Работа трехфазного мостового выпрямителя: принцип, схемы, характеристики
Рассматриваемый выпрямитель (рис. 4.26) широко используется в устройствах большой мощности.
Опишем работу выпрямителя при подключении его к активной (рис. 4.26, а) и активноиндуктивной (рис. 4.26, б) нагрузке. Изучаемый выпрямитель подобен рассмотренному однофазному мостовому, но получает питание от трехфазного источника напряжения, содержит 6 тиристоров, представляет собой достаточно сложную систему и вследствие этого более труден для анализа.
Так как тиристоры Th Т2 и Т3 соединены катодами, принято говорить, что они составляют катодную группу тиристоров. Тиоисторы 74, Т5 и Г6, соединенные анодами, составляют анодную группу.
В однофазном мостовом выпрямителе каждый тиристор может проводить ток в паре с единственным тиристором и таких пар всего две. В трехфазном мостовом выпрямителе каждый тиристор может проводить ток в паре с одним из двух тиристоров противоположной группы. К примеру, тиристор Г, может проводить ток или в паре с тиристором Г5, или в паре с тиристором Г6. Вследствие этого имеется 6 пар тиристоров, совместно проводящих ток нагрузки.
Основная трудность при анализе выпрямителя состоит в том, чтобы определить, какая пара тиристоров находится во включенном состоянии или может в нем находиться (т. е. может быть включена импульсами управления). Подобные проблемы типичны для всех электронных устройств, содержащих нелинейные и, в частности, работающие в ключевом режиме элементы. При анализе таких устройств очень полезно выявить их характерные особенности, сужающие круг возможных сочетаний режимов работы элементов и упрощающие определение токов и напряжений.
Укажем такие особенности для рассматриваемой схемы.
— Не могут быть включены два тиристора одной группы (так как их проводящее состояние обеспечило бы протекание под действием соответствующего линейного напряжения очень большого обратного тока одного из тиристоров, что невозможно для исправного прибора).
— Если имеется пара включенных тиристоров, то напряжение ивых равно определенному линейному напряжению, причем возможны 6 вариантов:
Например, при включенных тиристорах Г, и Т5 ивых = = иаЬ а при включенных тиристорах Т4 и Т2 ивых = — иаЬ
Пусть в некоторый момент времени при включенной одной паре тиристоров ивых = и{ Тогда не может быть включена другая пара, для которой ивых = и2ии2< и{ (иначе это соответствовалооы включению тиристора, находящегося под обратным напряжением, что невозможно). Отсюда следует, что в рассматриваемой схеме исключено скачкообразное уменьшение напряжения ивых (ордината точки временной диаграммы напряжения ивых не может совершать скачки вниз). Но скачкообразное увеличение напряжения ивых вполне возможно.
Второе следствие этой особенности рассматриваемого выпрямителя состоит в том, что в случае, когда все тиристоры непрерывно получают импульсы управления (и таким образом выполняют функции диодов), в некоторый момент времени во включенном состоянии будет находиться та пара приборов, которая обеспечит наибольшее значение напряжения ивых (иначе, по крайней мере, на одном тиристоре этой пары создавалось бы существенное прямое напряжение).
Если тиристоры работают в режиме диодов (или если анализируется неуправляемый трехфазный мостовой выпрямитель, кратко рассмотренный выше), для выявления включенных в заданный момент времени приборов достаточно:
- по временным диаграммам выбрать из трех (uab, иЬс, иса) одно линейное напряжение, имеющее максимальное по модулю значение;
- выделить в трехфазной схеме однофазную мостовую, питающуюся выбранным напряжением;
- определить два прибора (из четырех), которые открываются выбранным напряжением.
Пример использования алгоритма.
Работа выпрямителя на активную нагрузку при нулевом угле управления. В рассматриваемом случае тиристоры выполняют функции диодов (и результаты анализа применимы также к неуправляемому выпрямителю). Рассмотрим временные диаграммы (рис. 4.27), характеризующие работу схемы. Через Um обозначено амплитудное значение линейных напряжений uab, иЬс, иса (общим обозначением всех линейных напряжений является иЛ). Ось абсцисс разделена на отрезки, каждому из которых присвоен номер, обозначаемый через л.
На временной диаграмме напряжения ивых для каждого отрезка указано совпадающее с ним линейное напряжение, а на временной диаграмме тока ieblx — совпадающий с ним ток включенной пары тиристоров. Обратимся к отрезку с номером 1. На этом отрезке максимальным по модулю является напряжение иЬс
Однофазный выпрямитель, питающийся напряжением иЬс, образуют тиристоры Т2, Г3, Г5, Т6. Так как иЬс < О, открыты тиристоры Т4 и Т5 причем аналогично выполняется анализ для других отрезков.
Частота пульсаций (частота основной гармоники пульсаций) напряжения ивых в 6 раз больше частоты напряжения питающей сети, что сильно облегчает их фильтрацию. Приведем основные соотношения, характеризующие рассматриваемый режим. Среднее значение Ucp выходного напряжения:
где U — действующее значение линейного напряжения.
Регулировочная характеристика выпрямителя при работе на активную нагрузку
Угол управления а для каждого тиристора отсчитывается от момента включения соответствующего диода неуправляемого выпрямителя (по существу это справедливо и для рассмотренного однофазного мостового, и для других управляемых выпрямителей).
Как следует из последнего выражения, при а = 2л/3
Используя полученные выражения, изобразим регулировочную характеристику графически (рис. 4.28, сплошная линия).
Работа выпрямителя на активноиндуктивную нагрузку при угле управления я/3 рад (60 эл. град.) (рис. 4.29). При построении временных диаграмм предполагалось, что индуктивность LH достаточно велика и ток нагрузки практически постоянный. Регулировочная характеристика выпрямителя при работе на активно-индуктивную нагрузку.
Наличие индуктивности обеспечивает режим непрерывного тока.
Отсюда следует, что при а = л/2, Ucp = 0. Дадим графическое изображение регулировочной характеристики (рис. 4.28, пунктир).
Трехфазный мостовой выпрямитель (схема Ларионова)
Трехфазный мостовой выпрямитель (рис. 2.2, а) можно рассматривать как соединение двух трехфазных выпрямителей с нулевым выводом, у одного из которых диоды VD1, VD3, VD5 образуют катодную группу, а у другого диоды VD2, VD4, VD6 образуют анодную группу. Трансформаторы у этих выпрямителей совмещены в один. При работе мостовой схемы ток проводят всегда два диода; один в анодной, а другой – в катодной группе.
В любой момент времени в катодной группе будет открыт тот диод, потенциал которого по отношению к средней точке трансформатора выше (более положительный) потенциала анода других диодов. В анодной группе проводит тот диод, потенциал, которого ниже (более отрицателен) по отношению к потенциалам катодов других диодов.
Например, в момент времени θ = θ1 (рис. 2.2, б) в катодной группе проводит диод VD1, в анодной – VD6.
Переход тока с диода на диод в обоих группах происходит в точках естественной коммутации К
Мгновенное выпрямленное напряжение ud (рис. 2.2, г мостового выпрямителя равно разности потенциалов катодной и анодной групп и соответствует ординатам, заключенным между верхней и нижней огибающими (рис. 2.2,
Форма выпрямленного тока и тока через диод показана на рис. 2.2, в, г, при активной нагрузке выпрямителя rв и работе выпрямителя на обмотку возбуждения (см. рис. 2.2 в, штриховая линия). Обратное напряжение имеет форму, как в нулевой схеме, но в два раза меньшей амплитуды.
Ток в каждой фазе вторичной обмотки трансформатора протекает дважды за период в противоположных направлениях. В связи с этим в мостовой схеме отсутствует вынужденное подмагничивание сердечника трансформатора. Форма первичного тока находится из условия компенсации магнитодвижущих сил (МДС) первичной и вторичной обмоток (см. рис. 2.2,
При сравнительном анализе трехфазной нулевой и мостовой схем можно сделать те же выводы, что и для соответствующих однофазных схем.
Улучшение гармонического состава кривых выпрямленного напряжения и сетевого тока достигается в многофазных схемах выпрямления, используемых для машин большой мощности. На практике широко применяют двенадцатифазные схемы выпрямления (m = 12), образованные последовательным или параллельным соединением двух мостовых выпрямителей.
2 .2.2. Мостовой управляемый выпрямитель трехфазного тока
Особенность работы управляемого выпрямителя заключается в задержке на угол момента подачи управляющих импульсов на тиристоры относительно точек естественной коммутации
Р. Рис. 2.13. Схема трехфазного мостового выпрямителя | Рис.2.14.Кривые выходного |
П риXd = задержка вступления в работу очередных тиристоров создаёт задержку на такой же угол моментов запирания проводящих тиристоров (рис.2.13, д). При этом кривые выпрямленного напряжения приобретают вид, показанный на рис.2.13, г. В кривой выпрямленного напряжения создаются «вырезки», вследствие чего среднее значение выпрямленного напряжения Ud уменьшается. Влияние изменения угла на кривую Ud и среднее значение напряжения Ud показаны на рис. 2.14,а-г.
Анализ схемы выпрямления (рис.2.13) удобнее в начале провести без учета индуктивности рассеяния обмоток трансформатора.
Поскольку в трёхфазной мостовой схеме выпрямленное напряжение определяется линейным значением, кривая Ud на рис.2.14, а-г, как и на рис.2.13, г, состоит из участков линейных напряжений вторичных обмоток трансформаторов .
При изменении угла в диапазоне от 0 до 60 (рис.2.14, а, б) переход напряжения Ud с одного линейного напряжения на другое осуществляется в пределах положительной полярности участков линейных напряжений. Поэтому форма кривой напряжения Ud и его среднее значение одинаковы как при активной, так и при активно-индуктивной нагрузках.
При 60 вид кривой Ud зависит от характера нагрузки (рис.2.14, в, г). Причина зависимости та же, что и в управляемых выпрямителях однофазного тока. В случае активно-индуктивной нагрузки ток продолжает протекать через тиристоры и вторичные обмотки трансформатора после изменения полярности их линейного напряжения (рис.2.14, в, г), в связи с чем в кривойUd появляются участки линейных напряжений отрицательной полярности. При Ld=эти участки продолжаются до очередного включения тиристоров. Равенству площадей участков и условию
Значение этого угла характеризует нижний предел регулирования напряжения Ud при Ld=. При активной нагрузке участки отрицательной полярности отсутствуют и в кривой Ud при 60 появляются нулевые паузы (штрихи на рис.2.14, в, г). Напряжению Ud=0 теперь будет отвечать значение угла =120.
Регулировочная характеристика, характеризующая зависимость среднего значения выпрямленного напряжения от угла при Ld=, может быть найдена усреднением кривой Ud на интервале
(2.37)
т.е. она определяется тем же соотношением, что и в однофазных схемах.
Участок регулировочной характеристики при активной нагрузке (Ld=0) на интервале 120 60 находят из выражения
. (2.38)
Кривые анодных токов тиристоров и токов обмоток трансформатора при
Рис. 2.15. Регулировочные характеристики
Кривая напряжения на тиристоре приведена на рис.2.13, ж. Амплитуда обратного напряжения, как и в неуправляемом выпрямителе, равна . Этой величиной определяется теперь не только обратное напряжение, но и возможное значение амплитуды прямого напряжения на тиристоре при регулировании угла .
На рис.2.16,а -д приведены временные диаграммы напряжений и токов управляемого выпрямителя с учётом коммутационных процессов, вызываемых индуктивными сопротивлениями в анодной цепи Xa.
Рис. 2.16. Временные диаграммы управляемого трехфазного мостового выпрямителя | Коммутационные процессы обусловлены переходом тока с тиристора, заканчивающего работу, на тиристор, вступающий в работу (рис.2.16,в) из той же тиристорной группы (анодной или катодной). Каждый такой коммутационный процесс начинается в момент подачи отпирающего импульса на очередной в порядке вступления в работу тиристор (рис.2.16,а). Коммутация токов продолжается в течение интервала и протекает аналогично, как в схеме неуправляемого выпрямителя. Во время коммутациинапряжение на нагрузке определяется полусуммой напряжений двух фаз с коммутирующими вентилями. Коммутационные падения напряжений сказываются на форме кривой напряжения Udи уменьшении его среднего значения на величину (рис.2.16,б). Расчёт среднего значения коммутационных падений напряжения производится так же, как и в неуправляемой схеме. Отличие состоит лишь в том, что напряжениеUx(рис.2.16,а) к моменту начала коммутации имеет отстающий фазовый сдвиг на уголотносительно точек естественной коммутации. С учётом сказанного, соотношения для рассматриваемой схемы принимают такой вид |
(2.39)
(2.40)
; (2.41)
(2.42)
Подставив (2.42) в (2.40), получим выражение для Ux
.
Уравнение внешней характеристики
. (2.43)
Вид внешней характеристики соответствует рис.2.17
Рис. 2.17. Внешние характеристики трехфазного мостового выпрямителя
Управляемый мостовой трехфазный выпрямитель
В симметричной (полностью управляемой) мостовой схеме диоды VD1 – VD6 заменим на тиристоры VS1 – VS6 (см. рис. 2.2, a). Как и в трехфазной нулевой схеме при работе на активную нагрузку, мостовой выпрямитель может иметь два различных режима работы: режимы прерывистого и непрерывного тока. На рис. 4.2, а, б представлены кривые выпрямленного напряжения и тока для трех значений углов α. Из рисунка следует, что прерывистый ток в нагрузке протекает при α >π /3.
Для области непрерывного тока (α ) среднее выпрямленное напряжение равно:
. (4.3)
В выражении (4.3) производится интегрирование линейного напряжения за интервал проводимости тиристора. В режиме прерывистого тока (α > π/З) мгновенное значение выпрямленного напряжения равно нулю при θ = π в соответствии с кривой вторичного напряжения трансформатора. Для этого случая имеем:
, (4.4)
предельным углом регулирования, при котором Ud = 0, является угол α = 120°.
Для нормальной работы мостовой схемы необходимо подавать на управляющие электроды тиристоров импульсы шириной не менее 60° или сдвоенные импульсы, отстающие друг от друга на указанный интервал (рис. 4.2, в, г). При запуске выпрямителя импульс управления (например, при θ = θ1) подается на тиристор VS1 катодной группы. Однако VS1 не включается, так как в анодной группе все тиристоры заперты.
Через промежуток, равный 60° (θ = θ2), управляющий импульс поступает на тиристор VS2. Если в этот момент на управляющем электроде тиристора будут отсутствовать импульсы, VS2 не включится. В режиме прерывистого тока (см. рис. 4.2, a, б) также необходимо подавать повторный управляющий импульс на соответствующий тиристор в противоположной группе. На рис. 4.2, в показано положение импульсов для двух значений углов управления.
При работе выпрямителя на обмотку возбуждения МПТ с большой индуктивностью ток нагрузки непрерывен во всем диапазоне изменения α. В связи с этим среднее выпрямленное напряжение может быть найдено по формуле (4.3).
Как уже указывалось, в мостовой схеме можно использовать только половину тиристоров катодной или анодной группы. Получающаяся при этом несимметричная (полууправляемая) мостовая схема имеет более простую систему управления и меньшую стоимость. На рис. 4.3 представлены кривые мгновенных выпрямленных напряжений анодной (uda), катодной (udk) групп тиристоров и результирующего напряжения (ud) для случая, когда тиристоры VS1, VS3, VS5 – управляемые, а VS2, VS4, VS6 – неуправляемые (см. рис. 2.2, а). Коммутация тиристоров катодной группы происходит в моменты подачи управляющих импульсов, тиристоров анодной группы – в точках естественной коммутации К1, К2, К3 и т.д.
Так же, как в симметричной схеме, при работе полууправляемого выпрямителя на активную нагрузку наступает режим прерывистого тока при . Средняя величина выпрямленного напряжения определяется для областей прерывистого и непрерывного тока одним выражением:
(4.5)
Соотношение (4.5) показывает, что предельный угол регулирования, равен: αм= 180°. Из рис. 4.3, б следует, что в полууправляемой схеме, по сравнению с полностью управляемой, кратность пульсаций выходного напряжения снизилась в два раза (m=3) и стала такой же, как в трехфазной нулевой схеме, что требует применения более мощных и громоздких фильтрующих элементов. Поэтому наиболее целесообразно использовать полууправляемую схему для регулирования выходных параметров МПТ в небольших пределах. Регулировочная характеристика выпрямителя с неполным числом тиристоров не зависит от характера нагрузки и при работе его на обмотку возбуждения машины также описывается выражение
м (4.5).
Преимуществом полууправляемой мостовой схемы являются меньшая реактивная мощность, потребляемая из сети.
Для сравнительной оценки выпрямительных схем рассмотрим их регулировочные характеристики (рис. 4.4). При работе на обмотку возбуждения или якорь с большой индуктивностью среднее выпрямленное напряжение всех схем является косинусоидальной зависимостью от угла регулирования α. Вид регулировочных характеристик можно изменять в зависимости от способа управления выпрямителем, а также путем введения различных обратных связей.
Режим прерывистого тока в нагрузке наступает при тем больших углах управления, чем больше фазность выпрямителя (m). Существенным недостатком выпрямителей с естественной коммутацией тиристоров является значительное потребление из сети реактивной мощности при глубоком регулировании угловой скорости и момента электрической машины.