Расчет токов короткого замыкания (КЗ), пример, методические пособия
В этой статье мы ниже рассмотривает пример расчет из курсового проекта тока КЗ. Скажем сразу, расчетов токов КЗ целое исскуство, и если Вам необходимо рассчитать токи КЗ для реальных электроустановок, то лучше скачать следующие методические пособия разработанные Петербурским энергетическим университетом повышения квалификации и всё сделать по ним.
И так:
1. И.Л. Небрат. Расчеты токов короткого замыкания в сетях 0,4 кв — скачать;
2.И.Л.Небрат, Полесицкая Т.П. Расчет ТКЗ для РЗ, часть 1 — скачать;
3.И.Л.Небрат, Полесицкая Т.П. Расчет ТКЗ для РЗ, часть 2 — скачать.
Так же полезно будет иметь под рукой программы, которые помогут Вам точно расчитать токи КЗ. Данных программ в настоящее время много и Вы можете найти большое количество различного софта в интернете, на который Вы можете потратить от часа до нескольких дней, чтобы разобраться как в нём работать. Ниже я выложу перечень программ в файле ворд, в котором указаны производители программ и как и где их можно получить (ссылок на скачивание в файле нет). А также выложу одну программу для расчета токов КЗ в сетях 0.4кВ. Данная программа очень древняя, но и такая же надежная как весь совеский аэрофлот. Работает из под DOSa. Эмулятор в файле скачивания. И так:
1. Переченьпрограмм расчетов ТКЗ и уставок РЗ (если Вы знаете какие-то другие программы, то пишите на pue8(г а в)mail.ru). Мы их включим в перечень.;
2. Программа для расчета токов КЗ в сетях 0.4 кВ.
Если Вам необходим расчет для курсового проекта или учебного задания, то ниже приведен не большой расчет, который в этом Вам поможет.
В задании к курсовому проекту приводятся данные об эквивалентных параметрах сети со стороны высшего напряжения рабочих трансформаторов СН (ТСН) и со стороны высшего напряжения резервных трансформаторов СН (РТСН). В соответствии с рис.2.1, приводятся: ток КЗ на ответвлении к ТСН (3) по I , кА при номинальном напряжении генератора Uгн, кВ или эквивалентное сопротивление сети со стороны ВН ТСН ТСН э X , Ом. Имеет место следующая зависимость:
Рис.2.1. Расчетная схема для определения токов КЗ при расположении точек КЗ на секциях СН 6(10) кВ и 0,4(0,69) кВ.
Для резервных трансформаторов СН задается ток к.з. на шинах ОРУ в точке включения РТСН (3) по I , кА при среднеэксплуатационном напряжении ОРУ ср U , кВ или эквивалентное сопротивление системы в точке включения РТСН РТСН э Х , Ом:
Учитывается возможность секционирования с помощью токоограничивающих реакторов секций РУСН-6 кВ. Это дает возможность применить на секциях за реактором более дешевые ячейки КРУ с меньшими токами термической и электродинамической стойкости и меньшим номинальным током отключения, чем на секциях до реактора, и кабели с меньшим сечением токопроводящих жил.
Расчет ведется по среднеэксплуатационным напряжениям, равным в зависимости от номинального напряжения 1150; 750; 515; 340; 230; 154; 115; 37; 24; 20; 18; 15,75; 13,8; 10,5; 6,3; 3,15; 0,66; 0,525; 0,4; 0,23, и среднеэксплуатационным коэффициентам трансформации. В учебном пособии расчеты по определению токов КЗ в относительных (базисных) единицах применительно к схеме Ленинградской АЭС с тремя системами напряжения (750, 330, 110 кВ) и напряжением 6,3 кВ проводились с учетом как действительных, так и среднеэксплуатационных коэффициентов трансформации трансформаторов и автотрансформаторов.
Показано, что расчет по среднеэксплуатационным напряжениям не вносит существенных корректировок в уровни токов КЗ. В то же время требуется серьезная вычислительная работа методом последовательных приближений, чтобы связать уровни напряжения генераторов, значения их реактивных мощностей с учетом коэффициента трансформации АТ связи, рабочих и резервных ТСН и напряжений на приёмных концах линий. При сокращении числа переключений трансформаторов и АТ связи с РПН из соображений надежности работы блоков задача выбора отпаек РПН становится менее актуальной.
Схемы замещения для точек КЗ на напряжениях 6,3 и 0,4 кВ приведены на рис.2.2.
Все сопротивления приводятся к базисным условиям и выражаются либо в относительных единицах (о.е.) либо в именованных (Ом). В начале расчета необходимо определиться, в каких единицах будут производиться вычисления, и сохранять данную систему единиц до конца расчетов. Методики определения токов КЗ с использованием относительных и именованных единиц равноправны.
В работе приводятся методики расчетов в относительных и в именованных единицах, как с учетом действительных коэффициентов трансформации, так и по среднеэксплуатационным напряжениям.
В работе приводятся расчеты как в относительных, так и в именованных единицах для простейших схем 0,4 кВ, где нужно учесть не только индуктивное, но и активное сопротивления.
Рис.2.2. Схема замещения в случае наличия реактора при питании секций 6(10) кВ СН: а – от рабочего ТСН; б – от резервного ТСН Для расчета в относительных единицах задают базисную мощность Sбаз, базисное напряжение Uбаз и вычисляют базисные токи Iбаз. В качестве базисной целесообразно принять номинальную мощность трансформатора СН: Sбаз = SТСН, МВА. Базисное напряжение принимают, как правило, равным для точек К1, К2 Uбаз1,2 = 6,3 кВ; для точек К3, К4 Uбаз3,4 = 0,4 кВ. Заметим, что при расчете в относительных единицах можно выбрать любые другие значения Sбаз, Uбаз.
Базисные токи в точках короткого замыкания К1 – К4, кА:
При расчетах в именованных единицах задают только базисное напряжение Uбаз – напряжение той точки, для которой рассчитываются токи КЗ: для точек К1, К2 Uбаз1,2 = 6,3 кВ; для точек К3, К4 Uбаз3,4 = 0,4 кВ.
Сопротивления сети в точках включения рабочего хсист1 и резервного хсист2 трансформаторов СН приводятся к базисным условиям по формулам:
в относительных единицах:
где uкв-н – напряжение короткого замыкания ТСН между обмоткой ВН и обмотками НН, включенными параллельно, о.е.;
uкн-н – напряжение короткого замыкания ТСН между обмотками НН, приведенное к половинной мощности ТСН, о.е.;
SТСН – номинальная мощность ТСН, МВА.
При использовании справочников для определения напряжения короткого замыкания uкн-н следует обращать внимание на указанный в примечаниях смысл каталожных обозначений. Если напряжение короткого замыкания uк НН1-НН2 отнесено в каталоге к номинальной мощности трансформатора, то данное uк НН1-НН2 необходимо пересчитать для половинной мощности, разделив на 2. В случае неверной подстановки в формулы (2.5), (2.5′) зачастую сопротивление хв получается отрицательным. Например, для ТСН марки ТРДНС-63000/35 в табл.3.5 справочника uкв-н = 12,7% и uкн-н = 40% отнесены к полной мощности трансформатора – см. примечание к таблице.
В этом случае в скобках формул (2.5), (2.5′) должно стоять выражение (0,127 – 20,2 ). Например, для РТСН марки ТРДН-32000/150 в табл.3.7 справочника uкв-н = 10,5% и uкн-н = 16,5% отнесены к половинной мощности трансформатора. При этом в скобках формул (2.5), (2.5′) должно быть (0,105 – 20,165 ). На блоках мощностью до 120 МВт используются двухобмоточные трансформаторы собственных нужд без расщепления. В этом случае сопротивление ТСН или РТСН вычисляется по формулам:
в относительных единицах:
где uкв-н – напряжение короткого замыкания трансформатора между обмотками высшего и низшего напряжений, о.е.;
Sбаз, SТСН, SРТСН имеют тот же смысл, что и в формулах (2.5), (2.5′), (2.6),(2.6′).
Сопротивление участка магистрали резервного питания:
в относительных единицах:
где Худ – удельное сопротивление МРП, Ом/км;
МРП – длина МРП, км;
Uср – среднеэксплуатационное напряжение на первой ступени трансформации, кВ.
Сопротивление трансформатора собственных нужд 6/0,4 кВ:
в относительных единицах:
где SТ 6/0,4 – номинальная мощность трансформатора, МВА.
Аналогично рассчитывается сопротивление трансформатора 10,5/0,69 кВ.
Сопротивление одинарных токоограничивающих реакторов Хр задается в Омах и для приведения к базисным условиям используют формулы:
в относительных единицах:
В некоторых каталогах сопротивление токоограничивающих реакторов Хр приводится в процентах и для приведения к базисным условиям используют формулы:
в относительных единицах:
где Iрн – номинальный ток реактора, кА, определяемый по мощности тех электродвигателей, которые предполагается включить за реактором.
Индуктивное сопротивление реактора Хр определяют по допустимому току КЗ за реактором Iп0доп. Значение Iп0доп связано с номинальным током отключения предполагаемых к установке за реактором выключателей (Iп0доп — Iоткл.н).
Одновременно происходит и снижение теплового импульса тока КЗ за реактором Вдоп, что благоприятно для выбора сечения кабелей по условиям термической стойкости и невозгорания. При определении Iп0доп и Вдоп следует учитывать, что реактор не в состоянии ограничить подпитку точки КЗ от двигателей за реактором Iпд0 и ухудшает условия их пуска и самозапуска, т.е.
где Iпс – периодическая составляющая тока подпитки точки КЗ от ветви, в которую предполагается включить реактор;
Iпд0 – ток подпитки от двигателей за реактором.
Потеря напряжения U в одинарном реакторе при протекании токов рабочего режима I:
Сопротивление эквивалентного двигателя на каждой секции определяется через его мощность или через коэффициент загрузки Кзгр и номинальную мощность трансформатора СН. При отсутствии токоограничивающего секционного реактора и использовании на первой ступени трансформатора с расщепленными обмотками имеем:
В случае различия расчетных мощностей двигательной нагрузки Sд1, Sд2, в дальнейшем расчете сопротивления эквивалентного двигателя будет участвовать максимальная из них, вне зависимости от способа питания секций 6,3 кВ (от рабочего и резервного ТСН).
При использовании секционного токоограничивающего реактора определяется его проходная мощность Sр по формуле (2.12) и далее – мощности двигателей:
при использовании РТСН для замены рабочего ТСН энергоблока, работающего на мощности. Наличие предварительной нагрузки РТСН характерно для блоков генератор-трансформатор без генераторных выключателей. При наличии выключателя в цепи генераторного токопровода, что предусмотрено действующими нормами технологического проектирования, пуск и останов энергоблока обычно осуществляется от рабочего ТСН и надобности в использовании РТСН в этих режимах не возникает. Поэтому для схем с генераторными выключателями можно принимать ТСН згр к = РТСН згр к = 0,7. При отсутствии выключателей в цепи генераторного токопровода РТСН згр к возрастает.
Наличие секционного токоограничивающего реактора приводит к изменению распределения двигателей по сравнению с вариантом без реактора и к изменению доли подпитки ими точек КЗ до и после реактора. При КЗ в точке К2 не следует учитывать подпитку от двигателей, включенных до реактора, а при КЗ в точке К1 не следует учитывать подпитку от двигателей, включенных за реактором.
По вычисленным мощностям двигателей Sд определяют приведенные сопротивления двигательной нагрузки в вариантах при отсутствии реактора и при его наличии:
в относительных единицах:
|
Главные новости Казахстана — Tengrinews.kz
Главные новости Казахстана — Tengrinews.kz- 23
- 46
- 9
- 9
- 24
- 0
- 0
Казахстан — Википедия
Республика Казахстан | |
---|---|
каз. Қазақстан Республикасы каз. лат. Qazaqstan Respýblıkasy | |
Гимн: «Менің Қазақстаным» — «Мой Казахстан» | |
• 1465 | Казахское ханство |
• 13 декабря 1917 | Алашская автономия |
• 26 августа 1920 | Киргизская АССР |
• 19 июня 1925 | Казакская АССР |
• 5 февраля 1936 | Казахская АССР |
• 5 декабря 1936 | Казахская ССР |
• 25 октября 1990 | провозглашение суверенитета в составе СССР |
• 10 декабря 1991 | Республика Казахстан |
• 16 декабря 1991 | объявлена независимость от СССР |
• 21 декабря 1991 | присоединение к СНГ |
• 26 декабря 1991 | признание |
• 2 марта 1992 | принят в Организацию Объединённых Наций |
Дата независимости | 16 декабря 1991 года (от СССР) |
Официальные языки | казахский — государственный русский — официальный в государственных организациях и органах местного самоуправления[комм. 1] |
Столица | Нур-Султан |
Крупнейшие города | Алма-Ата, Нур-Султан, Шымкент, Караганда, Актобе, Тараз, Павлодар, Усть-Каменогорск, Семей |
Форма правления | президентская республика[комм. 2][1] |
Президент | Касым-Жомарт Токаев |
Премьер-министр | Аскар Мамин |
Председатель Сената Парламента | Дарига Назарбаева |
Председатель Мажилиса Парламента | Нурлан Нигматулин |
Гос. религия | светское государство |
Территория | |
• Всего | 2 724 902[комм. 3] км² (9-я в мире) |
• % водной поверхн. | 2,8 |
Население | |
• Оценка (1 февраля 2020 года) | ↗ 18 653 500[2] чел. (64-е) |
• Перепись (2009) | ↗ 16 004 800 чел. |
• Плотность | 6,82 чел./км² (184-я) |
ВВП (ППС) | |
• Итого (2019) | ▲ 534,271 млрд[3] долл. (41-й) |
• На душу населения | ▲ 28 514[3] долл. (53-й) |
ВВП (номинал) | |
• Итого (2019) | ▼ 164,207 млрд[3] долл. (54-й) |
• На душу населения | ▲ 8 763[3] долл. (71-й) |
ИЧР (2019) | ▲ 0,817[4] (очень высокий; 50-е место) |
Названия жителей | казахстанцы, казахстанец, казахстанка |
Валюта | тенге () (KZT, код 398) |
Интернет-домены | .kz и .қаз[5] |
Код ISO | KZ |
Код МОК | KAZ |
Телефонный код | +7[6] |
Часовые пояса | UTC+05:00 и UTC+06:00 |
Автомобильное движение | справа[7] |
Казахста́н (каз. Қазақстан, Qazaqstan [qɑzɑqˈstɑn] слушать), официальное название — Респу́блика Казахста́н (каз. Қазақстан Республикасы; Qazaqstan Respýblıkasy), (аббревиатура РК) — государство в центре Евразии, бо́льшая часть которого относится к Азии, меньшая — к Европе. Площадь территории — 2 724 902 км². Население, по итогам переписи 2009 года, составляло 16 004 800 человек, по оценкам государственного комитета по статистике на 1 февраля 2020 года — 18 653 500 человек[8]. Плотность населения является одной из самых низких: менее 6 человек на квадратный километр. Столица — Нур-Султан. Крупнейший город с населением более 1,8 млн человек — Алма-Ата. Занимает 9-е место в мире по территории, 2-е место среди стран СНГ (после России), 42-е — по объёму ВВП по ППС и 64-е — по численности населения.
Казахстан официально является демократической, светской, унитарной, конституционной республикой с разнообразным культурным наследием[9]. Местность Казахстана включает равнины, степи, тайгу, скальные каньоны, холмы, дельты, заснеженные горы и пустыни. В экономике доминирует углеводородная промышленность, а занятость населения максимальна в сфере услуг[10]. Ныне правительство прилагает усилия по диверсификации и планирует переключение национальной индустрии на производство товаров с высокой прибавочной стоимостью[11][12].
Располагается между Каспийским морем, Нижним Поволжьем, Уралом, Сибирью, Китаем и Средней Азией. Граничит на севере и западе с Россией (длина границы — 7548,1 км), на востоке — с Китаем (1782,8 км), на юге — с Киргизией (1241,6 км), Узбекистаном (2351,4 км) и Туркменией (426 км). Общая протяжённость сухопутных границ — 13 392,6 км[13]. Протяжённость страны с востока на запад составляет 2963 км, а с севера на юг — 1652 км. Является самой большой по территории страной Тюркского совета. Омывается водами внутриконтинентальных Каспийского и Аральского морей. Выхода к морю не имеет и является самой крупной в мире страной с такой особенностью.
В административно-территориальном отношении делится на 14 областей и 3 города республиканского значения: Нур-Султан, Алма-Ата и Шымкент. Кроме того, имеется город с особым статусом, Байконур, который до 2050 года арендован Россией и на этот период в отношениях с ней наделён статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации; общая площадь земель, арендованных Россией, составляет 111 913 км² (4,1 % территории страны). Экономико-географически Казахстан делится на Центральный, Западный, Восточный, Северный и Южный регионы.
Территория Казахстана исторически была заселена кочевыми этносами и в разное время входила в состав империй. В древности здесь кочевали скифы. Кочевники тюркского происхождения населяли страну на протяжении большей части её истории. Держава Ахеменидов распространялась на южную часть современной территории страны около IV века до н. э. В XIII веке — в составе Монгольской империи под властью Чингисхана. К XVI веку казахи сформировались как самостоятельная группа, разделённая на три жуза (ветви предков, занимающие определённые территории). Российская империя начала наступление на Казахскую степь в XVIII веке, и к середине XIX века номинально правила всем Казахстаном. После Октябрьской революции 1917 года и последующей гражданской войны территория Казахстана несколько раз подвергалась реорганизации. В 1936 году была образована Казахская Советская Социалистическая Республика, входившая в состав Советского Союза.
Казахстан был последним из союзных республик, объявившей независимость в ходе распада Советского Союза в 1991 году. Первым президентом республики стал Нурсултан Назарбаев. В марте 2019 года он ушёл в отставку, а председатель Сената Касым-Жомарт Токаев занял пост временного президента и впоследствии победил на выборах 9 июня 2019 года[11]. Human Rights Watch и другие правозащитные организации регулярно описывают ситуацию с правами человека в Казахстане как плохую[14][15][16].
Согласно переписи 2009 года, в число 131 этнических групп Казахстана входили казахи (63 % населения), русские, узбеки, украинцы, немцы, татары и уйгуры[17]. Ислам является религией около 70 % населения, христианство — 26 %[17]. Казахстан официально декларирует свободу вероисповедания, но религиозные лидеры, выступающие против правительства, подавляются[18]. Казахский язык является государственным языком, а русский имеет равный официальный статус для всех уровней административного и институционального назначения[10]. Страна входит в ООН, ВТО, СНГ, ШОС, Евразийский экономический союз, ОДКБ, ОБСЕ, ОИС и ТЮРКСОЙ.
Этимология
Название происходит от самоназвания этноса — қазақ, которое происходит от древнетюркского слова «казак» («свободный»), что отражало кочевой образ жизни населения[19]. Элемент названия «-стан» означает «земля, место, область», имеет ираноязычное происхождение и широко распространён на Востоке[20], поэтому название «Казахстан» можно буквально перевести как «земля свободных людей». Название «казак» в 1936 году изменили на «казах», заменив последнюю букву «к» на «х», чтобы избежать путаницы между сословием казаков и народом казаков (казахов)[21].
Хотя традиционно речь идёт только об этнических казахах, в том числе проживающих в Китае, России, Турции, Узбекистане и других соседних странах, термин «казах» всё чаще используется для обозначения любого жителя Казахстана, в том числе и неказахов[22].
История
Казахстан был заселён со времён палеолита[23]. Скотоводство развивалось в эпоху неолита, так как климат и рельеф региона лучше всего подходит для кочевого образа жизни. Казахстанская территория была ключевой составной частью евразийского степного маршрута, прародителем сухопутного шёлкового пути. Археологи считают, что здесь люди впервые одомашнили лошадь. В последние доисторические времена Центральная Азия была заселена такими группами, как, возможно, протоиндоевропейская афанасьевская культура[24], более поздними ранними индоиранскими культурами, такими как андроновская[комм. 4], и более поздними индоиранскими культурами, такими как сакская и массагетская[комм. 5][комм. 6]. Другие группы включали кочевых скифов и персидскую державу Ахеменидов на южной территории современной страны. В 329 году до н. э. Александр Македонский и его армия сражались в битве на Яксарте против скифов вдоль реки Яксартес, теперь известной как Сырдарья вдоль южной границы современного Казахстана.
Казахское ханство
Приблизительные площади, занятые тремя казахскими жузами в начале XX века «Kasaccia Horda» на карте мира 1780 годаКуманы вошли в степи современного Казахстана примерно в начале XI века, где они позже присоединились к кыпчакам и основали обширную Кумано-кыпчакскую конфедерацию. В то время как древние города Тараз (Аулие-Ата) и Туркестан долгое время служили важными перевалочными пунктами вдоль шёлкового пути, соединяющего Азию и Европу, настоящая политическая консолидация началась только с монгольского владычества начала XIII века. При Монгольской империи были созданы крупнейшие в мировой истории административные округа. В конечном итоге они попали под власть возникающего Казахского ханства (Казахстан).
На протяжении этого периода в степи продолжали господствовать традиционный кочевой образ жизни и животноводческое хозяйство. В XV веке среди тюркских племён начала формироваться отчётливая казахская идентичность, процесс которой был закреплён к середине XVI века с появлением казахского языка, культуры и экономики.
Тем не менее, регион находился в центре постоянно растущих споров между коренными казахскими эмирами и соседними персоязычными народами на юге. В период своего расцвета ханство будет править частями Центральной Азии и контролировать Куманию. К началу XVII века Казахское ханство боролось с влиянием племенного соперничества, которое фактически разделило население на Старшую, Среднюю и Малую орды (жуз). Политическая разобщённость, соперничество племён и уменьшение значения сухопутных торговых путей между востоком и западом ослабили Казахское ханство. Хивинское ханство воспользовалось этой возможностью и аннексировало полуостров Мангышлак. Узбекское правление продолжалось там 2 столетия до прихода русских.
Казахская семья внутри юрты, 1911—1914 годаВ течение XVII века казахи сражались с ойратами, федерацией западно-монгольских племён, включая джунгар[28]. Начало XVIII века ознаменовало зенит Казахского ханства. В этот период Малая орда участвовала в войне против Джунгарского ханства 1723—1730 годов, последовавшей за их «великим бедствием» — вторжением на казахские территории. Под руководством Абулхаир-хана казахи одержали крупные победы над джунгарами у реки Буланты в 1726 году и в битве при Анракае в 1729 году[29].
Абылай-хан участвовал в наиболее значительных сражениях против джунгар с 1720-х по 1750-е годы, за что народ объявил его «батыром» («героем»). Казахи страдали от частых набегов на них со стороны волжских калмыков. Кокандское ханство использовало слабость казахских жузов после джунгарских и калмыцких набегов и завоевало нынешний юго-восточный Казахстан, включая Алма-Ату, формальную столицу в первой четверти XIX века. Кроме того, Бухарский эмират правил Шымкентом до того, как русские захватили господство.
Российская империя
На территории Северного и Центрального Казахстана издавна проживали кыпчакские племена, а на территории Юго-Восточного Казахстана проживали племена уйсуней. Они заложили основу становления этногенеза Старшего и Среднего жуза казахов[30]. На территорию Прииртышья кереи и уаки прибыли в начале XIII века[31]. Джунгары, терпя поражения от южных и восточных монголов в середине XVI века вынужденно уходят на запад, север и вытесняют оттуда казахские племена кереев, уаков и кыпчаков, которые в тот момент уже были краеугольным камнем Казахского ханства[32]. Во время казахско-джунгарских войн часть казахов были вынуждены отступить в сторону гор Каратау и расселиться по берегам Сырдарьи[33]. В это время Российская империя активизирует строительство линий, состоящих из крепостей. Новая линия была выдвинута вглубь кочевий Среднего жуза до 200—250 верст[34].
Так в первой половине XVIII века Российская империя построила Иртышскую линию, состоящую из сорока шести фортов и девяноста шести редутов, в том числе Омск (1716), Семипалатинск (1718), Павлодар (1720), Оренбург (1743) и Петропавловск (1752)[35], чтобы предотвратить набеги казахов на занявшую русскими территорию и для дальнейшей колонизации казахских земель[36][34]. Линия охранялась казаками Сибирского линейного войска. Они происходят от остатков отряда Ермака, поселившихся на завоёванных территориях. Главной их задачей было содержание своих отрядов в киргизской (казахской) степи[37][38][39].
Существует противоположная версия вышеприведённых событий.
После падения Джунгарского ханства (1755) часть казахов откочевала на север и расселилась на территории между современными Омском и Усть-Каменогорском. Проникновение казахов на север в сибирские земли было столь быстрым и массовым, что русские власти были вынуждены устроить десятивёрстную пограничную полосу вдоль Сибирской линии с целью прекратить переселение казахов в русские пределы. Однако эта мера не стала серьёзным препятствием, а потому российские власти исподволь стали разрешать казахам переходить эту линию. Казахи поселились на территории Омского уезда, значительная их часть продвигалась в южные части Тобольской и Томской губерний, на территории Тюкалинского и Тарского уездов[40].
В конце XVIII века казахи воспользовались восстанием Пугачёва, которое было сосредоточено на Поволжье, чтобы совершить набег на русские и поволжские немецкие поселения[41]. В XIX веке Российская империя начала расширять своё влияние в Центральной Азии. Период «Большой игры» обычно считается продолжающимся примерно с 1813 года до англо-русской конвенции 1907 года. Российские Цари фактически правили большей частью территории, принадлежащей тому, что сейчас является Республикой Казахстан.
Российская империя ввела систему управления и построила военные гарнизоны и казармы, стремясь установить присутствие в Центральной Азии в рамках так называемой «Большой игры» за господство в области против Британской империи, распространявшей своё влияние с юга на Индию и Юго-Восточную Азию. Российские власти ввели русский язык во всех школах и государственных организациях.
Попытки России навязать свою систему управления вызвали недовольство казахского народа, и к 1860-м годам некоторые казахи начали оказывать сопротивление российскому правлению. Казахское национальное движение стремилось сохранить родной язык и самобытность, сопротивляясь попыткам Российской империи ассимилировать и подавить их.
Однако в результате традиционный кочевой образ жизни и основанная на животноводстве экономика постепенно разрушились, люди страдали от голода и истощения, а некоторые казахские племена были изничтожены.
С 1890-х годов всё большее число переселенцев из Российской империи начали колонизировать территорию современного Казахстана, в частности, провинцию Семиречье. Число поселенцев ещё больше увеличилось после завершения строительства Аральской железной дороги от Оренбурга до Ташкента в 1906 году. Специально созданное Миграционное управление (Переселенческое управление) в Санкт-Петербурге курировало и поощряло миграцию для расширения российского влияния в этом регионе. В течение XIX века около 400 000 русских иммигрировали в Казахстан, и около миллиона славян, немцев, евреев и других иммигрировали в регион в первой трети XX века[42]. Василий Балабанов был администратором, ответственным за переселение в течение большей части этого времени.
Конкуренция за землю и воду, возникшая между казахами и вновь прибывшими, вызвала большое недовольство колониальным господством в последние годы существования Российской империи. Самое серьёзное восстание, среднеазиатское восстание, произошло в 1916 году. Казахи нападали на русских и казачьих поселенцев и на военные гарнизоны. Восстание привело к ряду столкновений и жестоким убийствам, совершённым обеими сторонами[43]. Обе стороны сопротивлялись правительству большевиков до конца 1919 года.
РСФСР
После распада центрального правительства в Петрограде в ноябре 1917 года казахи (тогда в России официально именовавшиеся «киргизами») пережили короткий период автономии (Алашская автономия), чтобы в конечном итоге уступить правлению большевиков. 26 августа 1920 года была образована Киргизская Автономная ССР в составе РСФСР. Киргизская АССР включала территорию современного Казахстана, но её административным центром был преимущественно населённый русскими город Оренбург, позже административный центр был перенесён в город Ак-Мечеть. В июне 1925 года Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР, в июле столица Ак-Мечеть — в Кзыл-Орду, с апреля 1927 года административный центр — Алма-Ата.
Станица Софийская, Талгар. 1920-е годыСоветские репрессии против традиционной элиты, наряду с насильственной коллективизацией в конце 1920-х и 1930-х годов, привели к голоду и частым смертельным случаям, что привело к беспорядкам (см. также: голод в Казахстане 1932—1933 годов)[44]. В течение 1930-х годов некоторые члены казахского культурного общества были казнены в рамках политики политических репрессий, проводимой советским правительством в Москве.
Советский Союз
5 декабря 1936 года Казахская АССР (территория которой к тому времени соответствовала территории современного Казахстана) была отделена от РСФСР и преобразована в Казахскую ССР, полноправную союзную республику СССР, одну из одиннадцати таких республик в то время, наряду с Киргизской ССР.
Республика была одним из пунктов назначения для ссыльных и осуждённых лиц, а также для нескольких массовых переселений или депортаций, инициированных центральными властями СССР в 1930-х и 1940-х годах. 400 000 поволжских немцев было депортировано из АССР Немцев Поволжья в сентябре — октябре 1941 года. Затем произошли депортации греков и крымских татар. Заключённые помещались в трудовых лагерях системы ГУЛАГ. При этом ряд крупных лагерей предназначался не для осуждённых как таковых, например, лагерь «А. Л. Ж. И. Р.», который был зарезервирован для жён мужчин, считавшихся «врагами народа»[45]. Так существенную часть населения Казахстана стали составлять депортированные и спецпоселенцы.
Великая Отечественная война привела к интенсивной индустриализации и росту добычи полезных ископаемых в поддержку военных усилий СССР. Тем не менее, к 1953 году Казахста
как развивался казахстанский электронный дневник
Уже три года, как родители школьников получили возможность узнавать об успеваемости детей из электронного онлайн-ресурса. «Кунделик» — это цифровая форма коммуникации учителей, школьников и родителей. Расскажем, как он развивался, и рассмотрим, какие преимущества имеет перед бумажными носителями школьной информации.
Фото: pixabay.com
«Кунделик»: история
«Күнделік кз» — самый знаменитый портал в школьном сообществе Казахстана. Им пользуются учителя, школьники и их родители. Единая информационная система к началу 2019 года насчитывает более 4 млн пользователей, а количество просмотров достигло 120 млн. К ней подключено 6 тысяч казахстанских школ.
Интересна история онлайн-ресурса «Кунделик», то, как развивался электронный дневник в Казахстане. Идея создания такого портала пришла из-за рубежа. В американских и европейских школах уже давно нет бумажных школьных дневников и журналов. Все записи учителя делают в электронном варианте. Они доступны к просмотру в онлайн-режиме родителям и школьникам.
Фото: pixabay.com
В 2016 году в августе был создан казахстанский вариант электронного дневника и школьного журнала. Зарегистрироваться в «Кунделик» и вести записи успеваемости учеников получила возможность каждая школа Казахстана, в которой есть интернет и достаточное количество компьютеров. Администрации учебных заведений открыли родителям доступ к электронным дневникам учеников, обеспечив их индивидуальными логинами и паролями.
Несмотря на то что «Кунделик» — молодой сервис, история его функционирования не обошлась без скандалов. Большинство трудностей, которые возникали у пользователей, были связаны с:
- проблемами авторизации;
- появлением платных услуг;
- хакерскими атаками.
Проблема авторизации имеет технический характер и устраняется по мере модернизации электронного журнала. Чаще всего вопросы возникают из-за некачественного или нестабильного интернет-соединения, неадекватного заполнения строк логина и пароля.
Фото: kundelik.kz
В 2017 году было запущено мобильное приложение «Кунделик. Мектеп». Родители получили возможность скачать его с бесплатных приложений Play Market (Андроид) и Add Store (IOS). Мобильная версия упростила доступ к электронным дневникам детей, потому что теперь эти записи родители могут просмотреть в любое время и в любой точке мира.
Однако «Кунделик. Мектеп» — платный сервис. За него необходимо ежемесячно вносить плату в 300 тенге. Таким образом родители, которые пользуются этим приложением должны ежегодно выделить из семейного бюджета 3 тыс. тенге только на то, чтобы узнать о школьной успеваемости ребенка.
Разработчики приложения и МОН Казахстана пояснили такую монетизацию необходимостью привлечения инвестиций в проект для его дальнейшего развития. При этом те родители, которые заходят в «Күнделік» школы с ноутбуков или компьютеров, получают информацию о результатах детей бесплатно.
Скриншот мобильного приложения «Кунделик»
Есть вопросы и по защите персональных данных тех, кто включен в единую информационную систему «Кунделик». Войти в нее можно только с помощью уникального логина и пароля. Это самый главный форпост защиты данных. Однако из-за нарушения участниками проекта конфиденциальности в 2017 году произошел взлом «Кунделик» школы Алматы. Неизвестные заменили аватарки некоторых подписчиков на картинки непристойного характера.
По состоянию на 2019 год «Кунделик» — один из самых востребованных в Казахстане онлайн-сервисов. Его разработчики уверены, что в 2020 году он войдет в пятерку самых посещаемых казахстанских сайтов.
Читайте также: Новая система образования в Казахстане 2018–2019
«Кунделик»: удобен ли электронный дневник
Сервис «Кунделик» относительно новый, однако его преимущества уже успели оценить как родители, так и педагоги. Рассмотрим, в чем его удобство для казахстанской системы образования.
Фото: kundelik.kz
Для начала определим, насколько удобно пользоваться таким электронным дневником родителям. Вот несколько преимуществ такого варианта ведения записей учебной успеваемости ребенка:
- Упрощение контроля за оценками.
Если раньше дневник с оценками мог потеряться, его забывали в школе, дома, то теперь эту проблему решает «Кунделик». Это надежная форма хранения информации о полученных ребенком баллов на школьных занятиях. Пользователь не может их самостоятельно откорректировать или удалить. В дневник вносятся записи учителей относительно подготовки школьника к уроку, его поведения на уроке.
Фото: kundelik.kz
Чтобы получить эту информацию, зайдите в «Кунделик кз». Как посмотреть оценки? Алгоритм очень прост:
- Введите на страничке «Кунделик» логин и пароль, зайдите в аккаунт ученика.
- На верхней панели выберите вкладку «Дети» и перейдите к разделу дневник.
- Электронный дневник автоматически открывается на текущей неделе.
Визуально он напоминает обычный бумажный носитель: поделен на дни и недели, есть расписание и колонка с оценками по каждому предмету.
Родители сразу же сориентируются, насколько хорошо осваивает ребенок предмет, потому что оценки выделяют определенным цветом:
- Красным подсвечивают неудовлетворительные баллы.
- Оранжевым — удовлетворительные.
- Зеленым — высшие баллы.
Родители могут посмотреть в дневнике текущие оценки по определенному предмету в порядке их выставления, а также итоговые по модулям, четвертям, семестрам.
- Доступность информации о расписании занятий.
Старое расписание, размещенное на доске возле учительской, кануло в Лету. Теперь папы и мамы в несколько кликов могут просмотреть, на какие уроки ребенок ходит в тот или иной день. По умолчанию в электронном дневнике возникает расписание на текущую дату. Таким образом, родителям проще проконтролировать, по какому уроку ребенок получил отметку, а какое занятие прогулял.
- Получение полной информации об уроках.
Родителям доступна информация о том, кто из преподавателей вел урок, в каком кабинете он проходил, какую тему рассматривали и по каким видам работ ребенок получил оценки.
Фото: kundelik.kz
- Информирование о домашних заданиях.
Дети не любят, а иногда не успевают (особенно в младших классах) записать домашнее задание. Теперь эта информация доступна в «Кунделик». Родителям необходимо заглянуть в электронный дневник и посмотреть записи, которые сделал учитель.
В целом удобный сервис «Кунделик» у некоторых родителей может вызвать трудности. Это связано с тем, что базовый вариант этого сервиса представлен на казахском языке. Однако можно в «Кунделик» зарегистрироваться на русском. Для этого необходимо зайти на сайт kundelik.kz и перемотать скролером мышки в низ страницы, где размещено окошко выбора языка. Выберите в перечне русский, и автоматически загрузится русская версия сайта.
Фото: kundelik.kz
Вот в чем приоритетность «Кунделик» для учителей:
- Мобильность и эффективность: школьный журнал в кармане.
Ведение электронного журнала упрощает выставление оценок детям. Такой вариант хранения информации не потеряется и не износится. В него можно войти в любой момент рабочего дня с рабочего компьютера или собственного гаджета.
- Автоматическая загрузка календарного плана по классам и предметам.
Календарное планирование — обязательный нормативный документ для каждого учителя. Он составляется и разрабатывается на основе программы по предмету, которая утверждается МОН для каждого класса. Раньше учителя писали календарные планы от руки на каждый год. Теперь их можно сделать в электронном виде и корректировать согласно тем изменениям, которые утверждены Министерством образования РК.
- Автоматизация выведения итоговых баллов.
Подсчет тематических и итоговых баллов — один из самых трудоемких процессов в выставлении оценок ученикам. К тому же не всегда можно было избежать неточностей. Теперь же выведение баллов такого рода — дело алгоритмов «Кунделик».
- Возможность профессионального коммуницирования.
На рабочем столе каждого учителя в «Кунделик» есть функции оповещения о приеме в сообщество, рассылка уведомлений и сообщений, которые касаются профессиональной деятельности педагога (видеокурсы, онлайн-стажировки, приглашения на вебинары и т. д.).
- Быстрота и мобильность в оповещении родителей.
Чтобы пригласить родителей на собрание или семинар, педагогу не нужно делать соответствующие записи в 30 дневниках учащихся или сообщать информацию по телефону. Для этого достаточно сделать объявление для класса на странице в «Кунделик». Кроме того, учитель может написать личное сообщение каждому зарегистрированному родителю.
- Простота информирования родителей о достижениях ученика.
У каждого ученика есть своя учетная запись, куда могут входить учителя и записывать замечания или хвалить школьника.
- Простота контроля за посещаемостью учениками занятий и их успеваемостью.
Одна из обязанностей классного руководителя — контроль за посещаемостью уроков. Теперь картину того, как дети того или иного класса ходят на занятия, можно увидеть с помощью электронной версии классного журнала. Таким образом можно оценить и уровень успеваемости детей: в «Кунделик» автоматически составляется такой отчет для классного руководителя. Ему не приходиться делать ручную выборку и выписку оценок.
В целом «Кунделик» — удобный сервис. Его задача максимально упростить работу учителя и процесс получения родителями информации об успеваемости ребенка.
Однако, как и любое новшество, такая форма ведения учета учебной информации требует привыкания учителей и родителей. К тому же не во всех регионах Казахстана есть интернет. Поэтому бумажные журналы Министерство образования официально отменило, но в некоторых поселках и селах их еще ведут. В городских школах также иногда записи отметок учеников дублируются на бумажных носителях. Есть вопросы по навигации сайта, его безопасности. Эти вопросы будут решать разработчики проекта.
«Кунделик» — удобный и современный инструмент, который соответствует международным нормам организации учебного процесса. В дальнейшем он станет единственным источником информации о работе школы и достижениях ребенка для учителей и родителей.
Читайте также: Критериальное оценивание в начальной школе Казахстана