Site Loader

Контрольные работы по химии «Введение в химию». 7-й класс

Контрольная работа №1
“Химия — наука о веществах и их превращениях”

Вариант I

1. Нарисуй и заполни таблицу.

Название процесса Признаки явления Изменение свойств вещества Вид явления Изменение молекул Появление новых веществ
1 .Горение бумаги выделение тепла, света + химическое +
+
2. Растворение сахара в чае          
3. Приготовление мяса в духовке          
3.
выделение тепла, света     +  
4.     химическое    
5. изменение агрегатного состояния        

2. Перепиши высказывания, описывающие химические явления:

1) Многие металлы в чистом виде хорошо отражают свет и сильно блестят.

2) Твёрдость алмазов даёт возможность использовать их в сверлильных инструментах.

3) Праздничный пирог сильно подгорел.

4) Мой детский велосипед давно погнулся и заржавел.

5) Школьный мел часто крошится.

6) Если к чайной заварке добавить сок лимона, заварка потеряет свой цвет.

3. Запиши определения понятий:

а) химия; б) химический процесс.

4. Перечисли основные внешние признаки химической реакции.

Контрольная работа №1


“Химия — наука о веществах и их превращениях”

Вариант II

1. Нарисуй и заполни таблицу.

Название процесса

Признаки явления

Изменение свойств вещества

Вид явления

Изменение молекул

Появление новых веществ

1. Горение бумаги выделение тепла, света +
химическое
+ +
2. Замерзание воды          
3. Выделение газа из газового баллона    
 
   
3. выделение тепла, света      
4.     физическое  
 
5. изменение агрегатного состояния        

2. Перепиши высказывания, описывающие физические явления:

1) Многие металлы в чистом виде хорошо отражают свет и сильно блестят.

2) Твёрдость алмазов даёт возможность использовать их в сверлильных инструментах.

3) Праздничный пирог сильно подгорел.

4) Мой детский велосипед давно погнулся и заржавел.

5) Школьный мел часто крошится.

6) Если к чайной заварке добавить сок лимона, заварка потеряет свой цвет.

3. Запиши определения понятий:

а) вещество; б) химическая реакция.

4. Перечисли основные внешние признаки химической реакции.

Контрольная работа №2


“Химическая статика”

Вариант I

1. Нарисуй и заполни таблицу.

Молекулярная формула Качественный состав Количественный состав
символ элемента название элемента
1. MgSO4  
 
 
2. SiH4      
3. HBr      
4.
H3PO4      

2. Пользуясь молекулярными формулами веществ, составь их эмпирические формулы:

а) N2O4 б) C2H6O в) Na2B4O8

3. Выпишите те молекулярные формулы, которые соответствуют эмпирической формуле С2Н3О: С3Н6О3, С2Н6О2, С2Н3О, С

9О3Н, С2Н2ОН, С3Н3(ОН)2.

4. Составь молекулярную формулу соединения с эмпирической формулой СН3О2:

а) 6 атомов водорода, б) 8 атомов углерода.

5. Запиши определения понятий:

а) химический элемент; б) индекс.

Сформулируй закон постоянства состава.

Контрольная работа №2


“Химическая статика”

Вариант II

1. Нарисуй и заполни таблицу.

Молекулярная формула Качественный состав Количественный состав
символ элемента название элемента
1. СаSO3      
2. СH4      
3. 3      
4. H3PO3      

2. Пользуясь молекулярными формулами веществ, составь их эмпирические формулы:

а) С2O4 б) C2H6O в) К2B4O8

3.Выпишите те молекулярные формулы, которые соответствуют эмпирической формуле С2Н3О: С3Н6О3, С2Н6О2, С2Н3О, С5Н9О3Н, С2Н2ОН, С3Н3(ОН)2.

4. Составь молекулярную формулу соединения с эмпирической формулой С2Н3О:

а) 7 атомов кислорода, б) 4 атомов углерода.

5. Запиши определения понятий:

а) химическая реакция; б) молекулярная формула.

Сформулируй закон постоянства состава.

Контрольная работа №3


“Массовая доля вещества”

Вариант I

1. Вычисли массовую долю элементов в соединениях:

а) H2SO3, б) СаO.

2. Выпиши и подчеркни соединение, в котором наибольшая массовая доля фосфора:

а) P2H5, P4CI10; б) PН3, P2Н4; в) КH2PO3, К2НРO4; г) PCI3, POCI3.

3. Реши расчетную задачу:

В соединении 38,75% Са, 20,0% Р и 41,25% О, относительная молекулярная масса 310. Составь эмпирическую и молекулярную формулу этого соединения.

4. Запиши определения понятий:

а) химический элемент;

б) относительная атомная масса;

в) молекулярная формула.

Контрольная работа №3


“Массовая доля вещества”

Вариант II

1. Вычисли массовую долю элементов в соединениях:

а) H2SO4, б) MgO.

2. Выпиши и подчеркни соединение, в котором наибольшая массовая доля фосфора:

а) PH3, PCI3; б) PCI3, PCI5; в) H3PO3, H3PO2, H3PO4; г) PCI3, POCI3.

3. Реши расчетную задачу:

В соединении 3,03% Н, 31,62% Р и 65,35% О, относительная молекулярная масса 98. Составь эмпирическую и молекулярную формулу этого соединения.

4. Запиши определения понятий:

а) химическая реакция;

б) массовая доля химического элемента в соединении;

в) эмпирическая формула.

Контрольная работа №4


“Вещество как система”

Вариант I

1. Сколько молекул аммиака содержится в 0,05 молях молекул аммиака?

2. В каком количестве вещества воды содержится 1,8*103 молекул?

3. Сколько и каких атомов содержится:

а) в 7 молях молекул СО2,

б) в 5,2 молях молекул NH3.

4. Составь эмпирическую формулу вещества, если известно, что:

а) на 2 атома натрия приходится 4 атома кислорода;

б) на 20 моль атомов углерода приходится 80 моль атомов водорода.

5. Что обозначают следующие записи:

а) 3CaCI2;

б) 2Н;

в) 2Н2;

г) 0,5О3.

6. Запиши определения понятий:

а) число частиц вещества;

б) относительная атомная масса;

в) моль.

Контрольная работа


№4 “Вещество как система”

Вариант II

1. Сколько молекул аммиака содержится в 3,35 молях молекул аммиака?

2. В каком количестве вещества воды содержится 3,02*105 молекул?

3. Сколько и каких атомов содержится:

а) в 3 молях молекул SО2,

б) в 0,2 молях молекул P4O10.

4. Составь эмпирическую формулу вещества, если известно, что:

а) на 12 атома натрия приходится 24 атома кислорода;

б) на 12 моль атомов углерода приходится 36 моль атомов водорода.

5. Что обозначают следующие записи:

а) 3,5CaO;

б) 1,5CI;

в) Н2;

г) 3,5О2.

6. Запиши определения понятий:

а) количество вещества;

б) валентность;

в) число Авогадро.

Контрольная работа №5


“Основы номенклатуры неорганических соединений”

Вариант I

1. Назови следующие соединения:

а) GeS2   б) S6
в) PCI5   г) KOH
д) H2SiO3   е) Na2SO3
ж) Ca(NO3)2   з) H2SO4
и) KNO3   к) H2SO3
л) Na2S   м) K2CO3
н) AICI3   о) CaCO3
п) CI2O7   р) Pb3O4
с) CaC2   т) NaOH
у) HCI   ф) Na2SO3

2. Составь формулы следующих соединений:

1) гидрид лития   2) тетрафосфор
3) нитрид три брома   4) хлороводород
5) трифторид азота   6) оксид диводорода
7) сероводород   8) монооксид азота
9) диоксид свинца   10) сернистая кислота
11) пентахлорид фосфора   12) фосфорная кислота
13) угольная кислота  

14) полифосфор

Зачет №1.


“Основы номенклатуры неорганических соединений”

Вариант II

1. Назови следующие соединения:

а) СS2б) S6

в) PCI3 г) LiOH

д) H2SO3

е) Na2SiO3

ж) Mg(NO3)2

з) H2SiO3

и) LiNO3

к) H2SO4

л) AI2S3м) Na2CO3

н) CaCI2о) MgCO3

п) CI2O5р) Au2O3

с) CaC2т) NaOH

у) HBr

ф) Na3PO4

2. Составь формулы следующих соединений:

1) бромоводород   2) диоксид серы
3) сернистая кислота   4) дигидроксид кальция
5) гидрид калия   6) оксид динатрия
7) сероводород   8) дисульфид углерода
9) кремневая кислота   10) тетраоксид диазота
11) монооксид углерода   12) азотистая кислота
13) дигидроксид свинца   14) триоксид серы

Контрольные работы полностью основаны материалах Н. Е. Дерябиной по пропедевтическому курсу “Введение в химию”.

Самостоятельная работа по химии Превращение веществ 8 класс

Самостоятельная работа по химии Превращение веществ для учащихся 8 класса. Самостоятельная работа состоит из 4 вариантов в каждом по 3 задания.

1 вариант

1. Из перечня выпишите в два столбика явления

а) химические,
б) физические:

горение бенгальского огня, растворение сахара, намаг­ничивание железа, гниение растений.
Для химических явлений укажите их признаки.

2. Из перечня выпишите в два столбика

а) природные вещества и смеси,
б) вещества и смеси, полученные искусственно:

вода, стиральный порошок, фреон (охлаждающее ве­щество в холодильнике), поваренная соль, кислород, полиэтилен.

3. Заполните таблицу (в первом столбце укажите на­звание процесса):

Переработка железной рудыПользаНедостатки
   

2 вариант

1. Из перечня выпишите в два столбика явления

а) химические,
б) физические:

испарение росы, растворение ржавчины моющими сред­ствами, горение спички, процесс дыхания у животных.
Для химических явлений укажите их признаки.

2. Из перечня выпишите в два столбика

а) природные вещества и смеси,
б) вещества и смеси, полученные искусственно:

азот, капрон, мыло, мрамор, хлорофилл, пластмасса.

3. Заполните таблицу (в первом столбце укажите на­звание процесса):

Изготовление пластмассПользаНедостатки
   

3 вариант

1. Из перечня выпишите в два столбика явления

а) химические,
б) физические:

фотосинтез, таяние ледников, получение металлов из руд, растворение соды в холодной воде.
Для химических явлений укажите их признаки.

2. Из перечня выпишите в два столбика

а) природные вещества и смеси,
б) вещества и смеси, полученные искусственно:

хлопок, лайкра, магнитный железняк, резина, глюкоза, перекись водорода.

3. Заполните таблицу (в первом столбце укажите на­звание процесса):

Изготовление бумагиПользаНедостатки
   

4 вариант

1. Из перечня выпишите в два столбика явления

а) химические,
б) физические:

замерзание воды, получение из графита алмазов, про­цесс пищеварения у человека, появление налета на медных скульптурах.
Для химических явлений укажите их признаки.

2. Из перечня выпишите в два столбика

а) природные вещества и смеси,
б) вещества и смеси, полученные искусственно:

аспирин, белки, углекислый газ, линолеум, клей «Момент», нефть.

3. Заполните таблицу (в первом столбце укажите на­звание процесса):

Изготовление пластмассПользаНедостатки
   

Ответы на самостоятельную работу по химии Превращение веществ
Вариант 1.
1. Явления:
а) химические: горение бенгальского огня, гниение растений;
б) физические: растворение сахара, намагничивание железа.
2. а) вода, поваренная соль, кисло­род, б) стиральный порошок, фреон, полиэтилен.
Вариант 2.
1. Явления:
а) химические: растворение ржавчи­ны моющими средствами, горение спички, процесс дыхания у животных;
б) физические: испарение росы.
2. а) азот, мрамор, хлорофилл, б) капрон, мыло, пластмасса.
Вариант 3.
1. Явления:
а) химические: фотосинтез, получе­ние металлов из руд;
б) физические: таяние ледников, рас­творение соды в холодной воде.
2. а) хлопок, магнитный железняк, глюкоза, б) лайкра, резина, перекись водорода.
Вариант 4.
1. Явления:
а) химические: получение из графита алмазов, процесс пищеварения у человека, появление налета на медных скульптурах;
б) физические: замерзание воды.
2. а) белки, углекислый газ, нефть, б) аспирин, линолеум, клей «Момент».

PDF-версия
Самостоятельная работа Превращение веществ(89 Кб, pdf)

Точка Кюри: наука о магнетизме и физике

Кусок железа обычно притягивается к магниту, но когда вы нагреваете железо до достаточно высокой температуры (называемой точкой Кюри), он теряет способность намагничиваться. Тепловая энергия приводит в движение атомы железа, поэтому они не могут выстроиться в линию и создать магнитное поле — эта закуска — простая демонстрация этого эффекта.

ОСТОРОЖНО: Электричество может сильно нагреть вещи. Провода могут сильно нагреваться, когда вы готовите эту закуску. Будь осторожен.


Subject: 

Chemistry

Materials & Matter

Physics

Electricity & Magnetism

Heat & Temperature

Keywords: 

magnet

temperature

exhibit-based

NGSS and EP&Cs: 

PS

PS1

PS2

PS3

CCC

Причина и следствие

Энергия и вещество

Структура и функция

Стабильность и изменение




Инструменты и материалы

  • Небольшой магнит, например, керамический дисковый магнит.
  • Нить длиной около 1 фута (30 см).
  • Тонкая стальная проволока длиной 3 дюйма (8 см), полученная путем отделения одной жилы от обычной плетеной оцинкованной проволоки для подвешивания картин.
  • Подставка для магнитного маятника и провода (показанные примеры сделаны из ПВХ, пластикового стаканчика и деревянных палочек, но вы можете импровизировать, используя доступные материалы по вашему выбору)
  • Два поводка с зажимом типа «крокодил»
  • Одна батарея фонаря на 6 вольт (или другой источник питания на 6 вольт)
  • Лента

Примечание по материалам: плетеный медный провод и алюминиевый провод доступны, но здесь не подходят; железная проволока может работать, но обычно недоступна. Что бы вы ни использовали, держитесь подальше от проволоки с пластиковым покрытием, которая может сгореть, если нагреется.


Сборка

  1. Сделайте подходящие подставки, как показано на фотографиях выше, или собственного дизайна.
  2. Подвесьте магнит к верхней части подставки с помощью веревки. Сделайте маятник длиной не менее 4 дюймов (10 см).
  3. Натяните провод между двумя стойками так, чтобы ближайший провод находился на расстоянии 1 дюйма (2,5 см) от магнита.

Действия и уведомления

Прикоснитесь магнитом к проводу. Он должен магнитом притягиваться и прилипать к проводу.

Подсоедините провода зажима к клеммам аккумулятора фонаря. Подсоедините один вывод зажима к одной стороне провода и прикоснитесь другим выводом зажима к проводу на противоположной стороне магнита. Ток будет течь по проводу, заставляя его нагреваться. Будьте осторожны — провод нагреется!  Поскольку провод нагревается и начинает светиться, магнит отваливается от провода.

Снимите зажим с провода и дайте проводу остыть. Когда проволока остынет, обратите внимание, что магнит снова прилипнет к ней.

Если провод не нагревается настолько, чтобы светиться красным, переместите выводы зажима ближе друг к другу.


Что происходит?

Стальная проволока состоит из атомов, которые действуют как крошечные магниты, каждый из которых имеет свои северный и южный полюса. Эти атомы обычно направлены во всех направлениях, поэтому у стали нет чистого магнитного поля. Но когда вы подносите магнит к проволоке, магнит заставляет стальные атомы выстраиваться в линию. Эти выстроенные в линию атомные магниты превращают стальную проволоку в магнит. Затем сталь притягивается к исходному магниту.

Высокие температуры могут нарушить этот процесс намагничивания. Тепловая энергия заставляет атомы стали раскачиваться вперед и назад, нарушая их магнитное выравнивание. Когда вибрация атомов становится слишком большой, атомные магниты также не выстраиваются в линию, и сталь теряет свой магнетизм. Температура, при которой это происходит, называется точкой Кюри.


Дальше

Внутри земли находится ядро ​​из расплавленного железа. Это железо находится при температуре выше точки Кюри и поэтому не может намагничиваться. Однако Земля намагничена, имеет северный и южный магнитные полюса. Магнитное поле Земли создается электромагнитом, то есть электрическими токами, протекающими внутри жидкометаллического ядра.



Похожие закуски

Магнитные фрукты

Узнайте, как оба полюса мощного магнита отталкивают виноград.

Короткое замыкание

Что происходит, когда вы перегораете предохранитель?

Магнитное экранирование

Магнитные линии здесь заканчиваются.




Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Атрибуция: Педагогический институт Exploratorium

Заставить магниты говорить: эффект Баркгаузена

Время от времени я сталкиваюсь с демонстрацией физики, которая настолько проста в реализации, но иллюстрирует такое глубокое явление, что у меня перехватывает дыхание. Недавно я узнал об одной такой демонстрации, для которой требуется всего несколько легкодоступных частей, показанных ниже.

У нас есть спиральный виток провода, окружающий стальной болт, с проводом, прикрепленным к аудиоусилителю. Последняя деталь — умеренно сильный неодимовый магнит.

Что мы можем сделать с помощью этой простой настройки? На самом деле, мы можем сделать что-то совершенно потрясающее: мы можем услышать звук намагничивания стали!

Явление, называемое эффектом Баркгаузена, впервые было описано в 1919 году немецким физиком Генрихом Баркгаузеном (1881-1956). Это был один из первых экспериментальных наблюдений за микроскопическими процессами, управляющими намагничиванием, и он предоставил некоторые из первых доказательств того, что известно как теория доменов 9.0006 намагниченности. В этом посте мы рассмотрим эффект Баркгаузена, что он говорит нам о том, как работают магниты, и опишем, как вы можете создать этот эффект для себя примерно за 40 долларов из доступных материалов!

Так что же именно наблюдал Баркгаузен? В приведенной выше настройке, если поднести неодимовый магнит к обмотанному проволокой куску стали, можно услышать шипящий звук, похожий на статический или, что более уместно, на палку дождя.

На видео ниже (с моим участием) показан эффект Баркгаузена. Мы видим, что шипение появляется только для черных металлов (на основе железа), т.е. металлов, которые могут намагничиваться. Такие материалы называются ферромагнитный .

Чтобы объяснить наблюдение Баркгаузена, нам нужно сначала немного понять о магнетизме, магнитных материалах и о том, как такие материалы намагничиваются и могут оставаться намагниченными.

Если вы когда-нибудь играли с магнитами, то знаете, что у них обычно есть северный и южный полюса, и противоположности притягиваются: северные полюса притягиваются к югу, а северные полюса отталкиваются от других северных полюсов. Магнит такой формы технически называется диполь , т. е. «два полюса». Это легче всего визуализировать и продемонстрировать с помощью прямоугольного стержневого магнита с четко обозначенными буквами N и S.

Использование терминов «Северный полюс» и «Южный полюс» не случайно; сама Земля благодаря расплавленному железу во внешнем ядре действует как гигантский стержневой магнит! Однако то, что мы называем магнитным северным полюсом Земли, на самом деле является южным полюсом стержневого магнита, на который указывают магнитные стрелки (точнее, их северные полюса).

Земля как гигантский стержневой магнит. Обратите внимание, что магнитный север (южный полюс магнита) расположен под углом к ​​истинному северному полюсу. (источник)

Обратите внимание на линии со стрелками, которые выходят из северного полюса магнита, вращаются вокруг него и снова входят через южный полюс. Эти линии представляют собой магнитных полей , создаваемых Землей. Короче говоря: магниты могут притягиваться и отталкиваться друг от друга на расстоянии, потому что они создают «силовое поле», которое простирается в космос, уменьшаясь в силе по мере удаления от магнита. Мы представляем это силовое поле набором линий со стрелками. Если бы мы поместили в это поле другой стержневой магнит, он испытал бы силу, пытающуюся выровнять его с линиями, при этом северный полюс указывал бы в направлении стрелок. Ниже приведен набросок силового поля стержневого магнита, нарисованный мной.

Это столько, сколько мы объясним как работают магниты или почему магниты делают то, что они делают; за пределами этого простого описания мы углубимся в фундаментальные законы физики, где вопросы «почему» станут философским вызовом. Вместо этого мы будем использовать это поведение стержневых магнитов в качестве модели всех магнитных процессов — с некоторыми важными изменениями, как мы увидим.

Теперь предположим, что мы рассматриваем атомную структуру куска железа, сильно намагниченного, как стержневой магнит. На самом деле, каждый атом железа по своей природе является магнитным, и его можно грубо представить как собственный крошечный стержневой магнит! Таким образом, структуру железного стержневого магнита можно представить следующим образом.

Вам может быть интересно, как все эти маленькие стержневые магниты могут быть объединены в один большой стержневой магнит. Когда северный и южный полюсы пары магнитов складываются вместе, они слабо компенсируют друг друга; результатом для нашего стержневого магнита является то, что единственные оставшиеся северный и южный полюса находятся на концах. Эта модель магнитов «атомный стержневой магнит» также предсказывает, что разделение магнита на две части не приводит к изолированным северному и южному полюсам: это приводит к двум парам полюсов.

Однако есть что-то не совсем верное в этом микроскопическом представлении о магнитах. На рисунках выше показаны наши магнитные атомы, расположенные рядом друг с другом и направленные в одном направлении. Но что произойдет, если вы попытаетесь поставить рядом два стержневых магнита, направленных в одном направлении?

Обычные магниты нельзя устойчиво расположить параллельно друг другу, но, по-видимому, «атомные магниты» могут! Если вы подозреваете, что квантовая механика как-то связана с этим, вы правы — в ферромагнитных материалах, таких как железо, два близко расположенных магнитных атома минимизируют свою так называемую обменную энергию , указывая в одном направлении. Это настолько сильно отличается от стержневых магнитов, что нам, вероятно, следует нарисовать эти атомы по-другому: вместо того, чтобы рисовать их как маленькие стержневые магниты, мы нарисуем их в виде стрелок, указывающих от Южного полюса к Северному полюсу. Таким образом, наш полностью намагниченный кусок железа имеет следующую микроскопическую картину.

Конечно, возникает еще один вопрос: если атомы железа любят выстраиваться в одном и том же магнитном направлении, почему не каждый кусок железа намагничен? Из приведенного выше наивного описания можно было бы ожидать, что железо сведет к минимуму свою общую энергию, если все его диполи будут выстроены в одном направлении, как на картинке выше, и, следовательно, каждый кусок железа будет сильным магнитом. Этого не происходит, потому что есть еще один вклад в энергию железяки. По мере того, как все больше и больше диполей выстраиваются в линию, направленные в одном направлении, они создают все более и более сильное магнитное поле. Эта энергия магнитного поля максимальна, когда все диполи выровнены в одном направлении, и минимальна, когда все диполи направлены в случайных направлениях.

Таким образом, у нас есть два основных процесса в куске железа: обменная сила, которая пытается минимизировать энергию, делая диполи параллельными, и магнитная сила, которая пытается минимизировать энергию, удерживая диполи от параллельности. В ненамагниченном куске железа эти две силы уравновешиваются и образуют компромисс: они образуют области, в которых все диполи выровнены, а разные области имеют разную ориентацию. Нестрогая картина того, как это может происходить в ненамагниченном куске железа, показана ниже.

Это приближает нас к пониманию того, как создается шипящий звук эффекта Баркгаузена — если вы забыли, что мы пытались объяснить в этот момент!

В ненамагниченном куске железа магнитный эффект всех случайно ориентированных доменов в среднем компенсируется, оставляя металл без явных магнитных свойств. Однако, если мы приложим внешнее магнитное поле, произойдет любопытная вещь: те домены, которые находятся на одной линии с полем, растут за счет тех, которые перпендикулярны или противоположны полю. Рисунок ниже, опять же нестрогий, дает представление о том, как это может выглядеть.

Границы доменов, показанные на рисунках черными линиями, называются доменными стенками . Эти доменные стенки представляют собой переходные области между различными ориентациями диполей, и когда магнитное поле прикладывается к железу или снимается с него, доменные стенки перемещаются.

Мне нравится использовать геополитическую аналогию, чтобы объяснить поведение этих доменов и доменных стен! Мы можем представить домены как разные страны на карте, а домен ограничивает границы этих стран. Когда условия благоприятны для конкретной страны (приложенное магнитное поле указывает в том же направлении), эта страна растет, поглощая своих менее благоприятных соседей!

Доменная теория ферромагнетизма была впервые разработана в 1907 году французским физиком Пьером-Эрнестом Вайсом, и в его честь магнитные домены часто называют доменами Вейсса. Размер и форма доменов сильно зависят от кристаллической структуры магнитного материала и других более тонких эффектов, связанных с ней; картинка выше предназначена просто для того, чтобы передать общую идею.

Если бы это было все научное описание ферромагнетизма, мы должны были бы ожидать, что магнитные свойства железа исчезнут, когда приложенное магнитное поле выключится: доминирующий домен сожмется, а другие домены сформируются снова, хотя и не обязательно в своей первоначальной конфигурации. . Однако если к куску железа приложить достаточно сильное магнитное поле, оно останется намагниченным даже после выключения поля, образуя постоянный магнит. Как это произошло?

Ответ заключается в том, что ни один образец железа не идеален и неизбежно содержит многочисленные дефекты. Эти дефекты могут быть небольшими включениями других материалов в железе или могут быть простыми несовершенствами кристаллической структуры самого железа. Когда доменная стенка движется мимо дефекта, она на мгновение «застревает» на нем: вокруг дефекта формируются новые мини-домены, создавая локальный минимум энергии. По мере продвижения доменной стенки эти новые домены — и сама доменная стенка — растягиваются все дальше и дальше, создавая длинные шипы, и, наконец, эти шипы отрываются от доменной стенки в резкой катастрофе атомного масштаба!

Простая иллюстрация формирования шиповидных доменов. Адаптировано из рис. 7.14 отличного текста Н. Спалдина «Магнитные материалы» (издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2003).

Есть два важных аспекта этого «защелкивания» доменной стенки за дефектом. Во-первых, это объясняет, как железо может оставаться намагниченным после отключения приложенного поля: доменные стенки пытаются вернуться в исходное положение, но они обычно «застревают» на дефекте, оставляя металл частично намагниченным. Во-вторых, это «щелчок» приводит к крошечному всплеску магнитного поля, создаваемого металлом — и эти крошечные резкие изменения магнитного поля — это то, что мы слышим в эффекте Баркгаузена!

Как мы можем преобразовать эти крошечные колебания магнитного поля в звук? Наша катушка с проволокой использует индукцию Фарадея, о которой я подробно рассказывал в предыдущем посте. Вкратце: примерно в 1831 году блестящий экспериментатор Майкл Фарадей заметил, что изменяющееся магнитное поле индуцирует циркулирующее электрическое поле, как это грубо показано ниже.

Поскольку электрическое поле является движущей силой электрического тока, изменяющееся магнитное поле в катушке с проводом индуцирует электрический ток в этой катушке. Ток от крошечной «щелчки» доменной стенки будет крошечным, но его можно усилить с помощью простого аудиоусилителя.

На самом деле именно игра с усилителями привела Баркгаузена к его замечательному открытию. Английский перевод его статьи 1919 года* озаглавлен «Два явления, обнаруженные с помощью новых усилителей», и схема его первого эксперимента поразительно похожа на схему моего собственного прибора.

Здесь S представляет собой катушку диаметром 25 мм и 300 витков, G представляет собой гальванометр (для измерения тока), V представляет собой 10000-кратный усилитель, а T представляет собой телефонную трубку. Сам Баркгаузен, похоже, не оценил значения своего наблюдения, но другие быстро осознали его важность: эффект Баркгаузена был одним из первых окончательных доказательств в пользу доменной теории ферромагнетизма. С тех пор это явление используется для проверки более подробных теорий о поведении магнитных доменов, а также для лучшего понимания внутренней структуры ферромагнитных материалов.

Итак, вот что вы слышите, когда устанавливаете простой аппарат Баркгаузена: вы на самом деле слышите (косвенно) звук намагничивания металла в виде «скачков» стенок магнитных доменов на атомном уровне, когда они движутся к воспринимать приложенное магнитное поле. Едва ли я могу придумать другое обстоятельство, при котором нечто столь глубокое можно было бы продемонстрировать так легко — и так дешево!

И последнее: на данный момент вы можете подумать, что это обсуждение доменов и доменных стен очень абстрактно — мы говорим о вещах, которые нельзя увидеть, верно? Наоборот, со времен Баркгаузена был разработан ряд методов, позволяющих нам реально увидеть магнитные домены через микроскоп. Мой любимый пример исходит из 1958 статья** Дж. Ф. Диллона-младшего, «Наблюдение за доменами в ферримагнитных гранатах в проходящем свете». Рисунок 4 этой статьи, на мой взгляд, прекрасен и удивителен.

Перепечатано с разрешения Дж. Ф. Диллона-младшего, «Наблюдение за доменами в ферримагнитных гранатах в проходящем свете», J. Appl. физ. 29 (1958), 1286-1291. Авторское право 1958 г., Американский институт физики.

Здесь мы видим чередование двух доменных структур в части (а), светлой и темной, при нулевом приложенном поле. По мере увеличения поля (измеряемого в Эрстедах) светлые домены полностью вытесняют темные. Когда поле приложено в противоположном направлении, теперь темные домены имеют преимущество, и по мере того, как поле становится более отрицательным, они берут верх.

Эти фигурки были сделаны из тонких ломтиков граната, полупрозрачного ферримагнитного материала***. Для наблюдения за доменами экспериментатор воспользовался еще одним открытием Майкла Фарадея — фарадеевским вращением, при котором степень поляризации света, прошедшего через магнитный материал, существенно зависит от магнитного состояния материала.

Хотите сделать аппарат Баркгаузена самостоятельно? Это довольно просто и недорого, и я объясню, как это сделать, в приложении к этому посту!

**********************

* H. Barkhausen, «Zwei mit Hilfe der neuen Verstärker entdeckte Erscheinungen», Phys. Т. 20 (1919), 401—403.

** Дж. Ф. Диллон-младший, «Наблюдение доменов в ферримагнитных гранатах с помощью проходящего света», J. Appl. физ. 29 (1958), 1286-1291.

*** Магнитный материал ferr и незначительно отличается от магнитного материала ferr или , хотя качественно они имеют сходное доменное поведение.

**********************

ПРИЛОЖЕНИЕ: Сделай сам аппарат Баркгаузена!

Во-первых, я должен поблагодарить веселый и интересный веб-сайт sci-toys.com, где я впервые узнал об эффекте Баркгаузена. Вы можете приобрести у них комплект эффектов Баркгаузена за 12 долларов без усилителя.

Я сделал для себя немного другую настройку, потому что хотел иметь возможность вставлять в свою катушку разные «сердечники». Я разработал все, чтобы установить вокруг металлических и пластиковых болтов 0,25 дюйма (6 мм), которые можно купить примерно по 25 центов каждый в вашем местном хозяйственном магазине. Я использовал болты длиной 2,5 дюйма. (Для стального болта обязательно возьмите с собой магнит, чтобы убедиться, что вы покупаете настоящий магнитный кусок стали!)

Я купил 6-миллиметровую пластиковую трубку в местном магазине товаров для хобби (за несколько долларов), а также купил пару пластиковых шайб диаметром 0,25 дюйма, которые служат торцами моей катушки. Я просверлил два небольших отверстия в одной из заглушек для продевания магнитной проволоки, а затем приклеил заглушки к трубке (которую я обрезал до 2,5 дюйма), сформировав основу катушки.

Провод для катушки представляет собой магнитный провод, который можно приобрести в местном магазине радиотоваров примерно за 8 долларов. Для своего проекта я использовал промежуточный провод 26-го калибра — 22-й показался слишком коротким, а 30-й — слишком длинным! Вам просто нужно продеть один конец магнитной проволоки через одно отверстие в основании катушки, а затем получить обмотку! Приятно попробовать сделать очень правильные и упорядоченные обмотки, но, в конце концов, не имеет большого значения, аккуратные они или грязные — просто попробуйте и закончите другой конец провода рядом с другим отверстием в основании катушки.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *