Site Loader

Содержание

Неподвижный проводящий контур, находящийся в однородном магнитном поле, модуль индукции которого увеличивается во времени. — Студопедия

Поделись с друзьями: 

. Иллюстрация правила Ленца. В этом примере а инд < 0. Индукционный ток Iиндтечет навстречу выбранному положительному направлению обхода контура

Правило Ленца отражает тот экспериментальный факт, что инд и всегда имеют противоположные знаки (знак «минус» в формуле Фарадея). Правило Ленца имеет глубокий физический смысл – оно выражает закон сохранения энергии.

Магнитный поток изменяется вследствие перемещения контура или его частей в постоянном во времени магнитном поле. Это случай, когда проводники, а вместе с ними и свободные носители заряда, движутся в магнитном поле. Возникновение ЭДС индукции объясняется действием силы Лоренца на свободные заряды в движущихся проводниках. Сила Лоренца играет в этом случае роль сторонней силы.

Рассмотрим в качестве примера возникновение ЭДС индукции в прямоугольном контуре, помещенном в однородное магнитное поле перпендикулярное плоскости контура. Пусть одна из сторон контура длиной

l скользит со скоростью по двум другим сторонам (рис. 1.20.3).

Рисунок 1.20.3. Возникновение ЭДС индукции в движущемся проводнике. Указана составляющая силы Лоренца, действующей на свободный электрон

На свободные заряды на этом участке контура действует сила Лоренца. Одна из составляющих этой силы, связанная с переносной скоростью зарядов, направлена вдоль проводника. Эта составляющая указана на рис. 1.20.3. Она играет роль сторонней силы. Ее модуль равен

FЛ = eυB

Работа силы FЛ на пути l равна

A = FЛ · l = eυBl.

По определению ЭДС

 

В других неподвижных частях контура сторонняя сила равна нулю. Соотношению для инд можно придать привычный вид. За время Δt площадь контура изменяется на ΔS =lυΔt. Изменение магнитного потока за это время равно ΔΦ =

BlυΔt. Следовательно,

Для того, чтобы установить знак в формуле, связывающей инд и нужно выбрать согласованные между собой по правилу правого буравчика направление нормали и положительное направление обхода контура как это сделано на рис. 1.20.1 и 1.20.2. Если это сделать, то легко прийти к формуле Фарадея.

Если сопротивление всей цепи равно R, то по ней будет протекать индукционный ток, равный Iинд = инд/R. За время Δt на сопротивлении R выделится джоулево тепло

Возникает вопрос: откуда берется эта энергия, ведь сила Лоренца работы не совершает! Этот парадокс возник потому, что мы учли работу только одной составляющей силы Лоренца. При протекании индукционного тока по проводнику, находящемуся в магнитном поле, на свободные заряды действует еще одна составляющая силы Лоренца, связанная с относительной скоростью движения зарядов вдоль проводника. Эта составляющая ответственна за появление силы Ампера . Для случая, изображенного на рис. 1.20.3, модуль силы Ампера равен FA = I B l. Сила Ампера направлена навстречу движению проводника; поэтому она совершает отрицательную механическую работу. За время Δ

t эта работа Aмех равна

Движущийся в магнитном поле проводник, по которому протекает индукционный ток, испытывает магнитное торможение. Полная работа силы Лоренца равна нулю. Джоулево тепло в контуре выделяется либо за счет работы внешней силы, которая поддерживает скорость проводника неизменной, либо за счет уменьшения кинетической энергии проводника.

2. Вторая причина изменения магнитного потока, пронизывающего контур, – изменение во времени магнитного поля при неподвижном контуре.

В этом случае возникновение ЭДС индукции уже нельзя объяснить действием силы Лоренца. Электроны в неподвижном проводнике могут приводиться в движение только электрическим полем. Это электрическое поле порождается изменяющимся во времени магнитным полем. Работа этого поля при перемещении единичного положительного заряда по замкнутому контуру равна ЭДС индукции в неподвижном проводнике. Следовательно, электрическое поле, порожденное изменяющимся магнитным полем, не являетсяпотенциальным. Его называют вихревым электрическим полем. Представление о вихревом электрическом поле было введено в физику великим английским физикомДж. Максвеллом в 1861 г.

Явление электромагнитной индукции в неподвижных проводниках, возникающее при изменении окружающего магнитного поля, также описывается формулой Фарадея. Таким образом, явления индукции в движущихся и неподвижных проводниках протекают одинаково, но физическая причина возникновения индукционного тока оказывается в этих двух случаях различной: в случае движущихся проводников ЭДС индукции обусловлена силой Лоренца; в случае неподвижных проводников ЭДС индукции является следствием действия на свободные заряды вихревого электрического поля, возникающего при изменении магнитного поля.

Модель. Электромагнитная индукция

Модель. Опыты Фарадея

Модель. Генератор переменного тока

ЭДС взаимоиндукции.

Взаимоиндукция (взаимная индукция)— возникновение электродвижущей силы (ЭДС индукции) в одном проводнике вследствие изменения силы тока в другом проводнике или вследствие изменения взаимного расположения проводников. Взаимоиндукция — частный случай более общего явления — электромагнитной индукции. При изменении тока в одном из проводников или при изменении взаимного расположения проводников происходит изменение магнитного потока через (воображаемую) поверхность, «натянутую» на контур второго, созданного магнитным полем, порожденным током в первом проводнике, что по закону электромагнитной индукции вызывает возникновение ЭДС во втором проводнике.

Если второй проводник замкнут, то под действием ЭДС взаимоиндукции в нём образуется индуцированный ток. И наоборот, изменение тока во второй цепи вызовет появление ЭДС в первой. Направление тока, возникшего при взаимоиндукции, определяется по правилу Ленца. Правило указывает на то, что изменение тока в одной цепи (катушке) встречает противодействие со стороны другой цепи (катушки).

Чем большая часть магнитного поля первой цепи пронизывает вторую цепь, тем сильнее взаимоиндукция между цепями. С количественной стороны явление взаимоиндукции характеризуется взаимной индуктивностью (коэффициентом взаимоиндукции, коэффициентом связи). Для изменения величины индуктивной связи между цепями, катушки делают подвижными. Приборы, служащие для изменения взаимоиндукции между цепями, называются вариометрами связи.

Е12 =

Е21

Индуктивность.

 

Индуктивностью принято называть физическую (электрическую) величину, характеризующую магнитные свойства электрических цепей. Магнитное поле создается электрическим током, протекающим через проводящий контур. Так происходит вследствие того, что электрический ток с самого начала содержит в себе энергию. Когда электроток проходит через проводник, он отдает часть энергии, которая будет превращена в энергию для магнитного поля. Таким образом, индуктивность рассматривают как коэффициент пропорциональности между возникающим магнитным полем и протекающим током.

В случае, когда ток является переменным и магнитное поле в индуктивном контуре меняется, то возникает ЭДС самоиндукции.

Единицу измерения индуктивности обозначают буквой «L», измеряют в 1 Гн (генри). Принято считать, что катушка индуктивности будет иметь значение 1 Гн том случае, когда происходит изменение величины тока в 1 А, а за время в одну секунду 1с возникает ЭДС значением 1 В.

Индуктивность (или коэффициент самоиндукции) — коэффициент пропорциональности между электрическим током, текущим в каком-либо замкнутом контуре, и полным магнитным потоком, называемым также потокосцеплением, создаваемым этим током через поверхност, краем которой является этот контур.

Индуктивность является электрической инерцией, подобной механической инерции тел. А вот мерой этой электрической инерции как свойства проводника может служить ЭДС самоиндукции. Характеризуется свойством проводника противодействовать появлению, прекращению и всякому изменению электрического тока в нём.

В формуле:

{\displaystyle \displaystyle \Psi =LI}

Индуктивность соленоида, т.е. очень длинной однослойной катушки т.е. длина катушки l во много раз больше ее диаметра d, определяется формулой:L = μ0μn2V,

где μ – относительная магнитная проницаемость сердечника соленоида, n – число витков, приходящееся на единицу длины, т.е. n = N/l, V – объем соленоида, равный πd2l/4.

Единицей индуктивности является генри (Гн). Индуктивностью 1 Гн обладает такой проводник, в котором при изменении тока на 1 А в 1 с возникает э.д.с. самоиндукции 1 В. Из формулы (1) следует, что 1 Гн = 1 В∙с/А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Проводящий контур с площадью ограниченной им поверхности S=0.16 м² и с…

Ответы

Могу помочь

09. 05.17

Михаил Александров

Читать ответы

Андрей Андреевич

Читать ответы

Eleonora Gabrielyan

Читать ответы

Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука

Похожие вопросы

В треугольнике ABC известно, что AC=6, BC=8, угол C равен 90°. Найдите радиус описанной около этого треугольника окружность. На пишите пожалуйста решение

Решено

Площадь треугольника ABC равна 31, DE — средняя линия, параллельная стороне AB. Найдите площадь трапеции ABED.

Решено

Радиус вписанной в квадрат окружности равен 4√2 найти радиус окружности описанной около этого квадрата

Медиана равностороннего треугольника равна 13√3.Найдите его сторону. Решение плиз

1. Кто, по-твоему, скорее всего, выиграет в условиsх рос- инфляции: 1) молодая семья, получившая льготный кре- дит(без выплаты банку процентов) в 300 тыс. р.: 2) быв- ший военный,

Пользуйтесь нашим приложением

Демоверсия 1 проверочной работы по теме «Механические и электромагнитные колебания» 11 класс

  1. В неподвижной проволочной рамке, находящейся в магнитном поле, возникает индукционный ток. Выберите правильное утверждение.

А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению рамки.

Б. Сила тока тем больше, чем медленнее изменяется магнитный поток через рамку.

В. Сила тока максимальна, когда магнитный поток через рамку
не изменяется.

Г. Если плоскость рамки параллельна линиям индукции магнит­ного поля, магнитный поток через рамку равен нулю.

  1. Колебательный контур состоит из конденсатора и катушки индуктивности. Не учитывая потерь энергии при колебаниях, выберите правильное утверждение.

А. При электромагнитных колебаниях в контуре сила тока максимальна в тот момент, когда заряд конденсатора равен нулю.

Б. В этом контуре может существовать постоянный ток.

В. В контуре могут возникать только вынужденные электромагнитные колебания.

Г. Направление тока в контуре не изменяется.

  1. Сердечник трансформатора не является цельным, он собран из отдельных стальных пластин. Выберите правильное утверждение.

А. Между пластинами существует хороший электрический контакт.

Б. Сердечник трансформатора может быть изготовлен из меди.

В. Это сделано для уменьшения расхода стали.

Г. Это сделано для уменьшения потерь энергии, обусловленных вихревыми токами в сердечнике.

  1. Замкнутый неподвижный проводящий контур на­ходится в постоянном однородном магнитном поле, на­правленном по нормали к плоскости контура. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

А. Если магнитное поле будет изменяться, возникнет вихревое электрическое поле.

Б. Если плоскость контура поворачивать, в контуре возникнет индукционный ток.

В.  Если контур перемещать поступательно, в нем возникнет индукционный ток.

Г. ЭДС индукции в контуре тем больше, чем больше индукция магнит­ного поля.

  1. Для получения свободных электромагнитных ко­лебаний заряженный конденсатор емкостью 1 мкФ со­единили с катушкой, индуктивность которой 10 мГн. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

А. Частота колебаний в контуре меньше 800 Гц.

Б. Период колебаний в контуре больше 1 мс.

В. Период колебаний в контуре зависит от первоначального заряда конденсатора.

Г. Амплитуда колебаний зависит от первоначального заряда конденсатора.

  1. Амперметр, включенный последовательно с кон­ден­са­то­ром емкостью 20 мкФ в цепь переменного тока частотой 50 Гц, показывает силу тока 400 мА. Считая кон­денсатор идеальным, отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

А. При протекании переменного тока через конденсатор тепло не выде­ляется.

Б. Амплитудное значение напряжения на конденсаторе менее 200 В.

В. Вольтметр, включенный параллельно конденсатору, покажет напряже­ние менее 120 В.

Г. Амперметр показывает амплитудное значение силы тока в цепи.

  1. На рисунке показано направление ин­дук­цион­ного тока, возникающего в короткозамкнутой проволочной катушке, когда относительно нее перемещают магнит. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

А. Магнит удаляют от катушки.

Б. Внутри катушки магнитное поле индукционного тока направлено вверх.

В. Магнит и катушка притягиваются друг к другу.

     Г. Внутри катушки линии магнитной индукции поля магнита направлены вверх.

  1. Груз на пружине совершает свободные колебания. Выберите правильное утверждение.

А. По мере уменьшения амплитуды колебаний частота увеличивается.

Б. Период колебаний не зависит от их амплитуды.

В. Колебания возможны только при достаточно большой силе трения.

Г. Колебания груза являются незатухающими.

  1. Подвешенный на пружине груз совершает вертикальные колебания. Выберите правильное утверждение.

А. Частота колебаний тем больше, чем меньше их амплитуда.

Б. Кинетическая энергия груза равна нулю при прохождении положения равновесия.

В. Период колебаний тем больше, чем больше их амплитуда.

Г. Потенциальная энергия пружины максимальна, когда груз находится в нижней или верхней точках траектории.

  1. Материальная точка совершает гармонические колебания вдоль оси x. Зависимость координаты этой точки от времени имеет вид х=0. 15 sin 10пt . Все величины заданы в СИ. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

А. Циклическая частота колебаний больше 50 рад/с.

Б. Период колебаний больше 1 с.

В. Частота колебаний больше 3 Гц.

Г. Амплитуда колебаний меньше 10 см.

  1. Шар массой 1 кг колеблется на пружине, жесткость которой равна 40 Н/м. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

А. Если жесткость пружины уменьшится, период колебаний также уменьшится.

Б. Частота колебаний шара больше 0,5 Гц.

В. Период колебаний шара меньше 1,5 с.

Г. Если шар заменить грузом массой 4 кг, период колебаний увеличится в 2 раза.

  1. Грузу массой 90 г, висящему на пружине жесткостью 36 Н/м, сообщили толчком скорость 25 см/с, направленную вертикально вверх. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие — неправильные.

А. Амплитуда возникших колебаний больше 8 мм.

Б. Амплитуда возникших колебаний больше 2 см.

В. Через половину периода колебаний кинетическая энергия груза меньше 4 мДж.

Г. Максимальная потенциальная энергия пружины больше 2 мДж.

Тестирование

Тестирование
  1. С использованием закона Фарадея для электромагнитной индукции можно объяснить
    возникновение электрического тока в замкнутой катушке при уменьшении силы тока в другой катушке, находящейся рядом с ней
    взаимодействие двух параллельных проводов, по которым идет ток
    отклонение магнитной стрелки, расположенной вблизи проводника с током параллельно ему
    возникновение силы, действующей на движущуюся заряженную частицу в магнитном поле
     
  2. Постоянный магнит за время 0,1 с вводят в катушку, соединённую длинными проводами с микроамперметром, находящимся на столе в другом конце комнаты, переходят за время 2 с к столу с микроамперметром и наблюдают за стрелкой микроамперметра.
    Второй раз магнит вводят за время 0,2 с, а переходят за время, равное 5 с. Каковы итоги наблюдений за стрелкой микроамперметра?
    Оба раза показания стрелки равны нулю
    Оба раза стрелка отклонилась одинаково
    В первый раз стрелка отклонилась вдвое больше
    Во второй раз стрелка отклонилась вдвое больше
  3. На рисунке представлен график зависимости магнитного потока через проводящий неподвижный контур от времени. В каком интервале времени модуль ЭДС индукции в контуре равен нулю?
    0 – 1 с
    1 – 3 с
    3 – 4 с
    0 – 4 с

  4. Катушка замкнута на гальванометр.

    А) В катушку вдвигают постоянный магнит.
    Б) Катушку надевают на постоянный магнит.
    Электрический ток возникает
    только в случае A)
    только в случае Б)
    в обоих случаях
    ни в одном из перечисленных случаев
  5. В опыте по исследованию ЭДС электромагнитной индукции квадратная рамка из тонкого провода со стороной квадрата b находится в однородном магнитном поле, перпендикулярном плоскости рамки. Индукция поля возрастает за время t по линейному закону от 0 до максимального значения В
    макс. Как изменится ЭДС индукции, возникающая в рамке, если b уменьшить в 2 раза, а Вмакс увеличить в 4 раза?
    увеличится в 2 раза
    увеличится в 4 раза
    не изменится
    уменьшится в 2 раза

  6. В однородном магнитном поле помещена проволочная рамка площадью 400 см
    2. Плоскость рамки составляет угол 30o с направлением линий магнитной индукции. На рис. представлен график зависимости индукции магнитного поля от времени. Чему равна ЭДС индукции в момент времени, равный 3 с?
    1,32 мВ
    3,44 мВ
    4 мВ
    8 мВ

  7. При движении проводника в однородном магнитном поле на его концах возникает ЭДС индукции ε
    1. Чему станет равной ЭДС индукции ε2 при увеличении скорости движения проводника в 2 раза?
    ε2 = 2ε1
    ε2 = ε1
    ε2 = 0,5ε1
    ε2 = 4ε1

  8. Если сила тока в катушке индуктивностью 0,4 Гн изменяется со временем, как показано на графике, то максимальное значение ЭДС самоиндукции в катушке равно
    1 В
    2 В
    3 В
    4 В

  9. На рисунке показано изменение силы тока I в катушке индуктивности от времени t.
    Модуль ЭДС самоиндукции принимает наименьшее значение в промежутках времени
    0 — 1 с и 2 — 3 с
    1 — 2 с и 2 — 3 с
    0 — 1 с и 3 — 4 с
    2 — 3 с и 3 — 4 с

  10. Индуктивность катушки увеличили в 2 раза, а силу тока в ней уменьшили в 2 раза. Энергия магнитного поля катушки при этом
    увеличилась в 8 раз
    уменьшилась в 2 раза
    уменьшилась в 8 раз
    уменьшилась в 4 раза


    
     

Применение резонансных методов передачи электроэнергии в космических и летательных аппаратах |

Применение резонансных методов передачи электроэнергии в космических и летательных аппаратах

Резонансный способ и устройство могут быть использованы для передачи электрической энергии на самолеты, шары-зонды, ракеты и низко­орбитальные спутники, как в непрерывном, так в импульсивном режиме.

Рассмотрим беспроводные методы передачи электрической энергии в атмосфере.

В способе передачи электрической энергии на высокой частоте через околоземное пространство, включающем генерирование электромагнитных колебаний и передачу их к потребителю по линии связи, между высокочастотными генераторами электромагнитных колебаний и приемниками энергии формируют в атмосфере проводящие каналы, проходящие через промежуточное проводящее тело, расположенное в околоземном пространстве. Формирование проводящих каналов осуществляют фотоионизацией воздуха лазерным излучением и электрическим пробоем ионизированного воздуха в канале путем подачи высокого напряжения. Высокочастотные генераторы и приемники энергии соединяют с проводящими каналами через резонансные L-С контуры, содержащие конденсатор переменной емкости, а также собственную емкость и индуктивность повышающих трансформаторов Тесла, присоединенных к высокочастотным генераторам энергии, и понижающих трансформаторов Тесла, присоединенных к приемникам энергии непосредственно или через выпрямительные блоки.

Для передачи электрической энергии одному или нескольким приемникам энергии, находящимся в пределах прямой видимости от промежуточного проводящего тела, про­межуточные проводящие тела выполнены в виде проводящих экранов, установленных на летательных аппаратах.

Для передачи электрической энергии удаленным приемникам энергии на Земле и в околоземном пространстве в качестве промежуточного проводящего тела используют проводящие слои ионосферы Земли.

Для передачи электрической энергии от высокочастотного генератора энергии на приемники по крайней мере один высокочастотный генератор энергии устанавливают на Земле, а приемники энергии – на Земле и летательных аппаратах. Проводящие каналы формируют как со стороны Земли, так и от летательных аппаратов.

Установленные на Земле и на летательных аппаратах высокочастотные генераторы энергии и приемники энергии, соединенные между собой проводящими слоями ионосферы и проводящими каналами, образуют единую энергетическую систему Земли.

В устройстве для передачи электрической энергии в околоземном пространстве, содержащем высокочастотные генераторы энергии, приемники энергии и линии связи между ними, линии связи выполнены в виде проводящих воздушных каналов, сформированных лазерными пучками, каждый из которых соединен с одной стороны через формирователь проводящего канала с одним из выводов высоковольтной обмотки высокочастотного трансформатора Тесла, а с противоположной стороны с промежуточным проводящим телом, расположенным в околоземном пространстве. Формирователи проводящих каналов и сами проводящие каналы электрически изолированы от лазеров с помощью электроизолированных экранов, прозрачных для излучения лазеров /25/.

Для реализации глобальной системы передачи электрической энергии все высокочастотные генераторы и приемники энергии соединены между собой проводящими каналами через проводящие слои в ионосфере в единую энергетическую систему.

На рис. 1.40 электрическую энергию от высокочастотного генератора энергии 1 через резонансный L-С контур 2, содержащий переменную емкость С1 и собственную емкость С2 и индуктивность L повышающего высокочастотного трансформатора Тесла 3, повышают по напряжению и передают на формирователь канала 4 и на проводящий канал 5, который является направляющей системой для электромагнитных волн. Проводящий канал 5 формируют в атмосфере с помощью лазера 6 и высоковольтного электрического разряда, получаемого с помощью высоковольтного трансформатора Тесла 3. Лазер 6 изолирован от высокого напряжения на формирователе проводящего канала 4 и в проводящем канале 5 с помощью электроизолирующего экрана 7, прозрачного для излучения лазера. Проводящий канал 5 соединяет высокочастотный генератор 1 и трансформатор Тесла 3 с промежуточным проводящим телом 8. Приемник энергии 9 соединен через выпрямитель 10, понижающий высоковольт­ный трансформатор Тесла 12, резонансный L-С контур 13, формирователь канала 14 с проводящим каналом 15, который сформиро­ван в атмосфере с помощью лазера 16 и высоковольтного электрического разряда от трансформатора Тесла 3 и 12. Лазер 16 получает электрическую энергию от вспомогательного генератора 11. Вспомогательный генератор 11 используется для питания трансформатора Тесла 12 для подачи высокого напряжения и электрического пробоя проводящего канала 15. Проводящий канал 15 соединяет резонансный L-С контур с промежуточным проводящим телом 8. Резонансный L-С контур 13 состоит из конденсатора переменной емкости Сз и собственной емкости С4 и индуктивности L2 высокочастотного понижающего трансформатора Тесла 12.

Промежуточное проводящее тело 8 выполнено в виде проводящего экрана, установленного на летательном аппарате, например низкоорбитальном спутнике, шаре-зонде, аэростате, дирижабле, самолете или вертолете. Лазер 16 изолирован от высокого напряжения с помощью электроизолированного экрана 17.

В общем случае, к промежуточному проводящему телу 8 могут быть присоединены несколько приемников энергии 9 с помощью проводящих каналов 15, сформированных лазерами 16 со стороны Земли между приемниками энергии 9 и промежуточным проводящим телом 8. Принцип работы устройства для передачи электрической энергии не изменится, если лазеры 16 установлены на промежуточном проводящем теле 8. В этом случае проводящие каналы 9 формируются со стороны промежуточного проводящего тела 15 по направлению к приемникам энергии 9 на Землю.

На рис. 1.41 в качестве промежуточного проводящего тела используют проводящие слои ионосферы 18 Земли 19. Концентрация заряженных ионов в проводящих слоях ионосферы составляет от 104 до 106 см-3 . В этом случае между приемником 9 и генератором энергии 1, установленными на поверхности Земли 19, возникает однопроводная линия, состоящая из проводящих каналов 5 и 15 и проводящего слоя ионосферы 18.

На рис. 1.42 передача электрической энергии от одного или нескольких источни­ков энергии 20 на Земле 19 на летательные аппараты 21 и 22, находящиеся в атмосфере, происходит с помощью проводящих каналов 23 и 24, сформированных между источником электрической энергии 20 и проводящими слоями 18 в ионосфере и между приемника-

Рис. 1.40. Общая схема резонансного способа и устройства

для передачи электрической энергии в атмосфере

Рис. 1.41. Конструкция устройства для передачи электрической энергии через ионосферу между генератором и приемником электрической энергии, установленными на земле

Рис. 1.42. Резонансный способ передачи электрической энергии

с Земли на летательные аппараты в атмосфере

через проводящие слои в ионосфере

Рис. 1.43. Способ и устройство дли передачи электрической

энергии от летательных аппаратов в атмосфере на 3емлю

ми энергии, установленными на летатель­ных аппаратах 21 и 22 и проводящими слоями ионосферы 18. Проводящие каналы 24 между летательными аппаратами 21, 22 и проводящими слоями 18 в ионосфере создаются с помощью лазеров или микроволновых генераторов, установлен­ных на летательных аппаратах 21, 22, и высоковольтного электрического разряда, формируемого от высоковольтного вспомога­тельного трансформатора Тесла, установлен­ного на летательных аппаратах 21, 22.

Проводящие каналы 23 формируют методом фотоионизации воздуха с помощью лазеров или микроволнового излучения и высоковольтного электрического разряда в проводящем канале 23 от высоковольтного трансформатора Тесла, установленного на Земле 19 рядом с источником энергии 20 аналогично показанному на рис. 1.40 и 1.41.

На рис. 1.43 летательные аппараты 25, 26 в атмосфере и приемники энергии 27, 28 на Земле 19 получают энергию от летательных аппаратов 29, 30 в атмосфере с помощью проводящих каналов 31, сформированных между летательными аппаратами 25, 26, 29 и 30 и проводящими слоями в ионосфере 18. Приемники энергии 27, 28 на Земле 19 соединены с проводящими слоями 18 в ионосфере проводящими каналами 32, сформированными с Земли. Летательный аппарат 33 передает энергию по проводящему каналу 34 непосредственно к потребителю энергии 35, расположенному на Земле 19.

Летательные аппараты 30 и 25 также передают энергию непосредственно другим летательным аппаратам 36 и 37 по проводящим каналам 38 и 39. Формирование проводящих каналов происходит путем фо­тоионизации воздуха и с помощью лазеров и высоковольтных электрических разрядов в канале от высоковольтных трансформаторов Тесла аналогично способу и устройству, показанному на рис. 1.40, 1.41 и 1.42.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ НАЗАД

Введение в теорию электромагнитной индукции

Цель: дать понятие о явлении электромагнитной индукции, его закономерностях и причинах, вызывающих данное явление.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о магнитных и электрических полях, ознакомив их с новым вихревым электрическим полем и фундаментальным свойством этих полей – взаимной пораждаемостью вихревого магнитного и вихревого электрического поля;
  • развивать научный взгляд на природу физических явлений, убеждая учащихся в объективности законов реального мира и их познаваемости;
  • развивать физическую логику, выяснять причинно-следственные связи при решении расчетных и логических задач;
  • обеспечить наглядность физического эксперимента, учить наблюдательности.

Для реализации этих задач я тщательно поэлементно продумываю все части урока, так как планирование каждого занятия – это сложный в творческом отношении этап в работе каждого учителя, требующий от него профессиональных знаний, мастерства и учительской интуиции одновременно.

Вовлечь всех ребят в работу по узнаванию нового, поддерживать их активность в течение всего урока позволяет метод создания проблемных ситуаций и творческий поиск ответов на поставленные задачи. При этом на каждом уроке должна создаваться атмосфера теплоты и доброжелательности между учителем и ребятами. Ведь надо вместе решать проблемы! Состояние эмоционального настроения, увлеченность, взволнованность учителя и учащихся должны насыщать весь процесс познания.

Высокий темп урока мне удается обеспечивать комментированным управлением творческого процесса. Комментированное управление – это выработка навыка: наблюдаю – мыслю – рассуждаю – делаю выводы.

Комментированное управление состоит:

  • из коллективного исполнения, когда под руководством учителя сами учащиеся мобилизуют свои силы, выясняют причинно-следственные связи явления, делают выводы и строят опорные логические цепочки;
  • из обратной связи – коллективного воспроизведения: применения логических цепочек при поиске ответов на поставленные задачи, при закреплении нового материала.

Логические цепочки позволяют учить детей мыслить вслух, опираясь на опорно-логические схемы. Это способствует повышению уровня речевой культуры и сильных, и слабых учащихся, помогают свободно и логично излагать физический материал (тренировка монологической речи).

Приведу примеры составления и использования опорно-логических цепочек при введении понятия электромагнитной индукции и изучении закономерностей этого явления в 11-м классе.

Первое, что необходимо сделать учителю – вызвать живой интерес к изучению нового материала. Использую для этого катушку Томсона с принадлежностями: проводящий контур из нескольких витков медной проволоки, замкнутый на электрическую лампочку (3,5В – 4,5В), закрепленный на деревянной панельке, и набор толстых сплошных колец из меди и алюминия, свободно надеваемых на железный сердечник катушки.

Наблюдение 1. Прошу учеников внимательно наблюдать опыт и по-возможности его объяснить. Свои действия за демонстрационным столом я подробно комментирую: подключаю катушку Томсона к источнику переменного напряжения (220В), подношу проводящий контур с маленькой электрической лампочкой к сердечнику катушки Томсона и осторожно надеваю его на сердечник. Лампочка загорается, то ярче, то слабее, когда контур перемещается вдоль сердечника. Это наблюдение вызывает удивление всех учащихся. Возникает проблема: “Почему загорается лампочка, надетая на сердечник?”. Что является причиной возникновения электрического тока в замкнутом контуре? Чтобы закрепить интерес к новой теме, я провожу 2-е наблюдение: надеваю несколько колец на сердечник. Они под тяжестью падают вниз. Подключаю катушку Томсона к напряжению (~220В). Учащиеся восторженно удивлены: кольца взлетают вверх вдоль сердечника и “парят” в воздухе. Я несколько затягиваю опыт с парением колец. При отключении тока кольца падают вниз. Далее ученик, пожелающий мне помочь освободить сердечник от колец, неожиданно бросает их и говорит, что они сильно нагреты и обжигают руки. Это еще больше удивляет их. Я кратко комментирую опыт. Все, что сейчас наблюдали ученики (свечение лампочки проводящего контура и нагревание сплошных колец) – это проявление явления электромагнитной индукции в разных вариантах, которые широко используются в технике, в частности, для плавки металлов в вакууме и производства электроэнергии. А ведь электроэнергетика – это основа промышленного производства и экономики любой страны. Оно проникло во все стороны человеческой деятельности, и, сегодня делает нашу жизнь такой комфортной.

Итак, задача нашего урока следующая: выяснить причину возникновения электромагнитной индукции и ее закономерности. Возвращаемся к опыту №1 и попытаемся его объяснить: Почему загорается лампочка? Почему нагреваются кольца? Слушаю разные мнения учащихся. Но для того, чтобы был сформулирован верный ответ, надо с большой тщательностью повторить отдельные вопросы электродинамики 10 класса, учитывая то обстоятельство, что юноши и девушки легко забывают прошлогодний материал. Для быстрого и осмысленного повторения я применяю транспаранты к графопроектору (или в бумажном исполнении на доске). Подключаю весь класс к репродуктивному мышлению, ставя и решая одну задачу за другой, не снижая темпа.

С помощью транспаранта №1 учащиеся в процессе беседы воспроизводят в памяти необходимые знания: условия возникновения тока в замкнутой цепи.

1. Ток в замкнутой электрической цепи возникает тогда, когда в цепи действуют сторонние силы. Они работают в источнике, разделяют заряды и накапливают их на полюсах, обеспечивая постоянную разность потенциалов на полюсах источника тока. А значит во внешней цепи, подключенной к зажимам источника тока, создается электрическое поле, которое перемещает заряд q от к

2. Мерой работы сторонних сил в источнике тока является Э.Д.С. источник тока.

3. Величина тока I в замкнутой цепи определяется по закону Ома:

4. Если же внешнюю цепь разомкнуть, то на концах разомкнутой цепи будет разность потенциалов, численно равная ЭДС источника.

Повторив эти положения, возвращаемся к опыту №1, ученики из активной беседы формулируют (путем отбора предложений) вывод:

Чтобы в замкнутой цепи возник ток, в ней должны действовать сторонние силы (правило №1).

Вопрос: Какова природа сторонних сил в этом опыте? Что работает внутри контура и зажигает лампочку? Какие сторонние силы могут привести свободные заряженные частицы в проводнике в направленное движение?

Идет отбор предложений. Кто-то из учащихся предлагает, что сторонними силами может быть магнитное поле сердечника. “Оно приводит в движение свободные заряженные частицы в контуре”. Но другие учащиеся высказываются отрицательно, так как знают из предыдущей темы правило: магнитное поле действует только на движущиеся заряды, поэтому магнитное поле сердечника не может их привести в движение. И только сейчас ученики понимают, что неподвижные заряженные частицы в проводящем контуре может привести в движение только электрическое поле. Да! Оно действует в плоскости контура! Оно направленно горизонтально, перпендикулярно магнитным силовым линиям сердечника! Но откуда оно взялось? Новая проблема!

Чтобы ученики дали правильный ответ, я предлагаю наблюдать следующий опыт: подключаю ту же катушку Томсона к источнику постоянного тока. Вношу в магнитное поле сердечника проводящий контур. Лампочка не зажигается, тока в контуре нет! А в опыте №1 ток в проводящем контуре есть! Почему? Новая проблема.

Прошу учащихся сравнить магнитные поля в пространстве вокруг сердечника и сформулировать ответ на вопрос. Он однозначен: только переменное магнитное поле могло создать вокруг себя переменное электрическое поле, которое действует в плоскости контура, перпендикулярно линиям индукции магнитного поля катушки и сердечника, и создает электрический ток в контуре. В этом учащиеся убеждаются на опыте при изменении плоскости ориентации контура относительно магнитопровода катушки с переменным током.

Продолжаем рассуждать используя транспарант №2. Это новый вид электрического поля: оно вихревое, его силовые линии в отличие от электрического поля замкнуты. Оно не связано с зарядами. Оно порождается переменным магнитным вихревым полем и его всегда можно обнаружить в пространстве вокруг переменного магнитного поля с помощью замкнутого проводящего контура. В этом еще раз убеждаются учащиеся, наблюдая за другим традиционным опытом с дроссельной катушкой, замкнутой на гальванометр, и постоянным магнитом.

На вопрос: “Что работает в проводящем контуре?” или “Что является причиной возникновения электрического тока в проводящем контуре, помещенном в переменное магнитное поле?”, учащиеся сознательно отвечают: “Работают сторонние силы в виде вихревого поля. Эта работа измеряется ЭДС, действующей вдоль контура и создающей в контуре электрический ток, величина которого прямо пропорциональна ЭДС и обратно пропорциональна сопротивлению контура по закону Ома:

Установив причину возникновения тока в контуре, вместе с классом строим рисунок и составляем логическую цепочку процесса возникновения электромагнитной индукции. Процесс построения комментируется учителем и вырастает на “глазах” ребят.

R – это сопротивление проводящего контура [Ом].

S – площадь, ограниченная проводящим контуром [м2].

N – число витков в проводящем контуре.

внеш.S – переменный внешний магнитный поток, пронизывающий контур площадью S.

Эта цепочка раскрывает причинно-следственные связи явления. Пользуясь ею, учащиеся сознательно объясняют явление электромагнитной индукции. Цепочку можно читать слева направо, справа налево, или с середины, как захотят ребята.

Составляем правило вслух, сопровождая слова движением указки. Пробуем читать логическую цепочку слева направо.

  1. Явление, при котором переменный внешний магнитный поток, пронизывающий проводящий контур, наводит в нем ЭДС индукции, которая в замкнутом контуре создает индукционный ток, а в разомкнутом контуре индукционную разность потенциалов, численно равную ЭДС индукции.
  2. Справа налево читается так: Явление возникновения индукционного тока в замкнутом контуре под действием , возникающей в контуре при изменении внешнего магнитного потока, пронизывающего данный контур.
  3. Явлением электромагнитной индукции (Э.М.И.) называется явление возникновения ЭДС индукции в проводящем контуре под действием переменного внешнего магнитного потока, пронизывающего данный контур, в результате чего в замкнутом контуре возникает индукционный ток , а в разомкнутом контуре – индукционная разность потенциалов, численно равная ЭДС индукции

Далее, эту цепочку дополняем знаниями, добытыми из серии опытов с дроссельной катушкой, замкнутой на гальванометр, с разным числом витков, с разной скоростью движения магнита, объясняющей от чего зависит величина ЭДС индукции. Формулируем закон Фарадея, введя понятие скорости изменения магнитного потока. Дописываем цепочку. В конечном виде она выглядит так, как изображено на транспаранте №3.

Теперь следующая задача. Используя логическую цепочку, научить учащихся анализу и алгоритму решения задач по данной теме. Не мешает повторение сведений по магнитному потоку, используя готовый транспарант №4.

Пример решения расчетно-логической задачи с постановкой вопросов, следующих друг за другом.

В проводящем контуре сопротивлением R=5.Ом изменяется магнитный поток через площадь, ограниченную контуром, так, как показано на графике зависимости Ф от t. Ответить на вопросы:

  1. В какие промежутки времени в проводящем контуре возникает ЭДС индукции? Объяснить.
  2. В какие промежутки времени ЭДС индукции будет максимальной? Объяснить и рассчитать.
  3. Построить график зависимости ЭДС индукции от времени в соответствии с графиком зависимости Ф от t. Что означает знак (-) (Ответ: направление индукционного тока).
  4. В какие моменты времени в пространстве, окружающим проводящий контур, возникнет вихревое поле?
  5. В какие моменты времени в проводящем контуре возникает индукционный ток? Как его можно рассчитать (Ответ: по закону Ома).
  6. Как бы вы рассчитали напряженность вихревого электрического поля в проводнике. (Ответ: Е=

В расчетных задачах я требую, чтобы учащиеся выполняли анализ условия по алгоритму в такой последовательности:

Анализ:

    1. Явление электромагнитной индукции: ~
    2. По закону Фарадея:
    3. или
    4. q –
    5. заряд, протекающий в контуре за время t:
    6. Eвихр.эл.п.

В виде расчетной задачи можно предложить следующую:

Плоская рамка площадью 0,1м2, ограниченная проводящим контуром с сопротивлением 5.Ом, находится в магнитном поле, индукция которого за время t изменяется от 2Тл до -2Тл. Какой заряд протечет по контуру за время t, если вектор индукции перпендикулярен плоскости рамки.

Методом указанного анализа учащиеся легко получают расчетную формулу для заряда:

Вызывают затруднение у ребят логические задачи.

Пример 1. На транспаранте изображено неоднородное магнитное поле с силовыми линиями, идущими из плоскости листа. Две одинаковые проволочные рамки движутся с одинаковыми скоростями в разных направлениях. В каком случае возникнет ток в рамке? Можно дать ответ на выбор:

  • только в I рамке
  • только во II рамке
  • в обоих рамках
  • ни в одной рамке

Многие учащиеся выбирают ошибочный ответ 3), упуская из логической цепочки главное: изменение магнитного потока ?Фsс течением времени, а это происходит только в I рамке. Верный ответ 1).

Допускают ошибки в логических задачах в тех случаях, когда необходимо представить изменение магнитного потока при поворотах рамки в однородном магнитном поле.

Пример 2. Одна и та же рамка вращается в одном и том же однородном магнитном поле вокруг вертикальной оси (I случай), в другом случае вокруг горизонтальной оси (II случай), с одинаковой частотой. В какой из них возникнет индукционный ток? Одинакова ли будет в рамках?

Ученики делают ошибки, так как не могут оценить изменение магнитного потока при повороте рамки. Надо им помочь представить, как изменяется число силовых линий (условно), проходящих через площадь рамки (к примеру: 100 силовых линий через площадь рамки – это соответствует Фs max, то при повороте рамки их число уменьшается, следовательно и Фs тоже уменьшается, и т.д. ). Ответ: только в I рамке.

Пример 3. В однородном магнитном поле вокруг оси ОО1 с одинаковой частотой вращаются две рамки. Возникнет ли в обоих рамках? В какой из них возникнет большая ЭДС?

Учащиеся, отвечая на вопрос, используя логическую цепочку, сравнивая изменение магнитного потока при повороте на одинаковые углы, должны использовать формулу и и , так как , S1=S2, и углы при повороте изменяются одинаково.

Подводя итоги, анализируя ошибки, еще раз напоминаем ученикам, что главное в явлении электромагнитной индукции является левая часть логической цепочки, проявляющаяся в законе Фарадея в виде выражения: . А знак минус в формуле Фарадея, определяет направление индукционного тока. Знать это правило необходимо потому, что знак (-) – это проявление закона природы и его надо не только видеть, читать, но и понимать, так как без знания правила Ленца человек не смог бы создать индукционные генераторы электрической энергии – основу энергетики, ни трансформаторов, ни электродвигателей.

Понять правило Ленца и научиться применять его на практике – задача следующих уроков.

Приложение 1

CircuitWorks® Conductive Pens, Silver Trace, Circuit Pens

CircuitWorks® Conductive Pens, Silver Trace, Circuit Pens | Хемтроника

11

  • Особенности и преимущества
  • Дополнительная информация
  • Запросить образец

Запросить образец

Ваш запрос образца

Токопроводящие ручки CircuitWorks

*=обязательное поле

TDS

  • CW2900_English TDS
  • CW2000_English TDS
  • CW2200-CW2205_English TDS

REGS

  • Политика в отношении конфликтных минералов
  • Заявление ЕС о СОЗ
  • Заявление TSCA PBT
  • Заявление REACH ЕС
  • Заявление RoHS2/3 ЕС

Паспорт безопасности

  • CW2200_CA — английский язык Паспорт безопасности
  • CW2200_CA — французский паспорт безопасности
  • CW2200_MX Паспорт безопасности данных
  • CW2200_US SDS
  • CW2900_CA — паспорт безопасности на английском языке
  • CW2900_CA — французский паспорт безопасности
  • CW2900_MX Паспорт безопасности данных
  • CW2900_US SDS
  • CW2000_CA — паспорт безопасности на английском языке
  • CW2000_CA — французский паспорт безопасности
  • CW2000_MX Паспорт безопасности данных
  • CW2000_US SDS

CircuitWorks ® Проводящие перья создают мгновенные высокопроводящие серебряные дорожки на печатных платах и ​​используются в прототипах, доработке и ремонте печатных плат путем соединения компонентов, ремонта дефектных дорожек, создания гладких перемычек. Серебряные дорожки схемной ручки высыхают за считанные минуты и обладают отличной адгезией к большинству электронных материалов. Инженеры, специалисты по ремонту и производители обнаружат, что CircuitWorks ® Проводящая ручка для цепей ускоряет завершение проекта и сокращает время доработки.

Проводящие ручки CircuitWorks доступны с тремя типами чернил:

  • Серебряная проводящая ручка (CW2200STP, CW2200MTP) — Высокопроводящая и наиболее популярная опция. Доступен со стандартным наконечником (CW2200STP) или микронаконечником (CW2200MTP).
    Проводимость — 0,02-0,05 Ом/кв.м/мил
  • Проводящая ручка Silver Flex (CW2900) — также на основе серебра и предназначена для гибких печатных плат. Доступно только со стандартным наконечником.
    Проводимость — 0,05-0,15 Ом/кв.м/мил
  • Никелевый токопроводящий карандаш (CW2000) — более дешевые чернила на основе никеля. Доступно только со стандартным наконечником.
    Проводимость — 1,0–1,5 Ом/кв.м/мил

Особенности и преимущества

  • Быстро создает токопроводящие серебряные дорожки
  • Наконечник ручки-клапана для легкого применения
  • Паяется при низких температурах
  • Превосходная электропроводность
  • Высыхает за несколько минут при комнатной температуре
  • Выбор микронасадки (MTP) для тонких линий или стандартной насадки (STP) для более широких линий

Применение

  • Ремонт следов
  • Соединительные компоненты
  • Сглаживание перемычек
  • 2
  • Экранирование электроники 9000 Кнопка в корзину 

    Деталь № Размер шт. в упаковке Цена за коробку Добавить в корзину

    Серебряный проводящий карандаш — Наконечник Mirco, ручка 8,5 г (0,3 унции)

    12 ручек $693,84

    Серебряный проводящий карандаш — Стандартный наконечник, ручка 8,5 г (0,3 унции)

    12 ручек $693,84

    Проводящая ручка Flex — ручка 8,5 г (0,3 унции)

    12 ручек $749,04

    Никелевый проводящий карандаш — карандаш 9 г (0,32 унции)

    12 ручек 184,56 доллара США

    Заказ у авторизованного дистрибьютора

    Наш веб-сайт использует файлы cookie. Чтобы узнать больше или отозвать свое согласие на использование всех или некоторых файлов cookie, ознакомьтесь с политикой использования файлов cookie. Нажимая «ОК», закрывая этот баннер, нажимая на ссылку или продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

    Политика конфиденциальности

    Ручка с проводящими чернилами Circuit Scribe — Cool Components

    by Electroninks

    Артикул 1780