Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах.
Работа есть мера изменения и превращения энергии.
Механической работой называют скалярную физическую величину, численно равную произведению модулей силы и перемещения на косинус угла а между векторами и :
Поскольку величина А является скалярной, она может приобретать положительные и отрицательные значения. В SI ее измеряют в джоулях (Дж):
Если вектор силы перпендикулярен вектору перемещения, то и работа силы также равняется нулю.
При упругой деформации пружины работа выполняется под действием сменной силы. Изменяется эта сила от 0 до F, поэтому среднее значение силы , работа имеет вид: .
Во время равномерного поднятия тела массой
Сила трения будет препятствовать выполнению работы, т.е. ее вектор направлен противоположно перемещению:
Работа сил тяготения и упругости:
Работа же силы трения зависит от формы траектории и по замкнутой траектории не равна нулю.
Мощность – скалярная физическая величина, характеризующая работу в единицу времени.
Мощность измеряют отношением работы к промежутку времени, на протяжении которого эта работа выполнялась: .
Единица мощности — ватт
Ватт — мощность, при которой за 1 с совершается работа в 1 Дж.
Мощность при постоянной силе равна:
N = Fv.
Иногда еще используется единица мощности 1 л. с. (лошадиная сила):
1л. с. = 736 Вт.
A = Nt,
откуда единица работы в технике — 1 кВт . ч.
1кВт . ч = 3,6 .106 Дж.
Отношение полезной работы к полной работе называется коэффициентом полезного действия (КПД) простого механизма (η).
Коэффициент полезного действия (η) определяется по формулам:
или , где η < 1 (η < 100%).
Энергия — это единая мера различных форм движения материи.
Энергия — одно из характерных свойств материи. На практике механическое движение частично или полностью превращается в другие формы движения — тепловое, электромагнитное.
Энергия характеризует движение системы, а также взаимодействие тел или частиц в системе с учетом возможности перехода из одной формы движения в другую.
Энергия — функция состояния системы, а работа — функция процесса перехода системы из одного состояния в другое.
Закон сохранения энергии: энергия не возникает и не исчезает, она только превращается из одного вида в другой и передается от одного тела к другому в равных, количествах.
Виды энергии:
Механическая энергия тела (потенциальная и кинетическая).
Внутренняя.
Электромагнитная (электрическая + магнитная).
Химическая.
Световая.
Ядерная, или атомная.
Полная энергия тела:
Энергия покоя тела (внутренняя энергия): .
Кинетическая и потенциальная энергия составляют механическую энергию. Она характеризует механическое движение.
Кинетическая энергия
Кинетическая энергия в классической механике:
Так как скорость тела является величиной относительной, т.е. зависит от выбора системы отсчета, то и кинетическая энергия относительна. Кинетическая энергия всегда положительна.
Кинетическая энергия в релятивистской механике:
Ек=Е-Е0=(т-т0)с2.
Потенциальная энергия – это энергия, обусловленная взаимодействием тел или частиц тела. В механике различают:
потенциальную энергию тела, поднятого над Землей, где
h — высота над уровнем, на котором потенциальная энергия системы «Земля — тело» принимается за нуль (нулевой уровень потенциальной энергии):
Еп = mgh;
потенциальную энергию упругодеформированного тела: ;
потенциальную энергию гравитационного взаимодействия двух материальных точек с массами т1 и т2, находящихся на расстоянии r друг от друга: .
Потенциальная энергия положительна, если она обусловлена силами отталкивания, и отрицательна, если обусловлена силами притяжения.
Закон сохранения механической энергии: полная механическая энергия системы тел, в которой действуют только консервативные силы (потенциальные), есть величина постоянная.
Консервативные силы — это силы тяжести, упругости, кулоновские силы.
Консервативная сила — сила, работа которой при перемещении тела зависит только от начального и конечного положений тела в пространстве. Например, работа силы тяжести:
Работа консервативных сил в любом замкнутом контуре равна нулю:
Потенциальное поле – поле консервативных сил.
Кинетическая и потенциальная энергии — функции состояния системы, т. е. могут быть точно определены, если заданы координаты и скорости всех тел системы, а также система отсчета.
Работа равнодействующей силы равна изменению кинетической энергии –
Работа консервативных сил равна изменению потенциальной энергии с противоположным знаком:
Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия»
Цель урока: Повторение основных вопросов темы “Работа и мощность. Энергия”.
Основной материал: Решение задач на вычисление механической работы и мощности, нахождение механической энергии.
Эпиграф:
“…чем всегда притягивают сказки –
Что в сказках не бывает серой краски.
Поэтому доверьтесь без опаски
Где хоть вопрос и ставится ребром,
Но все всегда кончается добром!”
Леонид Филатов.
План урока
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.Вступление: Слайд 1
Звучит звонок сотового телефона. Учитель, повернувшись к классу лицом, разговаривает по телефону:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? Ньютон?
Я урок веду. Вокруг дети.
Все же есть чудеса на свете!Сам Ньютон до нас дозвонился
Снова с яблони плод свалился?
Ах, коллега, мое почтенье.
Чем обязан таким везеньем?
Да, решаем опять задачи –
Я же физик, как же иначе?
Что? На работу! На время!
Да, кроптит молодое племя.
И на мощность, и на расстоянье.
Для кого мой предмет – призванье,
Для кого, может быть, не “в жилу”
Изучать в классе тяжесть и силу.
Нет, я с ними совсем не резкий.
Буду ждать от них SMS-ки.
Мы на мультиках, и на сказках
Учим физику в ярких красках.На уроках мы не скучаем,
Всё законы мы изучаем,
Хоть нелегкая это работа –
Современными быть охота.
Да, спасибо, Ньютон за внимание.
Виват, физика, виват, знания!
Сегодня на уроке мы будем говорить о серьезных вещах, но с помощью любимых всеми мультфильмов. Итак, в путь!
Для начала вспомним основные формулы, необходимые для сегодняшней работы Слайд 2
Механическая работа (1)
Механическая мощность (2)
Механическая мощность при равномерном движении (3)
Сила тяжести (4)
Скорость равномерного движения (5)
2. Решение задач.
1. Совершает ли работу Винни-Пух, когда поднимается по дереву? Слайд 3
Совершает ли работу сила тяжести, когда Винни-Пух поднимается по дереву вверх и когда свободно падает?
Чем отличаются работы силы тяжести в обоих случаях?
В каком случае мощность силы тяжести больше?
Слайд 4
Ответы:
А) Работу Винни-Пух совершает, так как он прикладывает некое усилие и под действием этой силы перемещается.
Б) Сила тяжести в обоих случаях совершает работу.
В) При подъеме Винни-Пуха вверх работа силы тяжести отрицательна, а при падении положительна.
Г) При падении мощность работы силы тяжести больше, так как время падения меньше времени подъема.
2. Какая сила действует на Винни-Пуха с шариком. Слайд 5
Слайд 6
Чему равна работа, совершенная Пятачком, когда он бегал за ружьем? Путь от дуба до дома Пятачка 800 м. Усилие Пятачка при беге 75 Н.
Слайд 7
Чему равна полная работа силы тяжести, по перемещению пробки вылетевшей из ружья? Высота дуба 60 м. Масса пробки 20 г.
Слайд 8
Ответы:
А) 120 000 Дж. Б) 0 Дж.
3. Кто из бременских музыкантов совершает работу по перемещению повозки? А кто не совершает? Почему? Слайд 9
На каких участках мощность Осла везущего повозку максимальна (минимальна), если повозка движется с постоянной скоростью? Слайд 10
Ответы:
А) Работу совершает только Осел, так как направления приложения сил (веса) других музыкантов перпендикулярно направлению перемещения повозки.
Б) Мощность Осла наибольшая во время подъема в гору, так как в этом случае он прикладывает к тележке наибольшее усилие.
4. Одинаковую ли работу совершит Принцесса на одном и том же участке пути, если один раз она преодолеет его бегом, другой раз шагом? Одинакова ли мощность в обоих случаях? Слайд 11
Совершает ли работу Трубадур, когда держит Принцессу на руках? А если бы он держал Принцессу на руках стоя неподвижно?
Слайд 12
Ответы:
А) Бег отличается от ходьбы тем, что существует стадия полета, а для этого необходимо подпрыгнуть на некоторую высоту. При этом совершается дополнительная работа по подъему тела Принцессы на некоторую высоту. Мощность при беге также больше.
Б) Трубадур работу совершает в обоих случаях. Здесь проявляется особенность действия поперечно-полосатых мышц.
Дополнительно для сильного класса или учеников
5. Тренируясь, штангист “взял” в рывке штангу. Одинаковые ли механические работы были произведены силой, приложенной к штанге, на первой и второй половине высоты подъема её?
Штангист, держащий штангу над головой, все–таки совершает работу! А почему?
Почему спортсмен в момент поднятия штанги всегда делает шаг вперед?
Какую работу совершает штангист, прилагая силу 3000 Н, чтобы поднять штангу весом 2000 Н на высоту 60 см?
Какую мощность развивает спортсмен – тяжеловес при рывке и толчке, если время рывка 0,3 с, а время толчка 1,5 с?
Спортсмен – тяжелоатлет поднял штангу массой 200 кг от уровня плеч (170 см над уровнем пола) до высоты 210 см над уровнем пола. На сколько изменилась при этом потенциальная энергия штанги?
Каков КПД штангиста при подъёме штанги массой 45 кг, если масса его рук 5 кг?
Джеймс Уатт для определения мощности лошади заставил её поднимать груз массой 68 кг. Такой груз лошадь поднимала со скоростью 4 км/ч. Определите мощность лошади.
Ответ: N = 740 Вт.
Примечание: Лошадиная сила – “мерило-сила, вчетверо превышающая силу здоровой, крепкой лошади. В Англии применяется единица “Английская паровая лошадь” (В. Даль). Стандартная лошадиная сила равна 735,5 Вт (В другой книге 747,7 Вт).
2.Определите мощность двигателя мотоцикла “Урал”, если его сила тяги при скорости 102 км/ч равна 300 Н. Скольким лошадиным силам равна данная мощность?
Ответ: N = 8500 Вт = 11,6 л. с.
3.Мощность двигателя автомобиля ВАЗ-2108 47 кВт. Скорость автомобиля 72 км/ч. Какова сила тяги автомобиля?
Ответ: F = 2,35 кН.
3.
Домашнее задание. Слайд 13В качестве домашнего задания Вам предлагаются две задачи
Будьте внимательны!
1. Какую совместную механическую работу совершили звери, подняв волка с глубины 10 м, если масса волка 40 кг?
2. По просмотренному сюжету сочинить и решить задачу.
4. Подведение итогов
Сыграем с Вами в одну игру. Я попытаюсь Вас запутать, называя формулы своими или не своими именами. Вы должны со мной соглашаться или не соглашаться.
Итак, первая формула это…
А теперь прошу написать SMS-ку, закончив фразу “Мои открытия на уроке…” Приложение 2
Фрагмент рабочей тетради ученика
Презентация
За дополнительным материалом (видео, тексты, рисунки) просьба обращаться к автору
Как справиться с работой, даже если вы устали
Совет
Изображение: Роман Самборский/Shutterstock
Вам когда-нибудь приходилось браться за большой проект, когда вы устали? Вот как выйти с другой стороны.
У всех нас бывают недели напряженной работы, когда нам просто нужно вырваться и заняться делами.
Хотя вам следует опасаться стресса, иногда вам просто нужно работать, даже если вы устали.
Существует множество простых советов и приемов, которые помогут вам повысить продуктивность, когда уровень вашей энергии низкий.
Во-первых, вам нужно позаботиться о себе. Может показаться, что у вас нет времени остановиться и отдохнуть, но вы должны быть умственно и физически готовы к работе.
Присоединяйтесь к культуре, которая предлагает целый мир возможностей
Сделайте работу более человечной
Карьерные возможности, которые изменят вашу жизнь
Изобретение. Влияние. Вдохновлять.
Независимо от того, насколько вы заняты, если вы движетесь к выгоранию, вы разрушите все свои надежды на продуктивную работу. Во время работы лучше делать короткие перерывы и практиковать осознанность, чтобы избежать стресса.
Расставить приоритеты по порядку — это следующий способ максимизировать производительность и силу работы. Если вы устали, многозадачность может быть не лучшим вариантом, так как заставляя свой мозг перескакивать с одного дела на другое, вы быстрее устанете.
Возможно, вам потребуется больше внимания, чем обычно, поэтому отключите все ненужные отвлекающие факторы, включая телефон и электронную почту.
Не допускайте обезвоживания и держите на рабочем столе питательную пищу, чтобы перекусить. Выбирайте продукты, которые медленно высвобождают энергию, например, фрукты, орехи или семена. Сахарный удар может показаться заманчивым, но он только заставит вас потерпеть крах позже.
В качестве последнего рывка создайте на некоторое время стоячий стол. Установка ноутбука на подоконнике или выступе поможет вам быть более внимательным, чем сидеть весь день за столом. Кроме того, смена местоположения, пусть даже небольшая, поможет сосредоточиться.
Ознакомьтесь с приведенной ниже инфографикой от STL, чтобы узнать больше о том, как оставаться продуктивным, даже когда вы устали.
Инфографика: STL
Дженни Дармоди
Дженни Дармоди стала редактором Silicon Republic в 2023 году, проработав заместителем редактора с февраля 2020 года. Когда она не пишет о науке и технологиях, она пишет рассказы и пробует романы. Она постоянно покупает больше книг, чем может прочитать за всю жизнь, а красивые канцелярские принадлежности — ее криптонит. Она также считает чаек корнем всех зол, а о ее выпечке ходят легенды.
10 вещей, которые вам нужно знать, прямо на ваш почтовый ящик
Подпишитесь на Daily Brief, ежедневный дайджест основных научно-технических новостей Кремниевой Республики.
Почему работа Фуко о власти важнее, чем когда-либо
Представьте, что вас просят написать сверхкраткую историю философии. Возможно, перед вами стояла задача уместить невероятно обширное разнообразие самой философии всего в несколько твитов. Вы могли бы сделать хуже, чем искать единственное слово, которое лучше всего отражает идеи каждого важного философа. У Платона были свои «формы». Рене Декарт имел свой «ум», а Джон Локк — свои «идеи». Позже Джон Стюарт Милль получил свою «свободу». В более поздней философии слово Жака Деррида было «текстом», Джоном Роулзом было «справедливость», а Джудит Батлер остается «гендером». Словом Мишеля Фуко, согласно этой невинной салонной игре, несомненно, было бы «власть».
Фуко остается одним из самых цитируемых мыслителей 20-го века и, согласно некоторым спискам, самой цитируемой фигурой среди гуманитарных и социальных наук. Две его наиболее цитируемые работы, «Наказание и наказание: рождение тюрьмы», (1975) и «История сексуальности, том первый», (1976), являются центральными источниками для его анализа власти. Интересно, однако, что Фуко не всегда был известен своим фирменным словом. Впервые он приобрел огромное влияние в 1966 с публикацией Порядок вещей . Оригинальное французское название дает лучшее представление об интеллектуальной среде, в которой оно было написано: Les mots et les Chooses , или «Слова и вещи». Философия 1960-х была целиком посвящена словам, особенно среди современников Фуко.
В других частях Парижа Деррида деловито утверждал, что «нет ничего вне текста», а Жак Лакан превратил психоанализ в лингвистику, утверждая, что «бессознательное структурировано подобно языку». Это была не просто французская мода. В 1967 Ричард Рорти, несомненно, самый печально известный американский философ своего поколения, резюмировал новый дух в названии своей антологии эссе «Лингвистический поворот» . В том же году Юрген Хабермас, вскоре ставший ведущим философом Германии, опубликовал свою попытку «обосновать социальные науки теорией языка».
Современники Фуко преследовали свою одержимость языком еще как минимум несколько десятилетий. Магнум опус Хабермаса под названием Теория коммуникативного действия (1981) по-прежнему посвящена изучению лингвистических условий рациональности. Англо-американская философия следовала той же линии, как и большинство французских философов (за исключением того, что вместо этого они склонялись к лингвистической природе иррациональности).
Однако, со своей стороны, Фуко шел дальше, несколько выделяясь среди своего поколения. Вместо того, чтобы оставаться в мире слов, в 1970-х годах он переключил свое философское внимание на власть, идею, которая обещает помочь объяснить, как слова или что-либо еще в этом отношении придают вещам тот порядок, который у них есть. Но непреходящее значение Фуко не в том, что он нашел какую-то новую основную концепцию, которая может объяснить все остальные. Власть у Фуко не есть еще одно философское божество. Ибо наиболее важным утверждением Фуко о власти является то, что мы должны отказаться относиться к ней так, как философы всегда относились к своим центральным понятиям, а именно как к единой и однородной вещи, которая настолько у себя дома, что может объяснить все остальное.
Фуко не пытался возвести философскую крепость вокруг своей фирменной концепции. Он лично был свидетелем того, как становились хрупкими аргументы философов, обратившихся к лингвистике, когда они все больше и больше анализировали с помощью слов. Поэтому сам Фуко категорически отказывался разрабатывать всеобъемлющую теорию власти. Интервьюеры иногда настаивали на том, чтобы он дал им единую теорию, но он всегда возражал. Такая теория, по его словам, просто не была целью его работы. Фуко по-прежнему наиболее известен своим анализом власти, и его имя для большинства интеллектуалов почти синоним слова «власть». Однако сам он не предлагал философии власти. Как это могло быть возможно?
В этом заключается богатство и сложность работы Фуко. Его философский подход к власти характеризуется новаторскими, кропотливыми, иногда разочаровывающими, а часто и ошеломляющими попытками политизировать саму власть. Вместо того, чтобы использовать философию для того, чтобы заморозить власть во вневременной сущности, а затем использовать эту сущность для постижения множества проявлений власти в мире, Фуко стремился избавить философию от ее ледяного взгляда, схватывающего сущности. Он хотел освободить философию, чтобы отслеживать движение силы, жар и ярость ее работы, чтобы определять порядок вещей.
Чтобы оценить оригинальность подхода Фуко, полезно сопоставить его с предшествующей политической философией. До Фуко политические философы предполагали, что власть имеет сущность: будь то суверенитет, господство или единый контроль. Немецкий социальный теоретик Макс Вебер (1864-1920) влиятельно утверждал, что государственная власть состоит в «монополии на законное применение физической силы». Томас Гоббс (1588-1679), английский философ и оригинальный теоретик государственной власти, видел сущность власти в государственном суверенитете. Гоббс считал, что в лучшем и чистом виде власть будет осуществляться с единственной позиции суверенитета. Он назвал его «Левиафан».
Фуко никогда не отрицал реальности государственной власти в гоббсовском смысле. Но его политическая философия проистекает из его скептицизма в отношении предположения (и это было всего лишь предположение, пока Фуко не поставил его под сомнение), что реальная власть является суверенной властью. Фуко признавал, что в мире существуют реальные силы насилия, и не только государственного насилия. Существует также корпоративное насилие из-за огромной конденсации капитала, гендерное насилие в форме патриархата и насилие, как явное, так и скрытое, связанное с превосходством белых в таких формах, как рабство движимого имущества, красная черта недвижимости, а теперь и массовое лишение свободы. Работа Фуко утверждала, что такие проявления силы были проявлениями суверенной власти, подобием Левиафана. В чем он сомневался, так это в предположении, что мы можем экстраполировать из этого простого наблюдения более сложную мысль о том, что сила всегда проявляется только в форме, подобной Левиафану.
Власть тем более коварна, что ее основные формы могут изменяться в ответ на наши попытки освободиться от ее хватки.
Видя сквозь воображаемую единичность власти, Фуко смог также представить, как она противостоит самой себе. Он смог выдвинуть гипотезу и, следовательно, изучить возможность того, что власть не всегда принимает только одну форму и что в силу этого данная форма власти может сосуществовать или даже вступать в конфликт с другими формами власти. . Такие сосуществования и конфликты, конечно, не просто спекулятивные загадки, а вещи, которые нужно эмпирически проанализировать, чтобы понять.
Таким образом, скептическое предположение Фуко позволило ему провести тщательное исследование действительных функций власти. Эти исследования показывают, что власть, которая легко пугает нас, оказывается еще более коварной, потому что ее основные формы действия могут меняться в ответ на наши постоянные попытки освободиться от ее хватки. Возьмем только один пример: Фуко писал о том, как классически суверенное пространство, такое как судебный суд, стало принимать в своих разбирательствах показания медицинских и психиатрических экспертов, чей авторитет и власть осуществлялись без обращения к суверенному насилию. Экспертный диагноз «невменяемость» сегодня или «извращенность» 100 лет назад мог бы смягчить или усилить судебное решение.
Фуко показал, как суверенная власть Левиафана (вспомните короны, конгрессы и капитал) за последние 200 лет столкнулась с двумя новыми формами власти: дисциплинарной властью (которую он также назвал анатомо-политикой из-за ее пристального внимания к обучению человеческое тело) и биополитика. Биоэнергетика была темой Фуко в «История сексуальности, том первый ». Тем временем сила дисциплины, анатомо-политика тела, была в центре внимания Фуко в «».0062 .
Больше, чем любая другая книга, это « Накажи и накажи », в которой Фуко выстраивает свой фирменный, скрупулезный стиль исследования реальных механизмов власти. Недавняя публикация практически полного набора лекций по курсу Фуко в Коллеж де Франс в Париже (вероятно, самом престижном академическом учреждении в мире, где Фуко читал лекции с 1970 по 1984 год) показывает, что курс «Научить и наказать » был результатом не менее пяти лет интенсивных архивных исследований. Пока Фуко работал над этой книгой, он был глубоко погружен в ее материал, руководил исследовательскими семинарами и читал огромные публичные лекции, которые теперь публикуются под такими названиями, как 9.0061 Карательное общество и Психиатрическая сила. Материал, к которому он обратился, очень широк: от зарождения современной криминологии до гендерно-гендерного конструирования истерии в психиатрии. Лекции показывают мысль Фуко в развитии и, таким образом, дают представление о его философии в разгар ее трансформации. Когда он, в конце концов, организовал свои архивные материалы в книгу, результатом стала консолидированная и эффективная аргументация Наказать и наказать .
Дисциплина, согласно историческому и философскому анализу Фуко, — это форма власти, которая говорит людям, как действовать, уговаривая их приспособиться к тому, что «нормально». Это сила в виде правильного обучения. Дисциплина не уничтожает субъекта, на которого она направлена, как это делает суверенитет. Дисциплина действует более тонко, даже с изысканной тщательностью, чтобы воспитать послушных людей. Фуко назвал послушных и нормальных продуктов дисциплины «послушными субъектами».
Образцовым проявлением дисциплинарной власти является тюрьма. Для Фуко главное в этом институте, самом распространенном месте наказания в современном мире (но практически не существовавшем как форма наказания до 18-го века), не в том, как он насильно заключает преступника в тюрьму. . Это суверенный элемент, сохраняющийся в современных тюрьмах и принципиально ничем не отличающийся от самых архаичных форм суверенной власти, применяющих насильственную силу над преступником, изгнанником, рабом и пленником. Фуко заглянул за пределы этого наиболее очевидного элемента, чтобы глубже заглянуть в сложный институт тюрьмы. Почему относительно недорогие методы пыток и смерти постепенно уступили место дорогостоящему комплексу тюрем? Было ли это просто, как мы привыкли думать, потому что мы все стали более гуманными в 18 веке? Фуко полагал, что такое объяснение наверняка упустит фундаментальный способ изменения власти, когда зрелища пыток уступают место лабиринтам тюрем.
Цель постоянного надзора — заставить заключенных считать себя подлежащими исправлению
Фуко утверждал, что если посмотреть на то, как работают тюрьмы, то есть на их механику, становится очевидным, что они устроены не так много, чтобы запереть преступников, чтобы подвергнуть их обучению, делающему их послушными. Тюрьмы – это прежде всего не места заключения, а исправительные учреждения. Важнейшей частью этого учреждения является не клетка тюремной камеры, а рутинные расписания, регулирующие повседневную жизнь заключенных. Что дисциплинирует заключенных, так это контролируемые утренние инспекции, контролируемое время приема пищи, рабочие смены и даже «свободное время» под присмотром множества обслуживающего персонала, включая вооруженных охранников и психологов с блокнотами.
Важно отметить, что все элементы наблюдения за тюрьмой постоянно видны. Вот почему так важно французское название его книги Surveiller et punir , что буквально означает «Наблюдать и наказывать». Заключенные должны знать, что они находятся под постоянным надзором. Цель постоянного надзора не в том, чтобы запугать заключенных, помышляющих о побеге, а в том, чтобы заставить их считать себя подлежащими исправлению. С момента утреннего подъема и до выключения света заключенные подвергаются непрерывному поведенческому контролю.
Важный шаг в заключении — уговорить заключенных научиться контролировать себя, управлять ими и исправляться. При эффективном надзоре заключенные больше не нуждаются в своих надзирателях. Ибо они станут сами себе слугами. Это послушание.
Чтобы проиллюстрировать эту отчетливо современную форму власти, Фуко использовал образ в книге «Накажи и накажи », которая стала по праву известной. Из исторических архивов Фуко достал почти забытую схему канонического английского философа-моралиста Джереми Бентама (1748-1832). Бентам предложил тюрьму с максимальным наблюдением, которую он назвал «Паноптикум». Центральным в его предложении была архитектура, предназначенная для исправления. В «Паноптиконе» внушительная материальность тяжелых камней и металлических решеток физического заключения менее важна, чем невесомые элементы света и воздуха, через которые каждое действие заключенного должно проходить под надзором.
Дизайн Паноптикона был прост. Круг клеток расходится наружу от центральной сторожевой башни. Каждая камера расположена лицом к башне и освещена большим окном сзади, так что любой, находящийся внутри башни, может видеть сквозь камеру и легко замечать действия заключенного в ней. Охранная вышка хорошо видна заключенным, но из-за тщательно сконструированных глухих окон заключенные не могут заглянуть в башню, чтобы узнать, следят ли за ними. Это замысел непрерывного наблюдения. Это архитектура не столько исправительного дома, сколько, по словам Бентама, «мельницы для честного перемалывания негодяев».
Казалось бы, Паноптикум так и остался мечтой. Ни одна тюрьма никогда не строилась в соответствии с точными спецификациями Бентама, хотя некоторые из них приблизились к этому. Одно приближение, Стейтвилльский дом «F» в Иллинойсе, был открыт в 1922 году и окончательно закрыт в конце ноября 2016 года. Но главное в Паноптиконе было то, что это была всеобщая мечта. Не нужно быть запертым в тюремной камере, чтобы подвергаться ее замыслам дисциплинарной выездки . Самая пугающая линия в Дисциплина и наказание — это последнее предложение раздела, озаглавленного «Паноптизм», где Фуко иронично спрашивает: «Удивительно ли, что тюрьмы похожи на фабрики, школы, казармы, больницы, которые все похожи на тюрьмы?» Если Фуко прав, мы правы. подвластны силе правильного обучения всякий раз, когда мы привязаны к нашим школьным партам, нашему положению на конвейере или, возможно, больше всего в наше время, к нашим тщательно подобранным кабинкам и офисам открытой планировки, столь популярным сегодня в качестве рабочих мест.
Это была биосила психиатров и врачей, которая превратила гомосексуальность в «извращение». Но это сила. Классически власть принимала форму силы или принуждения и считалась наиболее чистой в актах физического насилия. Дисциплина действует иначе. Оно захватывает нас по-разному. Он не захватывает наши тела, чтобы уничтожить их, как всегда угрожал сделать Левиафан. Дисциплина скорее тренирует их, тренирует и (используя излюбленное слово Фуко) «нормализует» их. Все это составляет, по мнению Фуко, отчетливо тонкую и безжалостную форму власти. Отказ признать такое дисциплинирование формой власти означает отрицание того, как человеческая жизнь формировалась и проживалась. Если единственной формой власти, которую мы готовы признать, является суверенное насилие, мы находимся в плохом положении, чтобы понять ставки власти сегодня. Если мы неспособны видеть власть в других ее формах, мы становимся бессильными сопротивляться всем другим способам, которыми власть заставляет себя формировать нас.
Работа Фуко показывает, что дисциплинарная власть была лишь одной из многих форм, которые власть приняла за последние несколько сотен лет. Дисциплинарная анатомо-политика сохраняется наряду с суверенной властью, а также силой биополитики. В своей следующей книге, «История сексуальности », Фуко утверждал, что биополитика помогает нам понять, как яркое сексуальное изобилие сохраняется в культуре, которая регулярно говорит себе, что ее истинная сексуальность подавляется. Биовласть не запрещает сексуальность, а скорее регулирует ее в максимальных интересах очень частных концепций воспроизводства, семьи и здоровья. Это была биосила психиатров и врачей, которая в 19ХХ века превратили гомосексуальность в «извращение» из-за того, что не смогли сосредоточить сексуальную активность на здоровой репродуктивной семье. Было бы маловероятно, если не невозможно, добиться этого суверенными актами прямого физического принуждения. Гораздо более эффективными были армии медиков, которые помогали вылечить своих пациентов в своих предполагаемых личных интересах.
Другие формы силы также существуют среди нас. Некоторые считают силу данных — то есть информационную мощь социальных сетей, анализа данных и непрерывной алгоритмической оценки — наиболее значительным видом силы, появившейся после смерти Фуко в 1919 г.84.
Те, кто боится непредсказуемости свободы, считают Фуко слишком рискованным
Для выявления и столь искусного анализа механизмов современной власти, отказываясь при этом развить ее в единую и единую теорию сущности власти, Фуко остается философски важным. Резкий философский скептицизм, в котором коренится его мысль, не направлен против использования философии для анализа власти. Скорее, вызывает подозрение бравада идеи о том, что философия может и также должна раскрывать скрытую сущность вещей. Это означает, что фирменное слово Фуко — «сила» — не является названием сущности, которую он выделил, а скорее является указателем целой области анализа, в которой должна постоянно трудиться философия.
Те, кто думает, что философия все еще нуждается в выявлении вечных сущностей, найдут точку зрения Фуко совершенно неубедительной. Но те, кто думает, что то, что кажется вечным каждому из нас, будет различаться в зависимости от поколения и географического положения, с большей вероятностью найдут вдохновение в подходе Фуко. Что касается центральных понятий политической философии, а именно концептуальной пары власти и свободы, Фуко сделал ставку на то, что люди, скорее всего, выиграют больше для свободы, отказавшись заранее определять все формы, которые может принять свобода. Это значит слишком отказываться от статических определений власти. Только следуя за властью везде, где она действует, свобода имеет хорошие шансы на процветание. Только анализируя власть в ее множественности, как это делал Фуко, у нас есть шанс установить множественность свобод, которые противостоят всем различным способам, которыми власть приходит, чтобы определить пределы того, кем мы можем быть.