За счет чего светодиоды меняют цвет?
Почему светодиоды, при изменении напряжения, меняют цвет?
Чтобы разобраться, за счет чего, в результате каких факторов внешнего и внутреннего воздействия, светодиоды меняют цвет, необходимо разобраться с общим устройством этого полупроводникового прибора. Оказывается, что изменение цветового спектра при свечении светодиода, независимо от типа и конструкции, происходит в результате изменения параметров напряжения. Оказывается, что под таким воздействием даже самый обыкновенный светодиод (например, оранжевый) изменит цвет по мере увеличения напряжения в сети. Сначала это будет желтый, затем светло-зеленый тон, а далее диод попросту перегорит.
Общий принцип явления
Внутреннее устройство любого полупроводникового диода (и светодиода, в том числе) – это два полупроводника, которые имеют разный уровень проводимости. В первом, электрический ток проходит за счет известного физического явления, обеспечивающего перемещение так называемых «свободных» электронов, а во втором – благодаря перемещению «дырок». Это места, где отсутствуют сами электроны.
На участке цепи, где обеспечено последовательное или параллельное соединение полупроводников, постоянно протекает процесс, называющийся рекомбинация. Электрон занимает положение «дырки», в результате, атом становится нейтральным. И вот в этот самый момент фиксируется излучение фотонов.
Эта излучаемая энергия, это не что иное, как цвет. Он может изменяться с учетом влияния следующих основных факторов:
- Тип полупроводника, из которого светодиоды сделаны.
- Какой вид примесей используется в месте контакта полупроводников.
- Размер запретной зоны по ширине, место, где протекает процесс рекомбинации.
- Параметры, величины, влияющие на проявление силы тока на данном участке электрической цепи.
Проще всего воздействовать на светодиод, добиваясь изменения цвета, регулируя величину электрического тока. Добиваются этого путем перемены параметров напряжения. В соответствии с законом Ома увеличение напряжения в цепи приводит к пропорциональному увеличению силы тока. Соответственно, в этот момент энергия фотона будет увеличиваться. Результатом будет перемещение цвета по направлению к холодной, синей части спектра.
Основные принципы формирования цвета с использованием светодиодов
Полезно будет вспомнить, что любой цвет и оттенок, формируется за счет трех основных цветов:
- Красный.
- Зеленый.
- Синий.
Комбинируя параметры этих трех цветов можно легко получать практически любые оттенки. Главное – правильно подбирать пропорции.
Исходя из этого параметра, чтобы любой световой прибор имел возможность менять цвета и оттенки, он должен иметь не менее трех источников света. Фактически, так оно и есть. Любой RGB-светодиод, это не что иное, как три излучающих кристалла, заключенных в едином корпусе.
Управление и контроль работы такого светодиода осуществляется за счет использования контроллера. Каждый светодиод, меняющий цвет, оснащен таким контроллером. Это устройство управляет каждым отдельным цветом.
Характерные особенности световых эффектов
Выясняя, как за счет рекомбинации дырок и электронов появляется неодинаковое излучение света, в результате чего светодиоды меняют цвет. Это излучение специалисты характеризуют параметрами квантового выхода. Эта величина получается в результате формирования определенного количества выделенных световых фантов.
- Внутренний. Находится внутри полупроводникового перехода.
- Внешний. Его место – непосредственно конструкция самого светодиода.
В первом случае теоретически можно обеспечить квантовый выход в параметрах, близких к 100% показателям. Но при одном условии – потребуется создавать экстремально высокие (для данного диода) токи и обеспечить эффективный отвод тепла.
Второй уровень предусматривает рассеивание части света внутри самого источника. Это свечение в основном поглощается элементами конструкции осветительного устройства, в результате снижается общая эффективность излучения.
RGBW светодиоды
Мы уже отмечали, что для формирования идеально белого цвета, необходимо обеспечить эффективную работу каждого RGB-светодиода, для чего максимально точно отбалансировать яркость свечения по каждому отдельному кристаллу. На практике это сделать достаточно сложно, поэтому, чтобы решить задачу кратчайшим путем, следует дополнить устройство диода кристаллом четвертого свечения. То есть, к красному, синему и зеленому кристаллам, являющимися обязательными компонентами современного диода, добавляется еще один кристалл – белый.
Подведем итог
Очевидно, что в конструкции современного светодиода имеются элементы, позволяющие при определенных условиях менять цвет. Основная причина этого – поведение контроллера, который под воздействием меняющегося напряжения передает соответствующие команды на RGB-светодиод.
137-Управление светодиодным RGB-светильником (изменения параметров цвета) средствами микроконтроллера
В этой статье будут рассмотрены практические механизмы формирования и изменения параметров цвета светодиодного светильника, проблемы при этом возникающие и способы их решения. Все, что описано в статье – это мой опыт работы со светом при реализации проекта
Как формируется цвет при помощи светодиодов.
Начнем с самого начала — определимся, как формируется цвет, вообще, в жизни (все знают, но на всякий случай …). Любой оттенок цвета формируется при помощи трех основных цветов. В нашем случае, когда цвет формируют источники света (аддитивный синтез) – это:
— R red красный
— G green зеленый
— B blue синий
Комбинируя всего три основных цвета в разных пропорциях можно получить любой оттенок цвета. Следующую картинку, наверное, видел каждый – она и передает суть вышесказанного
Соответственно, для того чтобы светильник смог сформировать любой оттенок цвета, он тоже должен иметь, как минимум, три источника основных цветов. На практике так и есть. Например, любой RGB-светодиод – это, по факту, три отдельных светодиода (излучающих кристалла) в одном корпусе.
Для управления RGB-светодиодом микроконтроллер должен отдельно управлять каждым из трех основных цветов и иметь три отдельных выхода для каждого цвета.
Управляя светодиодами при помощи цифрового сигнала (включен/отключен) можно получить всего 7 цветов:
— три основных цвета (когда засвечен только один основной цвет)
— три составных цвета (когда засвечено по два основных цвета)
— белый цвет (засвечены все три основных цвета)
Для того чтобы получить множество цветовых оттенков, нужно управлять интенсивностью свечения каждого из основных цветов. Для управления интенсивностью свечения применяется широтно-импульсная модуляции цифрового сигнала (ШИМ или PWM). Изменяя скважность сигнала, для глаза создается иллюзия изменения яркости свечения светодиода. Чтобы глаз не замечал переключений светодиода, частота ШИМ-сигнала должна быть не менее 50-60Гц.
Так как в светильнике три источника излучения, соответственно, светильником нужно управлять тремя ШИМ-сигналами R, G, B. Каждый уровень ШИМ (и яркость светильника) – это определенное значение скважности сигнала.
Чаще всего значение скважности задается числом размером в байт – 8 бит (и мы будет использовать байт). Это 256 градаций каждого из основных цветов и 256*256*256=16777213 оттенков цветов вообще. На самом деле — это не совсем так – ниже я расскажу почему.
Из вышесказанного приходим к тому, что МК должен для светодиодного светильника формировать три ШИМ-сигнала частотой выше 60 Гц и с разрешающей способностью 256 значений (8 бит).
Применяя микроконтроллеры AVR (как, впрочем, и любые другие) – это не является проблемой, так как в большинстве из них есть достаточное количество аппаратных 8-ми битных ШИМ формирователей (таймеров), которые минимально расходуя ресурсы МК могут обеспечить любую частоту формирования ШИМ, вплоть до десятков килогерц. В случае применения программных формирователей ШИМ – количество таких формирователей можно увеличить до количества свободных ножек у МК (частота формирования ШИМ, в этом случае, возможна до нескольких килогерц).
Параметры регулирования LED-светильника.
Определимся с параметрами цвета, которые нам-бы хотелось изменять. Раз мы имеем три значения скважности для основных цветов R, G, B, логично было-бы регулировать именно эти три параметра — то есть интенсивности красной, зеленой и синей составляющей цвета. На практике — это не очень правильный подход, так как не позволяет комфортно выбрать цвет нашего светильника. Например, для того чтобы сделать яркость светильника меньше оставив цвет свечения прежним. Нужно провернуть сразу три регулятора, еще и на разный угол. Фактически, каждое изменение (подстройка) нашего светильника будет выглядеть как настройка его с нуля. Гораздо естественней регулировать яркость (или какой либо другой параметр) одним регулятором.
Вообще, существует множество систем регулирования (выбора цвета) для различных применений
Система RGB — это одна из них, с тремя регуляторами для каждого из основных цветов, как описано выше.
Системы XYZ, LAB и другие, нам не очень подходят.
Наиболее естественно изменяет (задает) параметры освещения — система HSB (и подобные ей HSL, HSV). В HSB палитра цветов формируется путем установки различных значений базовых параметров:
— Hue (оттенок цвета). Задается в градусах от 0 до 360. 0 – красный цвет. 120 – зеленый, 240 – синий. Все что между ними – смешение основных цветов.
Мы будем использовать значение Hue размером в байт (от 0 до 255).
0 – красный цвет. 85 – зеленый, 170 – синий.
— Saturation (насыщенность). Задается в процентах от 0 до 100. 100 – это максимальная насыщенность цвета. При уменьшении к нулю – это потеря цвета вплоть до серого.
Мы будем использовать значение Saturation размером в байт (от 0 до 255).
— Brightness (яркость). Задается в процентах от 0 до 100. 100 – это максимальная яркость цвета (но не белый цвет!). При уменьшении к нулю – это потеря яркости вплоть до черного.
Мы будем использовать значение Brightness размером в байт (от 0 до 255).
Если использовать эту систему при регулировке цвета, то получается все очень удобно. Крутим один регулятор – меняем цветовой тон (оставаясь в той-же яркости), крутим другой – меняем яркость (не меняя цвета) – здорово! Но есть у системы и недостатки. Первый — храня значения в переменных размером в байт, мы теряем часть информации о цвете (например, для хранения всех возможных вариантов для цветового тона нужно 768 значений, а мы все это пытаемся уложить в 256 значений). Второй – все равно, в итоге, конечное значение должно быть в системе RGB для вывода ШИМ-сигналов на светодиоды. И третий – в случае, когда нужно будет еще какое либо преобразование – это будет гораздо сложнее сделать с системой HSB, чем с RGB.
В устройстве AAL я решил реализовать различные преобразования следующим образом:
1 Информация о цвете хранится в трех байтах R_base, G_base, B_base (система RGB). Я назвал это значение базовым. Оно хранит информацию о цвете без потерь.
2 Для преобразований используется значение величины преобразования (сдвига) Shift размером в байт.
3 Нужное преобразование осуществляется в соответствующих процедурах, исходными данными для которых служат базовое значение цвета R_base, R_base, R_base и величина соответствующего преобразования Shift. На выходе мы получаем три значения в системе RGB (R_shift, G_shift, B_shift), которые выдаются на светодиоды в виде ШИМ-сигналов.
При такой схеме, нам удобно управлять различными параметрами света и мы сохраняем максимально точно информацию о начальном (базовом) цвете.
Реализация преобразований цвета в микроконтроллере.
Проблема реализации управления цветом в микроконтроллере заключается в том, что для подавляющего большинства преобразований требуется умножение байта на дробный коэффициент преобразования (число от 0 до 1).
Например, уменьшение яркости вдвое:
R_shift = R_base * 0,5
G_shift = G_base * 0,5
B_shift = B_base * 0,5
С целочисленным умножением в AVR-микроконтроллерах все прекрасно (8-ми битное умножение осуществляется одним оператором всего за 2 такта — до 10 миллионов умножений в секунду!), а вот если мы перейдем в систему чисел с плавающей запятой – это будет на пару порядков медленнее и очень громоздко. В случаях, где нужны будут быстрые пересчеты большого количества значений, микроконтроллер просто не будет успевать.
Еще хуже дело с делением (это как вариант уйти от дробного умножения) — аппаратного его просто нет. Программная реализация деления тоже довольно громоздка.
В идеале, все преобразования цвета желательно реализовать при помощи целочисленного умножения, сдвигов бит, сложения и вычитания. Деление вообще не желательно применять.
Вот этим мы сейчас и займемся!
Проблема умножения на дробный коэффициент решается очень просто! Если в качестве коэффициента использовать значение размером в байт (0 – 255), принимая максимальное значения байта (255) за единицу, то можно обойтись только целочисленным умножением.
0 ~ 0/255 = 0
10 ~ 10/255 = 0,04
128 ~ 128/255 = 0,5
255 ~ 255/255 = 1
Теперь, предыдущий пример будет выглядеть следующим образом:
R_shift = (R_base * 128) / 255
G_shift = (G_base * 128) / 255
B_shift = (B_base * 128) / 255
После умножения двух 8-ми битных значений (R_base*128) мы получаем 16-ти битный результат (два байта). Откидывая младший байт и используя только старший — мы осуществляем деление значения на 256.
Деля на 256, вместо положенных 255, мы вносим в результат небольшую погрешность. В нашем случае, когда результат используется для формирования яркости посредством ШИМ, погрешностью можно пренебречь, так как она не будет заметна для глаз.
В ассемблере реализация такого способа умножения на коэффициент элементарна и трудностей не вызовет (всего пара операторов). В языках высокого уровня, нужно позаботиться о том, чтобы компилятор не стал создавать избыточный код.
Дальше, в самих преобразованиях, а покажу остальные альтернативные решения.
Переходим к самим преобразованиям.
Напомню, в любом преобразовании участвуют:
— базовый цвет, заданный тремя переменными R_base, G_base, B_base (размер Byte)
— коэффициент преобразования Shift (размер Byte)
Результат:
— «сдвинутый» цвет, в виде трех значений R_shift, G_shift, B_shift (размер Byte)
Записи формул ниже могут показаться странными, но я их прописывал таким образом, чтобы, во-первых, было видно последовательность действий, во-вторых, максимально упростить действия, сводя все к 8-битному умножению, сложению, вычитанию и сдвигу бит.
Яркость (Brightness)
— самое простое преобразование.
При:
Shift=0 светодиод погашен
Shift=255 светодиод горит базовым цветом.
Все промежуточные значения Shift – это затемнение базового цвета.
R_shift = (R_base * Shift) / 256
G_shift = (G_base * Shift) / 256
B_shift = (B_base * Shift) / 256
* напоминаю, деление на 256 — это просто откидывание младшего байта результата целочисленного умножения 2-х байт.
Осветление (Tint)
— эта величина не входит в систему HSB, но ее удобно использовать в регулировках. Tint – это, своего рода продолжение регулировки яркости в белый цвет.
При:
Shift=0 – светодиод горит базовым цветом
Shift=255 – светодиод горит белым цветом
Все промежуточные значения Shift – это осветление базового цвета.
R_shift = (R_base*(255 — Shift)) / 256 + Shift
G_shift = (G_base*(255 — Shift)) / 256 + Shift
B_shift = (B_base *(255 — Shift)) / 256 + Shift
* коэффициент (255 — Shift) можно реализовать одним оператором – битовой инверсией (конечно, при условии, что Shift — это Byte|Char)
Светимость (Lightness)
— эта величина тоже не входит в систему HSB. Регулировка осуществляется от выключенного светодиода, через базовый цвет и к белому цвету.
При:
Shift=0 – светодиод погашен
Shift=128 – светодиод горит базовым цветом
Shift =255 – светодиод горит белым цветом.
Реализуется посредством двух предыдущих преобразований.
При Shift < 128 применяем Brightness c Shift(for Brightness) = Shift*2
При Shift >=128 применяем Tint c Shift(for Tint) = (Shift-128)*2
Насыщенность (Saturation)
— цветность — переход от серого к цветному
При:
Shift=0 – светодиод горит белым цветом с яркостью, равной среднему значению базового цвета
Shift=255 – светодиод горит базовым цветом
Все промежуточные значения Shift – это «потеря» цвета.
RGB_average= ((R_base + B_base)/2 + G_base) / 2
* правильней, конечно, так (R_base + G_base + B_base)/3, но придется делить на 3, а это сдвигом не сделаешь
R_shift = (R_base * Shift) / 256 + (RGB_average * (255 — Shift)) / 256
G_shift = (G_base * Shift) / 256 + (RGB_average * (255 — Shift)) / 256
B_shift = (B_base * Shift) / 256 + (RGB_average * (255 — Shift)) / 256
Изменение тона (Hue)
Круговое изменение оттенка цвета.
Сложное преобразование, которое отличается в каждой из трех зон значений Shift
К примеру, если базовый цвет красный, то при:
Shift=0 – светодиод светится красным
Shift=85 – светодиод светится зеленым
Shift=170 – светодиод светится синим
Shift=255 – светодиод снова светится красным
Все промежуточные значения Shift – это плавные переходы между цветами.
При Shift < 86:
Shift_a= Shift * 3
R_shift = (G_base * Shift_a) / 256 + (R_base * (255 — Shift_a)) / 256
G_shift = (B_base * Shift_a) / 256 + (G_base * (255 — Shift_a)) / 256
B_shift = (R_base * Shift_a) / 256 + (B_base * (255 — Shift_a)) / 256
При Shift > 85 and Shift < 171:
Shift_a= (Shift-85) * 3
R_shift = (B_base * Shift_a) / 256 + (G_base * (255 — Shift_a)) / 256
G_shift = (R_base * Shift_a) / 256 + (B_base * (255 — Shift_a)) / 256
B_shift = (G_base * Shift_a) / 256 + (R_base * (255 — Shift_a)) / 256
При Shift > 170:
Shift_a= (Shift-170) * 3
R_shift = (R_base * Shift_a) / 256 + (B_base * (255 — Shift_a)) / 256
G_shift = (G_base * Shift_a) / 256 + (R_base * (255 — Shift_a)) / 256
B_shift = (B_base * Shift_a) / 256 + (G_base * (255 — Shift_a)) / 256
Инверсия (Inversion)
— представляет собой переход от одного цвета к его инверсному варианту. Например, инверсный цвет для красного – это голубой.
Shift=0 – светодиод светится базовым цветом
Shift=128 – светодиод горит белым (серым) цветом – средняя точка инверсии
Shift=255 – светодиод светится цветом инверсным базовому
Все промежуточные значения Shift – это плавные переходы между цветами.
R_shift = ((255 — R_base) * Shift) / 256 + (R_base * (255 — Shift)) / 256
G_shift = ((255 — G_base) * Shift) / 256 + (G_base * (255 — Shift)) / 256
B_shift = ((255 — B_base) * Shift) / 256 + (B_base * (255 — Shift)) / 256
Пока это все параметры, которые я надумал регулировать. Если придумаю еще чего интересно, то добавлю сюда позже.
Осталась еще одна проблема, которую хотелось бы затронуть в разрезе этой статьи –
Нелинейность восприятия ШИМ человеческим глазом
Оказывается, что человеческий глаз воспринимает яркость свечения светодиода нелинейно. Эта проблема давно известна и с разной степенью успешности ее решают производители разного оборудования. Есть исследования и экспериментальные формулы. Вот, например, график зависимости из этого документа.
Из графика видно, что в начальных областях регулирования, яркость нам кажется в три раза больше чем измеренная прибором.
То есть, если этот фактор не учитывать, то крутя условную ручку регулятора, мы все изменения получим за первую половину оборота, а вторая половина фактически не будет заметно изменять текущего состояния.
Именно из-за эффекта нелинейности я выше писал о том, что, по факту, 3х-байтный (24битный) цвет совсем не дает те 16 миллионов оттенков, как любят писать многие производители. Полноценных оттенков, в лучшем случае, будет на порядок меньше.
Как решить проблему нелинейность восприятия ШИМ человеческим глазом?
В идеале, нужно использовать одну из экспериментально выведенных формул, но, часто, они слишком сложные для вычисления в микроконтроллере.
Еще, можно создать таблицу значений для пересчета ШИМ (уменьшив время вычислений, но пожертвовав частью памяти МК).
В нашем случае, когда нет необходимости в большой точности передачи нюансов яркости, можно применить упрощенную формулу, так называемой, мощности излучения:
R_PWM = (R_shift * R_shift) / 256
G_PWM = (G_shift * G_shift) / 256
B_PWM = (B_shift * B_shift) / 256
* умножаем значение само на себя и откидываем младший байт результата.
Вот это, наверное, и все, о чем я Вам хотел рассказать по LED цвету. Все преобразования, описанные в статье, реализованы мною в устройстве AAL. Кроме того, я сделаю отдельный модуль Color в AB-шаблонах. Демонстрацию алгоритмов на RGB-светодиоде и WS2812-пикселе можно посмотреть здесь.
(Visited 12 753 times, 1 visits today)
Светодиоды меняющие самостоятельно цвет — в новогодней поделке
Микро обзор светодиодов меняющих цвет в цикле.на страничке указана модель SX-F5-RGB-5MM
Max. Forward Voltage:3.0-3.2V
Max. Reverse Voltage:3.2-3.4V
Max. Forward Current:20мA
Все 100 шт. рабочие.
Планировал из них сделать на Новый Год гирлянду на батарейках. Но, появилась необходимость сделать звезду на рукоятке.
Из фанеры 40х40 мм. на 2 заготовках разместилось по 47 диодов. Все подключены параллельно.
Схема потребляет без резистора до 0,5 ампера в пике и светит очень ярко. Необходимо обязательно поставить резистор на 5 Ом, но на данный момент такого номинала нету под рукой, а при 22 Ом светит в несколько раз тусклее потребляя ток в пике 0,05А и не происходит плавное переключение между цветами. После синего пытается зажигаться зеленый — происходит дрожание и сброс на красный.
По моему виденью в конечном результате конструкция будет покрашена под серебро, установлен холдер для 18650 и трехрежимный переключатель (выключено — без резистора — с резистором) что позволит при необходимости управлять яркостью звезды.
Также, между половинками звезд, поставлю светодиодную ленту с питанием от кроны для мягкой подсветки границ звезды. Все это будет аккуратно украшено новогодним пушистым дождиком.
Данная конструкция позволяет за один-два вечера вместе с ребенком изготовить самостоятельно красивый святящийся атрибут Нового Года. Детальную пошаговою сборку данной звезды можно посмотреть здесь.
Жаль, что на видео не передается весь вау-эффект. Вот так выглядит на минимальной яркости
и на максимальной
Данные светодиоды позволяют с легкостью изготовить интересные поделки без использования микроконтроллеров для управления цветом и познакомить ребенка с основами радиоэлектроники.
Медленно изменяющие цвет RGB светодиоды, 3мм, «молочные»
Обзор аналогичных светодиодов в 5мм прозрачном корпусе у меня уже был. Иногда бывают удобнее более мелкие светодиоды, часто удобнее чтобы пластик корпуса был не прозрачный, а «молочный». Вот это как раз оно. Краткий обзор без диайвая.Поставляются в заклеенном антистатическом пакете. Зачем?! 😉
Я насчитал 99 штук, и один из них вот такой
Он работает, но явно бракованный. Так что светодиодов мне недоложили.
Нормальные выглядят так:
Для проверочки я подключил светодиод к ЛБП через резистор 100 Ом.
при 5В кушает до 20мА, при 9В — до 40мА, при этом падение на диоде увеличивается до 5В. В таком режиме я его гонять не стал, потому что это явный перебор. При этом становится понятно, что никакой стабилизации тока внутри нету, и включать данные светодиоды ОБЯЗАТЕЛЬНО через токоограничивающий резистор.
Работает это вот так (измеряем падение на диоде и ток, питание 5В резистор 100 Ом). К сожалению цвета видно плохо, хоть и на фотоаппарат снимал:
Ну и еще одно видео, на этот раз с телефона. Слева направо: светодиод из «ханойской кантонской телебашни», 5мм из прошлого обзора и обозреваемый:
Подытоживая: цена на тот момент была «как у всех», сейчас возможно что-то изменилось. В целом я не очень доволен, потому что привык что деталей обычно присылают ровно или на пару штук больше. Ладно, я беру «на будущее», а если кому-то нужно ровно 100 штук? Но в принципе — светодиоды годные, хотя и не самое прям топовое качество изготовления, меняют цвета симпатично. Но брать с запасом.
Диммируемая LED лампа меняющая цвета ARILUX™ AL-B01 с Bluetooth 4.0 на борту.
Здравствуйте. В своём очередном обзоре я расскажу вам о лампе управляемой по Bluetooth с телефона. Я знаю, что тут недавно были её обзоры. У меня нет такого оборудования, как в её первом обзоре. Поэтому я расскажу о лампе с точки зрения простого обывателя первый раз взявшего в руки эту лампу, а не буду измерять сферического коня в вакууме. Если вам интересно – добро пожаловать под кат, чтобы посмотреть, что из этого вышло.Заказ оформлен 18 марта, в тот же день магазин выслал её мне. А 19 апреля лампа попала ко мне в руки:
Пакет
Лампа поставляется в картонной коробочке:
Коробочка
Внутри коробки лампу защищает от невзгод путешествия – держатель из прозрачного пластика:
Лампа в держателе
Кроме лампы в коробочке находится только бумажка с QR кодом для скачивания программного обеспечения:
Бумажка с QR кодом
На оборотной стороне – QR код для iOS.
Для начала, характеристики лампы с сайта магазина:
Specifications:
Brand:ARILUX
Model No.:AL-B01
Connector:E27
Color:Silver
Shape:Rectangular
Certification:CE,RoHS
Warranty:12 months
Wattage:7W(equals to 60W incandescent equipment)
Voltage:AC 100-240V
Luminous:Red:45-75LM,Green:100-150LM,Blue:20-50LM,Warm White:400-550LM
Bulb Features:Dimmable
Color Temperature:3200 Kelvin
Type of bulb:RGBW/CCT
Lamp Power Factor:0.6
Dimension:109*58.5mm (H x Dia.)
Suitable Phone OS:IOS,Android devices compatible with Bluetooth version 4.0 or later
Fixture features:Use phone to download a free app«LED Magic Light v2» in IOS app store or «Magic Light-BLE» in Google play store and then connect bulbs to phone.
И вот герой сегодняшнего обзора, лампа ARILUX™ AL-B01:
Имеет алюминиевый корпус с ярко выраженными рёбрами радиатора охлаждения. Сборка аккуратная и качественная.
Посмотрим, сколько она потребляет на самом деле:
Яркость во всех случаях 100%.
Обычный белый свет:
Красный:
Я не хочу перегружать обзор лишними фотографиями. Поэтому, просто напишу, что синий и зелёный цвета – имеют такую же потребляемую мощность, как и красный: 2,7 Ватт.
Почему такая разница с белым цветом – вы узнаете в обзоре чуть дальше.
И заодно замер семиваттной светодиодной лампы, которая трудилась в люстре у меня в комнате, и на замену которой пришла лампа ARILUX™ AL-B01:
Замерим освещенность. Точно так же у нас проверяют освещенность рабочих мест. Люксметр располагается на поверхности рабочего стола, Настольная лампа находится на высоте примерно 60 сантиметров от столешницы.
Контрольный замер. Настольная лампа выключена:
Для сравнения.
Лампа накаливания 100 Ватт:
Старая светодиодная лампа:
Теперь вкручиваем ARILUX™ AL-B01. Белый цвет:
И опять, чтобы не перегружать обзор. Красный, синий и зеленый цвета показали одинаковый результат:
Как любой простой пользователь лампы, я просто обязан её разобрать.
Снимем матовый светорассеиватель из пластика:
Теперь становится ясно, почему такая разница в мощности и яркости свечения лампы в белом и остальных цветах:
По окружности расположились 15 обычных светодиодов. А только пять трёхцветных светодиодов расположились в центре.
Открутим 2 самореза:
И вот тут нас ждет проявление жадности производителя. Термопасты между алюминием пластины со светодиодами и радиатором вообще нет. Неудивительно, что пластина нагревалась сильно, а радиатор был чуть теплый и выполнял больше декоративные функции, чем реально охлаждал. Нанесение термопасты исправило эту проблему и радиатор действительно стал выполнять свою задачу.
Посмотрим на плату управления:
Видно антенну Bluetooth. И всё это работает на чипе CC2540 от Texas Instruments.
Вот его структурная схема:
А так же типовая схема ключения для применения в лампах подобной этой:
Основной же драйвер – является обычным драйвером для светодиодных ламп. Точно такой же стоит в старой лампе, предшественнице ARILUX. И особого интереса не представляет. Единственное, что в ARILUX он аккуратно размещен в специальных пазах:
Вкрутим лампу в люстру. Рядом с ней горят 2 другие семиваттные лампочки. Светят они послабже. К тому же ARILUX имеет более теплый свет. В реальности это не особенно заметно, но фотоаппарат это хорошо показал наверное вы сразу поймете, где она:
ARILUX находится слева вверху.
Вот как выглядят различные цвета в люстре:
И управляется все это по Bluetooth с устройств на Android или iOS.
И вот тут опять начинается ложка дёгтя. Причем не ложка уже, а целый ковш.
Во-первых, не стоит скачивать программу по QR коду. Китайские сервера имеют очень медленную отдачу. Поэтому проще и быстрее установить программу из маркета.
Во-вторых,. Для начала я поставил программу на телефон с Android 4.4.2. И всё бы ничего. Управлялось всё нормально, до попытки создать будильник. Программа отказывалась это делать и зависала. При этом Bluetooth начинал жить своей собственной жизнью. Хаотично включаясь и отключаясь и начинала подряд крашится программа LBE. Помогала только перезагрузка телефона. Может, конечно это конфликт двух этих программ, но я не стал разбираться и установил программу управления на планшет с Android 6.0.1, который живёт дома и на котором тоже установлено LBE.
Конфликтов тут никаких не было. Все управление работало, будильники создавались… Но…
Программа при запуске потребовала включить на планшете GPS для геопозиционирования. И если другие программы, когда им в этом отказывали – проглотив обиду работали и дальше, то программа управления лампой просто закрывается, если не включить GPS.
Зачем это сделано? Непонятно. Да, программа при установке получает разрешение на доступ в интернет. Я установил ей эти права по запросу. И она не разу не попросилась в сеть. Поэтому, зачем ей GPS – непонятно вдвойне
.
Ладно, включаем GPS. Программа запускается.
В этом окне можно выбрать цвет свечения и яркость:
Будильники устанавливаются, но лампа не имеет памяти для будильников. Поэтому будильник сработает, только если рядом будет устройство с запущенной программой. Будильник включит или выключит лампу, в зависимости от того, какой будильник вы создали. Про будильник будет еще написано в конце обзора.
Здесь включаются различные переливы цвета:
В следующем меню при воспроизведении музыки на устройстве – лампа начинает мигать в такт музыке. Как она это делает – вы можете увидеть видео в конце обзора:
Примерно аналогичная функция. Включается микрофон, и лампа мигает в такт разговора:
Функция камеры. Вы наводите камеру на предметы разных цветов, и лампа начинает светится этим цветом, как хамелеон:
И вот наступила ночь. Решил включить лампу как ночник, слабеньким красным свечением. Предварительно несколько раз проверив, что таймер срабатывает корректно и без сбоев. Поставив таймер на выключение через 1 час, я засыпал с воспоминаниями, как в молодости печатал фотографии при таком освещении…
А утром проснулся под этот же красный фонарик. Таймер не сработал, хотя программа была запущена.
Что можно сказать о данной лампе. Отличная задумка, хорошая реализация и железо, и крайне отвратительное программное обеспечение. Хотя может его и допилят. Программа вроде как регулярно обновляется.
Здесь вы можете посмотреть коротенькое видео работы лампы:
Вот и всё о лампе ARILUX™ AL-B01 с точки зрения простого обывателя. И если вы читаете эти строки – спасибо вам, значит вы смогли дочитать этот обзор до конца.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.