Site Loader

Простой ламповый стереоусилитель 6Н2П+6П14 в корпусе усилителя «Радиотехника У-101»


Первым удачным ламповым опытом в моей радиолюбительской жизни стал этот усилитель на лампах 6Н2П+6П14, по 5 Ватт в каждом канале. Считаю схему подходящей для повторения начинающими, например, для околокомпового применения.
Всё началось с того, что мне отдали за ненадобностью пакет разнообразных ламп и трансформатор ТАН-46.

Содержание / Contents

В качестве корпуса, было решено взять пустующую коробку из под советской легенды — усилителя «Радиотехника У-101». Сразу оговорюсь, что я ничего из усилка собственноручно не выдирал, это ещё до меня «часовню развалили». Мой батя собирал из двух неисправных усилителей один, когда детали для починки достать было просто нереально, а я ещё пешком под стол ходил. Вот с тех пор и дожидался корпус своего часа.
Прикупил макетную плату и быстро на ней развёл следующую схему.

Подобное повторял, наверное, каждый радиолюбитель, имеющий дело с лампами. Простейшая схема на двух лампах.

Сердцем блока питания стал вышеупомянутый ТАН-46. Собрал две обмотки по 125В и получил 250В переменного тока. Нагрузочная способность 0,118мА. Рассчитал анодный ток всех четырёх ламп по максимальному значению, получил 0,1184мА. Подходит, так все лампы разом максимальный ток потреблять не будут. А если вспомнить о «советском запасе прочности» трансформаторов, так вообще можно спать спокойно.

Спаял выпрямитель. Дросселя для фильтра у меня не оказалось, и я принял решения заменить его сопротивлением в 100 ом, мощностью 5 Ватт для надёжности.

Накалы ламп запитал напрямую от вторичных обмоток трансформатора с напряжением 6,3В. Организовать накал постоянным током, в те времена, у меня ещё и в мыслях не было.

Распаял элементы на макетной плате и вложил её в среднюю секцию корпуса. Она как влитая туда вошла и даже прижалась родными прижимами для проводов. В заднюю часть корпуса установил трансформатор питания и два выходных трансформатора ТВ-3Ш без переделки. В поисках выходных трансформаторов пришлось обойти всех друзей и знакомых с вопросом, а не завалялся ли у вас случаем ламповый телевизор?

Верхнюю крышку модифицировал: высверлил в металлическом центре четыре отверстия под ламповые панельки ПЛ-9, в фанерной части прорезал отверстие под трансформатор ТАН-46, его габариты не позволяли накрыть конструкцию крышкой. Скрепил эти две части и покрасил в чёрный цвет.

Прикрутил ламповые панельки к крышке, саму крышку прикрутил к корпусу. На потенциометры поставил золотистые ручки. Как вы могли заметить, задействованы только два потенциометра, остальные я поставил для красоты.

Усилитель получился удачный, без фона. Использую его уже около 4 лет в качестве усилителя для компьютера и всем доволен.
Вдохнул новую жизнь в старый корпус.

Буквально месяц назад проводил его техобслуживание, а именно заменил потенциометры, которые к тому времени начали хрустеть, и входной джек 6,3.

Спасибо за внимание!

Камрад, смотри полезняхи!

Дмитрий (Wishmaster)

Пенза

29 лет. Инженер-электронщик. Ранее состоял в нескольких рок и металл группах. Люблю собирать ламповые усилители.

 

Однотактные и двухтактные ламповые усилители: особенности звучания / Stereo.ru

На просторах рунета полно противоположных суждений о том, что же всё-таки лучше:

single-ended или push-pull? Сторонники двух враждующих лагерей ударяются в самые невозможные крайности со всеми вытекающими последствиями. Значительно меньше адекватных статей и обзоров о разной специфике этих двух типов. А схемотехнических решений примерно поровну.

Мне хотелось бы описать основные особенности звучания этих двух типов. Без предвзятых мнений. Рассказать, какую музыку предпочтительнее слушать на том или ином типе.

Исторически изначально появились однотактные схемы, которые применялись в ламповых радиоприёмниках, радиостанциях и телевизорах. Среди их очевидных преимуществ можно выделить:

максимально короткий тракт, абсолютный класс «А»
одна лампа в выходном каскаде, не требуется подбор ламп в плече

значительная вторая гармоника даёт певучий звук
естественное соотношение между чётными и нечётными гармониками

С развитием медиа-индустрии людям понадобилась мощная аппаратура для озвучивания больших залов и кинотеатров. Однотактная схемотехника не справлялась с такими запросами. Количество ламп и их размеры увеличивались, а КПД оставался сравнительно низким. Да и сложности с изготовлением выходных трансформаторов для таких схем никто не отменял. Плюс ещё и тепла выделяли такие агрегаты — будь здоров. Наверное, батареи в аппаратных киномехаников точно не требовались. Как и в комнатах современных рядовых майнеров (за исключением зимнего периода в России).

Так вот, потом схемотехники взяли и придумали два плеча усиления. Когда звуковой сигнал расщепляется на две полуволны, усиливается по отдельности, и затем вновь собирается воедино выходным трансформатором. Такой вариант сразу дал несколько преимуществ:

двукратное возрастание мощности
общее снижение фона и помех, поскольку лампы в плече взаимно их вычитают
меньшие требования к качеству выходных трансформаторов
способность работать с акустическими системами с более высоким импедансом (сопротивлением)

Отрицательные моменты:

необходимость подбирать парные лампы и балансировать режим работы
нарушение естественного соотношения между чётными и нечётными гармониками (что существенно обедняет звук)

более затратная конструкция, т.к. ламп в схеме больше в два раза

Мне довелось собрать три двухтактных, и один однотактный УМЗЧ. Если выразиться точнее: двухтактный моно-усилитель для электрогитары с фиксированным смещением на выходных лампах 6п14п, двухтактный стереоусилитель с автосмещением на лампах 6п14п и двухтактный стереоусилитель с фиксированным смещением на выходных лампах 6п3с. Однотактная схема сделана на буржуйских лампах 6SL7 (Tungsol) и KT88 (Electro-harmonics).

Потребность в хорошем ламповом звуке для электрогитары, собственно, и побудила меня к «лампостроительству». Потом захотелось собрать усилок для стереокомплекса, сделать ламповый преамп, купить виниловый проигрыватель и задуматься о необходимости фонокорректора. Читая модные аудио-журналы, твёрдо решил поменять совдеповскую акустику «S-90» на двуполосные полочники от омской компании «Acoustic Lab» на динамиках Ciare. Обзавёлся дешёвеньким CD-проигрывателем «Iceberg», который играет на порядок выше звуковой карты «SB Audigy Player» и компьютерного DVD-привода. Ну а спаянный под конец школьных лет усилитель на микросхемах TDA7294 озвучивал фонограммы в моей комнате аж с 2003 года.

Второй ламповый двухтакт на 6п14п предназначался уже для прослушивания аудио. Звук вкатил сразу своим «объёмом, тёплом и атмосферой». Да, как бы это не казалось смешным после многочисленных словесных излияний в пользу лампы. Но так оно и было на самом деле. После TDA7294 и отечественных усилителей типа «Амфитона», «Радиотехники» и «Одиссея». Совсем иной характер звука, потрясающая динамика и передача высоких частот. «Dark side of the moon» и Stanley Clark открыли мне во всех подробностях прелести лампового звучания. Сопровождалось это стойким ощущением вынутых из ушей парой бируши. Тарелочки, панорама, поющая середина — очевидные отличительные черты лампового звука от транзисторного. И это сразу бросается в глаза (если не сказать – в уши). С момента вступления группы во вступлении пинк-флойдовской «Breathe».

В 2012 году у меня заказали сборку двухтакта 6п3с. Выходные трансформаторы на этот раз пришлось намотать самому на самодельном приспособлении. На омской оптовке купил какие-то трансы, размотал их и намотал новые по грамотным расчётам одного омского инженера. Количество витков, провод и железо рассчитывались по формулам конкретно под двухтактник на 6п3с.

Звучал этот аппарат намного взрослее, мощнее и объёмнее предыдущего. Всё-таки размеры баллонов имеют немаловажное значение. Это и понятно, потому что по мощности 6п3с в двухтакте выдаёт примерно 24 Вт, а 6п14п — 14 Вт. Для маленькой комнаты 3.5/3 метра — более чем достаточно. 6п3с может запросто озвучить зал среднестатистической городской квартиры. Впрочем, для комфортного прослушивания музыки вполне достаточно мощности и в 10 Вт, но существует ещё такое понятие, как запас мощности по динамическому диапазону. То есть, если усилитель играет даже на маленькой громкости, то сразу становится понятно, что «под капотом» у него спрятаны большие мускулы. А с запасом в 10 Вт есть вероятность появления неприятных искажений на крайних положениях ручки громкости. Однако, это касается скорее транзисторных, нежели ламповых усилков.

Как ни странно, самый простой схемотехнически усилитель — однотакт KT88 — стал последним собранным мною аппаратом. В инете была найдена схема с автосмещением и пентодным режимом работы выходного каскада. В драйвере стояла лампа 6SL7 фирмы Tungsol. Лампы для двух каналов и плёночные конденсаторы «Solen Fast Cup» заказывались из США на сайте Tubedepot. Пришло всё примерно за месяц. Лампы бережно запакованы, всё в целости и сохранности. Выходные трансформаторы изготавливал сам на железе от промышленных ОСМ-0.25 по расчётам своего приятеля инженера. В питании использовал уже проверенные ТА-201 и ТН-36, диодную сборку KBU и фильтрующие дроссели.


Все четыре ламповых агрегата делались на диодной сборке в питании. С кенотронами так почему то и не связался. Питание подавалось через стандартную схему раздельного включения накала и анодного напряжения.

Первые впечатления от прослушивания однотакта — звуковая картина намного более детально прорисовывается по средним и высоким частотам. Струнные и духовые инструменты, распределение источников звука по панораме, артикуляция и объёмы – просто потрясающие. Можно услышать все детали звукоизвлечения у гитары и контрабаса. Скольжение пальцев по струнам слышно так, будто исполнитель сидит в метре от тебя. Этот аппарат как бы «допевает» музыкальный материал и привносит в окончательную аранжировку свой неповторимый почерк. Двухтакт же даёт больше панча и звукового давления по низам. Чего, как мне показалось, немного не хватает у однотакта. Но это можно исправить каким-нибудь предварительным усилителем после CD-проигрывателя.

Однотакты прекрасно воспроизводят звучание как симфонического оркестра, так и малые формы в виде камерной музыки и джаза. Словом, где требуется детальная прорисовка музыкальной картины и передача пространственного расположения источников звука — там своё назначение однотакты выполняют на все 100%. Если же вы любитель рока и ритм-н-блюза, где нужен «панч» и звуковое давление — тогда смело выбирайте двухтактный вариант. За исключением тяжёлых стилей музыки: металла, трэша и разных «core». Для этих направлений подходят только транзисторные усилители. Поскольку объём и воздух, формируемые ламповой техникой, — абсолютно не нужны в стилях с «чёсовой» электрогитарой. Да и потом такого пространства в аранжировке тяжёлых направлений почти нет, а идёт сплошная стена звука (за редкими исключениями, конечно же).

Ну а для симфонической музыки, джаза, фьюжна и авторской песни — наилучшим решением станет однотакт.

http://leomus.ru- гитарная музыка и описание ламповых усилителей

Музыкальный материал

Pink Floyd — Dark Side Of The Moon / CD, Stereo

The Stanley Clarke Band 2010 / CD, Stereo

Sting — Symphonicities / CD, Stereo

Joe Satriani — Not Of This Earth / CD, Stereo

Beatles — White Album / CD, Stereo

Robert Plant — Band Of Joy / CD, Stereo

David Gilmour / CD, Stereo

Российский ламповый усилитель / Stereo.ru

Доброго времени суток всем. Добавлю свой маленький отзыв и рекомендацию в пользу Astra audio A10-SE MK3

С недавнего времени являюсь счастливым обладателем Astra audio A10-SE MK3 . Покупал по почте у создателя этого усилителя ссылка (связался с ним через «контакты» на сайте). Сперва думал, что хлопотно, но оказалось всё просто. Заказал, оплатил, на сайте транспортной доставки заказал доставку, оплатил доставку при получении. Доставили даже раньше срока. Усилитель, судя по взвешиванию транспортной компании, получился 12 кг. Упаковано всё было капитально — усилитель замотан плёнкой, и затем обложен уплотняющими мягкими материалами, сами лампы в коробке с понапиханными туда пупырышками. Тут хоть роняй, все выживет. Сделал ручки из скотча и упрундил на автобусе домой с транспортной компании (мне хотелось побыстрее) :). Усилитель собран очень качественно, ничего не болтается, не люфтит, корпус металлический идеально собран, спереди деревянная вставка для декора. Всё выглядит как заводская сборка (а может быть это и есть заводская?)

Но это было отступление, что касается звука. Таких чистых верхов я никогда не слышал, стало слышно движение воздуха, либо работу шумодава при записи в некоторых записях (человек поёт слышны шорохи воздуха/шумодава, замолчал они пропали). Звук с колонок стал складываться в общую картину, а не так что звуки левой колонки слева, правой справа… теперь певец поёт в центре… где-то между колонок :). Правда хорошие колонки пока не подобраны, использую старые Микролаб Соло 7(без С) + советские 50АС-106 для НЧ с Пульсаром У001. У Соло 7 от рождения отсутствует нормальные низкие частоты, то есть с ними звук плоский, сухой без глубины сцены. В такой комбинации Лампа работает только на Соло 7 (разумеется они переделаны под пассивные колонки), и в такой комбинации по сравнению со встроенным усилителем ВЧ прочистились, стали слышны мелкие детали и появилась мягкость и прозрачность. В концертных записях появилось ощущение воздуха (очень высокие частоты, слышно как в концертной яме кто-то перелистывает страницу с нотами). То есть изменения даже с такими слабыми колонками заметны. Почему я не использую лампу с 50АС-106? У колонок 50АС-106 очень плохой твитер (или фильтр на него?). Не знаю, есть люди которые хвалят 50АС-106, но я не понимаю что с ними сделать, чтобы они воспроизводили ВЧ. Высокие частоты на 50АС-106 в сравнении с Соло 7 просто отсутствуют(на 50АС-106 отсутствуют). При прослушивании любой человек это услышит. А у Соло 7 большие проблемы с низкими частотами, поэтому использую их в паре. Присматриваюсь к Таноям, ProAC

Я бы присматривающим ламповый усилитель посоветовал обратить внимание на Astra audio A10-SE MK3 . Звучит он потрясно даже на слабеньких колонках. По заявлениям разработчиков он поддерживает 4-8 ом колонки, поэтому проблем с подключением быть не должно (главное без колонок усилитель не гонять, лампа на это не рассчитана). Сразу денег всё купить у меня не было, поэтому сперва усилитель, потом колонки, потом может ещё что :). Создатель в переписке не зазнаётся, резко не командует, отвечает быстро, всё подробно объясняет и может дать полезные советы. После покупки без проблем отвечал на мои дилетантские вопросы. За усилитель и за поддержку ему большое спасибо :). Я видел обзоры дешевых китайских ламповых усилителей, так там трансы маленькие-маленькие, а тут вес 12 кг, а ещё лампы 6L6G — думаю это что-то да значит 🙂

Ламповые аудиоусилители — лучшее с Алиэкспресс / Подборки, перечисления, топ-10, и так далее / iXBT Live

Теплый ламповый звук доступный каждому — недорогие ламповые усилители, предусилители и комбайны с ЦАП и Bluetooth теперь можно приобрести с Алиэкспресс. Я составил топ-10 лучших вариантов на любой кошелек)))

С другими полезными обзорами и списками выгодных покупок вы можете ознакомиться по ссылке.

Трубки дают непередаваемый эффект звучания, особенно функциональны в комбинации с современными гаджетами через Bluetooth. Отличный способ удовлетворить свои аудиофильские потребности, тем более, если выбрать комбайн с интересным внешним видом позволяющим увидеть работающие лампы — это удивительное свечение. 

 10. Для начала — один из лучших комбайнов — ламповый предусилитель AV-388.

 Это весьма интересный экземпляр с открытой компоновкой. Часть корпуса закрыта хромированными трубками, видны две лампы предусилителя 6N13P и две лампы усилителя мощности 6F1. Подобная компоновка позволяет получить не только аудионаслаждение, но и визуальное.  Комбайн раскачивает выход до 2 х 35 Вт — оконечные каскады собраны на транзисторах C5198/A1941. Доступно воспроизведение с USB носителей APE/FLAC/MP3, а также bluetooth подключение. 

 

9. Ламповый усилитель 6N3 Tube    — это новая модель интересного и недорогого лампового предусилителя для наушников. Создан на базе усилительных ламп 6N3, работающих в паре. Для наушников используется декодирующий чип MAX9722. Предусмотрена регулировка тона и громкости сигнала. Отношение сигнал-шум: 105 dB.  Питается от источника 12V2A (в комплекте). 

 

8. Бюджетный ламповый предусилитель от FX-AUDIO.

Отличный и недорогой предусилитель на двух лампах 6J1. Компоновка позволяет видеть накал ламп во время работы. Передняя панель выполнена из алюминия и оборудована олдскульным тумблером. Присутствует регулировка громкости выхода.  Отношение сигнал-шум: 110 dB.  Питается от источника 12V1A (в комплекте). 

 

7. Еще один интересный предусилитель KGUSS T3 MINI на лампах  6J1.

Данный предусилитель подходит для домашней аудиосистемы — вход и выход подключается стерео коннекторами RCA (тюльпаны). Присутствует регулировка громкости выхода, тембра (ВЧ/НЧ).  Отношение сигнал-шум: 98 dB.  Питается от источника 12V1A (в комплекте). Лампы можно заменить при желании на EF95, GE5654, советские 6Ж1 или 6K4. Внимание, в комплекте есть запасная лампа (всего 3 шт), а также устройство в наличии в РФ (доставляют за 34 дня). Цена низкая, качество высокое. В ассортименте цвета алюминиевого корпуса (черный/серебристый). 

6. Продвинутый предусилитель AIYIMA Buffer 6J5 (чуть лучше, чем 6J1) со встроенным модулем Bluetooth.

Внимание, в лоте на выбор не только цвета панелей, но и версия модуля Bluetooth (или 4.2  или 5.0 с поддержкой APT-X), смотрите что будет удобнее. За темблоблок отвечает чип NE5532Р — здесь, как и в предыдущем предусмотрена регулировка низких и высоких частот, а в качестве усилителя используются 6J5 пара ламп (в комплекте).

 

5. Весьма бюджетный ламповый модуль от CIRMECH .

Этот предусилитель является одним из самых-самых недорогих с Алиэкспресс (~9$). Доступен к заказу из России (в наличии). В комплекте нет ни корпуса, ни блока питания. Отчасти, это хорошо, так как подходит любой блок питания на 12В/1А, а в качестве корпуса можно использовать что-то из подручных материалов.  При выборе обращайте внимание — доступен как собранный (спаянный) модуль, так и DIY для самостоятельной пайки. 

4. А вот этот DIY набор от  Nobsound не назовешь недорогим.

Крайне интересный образец, используются шесть ламп (три типа): 6L6WGB,  6H8C и 5U4G. Приходит разобранным. Перед сборкой (а лучше перед заказом), ознакомьтесь с электрической схемой (ссылка). Данный усилитель выдает 2х 8 Вт и не является гибридным — это чисто ламповый усилитель !!!

 

3. Отличный ламповый усилитель Marantz M7 для домашней аудиосистемы. 

Фактически это предусилитель на четырех  лампах 12AX7B. Имеет регулировку громкости и входы-выходы на тюльпанах (RCA). Отношение сигнал-шум: 100 dB.  Питается от сети — внутри встроен трансформатор. Данная модель является чисто ламповым предусилителем без применения транзисторов. 

 

2. Еще один недорогой ламповый предусилитель ABKT на паре 6J1. 

Это DIY-кит, приходит отдельно от корпуса. Корпус — акриловый, сборный. Предусилитель имеет входы и выходы на тюльпанах (RCA, по паре каналов). Отношение сигнал-шум: 98 dB.  Питается от 12 В (в комплекте нет источника питания). Хороший вариант для обучения или в качестве первого лампового устройства.

1. Ламповый усилитель Muzishare EXQUIS X10 KT150

 Дорогой. Безумно дорогой, мощный, красивый и линейный усилитель от Muzishare. Самый интересный образец, который я смог найти на Алиэкспресс. Используются восемь ламп (три типа):  6SL7 (Россия) × 2 шт., 6SN7 (Россия) × 2 шт., KT150 (Россия) × 2 шт., 5Z3P * 2 шт. Данный усилитель выдает 2 х 22 Вт и не является гибридным — это чисто ламповый усилитель !!!

 У меня все. Не забывайте прогревать лампы перед прослушиванием. Теплого и мягкого звука вам!

 

 

размышления о качестве, ценах и тенденциях / Pult.ru corporate blog / Habr

За последние 60 лет представление разработчиков и потребителей о том, что такое хороший УМЗЧ менялось многократно. Однако периодически появлялись усилители, которые, благодаря схемотехническим и конструкторским решениям, остались в истории как символы своей эпохи, как эталоны качества, как устройства предопределившие развитие целых направлений.

Анализируя историю появления, так называемых, культовых УМЗЧ, на протяжении длительного времени можно отметить несколько занимательных явлений. О некоторых я расскажу в этом материале, который при положительной оценке пользователей станет первым в новом цикле постов. Сегодня разберемся c дорогим и не очень хайендом, с тем из чего он вырос, чем был, и чем стал.

В качестве основы для материала я взял обзоры таких людей как: Питер Бреунингер, Дик Олшер, Гарри Пирсон и др., а также ряд публикаций, отражающих историческое значение устройств и становление некоторых брендов. Как выяснилось, не смотря на некоторые расхождения, выводы авторов о «культовости» и историческом значении многих известных усилителей вполне коррелируют.

Красноречивое молчание


Уже на этапе анализа источников я столкнулся со следующим: журналы для аудиофилов и сочувствующих, когда речь заходит о массовом и недорогом устройстве, цену устройства не указывают. При этом, если в момент появления на витринах компонент стоил несколько десятков килобаксов, то о цене упоминают почти сразу и акцентируют на ней внимание (указывая, что этот ценник был в таком-то году, а это с учетом инфляции доллара et setera).

Я решил восполнить эти пробелы, и отыскал стоимость некоторых устройств, которые не попали в обзоры матёрых звуковедов. Ещё один момент, он связан с тем, что аудиопресса 70-х – 90-х не утруждала себя, за ненадобностью, видимо, указанием точных характеристик устройств о которых писала.

Dynakit (Dynaco ST-70) – DIY-конструктор для аудиофила


Этот революционный, для своего времени, продукт, разработал американский звукоинженер Дэвид Хафлер (David Hafler). В 1954 году, Хафлер, с другим известным отцом hi-fi дизайнером Эдом Лораном основал в Филадельфии компанию «Dynaco». К 1959 году был налажен серийный выпуск лампового усилителя ST 70, который, в удешевлённом варианте («Dynakit») был предназначен для самостоятельной сборки.

Незамысловатая и эффективная схемотехника аудиофильского конструктора предполагала использование четырех ламп EL34, одной GZ34/5AR4 и двух 7199. Впечатляющий дизайн усилителя был разработан Эдом Лораном и Бобом Такером, которые с целью экранирования использовали никелирование поверхностей корпуса. Эта особенность положительно сказалась и на эстетике устройства.

Стоимость набора для создания усилителя была сравнительно не большой и не превышала $99, 95, собранный усилитель стоил немного дороже, около $130. Самым удивительным в это продукте были почти не реальные для того времени характеристики, при сравнительно низкой цене:

RMS — 35 Вт (PMPO: 80 Вт)
Response — 10 Гц ~ 40 кГц при ± 0,5 дБ.
Total T.H.D. — less 1 %. (20 Hz ~ 20kHz, with 35 W & with 1 dB)
I.M. Distortion — less than 1% with 35 W & less than 0,05% with 1 W.
Distortion Noise & hum: 90 дБ with RMS.
Output impedance — 4, 8 и 16 Ohm.
Damping factor: >250@20Hz to 1KHz

Стоимость усилителя ($100-$130) была достаточно приличной для 1959-го, но вполне посильной для представителя американского среднего класса. С учетом инфляции — это около $820 – $1000 сегодня. Следует отметить, что аналогичные по характеристикам устройства, а по некоторым параметрам и уступающие ему, стоили в то время около $500-$800, т. е. порядка $4100 – $6500. Именно благодаря этой разнице этот усилитель стали называть McIntosh для бедных, а позже Hi-endamp for deadbeat (анг. Хайэнд усилитель для голодранцев – прим. авт).

Понятно, что сегодня можно найти усилитель с подобными характеристиками и за $820 и за меньшие деньги. Но стоит понимать, что прошло достаточно много времени, чтобы эти параметры стали обычными. А впрочем, ламповый – уже маловато, уж больно дороги нынче «тёплые» ламповые Ватты. При этом за время выпуска было продано 350 000 экземпляров ST-70, что является количеством, не имеющим равных для периода выпуска этого устройства (1959 -1970 годы).

Концертные макинтоши благодарных покойников или «тёплый» ламповый психодел


Сегодня McIntosh MC-3500 является мечтой многих меломанов и аудиофилов ностальгирующих по 60-м. Летописцами аудио он причислен к так называемому True Hi-end. При этом титулованный УМЗЧ начинал свой путь отнюдь не в шоурумах дорогих аудиомагазинов и не в личных студиях для прослушивания музыки.

McIntosh MC-3500 был рабочей лошадкой серьёзных концертных площадок, репетиционных баз и студий звукозаписи. Этот девайс изначально позиционировался как профессиональная техника и лишь через 3-4 года после обретения репутации не убиваемого и превосходно звучащего усилителя для профи, он был «взят на вооружение» аудиофилами.

Как и большинство техники своего времени (год выпуска 1968-й) McIntosh MC-3500 был ламповым. Характеристики устройства удовлетворяли требованиям лучших концертных площадок и студий того времени:

RMS — 350W (PMPO: 870 W)
Response — 20-20kHz (+0 -0.5dB)
Total T.H.D. — 0.15%. (8 Ohms less than 20 Hz ~ 20kHz, with 35 W & with 1 dB)
I.M. Distortion — less than 0,9% with 350 W & less than 0,04% with 1 W.
Distortion Noise & hum -95dB.
Output impedance: 1, 4, 8, 16, 50 and 64 Ohms.

Интересно, что именно эти моноблочные усилители использовали легенды психоделического рока, группа Grateful Dead. Возможно, именно поэтому те усилители, которые стоили в 60-х — $4 000 (эквивалентно $25 744 в 2017 году) за пару, сегодня продаются на аукционах по цене от $ 20 000 до $ 60 000 за один моноблок.

Полупроводниковый эталон 70-х


Что может появиться, когда очень хороший инженер, открывший очень пафосную компанию(Great American Sound), в очень пафосное время (70-е годы прошлого века), создаёт очень пафосный продукт? Правильно, стереоусилитель — Ampzilla II, очень хороший усилитель, по, вполне подъёмной для среднего класса, цене: $629 (что сегодня эквивалентно $2 608) и беспрецедентно пафосной рекламой.

Стоит отметить, усилитель этот стоит своих денег, о чем красноречиво говорят его характеристики, без пафосной рекламы:

80 W rms @8 Ohms @ less than 0.08% 20Hz to 20KHz
150 W rms @4 Ohms @ less than 0.02% 20Hz to 20KHz
Response: 20-20kHz (+0 -0.5dB)
Total T.H.D. & I.M. Distortion 8 Ohms less than 0.08%
Frequency Response and power bandwidth at rated power 0.5Hz to 20KHz — 0.1 dB @8 Ohms
Damping factor: >500@20Hz to 1KHz
Input sensitivity: 1.0 Volts RMS for full power output
Input Impedance: 75K Ohms
Slew Rate: 40V/uS
Noise: >-100dB

Усилитель по достоинству был оценен современниками, купили много, более 100 000 штук с 1977 по 1982. Парадоксально, но лампово-правоверная аудиофильская критика (в журналах типа Stereophile, Pride Audio и др.), высоко оценила этот вопиющий образчик транзисторно-полупроводниковой бездушности, со смехотворным (для Hi End) ценником, отметив в частности:

«Многие транзисторные усилители, тогда и сейчас, демонстрируют наличие впечатляющих технических характеристик, но это не больше, чем наличие стерильного мертвого звука. То есть, ему не хватает эмоциональной напряженности.

С усилителем Ampzilla II это всегда происходит по-другому. Его ритмичная, полная динамики презентация покоряла всех любителей музыки, в то время как меломаны старались найти в спектре высоких частот все больше подробностей.»


Про эмоциональную напряженность мне особенно понравилось.

Тороидальные монстры наших дней


Я намеренно не стану останавливаться на нескольких этапах деградации эволюции хайенда в 80-е, 90-е и нулевые (если будет цикл, мы к ним наверняка вернемся). Я пропущу этот длинный переходный этап, чтобы можно было почувствовать контраст между тем, что делали и ценили тогда, и что делают и ценят сейчас.

Лирическое отступление. Я не болен ретроградством, не молюсь на винтаж, люблю и уважаю прогресс. Я не стану, с видом умудрённого опытом старца, рассказывать о том, «как было круто», когда меня не было, нет. Но хочу, чтобы читатели отметили доминирующие концепции, в которых сделаны устройства, признающиеся культовыми (тогда — культовые, и сейчас – «культовые»). И так, готовы? Барабанная дробь…

Название: Opera Only
Масса: 1,5 тонны
Статус: культовый усилитель 2000-х, самый дорогой усилитель звука на планете.
Создатель: промышленный дизайнер Андреа Пиветт.
Конструкция: 6 тороидальных трансформаторов, каждый мощностью 30 кВт и 2112 биполярных транзисторов, которые охлаждают 12 мощных кулеров.
RMS Opera Only (mono): 160 000 W (я не ошибся, именно столько)
RMS Opera Only (stereo): 80 000 W (на канал)
Остальное: не опубликовано, и возможно не имеет значения.
Другие параметры:
Практическое применение:? (буду рад увидеть примеры в комментах, сам создатель, тайны назначения чудовища не открыл)
Цена: $ 2 200 000

Итог


Значимость определённого продукта для поколения, в какой-то степени, косвенно говорит о его приоритетах, о его ценностях. Безусловно, сегодня существует великое множество устройств, значимость которых скажет много хорошего нашим потомкам о нас. Но от чего-то мне кажется, что в звуковом оборудовании таких устройств ничтожно мало. Создаётся ощущение, что люди ценившие звук в 70-е, 60-е годы, были в разы умнее тех, кто сегодня с туповатым, пафосным видом и снобистской презрительностью, заявляет окружающим: «Что вы понимаете, это ведь звук, который стоит 100/500 тысяч баксов». Хочется, чтобы критерии оценки были другими. Но это, конечно, лирика.

Ламповые и Bluetooth аудиоусилители для дома (Aliexpress)

Ламповые и Bluetooth аудиоусилители — лучшее с Алиэкспресс для домашней мультимедиа системы. Ищите качественные предварительные усилители и цифроаналоговые преобразователи класса High-End? Собираете домашнюю систему с Bluetooth APT-X? Тогда вам сюда, для ознакомления с подборкой качественных и необычных аудиогаджетов и готовый устройств.

 

 

  

Компактный усилитель мощности VHM-338 

Для начала даю ссылку на недорогой (примерно $10) усилитель мощности класса-D, со встроенным модулем Bluetooth 5.0, с управлением воспроизведением с кнопок на панели. Усилитель имеет возможность работать с USB-накопителями (поддерживаются форматы файлов MP3, Flac, Wma, Wav, Ape и прочие). Можно подключить через линейных вход к домашней аудиосистеме. Усилитель обеспечивает выход до 2 канала по 100W (стерео). Цена актуальна с купоном магазина на скидку.

 

 ЛАмповый предусилитель

А это уже простой ламповый предварительный усилитель, про который был сегодня подробный обзор. Это самый-самый дешевый вариант с Алиэкспресс. Бывает в нескольких вариациях, собранный и в виде комплекта для пайки, а также с измененной схемотехникой. В том числе попадают комплекты на базе ламп 6J1, 6J2, 6J5 и так далее. Тоже самое можно найти в металлическом корпусе, но за другие деньги. Конкретно этот вариант можно найти в пределах $8…$10. 

Сетевой цифровой усилитель Aryliс 

Крайне интересная модель усилителя Aryliс Up2stream с управлением по сети, а конкретно: на борту предусмотрены интерфейсы Ethernet, WiFi и Bluetooth 5.0, а также встроенный ЦАП 24 бит, 192 кГц HD аудио и поддержка FLAC, WAVE, APE. Модуль предусматривает работу в сети, в том числе воспроизведение потокового аудио с интернет сервисов (Spotify, Tune in, iHeartRadio и т.п.), а также воспроизведение музыки с телефона, NAS, Airplay, DLNA, UPNP. Есть бесплатное приложение для iOS и Android. Усилитель Hi-Fi стерео класса D на базе STA326 от ST. Подборка других  подобных платам и модулей с ЦАП и Bluetooth для домашней аудиосистемы.

 Мини-усилитель Nobsound

Этот компактный усилитель Nobsound Mini HiFi оборудован интерфейсом Bluetooth 5.0, MicroUSB и AUX. Небольшой размер хорошо подходит для домашнего и настольного использования, причем не  только в качестве усилителя мощности, но и в качестве звуковой карты ПК (!). Подключается к системе через USB и работает со стандартными звуковыми драйверами. Внутри  встроен усилитель мощности класса D с двумя выходами по 50 W. Другие усилители и аудиомодули в отдельной статье.

ламповый усилитель  FEIXIANG FX-AUDIO-01

Один из лучших в своем классе и за свои деньги — ламповый предварительный усилитель на паре ламп 6J1 от FEIXIANG. Это популярная модель FX AUDIO 01, в алюминиевом корпусе (на выбор черный или белый) с регулировкой уровня. Сейчас можно найти в наличии из РФ с купоном на скидку. Питается от DC12V. Огромное преимущество перед другими — открытые лампы, которые дают десять баллов внешнему виду. Еще подборка отличных ламповых усилителей с Алиэкспресс.

 ЛАмповый Усилитель с Bluetooth

А вот это более продвинутая модель от Nobsound, отличается наличием встроенного Bluetooth 5.0 приемника с APTX, а также встроенного процессора (ЦАП) c функцией USB DAC. Для увеличения дальности приема усилитель оборудован выносной антенной. Предусмотрена регулировка уровня звука и тональности. Лампы 6J5 (две штуки) вынесены над корпусом, имеют подсветку. На мой взгляд, это одна из самых ходовых моделей предварительных усилителей.

 

 Приемник-декодер Lusya  ATP-X HD DAC

Если вы собираете серьезную систему с усилителями, то вам потребуется качественый звуковой процессор. Один из таких — декодер Lusya на базе чипа Bluetooth 5.0 CSR8675 (APTX HD). Отличительная особенность  — это наличие встроенного цифроаналогового преобразователя  PCM5102A DACс поддержкой 24 бит 192 кГц. Для улучшения сигнала предусмотрена внешняя антенна (таким образом можно размещать в закрытом металлическом корпусе).  Отдельная статья с перечнем магазинов и основных компонентов для самодельных аудиосистем.

 ЛАмповый усилитель-декодер Lusya Bluetooth 5.0 APTX 

Оригинальный предварительный усилитель Lusya на базе современного чипа Bluetooth 5.0 с поддержкой APTX. В качестве декодера DAC используется PCM5102A. Алюминиевый корпус имеет отверстия для ламп — они видны при работе. Работает как с наушниками (280 мВт), так и в качестве линейного предусилителя для аудиосистемы. Питается от 12В. Аудиоусилитель для него можно посмотреть в подборке.

Миниатюрный комбинированный усилитель AIYIMA 

Интересный вариант лампового предварительного усилителя на базе двух типов ламп: пара 6J1 плюс пара 6P14. Из особенностей: наличие SD кардридера, чтение с USB накопителей, линейный вход AUX, а также, внимание, WiFi  (!). Работает в качестве внешней звуковой карты (USB PC). Лампы 6J1 можно заменить на аналогичные (WE403/6AK5/EF95), а лампы 6P14 на EL84/6BQ5. Выходная мощность достигает 4 Вт (2+2 Вт стерео) и можно использовать в качестве усилителя для винилового проигрывателя. 

Компактный встраиваемый ламповый усилитель Lusya 

А это компактнейшее исполнение цифрового процессора на базе ЦАП Sabre ES9018 и Bluetooth декодера CSR8675 с поддержкой LDAC и APTX  (24 бит/96 кГц). В качестве предусилителя служит одна лампа 12AUX7. Крайне интересная модель для установки в свою самодельную аудиосистему. Да и цена адекватная. Для питания подойдет любой малошумящий источник питания с напряжением в пределах от 12 V до 32 V.

 

отличный аудиогаджет для гика / Hi-Fi и цифровой звук / iXBT Live

 Всем привет!

Небольшой обзор на интересный комплект лампового предварительного усилителя для домашней аудиосистемы. Это самый-самый дешевый вариант с Алиэкспресс. Бывает в нескольких вариациях, собранный и в виде комплекта для пайки, а также с измененной схемотехникой. В том числе попадают комплекты на базе ламп 6J1, 6J2, 6J5 и так далее, видимо, что достали из загашника.

Ламповый предварительный усилитель 6J2

Ламповый усилитель CIRMECH 6J1 с разъемами 

Комплект для самостоятельной сборки AIYMA 6J1

И для ценителей

Ламповый предварительный усилитель 6J1 в акриловом корпусе

Есть смысл брать уже собранный, так как возни со сборкой будет прилично. А еще смотрите отзывы и лучше брать с отправкой из Москвы (из России), так как в этом случае лампы будут целее. Тоже самое, но в корпусе стоит в 2-3 раза дороже. По ламповым аудиоусилителям есть отдельная статья по выбору.

 

 

Характеристики:
Тип: ламповый предварительный усилитель
Тип ламп: 6j1 или 6j2, две штуки
Питание:12А  1А, джек 5525
Каналы  аудио:  два,  стерео.
Регулировка:  да
Размеры: 77 x 75 x 52mm

 

На фотографии дополнительно компактный усилитель мощности VHM-338 (Class-D, Bluetooth 5.0, 2x100W, USB, AUX), который я использую для работы в связке с ламповым предусилителем. В этом случае выход с лампового преда подключается на вход AUX VHM-338. В такой связке уже можно раскачать колонки типа Radiotehnika S-90.

 В комплекте была сама плата с распаянными компонентами, сокетами под лампы, а также две лампы. Запасных ламп не было, проводов для подключения тоже. 

У меня в комплекте были пара ламп типа FE-6J2, но по отзывам могут быть и другие типы аналогичных ламп. 

 Обратите внимание, лампы идут с военной приемкой (китайской). Вот такая вот конверсия.

 Мне повезло, что плата пришла в сборе. Было бы проблематично запаивать разъемы и сокеты для ламп. Да и прочей «рассыпухи» тут много. По сути собран каскад питания ламп и выходной каскад на биполярных транзисторах (класс АВ) с нулевым током покоя.

 Маркировка на плате присутствует, но китайская. Слева входной блок (тюльпаны RCA красный и левый R/L каналы), справа — выходной блок (тюльпаны RCA красный и левый R/L каналы) аналогично.

 В качестве фильтрации установлены восемь конденсаторов 470uF. Обратите внимание, внутри сокетов ламп впаяны синие светодиоды для подсветки ламп. Функции они не несут, просто красиво.

Выходные каскады усилителя собраны на комплиментарных парах транзисторов B647/D667.

 В целом годный усилитель (особенно, если не забывать про стоимость $8), это дешевле оффлайновой цены одних ламп.

 

Лично мне не хватает корпуса для него.  Плюс нужно будет искать ручку для потенциометра. 

 Аккуратно устанавливаем лампы в сокеты, внимательно смотрите место, где расположен «ключ».

 Усилие при установке ламп не требуется, просто надежно и до конца фиксируйте ножки ламп в сокетах.

 Внешний вид отпадный. Единственно, если и прятать усилитель в корпус, то таким образом, чтобы лампы были открыты или находились бы снаружи. Грех прятать такую красоту.

 Подключение не хитрое — тюльпаны на вход-выход, и питание джек 5525 (5,5мм на 2,5 мм — стандартный). Блок питания подходит универсальный, или от домашних устройств типа настольной лампы. Потребляет не много, заявлено питание до 1А.

 При повороте потенциометра усилитель включается. Сразу же загорается подсветка ламп. Смотрится необычно.

 Я провел тест АЧХ — получилась практически линейная характеристика. Это идеальный предусилитель для наушников или домашней аудиосистемы. 

 Как было уже сказано где-то: ««Аппарат с совершенно сумасшедшей отработкой микродинамики – вибрации внутри основного тона толкаются друг с другом, создают незабываемую музыкальную картину. Микродинамика реально шикарна. Второй момент – это музыкальное разрешение – оно просто безумное, высочайшее» ©. Лампы дают бархатистые низы и прозрачные верхи — как раз то, что нужно для домашней аудиосистемы.

 Ну и сразу ложка дегтя. Корпуса нет — нужно искать. Звук сильно зависит как от вашего источника (даже длинные провода могут «шуметь»), так и от блока питания (дешевое питание увеличивают гармонические искажения). В отзывах встречал про разбитые лампы (правда продавцы охотно меняют их, но это потерянное время). Могут быть непропаи в плате в транзисторном каскаде или в цоколях ламп, так как это все паяется в ручную. Из-за этого тоже могут быть вопросы к звуку.

Ну а в целом, это самый годный усилитель на лампах за свои $8…$10. Дешевле просто нет.   

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *