Site Loader

Содержание

Паронимы «логический» и «логичный» — значение и разница слов

Паронимы «логический» и «логичный» — значение и разница слов ru-paronym.ru
  1. Словарь паронимов
  2. Л
  3. логический — логичный

Слова «логический» и «логичный» являются паронимами — созвучными и схожими в написании словами, но имеющими разное значение. Слова образуют паронимическую пару части речи имя прилагательное. Тип паронимов: полные. Объясним значение, покажем разницу слов на примерах.

Печатать

Разница в написании и ударении: логи́ческий и логи́чный.

логический


Значение
Относящийся к логике как науке о законах и формах мышления, отвечающий её законам. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера.)
Примеры словосочетаний
• логический закон;
• логические категории;
• логическая задача, посылка;
• логический вывод;
• логическая ошибка;
• логическое суждение, противоречие;
• логический строй;
• логическая связь.
Примеры предложений
Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. (М. Калинин, «О коммунистическом воспитании»)

логичный


Значение
Разумный, последовательный, закономерный; рассуждающий, поступающий последовательно.
Примеры словосочетаний
• логичный поступок;
• логичное поведение;
• логичный ход, шаг, вопрос;
• логичные доказательства;
• логичное рассуждение;
• логичный народ.
Примеры предложений
Как бы ни были логичны его [Вайса] рассуждения, он не смог уснуть ночь. (В. Кожевников, «Щит и меч»)[Японцы] народ логичный, рассуждающий. (И. Гончаров, «Фрегат «Паллада»»)

Сравните высказывания:
логический вывод — вывод, относящийся к логике, основанный на её законах,
логичный вывод — последовательный, разумный вывод.

Паронимы логический и логичный — в чём разница

существительное — существительное

Паронимы

Все слова парылогическийлогичный

логический

Словарь Ефремовой

логический

  • прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ.: логика, связанный с ним.
    2. Свойственный логике, характерный для нее.
    3. :
      1. Основанный на законах логики, согласующийся с ними.
      2. Устанавливаемый с помощью законов логики.
    4. Обусловленный характером, внутренними закономерностями чего-л.
  • Соотносящийся по знач. с сущ.:
    логика, связанный с ним.
  • Свойственный логике, характерный для нее.
  • :
    1. Основанный на законах логики, согласующийся с ними.
    2. Устанавливаемый с помощью законов логики.
  • Обусловленный характером, внутренними закономерностями чего-л.
  • Основанный на законах логики, согласующийся с ними.
  • Устанавливаемый с помощью законов логики.
  • Примеры:

    логический закон;
    логические категории;
    логическая задача, посылка;
    логический вывод;
    логическая ошибка;
    логическое суждение, противоречие;
    логический строй;
    логическая связь.

    логичный

    Словарь Ожегова

    логичный

    ЛОГИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Вполне закономерный, разумный, последовательный. Л. поступок.

    | сущ. логичность, и, ж.

    Словарь Ефремовой

    логичный

  • прил.
    1. Основанный на законах логики (1).
    2. Характеризующийся правильным, разумным ходом рассуждений, умозаключений.
  • Основанный на законах логики (1).
  • Характеризующийся правильным, разумным ходом рассуждений, умозаключений.
  • Примеры:

    логичный поступок;
    логичное поведение;

    логичный ход, шаг, вопрос;
    логичные доказательства;
    логичное рассуждение;
    логичный народ.

    Добавить свой пароним

    Логический или логичный как правильно?

    В русском языке активно употребляются оба прилагательных, но их значение разное.

    Правильно

    Логический – основанный на законах логики, устанавливаемый с помощью законов логики, обусловленный характером, внутренними закономерностями чего-либо. Это прилагательное в основном употребляется как часть каких-либо терминов.
    Между ними выстроилась логическая связь.
    В коде программы была логическая ошибка.
    Мы пытаемся понять новый логический закон.

    Логичный – последовательный, разумный, основанный на логике, здравом смысле. Прилагательное употребляется в общей лексике и дает характеристику каким-либо действиям.

    Он сделал вполне логичный вывод из этой ситуации.
    У меня возник логичный вопрос по прочитанному материалу.
    Дима выдвинул логичную версию случившегося.

    Чтобы лучше понять разницу в значении прилагательных, их можно употребить с одними существительными:

    Логическая ошибка – ошибка в логике построения чего-либо, связанная с нарушением законов логики.
    В программе была логическая ошибка кода.
    Логичная ошибка – ошибка, которая является какой-либо закономерностью.
    Он совершил очередную, логичную ошибку. 

    Логический вопрос – вопрос, ответ на который подразумевает использование законов логики.
    Учитель задал нам логический вопрос как домашнее задание. 
    Логичный вопрос – вопрос, который возник в процессе последовательных размышлений.

    В процессе изучения материала у нас возник логичный вопрос. 

    Логическая связь – связь каких-либо объектов, построенная на законах логики.
    Между всеми блоками программного кода простроена логическая связь. 
    Логичная связь – суждение о связи чего-либо, которое является результатом последовательных размышлений.
    Логичная связь подозреваемых была неочевидной. 

    Неправильно

    Логичиский, логичьный.

    Читайте также:

    Логическое мышление — развитие логики

    Логическое мышление Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

    Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

    Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

    Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

    Оглавление:

    Что такое логическое мышление?

    Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

    Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

    Логика

    в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

    Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

    Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

    Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

    1

    Образно-логическое мышление

    Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

    Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»

    Тест Равена — это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.

    Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.

    2

    Абстрактно-логическое мышление

    Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

    3

    Словесно-логическое мышление

    Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

    Применение логики

    Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

    Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

    • Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу;
    • Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта;
    • Лучше излагать свои мысли;
    • Избежать самообмана и логических заблуждений,
    • Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией;
    • Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.

    Составляющие логического мышления

    Составляющие логического мышления

    Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

    Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

    1. Знание теоретических основ логики.
    2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
    3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
    4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
    5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

    Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

    Как этому научиться?

    Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

    Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

    Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

    Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

    По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

    Уроки логики

    Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

    Урок 1. Логический анализ языка

    Урок 1. Логический анализ языкаПервый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

    Урок 2. Понятие в логике

    Урок 2. Понятие в логикеЛогическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

    Урок 3. Определение в логике

    Урок 3. Определение в логикеВ первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

    Урок 4. Логическое суждение

    Урок 4. Логическое суждениеЛогическое суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

    Урок 5. Законы логики

    Урок 5. Законы логикиПеред тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

    Урок 6. Умозаключение

    Урок 6. УмозаключениеУмозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

    Урок 7. Силлогизмы

    Урок 7. СиллогизмыЭтот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

    Урок 8. Типы рассуждений

    Урок 8. Типы рассужденийВ предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

    Как проходить занятия?

    Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

    Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

    Дополнительный материал

    Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

    • Логические задачи;
    • Тесты на логическое мышление;
    • Логические игры;
    • Самые умные люди России и мира;
    • Видеоуроки и мастерклассы.

    А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

    На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

    • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
    • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
    • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
    • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
    • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
    • «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
    • «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
    • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
    • «Логика». Иванов Е.А.
    • И другие.

     

    Статьи о логическом мышлении

    Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:

    Тренинги

    Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:

    1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.

    2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».

    3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.

    4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.

    5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.

    Цитаты

    О логическом мышлении высказывались многие великие люди, вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге.

    Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis)Рене Декарт

    Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистьюДейл Карнеги

    Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательстваАнри Пуанкаре

    Логика — это анатомия мышленияДжон Локк

    Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет. Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает — она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях, поскольку они помогают этому процессуДжон Стюарт Милль

    Мудрость — это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цельАристотель

    Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!

    Перейти к первому уроку

    Урок 8. Типы рассужденийКсения ГаланинаУрок 8. Типы рассужденийЕвгений Буянов

    логический — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    муж. р. ср. р. жен. р.
    Им.логи́ческийлоги́ческоелоги́ческаялоги́ческие
    Рд.логи́ческогологи́ческогологи́ческойлоги́ческих
    Дт.логи́ческомулоги́ческомулоги́ческойлоги́ческим
    Вн.    одуш.логи́ческогологи́ческоелоги́ческуюлоги́ческих
    неод. логи́ческий логи́ческие
    Тв.логи́ческимлоги́ческимлоги́ческой логи́ческоюлоги́ческими
    Пр.логи́ческомлоги́ческомлоги́ческойлоги́ческих

    ло-ги́-чес-кий

    Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

    Корень: -лог-; суффиксы: -ич-еск; окончание: -ий [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: [ɫɐˈɡʲit͡ɕɪskʲɪɪ̯] 

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. связанный, соотносящийся по значению с существительным логика ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    2. основанный на законах логики, согласующийся с ними ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    3. устанавливаемый с помощью законов логики ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    4. обусловленный характером, внутренними закономерностями чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    1. нелогический
    2. внелогический
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Ближайшее родство

    Этимология[править]

    Происходит от сущ. логика, далее от др.-греч. λογική «наука о рассуждении, искусство рассуждения; проза, логика», жен. р. от λογικός «речевой; разумный, логический», далее из λόγος «слово, речь, разум; мнение»; восходит к праиндоевр. *leg- «собирать».

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    логический — это… Что такое логический?

  • логический — логический …   Орфографический словарь-справочник

  • ЛОГИЧЕСКИЙ — (греч. logikos, от logos рассуждение). Согласный с логикою или основанный на законах мышления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛОГИЧЕСКИЙ греч. logikos, от logos, рассуждение. Согласный или… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • логический — логичный, последовательный; закономерно вытекающий, необходимо вытекающий, необходимо следующий, закономерно следующий, закономерный, дискурсивный, неслучайный, общелогический. Ant. нелогичный, непоследовательный Словарь русских синонимов.… …   Словарь синонимов

  • ЛОГИЧЕСКИЙ — ЛОГИЧЕСКИЙ, логическая, логическое (книжн.). 1. прил. к логика. Логические категории. 2. (в качестве кратк. употр. логичен, логична, логично). Основанный на правильном умозаключении, отвечающий требованиям логики. Логический вывод. Логическое… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛОГИЧЕСКИЙ — – соответствующий закону мышления, формально правильный, относящийся к логике. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • логический — ЛОГИКА, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЛОГИЧЕСКИЙ. — ЛОГИЧЕСКИЙ. соответствующий закону мышления, формально правильный, относящийся к логике. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • логический — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN logical …   Справочник технического переводчика

  • логический — ▲ связанный (с) ↑ истинность логический (# зависимость. # выражение. # следствие). дискурсивный. логичный. причинный связанный с существованием других объектов (# зависимость). импликативный. детерминированный. см. посредством, смысл …   Идеографический словарь русского языка

  • Логический — I прил. 1. соотн. с сущ. логика I, связанный с ним 2. Свойственный логике [логика I], характерный для неё. 3. Основанный на законах логики [логика I], согласующийся с ними. отт. Устанавливаемый с помощью законов логики. II прил. Обусловленный… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Логика — Википедия

    Грегор Рейш. «Логика представляет её центральные темы», Margarita Philosophica, 1503/08 (?). Две собаки veritas (с лат. — «истина») и falsitas (с лат. — «ложь») преследуют зайца problema (с лат. — «проблема»), логика, вооружённая мечом силлогизма, спешит позади. Слева внизу в гроте изображён Парменид, с которым логическая аргументация проложила себе путь в философию.

    Ло́гика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος — «логос», «рассуждение», «мысль», «разум», «смысл») — раздел философии, нормативная[1]наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

    В любой науке логика служит одним из основных инструментов[2]. Логика является подразделом не только философии, но и математики, а булева алгебра — одной из основ информатики.

    Классическая логическая теория далеко не совершенна[неопределённость]: основное её содержание формулируется на особом, созданном для своих целей языке, использует предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей, нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования (относительность предметов и их пространственных характеристик, к примеру: человек велик относительно муравья, но в то же время мал относительно слона) и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п. Подобно тому как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями. Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое[3]. Однако нестрогость мышления ещё не значит, что оно не подчинено логике[4]. Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания. Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории.

    Значение слова[править | править код]

    Слово «логика» используется также в значениях «внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям» или «правильный, разумный ход рассуждений»[5]. В частности этим словом могут называться следующие вещи:

    • процесс мышления — если говорится о логичном и нелогичном мышлении, когда последовательность утверждений соответствует изученным в логике схемам, в отличие от полностью бессвязных и рассуждений по аналогии с произвольными понравившимися автору образами или стереотипами.
    • В электронике — вид схем, предназначенных для обработки информации и управления. В отличие от силовых схем трансформации и распределения энергии. И маломощных, но обрабатывающих атомарные сигналы — фильтрации, регистрации, генерации.
    • В произвольных явлениях — приписываемое или обнаруженное в них определённое функционирование, повторяющиеся процессы, которые могут быть описаны в логических категориях — состояние, подчинение, отражение, зависимость и т. п.

    Неформальная, формальная, символическая и диалектическая логика[править | править код]

    Неформальная логика (термин принят прежде всего в англоязычной литературе) — исследование аргументации в естественном языке. Одной из главных задач её является исследование логических ошибок — см. Логическая семантика, философская логика, теория аргументации, логический анализ языка. Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики. Анализ вывода, который раскрывает это чисто формальное содержание, называется формальной логикой. Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода.

    Диалектическая логика — наука о мышлении в марксизме. Здесь понятие мышления употребляется в смысле Логоса как предмета античной философии, а диалектическая логика — уже в смысле отдельной науки, как физика или формальная логика. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики. Вместе с тем, осуществляя анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, оно допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики.

    В рамках формальной логики имеется группа логик, именуемых неклассическими (иногда также используется термин «альтернативные логики»). Эта группа логик существенно отличается от классических логик путём различных вариаций законов и правил (например, логики, отменяющие закон исключённого третьего, меняющие таблицы истинности и т. д.). Благодаря этим вариациям возможно построение различных моделей логических следствий и логической истины[6].

    Отношение к другим наукам[править | править код]

    Исторически логика изучалась как часть философии и риторики. Сейчас символическая логика также изучается как часть математики, информатики.

    Метатеоретические проблемы логики[править | править код]

    Концепции логики[править | править код]

    Концепции логики различаются между собой прежде всего по способам решения метатеоретических проблем логики, связанных с основаниями математики:

    Проблемы аксиоматизации теории множеств[править | править код]

    Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.[источник не указан 1890 дней]. Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их наименования, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):

    • Древнекитайская логика
    • Индийская логика
    • Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле)
      • Античная и раннесредневековая логика: диалектика
      • Средневековая логика
        • Арабская и еврейская средневековая логика
        • Восточнохристианская средневековая логика
        • Западноевропейская средневековая логика: схоластическая логика, диалектика
      • Логика европейского Возрождения; диалектика
      • Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика
    • Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

    Логика в своём развитии прошла три порога:

    • порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)
    • введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)
    • научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).

    Логика в Древнем Китае[править | править код]

    Логика в Китае появилась в период появления большого количества школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы («Учитель Мо», «Мудрец Мо»; V—IV вв. до н. э) был известен как основатель моизма (школы мо цзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогии разработке дедукции. В процессе анализа семантики языка моисты разработали метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам (метод «трёх правил», «трёх фа»).

    Одно из ответвлений моизма, логики (мин цзя, школа имён, V—III вв. до н. э), приступило к исследованию собственно формальной логики (её представители подошли к открытию категорического силлогизма ранее или одновременно с её формулировкой Аристотелем).

    Позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов и далее сильно отстала от развития европейской и ближневосточной логики.

    Индийская логика[править | править код]

    Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.

    Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.

    Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «чатушкоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.

    У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.

    Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, и он опирался на работы своих предшественников X века.

    Европейская и ближневосточная логика[править | править код]

    В истории европейской логики можно выделить этапы:

    • аристотелевский (традиционный) продолжался сотни лет, в течение которых логика развивалась очень медленно;
    • схоластический этап развития, пик которого приходится на XIV век;
    • нововременной этап.
    Логика античности[править | править код]

    Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».

    После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

    Логика в Средневековье[править | править код]

    По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870—950 гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.

    Логика в эпоху Возрождения и в Новое время[править | править код]

    Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.

    Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть индукции (обобщения) — в восхождении (в процессе познания) от частных случаев к общим правилам. Также необходимо искать причины своих ошибок.

    В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.

    Современная логика[править | править код]

    В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

    Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

    Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.

    В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и проблемы логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.

    В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.

    В 80-е годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения, и разработке учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.

    Понятия логики, необходимые для понимания предмета:[7]

    Дедуктивное и индуктивное рассуждение в традиционной логике[править | править код]

    Силлогистика[править | править код]

    Аппарат математической логики[править | править код]

    Пропозициональная логика[править | править код]

    Логика предикатов[править | править код]

    Исчисления и логические методы[править | править код]

    Логическая семантика[править | править код]

    Законы логики[править | править код]

    Теория моделей[править | править код]

    Теория доказательств[править | править код]

    Теории логического вывода[править | править код]

    Логики с неклассическим пониманием следования[править | править код]

    Логики, отменяющие закон исключённого третьего[править | править код]

    Логики, меняющие таблицы истинности[править | править код]

    Логики, расширяющие состав высказывания[править | править код]

    Модальная логика[править | править код]

    Недедуктивные логические теории[править | править код]

    Другие неклассические логики[править | править код]

    • Категориальная логика
    • Комбинаторная логика — это логика, которая заменяет переменные функциями с целью прояснить такие интуитивные операции с переменными, как подстановка. Построенная на базе комбинаторной логики система арифметики содержит все частично рекурсивные функции и избегает гёделевской неполноты.
    • Кондициональная логика (условная логика). Её предмет — истинность условных предложений (в частности, сослагательного наклонения). Логика контрафактических утверждений.

    Прикладные проблемы логики (см. Прикладная логика) и логической семантики

    • Приложения логики в методологии науки
    • Приложения логики в философии
    • Приложения логики в теологии
    • Приложения логики в психологии
    • Приложения логики в правовых науках
    • Приложения логики в лингвистике
    • Приложения логики в других дисциплинах
    • Искусственный интеллект

    Приложения логики в анализе познавательных процедур[править | править код]

    Логический анализ форм и приёмов познания

    Приложения логики в методологии науки[править | править код]

    Приложения логики в философии[править | править код]

    Приложения логики в психологии[править | править код]

    Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с творчеством, которое опирается на интуицию. Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве. Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.

    Приложения логики в лингвистике[править | править код]

    Приложения логики в компьютерных науках[править | править код]

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *