машина — это… Что такое Динамо-машина?
У этого термина существуют и другие значения, см. Динамо.Динамо-машина или динамо — это устаревшее название генератора, служащего для выработки постоянного электрического тока из механической работы. Динамо-машина была первым электрическим генератором, который стал применяться в промышленности. В дальнейшем ее вытеснили генераторы переменного тока, так как переменный ток поддается трансформированию.
В настоящее время термин динамо используется в основном для обозначения небольшого велосипедного генератора, питающего велофару, а также небольшого генератора, встроенного в переносные туристические фонари — т. н. электродинамические или самозарядные фонари, способные работать автономно без батареек или аккумуляторов и не нуждающиеся в подзарядке от стационарной электросети 220 В или в смене элементов питания и способные работать неограниченно долгое время в полевых условиях. В настоящее время динамо также используется в тренажерах серии PowerBall с неоновой подсветкой.
Описание
Динамо-машина состоит из катушки с проводом, вращающейся в магнитном поле, создаваемом статором. Энергия вращения, согласно закону Фарадея преобразуется в переменный ток, но поскольку первые изобретатели динамо не умели работать с переменным током, то они использовали коммутатор для того, чтобы инвертировать полярность. В результате получался пульсирующий ток постоянной полярности.
История
Первая динамо-машина была изобретена А. Йедликом в 1827 году. Он сформулировал концепцию динамо на шесть лет раньше, чем она была озвучена Сименсом, но не запатентовал ее.
См. также
Динамомашина — это… Что такое Динамомашина?
ДИНАМОМАШИНА — ДИНАМОМАШИНА, динамомашины, жен. (от греч. dynamis сила и слова Машина) (тех.). Машина, служащая для выработки электрического тока. Динамомашина в отличие от магнето получает возбуждение от электромагнитов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
ДИНАМОМАШИНА — см. Генератор электрический. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 … Технический железнодорожный словарь
динамомашина — сущ., кол во синонимов: 4 • генератор (63) • динамодвигатель (3) • динамомотор (2) … Словарь синонимов
динамомашина — [3/0] Лжец, необязательный человек. Та еще динамомашина. Молодежный сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
Динамомашина — устаревшее название Постоянного тока генератора … Большая советская энциклопедия
ДИНАМОМАШИНА — устар. назв. электромашинного генератора пост. тока … Большой энциклопедический политехнический словарь
динамомашина — Электр тогы эшләп чыгару машинасы, даими ток генераторы … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
ГАЗО-ДИНАМОМАШИНА — Соединен е газомотора с динамо машиною. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
ШУНТОВАЯ МАШИНА — ШУНТОВАЯ МАШИНА … Технический железнодорожный словарь
Динамо — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дина́мо (греч. δύναμις, «сила») — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «сила».
- Динамо или динамо-машина — устаревшее название генератора постоянного тока
Футбольные клубы[править | править код]
- Динамо (футбольный клуб, Ала-Бука) — Киргизия
- Динамо (футбольный клуб, Аламедин) — Киргизия
- Динамо (футбольный клуб, Астрахань) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Алатырь) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Барнаул) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Батуми) — Грузия
- Динамо (футбольный клуб, Берлин) — Германия
- Динамо (футбольный клуб, Бийск) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Брянск) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Бухарест) — Румыния
- Динамо (футбольный клуб, Владимир) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Вологда) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Вране) — Сербия
- Динамо (футбольный клуб, Горький) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Дрезден) — Германия
- Динамо (футбольный клуб, Загреб) — Хорватия
- Динамо (футбольный клуб, Кант) — Киргизия
- Динамо-ГИБДД (футбольный клуб, Кетово) — Россия
- Динамо-УВД (футбольный клуб, Кетово) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Киев) — Украина
- Динамо-2 (футбольный клуб, Киев) — Украина
- Динамо (футбольный клуб, Киров) — Россия
- Динамо-Нововятич (футбольный клуб, Киров) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Кострома) — Россия
- Динамо-Биолог (футбольный клуб, Краснодар) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Курган) — Россия
- Динамо Звёзды (футбольный клуб, Курган) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Липецк) — Россия
- Динамо-УВД (футбольный клуб, Липецк) — Россия
- Динамо-УМВД (футбольный клуб, Липецк) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Махачкала) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Минск) — Белоруссия
- Динамо (футбольный клуб, Москва) — Россия
- Динамо-ГАИ (футбольный клуб, Нижний Новгород) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Петрозаводск) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Рига, 2005) — Латвия
- Динамо (футбольный клуб, Ростов-на-Дону) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Рубцовск) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Самарканд) — Узбекистан
- Динамо (футбольный клуб, Санкт-Петербург) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Ставрополь, 1924) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Сухум) — Абхазия
- Динамо (футбольный клуб, Таллин) — Эстония
- Динамо (футбольный клуб, Тбилиси) — Грузия
- Динамо (футбольный клуб, Тирана) — Албания
- Динамо (футбольный клуб, Хмельницкий) — Украина
- Динамо (футбольный клуб, Ческе-Будеёвице) — Чехия
- Дайнамоз (футбольный клуб, Гияни) — ЮАР
- Дайнамоз (футбольный клуб, Хараре) — Зимбабве
- Динамо-Авто — Тирасполь, Молдавия
- Динамо-Брест — Белоруссия
- Динамо МВД — Бишкек, Киргизия
- Каролайна Динамо[en] — Гринсборо, США
- Лафборо Динамо — Лафборо, Англия
- Пауэр Дайнамоз — Китве, Замбия
- Хьюстон Динамо — Хьюстон, США
- Шепшед Динамо — Шепшед, Англия
- Динамо-93 — Минск, Белоруссия
Расформированные и прекратившие своё существование[править | править код]
- Динамо (футбольный клуб, Алма-Ата) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Болшево) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Баку) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Владивосток) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Воронеж) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Вышний Волочек) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Гагра) — Грузия
- Динамо (футбольный клуб, Горький) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Днепропетровск) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Душанбе) — Таджикистан
- Динамо-2 (футбольный клуб, Душанбе) — Таджикистан
- Динамо (футбольный клуб, Егвард) — Армения
- Динамо (футбольный клуб, Ереван) — Армения
- Динамо-2 (футбольный клуб, Ереван) — Армения
- Динамо (футбольный клуб, Иркутск) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Казань) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Калач-на-Дону) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Калинин) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Кашира) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Кемерово) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Копли) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Краснодар) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Красноярск) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Куйбышев) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Кунгур) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Лиепая) — Латвийская ССР
- Динамо (футбольный клуб, Луганск) — Украина
- Динамо (футбольный клуб, Люберцы) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Львов) — Украина
- Динамо (футбольный клуб, Михайловка) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Московская область) — СССР
- Динамо-ГПС (футбольный клуб, Мурманск) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Нальчик) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Новосибирск) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Норильск) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Омск) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Орёл) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Ош) — Киргизия
- Динамо (футбольный клуб, Пермь) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Петрозаводск) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Резекне) — Латвия
- Динамо (футбольный клуб, Рига) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Саки) — Украина
- Динамо (футбольный клуб, Саранск) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Свердловск) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Сортавала) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Ставрополь, 1986) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Сталинград) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Ташкент) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Тверь) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Тула) — Россия
- Динамо (футбольный клуб, Харьков) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Челябинск) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Черновцы) — СССР
- Динамо (футбольный клуб, Ярославль) — СССР
- Динамо-СКА — Одесса, Украина (в 1923—1936 и 1997 назыв. «Динамо»)
- Динамо-2 (футбольный клуб, Москва, 1986) — Россия
- Динамо-д (футбольный клуб, Москва) — Россия (в 1998—2000 годах назыв. «Динамо»-2)
- Динамо-3 — Киев, Украина
- Динамо-клубная (футбольный клуб, Москва) — СССР (см. этот раздел)
- Динамо-МГО-Мострансгаз — пос. Газопровод, Россия
- Динамо-Диамант — Хабаровск, Россия
- Динамо-Жемчужина-2 — Сочи, Россия
- Динамо-Интеррос — Ставрополь, Россия
- Динамо-Юни (футбольный клуб) — Минск, Белоруссия
- Завод «Динамо» (футбольный клуб) — СССР
Ранее именовавшиеся «Динамо»[править | править код]
- Арарат (1938—1953) — Ереван, Армения
- АСМК — Сухум, Грузия
- Баку (1997—2004) — Азербайджан
- Волга (1958—1959) — Ульяновск, Россия
- «Дачия»[en] (1957—1958) — Брэила, Румыния
- Дордой (2004—2010) — Бишкек, Киргизия
- Звезда (1947—1948) — Выборг, Россия
- Зугдиди (1974—1990, 1994—1995, 2000—2001, 2004; в 1995—1996 — «Динамо-Одиши») — Зугдиди, Грузия
- Звезда (1962) — Кропивницкий, Украина
- ИгроСервис (1936—2006) — Симферополь, Россия
- Ижевск (1998—2003) — Ижевск, Россия
- Кара-Балта (1997—2000) — Кара-Балта, Киргизия
- Кяпаз (1982—1988) — Гянджа, Азербайджан.
- Кубань (1928—1953) — Краснодар, Россия
- Машук-КМВ (1936—1966) — Пятигорск, Россия
- Смена (1947—1956) — Комсомольск-на-Амуре, Россия
- Сокол (1946—1953) — Саратов, Россия
- Текстильщик (1944—1946) — Иваново, Россия
- Тигина (1996—2010) — Бендеры, Молдова
- Торпедо (1946—1956) — Кутаиси, Грузия
- Улисс (2000—2005) — Ереван, Армения
- Черноморец (1931—1941) — Новороссийск, Россия
- Черноморец (1936—1939) — Одесса, Украина
- Якутия (1991—1996) — Якутск, Россия
- Кузбасс (2001—2007 — «Кузбасс-Динамо») — Кемерово, Россия
- Сурхан (2009—2010) — Термез, Узбексистан
- Тюмень (1992—1996 — «Динамо-Газовик») — Тюмень, Россия
- Шоро (2000 — «Динамо-Манас»-СКИФ) — Бишкек, Киргизия
Мини-футбольные клубы[править | править код]
Расформированные и прекратившие своё существование[править | править код]
Ранее именовавшиеся «Динамо»[править | править код]
Футзальные клубы[править | править код]
Пляжные футбольные клубы[править | править код]
Клубы по хоккею с шайбой[править | править код]
Мужские[править | править код]
- Динамо (хоккейный клуб, Минск) — Белоруссия
- Динамо (хоккейный клуб, Молодечно) — Белоруссия
- Динамо (хоккейный клуб, Пенза) — Россия
- Динамо (хоккейный клуб, Москва) — Россия
- Динамо (хоккейный клуб, Тверь) — Россия
- Динамо (хоккейный клуб, Санкт-Петербург) — Россия
- Динамо (молодёжный хоккейный клуб, Санкт-Петербург) — Россия
- Динамо (хоккейный клуб, Пардубице) — Чехия
- Динамо (хоккейный клуб, Рига, 2008) — Латвия
- Динамо (хоккейный клуб, Харьков) — Украина
- Динамо-Алтай — Барнаул, Россия
- Динамо-Шинник — Бобруйск, Белоруссия
- Динамо-Юниорс — Рига, Латвия
Женские[править | править код]
Расформированные и прекратившие своё существование[править | править код]
Ранее именовавшиеся «Динамо» В скобках года, когда клуб назывался «Динамо»[править | править код]
Клубы по хоккею с мячом[править | править код]
Расформированные и прекратившие своё существование:[править | править код]
Ранее именовавшиеся «Динамо»[править | править код]
Клубы по хоккею на траве[править | править код]
Расформированные и прекратившие своё существование:
Волейбольные клубы[править | править код]
Мужские[править | править код]
Женские[править | править код]
Расформированные и прекратившие своё существование[править | править код]
Ранее именовавшиеся «Динамо»[править | править код]
Баскетбольные клубы[править | править код]
Мужские[править | править код]
Женские[править | править код]
Расформированные и прекратившие своё существование[править | править код]
Ватерпольные клубы[править | править код]
Гандбольные клубы[править | править код]
Ранее именовавшиеся «Динамо»[править | править код]
Регбийные клубы[править | править код]
Стадионы[править | править код]
Стадионы спортивного общества СССР «Динамо». После распада СССР могут принадлежать частным владельцам и муниципальным организациям.
- В России
- Динамо (стадион, Архангельск)
- Динамо (стадион, Барнаул)
- Динамо (стадион, Брянск)
- Динамо (стадион, Владивосток)
- Динамо (стадион, Владикавказ)
- Динамо (стадион, Волгоград)
- Динамо (стадион, Вологда)
- Динамо (стадион, Воронеж)
- Динамо (стадион, Екатеринбург)
- Динамо (стадион, Ижевск)
- Динамо (стадион, Казань)
- Динамо (стадион, Краснодар)
- Динамо (стадион, Киров)
- Динамо (стадион, Махачкала)
- Динамо (стадион, Москва)
- МСА Динамо (стадион, Москва)[en]
- Динамо (футбольный манеж, Москва)[en]
- Динамо (водный стадион, Москва)
- Динамо (стадион, Нижний Новгород)
- Динамо (стадион, Омск)
- Динамо (стадион, Оренбург)
Устройство автомобиля: Болеем за динамо
Современный автомобиль немыслим без многочисленных устройств, использующих для своей работы электричество. Их питание обеспечивают аккумуляторная батарея и генератор. Каким образом первые машины обходились без двух этих вещей, уму непостижимо
Впрочем, устройств, требовавших электричества, первоначально было немного. Вернее, не было вообще. В фарах горел газ, электростартер заменяла пусковая рукоятка, сигналы поворота подавались опускающейся планкой, щетки стеклоочистителя приводились в движение вручную. Искрообразование для бензиновых моторов обеспечивало небольшое магнето, а для дизелей и того не требовалось.
Мини-электростанция
Вторжение электричества на борт автомобиля началось с пускового устройства – стартера. Этот прибор требовал хорошего «заряда» электроэнергии, ведь его задачей было раскрутить тяжеленный маховик, а с ним и коленвал с шатунами и поршнями, причем преодолевая сопротивление компрессии в цилиндрах. Кто хоть раз крутил пусковую рукоятку мотора, тот знает, сколь тяжела эта работа.
Надежным источником электричества для стартера оказалась аккумуляторная батарея. Но запас ее энергии постоянно сокращался, и не только с каждым очередным пуском двигателя: когда отдачи не требовалось, батарея саморазряжалась, необходима была постоянная подзарядка. Идею миниатюрной бортовой электростанции предложил известный немецкий инженер-изобретатель Роберт Бош. Именно он в начале ХХ века разработал принципы, на основе которых работают генераторы в нынешних автомобилях.
В прошлом эти приборы именовались динамо-машинами, или просто динамо. Суть их работы состояла в следующем. Благодаря вращению ротора в магнитном поле статора мини-электростанция генерирует электрический ток. Но по законам физики этот ток оказывается переменным, а автомобильным приборам необходим постоянный. Преобразованием одного в другой занимается в генераторе набор диодов (чаще именуемый диодным мостом). Но и это не все. Автомобильные приборы рассчитаны на питание током определенного напряжения, и за его стабилизацию (поддержание вольтажа в установленных рамках) следит особое устройство – реле-регулятор.
Как работает система электроснабжения современных машин? В процессе пуска двигателя участвует только аккумуляторная батарея, генератор в эти мгновения «спит». Он включается, когда коленчатый вал двигателя начинает равномерно вращаться. Ротору генератора это вращение передается с помощью ремня. Некоторые фирмы (например, Mercedes-Benz) используют один ремень, связывающий до десятка шкивов – насоса охлаждающей жидкости, гидроусилителя руля, компрессора кондиционера и других устройств, плюс натяжные и обводные ролики. Другие компании (замечено на моторах Hyundai) применяют иногда по три ремня, связывающих разные агрегаты. Но при любой схеме все устройства приводятся во вращение от шкива на носке коленвала двигателя, и один из ремней обязательно передает вращение ротору генератора.
Подчас также любопытно местоположение генератора. В большинстве случаев производители стараются поместить этот прибор повыше, чтобы на него не попадали вода и грязь, неизбежно проникающие в моторный отсек при движении. В принципе, генератор – очень надежное устройство, способное служить годами и даже десятилетиями. В то же время не следует пренебрегать его сохранностью.
Еще один существенный момент – простота (либо сложность) проверки натяжения ремня привода и его замены. Правильное натяжение ремня – залог надежной работы генератора. При слабом натяжении прибор может не выдавать требуемое напряжение, при чересчур сильном – быстро выйдут из строя подшипники, в которых вращается вал ротора, что проявит себя воем или свистом. На большинстве машин сегодня применяются устройства автоматического натяжения ремня, но на старых моделях еще можно встретить конструкции, требующие приложения рук. Как проверить, правильно ли натянут ремень? Надавите большим пальцем с усилием примерно 1 кг на середину самой длинной ветви ремня, прогиб должен составить не более 10 мм. Разумеется, проверять натяжение следует при остановленном двигателе.
Автоматика против механики
Коленчатый вал мотора во время движения вращается с разной частотой, соответственно, и шкив генератора тоже. Меняется и выдаваемое напряжение, стабилизировать его призван реле-регулятор. Мне довелось застать «коробочные» конструкции регуляторов. Сняв корпус такого устройства, можно было при работающем моторе вручную довести напряжение до нужного значения, вращая отверткой регулировочный винт. Сейчас дело обстоит проще, но одновременно и сложнее.
С одной стороны, автоматические регуляторы напряжения надежны и долговечны. С другой – в случае выхода их из строя возникает проблема не только снятия и замены, но и подбора реле. Бывает, что абсолютно одинаковые на вид устройства имеют различные параметры и схемы. Однажды случился курьез: заменив регулятор на одной из машин, я обнаружил, что двигатель продолжил работать после того, как я выключил зажигание! Конечно, остановить его удалось, но пришлось вернуть на место старый регулятор и заняться поисками наверняка подходившего по параметрам нового устройства.
Вы скажете, что всем этим должен заниматься сервис? Отвечу так: за сложность работы по снятию и замене генератора либо его частей платить придется вам. Чем сложнее эта работа, тем больше уйдет на нее нормо-часов работы мастера. Поэтому кое-какие операции с автомобилем быстрее и дешевле выполнять самостоятельно.
Вместе с тем замена ремня привода – далеко не простое дело, как это может показаться. Иногда требуется специнструмент плюс недюжинное усилие для ослабления натяжного устройства. Именно недюжинное! Причем одной рукой приходится ослаблять натяжитель, а другой – снимать ремень. Соответственно, и устанавливать новый тоже. Тут лучше пригласить крепкого помощника. А во избежание экстренной замены ремня зимней ночью на трассе лучше менять его профилактически, в среднем – через 60 тыс. км пробега или же с частотой, которую предписывает руководство по эксплуатации автомобиля. Еще лучше периодически осматривать ремень и менять его при обнаружении признаков повреждения или повышенного износа. Надрывы, потертости краев недопустимы.
Пересадка «органов»
На старых машинах, бывает, дело доходит до замены генератора в сборе. Как мы уже говорили, это надежный и долговечный прибор. Первыми выходят из строя графитовые щетки, но щеточный узел (объединенный обычно с регулятором напряжения), как правило, недорог и меняется легко (иногда даже без снятия генератора с автомобиля). Но если пробег превышает две-три сотни тысяч километров, от генератора можно ждать сюрпризов. Так, на одном из снятых приборов мы обнаружили износ… медных контактных колец на валу ротора. Такое ремонту не подлежит.
Новый генератор на отечественную машину обойдется в среднем в 60–70 долларов, на иномарку – в три–пять раз дороже. Иногда удается вместо «родного» прибора подыскать неоригинальный, подешевле. Но нередко вышедший из строя импортный генератор можно заменить подходящим по месту и другим параметрам российским изделием.
Как-то мне удалось совершить такую операцию. Подточил «ушки» корпуса нашего генератора, чтобы они совпали с местом крепления на иномарке. Переставил шкив с зарубежного генератора на российский. Диаметры валов двух устройств совпали до микронов, но пришлось повозиться с установкой шкива строго в единой плоскости с другими шкивами привода (иначе было бы не избежать быстрого износа и обрыва ремня). Подключил провода, запустил мотор – и зарядка аккумулятора восстановилась. Как выяснилось впоследствии, мастера наших автосервисов частенько прибегают к таким «пересадкам» на старых иномарках. И их владельцы не только экономят на покупке новых генераторов, но часто еще и получают дополнительную мощность мини-электростанций. А она при обилии электросистем на автомобилях лишней не бывает.
- Автор
- Андрей Ладыгин, обозреватель портала «MotorPage»
- Издание
- Автопанорама
Динамо-машина — Википедия. Что такое Динамо-машина
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Велосипедное динамо.Дина́мо-маши́на или дина́мо (иногда в просторечии «динамка»)— устаревшее название генератора постоянного тока.
Динамо-машина была первым электрическим генератором, который стал применяться в промышленности. В дальнейшем её вытеснили генераторы переменного тока, так как переменный ток поддаётся трансформированию.
В наше время термин динамо используется в основном для обозначения небольшого велосипедного генератора[1], питающего велосипедную фару, а также небольшого генератора, встроенного в электрические фонарики — т.н. электродинамические или самозарядные фонари, способные работать автономно без батареек или аккумуляторов и не нуждающиеся в подзарядке от стационарной электросети 220 В или в смене элементов питания, и способные работать неограниченно долгое время в полевых условиях.
В современное время динамо также используется в некоторых видах тренажёров серии для неоновой подсветки и также в гироскопических тренажёрах для кистей рук.
Описание
Динамо-машина состоит из катушки с проводом, вращающейся в магнитном поле, создаваемом статором, или наоборот: вращается магнит, а катушка неподвижна. Энергия вращения согласно закону Фарадея преобразуется в переменный ток, но поскольку в XIX веке не умели практически использовать переменный ток, использовали щёточно-коллекторный узел для того, чтобы инвертировать изменяющуюся полярность (получить постоянный ток на выходе). В результате получался пульсирующий ток постоянной полярности.
История
Первая динамо-машина была изобретена Аньошем Йедликом в 1827 году. Он сформулировал концепцию динамо на шесть лет раньше, чем она была озвучена Сименсом, но не запатентовал её.
См. также
Примечания
- ↑ Однако велосипедное «динамо» зачастую является генератором не постоянного, а переменного тока (максимально простая конструкция в виде неподвижной катушки и вращающегося постоянного магнита, без щёточно-коллекторного узла), поскольку необходимости в постоянном токе для велофары нет.
Велосипедные комплектующие, инструменты и аксессуары | |
---|---|
Откуда пошло выражение «продинамить» (в понятном значении). Что-то связано с динамо-машиной? Или нет?
в москве во времена стиляг было такое учреждение динамо, имеет отношение к футбольной команде или нет не помню. там вообщем зажигала тогдашняя золотая молодежь и там же тусовались девушки которые нахаляву развлекаись и т.д., но собсвенно под конец они по тихому линяли на такси и т.п. отсюда и пошел термин динамить,
это 100% связано и с динамо-машиной, и с футбольным клубом «ДИНАМО»(КИЕВ)(ТБИЛИСИ)(МИНСК)(МОСКВА) — однокоренные слова. Тока машина «динамит» отлично от футбольного клуба.
Именно связано с динамо машиной. изначально это называлось крутить динамо.
Никогда над этим не задумывалась — важен процесс. )))
перед началом Великой Отечественной Войны операция по эвакуации англ. экспедиц. корпуса и отд. частей франц. армии из р-на Дюнкерка (Франция) в Англию, тем самым бросив своих союзников на погибель под военную машину Гитлера, имела название ДИНАМО.
Первая теория. Продинамить — в начальном понятии появилось в 30-е годы прошлого века и означало, что вместо просмотра кино я крутил педали. Деревни, села, небольшие города не были электрифицированы .Тогда агитбригады, возившие фильмы возили с собой и генератор, который нужно было кому-то крутить Доброволец из числа желающих смотреть кино без оплаты крутил педали, истекая потом, весь вечер. На утренний вопрос тех, кто не был на сеансе, и понравилось ли ему кино, такой человек отвечал: «Я продинамил». Что означало, что про сам фильм и удовольствие от его просмотра спрашивать нечего, человеку было не до кино. Со временем это выражение перешло в плоскость отношений между полами: парень ведет девушку в кино, кафе, ресторан, дискотеку а она ловко уходит от «благодарности» — продинамила. Вторая теория. Вы человека «раскрутили» и тупо воспользовались его «энергией» в своих целях. Вы его продинамили.
Только что узнал. Англичане сбежали от немцев в Дюнкерке, оставив Францию Гитлеру. Операция англичан Динамо.
Изобретение динамо-машины. Вернер фон Сименс
Изобретение динамо-машины
Осенью 1866 года Вернеру Сименсу исполнилось 50 лет. Приблизительно к этому времени относится его самое значительное изобретение – он разрабатывает принцип действия динамоэлектрической машины.
Этой проблемой Сименс интересовался издавна, со времени прокладки линий в России. Уже тогда он хотел получать постоянный электрический ток и более высокое напряжение без применения гальванических батарей, только механическими способами. В 1856 году, сконструировав двойное Т-образное якорное устройство, он открыл принцип устройства приборов, обеспечивающих производство постоянного тока. Практически эта мысль впервые воплотилась несколько позже – в магнитных стрелочных телеграфных аппаратах, поставленных фирмой Сименса для государственной Баварской железной дороги, а также в других приборах, например, в сигнальных индукторах для железной дороги, позднее – в телефонных аппаратах и запальных взрывателях.
Осенью 1866 года Сименс снова стал интенсивно заниматься этой проблемой. Он построил индуктор, в котором при движении Т-образного двойного якоря между полюсным наконечником и электромагнитом из мягкого железа оставался небольшой зазор. Электроток, полученный во вращающемся якоре, он применял для возбуждения магнитного поля, образовав таким образом замкнутую цепь из обмотки якоря, обмотки возбудителя и внешним участком цепи. Для взаимного усиления тока в якоре и магнитного поля вполне хватало остаточного магнетизма.
И хотя многие изобретатели, например, датчанин Сорен Йорт, венгр Аньош Йедлик, англичанин Альфред Варли и Чарльз Уитстон работали над этой проблемой независимо друг от друга, в одно и то же время или опережая друг друга, в пользу Сименса говорит то, что ему первому стало совершенно очевидным значение открытия динамоэлектрического принципа, или принципа самовозбуждения. Он убедительно изложил свои научные выводы, непосредственно связанные с этим открытием, в докладе, зачитанном профессором Густавом Магнусом 17 января 1867 года в Берлинской Академии наук, который закончил его следующими словами: “В настоящее время техника получила возможность вырабатывать электрический ток любой силы дешевым и удобным способом везде, где есть свободная механическая энергия. Этот факт будет иметь большое значение для многих областей техники”.
Если первоначальной целью Сименса было получение более высокого напряжения для передачи сообщений, то с изобретением динамо-машины появился источник энергии, обеспечивавший гораздо большую силу тока, которую можно было использовать для освещения и привода механизмов. Понимая это, Сименс должен был последовательно и интенсивно заниматься разработкой практического использования сильноточной техники.
Интересно проследить за тем, как открытая в 1831 году Фарадеем индукция, стала физической основой сильноточной техники. Пиксии, Якоби, Давенпорт, Вагнер и многие другие десятилетиями пытались сконструировать машины, работающие на этом принципе. Но только Сименсу удалось на основе открытого им принципа самовозбуждения обосновать экономически возможность применения техники сильных токов.
Решить задачу поддержания молодой развивающейся техники сильных токов физическими и математическими расчетами удалось англичанам Максвеллу и Гопкинсу.
После 1866 года прошло много времени – целых 12 лет, – прежде чем динамо-машина была построена и внедрена в практику. В эти годы были разработаны не только теоретические основы этого открытия, но пройден первый, самый трудный период становления; повсеместно начали проводиться практические работы, создавшие основу для значительных конструктивных усовершенствований созданного аппарата.
Сначала производство динамо-машин не было прибыльным, а чтобы оно могло “дозреть” и начать развиваться, фирма должна была зарабатывать необходимые деньги в ставших для нее уже традиционными областях: в строительстве телеграфных линий, изготовлении и укладке морского кабеля, а после 1870 года в новой развивающейся отрасли – сигнализации на железнодорожном транспорте.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >