к примеру, не самые приятные. Несмотря на то что капитальный ремонт проводился раз в год, максимальная скорость была лишь 80 км/ч при езде с горки и выжатом сцеплении, а если не выжимать — то 60 км/ч. Также владельцы говорили о том, что от вибрации в двигателе постоянно все раскручивалось. Единственный плюс, который выделялся по отзывам пользователей, это расход топлива, который составлял всего лишь 20 литров на 100 км.

Двигатель смд 62: технические характеристики

Содержание:

Тракторы Т-150 и Т-150К разрабатывались инженерами Харьковского тракторного завода. Эта модель сменила другую оригинальную разработку ХТЗ — Т-125, выпуск которой прекратили в 1967 году.

Т-150 был в разработке несколько лет и поступил в серийное производство в 1971 году. Изначально это была модель Т-150К — трактор на колесной базе. С 1974 года начался выпуск гусеничного трактора с маркировкой Т-150.

Принцип, заложенный инженерами ХТЗ при разработке Т-150 и Т-150 К, заключался в максимальной унификации этих моделей. Колесный и гусеничный тракторы имеют настолько схожую конструкцию, насколько это возможно с учетом разных движителей. В этой связи большинство запчастей и узлов маркируются для Т-150, но подразумевается, что они подходят и колесному трактору Т-150К.

Двигатели, устанавливаемые на трактор Т-150

Моторы на тракторах Т-150 и Т-150К имеют переднее расположение. К агрегату через муфту подключается сцепление и коробка передач. На колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливались двигатели:

Двигатель Т-150 СМД-60

На первых тракторах Т-150 был дизельный двигатель СМД-60. Мотор имел принципиально отличную конструкцию для того времени и сильно отличался от других агрегатов для спецтехники.

Двигатель Т-150 СМД-60 является четырехтактным, короткоходовым. У него шесть цилиндров, расположенных в 2 ряда. Мотор турбированный, имеет системы жидкостного охлаждения и непосредственного впрыска топлива.

Особенностью двигателя трактора Т-150 СМД-60 является то, что цилиндры располагаются не друг напротив друга, а со смещением на 3,6 см. Это было сделано для того, чтобы установить на одну шатунную шейку коленвала шатуны противоположных цилиндров.

Конфигурация двигателя Т-150 СМД-60 кардинально отличалась от строения других тракторных моторов того времени. Цилиндры движка имели V-образную компоновку, что сделало его намного компактнее и легче. В развале цилиндров инженеры расположили турбонагнетатель и выпускные коллекторы. Подающий дизель насос марки НД-22/6Б4 размещен сзади.

Двигатель СМД-60 на Т-150 оснащен полнопоточной центрифугой для очистки моторного масла. Топливных фильтров у мотора два:

  1. предварительный,
  2. для тонкой очистки.

Вместо воздушного фильтра на СМД-60 используется установка циклонного типа. Система очистки воздуха автоматически очищает пылесборник.

Особенности двигателя Т-150 СМД-60

На тракторах Т-150 и Т-150К с двигателем СМД-60 использовался дополнительный бензомотор П-350. Этот пусковой двигатель карбюраторного типа, одноцилиндровый, с системой водяного охлаждения генерировал 13,5 л.с. Контур водяного охлаждения у пусковой установки и СМД-60 единый. П-350 в свою очередь запускался стартером СТ-352Д.

Для облегчения запуска в зимнее время (ниже 5 градусов) двигатель СМД-60 оборудовали предпусковым прогревателем ПЖБ-10.

Технические характеристики двигателя СМД-60 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

есть

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

9,15 л

Мощность

150 л.с.

Обороты

2000, мин-1

Степень сжатия

15

Масса двигателя

950 кг

Средний расход

248 г/кВ*ч

Двигатель Т-150 СМД-62

Одной из первых модификаций трактора Т-150 стал двигатель СМД-62. Он был разработан на основе движка СМД-60 и во многом имел схожую с ним конструкцию. Главным отличием стала установка компрессора на пневмосистему. Также у двигателя СМД-62 на Т-150 увеличилась мощность до 165 л.с. и число оборотов.

Технические характеристики двигателя СМД-62 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

есть

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

9,15 л

Мощность

165 л.с.

Обороты

2100, мин-1

Степень сжатия

15

Масса двигателя

1100 кг

Средний расход

248 г/кВ*ч

Двигатель Т-150 ЯМЗ 236

Более современной модификацией является трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ 236. С мотором ЯМЗ-236М2-59 спецтехника производится по сей день.

Необходимость замены силового агрегата назревала годами — мощности первоначального двигателя СМД-60 и его преемника СМД-62 в некоторых ситуациях просто не хватало. Выбор пал на более производительный и экономичный дизельный мотор производства Ярославского моторного завода.

Впервые эту установку в широкое производство запустили в 1961 году, но проект и прототипы существовали с 50-х годов и весьма неплохо себя зарекомендовали. Долгое время двигатель ЯМЗ 236 оставался одним из лучших дизелей в мире. Несмотря на то, что с момента разработки конструкции прошло почти 70 лет, она остается актуальной до сих пор и используется в том числе в новых современных тракторах.

Особенности двигателя ЯМЗ-236 на Т-150

Трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 серийно выпускался в разных модификациях. В свое время устанавливались и атмосферные моторы, и турбированные. В количественном отношении наиболее популярной стала версия Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 ДЗ — атмосферником с рабочим объемом 11,15 л, крутящим моментом 667 Нм и мощностью 175 л.с., который запускался электростартером.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236Д3 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

нет

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

11,15 л

Мощность

175 л.с.

Обороты

2100, мин-1

Масса двигателя

1035 кг

Средний расход

220 г/кВ*ч

Двигатель ЯМЗ-236 на современных Т-150

На новые колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливается двигатель ЯМЗ-236 М2-59. Этот мотор с унифицирован с ЯМЗ-236, который выпускался до 1985 года, и ЯМЗ-236М, выпуск которого прекратился в 1988 г.

Двигатель ЯМЗ-236М2-59 — это дизельный атмосферный движок, непосредственным впрыском топлива и водяным охлаждением. Мотор имеет шесть цилиндров, расположенных V-образно.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236М2-59 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

нет

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

11,15 л

Мощность

180 л.с.

Обороты

2100, мин-1

Масса двигателя

1185 кг

Средний расход

245 г/кВ*ч

Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей

Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.

Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.

Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.

Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.

Вам будет интересно:

Колесный погрузчик ZW80 Hitachi: обновления и 10 % экономии топлива
JCB установила рекорд скорости для тракторов
Пикап из Теслы 3 своими руками
Бульдозер гусеничный: как выбрать надежную технику
Какие бывают трактора: фото, классификация и виды

Самое интересное: ТОП статьи по спецтехнике

Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе «Новости спецтехники»!

Двигатели СМД: технические характеристики, устройство, отзывы

Двигатели СМД — это дизельные моторы. Их производство было налажено еще в далеком 1958 году на Харьковском заводе. Двигатели серийного производства этой марки предназначались для эксплуатации в сельскохозяйственной технике — тракторах, комбайнах и т.д. Однако в 2003 году производство было прекращено, так как закрылся завод-изготовитель.

Общие сведения

В линейку двигателей СМД входят такие моторы, как:

  • четырехцилиндровый с рядным расположением цилиндров;
  • шестицилиндровые рядные;
  • агрегаты с шестью цилиндрами V-образные.

Также важно отметить, что любой из этих моторов отличается высокой надежностью. Данный параметр обеспечивается за счет правильно принятых конструкторских решений, которые даже по нынешним меркам вполне могут обеспечить длительный срок эксплуатации данного мотора. На сегодняшний день производство данного типа агрегатов было налажено на Белгородском моторном заводе.

двигатели смд

Технические параметры

Технические характеристики двигателей СМД следующие:

  • Рабочий объем цилиндров равен 9,15 литрам.
  • Мощность данного агрегата равна 160 л.с.
  • Количество вращений коленчатого вала доходит до 2000 оборотов в минуту, номинальное минимальное значение равно 800 оборотов в минуту, а максимальное номинальное равно 2180 оборотов в минуту.
  • Количество цилиндров в двигателях СМД равно 6.
  • Места расположения цилиндров в моторе V-образные, при этом угол развала равен 90 градусов.
  • Диаметр каждого цилиндра — 130 мм.
  • Ход поршня равен 115 мм.
  • Система охлаждения у данного мотора водяная, замкнутого типа, а также снабжена принудительной вентиляцией.
  • В характеристиках двигателя СМД также предусмотрена комбинированная система смазки, система пуска представлена в виде пускового двигателя П-350, обладающего дистанционным запуском.
характеристики двигателей смд

Установка таких двигателей производится на такие типы тракторов, как Т-150, Т-153, Т-157.

Описание двигателя

Линейка шестицилиндровых V-образных двигателей СМД представлена такими моторами, как СМД 60…65 и их более мощными версиями — это СМД 72 и 73.

По своим конструктивным особенностям СМД 60 — это четырехтактное силовое устройство с непосредственным впрыском дизельного топлива. Из основных деталей этого двигателя выделяется блок-картер. В данном типе мотора он предназначен для того, чтобы объединить в один цельный блок цилиндры и добавить к ним верхнюю часть картера коленчатого вала. Необходимая жесткость в таком моторе достигается за счет наличия перегородок между цилиндрами и торцевыми стенками блока-картера.

Охлаждение данного двигателя осуществляется при помощи воды. В зимнее время в этой системе допускается замена воды на антифриз. В системе имеется центробежный водяной насос, который и обеспечивает необходимую циркуляцию жидкости по всей замкнутой системе охлаждения.

двигатели смд технические характеристики

Обслуживание

Техническое обслуживание этих двигателей сводится к тому, что требуется постоянный контроль его работы, а также своевременное проведение регламентных работ, которые прописываются в инструкции по эксплуатации каждого двигателя. Производитель может гарантировать, что: мотор будет работать долго и безотказно; сохранять все свои мощностные показатели на протяжении всего срока службы; отличаться высокой экономичностью; только в том случае, если будет обеспечено необходимое техническое обслуживание, прописанное в инструкции.

ремонт двигателей системы

К ремонту двигателей СМД прибегают чаще всего из-за того, что возникают неисправности, а они, в свою очередь, появляются только из-за несоблюдения правил эксплуатации. Если произошел выброс картерного масла через выхлопную трубу, то в качестве ремонтных работ, необходимо длительное время эксплуатировать мотор на малых или холостых оборотах. Если выброс масла произошел через картер маховика, то для этого есть две причины: самоподвижный сальник был деформирован, уплотнительное кольцо редуктора было срезано. В качестве ремонта необходимо заменить вышедшие из строя части.

СМД-23, СМД-24, СМД-31А

Устройство двигателей СМД этой линейки следующее:

  • дизельные двигатели четырехтактные;
  • непосредственный впрыск топлива производится в камеру в поршне;
  • обладает жидкостной системой охлаждения;
  • снабжены турбонаддувом и промежуточной системой охлаждения воздуха, нагнетаемого в цилиндры.

Технические параметры данных двигателей также полностью соответствуют нынешним требованиям. Литровая мощность СМД 23 равна 19,9 кВт/л, а для двигателя СМД-31А 18,2 кВт/л. Удельная металлоемкость данных двигателей, как и удельный расход топлива, также находятся на высоком уровне. Расход масла на угар составляет от 0,4% до 0,5% по отношению к расходу топлива. Достижение таких высоких показателей стало возможным из-за того, что в системе используется турбонаддув воздуха в цилиндры, а также происходит охлаждение надувочного воздуха. Кроме того, в этих моторах также реализовано масляное охлаждение поршней, демпфирование крутильных колебаний и улучшен температурный режим работы дизеля, посредством введения водомасляного теплообменника.

двигатель смд отзывы

СМД-62

Установка таких двигателей осуществляется на тракторы Т-150. Сам агрегат состоит из таких частей, как: блок-картер, кривошипно-шатунный механизм, две головки цилиндров, система охлаждения и система смазки, механизм распределения газа (ГРМ).

Размещение цилиндров в таком моторе осуществлено под углом в 90 градусов или 1,53 радиан. Также эти цилиндры выполняются в виде единого блока с верхней частью картера. Для осуществления процесса очистки топлива в этом двигателей имеется два вида фильтров. Один предназначается для тонкой очистки топлива, другой для грубой очистки. Для того чтобы очищать воздух, поступающий в цилиндры, в двигателе предусмотрена система воздухоочистки, которая представлена в виде бумажных фильтрующих элементов. Для того чтобы запустить данный двигатель, используется одноцилиндровый бензиновый пусковой двигатель. Передача вращения от этого двигателя к маховику СМД-62 осуществляется посредством редуктора с одной ступенью.

устройство двигателя смд

Стоимость и отзывы о двигателе СМД

Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Ее нельзя сравнить с импортными аналогами. Низкой стоимостью отличаются и все комплектующие для этих агрегатов, которые могут понадобиться при ремонте. Также стоит отметить, что, несмотря на длительный перерыв в производстве этих моделей, запасных частей на них очень много и найти их нетрудно, так как раньше этих двигателей выпускалось слишком уж много.

Однако стоит заметить, что низкая стоимость у них не просто так. Отзывы о СМД-21, к примеру, не самые приятные. Несмотря на то что капитальный ремонт проводился раз в год, максимальная скорость была лишь 80 км/ч при езде с горки и выжатом сцеплении, а если не выжимать — то 60 км/ч. Также владельцы говорили о том, что от вибрации в двигателе постоянно все раскручивалось. Единственный плюс, который выделялся по отзывам пользователей, это расход топлива, который составлял всего лишь 20 литров на 100 км.

История тракторостроения — МОТОР-АГРО

История зарождения сельскохозяйственного машиностроения в г. Харькове.

Недавно звонил по объявлению.
Женский голос рассказывает, как найти фирму:

— ул. Маршала Батицкого…
— а.., говорю, возле Серпа и Молота..
— Пауза… какого Серпа? Ресторан «Ахтамар» знаете?

Больно кольнуло. В наше время, уже ничему не удивляешься, а тут защемило, пройдет еще несколько лет и уже почти никто и не вспомнит о гордости Харькова и всего сельхозмашиностроения СССР. Как-то неправильно это…

Завод восстановить мы не сможем, а вот оставить память о нем на просторах всемирной паутины, можно попытаться.

Так созрела мысль открыть цикл статей об истории машиностроения в г. Харькове и в Украине.

Готовы предоставить место всем, кто неравнодушен к истории отечественного машиностроения.

Может все-таки, общими усилиями не скатимся в ряд банановых республик– что-то сохраним, что-то восстановим, а что-то и построим с нуля?….

 

Вероятно, уже не многие помнят, что Харьковскими заводами «Серп и Молот» и «Тракторных двигателей» в СССР производилось наибольшее количество дизелей для сельхозмашин и другой техники. Годовой выпуск достигал в 80-х годах более 250 тыс.шт., а всего дизелей с маркой СМД произведено около 7 млн. шт.

Дизелями СМД комплектовались все зерно-свеклоуборочные комбайны (Ростовского, Красноярского, Таганрогского, Тернопольского, Херсонского, Гомельского, Биробиджанского заводов – более 10 тыс. шт. в год) и около 60% тракторов заводов Харькова, Волгограда, Петрозаводска, заслуживает внимания и значительный перечень другой техники для народного хозяйства и специального назначения, комплектовавшиеся дизелями СМД.

Как складывалась история создания и развития моторостроительных производств в г. Харькове. В послевоенное время интенсивно развивалось сельское хозяйство, однако тракторной техники и особенно зерноуборочных комбайнов явно не хватало. Выпускавшиеся прицепные комбайны комплектовались бензиновыми маломощными двигателями, преимущественно УМ5 Уфимского авиационного завода. Производственных мощностей на этом заводе было недостаточно, да и продукция была не его профиля.

Поэтому, 7 сентября 1949 г. Совет Министров СССР принял Постановления от организации на заводе «Серп и Молот» производства двигателей У5М для прицепных комбайнов. Этим же Постановлением в целях развития опытно-конструкторских работ по двигателям для комбайнов и сельхозмашин предусматривалось создание на заводе специального конструкторского бюро по двигателям с опытным цехом и исследовательской лабораторией (СКБД). Производимые на тракторных заводах дизели Д-35, Д-54, и КДМ-46 были не пригодны для комбайнов, т.к. они были тяжелыми, габаритными и тихоходными.

Освоение производства двигателей У5М на заводе «Серп и молот» началось путем сборки из комплектующих Уфимского завода. Конструкция этого двигателя разрабатывалась в НАТИ в довоенное время. Мощность его была 40 л.с., выпускался в алюминиевом варианте, отличался хорошей надежностью и приспособленностью к условиям работы на комбайнах. Одновременно началось изготовление комплектующих двигателя на заводе «Серп и Молот» и перевод производства основной продукции завода молотилок и копнителей на другие предприятия. Конструкторское бюро было малочисленным без опыта в мотостроительном производстве, но с приходом главного конструктора И.А. Коваля из авиационной промышленности и группы молодых специалистов начались активные работы по совершенствованию двигателя У5М, в первую очередь повышению его мощности на 5 л.с. и на 30% и снижению расхода топлива. Этот двигатель выпускался под маркой СМ-1. За 1955 год было изготовлено 86500 двигателей, в том числе 46400 шт. СМ-1.
Возрастающие объемы производства зерновых культур диктовали необходимость повышения производительности комбайнов за счет разработки и внедрения самоходных. Для их комплектации взамен СМ-1 конструкторским бюро (СКБД) было предложено отказаться от бензиновых двигателей и применить дизельные. В основе был 4-х цилиндровый дизель с диаметром цилиндра 110 мм и ходом поршня 130 мм, в последствии модернизированный за счет увеличения диаметра цилиндра до 115 мм Таким образом, самоходный комбайн СК-3 стал комплектоваться первым в СССР дизельным двигателем СМД-7 мощностью 65 л.с. при оборотах коленчатого вала 1700 об/мин. Преимущества дизеля СМД-7 перед СМД-1 очевидны: большая мощность, меньший расход топлива, меньшая пожароопасность.

В 1958 г. начато серийное производство дизеля СМД-7 и его распространение на другие машины, а выпуск бензиновых двигателей СМ-1 постепенно сокращался так как прекращалось производство прицепных комбайнов. В течение 1958 г. Было изготовлено около 28 тыс. дизелей СМД-7.

Одновременно с развитием производства СМД-7 развивалась и экспериментальная база ГСКБД, что позволило существенно ускорить проведение опытно-конструкторских работ, в результате которых разработаны предложения по созданию тракторного дизеля СМД-14 мощностью 75 л.с. при увеличении диаметра цилиндра со115 мм до 120 мм и хода поршня со 130 до 140 мм. Применение более легкого и экономичного дизеля СМД-14 на тракторах ХТЗ, ВтТЗ и ОТЗ позволяло на этих заводах прекратить выпуск собственных дизелей и увеличить производство тракторов, сэкономить расход металла, а в эксплуатации получить существенную экономию топлива. Двигатель СМД-14 развивал на 40% большую мощность чем Д-54, имел на 450 кг меньшую массу. Теперь уже на базе тракторного СМД-14 были созданы модификации СМД-14К и СМД-15К для самоходных комбайнов СК-4 Ростовского и Таганрогского заводов. Двигатели этого семейства поставлены на производство в 1961 г.

Благодаря высоким технологическим показателям дизель СМД-14 и его модификации применялись более чем на 40 машинах различного назначения. В период 1962-1966 г.г. активно велись работы по расширению семейства дизелей СМД-14 за счет создания 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателей.

Были созданы конструкции, проведены стендовые и эксплуатационные испытания опытных образцов, но внедрение произошло позже и только 6-ти цилиндрового двигателя новой концепции.

Однако работы по повышению мощности 4-х цилиндровых двигателей продолжались, но с учетом их массового производства (жестких технологических процессов), ГСКБД изыскивало малозатратные способы улучшения мощностно-экономических показателей. Этому способствовали успешные результаты по созданию систем газотурбинного наддува. В ГСКБД впервые в отрасли сельхозмашиностроения было разработано семейство унифицированных турбокомпрессоров ТКР-11, ТКР-8 и ТКР-7,5, которые были внедрены в производство на Дергачевском заводе турбокомпрессоров и Борисовском заводе агрегатов.
Применение газотурбинного наддува позволило увеличить мощность двигателей

СМД-17К/18К до 105 л.с. и внедрить их в 1968-1969 г.г. в производство для зерноуборочных комбайнов «Нива» и «Сибиряк». Одновременно продолжались работы по совершенствованию тракторного двигателя, в результате которых он был разработан вначале вихрекамерным, а потом, дизель СМД-18Н с непосредственным впрыском топлива и газотурбинным наддувом мощностью 100 л.с. для Волгоградского завода.

Учитывая существенные улучшения топливной экономичности дизелей с непосредственным впрыском, новый рабочий процесс был внедрен в 1974 г. Вместо вихрекамерного на всех двигателях завода «СиМ».

В 1970 г. Государственное специальное конструкторское бюро по двигателям, учитывая значительный объем работ по отрасли, было преобразовано в Головное специализированное конструкторское бюро по двигателям средней мощности. Это по существу был ответ Минтракторсельхозмаша на инициативные работы ГСКБД по созданию короткоходных V-образных дизелей семейства СМД-60. Впервые для сельхозмашин разработана конструкция дизелей с отношением хода поршня к диаметру цилиндра меньше 1.0, что позволило уменьшить габариты и вес силового агрегата. После проведения большого количества опытно-конструкторских работ и испытаний семейство этих дизелей в 1973-1974 г.г. было поставлено на производство на новом заводе тракторных двигателей (ХЗТД). Это обеспечило переход на новое поколение энергонасыщенных харьковских тракторов – Т-150 и Т-150К, Вологодского ДТ-175С, а также высокопроизводительных зерноуборочных (г. Таганрог), свеклоуборочных (г. Тернополь), кукурузоуборочных (г. Херсон) и кормоуборочных (г. Гомель) комбайнов. Внедрения дизелей этого семейства по существу закрыло потребный диапазон мощностей 150-170 л.с. в сельхозмашиностроении.

Однако дальнейшие исследования рабочих процессов, проблем надежности дизелей

«СиМ» и ХЗТД выявили существенные резервы для улучшения их эксплуатационных характеристик путем применения систем охлаждения наддувочного воздуха после турбокомпрессора. В результате применения такой системы на V-образных дизелях, внедренных на ХЗТД в 1978 г., достигнута мощность двигателя СМД-72 – 200 л.с. Эти двигатели нашли применение на кормоуборочных (г. Гомель) и кукурузоуборочных (г. Херсон) комбайнов высокой производительности.

В 1979 г. была получена престижная информация с испытательного полигона штата Небраска (США) – при сертификационных испытаниях тракторов Т-150, Массей Фергюсон 1505, Интернешнл 3588, Кей 4490 и Версатайл 555 самые высокие результаты по топливной экономичности обеспечил дизель СМД-62, что означало высокий уровень конструкторско-исследовательских работ в ГСКБД.

Наряду с активными работами по развитию дизелей семейства СМД-60 производились опытно-конструкторские работы по совершенствованию дизелей «СиМ». На базе дизелей СМД-18КН/17КН разработаны двигатели СМД-19/20 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, обеспечившие мощность 120 л.с. и заметно улучшившие производительность комбайнов «Нива» и «Енисей». В период 1981-1984 г.г. проведен огромный объем работ по повышению технического уровня 4-х цилиндровых дизелей. Разработан новый рабочий процесс для дизелей СМД-21/22, что позволило повысить мощность базовых СМД-19/20 до 140 л.с. Их применения на зерноуборочных комбайнах «Нива» и «Енисей-1200», кормоуборочной машине РКМ-4 решило проблему достаточной мощности.

Дальнейшие работы по повышению технического уровня 4-х цилиндровых дизелей включали задачи повышения их мощности и улучшения экономических и экологических показателей. Так были разработаны и поставлены на производство дизели СМД-23/24 мощностью 165 л.с. для зерно- и кормоуборочных комбайнов. Эти модификации, как серийные, исчерпали резервы по мощности и надежности. Однако они послужили базой для создания специфических модификаций:

  • двигатели СМД-23.07 — для городских автобусов ЛАЗ;

  • двигатели СМД-25 — для интегрального трактора, создаваемого Липецким тракторным заводом;

  • двигатели СМД-19ТА.06 — для пахотного трактора ХТЗ-Т150А;

  • двигатели СМД-19Т.02 — для универсально-пропашного трактора ХТЗ-120;

  • двигатели СМД-20ТА — для Волгоградского трактора ВТ-100Н;

  • двигатели СМД-21.08/СМД-21.09 — для установки на спецтехнике вместо бензиновых (2-х) на одной машине;

  • двигателиСМД-18НП постоянной мощности — для тракторов Волгоградского и Онежского заводов;

В конце 70г.г. разработана концепция нового семейства 6-ми цилиндровых дизелей СМД-31, СДц/Сп = 120х140 мм, которые впоследствии выпускались в серийном производстве завода «СиМ» основные:

  • двигатели СМД-31А мощностью 225 л.с. — для зерноуборочного комбайна «Дон-1500»;

  • двигатели СМД-31, СМД-31.01 — для тракторного зерноуборочного комбайна «СК-10» и универсального энергетического средства (УЭС) «Полесье-250» мощностью 250 л.с.;

  • двигатель СМД-31Б.04 — для кормоуборочного комбайна «ДОН-680» мощностью 280л.с.

Как надежные комбайновые двигатели семейства СМД31 они получили применение на комбайнах «Славутич», «Лан», «Олимп», «Обрий».

В плане опытно-конструкторских работ были разработаны варианты двигателей на базе СМД-31 для тракторов ХТЗ, дизельных электрических агрегатов и др. машин. Изготовлены опытные образцы, проведены эксплуатационные испытания, однако необходимость во внедрении отпала.

Возможность использования в качестве силового агрегата на грузовых автомобилях КамАЗ, КрАЗ и автобусах ЛАЗ подтвердили эксплуатационные испытания нескольких моделей мощностью 220-300 л.с. Последним акородом работ по созданию автомобильного двигателя на базе СМД-31 была разработана конструкция дизеля с горизонтальным расположением цилиндров мощности 300 л.с. Однако внедрение этих разработок в производство в экономических условиях последних лет 90-х годов оказались нереальным, так как собственного производства сцеплений и коробок передач не было, а закупка по импорту приводила к неконкурентности по цене силовых агрегатов.

Имели место и разработки 8-ми цилиндровых V-образных дизелей. Так, в 1979 г. был создан двигатель СМД-80 мощностью  220-250 л.с. на базе СМД-60 для гусеничных тракторов класса 3 и 5 т. Волгоградского и Алтайского тракторов. Изготовлены образцы, проводились испытания. В 1988 г. был разработан 8-ми цилиндровый дизель СМД с Дц * Sn= 120*140 мм мощностью 350-400 л.с. Этот двигатель в сравнении с СМД-80 имел некоторые конструктивные особенности: индивидуальные головки цилиндров на каждый цилиндр, турбокомпрессор на каждый ряд (2), двухконтурная система смазки и др. Изготовлены образцы, проведены стендовые испытания. Дальнейшие работы прекращены из-за прекращения производств на харьковских моторных заводах.

ГСКБД занималось созданием малолитражных двигателей. Первым направлением было создание типоразмерного ряда пусковых двигателей и редукторов для дизелей СМД и заводов отрасли. Агрегаты разработаны, доведены их конструкции и поставлены на производство на специализированных заводах:

  • Харьковский завод пусковых двигателей;

  • Гомельский завод пусковых двигателей;

  • Алтайский завод агрегатов;

  • Липецкий завод пусковых двигателей;

  • Михайловский завод пусковых двигателей.

Двигатели созданы в одно-двухцилиндровом исполнениях. Мощность, развиваемая этими двигателями составляла 10-22 л.с.

Второе направление предусматривало создание семейства 2-х, 4-х и 6-ти цилиндровых малоразмерных дизелей с V-образным расположением цилиндров размерностью Д*5=82*88 мм для средств малой механизации. Двухцилиндровый дизель СМД-900 развивал мощность 13 л.с. и предназначался для трактора «Прикарпатец», «Карпатмашина», а также для самоходных шасси. Четырехцилиндровый дизель развивал мощность 30 л.с. и предназначался для транспортных средств. В дальнейшем его мощность была повышена до 50 л.с. за счет применения газотурбинного наддува. Началось освоение выпуска этих двигателей на ХЗТД.

Важным направлением в совместной деятельности ГСКБД с заводами «СиМ» и «ХЗТД» было освоение производства дизельных электроагрегатов.

Марка дизеля

Мощность агрегата кВт

Завод — производитель

СМД – 900Э

СМД – 11Д

СМД – 15Э

СМД – 19Э

СМД – 17Э

СМД – 31Э

Д – 60Э

 

 

8

30

30

60

50

100

60

ХЗТД

СиМ

СиМ

СиМ

СиМ

СиМ

ХЗТД

Еще одно интересное направление – создание и производство дизельных агрегатов, представляющих собой компоновку на единой раме дизелей с блоком радиаторов, муфтой сцепления, приборной доской и др. элементами, обслуживающими работу дизелей.

«Плодовитость» харьковского машиностроения объясняется тесным сотрудничеством конструкторов ГСКБД и предприятий «СиМ» и ХЗТД. Огромные объемы производства двигателей на этих заводах возможны были лишь благодаря тесным кооперационным связям с более чем 40-ка заводами-смежниками, работающими по конструкторской документации ГСКБД.

Быков Виктор Иванович,

главный конструктор ГСКБД с 1992 по 2002 год

Двигатель СМД: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель СМД – дизельный мотор, хорошо знакомый работникам машинно-тракторных станций (МТС), широко распространенных во времена существования СССР. Выпуск этих моторов был освоен в 1958 году на харьковском заводе «Серп и Молот» (1881). Серийное производство семейства двигателей СМД, предназначенных для агрегатирования различных видов сельскохозяйственной техники (трактора, комбайны и пр.) было прекращено в связи с прекращением деятельности предприятия (2003).

В линейку этих силовых агрегатов входят:

  • 4-х цилиндровые моторы с рядным расположением цилиндров;
  • рядные 6-ти цилиндровые;
  • V-образные 6-ти цилиндровые агрегаты.

При этом любой мотор СМД обладает очень высокой надежностью. Она заложена в оригинальных конструкторских решениях, которые даже по современным меркам обеспечивают достаточный запас эксплуатационной прочности этих моторов.

В настоящее время силовые агрегаты типа СМД выпускаются на Белгородском моторном заводе (БМЗ).

Технические характеристики

Скачать .xls-файл

Скачать картинку

Отправить на email

mail

ПАРАМЕТРЫЗНАЧЕНИЕ
Раб. объем цилиндров, л9.15
Мощность, л. с.160
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. номинальная/минимальная (в режиме холостого хода)/максимальная (на холостом ходу)2000/800/2180
Количество цилиндров6
Расположение цилиндровV-образное, угол развала 90°
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм115
Степень сжатия15
Порядок работы цилиндров1-4-2-5-3-6
Система питанияНепосредственный впрыск топлива
Вид топлива/маркаДизельное топливо «Л», «ДЛ», «З», «ДЗ» и др. в зависимости от температуры окружающего воздуха
Расход топлива, г/л. с. час (номинальная/эксплуатационная мощность)175/182
Тип турбокомпрессораТКР-11Н-1
Система пускаПусковой двигатель П-350 с дистанционным запуском + электростартер СТ142Б
Топливо пускового двигателяСмесь бензина А-72 с моторным маслом в соотношении 20:1
Система смазкиКомбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Тип моторного маслаМ-10Г, М-10В, М-112В
Количество моторного масла, л18
Система охлажденияВодяное, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией
Моторесурс, час10000
Вес, кг950…1100

Силовой агрегат устанавливался на тракторы Т-150, Т-153, Т-157.

Описание

Дизельные 6-ти цилиндровые V-образные двигатели СМД представлены рядом моделей СМД-60…СМД-65 и более мощными СМД-72 и СМД-73. У всех этих моторов ход поршня меньше, чем диаметр цилиндра (коротходовый вариант).

При этом в моторах:

  • СМД-60…65 используется турбонаддув;
  • СМД-72…73 наддувочный воздух дополнительно охлаждается.

Перегородки между смежными цилиндрами вместе с торцевыми стенками блок-картера придают конструкции необходимую жесткость. В каждом блоке цилиндров имеются специальные расточки цилиндрической формы, в которые устанавливаются гильзы цилиндров, изготовленные из титано-медистого чугуна.

Компоновка всех узлов мотора учитывает все преимущества, которые дает V-образное расположение цилиндров. Размещение цилиндров под углом 90° позволило разместить в развале между ними турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Кроме того, за счет смещения рядов цилиндров на 36 мм относительно друг друга позволило установить по два шатуна противоположных цилиндров на одной шатунной шейке коленчатого вала.

Компоновка деталей газораспределительного механизма отличается от общепринятой. Его распределительный вал является общим для двух рядов цилиндров и расположен по центру блок-картера. Со стороны маховика на его конце установлен блок шестерен, который включает в себя шестерни привода газораспределительного механизма и топливного насоса.

В процессе работы мотор обеспечивает грубую и тонкую очистку дизельного топлива. Моторное масло очищается полнопоточной центрифугой.

Охлаждается силовой агрегат водой. В зимнее время допускается использование антифриза. Циркуляция жидкости в замкнутой системе охлаждения осуществляется благодаря центробежному водяному насосу. Участвуют в процессе охлаждения также шестирядный трубчато-пластинчатый радиатор и шестилопастный электровентилятор.

Система охлаждения двигателя СМД 60 обеспечивает и термосифонную циркуляцию охладителя внутри водяной рубашки пускового двигателя. Однако она способна обеспечить охлаждение последнего только в течение непродолжительного времени. Во избежание перегрева время работы пускового двигателя на холостых оборотах не должно превышать 3 минут.

Техническое обслуживание

Техобслуживание двигателя СМД 60 сводится к постоянному наблюдению за процессом его работы и регулярному проведению регламентных работ, оговоренных в инструкции по его эксплуатации. Только при выполнении этих условий изготовителем гарантируется:

  • длительная и безотказная работа силового агрегата;
  • сохранение мощностных характеристик в течение всего срока эксплуатации;
  • высокая экономичность.

Виды техобслуживания (ТО) определяются сроками их проведения в зависимости от количества отработанных моточасов:

  1. Ежедневное ТО – через каждые 8…10 моточасов.
  2. ТО-1 – после 60-ти мч.
  3. ТО-2 – каждые 240 мч.
  4. ТО-3 – 960 мч.
  5. Сезонное ТО – перед переходом к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации.

Перечень работ, которые должны проводиться по каждому виду техобслуживания, приведены в инструкции по эксплуатации двигателя. При этом работы, требующие разборки силового агрегата, необходимо проводить только в закрытых помещениях.

Неисправности

Поломки двигателей СМД 60 встречаются нечасто и возникают, как правило, из-за нарушения правил их технической эксплуатации.

 

НЕИСПРАВНОСТЬМЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Выброс картерного автомасла через выхлопную трубу.1.   Длительная эксплуатация мотора на малых и/или холостых оборотах.
2.   Закоксовывание чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора.
3.   Большой зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора.
Выброс автомасла через картер маховика.1.   Разрушен самоподжимной сальник.
2.   Срезано уплотнительное кольцо редуктора.
Отсутствует подача автомасла на клапанный механизм.1.   Проворачивается втулка распределительного вала.
2.   Засорение масляных каналов головки цилиндров.
3.   Ослабление крепления шестерни распределительного вала.
Посторонние стуки в двигателе:
1.      Звонкий резкий стук.Сломана форсунка.
2.      Детонирующий стук.Нарушен угол впрыска.
3.      Неясно выраженный стук.Обрыв направляющей втулки клапана; заедание толкателя; выплавлены шатунные вкладыши; ослаблено крепление нижней крышки шатуна; выплавлены вкладыши коленчатого вала.

Тюнинг

Моторы, которыми агрегатируются сельскохозяйственные машины и механизмы, тюнингу не подвергают. Разработанные под конкретные условия эксплуатации они, как правило, отлично сбалансированы и вмешательство в их конструкцию к положительным результатам не приводит.

Семейства таких двигателей представлены изготовителями в виде широких линеек, имеющих разную мощность. При этом устанавливаются они на определенные виды спецтехники, из числа которых потребители и выбирают те, что наиболее полно соответствуют их требованиям.

Справочник моториста — Двигатель СМД


ОАО «Серп и Молот» одно из крупнейших машиностроительных предприятий в городе Харькове и на Украине.На протяжении 50 лет наше предприятие выпускает двигатели для сельскохозяйственных машин, значительная часть которых, успешно работает за границей.

Легендарные самоходные зерноуборочные комбайны СК-3,СК-4,СК-5, «Нива» и «Дон-1500», высокопродуктивные трактора Т-74,ДТ-75Н, ТДТ-55,ХТЗ-120 -это только несколько примеров сельхозмашин, на которых установлены дизельные двигатели марки СМД. В бывшем СССР 100 зерно-и кормоуборочных комбайнов, а также большинство тракторов комплектовались нашими дизелями.

В конце 80-х годов завод был реконструирован и получил возможность производить совершенно новый для Украины и стран СНГ 6-ти цилиндровый рядный двигатель СМД-31 мощностью 220-280 л.с.. Также был модернизирован и 4-х цилиндровый двигатель-увеличилась его мощность до 160-170 л.с., при этом повысился технический уровень конструкции каждого узла, максимально сохранилась унификация деталей и узлов.

Сегодня ОАО «Серп и Молот» выпускает около сотни разных модификаций рядных 4-х и 6-ти цилиндровых двигателей мощностью от 60 до 280 л.с. для сельхозтехники и других машин.

В последнее время, двигатели устанавливаются на новых конструкциях тракторов Харьковского тракторного завода-ХТЗ-120, ХТЗ-180, Т-150К, Т-156А и других, а также получили применение на зерноуборочных комбайнах которые производятся в Украине «Славутич», и кормоуборочных комбайнах «Олимп» и «Полесье-250»(Тернополь).

Паралельно с производством двигателей, ОАО «Серп и Молот» производит дозборку и реализацию тракторов ДТ-75Н и ТДТ-55. Имеем возможность модернизировать трактора Т-150(гусеничный), замена двигателя СМД-60 на рядный дизель СМД-19Т.02/20ТА.06 при этом мощность трактора не меняется, а экономичные и эксплуатационные характеристики улучшаются.

Дизели, кроме тракторов и комбайнов, сегодня могут быть установлены на автогрейдеры, асфальтоукладчики, катки, краны, бульдозеры, железнодорожные краны и дрезины и т.п.

Завод имеет возможность поставлять по заказам предприятий запасные части к двигателям, изготовленным на нашем предприятии, выполнять капитальные ремонты, устанавливать новые и модернизировать узлы и детали.

Каталог АО «ЛЕГАС» Москва 1998 г.

Дизели типа СМД — массовые сельскохозяйственные двигатели, ими комплектуются все отечественные зерноуборочные комбайны и более 60% тракторов. Дизели этой марки также устанавливаются на кормо- и кукурузоуборочные комбайны, экскаваторы, подъемные краны и другие мобильные средства. В связи с этим информация по вопросам использования, технического обслуживания и ремонта, сведения о конструкциях дизелей, их изготовителях чрезвычайно значимы.

В 1957 г. Головным специализированным конструкторским бюро по двигателям (ГСКБД) был спроектирован и внедрен о производство на Харьковском заводе «Серп и молот» небольшой по массе быстроходный дизель СМД-7 мощностью 48 кВт (65 л.с.) для зерноуборочного комбайна СК-3, что явилось началом процесса дизелизации в комбайновой промышленности. В дальнейшем разрабатывались и последовательно внедрялись в серийное производство тракторные и комбайновые дизели СМД-12, -14, -14A, -15K, -15КФ мощностью от 55 (75) до 66 кВт (90 л.с.) Повышение мощности разрабатываемых дизелей обеспечивалось увеличением рабочего объема цилиндров или повышением частоты вращения коленчатого вала. Все эти типы дизелей имели свободный впуск воздуха в цилиндры.

Дальнейшими теоретическими и экспериментальными исследованиями по форсированию тракторных и комбайновых дизелей, улучшению их топливной экономичности, выполненными в ГСКБД, было определено рациональное направление — применение газотурбинного наддува воздуха в цилиндры. Наряду с работами по выбору оптимальной системы газотурбинного наддува в ГСКБД осуществлялись исследования, направленные на повышение надежности основных деталей дизелей.

Первыми отечественными дизелями сельскохозяйственного назначения с газотурбинным наддувом были комбайновые дизели СМД-17К, -18K мощностью 77 кВт (105 л.с.) выпуск которых был начат на заводе «Серп и молот» в 1968 1969 гг.

Применение газотурбинного наддува о качестве средства повышения технического уровня дизелей было npuзнано прогрессивным направлением, поэтому в дальнейшем создаваемые в ГСКБД дизели имели как конструктивный элемент принудительный наддув воздуха в цилиндры.

К дизелям второго поколения относятся 4-цилиндровые рядные дизели СМД-17, -18К, -18H и V-образный 6-цилиндровый дизель СМД-60. В конструкции СМД-60 впервые в сельскохозяйственном машиностроении было применено такое решение, при котором ход поршня меньше его диаметра. Производство дизелей типа СМД-60 было начато на Харьковском заводе тракторных двигателей (ХЗТД) с 1972 г.

Следующим этапом развития мощности и улучшения топливной экономичности комбайновых и тракторных дизелей были разработки по охлаждению наддувочного воздуха, подаваемого в цилиндры. Исследования, проведенные в ГСКБД, Харьковском институте инженеров транспорта и Харьковском политехническом институте, показали неэффективность дальнейшего развития форсирования дизелей принудительной подачей воздуха из-за значительного повышения его температуры. В конструкции было применено охлаждение подаваемого в цилиндры воздуха, в результате чего повышена плотность и увеличен воздушный заряд цилиндра без существенного увеличения тепловой напряженности.

Первыми дизелями с промежуточным охлаждением (дизели третьего поколения) били СМД-19, -20 эксплуатационной мощностью 88 кВт (120 л.с.) для комбайнов «Нива», «Сибиряк» и дизель СМД-72 мощностью 147 кВт (200 л.с.) для кормо- и кукурузоуборочных комбайнов Гомельского и Херсонского комбайновых заводов, а также СМД-66 мощностью 125 кВт (170 л.с.) при частоте вращения 1750…1900 мин, для трактора ДТ-175С Волгоградского тракторного завода.

Применение газотурбинного наддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха позволило обеспечить высокий технический уровень тракторных и комбайновых дизелей при высокой степени их унификации, сохранении преемственности в производстве и эксплуатации. В начале 80-х годов были созданы модели дизелей высокого технического уровня — СМД-23, -24, -31, -66 и другие, соотносимые по показателям с перспективными зарубежным дизелями такого класса.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *