Новости :: Какие тормозные колодки лучше: мягкие или жесткие? —
Давайте рассмотрим какие лучше тормозные колодки, мягкие или жесткие, с точки зрения состава фрикционных смесей, применяемых современными производителями. Состав таких фрикционных смесей может включат в себя до 20 различных элементов. Процентное соотношение и различные добавки этих веществ непосредственно влияют на тормозные качества готового фрикциона и, как следствие, на эффективность торможения автомобиля.
Все химические и механические вещества, входящие в состав фрикционных смесей, можно условно разделить на абразивы, модификаторы трения, усилители трения, связующий состав и наполнитель. Абразив в составе фрикционной смеси отвечает за коэффициент торможения в начале тормозного усилия и изготовители колодок вынуждены искать сбалансированный компромисс в количественном составе абразива. Если его будет много, то колодка будет жесткой и начнется интенсивная выработка тормозного диска, если абразив будет недостаточным, то диск начнет полироваться. А на отполированном диске коэффициент трения падает, и торможение становится неэффективным.
Модификатором трения часто выступает обычный графит, имеющий хороший коэффициент трения, но не работает при температуре свыше 600°С. Связующим составом применяется фенолоальдегидный органический полимер, пришедший на смену асбесту, запрещенному в большинстве стран мира, но об этом мы уже говорили в предыдущей статье. В качестве усилителя трения используют различные кевларовые синтетические составы, сульфиды металлов и нефтяной кокс. Однако Вы нигде не узнаете точный список элементов, входящих в состав фрикционной смеси конкретного производителя, потому что это коммерческая тайна и исследовательские центры постоянно работают над совершенствованием состава фрикционных смесей, чтобы удовлетворить растущие запросы автомобильной индустрии, которая предъявляет к системам торможения все более высокие требования.
Кодировка колодок по коэффициенту трения
Мы уже выяснили что наличие абразива в составе влияет на «жесткость» тормозной колодки. Чем больше абразива — тем жестче воздействие на тормозной диск (выработка), ну и наоборот: меньше абразива — мягче колодка и больше пробег диска.
SAE (Society of Automotive Engineers — американская ассоциация автомобильных инженеров) разработала и систематизировала алгоритм идентификации коэффициента трения тормозной колодки. В основе этой квалификации лежит буквенное обозначение двух коэффициентов трения, рассчитанных опытным путем. Первая латинская литера это показатель средневзвешенного обычного коэффициента трения, измеренного в 4-х температурных диапазонах — 90°С, 122°С, 149°С, 205°С. Вторая литера — это так называемый горячий средневзвешенный коэффициент трения, полученный уже в десяти температурных точках на перегретой колодке. Этот метод называется J661.
Посмотрите на таблицу соответствия:
КОД | Коэффициент трения | |
C | до 0.15 | |
D | с 0.15 до 0.25 | |
E | с 0.25 до 0.35 | |
F | с 0.35 до 0.45 | |
G | с 0.45 до 0.55 | |
H | с 0.55 до 0.8 | |
Z | не определен |
Стандартные тормозные колодки для города имеют коэффициент «Е» т.е. 0,25 — 0,35. Соответственно в обозначениях таких колодок может быть указан индекс «ЕЕ», например. И этот индекс означает, что такая тормозная колодка, а точнее фрикционная смесь, «мягкая». Чем выше значение индекса и старше литеры, тем жестче смесь. Чаще встречаются обозначения с одинаковыми литерами индекса: «
Таким образом существуют три типа тормозных колодок:
ОРГАНИЧЕСКИЕ — самые распространенные, содержат органику и графит, смесь черного цвета, мягкие и не скрипят, но работоспособны
ПОЛУМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ — смесь более светлая, жесткие, высокий коэффициент трения при высоких температурах, но требуют разогрева для выхода на рабочий режим, для автоспорта.
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЕ — это компромиссное решение между устойчивым трением и широким диапазоном рабочих температур.
Подводя итог, можем сделать следующий вывод. Чтобы купить тормозные колодки с наилучшими характеристиками, нужно найти компромисс между эффективным торможением и риском «потерять» тормозной диск на дистанции в одну замену колодок. Не следует заблуждаться в том, что спортивные колодки лучший выбор для любого автомобиля. Коэффициент торможения спортивных колодок подхватывает скачкообразно и прогрессирует от 180°С, а значит такие тормозные колодки нужно постоянно разогревать, а это невозможно в городском потоке и вы останетесь без эффективных тормозов вовсе.
Определите манеру своего вождения: спокойная — органика, агрессивная — полуметалл. Но еще следует принять во внимание такой немаловажный факт, как вес вашего автомобиля. Если легкий седан или универсал, то с его весом великолепно справятся и органические колодки. А вот для кроссоверов или тяжелых внедорожников SUV уже потребуется более мощное усилие для торможения и тогда выбирайте полуметаллические тормозные колодки или металлокерамику.
Удачи на дорогах!
Вернуться к новостям
Сравнение коэффициентов трения различных пластиков.
Коэффициент трения скольжения величина безразмерная, которая в общем случае зависит от множества параметров: качества поверхностей трущихся тел, присутствия на них грязи, скорости движения тел друг относительно друга, материалов и т.д. В связи со сложностью физико-химических процессов, протекающих в зоне взаимодействия, процессы трения принципиально не поддаются описанию с помощью методов классической механики. Поэтому нет точной формулы для коэффициента трения. Обычно коэффициент трения определяют опытным путем. Коэффициент трения, который соответствует максимальной силе трения покоя в большинстве случаев больше, чем коэффициент трения скольжения. В общем случае коэффициент трения зависит от скорости движения тел относительно друг друга, однако обычно этот факт не принимается во внимание и коэффициент трения скольжения считают постоянным. На значение коэффициента трения любой пары тел, между которыми рассматривается сила трения, оказывает влияние давление, степень загрязненности, площади поверхности тел, скорость движение и много другое, что однако обычно не учитывается. Поэтому те значения коэффициентов сил трения, которые указаны в справочных таблицах, полностью совпадают с действительностью лишь при условиях, в которых они были получены. Следовательно, значения коэффициентов сил трения нельзя считать неизменной для одной и той де пары трущихся тел.
Тем не менее нам всё же хочется знать если не абсолютные значения, то хотя бы соотношение коэффициентов трения двух различных материалов. Вот тут нам на помощь приходит 3D печать. Ведь мы можем распечатать модель различными пластиками и постараться свести к минимуму неопределенность связанную с разными условиями проведения эксперимента.
Некоторое время назад на сайте был опубликован пост — Измерение коэффициентов трения 11 типов пластика при разных температурах. Filamentarno, Rес, U3Print и другие.
За прошедшее время, у меня появились новые пластики, которые так же были измерены. Дополненная и исправленная версия представляется вашему вниманию. В тестировании приняли участие 17 видов пластика от ведущих Российских производителей. Подробное описание тестовой модели можно посмотреть в предыдущем посте.
ИзмеренияВ целом методика тестирования/измерения не поменялась.
Так выглядит наша установка. Есть наклонная плоскость и вертикальная стенка известной высоты. Мы двигаем стенку до того момента, пока тестовый кубик не начнёт скользить. Затем мы замеряем расстояние от угла до подвижной стенки. Отношение высоты подвижной стенки к расстоянию до угла и есть искомый tg α. Напомню, что коэффициент трения скольжения μ = tg α.
Измерения расстояний проводились с точностью до 1 мм, по 10-14 раз на образец. После усреднения вычислялась стандартная ошибка измерения.РезультатыВ итоговую таблицу вошли пластики от компаний U3Print, Filamenarno, Rec 3D, Volprint, Greg, FD Plast. Некоторые образцы серийные, некоторые были присланы для тестов. Принятые обозначения — сначала производитель, потом название пластика. Обозначение компаний следующие:
Filamenarno — Fil
Rec 3D — REC
Volprint — Vol
Greg — Greg
FD Plast — FD
Измерения приведены только для комнатной температуры — 23С. На рисунке ниже результаты измерений коэффициента трения при комнатной температуре (низкотемпературные пока решили не повторять). Цифра на полоске соответствует значению, а серые ‘усы’ — погрешности измерений.
Обсуждение и выводыЗакономерно для мягких пластиков (Flex, Rubber) получился большой коэффициент трения. Удивительно, но у Nylon почему-то не самый низкий коэффициент, хотя до начала эксперимента думал что у него будет самый низкий.
Новая, серийная, версия флекса от Filamentarno (Fil PRO_Flex_Black) заметно уступает предсерийной (Fil PRO_Flex).
Флексы от U3Print в целом получились примерно с одинаковым коэффициентом трения, но уступают другим производителям. Самым шероховатым с наибольшим коэффициентом получился U3Print Wonder touch.
Основной вывод. Если вам нужны пластики с высоким коэффициентом трения, то стоит обратить внимание на продукцию компаний REC 3D и Filamentarno (Rubber, Flex). Самым скользким, со значительным отрывом, как ни удивительно, оказался пластик PLA.
ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ: КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ КОЛОДКИ ДЛЯ МОТОЦИКЛА, СКУТЕРА И БЕЗДОРОЖЬЯ | Brembo
Рабочие характеристики составов, сильно отличающихся друг от друга, могут быть выражены двумя основными параметрами: эффективность и износ.
Эффективность (т. е. показатель того, насколько хорошо выполняет свою работу тормозная колодка): выражается усредненным коэффициентом трения и устойчивостью трения относительно основных параметров, которые характеризуют торможение (скорость, замедление, температура). Она вычисляется при помощи проведения соответствующих стендовых и дорожных испытаний.
Износ: выражается в виде количества изношенного фрикционного материала (в мм толщины или объема) по сравнению с количеством выполненных циклов торможения (стендовые испытания) или км пробега (дорожные испытания). Как правило, эффективность и износ взаимосвязаны: чем эффективнее состав, тем быстрее он изнашивается.
Другая характеристика, которую следует принимать во внимание, касается изменения коэффициента трения в зависимости от рабочей температуры. В действительности не все составы обладают одинаковой эффективностью при разных температурах. Например, гоночные составы обладают очень высоким коэффициентом трения при повышенных температурах, но только при достижении определенных значений, таких как 350–450 °C, рабочие температуры можно считать нормальными условиями использования.
Дорожные составы, напротив, предназначены для более эффективной работы при средних/низких температурах, а именно при температуре около 300 °C. Таким образом, если дорожные составы используются на гоночной трассе и, следовательно, подвергаются чрезмерным нагрузкам, произойдет снижение эффективности тормозных систем из-за перегрева, то есть уменьшение коэффициента трения: фактически, при достижении определенной температуры их производительность начнет снижаться.
При использовании же гоночных составов на дорогах (и, следовательно, на холодных дисках) сцепление не будет таким хорошим, а торможение будет немного длинным. Естественно, промежуточные составы представляют собой компромисс при выборе между описанными ситуациями, они обеспечивают хорошую производительность в любых условиях, не выходя за пределы диапазона рабочих температур.
Из этого следует, что перед выбором подходящих колодок необходимо поразмыслить над использованием мотоцикла и спросить себя, что же вы на самом деле хотите получить от новых тормозных колодок.
Компания Brembo разделила свой ассортимент колодок на пять макрокатегорий, основываясь на особенностях их применения и типе транспортного средства, которое они будут оснащать: Racing (для использования на гоночной трассе), Road (для ежедневного использования на дороге), Off-Road (для тех, кто практикует езду по бездорожью), Scooter (в объяснении не нуждается) и Genuine (колодки из материала, выбранного производителем мотоцикла, и разработанные для этого конкретного транспортного средства).
Каждая категория насчитывает от двух до четырех вариантов, в зависимости от процессов обработки, которым подвергаются различные модели, и используемого фрикционного материала: все тормозные колодки можно разделить на керамические и органические.
GLI SCOOTER
Тормозные колодки Brembo для скутеров (2- и 3-колесных) гарантируют большой пробег и безотказную работу в любых условиях использования. Они специально разработаны для подобного вида транспортных средств, городского использования и характерного типа торможения, отличного от торможения мотоцикла.
Упаковка. Мешки. Определение силы трения заполненных мешков – РТС-тендер
ГОСТ Р ИСО 15119-2011
ОКС 55.080
Дата введения 2012-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт тары и упаковки» (ОАО «НИЭКИТУ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 223 «Упаковка»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2011 г. N 140-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15119:2000* «Упаковка — Мешки — Определение силы трения заполненных мешков» (ISO 15119:2000 «Packaging — Sack — Determination of the friction of filled sacks», IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает три метода определения силы трения заполненных мешков.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ISO 2233:2000, Packaging — Complete, filled transport packages and unit loads — Conditioning for testing (Упаковка. Транспортная тара с товарами и единичные грузы. Кондиционирование для испытаний)
ISO 2244:2000, Packaging — Complete, filled transport packages and unit loads — Horizontal impact tests (Упаковка. Транспортная тара с товарами и единичные грузы. Испытание на горизонтальный удар)
ISO 7023:1983, Packaging — Sacks — Method of sampling empty sacks for testing (Упаковка. Мешки. Метод отбора пустых мешков для испытаний)
3.1 Метод испытания на горизонтальной плоскости
Метод испытания на горизонтальной плоскости служит для определения коэффициента трения одного ряда заполненных мешков относительно другого ряда мешков, уложенных в штабель, особенно мешков, уложенных на поддон.
Метод основан на том, что установленный на тележку штабель заполненных мешков движется по горизонтальной плоскости с заданной скоростью и останавливается в результате удара передней поверхностью штабеля о рабочую поверхность вертикальной ударной стенки.
Силу трения измеряют как максимальное значение силы, при котором поверхности мешков, лежащих друг на друге, главным образом верхние ряды, сопротивляются смещению.
3.2 Метод испытания маятниковым прибором
Для проведения испытания применяют маятниковый прибор.
Платформу со штабелем заполненных мешков отводят от ударной стенки на высоту , затем платформу отпускают, и она ударяется о вертикальную поверхность амортизатора и останавливается, не отскакивая.
Коэффициент силы трения зависит от расстояния, на которое происходит смещение мешков, и от расстояния, на которое смещается амортизатор.
3.3 Метод испытания на наклонной плоскости
Штабель с заполненными мешками укладывают на наклонную плоскость с увеличивающимся углом наклона относительно горизонтальной поверхности. Угол наклона плоскости, при котором штабель начинает двигаться, измеряют. Коэффициент силы трения определяется тангенсом угла наклона.
4.1 Метод испытания на горизонтальной плоскости (рисунок 1)
4.1.1 Приспособление для испытания на горизонтальной плоскости по ИСО 2244.
Рисунок 1 — Метод испытания на горизонтальной плоскости
4.2 Метод испытания маятниковым прибором (рисунок 2)
4.2.1 Маятниковый прибор соответствует ИСO 2244 с дополнением амортизатора, который останавливает платформу без отскакивания.
Рисунок 2 — Метод испытания маятниковым прибором
4.3 Метод испытания на наклонной плоскости (рисунок 3)
4.3.1 Оборудование представляет собой наклонную плоскость. Наклонная плоскость должна быть ровной, жесткой, длиной и шириной, превышающими длину заполненного мешка, и должна быть снабжена стопором для нижней кромки штабеля.
4.3.2 Оборудование должно иметь средство для измерения углового перемещения плоскости с погрешностью измерения 0,5° и средство для плавного увеличения угла наклона плоскости относительно горизонтальной поверхности до 45° с погрешностью измерения 1,5°±0,5°.
Метод предусматривает увеличение наклонной плоскости, но не допускает вибрации.
4.3.3 Подъемное устройство должно быть жестким, без вибрации.
Рисунок 3 — Метод испытания на наклонной плоскости
Проведение отбора образцов мешков для испытаний проводят в соответствии с ИСО 7023.
Перед испытаниями образцы мешков кондиционируют. Условия и длительность кондиционирования устанавливают в соответствии с требованиями нормативных документов на упаковку конкретной продукции.
Если не указан режим кондиционирования, то проводят кондиционирование в соответствии с ИСО 2233, устанавливают режим кондиционирования, который идентичен условиям применения мешков.
7.1 Общие положения
Образцы мешков испытывают в тех же условиях, в которых они кондиционировались (раздел 6). Допускается испытывать образцы мешков в условиях, отличающихся от тех, в которых они кондиционировались, если время от момента окончания кондиционирования до начала испытания не превышает 3 мин.
7.2 Загрузка
Образцы мешков заполняют продукцией, для которой они предназначены, в соответствии с методом заполнения для конкретной упаковываемой продукции.
Масса продукции испытуемого образца может отличаться от предельной массы упаковываемой продукции в пределах ±0,2%.
Образцы заполненных мешков укупоривают таким же способом, как и мешки, предназначенные для эксплуатации и реализации.
Примечание — При использовании бутафории ее размеры, масса и физические свойства должны быть близкими размерам, массе и физическим свойствам заменяемой продукции.
7.3 Проведение испытания
7.3.1 Метод испытания на горизонтальной плоскости
Заполненные образцы мешков укладывают на движущуюся тележку таким образом, чтобы ее передний край, обращенный к ударной стенке, выступал за пределы края испытуемого образца на 2-5 см.
Поддон, на котором проводят укладку образцов мешков, должен быть прочно прикреплен к движущейся тележке. При укладке мешков непосредственно на тележку ее поверхность должна быть снабжена несколькими полосками двусторонней липкой ленты.
После установки тележки в нужное для старта положение тележку отпускают и, поскольку она загружена испытуемыми образцами, она съезжает только под действием силы тяжести. Порядок укладки мешков не должен нарушаться, пока не произойдет удар о стенку. Для определения максимального значения длины наклонной плоскости, при которой происходит превышение сцепления, рабочую длину наклонной плоскости следует увеличивать незначительными расстояниями.
Если при проведении испытания происходит падение элементов штабеля без скольжения, особенно когда мешки уложены веерообразно или поперек наклонной плоскости, штабель следует перестроить.
Сила трения на испытуемых образцах в момент удара регистрируется приборами.
7.3.2 Метод испытания маятниковым прибором
Два или более заполненных мешка укладывают на платформу.
Эти заполненные мешки должны быть такими же, как и один мешок, подлежащий испытанию. Испытуемый мешок помещают на закрепленные мешки и маркируют для того, чтобы измерить смещение.
Платформу с грузом отводят от ударной стенки таким образом, чтобы она поднялась от состояния покоя на высоту (рисунок 2), после чего платформу отпускают. В момент удара платформа должна быть горизонтальной.
Платформа ударяется об амортизатор и останавливается, не отскакивая.
Во время торможения амортизатором не должно происходить никакого отскакивания.
Вибрация во время удара должна быть минимальной.
Измеряют расстояние смещения мешка и расстояние смещения амортизатора .
7.3.3 Метод испытания на наклонной плоскости
В начале испытания наклон плоскости равен нулю. На поверхность плоскости укладывают один заполненный мешок в направлении, в котором будет проводиться испытание, и устанавливают в конце упор. Затем укладывают другие заполненные мешки на этот мешок.
Испытания проводят в соответствии с 4.3.2. Увеличение наклона плоскости прекращают, когда штабель мешков начинает смещаться.
Изменение угла наклона проводится не более чем на 0,5°.
Для каждой комбинации штабеля испытания проводят три раза.
Для каждой комбинации штабеля определяют и используют в расчетах среднее значение угла наклона.
8.1 Метод испытания на горизонтальной плоскости
Коэффициент трения определяют отношением силы трения к силе нормального или поверхностного давления .
Коэффициент трения вычисляют по формуле
, (1)
где — сила трения;
— масса тележки с грузом, кг;
— 9,81 м/с — ускорение свободного падения;
— угол между горизонтальной и наклонной плоскостями, равный 10°±1° в соответствии с ИСО 2244.
Примечание — определяет силу нормального или поверхностного давления .
8.2 Метод испытания маятниковым прибором
Коэффициент трения вычисляют по формуле
, (2)
где — высота подъема платформы, мм;
— расстояние смещения мешка, мм;
— расстояние смещения амортизатора, мм.
Примечание — Метод основан на принципе рассеяния энергии, когда движущаяся платформа с помещенным на ней объектом неожиданно останавливается, блокируемая амортизатором, а кинетическая энергия заставляет объект двигаться.
8.3 Метод испытания на наклонной плоскости
Коэффициент трения вычисляют по формуле
, (3)
где — средний угол между горизонтальной и наклонной поверхностями.
9.1 Результаты испытаний оформляют протоколом, в котором указывают:
a) обозначение настоящего стандарта;
b) дату и место проведения испытания;
c) полное описание упаковки, включая размеры, конструкцию и материал, предельную массу груза;
d) относительную влажность, температуру и время кондиционирования;
e) метод проведения испытаний;
f) при применении:
— метода испытания на горизонтальной плоскости — тип штабеля;
— методов испытания с маятниковым прибором и испытания на наклонной плоскости — положение движущегося мешка относительно закрепленных мешков;
g) цель испытания (проектирование, метод штабелирования, печать на поверхности, маркировка).
Приложение ДА
(справочное)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ISO 2233:2000 | NEQ | ГОСТ 21798-76 «Тара транспортная наполненная. Метод кондиционирования для испытаний» |
ISO 2244:2000 | IDT | ГОСТ ISO 2244-2013 «Упаковка. Тара транспортная наполненная и грузовые единицы. Методы испытания на горизонтальный удар» |
ISO 7023:1983 | — | * |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Примечание — В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: — IDT — идентичные стандарты; — NEQ — неэквивалентные стандарты. |
УДК 621.798.1:006 354 | ОКС 55.080 |
Ключевые слова: мешки, сила трения, методы испытания, горизонтальная плоскость, наклонная плоскость, маятниковый прибор, испытуемый образец, коэффициент трения |
Определение коэффициента гидравлического трения прямой трубы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Балаковский инженерно-технологический
Методические указания к выполнению лабораторной работы
по дисциплинам: «Гидравлика», «Механика жидкости и газа», «Водоснабжение и водоотведение с основами гидравлики», «Гидрогазодинамика», «Гидравлика и гидропневмопривод»
для студентов направлений: «Теплоэнергетика и теплотехника», «Строительство», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Строительство уникальных зданий и сооружений» », «Наземные транспортно-технологические средства»
профиль «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»
очной, заочной и заочно-сокращенной форм обучения
Балаково 2015
Ц е л ь р а б о т ы:
1.Определить опытным путем коэффициент гидравлического трения.
2.Определить коэффициент гидравлического трения по теоретическим формулам и сравнить с опытным значением.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Потеря напора на трение по длине круглых труб hl oпределятся по формуле Дарси:
, (1)
где — коэффициент гидравлического трения;
l — длина трубы, на которой определяется потеря напора на трение;
d — диаметр трубы ;
V — средняя скорости жидкости;
g — ускорение силы тяжести, равное 981 см/с2 .
Многочисленными экспериментами установлено, что коэффициент гидравлического трения зависит в общем случае от числа Рейнольдса Re и относительной шероховатости стенок трубы :
, (2)
где — высота выступов шероховатости внутренних стенок трубы.
Преобладание того или иного фактора зависит от режима течения жидкости.
Существует пять зон гидравлического сопротивления.
1. З о н а в я з к о г о с о п р о т и в л е н и я.
Движение ламинарное, Re < 2300. В этой зоне шероховатость стенок мало влияет на потери напора
. (3)
Теоретическая формула для определения коэффициента гидравлического трения для круглой трубы вытекает из закона Пуазейля :
. (4)
2. П е р е х о д н а я з о н а. При 2300 < Re < 4000 имеет место переходная зона, в которой движение уже не ламинарное и еще не турбулентное, т. е. здесь режим неустойчивый. Инженерные расчеты в этой зоне выполняются очень редко.
3. З о н а г и д р а в л и ч е с к и г л а д к и х т р у б. Движение турбулентное 4000 < Re < 105 . В этой зоне шероховатость стенок трубы мало влияет на потери напора .
Для определения коэффициента гидравлического трения существует множество формул, однако, в данном методическом указании приводим лишь по одной, наиболее применимой. Для зоны гидравлически гладких труб можно воспользоваться формулой Блазиуса
; (5)
4. З о н а д о к в а д р а т и ч н о г о с о п р о —
т и в л е н и я . Движение турбулентное. Ориентировочные границы зоны
,
где э- величина эквивалентной равномерно-зернистой шероховатости.
Под эквивалентной шероховатостью понимают такую равномерно — зернистую шероховатость, которая в области квадратичного сопротивления оказывает такое же сопротивление движению жидкости как и труба с естественной шероховатостью. В этой зоне сопротивления коэффициент гидравлического трения зависит от обеих факторов .
Для определения коэффициента гидравлического трения можно воспользоваться формулой А.Д. Альтшуля
. (6)
5. З о н а к в а д р а т и ч н о г о с о п р о т и в л е н и я.
Движение турбулентное. Нижняя граница зоны . В этой зоне основным фактором, влияющим на сопротивление, является шероховатость стенок трубы .
Для определения коэффициента гидравлического трения можно воспользоваться следующими формулой Б.Л.Шифринсона
. (7)
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
О п и с а н и е л а б о р а т о р н о й у с т а н о в к и
Схема лабораторной установки приведена на рисунке. Лабораторная установка состоит из напорного бака 1, исследуемой трубы 2 диаметром d. В начале и конце участка трубы длиной l через штуцеры и гибкие шланги 3 подключены пьезометры 4, снабженные измерительной шкалой. Расход воды в исследуемой трубе задается при помощи вентиля 5. Подача воды в напорный бак осуществляется по трубе 6 при помощи вентиля 7. Для измерения расхода воды служит мерный бак 8. Слив воды из мерного бака осуществляется по трубе 9 , открытием вентиля 10 . Температура воды измеряется термометром 11.
М е т о д и к а п р о в е д е н и я о п ы т о в
Перед проведением опытов напорный бак 1 заполняется водой. При этом вентиль 5 должен быть закрытым. Затем вентиль 5 открывается и задается расход Q в интервале 0 < Q <= Qmax. Обычно начинают с максимального расхода, соответствующего полному открытию вентиля 5. При проведении опытов необходимо поддерживать установившееся движение воды. Для этого при помощи вентиля 7 уровень воды в напорном баке 1
Схема лабораторной установки
поддерживается постоянным. При заданном расходе воды выполняются следующие измерения. При помощи пьезометров 4 по шкале определяется разность уровней воды в них с погрешностью 0.5 мм. Линия визирования при этом должна быть перпендикулярна плоскости шкалы. Одновременно с этим определяется расход воды объемным способом при помощи мерной емкости 8 и секундомера
Температура жидкости необходима для определения кинематического коэффициента вязкости и измеряется в нижнем баке при помощи термометра с погрешностью ± 0,5 °С.
Расходы воды задаются с таким расчетом, чтобы в опытах охватить все зоны сопротивления.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
1. Перед проведением опытов необходимо изучить инструкцию по правилам безопасности работы в лаборатории.
2. Изучить описание установки, подготовить необходимые приборы, выяснить непонятные вопросы у преподавателя. Приступать к проведению опытов только с разрешения преподавателя.
3. При проведении опыта аккуратно обращаться со стеклянными и хрупкими приборами и оборудованием лабораторной установки.
4. При возникновении затруднений в выполнении опытов, а также поломки приборов и оборудования, необходимо прекратить опыты и обратиться к преподавателю.
5. После завершения опытов доложить преподавателю и сдать приборы.
6. В случае получения травмы необходимо немедленно прекратить опыты и обратиться к преподавателю за медицинской помощью.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ
1. Подготовка установки к проведению опыта.
1.1. Открыть вентиль 7 и заполнить напорный бак 1 водой до уровня перелива напорного бака. При этом вентиль 5 должен быть закрытым.
1.3. Проверяется отсутствие течей воды в местах соединения гибких шлангов 3 и через вентили.
1.4. Определяются длина исследуемой трубы, внутренний диаметр, шероховатость стенок.
1.5. Определяют размеры мерной емкости.
2. Определение коэффициентов гидравлического трения опытным путем.
Максимальным открытием вентиля 5 устанавливают максимальный расход воды в трубе.
При помощи вентиля 7 добиваются постоянства уровня воды в напорном баке 1.
2.3. После достижения установившегося режима движения по шкале определяют разность уровней воды в пьезометрах 4. Результат записывают в таблицу.
2.4. Одновременно определяют расход воды объемным способом и измеряют температуру воды. При измерении расхода определяют время наполнения заданного объема мерной емкости.
2.6. После завершения всех измерений в данном опыте закрывается сначала вентиль 7, затем вентиль 5.
2.7. В таблице выполняются необходимые расчеты для установления зоны сопротивления .
2.8. Открывают вентиль 5 менее максимального, затем при помощи вентиля 7 добиваются постоянства уровня воды в напорном баке. Выполняют измерения аналогично первому опыту.
2.9. При проведении опытов добиваются, чтобы охватить все зоны сопротивления. Количество опытов должно быть не менее четырех.
2.10. После завершения всех опытов вентили 7 и 5 закрываются, вентиль 10 открывается и проверяется на отсутствие течей в вентилях, в местах соединения шлангов и в самих шлангах.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
Результаты измерений и необходимых вычислений заносятся в таблицу.
1. Вычисляется площадь поперечного сечения трубы S:
(8)
где d — внутренний диаметр трубы, см.
2. Вычисляется расход жидкости Q , см3/с.
, (9)
где W — объем мерного сосуда, см3 ;
t — время наполнения мерного бака, с.
3. Вычисляется средняя скорость потока жидкости V:
, . (10)
4. Из приложения определяют кинематический коэффициент вязкости воды n см2 /с в соответствии с измеренной температурой °С.
5. Вычисляют число Рейнольдса Re, соответствующее каждому опыту и устанавливают зону гидравлического сопротивления:
(11)
6. Вычисляют опытное значение коэффициента гидравлического трения по формуле
. (12)
7 Вычисляют теоретическое значение коэффициента гидравлического трения по формуле, соответствующей зоне сопротивления .
8. Определяют расхождение коэффициентов гидравлического трения
.
9. Делают выводы о соответствии теоретического и опытного коэффициентах гидравлического трения и характере изменения коэффициента в зависимости от числа Рейнольдса.
Определение погрешности эксперимента
Случайными погрешностями пренебрегают и рассматривают только систематические погрешности. Погрешность определения площади, расхода, скорости и коэффициента гидравлического трения находится как погрешность косвенных измерений.
Согласно выражениям (8) — (12), относительная погрешность определения площади, расхода, скорости и коэффициента гидравлического трения составит:
, (13)
, (14)
, (15)
, (16)
Через обозначены абсолютные ошибки измерения отдельных величин, входящих в выражения.
В данной работе экспериментально измеряется время наполнения мерной емкости, уровень воды в пьезометрах и её температура.
Объем мерного сосуда определяют с погрешностью DW = ± 10 см3, время его наполнения с погрешностью Dt = ± 0,2 с, Погрешность кинематического коэффициента вязкости воды n определить в соответствии с погрешностью измерения температуры. Температуру воды определяют при помощи термометра с погрешностью ± 0,5 °С. Внутренний диаметр трубы измеряется по дубликату при помощи штангенциркуля с погрешностью не более 0,1 мм.
Погрешности по формулам (13 — 16) рассчитываются для каждого сопротивления и всех опытов. Далее делается анализ полученных результатов, намечаются пути увеличения точности опытов. По согласованию с преподавателем каждым студентом звена делается расчет одного из предложенных мероприятий по снижению погрешности. По результатам всех расчетов делается общий вывод о возможности увеличении точности опытов до заданной преподавателем величины.
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО РАБОТЕ
Отчет по работе каждым студентом оформляется письменно в отдельной тетради и должен содержать :
1. Название лабораторной работы.
2. Формулировку цели работы.
3. Некоторые основные понятия и формулы.
4. Схему и описание лабораторной установки.
5. Таблицу с результатами опыта.
6. Выводы.
При рукописном оформлении схема установки, таблицы выполняются в карандаше с использованием чертежных приборов. Желательно выполнение отчета полностью на компьютере.
The last digit of the above […] code number characterizes the coefficient of friction (see page 9 — „Marking of […]the brake pads“). ortlinghaus.com |
Последняя цифра означает коэффициент трения (см. стр. 9 «Обозначение тормозных […] колодок»). ortlinghaus.com |
According to DIN 946, the coefficient of friction for a threaded connection […] should be determined by tightening the fasteners and nuts. oks-germany.com |
В соответствии с DIN 946 получают коэффициент трения μ резьбового […] соединения при затяжке винтов и гаек. oks-germany.com |
The low-wear material has good sliding […] characteristics (no stickslip), a low coefficient of friction and high resistance to chemicals.schaeffler.com |
Малоизнашиваемый […]материал имеет оптимальные характеристики скольжения (отсутствие […] скачков при движении), низкий коэффициент трения и обладает высокой химической […]стойкостью. schaeffler.com |
Fit only brake pads with the same coefficient of friction within one brake caliper. ortlinghaus.com |
Внутри одного суппорта […] разрешается монтировать тормозные колодки только с одинаковым коэффициентом трения.ortlinghaus.com |
At high specific bearing […] load and low sliding speed, the coefficient of friction is more favourable, see table.schaeffler.com |
При высокой удельной […] нагрузке и низкой скорости скольжения величина коэффициента трения является более благоприятной, […]см. табл. schaeffler.com |
The work surface of soft PVC ensures a high coefficient of friction during assembly. emmegi.se |
Рабочая поверхность из […] мягкого ПВХ обеспечивает высокий коэффициент трения на протяжении этапов сборки.emmegi.com |
Automatic calculation of mean coefficient of friction, standard deviation and maximum/minimum […] values from selected parts. csm-instruments.com |
Автоматический расчет среднего значения коэффициента трения, стандартного отклонения и макс/мин […] значений в выбранных областях csm-instruments.com |
They have a high coefficient of friction, which produces stick-slip effects […] that can lead to machine errors. int.haascnc.com |
Для них также характерен высокий коэффициент трения, который создает скачкообразное […] движение, что может привести к ошибкам станка. int.haascnc.com |
Hard chromium provides […] excellent wear resistance and low coefficient of friction that is especially important […]in engine applications. atotech.com |
Твердый хром […] обеспечивает отличную износостойкость и низкий коэффициент трения, что особенно важно в работе […]двигателя. atotech.com |
Weatherford’s sprayed-metal couplings have a corrosion-resistant […] surface with a low coefficient of friction that reduces wear […]on the tubing and the coupling. weatherford.com |
Муфты с металлизационным покрытием Weatherford […] обладают высокой стойкостью к коррозии и низким коэффициентом трения, […]который снижает износ трубы и муфты. weatherford.com |
They have a very low coefficient of friction, which allows faster movements without sacrificing repeatability or positioning accuracy. int.haascnc.com |
Эти направляющие имеют очень малый коэффициент трения, что позволяет повысить скорость перемещений станка, не ухудшая повторяемость и точность. int.haascnc.com |
Real time display of friction coefficient, temperature, depth or pin-substrate electrical contact (optional) > Easy setup of all the test parameters including rotational speed, frequency, number of laps, threshold coefficient of friction, temperature and time. csm-instruments.com |
Отображение в масштабе реального времени коэффициента трения, температуры, глубины или электрического сопротивления в точке контакта «штифт/подложка» (опция), > Быстрый ввод всех тестовых параметров, включая скорость вращения, частоту, число ходов, пороговый коэффициент трения, температуру и время csm-instruments.com |
The polyethylene […] work surface ensures a low coefficient of friction during rotation of the […]workpiece. emmegi.se |
Рабочий стол с поверхностью из твердого […] антифрикционного ПВХ обеспечивает низкий коэффициент трения, что облегчает вращательные […]движения замка. emmegi.com |
100 °C, the coefficient of friction is slightly lower than the value at room temperature – above +100 °C, the coefficient of friction may be up to 50% […] above the value at room temperature. schaeffler.com |
– при температуре выше +100 °C коэффициент трения может находиться на уровне до 50% выше значения комнатной температуры. schaeffler.com |
One important feature of all CSM Tribometers […]is that the experiment […] stops automatically when the coefficient of friction reaches a predefined threshold […]value or when a specified number of cycles is reached. csm-instruments.com |
Все трибометры компании CSM имеют характерную особенность, заключающуюся в том, […]что при достижении […] заранее установленной пороговой величины коэффициента трения либо при определенном количестве […]циклов, происходит […]автоматическая приостановка эксперимента. csm-instruments.com |
Piston Rods used for shock absorbers, strut rods and gas springs need a […]hard chromium plated surface to provide excellent wear and […] corrosion resistance as well as a low coefficient of friction.atotech.com |
Поршневые стержни для амортизаторов, стоек и газовых грифонов […]должны иметь твердую хромовую поверхность для […] отличной стойкости к износу и коррозии, а также низкого коэффициента […]трения. atotech.com |
And thanks to the large coefficient of friction between rubber and steel, the […] Unimog U300 / U400 / U500 can move an up to […]one thousand tons consist with a speed of 25 km/h both forward and backward. trucksplanet.com |
А благодаря большому коэффициенту сцепления между резиной и сталью Unimog может […] перемещать состав весом до одной тысячи […]тонн со скоростью 25 км/ч как вперед, так и назад. trucksplanet.com |
Diesel cylinder liners are hard chromium […] plated to provide excellent wear resistance and a low coefficient of friction.atotech.com |
Прокладки цилиндров […]дизельных двигателей обычно покрываются твердым […] хромом для обеспечения отличной износостойкости и низкого коэффициента трения.atotech.com |
The reciprocating […] technique is also very useful for studying the variation over time of the static coefficient of friction — as opposed to the dynamic coefficient measured with the Pin-on-Disk configuration.csm-instruments.com |
Техника возвратно-поступательного […] движения очень полезна для изучения статического коэффициента трения во времени – в отличие от динамического коэффициента трения, измерение которого производится в штифто-дисковой […]конфигурации. csm-instruments.com |
Corrosil® AL 2007 is a final sealer process for use over zinc-nickel electrodeposits to […]achieve the requirements of […] corrosion protection and coefficient of friction against steel and aluminum […]for the French automotive industry. atotech.com |
Corrosil® AL 2007 — финишная обработка герметиком для покрытий на осажденном слое цинк-никель […]для соответствия требованиям […] антикоррозионной защиты и коэффициента трения со сталью и алюминием […]для французских автомобилестроителей. atotech.com |
The intrinsic properties of […] HT-65 is it’s relatively low coefficient of friction as well as the degree of lubricity […]in both the dry […]state as well as under lubrification. truelinevostok.com |
Преимущества […] НТ-65 – это относительно низкий коэффициент трения и маслянистость, как в сухом […]так и смазанном состоянии. truelinevostok.com |
In addition to an optimum coefficient of friction and excellent corrosion protection, properties […] such as water and chemical […]resistance, suitability for food processing technology, compatibility to plastic, environmental compatibility, work safety and user friendliness have to be fulfilled. oks-germany.com |
Наряду с оптимальным коэффициентом трения и очень хорошей защитой от коррозии, должны выполняться […] также и такие свойства, […]как стойкость к воде и химикатам, пригодность для техники пищевой промышленности, совместимость с пластмассами и экологическая безопасность, безопасность работы и удобство пользования. oks-germany.com |
The intrinsic properties of HT-65 is it’s relatively low coefficient of friction as well assure the interface of the materials being processed. truelinevostok.com |
Преимущества НТ-65 – это относительно низкий соответствующий состав обеспечивает обработку всех поверхностей. truelinevostok.com |
The friction coefficient is determined during the test by measuring the deflection of the elastic arm. csm-instruments.com |
Во время испытаний определяется коэффициент трения путем измерения прогиба упругого рычага трибометра. csm-instruments.com |
Bearing sleeves and thrust […] washers made up of extremely hard material, covered with silver, decrease friction coefficient and increase […]bearing life. burintekh.com |
Втулки и шайбы из особопрочного сплава, покрытые серебром, снижают коэффициент трения и повышают ресурс опоры. burintekh.ru |
The very composites perform […] extremely low friction coefficient and contact temperature, which stems form the fact that the filler particles localize on the friction surface and contribute to reconstruction of the surface layers, […]which is favorable […]for the polymer orientation towards friction, thus providing easier sliding. notes.fluorine1.ru |
Для этих же композитов наблюдается крайне низкий износ, низкие коэффициент трения и контактная температура, что связано тем, что частицы нанонаполнителя, локализуясь на поверхности трения, способствуют […] перестройке поверхностных слоев, […]благоприятной для ориентации полимера по направлению трения, что обеспечивает легкость скольжения. notes.fluorine1.ru |
Сопротивление скольжению 101 — Коэффициент трения
[box type = ”shadow”]
КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ — Коэффициент трения — это величина, которая показывает соотношение между силой трения между двумя объектами. Это значение, которое иногда используется в физике для определения нормальной силы объекта или силы трения, когда другие методы недоступны.
[/ коробка]
[box type = ”shadow”]
Сопротивление трению и скольжению — Когда вы идете, вам необходимо трение о поверхность, по которой вы идете.Коэффициент трения (COF) описывает, сколько силы необходимо для перемещения объекта по определенной поверхности. Нулевой коэффициент трения означает, что у сотрудников больше шансов упасть, в то время как большее число (например, 0,5) означает хорошую тягу.
[/ коробка]
[box type = ”shadow”]
ИСПЫТАНИЯ НА ЗАХВАТ — Люди редко падают на чистые, сухие поверхности. Таким образом, испытание на сопротивление скольжению проводится в условиях, обычно связанных с влажной поверхностью. В настоящее время существует только два испытательных устройства, которые соответствуют стандартам ASTM F-13 для «влажных испытаний»: тест Брюнграбера Mark II и английский XL.Эти тесты измеряют коэффициент трения, чтобы точно определить способность предмета создавать трение и уменьшать скольжение и падение.
[/ коробка]
[box type = ”shadow”]
MAXTRAX ® FAR ПРЕВЫШАЕТ МИНИМАЛЬНЫЙ COF — В нашем последнем независимом испытании на сопротивление скольжению Brungrabber Mark II в жирных, высокогорных, маслянистых / влажных и влажных средах MaxTrax ® зарекомендовал себя как суперзвезда сопротивления скольжению. В каждом тесте MaxTrax ® намного превышал COF, необходимый для безопасного шага.
Вся обувь марки SR Max ® изготавливается с подошвой MaxTrax ® , и мы также сотрудничаем с несколькими другими брендами, чтобы сделать подошву MaxTrax ® доступной для обуви от Reebok, Skechers, Dansko и Rockport Works.
[/ коробка]
[box type = ”shadow”]
ИСПЫТАНИЯ КОФ НЕ ЛЕЖИ — В тех случаях, когда другие подошвы выходили из строя на одном типе поверхности или когда коэффициент трения был близок к отметке для скольжения на других, SR Max ® в одиночку превзошел пороговое значение. на всех протестированных поверхностях.
[/ коробка]
[box type = ”shadow”]
ПОВЫШИТЕ КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ — Еще в 2008 году мы решили изменить правила игры, разработав и выпустив подошву с наиболее устойчивой к скольжению подошвой. Эксклюзивный рисунок, который мы разработали, дает нашим подошвам максимально возможную площадь поверхности (увеличивая контакт с полом для лучшего сцепления). Используемая гибкая и мягкая резиновая смесь обеспечивает большую податливость при ударе, что позволяет улучшить сцепление с дорогой и обеспечивает надежное сцепление с землей.
[/ коробка]
[box type = ”shadow”]
ОТСУТСТВИЕ СОТРУДНИКА ИЗ-ЗА ПАДЕНИЙ — В среднем рабочие проводят без работы 9 дней после травмы в результате падения. Кроме того, сообщается, что почти в одной трети случаев поскользнуться, споткнуться или упасть работник может отсутствовать на работе более 21 дня.
[/ коробка]
[box type = ”shadow”] ТРЕНИЕ — Сопротивление трения относительному движению двух объектов измеряется пропорционально силе, которая прижимает поверхности друг к другу, а также шероховатости поверхностей.Поскольку на сопротивление трения влияет сила, перпендикулярная или «нормальная» к поверхностям, эта сила называется «нормальной силой» и обозначается буквой N.
[/ box]
[box type = ”shadow”]
СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЮ — Предполагается, что сила трения пропорциональна коэффициенту трения. Величина силы, необходимая для движения объекта, начиная с состояния покоя, обычно больше, чем сила, необходимая для поддержания его движения с постоянной скоростью после того, как он стартовал.
[/ коробка]
[box type = ”shadow”]
УМЕНЬШАЙТЕ РИСК ПОКОЛЕНИЙ, ПОПЕШЕНИЙ И ПАДЕНИЙ — Нескользящая обувь может и действительно снижает риск несчастных случаев поскользнуться и упасть, которые могут привести к прогулам на рабочем месте. Хотя нескользящая обувь не решит всех проблем, она, по крайней мере, может помочь вам и вашей команде в безопасности на работе!
[/ коробка]
Кинетический коэффициент трения — обзор
Пример 16-13. Элегантный метод определения кинетического коэффициента трения
Кинетический коэффициент трения μ k — это отношение силы трения к нормальной силе , испытываемой телом , движущимся по поверхности по сухой негладкой поверхности.
Таким образом, если F f и F n — соответствующие силы трения и нормальные силы, то по определению
(a) μk≡FfFn
Определение μ k может быть выполнено довольно точно с помощью довольно остроумного механизма, описанного Тимошенко (см. 141, с. 286). Сляб однородной плотности помещается на два вращающихся ролика. Ролики вращаются с той же скоростью, но на противоположных направлениям (Рис. 16-10). Оси роликов параллельны, горизонтальны и расположены на расстоянии «а».
Рисунок 16-10. Устройство для определения кинетического коэффициента трения между плитой и роликами Ролики вращаются с одинаковой скоростью, но в противоположных направлениях
Очевидно, если плита расположена симметрично относительно вращающихся роликов (как показано на рисунке), то плита находится в динамическом равновесии, поскольку y -направленные нормальные силы между плитой и роликами идентичны, и, следовательно, тангенциальные силы ( x -направленные) силы также идентичны по величине, но противоположны по направлению ( система координат x, y определена на рисунке).
Однако, если симметрия нарушена по какой-либо причине, этот динамический баланс больше не будет удерживать плиту в неподвижном состоянии. Предположим, плита сместилась немного вправо. Тогда сила трения справа (указывает влево) будет больше, чем сила трения слева (указывает вправо). Таким образом, результирующая сила будет указывать в направлении, противоположном смещению. Следовательно, если плита перемещается вправо, то восстанавливающая сила направлена влево, и наоборот. Отсюда следует, что результирующая горизонтальная сила всегда стремится восстановить равновесие плиты, и, следовательно, как только плита смещается из своего центрального положения, она будет выполнять простое гармоническое движение относительно своего положения равновесия.Аналитически определить период этого движения нетрудно (см., Например, 141, стр. 286), но здесь сделаем некоторые полезные выводы из чисто размерных соображений. Сначала мы перечисляем предполагаемых релевантных переменных.
Переменная | Обозначение | Размер | Примечание | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
период колебаний плиты | T | с | T | с | |||||
независимо от относительной скорости | |||||||||
расстояние между роликами | a | м | между центрами роликов | ||||||
масса плиты | M | кг51 | ускорение свободного падения51 | г | м / с 2 |
Сразу видно, что M — единственная переменная, имеющая размерность «кг.”Следовательно, по теореме 11-1 (ст. 11.1), M является размерно нерелевантной переменной , и поэтому, согласно теореме 11-3 (ст. 11.2.1), это также физически нерелевантная переменная . . Таким образом, у нас есть четыре переменных и два измерения, и, следовательно, имеется 4-2 = 2 безразмерных переменных, предоставленных Dimensional Set
, из которых
(b) π1 = T⋅ga; π2 = μκ
и, следовательно,
(c) π1 = Ψ {π2}
, что с учетом (b) может быть записано
(d) T = c⋅ag⋅Ψ {μκ}
, где c — числовая константа, а Ψ это пока еще неизвестная функция.Хотя (d) не позволяет нам определить T из μ k , или наоборот, но с его помощью мы можем заключить, что при условии, что μ k является постоянным, период T пропорционален квадратному корню из расстояние «а» между роликами, обратно пропорциональное квадратному корню из g. Таким образом, согласно пункту (d) и при прочих равных условиях период колебания плиты на Луне в
gEarthgMoon = 9.811.60 = 2.476
враза больше, чем на Земле.
Теперь мы уточним наш подход.Мы замечаем, что, согласно пункту (а), коэффициент трения на самом деле является частным фрикционной и гравитационной сил. Отметим также, что первое имеет направление x , а второе — направление y . Это предполагает, что вместо того, чтобы рассматривать μ k как безразмерную физическую переменную, мы могли бы фактически присвоить ей размеры, зависящие от направления. Соответственно,
(e) [μκ] = [x-направленная сила] [Y-направленная сила] = (mx⋅kg) / s2 (my⋅kg) / s2 = mxmy
, где m x и m y — соответствующие линейные размеры x и y , и, как обычно, скобки обозначают размеры.На основании (e) существует следующий список переменных:
Переменная | Символ | Размер | Примечание |
---|---|---|---|
период колебаний плиты | T с | ||
коэффициент кинетического трения | μ k | м x / м y | независимо от относительной скорости |
расстояние между роликами | a | 1 xмежду центрами | |
ускорение свободного падения | g | м y / с 2 |
Теперь у нас есть четыре переменных и три измерения (раньше у нас было только два) и, следовательно, имеется 4 — 3 = 1 безразмерная «переменная» — константа.Он предоставляется модифицированным Dimensional Set
, из которого
(f) π1 = T⋅μκ⋅ga = c = const
, где c — постоянная. Таким образом, согласно (f)
(g) μκ = c2⋅ag⋅T2
особо подчеркивается, что это соотношение на намного на информативнее, чем (d). На данный момент мы знаем, что кинетический коэффициент трения обратно пропорционален квадрату периода T. Это значительное улучшение было достигнуто за счет использования линейных размеров, зависящих от направления.
Константа c в (f) может быть определена (экспериментально или аналитически) как 2⋅π (см. [141, p. 286]). Также обратите внимание, что соотношение (g) упрощает точное определение кинетического коэффициента трения с помощью , поскольку и « a », и «T» могут быть измерены с большой точностью. Этот элегантный и эффективный метод также обсуждается Карманом в работе. 143, стр. 159.
Разделение размера на массу встречается реже, но иногда и при большой осторожности это может дать полезные результаты.Здесь мы рассматриваем две различные функции массы: ее роль, связанную с инерционными эффектами , и ее роль, связанную с количеством материи. Если эти два проявления могут быть разделены в задаче, то размерность массы «кг» может быть разделена на инерционная масса «кг и » и величина масса «кг q ». В следующем примере показано практическое применение этой техники.
Какое значение коэффициента трения следует использовать в расчетах?
Автор: Эндрю Ли, Служба технической поддержки клиентов
Трение — это очень изменчивая величина, на которую влияет практически неограниченное количество факторов.Итак, общий вопрос, который я задаю относительно трения: «Какое значение коэффициента трения мне следует использовать в своих расчетах?»
К счастью, мир полон тестовых данных. Существуют целые лаборатории, посвященные испытаниям на трение и износ. Проблема снова в том, что данные действительно действительны только для конкретной тестируемой системы. Итак, какое значение вы должны использовать в своих расчетах?
Рис. 1. Значительно упрощенные схемы различных методов испытаний на трение и износ. Во всех случаях одна часть тестовой пары остается неподвижной, а другая движется. В некоторых случаях образец для испытаний на износ (медный цвет) является неподвижной частью, в других случаях — это приспособление для приложения нагрузки (цвет стали). Движение представлено синими стрелками, приложенная нагрузка — красными стрелками. Для наглядности не показаны опорные устройства, датчики трения или весоизмерительные ячейки.
Первое, что нужно сделать, это найти систему, которая приближается к вашей. Некоторые примеры стандартных установок для испытаний на трение и износ показаны выше.Поверхности могут быть плоскими на плоских, плоскими на выпуклых, выпуклыми на выпуклых или вогнутыми на выпуклых. Относительное движение может быть линейным или вращательным. Материалы, используемые для двух поверхностей, должны быть такими же, как и в вашем приложении, с аналогичными относительными размерами, обработкой поверхности и твердостью. Нагрузка должна быть аналогичной величины, и условия смазки должны быть аналогичными. Сложное испытательное оборудование будет измерять коэффициент трения покоя (мкСм) при запуске и отслеживать, как коэффициент кинетического трения (мкК) изменяется с течением времени.
Даже при постоянной нагрузке и постоянном движении коэффициент трения будет изменяться со временем по мере износа испытательных образцов и по мере того, как смазка заканчивается и пополняется. Шероховатость поверхностей также будет меняться со временем. Для этих испытаний обычным рисунком будет начальный всплеск трения вверх, за которым следует уменьшение по мере износа поверхностей (эффективная полировка друг друга), затем постепенное увеличение по мере того, как частицы износа начинают накапливаться на границе раздела, увеличивая износ и трение. между поверхностями.
На самом деле, как вы, возможно, догадались, основной целью показанных выше испытаний является измерение износа различных пар материалов. Ряд конфигураций довольно хорошо подходят для втулок и подшипников. Фрикционное поведение — лишь побочное преимущество этих тестов. Некоторые производители электрических соединителей провели собственные испытания для сравнения фрикционных свойств различных покрытий. Хотя многие из них являются собственностью, были опубликованы некоторые общие тенденции.
Для электрических и электронных разъемов коэффициент трения будет определяться геометрией штифта и гнезда (криволинейной или плоской поверхности), нормальной силой, наличием или отсутствием смазки, типом смазки, длиной протирания и состав и твердость покрытия, основы и основного металла. Некоторые общепринятые значения коэффициента трения показаны в таблице 1 для верхнего слоя покрытия.
Таблица 1.Приблизительные типичные коэффициенты трения для обработки поверхности электронных разъемов. Эти числа предполагают, что сопрягаемые поверхности идентичны и что имеется никелевая подложка для повышения устойчивости к износу и коррозии. Более твердые, гладкие, хорошо смазанные поверхности с более низкой нормальной силой, как правило, будут иметь более низкие коэффициенты трения, чем более мягкие, более грубые, несмазанные поверхности с более высокой нормальной силой.
Трение становится важным при расчете сил сопряжения и снятия разъема или при выполнении общего моделирования сопряжения контактов методом конечных элементов.Два подхода к использованию — это предположить коэффициент трения на основе типичных данных и явно указать это предположение. Второй подход — запустить анализ с несколькими значениями коэффициента трения и сообщить результаты для всех использованных случаев. Последние результаты были бы хороши для обеспечения того, чтобы для конструкции были указаны надлежащее покрытие и смазочные материалы.
Спасибо, что присоединились ко мне для следующего выпуска In Our Element. Чтобы быть в курсе текущих отраслевых новостей, свяжитесь со мной в LinkedIn.
Если вы хотите получать уведомление по электронной почте о появлении новых статей, зарегистрируйтесь здесь.
Другие статьи от Эндрю:
Список литературы
ASTM D3702 — Стандартный метод испытаний скорости износа и коэффициента трения материалов в самосмазывающемся контакте трения с использованием испытательной машины с упорной шайбой
ASTM G77 — Стандартный метод испытаний для оценки устойчивости материалов к износу скольжения с использованием износа блока на кольце Испытание
ASTM G83 — Стандартный метод испытаний для испытания на износ с помощью аппарата с перекрещенными цилиндрами (изъято в 2005 г.)
ASTM G99 — Стандартный метод испытаний для испытания на износ с помощью прибора «штифт на диске»
ASTM G115 — Стандартное руководство по измерению и регистрации трения Коэффициенты
ASTM G133 — Стандартный метод испытаний для линейно возвратно-поступательного движения шарика по плоскости скольжения
OSHA по минимальному коэффициенту трения пола (COF)
Мы часто слышим вопрос: «Что требуется OSHA для сопротивления скольжению пола?» Ответ заключается в том, что OSHA ничего не требует, но, тем не менее, вызвала большую путаницу у работодателей и общественности по этому поводу.Официального теста OSHA на скольжение или стандарта безопасности для напольных покрытий никогда не существовало.
В необязательном приложении к правилу , предложенному в 1990 году, OSHA сказал: «Разумной мерой сопротивления скольжению является статический коэффициент трения (SCOF)… рекомендуется в качестве руководства для достижения надлежащего сопротивления скольжению. COF 0,5 не является абсолютным стандартным значением. Более высокий коэффициент трения может потребоваться для определенных рабочих задач, таких как переноска предметов, толкание или вытягивание предметов, или ходьба вверх или вниз по пандусам.
Цифра 0,5 SCOF позже, казалось, стала еще более убедительной, когда OSHA была процитирована Руководством ADA по доступности (ADAAG) Совета по доступу Министерства юстиции. OSHA считает, что именно по этой причине показатель 0,5 SCOF часто приписывается OSHA.
В приложении OSHA не указывалось, как должен измеряться коэффициент трения. Различные методы измерения коэффициента трения дают разные ответы. Например, использование кожи для имитации низа обуви даст другой коэффициент трения для комбинации пола и низа обуви, чем при использовании резины или полиуретана (последний является обычным для высоких каблуков).Кроме того, разные устройства (например, ASTM C1028, BOT-3000E, маятник, машина Джеймса и т. Д.) Дают разные ответы. Таким образом, вполне возможно, что одно и то же напольное покрытие имеет коэффициент трения 0,4, 0,5, 0,6 и 0,7 (или где-то между ними), в зависимости только от метода испытания . Поэтому говорить, что 0,5 — это минимум — без указания метода тестирования — совершенно бессмысленно.
Кроме того, измерения статического коэффициента трения (SCOF) могут применяться к людям, стоящим на месте, но они давно дискредитированы для оценки безопасности, когда люди ходят, бегают или находятся в движении, выполняя различные виды работ на полу, которые иногда могут быть влажным или иным образом смазанным.
В течение многих лет ходили повторяющиеся слухи о том, что OSHA установит правило в отношении сопротивления скольжению пола, но в настоящее время это не похоже на то, что это произойдет.
OSHA утверждает, что различные виды деятельности и рабочие задачи предъявляют разные требования к трению пола. (Это правильно, хотя и нечетко, отражено в Международном строительном кодексе 2012 года.) Существуют стандарты, которые допускают эти различия, и Safety Direct America может предоставить данные испытаний и стандарты безопасности, чтобы определить, подходит ли тот или иной пол.
Понимание CoF в упаковке | Catty Corporation
Определение CoF
Коэффициент трения, обычно называемый CoF, представляет собой отношение силы, необходимой для перемещения одной поверхности по другой, к общей силе, приложенной перпендикулярно этим поверхностям. Проще говоря, CoF измеряет, насколько гладкая или скользкая поверхность. В этом посте мы поговорим о CoF в контексте упаковки на основе алюминиевой фольги.
CoF делится на два значения: статическое и кинетическое.Статический CoF — это отношение силы, необходимое для перемещения одной поверхности по другой с момента начала движения, в то время как кинетический CoF — это то же отношение, когда поверхность уже находится в движении. Чтобы еще раз разложить его в более общих терминах, Static CoF — это сила, необходимая для движения, а Kinetic — это сила, необходимая для продолжения движения.
По мере увеличения приложенной силы достигается точка опрокидывания, которая приводит объект в движение. Находясь в движении, объекту требуется меньшая сила, чтобы оставаться в движении.Почему CoF имеет значение в упаковке
CoF может иметь жизненно важное значение для качества обертки на упаковочной линии, особенно на высокоскоростных упаковочных линиях. Каждый раз, когда обернутый или обернутый элемент толкается, тянется, перетаскивается или захватывается в процессе упаковки, в игру вступает его CoF.
В Catty мы решили множество проблем с упаковкой путем модификации CoF. Когда наша обертка недостаточно плотно оборачивалась вокруг кусочков шоколада покупателя, мы опускали накладку на обертке, чтобы концевые складки легче скользили друг по другу, оставляя более плотное уплотнение в целом.Когда мы наблюдали ошибки в линиях другого покупателя, когда их кусок шоколада переходил с одного захватывающего механизма на другой, мы снижали CoF, чтобы обеспечить более чистое высвобождение из захвата.
Хотя это встречается реже, проблемы также могут возникнуть, если CoF слишком низкий на обертке (продукт слишком скользкий). На некоторых упаковочных линиях упакованные предметы перемещаются с одного этапа на другой с помощью колес или ремней, и пленку со слишком низким CoF может быть трудно захватить или переместить. Увеличение CoF позволит таким колесам или ремням лучше удерживать продукт.Еще одним признаком слишком большого скольжения в обертке является небольшое скопление воска или силикона на упаковочных линиях с течением времени — если вы заметили такое скопление, возможно, вам придется снизить показатель CoF.
Измерительный CoF
Существует множество методов измерения CoF и множество устройств, предназначенных для этого. В Catty мы используем тестер скольжения и трения TMI (рис. A ниже), который использует откалиброванный датчик нагрузки для определения как статических, так и кинетических показаний наших продуктов. Наша процедура заключается в том, чтобы уложить длинную полосу материала на наше устройство, а затем использовать машину, чтобы перетащить меньший квадрат того же материала через полосу, пока машина собирает данные.Когда образец скользит по длинной полосе, машина вычисляет свои статические и кинетические измерения CoF — видео этого процесса представлено ниже:
Хотя электронные машины, такие как блок TMI на рисунке A, стали стандартом для измерения CoF, CoF также обычно измеряется с помощью углового CoF, такого как показано на рисунке B ниже. При тестировании CoF материала с помощью тестера с ангельским тестером подложки укладываются лицом к лицу, как и при электронном тестировании, но вместо того, чтобы тянуть утяжеленные салазки с тензодатчиком, одна сторона платформы медленно поднимается до тех пор, пока точка опрокидывания достигается, когда сани начинают скользить.Затем угол этой точки разрыва используется для расчета CoF.
Рисунок A: Испытательная машина CoF на основе тензодатчиков Рисунок B: Угловая испытательная машина CoFВыбор правильного CoF
Когда дело доходит до выбора правильного диапазона CoF на упаковке из фольги, мы обнаружили, что, в конце концов, лучшим определяющим фактором выбора подходящего CoF является скорость обертывания. Чем быстрее ваша машина, тем ниже должен быть показатель CoF. Мы составили приведенную ниже таблицу в качестве общих рекомендаций по выбору как кинетической, так и статической спецификации CoF.
Национальные и международные стандарты
Если вы хотите узнать больше о национальных и международных стандартах, которые послужили основой для наших процедур, по ссылкам ниже можно получить более подробное описание:
- ASTM D1894 — Стандартный метод испытаний статических и кинетических коэффициентов трения пластиковой пленки и листового материала
- ASTM D202 — Стандартные методы испытаний для отбора проб и тестирования необработанной бумаги, используемой для электроизоляции
- ASTM D4918 — Стандартный метод испытания коэффициента статического трения бумаги для письма и печати без покрытия с использованием метода наклонной плоскости (изъято в 2010 г.)
- ISO 8295 — Пластмассы — Пленка и защитное покрытие — Определение коэффициентов трения
- TAPPI T815 — Коэффициент статического трения (угол скольжения) упаковки и упаковочных материалов (включая упаковочную бумагу, гофрированный и твердый ДВП)
- TAPPI T816 — Коэффициент статического трения гофрированного и твердого ДВП
Смазывающая способность | Зевс
Смазывающая способность определяется как скользкость или гладкость.Однако в полимерной промышленности это слово имеет очень специфическое значение, относящееся к коэффициенту трения материала. Коэффициент трения — это безразмерное число, описывающее соотношение (или соотношение) между силой, необходимой для перемещения одного объекта по поверхности другого с определенной скоростью, деленной на вес перемещаемого объекта. Таким образом, коэффициент трения учитывает трение между двумя поверхностями, а также вес вышележащего объекта.
На практике, чем ниже коэффициент трения материала, тем легче перемещать объект по поверхности материала.Другими словами, чем ниже коэффициент трения материала, тем более гладкая или скользкая его поверхность и тем выше его смазывающая способность. Это качество (смазывающая способность) — одна из многих уникальных характеристик фторполимеров, которая отличает их от других полимеров. При обращении с фторполимерами легко заметить их гладкую поверхность и ощущение скольжения.
Преимущества смазывающей способности
Из-за низкого коэффициента трения фторполимеров было разработано множество практических механических систем без смазки и с минимальной смазкой.Некоторые из преимуществ, вытекающих из смазывающей способности фторполимеров, — это повышенная скорость потока в жидкостных системах, устойчивость к истиранию, простота выталкивания для вставки кабелей или проводов, а также общая «гладкость» внешней стороны материала для применений, где этот тип поверхности гладкость особенно важна. Например, PTFE имеет коэффициент трения, сравнимый с коэффициентом трения льда о лед, а PTFE достаточно стабилен при температурах льда и ниже.
Для сравнения в таблице ниже приведены коэффициенты трения некоторых из наших самых популярных смол.
Тип смолы | Коэффициент трения |
ПТФЭ | 0,1 |
FEP | 0,2 |
PFA | 0,2 |
ЭТФЭ | 0,4 |
ПВДФ | 0,14 — 0,17 |
PEEK | 0,35 — 0,5 |
DuPont ™ Vespel® SP-211 | Низкие фрикционные свойства
Более низкий коэффициент трения, чем у SP-21 без смазки
DuPont ™ Vespel® SP-211 имеет более низкий коэффициент трения, чем SP-21, без смазки в различных областях применения.Vespel® SP-211 обеспечивает отличную износостойкость до 300˚F (149˚C). Доступны в виде нестандартных деталей или стандартных форм.
DuPont ™ Vespel® SP-211 доступен в виде изостатически формованных заготовок и однонаправленных прессованных плит, обозначенных как Тип II, Класс 3M и Тип II, Класс 3P соответственно согласно ASTM 6456-10 / MIL-R-46198. Vespel® SP-211 соответствует классу 4 согласно AMS 3644G.
ПЛАСТИНА | Размеры: 10 дюймов x 10 дюймов |
---|---|
Толщина: 0.125 дюймов — 2 дюйма |
ШТАНГА | Внешний диаметр: 0,250 дюйма — 6 дюймов |
---|
ЦВЕТ | Темно-коричневый |
---|
СОРТА | с наполнителем из графита / ПТФЭ |
---|
Допуски по длине, ширине, толщине и диаметру зависят от размера, производителя, марки и марки.Vespel® SP-211 также доступен в виде бара.
ASTM Метод | шт. | СП-211 15% графита и 10% PTFE | |
---|---|---|---|
Механический | |||
Предел прочности 23 ° С (73 ° F) | D1708 / D638 | МПа (kpsi) | 44.8 (6.5) |
Предел прочности 260 ° С (500 ° F) | D1708 / D638 | МПа (kpsi) | 24,1 (3,5) |
Относительное удлинение при разрыве 23 ° С (73 ° F) | D1708 / D638 | % | 3,5 |
Относительное удлинение при разрыве 260 ° С (500 ° F) | D1708 / D638 | % | 3.0 |
Модуль упругости при изгибе 23 ° С (73 ° F) | D790 | МПа (kpsi) | 3,100 (450) |
Модуль упругости при изгибе 260 ° С (500 ° F) | D790 | МПа (kpsi) | 1,380 (200) |
Напряжение сжатия при Деформация 10%, 23 ° C (73 ° F) | D695 | МПа (kpsi) | 102 (14.8) |
Деформация под Нагрузка 13,8 МПа (2000 фунтов на кв. Дюйм) | D621 | % | 0,13 |
Трение | |||
Коэффициент трения при PV = 0,875 МПа м / с (25000 фунт / дюйм2 / мин) * | 0.12 | ||
Коэффициент трения при ПВ = 3,5 МПа м / с (25000 фунт / дюйм2 / мин) * | 0,08 | ||
Статический коэффициент трения в воздухе * | 0,20 | ||
Предел PV (без масла) ** | МПа-м / с (тыс. фунтов / кв. дюйм фут / мин) | 3.5 (100) | |
Другая недвижимость | |||
Коэффициент термической расширение 23–300 ° C (73–572 ° F) | E831 | мкм / м / К (10 -6 дюймов / дюйм-° F) | 54 (30) |
Твердость | D785 | Роквелл E | 1–20 |
Водопоглощение 24 часа при 23 ° C (73 ° F) | D570 | % | 0.21 |
* По сравнению с углеродистой сталью, устойчивый, без масла, на воздухе, упорный подшипник. ** Пределы PV для любого материала варьируются в зависимости от различных комбинаций давления и скорости, а также других условий.
Нужна дополнительная информация об этом материале? Воспользуйтесь интерактивной таблицей свойств пластика
Информация, изложенная в данном документе, предоставляется бесплатно, основана на технических данных, которые DuPont считает надежными, и представляет собой типичные значения, которые находятся в пределах нормального диапазона свойств.Эта информация относится только к конкретному обозначенному материалу и может быть недействительной для такого материала, используемого в сочетании с другими материалами или в других процессах. Он предназначен для использования лицами, обладающими техническими навыками, по их собственному усмотрению и на риск. Эта информация не должна использоваться для установления пределов спецификации или использоваться отдельно в качестве основы для проектирования. Информация о мерах предосторожности дается с пониманием того, что те, кто ее использует, убедятся, что их особые условия использования не представляют опасности для здоровья или безопасности и соответствуют действующему законодательству.Поскольку условия использования и утилизации продукта находятся вне нашего контроля, мы не даем никаких гарантий, явных или подразумеваемых, и не несем ответственности в связи с любым использованием этой информации. Как и в случае с любым другим продуктом, важна оценка в условиях конечного использования перед спецификацией. Ничто в данном документе не должно рассматриваться как лицензия на деятельность или рекомендация нарушать патенты.
ВНИМАНИЕ! Не используйте материалы DuPont в медицинских целях, включая имплантацию в человеческое тело или контакт с внутренними жидкостями или тканями организма, если материал не был предоставлен DuPont в соответствии с письменным контрактом, который соответствует политике DuPont в отношении медицинских приложений. и прямо подтверждает предполагаемое использование.Для получения дополнительной информации свяжитесь с вашим представителем DuPont. Учить больше.
Единственная гарантия DuPont заключается в том, что наши продукты будут соответствовать нашим стандартным торговым спецификациям, действующим на момент отгрузки. Ваше исключительное средство правовой защиты в случае нарушения такой гарантии ограничивается возмещением покупной цены или заменой любого продукта, который не соответствует гарантии. В МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ, РАЗРЕШЕННОЙ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, DUPONT КОНКРЕТНО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ЛЮБЫХ ДРУГИХ ЯВНЫХ ИЛИ ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ГАРАНТИЙ ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛИ, КОММЕРЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ПРАВА.DUPONT НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЮБЫЕ ОСОБЫЕ, СЛУЧАЙНЫЕ ИЛИ КОСВЕННЫЕ УБЫТКИ.
DuPont ™, овальный логотип DuPont, а также все товарные знаки и знаки обслуживания, отмеченные ™, ℠ или ®, принадлежат аффилированным лицам DuPont de Nemours, Inc.