Site Loader

Содержание

Виды предохранителей: назначение, описание, маркировка

Предохранители используются везде и всюду – они есть в технике, в самых разных электрических устройствах, автомобилях, промышленном оборудовании. Существует множество видов этих элементов. Для чего они нужны и в чем их особенности? Рассмотрим основные виды предохранителей.

Характеристика

Предохранитель – это общий термин, который достаточно устойчиво используется в области электрики. Эта деталь предполагает защиту для проводов, оборудования и электрических сетей.

назначение предохранителей Предохранитель представляет собой коммутационное изделие. В чем его назначение? Предохранитель призван защитить электрическую сеть от высоких токов и коротких замыканий. Принцип действия детали очень простой – в случае образования сверхтоков разрушается специально предназначенный для этого элемент. Зачастую это плавкая вставка. Так устроены все виды стеклянных предохранителей.

Эти вставки – обязательный элемент, без которого невозможен ни один вид предохранительных элементов. Внутри нее также имеется и специальное дугогасительное устройство. Вставки в предохранителях изготавливаются из фарфоровых или фибровых корпусов и закрепляются в специальные части, что проводят электрический ток. Элементы, предназначенные под малые токи, могут и вовсе не иметь корпуса.

Плавкий

Это наиболее распространенные виды предохранителей для использования в быту. Наверное, это единственный элемент, который проще всего диагностировать на предмет исправности. Для этого нужно просто посмотреть деталь на просвет – будет видно, цела плавка вставки или нет.

виды стеклянных предохранителейИзготавливают данные детали в стеклянном корпусе.

Плавкий трубчатый керамический

Этот элемент практически ничем не отличается от стеклянного изделия. Единственное различие в материале, из которого изготовлен корпус. Но в эксплуатации эти детали не так комфортны – диагностировать «на свет» уже не выйдет. Для проверки необходимо использовать тестеры или мультиметры.

Плавкая вставка ПВД

Эти типы предохранителей функционируют на базе такого же принципа.

устройство предохранителя Но здесь конструкция модифицирована таким образом, чтобы видеть состояние детали. Так, если элемент перегорел, то в задней части изделия появится специальный флажок.

Элементы с кварцевым песком

Эти предохранители отличаются высокими дугогасящими характеристиками. Производят их в двух исполнениях: в корпусе из керамических материалов или в стеклянных корпусах. Зачастую изделие рассчитано на работу с большими токами. Существуют и еще усовершенствованные модели. Устройство предохранителя предусматривает еще одну деталь, по конструкции подобную ПВД. Он необходим, чтобы можно было узнать, какой из предохранителей перегорел.

Быстродействующие предохранители

Эти изделия ничем особенным от остальных не отличаются. Различие только в том, что при возникновении короткого замыкания плавкая часть сгорает очень быстро.

SMD

Данные изделия можно встретить в электронных устройствах. Они очень миниатюрны. Принцип действия и назначения предохранителей – защитить технику от высоких токов, с чем они отлично справляются.

Самовосстанавливающиеся

Это достаточно интересные решения. Самовосстанавливающийся предохранитель представляет собой деталь, внутри которой находится специальный пластик. Пока пластиковая вставка холодная, она может проводить электричество. Как только вставка разогреется до определенной температуры, ее токопроводящие свойства теряются за счет увеличения сопротивления.

виды предохранителей После остывания ток снова сможет проходить через изделие. Плюс данных деталей в том, что после перегорания нет никакой нужды в замене элемента. Промышленность выпускает эти изделия в различных видах. Они подходят для пайки по технологии навесного или поверхностного монтажа. В основном эти виды предохранителей используют в маломощных схемах.

Взрывные

Если все вышеперечисленные изделия знает каждый, то взрывной предохранитель – это редкая группа. Процесс перегорания детали обеспечивается достаточно эффектным звуком. Специальное взрывное устройство, которое закрепляется на токопроводящей детали, взрывается. За это отвечают специальные датчики. Последние следят за током в электрической цепи. Это очень точные предохранители, так как они практически не зависят от характеристик металла на токопроводящей детали. Данный элемент зависит от точности датчика тока.

Другие типы предохранителей

Для работы в цепях высокого напряжения используют специальные автогазовые, газовые изделия, а также элементы жидкостного типа. Существуют даже стреляющие предохранители. В обыденной жизни их увидеть нельзя – это профессиональное мощное оборудование.

Маркировка и обозначения

Каждый производитель изготавливает предохранители под определенным кодом или артикулом. Номер предохранителя позволяет в каталогах найти и уточнить технические характеристики. Зачастую эти коды можно найти на корпусах изделий. Также код может наноситься на металлическую часть. Кроме кодов, на корпусе также могут указываться основные данные – это номинальный ток в А, номинальные напряжения в В, отключающие характеристики либо особенности конструкции. По этим данным можно определить назначение предохранителей.

номер предохранителя

Итак, величина номинального тока – это максимально допустимое значение, при котором деталь может нормально функционировать в течение длительного срока.

Номинальные напряжения – это максимально допустимое напряжение, при котором деталь безопасно разрывает цепь в случае короткого замыкания или при перегрузке в сети.

Отключающей способностью называют максимальные токи. При них предохранитель сработает, но корпус его не будет разрушен.

Характеристиками называют зависимость времени, при котором рушится плавкий элемент от тока, что протекает через деталь. Разные виды предохранителей по характеристикам объединены в группы по особенностям применения и скорости срабатывания.

типы предохранителей Обычно эти характеристики указывают на силовых деталях. Для обозначения используются буквы латинского алфавита. Первой обозначается отключающая способность. Так, G – это полный диапазон, деталь способна защитить цепь и от перегрузки, и от короткого замыкания. А – диапазон частичный, а такие виды предохранителей защищают только от коротких замыканий.

Второй буквой обозначаются типы цепи:

  • G – цепь общего назначения.
  • L – защита кабелей, а также распределительных систем.
  • M – защита цепей в электродвигателях.
  • Tr – предохранитель, способный защитить трансформаторную сеть.

Элементы с буквой R используются вместе с силовым полупроводниковым оборудованием. А PV сможет обеспечивать защиту солнечных батарей.

Итак, мы рассмотрели, какие бывают виды предохранителей и какую они имеют маркировку.

Как выбирать автомобильные предохранители?

Предохранитель представляет собой эффективное средство защиты автомобиля от короткого замыкания. К выбору автомобильных предохранителей нужно относиться очень серьезно, так как в случае покупки некачественного товара могут возникнуть не только мелкие неисправности, но и серьезные проблемы, вплоть до возгорания автомобиля.

Большинство автолюбителей согласятся с тем, что на выбор дорогих деталей к своим машинам мы тратим уйму времени, консультируясь со специалистами, спрашивая советов у знакомых, читая информацию в интернете. А вот на такие мелочи, как автомобильные предохранители, многие вообще не обращают внимания, приобретая первый попавший кусок пластмассы. Однако подобный подход абсолютно не верен, так как выбор некачественного предохранителя может повлечь за собой серьезные проблемы. Как же найти хороший автомобильный предохранитель и на что обращать внимание при покупке? Попробуем разобраться.

Определение предохранителя


Предохранитель представляет собой электрический аппарат, который выполняет важную защитную функцию. Автомобильный предохранитель играет роль защитника электрической цепи и ее элементов, которые могут перегреться или даже загореться в результате протекания тока большой силы, что может произойти при коротком замыкании. Чаще всего возгорание автомобиля происходит именно из-за замыкания электрической проводки. Если бы все владельцы автомобилей относились к выбору предохранителей серьезно и ответственно, то количество сгоревших машин резко бы уменьшилось.

О чем говорят цифры на предохранителях?

На каждом предохранителе нанесены определенные цифры. Эти цифры означают силу тока, измеряемую в амперах (А), при превышении которой предохранители перегорают.

Где находятся предохранители в автомобиле?

Практически в каждом современном автомобиле имеется два блока предохранителей. Как правило, первый из них находится возле левого стакана под капотом. Второй блок располагается в салоне машины прямо под панелью возле педалей. Чтобы открыть доступ к автомобильным предохранителям, нужно просто поднять крышку блока. Сделать это можно даже без использования специальных инструментов. Достаточно просто одной рукой нажать на защелку, после чего другой рукой необходимо открыть крышку.

Как отличить некачественный и неисправный предохранитель?

На самом деле вычислить некачественный предохранитель очень легко. Самым быстрым и эффективным методом является подключение предохранителя к аккумуляторной батарее. Далее достаточно просто понаблюдать за происходящей реакцией. В том случае, если предохранитель перегорает, остальные предохранители из набора можно использовать в своем автомобиле. Если же предохранитель расплавится, это значит, что подобные предохранители ни в коем случае нельзя использовать.

Признаком некачественных предохранителей также являются тонкие ножевые контакты, которые могут вызвать нагрев соединений и стать причиной оплавления того места, где предохранители устанавливаются в блоке.

Выявить вышедший из строя предохранитель можно даже визуально. Нужно обратить внимание на среднюю часть предохранителя, которая выгорает, если происходит скачок напряжения.

К чему может привести неисправный предохранитель?

Такой «копеечный товар», как автомобильные предохранители, на самом деле играет очень важную роль. В лучшем случае, если предохранитель перегорит не вовремя, перестанут работать стеклоочистители, без которых невозможно обойтись при проливном дожде.

Если же некачественный предохранитель не сработает тогда, когда произойдет замыкание, как минимум, Вы сможете отделаться сгоревшей проводкой. Но нередко происходят происшествия, когда из-за вышедшего из строя предохранителя автомобиль сгорает полностью.

Как найти в блоке нужный предохранитель?

В любом современном автомобиле находится большое количество предохранителей, каждый из которых должен бесперебойно функционировать для защиты какого-то прибора или лампочки. К примеру, когда перестает работать сигнал, необходимо вскрыть блок и найти значок на крышке, который имеет вид дудки. Расположение автомобильного предохранителя в блоке полностью соответствует расположению изображения на крышке.

Как заменить предохранитель в автомобиле?

Для начала необходимо найти в блоке предохранитель, который вышел из строя. Далее предохранитель вытаскивается из гнезда, а на его место вставляется новый с соответствующей цифрой и цветом, что очень важно.

Как правило, предохранители вставлены в розетки достаточно плотно, поэтому вытащить их пальцами не получится. Для того чтобы достать предохранитель из гнезда, в блоке, а также в упаковке, должна находиться специальная прищепка.

Покупка предохранителя в магазине

Автомобильный предохранитель можно приобрести практически в любом автомагазине. На упаковке обязательно должна быть указана точная информация о производителе. Если информации нет, то лучше воздержаться от подобных покупок.

Желательно отдавать предпочтение автомобильным предохранителям, выполненным из прозрачной пластмассы. В таком случае можно будет визуально увидеть неисправность, если перегорит плавкий элемент. Конечно, это требование некритично.

Если Вы сделаете правильный выбор, хороший предохранитель должен работать, не перегорая, в течение 100 часов, если ток будет превышать номинальный на 10 процентов.

Зачем нужен предохранитель?

Плавкие предохранители имеются в любом автомобиле и во многих моделях электротехники, ведь если возникнет короткое замыкание или перегрузка в электрической сети, то оборудование вполне может выйти из строя.

Главная их функция сводится к размыканию электрической цепи, в тех случаях, если сила тока в ней превышает все допустимые значения.

Значит, предохранители способны предоставить эффективную защиту, как для электрооборудования, так и для проводки.

1

В случае их использования, риск возгорания и короткого замыкания сводится к нулю.

А главное достоинство предохранителей заключается в том, что стоят они копейки, а оберегают дорогостоящее оборудование.

2

Если предохранитель выходит из строя, то его замена никак не связана с серьёзными финансовыми вложениями и трудностями установки.

Правда, менять сгоревший предохранитель нужно на его номинальный аналог. Ибо определяющей его характеристикой считается сила тока.

При срабатывании предохранителя, он приходит в негодность, то есть, получается, что он весь электрический удар, возникший в сети, принимает на себя.

Существуют более мощные предохранители, действие которых распространяется не на отдельный электроприбор или малую электросеть.

3

4

А на одно или несколько помещений, или даже квартиру.

5

Сила тока и влияние ее на работу предохранителя

В случаях, когда сила тока имеет действующее значение, превышающее допустимое, то предохранитель срабатывает стопроцентно.

А в цепь каждого отдельно взятого оборудования устанавливается персональный предохранитель, имеющий соответствующий номинал.

Когда в электрическую цепь устанавливается вставка плавкая, рассчитанная на меньшую силу тока, то она способна сработать и при пониженном значении силы тока.

Конечно, такой предохранитель может обеспечить защиту другим устройствам, вот только менять его нужно будет почаще.

А когда устанавливается вставка плавкая, рассчитанная на более высокую силу тока, никто не даст гарантии, что проходящий по цепи ток, может быть выше, чем допускается для устройств.

6

Значит, эти устройства просто перегорят, а предохранитель не выполнит свою задачу.

Специфика замены предохранителя

Чтобы произвести замену вставки плавкой, нужно сначала выяснить причину её перегорания.

Обычно, столь неприятное явление наблюдается при нарушении целостности проводов или же в результате сбоя работы оборудования.

При неисправностях генератора и электрических сетей перегорание предохранителей также возможно.

Определить, какой именно предохранитель перегорел, очень просто даже без специальных приборов: если есть подозрение, что сгорел какой-то конкретный предохранитель, нужно его просто извлечь из гнезда, а на его место поставить, к примеру, отвёртку.

Как делать не нужно.

7

Включённое заранее оборудование, нужно отключать в произвольной последовательности.

Если в процессе отключения между гнёздами будет появляться искра, то это укажет, какое именно устройство пришло в негодность.

Но не забудьте, что на отвертке должна быть изоляционная ручка, а на руках у вас должны быть диэлектрические перчатки.

это что такое? Принцип работы предохранителей

Электроника в автомобиле отвечает за множество систем и подсистем. Освещение, аудиосистемы, охлаждение, да что там, вы даже двигатель не запустите, если отключится электричество. К сожалению, в этой области «плавают» многие водители и не всегда способны справиться с неполадками в электрической цепи, несмотря на то, что часто проблемы связаны лишь со сгоревшим предохранителем. Это защитный механизм, который часто приходит в негодность и дезориентирует водителей. В нижеизложенном материале подробнее обсудим, что собой представляет предохранитель, как он работает и как произвести замену в случае выхода из строя одного из них.

предохранитель – это

Что такое предохранитель?

Предохранитель — это специальное коммутационное электрическое устройство, задачей которого является отключение защищенной цепи ее размыканием или разрушение (сгорание) заранее предусмотренных токопроводящих частей при прохождении по ним чрезмерно высокого электрического тока. Грубо говоря, предохранитель – это защищающий механизм, самоуничтожающийся в случае угрозы для всей электроники (в автомобиле или электроприборах). Некое самопожертвование, если рассуждать метафорически.

Принцип работы предохранителя

В автомобилях используются плавкие предохранители и подбираются в соответствии с номинальной допустимой нагрузкой. В случае чрезвычайной ситуации, когда напряжение возрастает, плавкая вставка предохранителя разрушается и размыкает электрическую цепь.

Процесс саморазрушения запускается в случае:

  • Короткого замыкания – возникает в том случае, если была нарушена изоляция токопроводящих частей или неправильного подключения приборов. Проблема перетертых кабелей изоляции в автомобиле вообще одна из самых частых причин перегорания предохранителей.
  • Несовместимости мощностей устройства-потребителя и номинальной силы тока, дозволенная для конкретной электрической цепи. С этой проблемой сталкиваются те, кто решил установить в свою машину дополнительное электрооборудование (освещение, магнитолы и иже с ними). Такие мощные потребители энергии питаются от базовой электропроводки, которая не рассчитана на столь высокую величину тока. Из-за превышения мощности тока провода оплавляются и приводят к короткому замыканию, что и выводит предохранители из строя.

Где предохранитель?

Порог срабатывания предохранителей

Из описанного выше становится ясно, что предохранитель в автомобиле разрушается в случае превышения номинального значения электричества. Плавкая часть предохранителя перегревается и сгорает.

Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U.

  • Inom – это номинальная величина тока, которая измеряется в Амперах;
  • Pmax – это максимально возможная нагрузка, которую может обрабатывать тот или иной прибор. Мощность указывается на приборах и измеряется в Ваттах;
  • U – это уровень напряжения сети. Данный показатель измеряется в Вольтах. Уровень напряжения в сети автомобиля составляет 12 Вольт.

Типы предохранителей

Плавкие предохранители категоризуются по номинальной мощности, а также по размеру самих предохранителей.

По размеру предохранители делятся на:

  • Микро – самые компактные.
  • Мини – чуть больше (16 миллиметров).
  • Норма – обычный размер (19 миллиметров).
  • Макси – самый крупный (34 миллиметра).

Предохранители ВАЗ

Куда важнее разделение по силе тока. Для удобства они все помечены определенными цветами, но ориентироваться только на цвет не стоит, так как в автомобилях ВАЗ предохранители помечаются цветами, отличными от таковых в иномарках, потому что никаких стандартов в этой области не существует.

Расположение предохранителей

Первое, с чем придется столкнуться автолюбителю при попытке проверить состояние предохранителей или заменить их, – поиск предохранительного блока. Дело в том, что выяснить, где предохранитель расположен, задача нетривиальная. В разных моделях машин блок с предохранителями расположен в разных частях салона или даже под капотом. Иногда количество предохранителей сильно возрастает, и производитель авто ставит по несколько блоков в разных частях машины. Из-за подобного беспорядка предложить универсальную схему или инструкцию для поиска предохранительного блока просто невозможно. Например, в машинах отечественного производства предохранители находятся под капотом (классический вариант расположения для «Жигулей»). В иномарках ситуация сложнее. Предохранители в «Тойоте-Королла» расположены справа от руля на приборной панели. Казалось бы, производители одной страны должны быть схожи в выборе расположения элементов, но на деле все иначе. Предохранители в «Ниссан-Альмера» расположены слева от руля, в небольшом кармане.

Предохранители находятся

Проверка предохранителей

Рабочий предохранитель – это в первую очередь безопасность. Поэтому необходимо поддерживать их в рабочем состоянии. Если какой-то элемент электроники в автомобиле вышел из строя, необходимо проверить работоспособность детали. Каким образом это сделать? Многие водители просто получают доступ к предохранительному блоку и поочередно вынимают предохранители для визуальной оценки их состоянии. Владельцы автомобилей просто смотрят, не повреждена ли перемычка в предохранителе. Безусловно, такой способ работает, но он типичен для дилетантов, да и к тому же, не всегда надежен, ведь перемычка может остаться целой даже в том случае, если предохранитель сгорел. Для проверки состояния деталей лучше включить ту цепь, что перестала функционировать (это может быть любая электроника, будь то фары, печка или стереосистема), а затем с помощью мультиметра проверить уровень напряжения в предохранителе, отвечающем за эту цепь. Такая проверка займет гораздо меньше времени и даст точный результат.

какой предохранитель?

Замена предохранителей

Если предохранитель вышел из строя, то его необходимо сразу же заменить. Для начала находим блок предохранителей (если блок расположен под капотом, то заранее следует отключить аккумулятор). Снимаем болты с крышки предохранительного блока. Гаечным ключом на 10 выкручиваем гайку, что удерживает хомут с проводами. Это делается для того, чтобы их сдвинуть (они закрывают доступ к предохранителям). Также для большего комфорта можно демонтировать панель с предохранителями, но это необязательно. Затем просто снимаем нерабочий предохранитель и ставим на его место новый (естественно, подходящий по размеру и по номиналу).

Выбор и проверка предохранителя

Выбирая, какой предохранитель нужно именно вам, необходимо иметь в виду ряд условий. Выбирая новую деталь, необходимо обращаться только к проверенным производителям, отвечающим за качество своей продукции. Желательно посоветоваться с другими автолюбителями, располагающими идентичным авто и нагрузкой на электрическую цепь. Это очень важно, так как большая часть предохранителей изготавливаются в Китае, где этот процесс никто не контролирует. Из-за некачественной продукции можно не только уничтожить электронику, но и весь автомобиль. Бывали случаи, когда сгорал блок с предохранителями, а сами предохранители оставались целыми.

Предохранители Тойота

Чтобы проверить качество детали, необходимо спровоцировать короткое замыкание вне автомобиля, и если предохранитель сгорит, значит, он качественный и можно брать всю партию, чтобы заменить испорченные в вашем авто.

Для создания искусственного короткого замыкания нужно примотать к концам предохранителя по проводу, а затем один из них подключить к плюсу, а второй к минусу и пустить по ним электрический ток с напряжением выше номинального.

Предохранители Ниссан

Установка дополнительного оборудования

Если вы планируете установить в автомобиль дополнительное оборудование, необходимо выяснить, выдержит ли штатная проводка вашей машины такую нагрузку. Если же нет, то для нового оборудования нужно будет провести отдельную проводку, а номинальный ток предохранителя для него должен быть в полтора раза выше, чем номинальный ток в цепи. Для расчета нагрузки можно воспользоваться законом Ома и специальными таблицами.

Предохранитель (часть оружия) — Википедия

Предохрани́тель

 — устройство в огнестрельном оружии, не дающее оружию совершить случайный выстрел. Предохранитель во включенном состоянии может препятствовать движению ударника, курка, шептала, спускового крючка, затвора или одновременно нескольких из этих деталей. В ряде образцов оружия при включении предохранителя происходит также безопасный (без выстрела) спуск с боевого взвода.

В более общем смысле — устройство, предохраняющее оружие или боеприпас любого типа (гранату, бомбу, мину, боеголовку и т. п.) от случайного или преждевременного срабатывания.

Идея предохранения огнестрельного оружия от случайного выстрела очень стара. Уже оружие с фитильным замком имело крышку над полкой, которая могла закрываться, так, что при случайном спуске курка фитиль не воспламенял затравочный порох.

предохранительный взвод курка.

На ударно-кремнёвых замках со временем появился предохранительный взвод курка, или полувзвод: стрелок взводил курок до половины, при этом шептало спускового механизма попадало в глубокий поперечный вырез лодыжки курка, и спусковой крючок блокировался. Для выстрела курок нужно было взвести на боевой взвод, при этом шептало входило во второй, менее глубокий вырез боевого взвода, с которого курок уже мог быть спущен нажатием на спусковой крючок. Это стало необходимо, в том числе, благодаря появлению первых (дульных) патронов, созданных с целью повышения скорострельности военных с дула заряжаемых ружей. При использовании такого патрона его бумажная оболочка использовалась в качестве пыжа над пулей, поэтому порох сначала отсыпали на полку замка, а лишь потом высыпали в ствол. Если бы курок оставался во время досылания пули в ствол на боевом взводе, мог бы произойти случайный выстрел, который неминуемо закончился бы тяжёлой травмой стрелка. До появления дульных патронов порох для безопасности обычно насыпали из пороховницы сначала в ствол, а лишь потом на полку.

Первые предохранительные устройства в их современном виде появились ещё при ударно-кремнёвых, и даже колесцовых замках. На дорогих кремнёвых охотничьих ружьях и винтовках имелся предохранитель в виде расположенного на замочной доске позади курка движка, который в переднем положении фиксировал курок на полувзводе, так, что тот не мог быть не только спущен, но и взведён на боевой взвод. Это обеспечивало полную безопасность при ношении заряженного оружия. У колесцового замка предохранитель обычно имел вид расположенного в задней части замочной доски флажка, который в заднем положении не давал спустить взведённый курок, блокируя шептало. Такой же предохранитель могли иметь и наиболее дорогие варианты фитильных замков.

Современные предохранители действуют по схожему общему принципу, но часто способны блокировать не только взведённый, но и спущенный курок, а также другие детали спускового механизма или даже сам затвор, могут обеспечивать безопасный спуск курка при постановке оружия на предохранение.

В некоторых современных пистолетах и револьверах[1] существует встроенный замок фиксирующий оружие в безопасном положении и отпираемый специальным ключом.

Предохранители разделены на подгруппы, а именно внутренние, к которым у пользователя оружия в собранном состоянии нет доступа (иногда их также называют пассивными) и внешние предохранители, например, позволяющие пользователю контролировать их, перемещая штифт в положение «включено» или «выключено» (активные). И также автоматические или неавтоматические (ручные).

Рычаг впереди рукоятки пистолета Шварцлозе 1908 года — это предохранитель. С левой стороны рукоятки есть кнопка, которая при необходимости позволяет блокировать предохранитель в нажатом положении SIG Sauer P226. Оружие имеет расположенный с левой стороны рамы рычаг безопасного спуска курка (#5). При нажатии на этот рычаг он опускается вниз, поднимая шептало, и расцепляет его с прорезью боевого взвода курка.

Развитие пистолетов вскоре после их появления характеризовалось широким распространением систем со скрытыми внутри курковыми или — особенно — ударниковыми механизмами, отличающимися простотой устройства, высокой надежностью, хорошей защищенностью от засорения извне, а главное — компактностью. Однако эти механизмы имеют и недостатки, к числу которых прежде всего следует отнести невозможность плавного спуска скрытого курка или ударника.

Предохранители на пистолетах со скрытыми ударниками или курками могут быть неавтоматическими или автоматическими. Для большей безопасности пистолеты часто снабжаются и теми, и другими предохранителями.

Неавтоматические предохранители[править | править код]

Неавтоматические предохранители включаются обычно поворотом небольшого рычажка, запирающего ударный или спусковой механизм.

Автоматические предохранители[править | править код]

Автоматические предохранители представляют собой детали, выступающие над поверхностью рукояток Они постоянно находятся во включенном состоянии и выключаются только при правильном охвате рукоятки пистолета рукой стрелка. Случайный нажим на спусковой крючок, например в кармане, не может привести к выстрелу, так как направления движений спускового крючка и автоматического предохранителя обычно противоположны, и поэтому маловероятно, чтобы одновременно произошли два случайных нажима, противоположно направленные.

В рамку рукоятки пистолета M1911 вставляется рукояточный предохранитель, который блокирует курок, не давая ему сорваться со взвода, пока рукоятка полностью не обхвачена рукой.

Для повышения оперативности и безопасности обращения с пистолетом взвод ударника перед первым выстрелом производится с помощью рычага на передней стенке рукоятки, ниже спусковой скобы. Когда стрелок ослабляет хват, ударник снимается с боевого взвода и боевая пружина ослабляется.

Аналогичная версия встречается на некоторых пистолетах H & K, таких как серия HK P7, которые можно запускать только при нажатии на переднюю часть пистолетной рукоятки. При отпускании спусковой крючок блокируется. Его можно запустить только тогда, когда стрелок держит пистолет в руке, сжимает его рукоятку и одновременно нажимает на спусковой крючок.

Аналогичный, менее распространенный вариант встречается у полуавтоматических пистолетов Ortgies. Чтобы освободить предохранитель, пользователь должен нажимать на рычаг, пока он не войдет в заднюю часть рукоятки пистолета. Затем рычаг отпускается до тех пор, пока пользователь не активирует его, нажимая кнопку под замком, тем самым возвращаясь в исходное положение из-за давления пружины ударной иглы, тем самым снимая часть натяжения пружины. Это свойство очень приветствуется, потому что Ortiges — это карманный пистолет, разработанный для личной безопасности, и, следовательно, устраняет проблему освобождения предохранителя, когда кто-то должен выстрелить из пистолета. Крепкий захват рукоятки пистолета — все, что требуется, чтобы cпустить предохранитель.

Для пистолетов с открытыми курками используются предохранительные устройства аналогичные револьверным (см.) которые гарантируют, что при невыжатом спусковом крючке специальная деталь не позволяет бойку соприкоснуться с капсюлем патрона.

За последнее время преобладающее распространение получили пистолеты с курковыми механизмами и открыто расположенными курками. Эти системы оказались более удобными. Безопасность обращения с ними такая же, как и безопасность обращения с револьверами, — положение открытого курка хорошо заметно даже при беглом осмотре оружия Главное же достоинство ударных механизмов с открытыми курками заключается в том, что они допускают плавный спуск курков с боевого взвода, т е спуск без производства выстрела. Пистолет с патроном в патроннике и со спущенным курком в обращении ничуть не опаснее заряженного револьвера При этом боевая пружина находится не в напряженном состоянии, что позволяет хранить заряженный пистолет сколько угодно долго. В случае необходимости курок для первого выстрела может быть легко взведен одним движением пальца руки, которая держит оружие. Плавный спуск открыто расположенного курка равносилен включению предохранителя в бескурковых системах, а взведение курка — его выключению, поэтому курковые системы могут быть и без специальных предохранительных устройств.

Хорошим примером повышенного внимания конструкторов современных пистолетов к теме безопасного обращения представляет пистолет ГШ-18, который отличается повышенной боеготовностью, так как имеет самовзводный ударно-спусковой механизм и автоматический предохранитель. Он обладает четырьмя степенями предохранения: два автоматических предохранителя спуска и два предохранителя, срабатывающих при неполном запирании ствола. Один предохранитель спуска блокирует спусковой крючок и выключается при нажатии на нём кнопки, а другой блокирует разобщителем шептало в верхнем положении и выключается при полном нажатии на спусковой крючок. При неполном запирании ствола один предохранитель, состоящий из разобщающего механизма, исключает снижение шептала, а другой не позволяет ударнику разбить капсюль. Многоступенчатая система предохранения ГШ-18 полностью обеспечивает безопасность обращения с пистолетом в любых условиях эксплуатации, что подтверждено в процессе полигонных испытаний. В числе прочих тестов пистолет выдержал многократные падения с высоты 1,5 м на бетонную плиту с ударником, стоящим на боевом взводе. Помимо этого задняя часть ударника, находящегося на полувзводе, также служит индикатором взведения различимым как визуально, так и на ощупь, поскольку она выступает примерно на 1 мм в задней части затвора.

Предохранитель на спусковом крючке[править | править код]
На пистолетах Glock рычажок предохранителя вмонтирован в спусковой крючок. При нажатии на спусковой крючок выключаются внутренние блокировочные устройства, одновременно взводится и освобождается ударник для производства выстрела. Brügger-Thomet MP9 — швейцарский компактный пистолет-пулемет. Предохранитель на спусковом крючке.

Предохранитель на спусковом крючке блокирует движение крючка назад, освобождая его только при нажатии непосредственно на сам спусковой крючок. При нажатии на спусковой крючок выключаются внутренние блокировочные устройства. Выстрел возможен только при правильном нажатии на спусковой крючок. После каждого выстрела пистолет ставится на предохранитель до следующего нажатия на спусковой крючок.

Большинство револьверов не имеет предохранителя, управляемого стрелком. Ранее встречались системы с предохранителем флажкового типа или в виде клавиши на задней стенке рукоятки, которую стрелок нажимает, обхватывая рукоятку ладонью (некоторые коммерческие модели Smith & Wesson конца XIX — начала XX века). Револьвер ОЦ-38 имеет довольно необычную конструкцию. Его ударно-спусковой механизм двойного действия имеет ручной предохранитель, который находится на обеих сторонах корпуса. Такой предохранитель позволяет безопасно носить револьвер со взведённым курком.

В современных револьверах принимаются другие конструктивные меры для обеспечения безопасности: при невыжатом спусковом крючке специальная деталь не позволяет бойку соприкоснуться с капсюлем патрона; ударник выполняется отдельно от курка; применяются курки с «отбоем», то есть спущенный курок останавливается на некотором расстоянии от крайнего переднего положения и может двигаться дальше вперед и разбить капсюль только при нажатом спусковом крючке. Считается, что таких устройств достаточно, чтобы исключить возможность случайного выстрела даже при взведённом курке.

Необычным предохранительным устройством обладал револьвер Раст Гассер модель 1898, который производился австрийской компанией «Гассер» в конце XIX века и широко использовался военными балканских государств. Револьвер заряжается через заднюю дверцу аналогично револьверу Нагана. При открытой зарядной дверце курок не действует, но барабан может вращаться с помощью спускового крючка, что ускоряет процесс заряжания.

  • ОЦ-38 имеет ручной предохранитель, который находится на обеих сторонах корпуса.

  • Smith & Wesson Safety Hammerless с предохранителем в виде клавиши на задней стенке рукоятки, которую стрелок нажимает, обхватывая рукоятку ладонью.

  • «Бейте молотком по курку» — реклама, демонстрирующая надежность внутреннего предохранителя в револьверах Iver Johnson. Игра слов: по-английски и молоток, и курок называются hammer.

Магазинные винтовки с ручной перезарядкой[править | править код]

Затвор винтовки обр. 1891 года.
1 — стебель, 2 — боевая личинка, 3 — соединительная планка, 4 — курок. Для постановки на предохранитель курок нужно оттянуть назад до отказа и повернуть против часовой стрелки.

Для военной винтовки с ручным перезаряжанием, ношение которой с патроном в стволе вне боевых условий является редким исключением, предохранитель вряд ли может считаться сколько нибудь существенным механизмом: например, французские винтовки обходились и без него, причём это касается даже магазинных систем, вплоть до принятой незадолго до Второй мировой войны MAS-36. Предохранительное устройство в первой модели винтовки Лебеля было представлено поворотным курком (похожая система применялась в винтовке Мосина). В модели 1893 года от предохранителя отказались вовсе, поскольку на марше винтовка всё равно переносится с заряженным магазином, но пустым патронником.

В винтовке Мосина обр. 1891/30 г: ударник и витая цилиндрическая боевая пружина размещены в затворе. Сжатие боевой пружины происходит при отпирании затвора; при запирании — боевой взвод ударника опирается на шептало. Возможно взведение ударника вручную при закрытом затворе, для этого необходимо оттянуть назад курок (в данном случае курком называется наконечник, навинченный на хвостовик ударника). Для постановки на предохранитель курок нужно оттянуть назад до отказа и повернуть против часовой стрелки.

Schmidt-Rubin M1889 имеет Курок снабжённый кольцом для удобного захвата пальцем при постановке на предохранитель и взведении на боевое состояние. Для постановки курка на предохранительный взвод нужно оттянуть кольцо назад и повернуть вправо.

Mauser 98kMauserSystem98Verschluss-03.jpg

Хорошо известный в настоящее время рычажок предохранителя в виде флажка на винтовках системы Маузер был разработан для винтовки Gewehr 71 использующей 11-мм патроны, снаряжённые дымным порохом. Ha винтовках системы Маузер (Mauser 98k) в конце затвора справа был установлен трехпозиционный предохранитель:

  • 1 положение (предохранитель установлен в положении вправо) — ударник заблокирован, затвор заблокирован
  • 2-е положение (предохранитель в центральном положении) — ударник заблокирован, подвижный замок
  • 3-е положение (предохранитель установлен в положении налево — ударник разблокирован, подвижный затвор — винтовка готова к стрельбе

Предохранитель работает только тогда, когда винтовка заряжена; в противном случае предохранитель не будет двигаться.

В винтовке Ли-Энфилд предохранитель имеет вид поворотного рычажка, укреплённый слева ствольной коробки.

Предохранители на пистолетах-пулемётах[править | править код]

Предохранитель Стена- взводная рукоятка которая входит в зацепление с вырезом в на ствольной коробке Предохранитель на MAS 38MauserSystem98Verschluss-03.jpg M3 Подпружиненная крышка окна для выброса гильз служила также предохранителем , в закрытом положении блокируя затвор в переднем или заднем положении.

В большинстве пистолетов-пулемётов используется принцип работы автоматики со свободным затвором имеющего неподвижно закреплённый в чашечке затвора боёк, в частности — «Uzi», ППШ, ППС, и так далее. Оружие, использующее такую схему перезарядки, может выстрелить в результате сильного удара (например, при падении), если от удара затвор из крайнего переднего (нефиксированного) положения откатится по направляющим дальше окна подачи патронов магазина, или из крайнего заднего — сорвётся со стопора. В задней части затвора такого ПП времен ВМВ неподвижно расположена взводная рукоятка, также иногда используемая в качестве предохранителя — она может фиксировать затвор в заднем за счёт заведения рукоятки в специальный боковой отросток в задней части той же прорези так иногда и в переднем положении за счёт поперечного смещения расположенной на ней фишки, которая входит в зацепление со специальным вырезом в части прорези под взводную рукоятку на ствольной коробке, или за счет фиксации фишки на стенках прореза. MP 38/40 и ранний вариант MP 40 не имели сдвижной «фишки» (в виде грибка) на рукояти затвора, у них рукоять имела форму простого крючка, а затвор фиксировался только в крайне заднем положении, что при характерной для этого оружия (и пистолетов-пулемётов тех лет вообще) сравнительно примитивной конструкции было менее надёжно: при достаточно сильном ударе, направленном по продольной оси оружия, или его сильном сотрясении, например при спрыгивании с техники или приземлении парашютиста мог произойти случайный выстрел при затворе в крайнем переднем положении из-за его отхода по инерции назад с перебегом за магазин, последующим досыланием очередного патрона из магазина и накалыванием его капсюля бойком ударника под действием возвратно-боевой пружины. На более поздней модификации MP 40/II (с мая 1942 года) имелась «фишка» предохранителя, а в августе 1942 года в войска был спущен приказ, предписывающий к 20 мая 1943 года переделать все уже имеющиеся в подразделениях МП-38 и MP-40 с рукоятками-крючками, под рукоятки с «фишкой» путём выпиливания дополнительного фигурного паза для предохранителя в передней части прорези ствольной коробки.

  • MauserSystem98Verschluss-03.jpg

    MP-40: затвор со сдвижным (в поперечной плоскости) предохранителем на рукоятке взведения.

  • MP-38/40 затвор без сдвижного предохранителя

  • MP-38/40: с пропилом, но со снятым предохранителем.

MauserSystem98Verschluss-03.jpg Предохранитель ПП ППС (#30)MauserSystem98Verschluss-03.jpg Uzi. Предохранитель, он же переводчик режима огня, расположен на левой стороне оружия, возле рукоятки. На задней части рукоятки также расположен специальный предохранитель, допускающий стрельбу лишь при полном охвате рукоятки рукой.

Схожую проблему имел и британский ПП Стен Эта проблема так и не была решена во время ВМВ, однако уже после войны во Франции выпускались варианты Стена со схожим фигурным пазом для предохранителя в передней части прорези ствольной коробки.

Предохранитель ПП ППС расположен в передней части спусковой скобы. При сдвиге его назад он блокирует спусковую тягу и поднимает планку с вырезами, блокирующими рукоятку взведения, жёстко соединённую с затвором, и в спущенном, и во взведенном положении. В переднее — боевое — положение предохранитель переводится указательным пальцем. В некоторых модификациях при необходимости блокировки взведённого затвора рукоятка взведения может быть заведена в дополнительный поперечный паз на ствольной коробке. В таком положении взведённый затвор не может сорваться самопроизвольно даже при падении оружия или сильном ударе.

Рукоятка взведения затвора ПП Ingram MAC-10, находящаяся сверху ствольной коробки, также может выполнять роль предохранителя. Для постановки оружия на предохранитель нужно повернуть рукоятку взведения затвора вокруг продольной оси. При этом рукоятка перекрывает линию прицеливания, сигнализируя о включенном предохранителе.

MauserSystem98Verschluss-03.jpg ПП Suomi с автоматическим предохранителeм для блокировки затвора в переднем или заднем положении: #6 При нажатии на спусковой крючок, рычаг опускается, чтобы верхний его выступ отодвинулся от затвора и оружие могло стрелять.

После ВМВ появились варианты ПП с автоматическими предохранителями наиболее известным из которых является ПП УЗИ. Автоматический предохранитель УЗИ блокирует не спусковой крючок, а затвор, обеспечивая безопасность в обращении с оружием даже при падении или ударе.

Разработанный с самом конце ВМВ пистолет-пулемёт TZ-45 снабжён предохранителем в виде L-образного рычага прямо за горловиной магазина, он также выполняет функцию передней рукоятки. При нажатии на вертикальную часть рычага, горизонтальный рычаг опускается, чтобы верхний его выступ отодвинулся от затвора и оружие могло стрелять. Устройство, похожее на предохранитель некоторых моделей пистолета-путемёта Мадсен, не позволяет стрелять одной рукой.

MauserSystem98Verschluss-03.jpg Переводчик огня на SIG 550 (S — safe — предохранитель, 1 — стрельба одиночными, 3 — очередь с отсечкой по три патрона)

Автоматы зачастую имеют предохранитель, совмещенный с переводчиком режима огня который блокирует спусковой крючок и ограничивает движение затворной рамы.

  • MauserSystem98Verschluss-03.jpg

    Предохранитель пистолета Намбу Тип 14 в положении «огонь».

  • MauserSystem98Verschluss-03.jpg

    IMI Micro Uzi. S (safe) — предохранитель, F (fire) — автоматический огонь.

  • HK MP5 (S — Sicher — предохранитель, E — Einzelfeuer — одиночные, F — Feuer — автоматический огонь)

  • MG 34 S — Sicher — предохранитель, E — Einzelfeuer — одиночные, D — автоматический огонь

  • HK MP5K (режимы огня обозначены пиктограммами)

  • MauserSystem98Verschluss-03.jpg

    Vektor R4 «S»— safe — предохранитель, «R»—repetition- одиночные, и «A»— автоматический огонь.

  • FN F2000. Расположение двустороннего предохранителя/переводчика режимов огня под спусковой скобой. «S»- предохранитель, «1»- одиночные, «A»— автоматический огонь.

  • MauserSystem98Verschluss-03.jpg

    Škorpion vz. 61:» 0″-предохранитель, «1» — одиночные, «20′ — автоматический огонь)

  • Материальная часть стрелкового оружия. Под ред. А. А. Благонравова. — М.: Оборонгиз НКАП, 1945
  • Наставления по стрелковому делу. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1973
  • Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия. — М.: Воениздат, 1998.
  • Монетчиков С. Предохранительные механизмы и устройства стрелкового оружия // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2007. — № 03. — С. 48-51.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *