Site Loader

Содержание

3.2.3. Модель гармонического развития организации’

Попытаемся построить умозрительную модель развития. В каче­стве основы модели используем понятие «элемент». «Элемент» будем использовать как материал для создания любой организации (кадры, оборудование, компьютеры и т. п.).

Набор разнообразных элементов будет составлять алфавит. Все это в данном случае строительный материал, который может быть вбольшей или меньшей степени организован. Естественно предположить, что величина алфавита (набор различных элементов) создает неравные условия для построения разнообразных организаций. При этом чем бо­гаче алфавит, тем большее разнообразие и более сложные организации могут быть созданы. Создавать их будет развитие. Чем богаче алфа­вит, тем выше может быть уровень организации. То, что мы называем прогрессом, есть переход с низких на более высокие уровни организа­ции, или, иначе, переход в область более богатого алфавита.

При этом развитие алфавита носит гораздо более устойчивый и прогрессивный характер, чем организации, которые из него создаются.

Так, многие организации обанкротились, оказались нежизнеспособ­ными, хотя элементы их сохранились, например, оборудование. Что же мы будем понимать под организацией? Из всего многообразия парамет­ров, характеризующих организацию, выберем два: хаос и порядок. Вернее, один параметр—энтропию, с помощью которой можно харак­теризовать степень организации системы, то есть ее хаотичность или упорядоченность. Таким образом, развитие мы представили в двухкоординатной системе—изменение алфавита и степени организации (упо­рядоченности) системы. Степень организации (организованности) сис­темы реализуется как соотношение хаоса и порядка. А мы уже знаем: там, где возникает проблема соотношения, там следует вести речь огармонии.

Соотношение хаоса и порядка в организации систем любого уров­ня играет в процессе развития очень важную роль. И действительно, изсамого определения развития следует, что хаос нужно уменьшать, и система из неупорядоченных элементов благодаря самоорганизациисоздает упорядоченные структуры и процессы, обеспечивающие ему жизнь. Однако чем больше порядка и структурных взаимосвязей в сис­теме, тем меньше становится свобода выбора и способность к изменчи­вости. Наконец наступает момент, когда система рушится под грузом собственного порядка.

Итак, ни излишний хаос, ни излишний порядок не способствуют развитию системы. И только их определенное, то есть гармоничное со­отношение, создает необходимые условия развития.

Важнейшим моментом развития является переход на следующий уровень развития—уровень с большим набором элементной базы. Та­кой переход всегда осуществляется скачком и происходит при гармо­ничном соотношении хаоса и порядка. Чтобы наши рассуждения были более наглядны, рассмотрим пример развития транспортных средств, создаваемых человечеством. Начнем с гужевого транспорта. Используя определенный набор элементов (лошадь, колесо, ось, упряжь и т. д.), человек организовал (создал) достаточно гармоничные сооружения: ка­реты, дрожки, тарантасы. При определенных соотношениях данной орга­низационной системы (гужевого транспорта) с другими системами (про­изводством) произошел скачок транспортных средств на следующий уровень.

на-ло этажерку, чем стремительное транспортное средство.

Но проходит совсем немного времени, и в воздухе уже парят кра­савцы. Аналогичная картина и в живой природе. Стоит только вспом­нить, какими были первые летающие животные. Так что если рассмат­ривать развитие как соотношение изменения элементной базы и ееорганизации, то увеличение элементной базы обычно носит дезоргани­зующий характер. При этом эта дезорганизация служит как бы двига­телем развития, постоянно подталкивая развитие в область все более богатого алфавита и создания разнообразия. Такая аналогия имеет и чисто физический смысл. Любое движение машины вперед (прогресс)происходит благодаря тому, что сжигается — разрушается (регресс) топливо.

Наиболее сложен в этом плане процесс развития общества. Хотя общественное развитие, безусловно, несет свои особенности, общаякартина все-таки повторяется.

Кажется, что одна из трагедий нашего общества состоит в том, что мы не допускали в своем развитии регресса. Пытаясь уничтожить антагонистические противоречия и устранить в своем развитии регресс, мы тем самым значительно ослабили двигатель развития и исказили его гармоничную природу.

А она прощает многое, но не нарушение ее за­конов, среди которых закон гармоничного развития является ведущим.

Коснувшись проблемы общественного развития, хотелось бы за­тронуть еще одну проблему — проблему равенства. Идея равенства в жизни любого общества — одна из наиболее болезненных. Однако,увы, общества равенства построить не удалось пока никому. Безус­ловно, полного равенства быть не может, т. к. это неминуемо ведет к хаосу и анархии. Но стремление к равенству закономерно. Решениеэтой проблемы заложено в самом процессе общественного развития, направленного в область повышенного разнообразия. При этом рост разнообразия значительно снижает неравенство. Убедимся в этом на конкретном примере. Если имеется два вида транспорта: пешеходный и гужевой, — то пешеход и владелец тройки лошадей и кареты разли­чаются между собой очень сильно и в скорости передвижения, и в ком­форте, и в защите от внешних невзгод. Но вот разнообразие средствпередвижения значительно возросло — появились поезда, автомоби­ли, трамваи.

И хотя, конечно же, неравенство сохранилось: один едет в личном автомобиле, другой на трамвае; один в вагоне первого клас­са, другой — в общем, однако пассажир первого и третьего класса едут с одинаковой скоростью и вместе прибудут в нужный им пункт назначения. И хотя один из них будет сидеть на мягком диване, а дру­гой на жесткой скамейке, согласитесь, что в основном они стали бли­же к равенству. Так что чем выше уровень развития, тем неравенствостановится менее выраженным. Но чтобы к этому прийти, необходи­мо преодолеть значительное неравенство на низших уровнях разви­тия. Многие страны, пройдя через мучительные проявления неравен­ства на низших уровнях развития, достигли более высоких уровней,на которых неравенство выражено гораздо слабее. Опыт развития таких стран, как Англия, США, Япония, убедительно свидетель­ствует об этом.

Но вернемся к нашей модели развития. В ней была установлена связь между развитием и организацией: показано, что при определен­ном соотношении хаоса и порядка система может перейти на более вы­сокий уровень развития.

Закон гармоничного развития является веду­щим. Однако модель развития допускает и другой вариант. А если переход на более высокий уровень развития не состоялся, что тогда? Тогда система, дойдя до уровня максимальной упорядоченности (жест­кости) ДП = max, деградирует — распадается и скачком перейдет от максимальной упорядоченности к хаосу на том же уровне развития, то есть остается на той же элементной базе. И процесс развития начинает­ся сначала: элементы вступают в организационные соотношения, хаос уменьшается, а порядок возрастает, приближаясь к гармоничному со­отношению, то есть происходит процесс самоорганизации. И снова пе­ред системой встает проблема выбора: либо перейти на более высокий уровень развития (прогрессивный путь развития), либо, нарушив соот­ношение хаоса и порядка, деградировать и начать все сначала (регрес­сивный путь развития). Чтобы наши рассуждения приобрели большую наглядность, изоб­разим модель графически, (рис. 3.6). На модели развития а
р
а2, а3-элементная база (алфавит) развития, а32>а,.
Каждый последующий уровень развития имеет большую элементную базу. Точки q,, q2, q3 яв­ляются точками гармоничного соотношения хаоса и порядка и перехо­да с низшего уровня развития на более высокий. Точки d,, d2, d3 -точки деградации, распада системы. Алфавит при этом сохраняется, но организация системы резко уменьшается. Это особенно очевидно в живых системах, которые умирая разрушаются, превращаясь в набор исходных элементов. В общественных системах распад не носит та­кого тотального характера, но рост энтропии при этом происходит все же весьма значительный.Точки /,, /2, г’3являются исходными в организации соответствую­щего уровня. Траектория n
l
qli2q2i3q3 является траекторией гармонич­ного развития. На модели видно, что чем меньше разница между уров­нями, тем траектория ближе к гармоничной. Поэтому значительное расширение алфавита, которое произошло в начале нашего века в свя­зи с открытием атомного ядра, кванта и теории относительности, вне­сло существенный диссонанс в организацию мировой общественной жизни. Так что чем выше уровень развития, тем осторожнее должны быть шаги прогресса. Чем полнее чаша, тем боль­ше опасности ее расплескать.

Предложенная модель достаточно четко показывает соотноше­ние развития и гармоничного развития. И вот первый вывод, которыйможно сделать из анализа модели. В соотношении развитие или гармо­ничное развитие союз «или» следует заменить союзом «и». Развитие и гармоничное развитие — это единое целое, и различие их заключается в том, что гармоничное развитие является как бы каркасом — основой развития вообще.

Анализируя модель развития, приходим к постановке следующих вопросов:

  • при каком соотношении хаоса и порядка возникает наибольшая вероятность перехода на следующий уровень развития?

  • каково должно быть соотношение алфавитов различных уров­ней развития?

  • до какого уровня возможно развитие и имеется ли вообще грани­ца разнообразия?

Относительно последнего вопроса очевидно, что модель разви­тия имеет многоуровневый иерархический характер и что чем выше уровень развития, тем богаче и разнообразнее должен быть набор эле­ментной базы (алфавит). Однако принцип гармонического подхода требует и здесь соотношения. Рост разнообразия элементной базы с точки зрения формальной логики должен соотноситься с ее единством, то есть чем выше разнообразие элементной базы, тем сильнее должно быть ее единство. В противном случае это уже будет не организация, не целостная система. Этот тезис хорошо просматривается и в обще­ственном, и организационном развитии. В общественном развитии транспортные средства, связь, печать, телевидение, радио — все это работает на единство. В организационном развитии селекторные со­вещания, единая компьютерная информационная база, отделы по об­щественным связям, радио, связь, печать — все это внутри организа­ции работает также на единство. Дальнейшее развитие и рост разнообразия явно сдвигаются в область создания «средств единства» элементной базы.

Иерархия развития устанавливает соотношение между его уров­нями.

Вновь создающиеся структуры наглядно демонстрируют механизм взаимосвязи хаоса и порядка, переход одного в другое. В обществен­ных явлениях можно привести множество примеров самоорганизации лавинообразного типа. Буквально в считанные месяцы наши улицы обросли торговыми точками, как только государство чуть-чуть приот­крыло ворота частной инициативы.

Аналогичная ситуация самоорганизации акционерных предприя­тий, удельный вес которых в структуре современной экономики самый высокий.

Процессы самоорганизации не знают границ, они действуют по­всюду: в творчестве, в производстве, в сфере обслуживания и сервиса.Проблема эта очень сложна, поэтому попытаемся ответить только на один вопрос: как соотносятся между собой самоорганизация и гармонич­ное развитие? Наверное, сразу же возникает мысль, что гармоничное развитие— это самоорганизующийся процесс. Ведь гармоничное разви­тие — неискаженное развитие, использующее внутренние «силы» — со­отношения. Все это присуще и процессам самоорганизации.

Однако следует иметь в виду, что гармоническое развитие — про­цесс самоорганизующийся. Но далеко не каждый самоорганизующий­ся процесс можно назвать гармоничным. Например, такие явления как теневой бизнес, пьянство и наркомания, относятся также к самоорганизующимся явлениям, но никак не укладываются в рамки гармонии.

Энергетическая направленность развития человеческого общества (век пара, век электричества, атомный век) создала реальную опас­ность дисгармонии. Энергия получается в основном за счет разруше­ния колоссального количества высокоорганизованной материи и зна­чительного роста энтропии, то есть хаоса. Человечество все большедобывает нефти и газа, в то время когда свалки завалены горами горю­чего материала, которые могут использоваться для производства бен­зина, топливных брикетов и т. п. Энтропия растет с двух сторон. С одной стороны, разрушается то, что уже создано природой, с другой — хаос создается деятельностью человека.

Цивилизация (как специфическая форма развития), вероятно, дол­жна быть направлена не только на новые способы получения энергии,но и в большей степени на повышение эффективности ее использования и снижение энтропийности человеческой деятельности. В этой связи труд как главный источник благ человека следует представить в виде выра­жения

Т = Р + Т., где Т — труд, Р — работа, Т — творчество.

В представленном соотношении работа не отождествляется с трудом, а представляет собой только один из его компонентов. Другая сторона, при­чем ведущая, является творчеством. Работа как компонент труда -это проявление сил, действующих в природе. Работа сил в замкнутой системе сопровождается ростом энтропии, то есть уменьшением органи­зованности системы. Процесс, направленный против разрушения, явля­ется творчеством. Творчество это как раз тот компонент труда, с помощью которого организованность может не только не уменьшать­ся, но и значительно возрастать. Таким образом, работа и творчество имеют общий эквивалент организованность, разнонаправленный в своих проявлениях. Преобладание действий одной из сторон определяет характер труда от разрушительного (когда преобладает работа) до со­зидательного (когда преобладает творчество). «Слепая» работа сил раз­рушает стройную организацию природы, уничтожает человеческую куль­туру. Творческие же процессы создают неповторимые произведения развитие— это самоорганизующийся процесс. Ведь гармоничное разви­тие — неискаженное развитие, использующее внутренние «силы» — со­отношения. Все это присуще и процессам самоорганизации.

Однако следует иметь в виду, что гармоническое развитие — про­цесс самоорганизующийся. Но далеко не каждый самоорганизующий­ся процесс можно назвать гармоничным. Например, такие явления как теневой бизнес, пьянство и наркомания, относятся также к самоорганизующимся явлениям, но никак не укладываются в рамки гармонии.

Энергетическая направленность развития человеческого общества (век пара, век электричества, атомный век) создала реальную опас­ность дисгармонии. Энергия получается в основном за счет разруше­ния колоссального количества высокоорганизованной материи и зна­чительного роста энтропии, то есть хаоса. Человечество все большедобывает нефти и газа, в то время когда свалки завалены горами горю­чего материала, которые могут использоваться для производства бен­зина, топливных брикетов и т. п. Энтропия растет с двух сторон. С одной стороны, разрушается то, что уже создано природой, с другой — хаос создается деятельностью человека.

Цивилизация (как специфическая форма развития), вероятно, дол­жна быть направлена не только на новые способы получения энергии,но и в большей степени на повышение эффективности ее использования и снижение энтропийности человеческой деятельности. В этой связи труд как главный источник благ человека следует представить в виде выра­жения

Т = Р + Т., где Т — труд, Р — работа, Тв— творчество.

В представленном соотношении работа не отождествляется с трудом, а представляет собой только один из его компонентов. Другая сторона, при­чем ведущая, является творчеством. Работа как компонент труда -это проявление сил, действующих в природе. Работа сил в замкнутой системе сопровождается ростом энтропии, то есть уменьшением органи­зованности системы. Процесс, направленный против разрушения, явля­ется творчеством. Творчество это как раз тот компонент труда, с помощью которого организованность может не только не уменьшать­ся, но и значительно возрастать. Таким образом, работа и творчество имеют общий эквивалент организованность, разнонаправленный в своих проявлениях. Преобладание действий одной из сторон определяет характер труда от разрушительного (когда преобладает работа) до со­зидательного (когда преобладает творчество). «Слепая» работа сил раз­рушает стройную организацию природы, уничтожает человеческую куль­туру. Творческие же процессы создают неповторимые произведения искусств, уникальные инженерные сооружения. Следовательно, нару­шение соответствия человека с природой является не следствием его трудовой деятельности вообще, а результатом дисгармонии между рабочим и творческим компонентами труда.

Таким образом, предложенная модель развития основана на кон­структивной концепции — концепции гармонического развития. В ка­честве основных характеристик гармонического развития выступают:

  • стремление к единству;

  • иерархический рост разнообразия как элементной базы (алфави­та), так и структурного разнообразия;

  • источником развития является соотношение хаоса и порядка;

  • степень организации системы реализуется как соотношение хао­са и порядка;

  • энтропия — главный параметр, характеризующий степень орга­низованности системы, то есть хаотичность или упорядоченность.

Гармоничное развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход

В течение длительного времени человека делили на «био» и «социо», т. е. на его биологическую природу и социальную жизнь. Забывалась третья составляющая – духовная. Социальный человек, человек культуры – духовная личность. Воспитание духовности – это путь возрождения российской духовности, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.
Социально-культурная деятельность – основа духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру и включать личность в активную созидательную деятельность.
Духовность – знаковый пласт личности, который составляют общенациональные ценности. В России как многонациональном государстве этот вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэтнического взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспитания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа. Национальный нигилизм содержания российского образования всегда беспокоило выдающихся педагогов. К. Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобра-зованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится».
Весь мир знает беды и страдания нашего народа. Становится горьким и одновременно модным штампом писать о разгуле безнравственности, злобы, ненависти, удовлетворять только свои потребности, не считаясь ни с кем и ни с чем. Нет у нас недостатка и в иноземных рецептах и пророках, обещающих много, если будем исполнять их требования.
О том, что население России крайне нуждается в духовной помощи, свидетельствуют опросы, наблюдения, глубокие исследования. Например, старшеклассникам задавали вопросы об их отношении к выполнению воинского долга перед Родиной, просили оценить свои нравственные качества по пятибалльной системе, около 70% опрошенных поставили себе двойки и тройки. Это притом, что 70% отлично понимают, о каких нравственных качествах идет речь и чего им не хватает, и с горечью говорят о своей неполноценности около 60%. В основном поэтому 85% не хотят служить в армии и понятия «патриотизм» для них не существует.
Внутренний мир личности так устроен, что пустым он быть не может. Если он не заполнен подлинной духовностью, то взамен проявляются суррогаты, часто весьма страшные. Дети, выходя из дома на улицу, подвергаются психической обработке внешней среды, выполняют любые требования своих «гуру». Именно поэтому необходимы доступные условия для их участия в социально-культурной деятельности. Ведь от нравственного выбора добра или зла, решения личностью важнейших вопросов, определяющих цель и смысл его бытия, будет зависеть в итоге судьба нашей Родины.
Испокон веков на Руси ценилась нравственность, являющаяся стержнем личности. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь личности. И если не восходить постоянно в гору духовности, то неизбежно происходит деградация личности, внутренний вакуум заполняется миражами. Душа мечется, не находя покоя, и тогда любые жизненные блага и успехи не приносят удовлетворения, радости, счастья. Разрешение этих проблем непосредственно связано также с поиском альтернатив прошлому в процессе заполнения возникшего мировоззренческого вакуума. Последствия этой опустошенности одной из важных сфер общественного и индивидуального сознания весьма очевидны. Бездуховность, отчаяние, равнодушие к судьбам людей, неуверенность в завтрашнем дне парализуют у личности чувства гражданственности, стремления к познанию и творчеству, к внутренней свободе. Внутренняя свобода воображения, мысли, чувства, слова, свобода воли, совести, выбора, основанная на убеждениях и нравственно-эстетических императивах, ничем не ограничена у личности духовной. Не дать развиться ее внутренней свободе гораздо страшнее, чем лишить свободы внешней. Противодействие развитию личности внутренней свободы повергает ее в состояние бездуховности, низводит на уровень бездумного функционирования, психофизиологического реагирования. Это происходит сегодня в различных общностях, когда не проявившаяся еще духовность подменяется, замещается суррогатами массовой культуры в среде шоу-бизнеса, отравляющими сознание, парализующими волю, извращающими художественный вкус. Нормальному функционированию свободного общества угрожает индифферентность, конформизм, опустошенность личности, зато криминальные социальные слои, группы, лица кровно заинтересованы в людях, лишенных внутренней духовности и нравственно свободной воли, потому что их можно использовать в преступных целях. Стимулирование демократических интересов в обществе, акцентированное на внешней свободе в ущерб ответственности и гражданским обязанностям, приводит к разгулу анархии, демагогии, вседозволенности, нежеланию трудиться, безнаказанности, погоне за наживой, политической беспринципности, к резкому росту преступности.
Результаты изучения содержания и организации нравственного и духовного воспитания личности в учреждениях культуры России свидетельствуют об их стагнации и даже наличии негативных тенденций, которыми являются: устойчивые стереотипы и отсутствие творческих подходов, алгоритмов и технологий в воспитании. Административно-бюрократические подходы, оказывающие негативное влияние на педагогическую деятельность; отрыв воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования и культуры от реальной жизни; отсутствие устойчивой системной связи со смежными воспитательными структурами, указывают на наличие противоречий и недостатков в организации духовного и нравственного воспитания населения нашей страны.
Исследование теоретических основ социально-культурной деятельности как одной из педагогических наук показывают, что они опираются на общетеоретические закономерности функционирования педагогических процессов.
Педагогика является сложной наукой, интегрирующей в себе данные как естественных, так и общественных наук о человеке, о законах его развития, воспитательных процессах, характере общественных отношений.
Предметом исследования теории, методики и организации социально-культурной деятельности становятся объективные законы общественного развития органически связанные с процессами воспитания, развития и формирования личности и организации педагогического процесса. Социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который формируется и организуется специалистами учреждений культуры и их активом, а также специальными структурами на основе филогенеза.
Поскольку общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть, соединяются воедино в условиях социально-культурной деятельности и становится своеобразным механизмом, который «выявляет, систематизирует, развивает и передает ценности в обществе» [1]. Поэтому система социально-культурной деятельности, ее содержание, формы и методы, выразительные средства вносит в жизнь способ разрешения этого основного педагогического противоречия, которая состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в воспитательном процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Поэтому все содержание, формы и методы, выразительные средства социально-культурной деятельности следует рассматривать в движении, развитии. Система социально-культурной деятельности обладает инфраструктурой, обеспечивающей ее устойчивость и саморазвитие, в ее условиях возникают и развиваются новые формы жизнедеятельности людей.
Один из ведущих теоретиков социально-культурной деятельности отмечал, что «социально-культурная деятельность – это организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс» [2].
На наш взгляд, важнейшей целью воспитательного воздействия социально-культурной деятельности является организация и осуществление постепенного, осознанного перехода личностью от воспитания к самовоспитанию. Задача специалистов социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности, творческой самодеятельности. Социально-культурная деятельность создает условия для развития личности прежде всего на основе рефлексивного сознания. Это значит стремление к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопоощрению. Социально-культурная деятельность закладывает в личность основу духовного развития, саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение возможности внутреннего самоуправления снимает необходимость систематических внешних социально-культурных воздействий.
В. Е. Триодин считает, что «под специально организованной социально-культурной деятельностью следует понимать регулируемое социально-культурными институтами взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению культурных ценностей, значимых для государства или субъектов гражданского общества, в ходе которого направлено в соответствии с заданной моделью, изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир» [3].
На наш взгляд, теория социально-культурной деятельности изучает развитие личности как сложное общественного явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения. Можно вычленить три слоя общественных отношений, в которых действуют законы социально-культурной деятельности. Эти слои взаимно проникают друг в друга, соотносятся, соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.
Социально-культурная деятельность непосредственно связана с экономическим базисом, рыночными отношениями общественного взаимодействия и отношений ко всем видам собственности. Здесь действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требования к современной личности, ее воспитанию, самовоспитанию в производственных отношениях. Здесь идет осуществление естественной смены поколений, подготовки и развития производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций – требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание жизненных процессов.
Наиболее эффективно социально-культурная деятельность воздействует на развитие общественного сознания, политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных убеждениях личности. Основные закономерности принципы и правила позволяют теории, методике и организации социально-культурной деятельности разрабатывать объективно-субъективное влияние, обосновывать принципы, правила и рекомендации функционирования коммуникации. «Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет больше внимания таким проблемам, как психологическая природа вербальной и невербальной коммуникации, а также механизмам ее восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются способы общения, восприятия и понимания в межличностном контакте и внутри группы, а также психология межгрупповых отношений» [4]. Коммуникация способствует укреплению связей между людьми, изменению характера межчеловеческих отношений, созданию национального и транснационального пространства, воспитание нового человека.
Отсюда, основным законом функционирования социально-культурной деятельности является закон возникновения, развития и передачи последующим поколениям на основе преемственности, лучших традиций, опыта с целью жизнеобеспечения общества, сущностных сил каждой личности. Этот объективный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях, может быть не осознан специалистами, но он проявляется в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных социальных групп в обществе. Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на подготовку личности к жизнедеятельности в конкретных исторических условиях. В результате в обществе возникает и действует собственно воспитательный процесс, его различные разновидности, вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготовленный им в этой системе опыт. В современных исторических условиях теоретическими основами действия основного закона, общество одновременно решает проблему всестороннего развития, воспитания человеческой личности и стабилизации общества.
Другим законом является закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества, в связи с потребностями общественного развития. В любом обществе старшие поколения всегда включало в содержание образования специалистов социально-культурной деятельности прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное – поддержание жизни, производство материальных и духовных ценностей. Требованиями этого закона обусловливается и всестороннее развитие личности в силу необходимости проявления ею, в первую очередь в труде, интеллекта и творчества.
Следующим законом функционирования социально-культурной деятельности в развитии личности и общества является обусловленность ее содержания, форм и методов воспитания, обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание воспитательного процесса в обществе определяются интересами наиболее активной части общества.
Одним из законов функционирования социально-культурной деятельности является закон «параллельного педагогического действия». Каждое явление, утверждал А. С. Макаренко, помимо своего непосредственного жизненного значения, имеет значение воспитательное. Этот закон требует сознательного, педагогические продуктивного трансформирования общественных отношений в отношения воспитательно-направленные. Общение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм детской жизни способствует развитию социально-культурной деятельности. В свою очередь, педагогические отношения, реализованные в разновозрастной среде, воспитывающие участников в духе высокой нравственности, по мере становления личности, влияют на совершенствование общественных отношений в целом.
Воспитательный процесс формирования сущности личности в процессе социально-культурной деятельности, его проникновение во все сферы общественных отношений может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.
Одним из главных законов социально-культурной деятельности на наш взгляд является закон гармонического развития сущностных сил личности, ее интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности, ее сущностных сил осуществляется в процессе трудовой деятельности и общественной жизни в условиях досуга возможно за счет гармонии рациональной и эмоционально-волевой сфер личности ее физического и духовного развития и ее потребностей в творчестве.
Следовательно, социально-культурная деятельность проявляется во всех объективных законах общественного развития и осуществляется и проявляется в любых жизненных условиях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их осознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или общество в целом.
Тот или иной объективный закон постепенно осознается как все более очевидная потребность или тенденция развития общественной жизни.
В настоящее время педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на проблемах учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с новыми тенденциями и Европейским изменением образования. Развитие педагогики, все более глубокое проникновение в существо закона создает возможность своевременного устранения противоречий между требованиями общественной жизни, рыночных отношений и организацией образования, обучения, воспитания молодежи, всестороннего развития личности.
Неимоверная сложность предмета педагогической науки состоит в многоплановости. Главной особенностью предмета педагогической науки в том числе и теории, методике и организации социально-культурной деятельности является объективная реальность, построенная на закономерных процессах развития общества, социума, личности. Развиваясь на основе потребностей общественной жизни, теория, методика и организация социально-культурной деятельности обращается к практике, к внедрению результатов своих исследований, изменению действительности, что также требует творчества, является сложным научным поиском. Поэтому для теории, методики и организации социально-культурной деятельности теоретической основой являются объективные законы действительности, ее развития и условия, особенности, правила использования познанных истин в общественной практике. Поскольку в каждой науке ведутся исследования как фундаментальных, теоретических, экспериментально-теоретических проблем, так и прикладных, по использованию законов фундаментальных открытий в общественной практике.
Педагогические науки изучают личность человека на основе фундаментальных общественных процессов, объективных законов развития общественных отношений. В связи с потребностями общественной жизни, научного знания, теория, методика и организация социально-культурной деятельности учитывает все многообразие теоретических знаний: экономических законов – конкретная экономика, о научном руководстве обществом – политология, о нравственно-политическом о состоянии духа и культурном развитии различных общественных групп – конкретно-социологических исследования, о приспособлении, адаптации человека к условиям современного производства и существования – инженерная и социальная психология и т. п.
В теории, методике и организации социально-культурной деятельности интегрируются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие возможности воспитания подрастающего поколения в конкретно-исторических общественных условиях. Потребности жизни и общественной практики требуют прикладных исследований и обоснованных рекомендаций по методике и организации деятельности учреждений культуры, педагогического процесса, системы образования. Возникают прикладные теория, методика и организация системы образования, методики обучения и воспитания.
А. С. Запесоцкий рассматривает в контексте развития личности профессиональную подготовку специалиста обращая внимание на то, что «содержание профессионально-ролевой подготовки зависит не только от соответствующих технологий и критериев оценки результатов труда, но и от ценностей и целей профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка специалиста осуществляется в процессе усвоения некоего многоуровневого комплекса, суть которого можно выразить формулой: «ценности – цели – средства – методы – ресурсы – объекты» [5].
Следовательно, теория, методика и организация социально-культурной деятельности есть органическое единство между фундаментальной и прикладной частями предмета, изучением объективных законов воспитания, обучения и субъективной творческой деятельности, методики и организации педагогического процесса в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. Деятельность специалистов социально-культурного профиля, лишенная научно-теоретического фундамента, утрачивает общественные ориентиры, замыкается в самой себе, оказывает отрицательное воздействие на подрастающее поколение.
Проведенный нами анализ показывает, что понятие «парадигмы социально-культурной деятельности» чрезвычайно сложное. Ведущий ученый, впервые занимающийся данной проблемой доктор педагогических наук, профессор Н. Н. Ярошенко пришел к выводу, что «парадигма в философском смысле – это модель научно-поисковой деятельности в единстве ее методологии, теории, технологии, т. е. наиболее общие эксплицитные правила, которые являются основой для решения задач нормальной науки» [6].
Следовательно, парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности следует строить на следующих основаниях.
Важно соответствие деятельности специалистов и их актива требованиям законов воспитания как общественного явления. Особое значение здесь имеет соответствие содержания, форм и методов воспитательного воздействия запросам практики общественных отношений.
Деятельность, организуемая в учреждениях социально-культурного типа, есть сложное общественное явление, основывающиеся не только на законах воспитания, но и творчества опирается на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психологии, философии, что делает воспитательные процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексными методиками.
Воспитательный процесс образуется из органически связанных компонентов. Ведущим системообразующим звеном воспитательного процесса является целенаправленная деятельность, носителем которой является содержание предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубах по интересам или социально-культурных программах или, что требует создания реальных условий всестороннего формирования личности с позиций передовой науки. Поэтому специалист социально-культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.
Воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа строится на субъектно-субъектных отношениях здесь формируется мировоззрение и вырабатывает нравственно-эстетические принципы; развиваются творческие способности к активному общению с организации жизни людей и психологу-педагогическому воздействию на них. Специалист воспитательного процесса в учреждениях социально-культурного типа сам подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое диалектическое мышление, способность эмоционального отношения к себе и людям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.
Таким образом, теория, методика и организация культурной деятельности трансформируются адекватно изменениям личности, для чего его необходимо изучить этот процесс. «И все же следует признать, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития и место современного человека, его способности и возможности как деятельностного субъекта» [7].
Поэтому необходим парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности. Анализируя содержание социально-культурной деятельности с позиций парадигмального подхода, специалистам следует рассматривать ее с одной стороны в каких предметных отношениях находятся люди друг к другу, а с другой как предметное содержание объективно отражается в форме понятий, представлений, умений. А сам субъект деятельности оказывается в определенном отношении не только к окружающему миру, друзьям, товарищам, коллегам, вещам, но и к их потребностям и интересам.
Следовательно, важно понимать, что «общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у формируются, как изменяются мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей» [7].
Итак, парадигмальный подход – одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа носит целенаправленное, содержательное и эмоциональное воздействие на личность, коллектив, общество. Воспитательный процесс реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество и динамику возрастного изменения личности и происходит как в индивидуальных, групповых и массовых формах. Воспитательный процесс в масштабах региона неразрывно связан ос всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния региональных процессов, реального взаимодействия производственных отношений и уровня жизни людей.
Литература
1. Боронникова Г.А. Социально-культурные процессы в регионе и их регулирование. Пермь, 2009, с. 75.
2. Туев В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и дефиниции // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск, ЧГАКИ, 2005, с. 27.
3. Триодин В.Е. Теория социально-культурной деятельности: объект и предмет исследования // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск, ЧГАКИ, 2005, с. 39.
4. Губченко Н.Ю. Мир культуры в век коммуникации // Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции развития. Челябинск, ЧГАКИ, 2006, с. 7.
5. Запесоцкий А.С. Стратегии личностного развития как основа определения приоритетов и технологий образовательной деятельности // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. Челябинск. ЧГАКИ, 2006, с. 20.
6. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М., МГУКИ, с. 77.
7. Фельдштейн Д.Н. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. Орел. Образование и общество. № 3, 2008, с. 58.

Harmonic-Bass Развод в роке | Теория музыки Спектр

Фильтр поиска панели навигации Спектр теории музыкиЭтот выпускТеория и анализ музыкиКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Спектр теории музыкиЭтот выпускТеория и анализ музыкиКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Тревор Де Клерк

Тревор Де Клерк

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

Music Theory Spectrum , том 41, выпуск 2, осень 2019 г. , страницы 271–284, https://doi.org/10.1093/mts/mtz006

Опубликовано:

20 мая 2019

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Trevor De Clercq, The Harmonic-Bass Divorce in Rock, Music Theory Spectrum , Volume 41, Issue 2, Fall 2019, Pages 271–284, https://doi. org/10.1093/mts/mtz006

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Facebook
    • Подробнее

Фильтр поиска панели навигации Спектр теории музыкиЭтот выпускТеория и анализ музыкиКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Спектр теории музыкиЭтот выпускТеория и анализ музыкиКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Ранее авторы выявили случаи независимости между мелодией и гармонией в роке, получившие название «мелодико-гармонический развод» (например, Temperley 2007). Эта статья показывает, что аналогичный тип независимости часто существует между гармонией и басом, который я называю «разводом гармоники и баса». Я классифицирую случаи гармонического и басового развода, используя три типа мелодико-гармонического развода, введенные Нобиле (2015): иерархический, синтаксический и петлевой развод. Хотя концепция разделения гармоники и баса пересекается с существующими теоретическими построениями, я утверждаю, что рассмотрение баса и гармонии как отдельных слоев помогает объяснить организацию того, что в противном случае могло бы показаться произвольным расширением аккорда.

© Автор(ы), 2019. Опубликовано Oxford University Press от имени Общества теории музыки. Все права защищены. Для получения разрешений обращайтесь по электронной почте: [email protected]

Раздел выпусков:

Статьи

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

The Harmonic-Bass Divorce in Rock — 24-часовой доступ

ЕВРО €36,00

32 фунта стерлингов

39 долларов США.

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Экстремальные изменения метра и Tempo Giusto в некоторых песнях Брамса

Преобладающая шестерка-четверка в поздней музыке Рихарда Штрауса

Комбинаторика, композиция, копия: перестановки Мерсенна как риторика изобилия

Кого собирает Общество теории музыки?

Материальность звуковых образов: анализ современных китайских композиций

Реклама

О компании — Harmonic Collective

Harmonic Collective является отделением Общества гармонии парикмахерских, расположенного в Ливерпуле, штат Нью-Йорк. Harmonic Collective родом из земельного округа Сенека, предлагает место для мужчин всех возрастов, где они могут петь и создавать отношения, которые будут длиться всю жизнь. В наш состав входят студенты, учителя, электрики, директора, технологи, графические дизайнеры, отцы, сыновья и, прежде всего, певцы. Хотя основным музыкальным направлением этой группы является гармония парикмахерской, другие формы пения а капелла также принимаются и поддерживаются. Начав свою жизнь как молодежный конкурсный хор (до 26 лет) для участия в Международном фестивале молодежных хоров Barbershop Harmony Society, в апреле 2017 года они стали полноценным отделением. В настоящее время хор открыт для мужчин всех возрастов с целью популяризации самого лучший из видов парикмахерского искусства, как в музыкальном, так и в гражданском плане. В своей работе Harmonic Collective стремится создать динамичную и вдохновляющую атмосферу. Если вы ищете место для пения или отличное выступление для вашего следующего мероприятия, Harmonic Collective ждет вас!

Познакомьтесь со Скай Харрис, вдохновителем молодежной парикмахерской Сиракуз в Нью-Йорке. Скай руководит Harmonic Collective, а также является основателем Lakeside A cappella Camp, уик-энда молодежных парикмахерских и летних развлечений, проводимых прямо на берегу озера Казеновия, а также SAYacaFEST (Молодежный фестиваль а капелла в Сиракузах). день, ежегодный интенсивный фестиваль парикмахерских, который проходит в самом сердце северной части штата Нью-Йорк. Скай является координатором по делам молодежи 15-го округа ВОА, заместителем директора женского хора Spirit of Syracuse, музыкальным педагогом и любителем музыки.

Возникновение из простого разговора Скай Харрис с Джо Коннелли (4-кратный лидер международного квартета SPEBSQSA) о создании хора парикмахерских для молодых людей в Центральном Нью-Йорке, HC впервые материализовался в 2015 году. Harmonic Collective начал с небольшой группы из пятнадцати человек. ребята и музыкальный педагог. Группа впервые репетировала в воскресенье в сентябре 2015 года, и только за год она превратилась в братство, насчитывающее чуть меньше сорока человек. HC, начав с того, что в основном состоит из старшеклассников, а теперь с гордостью имеет членов, охватывающих все поколения, придала новый облик стереотипу о парикмахерских.

«Парикмахерский паршивец» — это термин, широко используемый в сообществе парикмахерских для описания сына или дочери, которые попали в мир парикмахерских от родителя, который участвовал в парикмахерской. Уникальный аспект Harmonic Collective заключается в том, что ребята из HC нашли способ обратить этот процесс вспять и привести своих отцов в художественную форму. От участия в Коллективной репетиции или от посещения нашего концерта наша страсть к распространению любви к а капелла и смене помещения является в первую очередь. Harmonic Collective приглашает вас расти вместе с нами и присоединиться к нам по мере того, как мы развиваемся и распространяем нашу любовь к парикмахерским.

Первая репетиция Harmonic Collective — осень 2015 г.

Первая репетиция Harmonic Collective — осень 2015 г.

Репетиция ретрита HC с тренером «Awesome» Джо Коннелли в рамках подготовки к фестивалю Youth Midwinter Chorus BHS 2016 в Рино.

«Шоу друзей и семьи» Harmonic Collective готовится к нашему первому конкурсу Seneca Land District — весна 2017.

члена Harmonic Collective получают награду Songbird Awards. (вице-президент округа LR Дэвид Бэй, Тито Рейес, Джин Эванс, Саган Харрис, президент округа Натан Белл)

Harmonic Collective гордится тем, что существует как организация, которая приветствует гостей и знакомит новых певцов с искусством независимо от предыдущего музыкального образования. На прошедшем окружном съезде трое членов НС были удостоены награды «Songbird» в Женеве, штат Нью-Йорк, за то, что они привели в Общество значительное количество новых певцов.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *