Site Loader

Содержание

Как проверить индуктивный датчик — проверка индукционного датчика

Индуктивный датчик – специальное семейство бесконтактных датчиков, предназначенных в автомобиле для того, чтобы следить, в частности, за положением коленвала. Особенностью датчика является высокая надежность и отсутствие необходимости в дополнительных усилителях сигнала. Принцип работы индукционного датчика заключается в том, что при прохождении металла мимо катушки индуктивности в последней вырабатывается электрическое напряжение, которое может достигать 1,5 вольта.

Зачем в автомобиле индукционный датчик коленвала

Схема устройства

Из всех датчиков автомобиля наиболее важным считается датчик положения коленчатого вала двигателя. Он отвечает за впрыск топлива во впускной цилиндр двигателя и, в зависимости от датчика положения коленвала и показаний лямбда-зонда, выставляется угол опережения зажигания для максимального сгорания воздушно-бензиновой смеси.

Признаки неисправности индукционного датчика

Датчик углового положения коленчатого вала

Как устроен датчикВ автомобиле индукционные датчики используются давно поэтому степень их интеграции в конструкцию автомобиля высока. Правда, в последнее время используются более современные датчики Холла или пьезоэлектрические. Но индукционные датчики по-прежнему часто встречаются в системах контроля положения коленвала. Рассмотрим чем грозит автолюбителю выход из строя такого датчика.

  1. Значительное снижение мощности двигателя из-за неправильной подачи топлива во впускной коллектор;
  2. Автомобиль перестает удерживать обороты на одном уровне. Схожая неисправность наблюдается при неисправности клапана холостого хода или засоренной дроссельной заслонке.
  3. При обрыве индуктивного датчика двигатель автомобиля не запустится в работу.

Как проверить индукционный датчик на исправность

Установка индуктора коленчатого вала

Способов проверки существует довольно много, все зависит от навыков автомобилиста и наличия необходимых приборов.

  • Наиболее примитивным способом проверки исправности индуктивного датчика является его визуальный осмотр. В процессе осмотра определяется наличие механических повреждений и нарушение изоляции и целостности проводов.
  • Второй не менее простой способ заключается в банальной замене тестируемого датчика. Но скажем сразу – способ не лучший и, мало того, что он требует наличия нескольких резервных датчиков, он еще и крайне неточен.
  • Если под рукой имеется тестер, то можно проверить датчик и с большой вероятностью сказать, неисправен ли он. Для этого необходимо достать индукционный датчик из посадочного гнезда, соблюдая полярность, подключить к питающим клеммам напряжение от аккумулятора автомобиля. Если длины штатных проводов достаточно, то можно использовать их и не отключать датчик от бортовой сети. Затем отключается сигнальный провод (он обычно имеет маркировку «В») и между ним и корпусом автомобиля подключается вольтметр. Далее, к датчику необходимо несколько раз поднести и убрать металлический предмет, при этом показания вольтметра должны замеряться. Если показания вольтметра не изменились, то датчик необходимо заменить на исправный.

Осциллограф

  • Более сложный способ проверки индукционного датчика при помощи измерительных приборов потребует от автолюбителя хорошего навыка обращения с осциллографом. Для того чтобы определить исправен датчик или нет, необходимо снять его характеристики в процессе работы и сравнить с эталонными. Образцовые характеристики можно найти на сайте производителя датчика. Для съема характеристик осциллограф подключается как и вольтметр, только датчик остается на штатном месте. Потом двигатель автомобиля заводится, и на экране осциллографа появляется искомая характеристика. Если эталонная и измеренная характеристики значительно не совпадают, то датчик необходимо заменить. 

Видео

В следующем видеоролике подробно рассказывается о принципах работы индуктивных датчиков:

Проверка индуктивного датчика (иногда ошибочно принимаемого за датчик Хола)

Доставка по Москве бесплатно от 10т.р. Заказы принимаются только через сайт или по email.
Обработка, отправка заказов и справки по телефону ПН-ПТ с 10:00 до 18:00, СБ ВС вых.дни.

Артикул:  proverka_datchika

Проверяем индукционный датчик
Для проверки индукционного датчика, следует воспользоваться обыкновенным тестером (мультиметром) выставленным в режим замера постоянного напряжения (вольтметра) в пределах от 0 до 20 вольт. Можно использовать не тестер, а любой вольтметр, рассчитанный на замер постоянного напряжения от 0 до 20 вольт.
Шаг 1
Подключаем вольтметр (или щупы тестера) к контактам (датчика). (Фото 1)
Шаг 2
К датчику необходимо несколько раз поднести и убрать металлический предмет, при этом показания вольтметра должны изменяться.
(Фото 2, Фото 3)
Если показания вольтметра не изменились (Фото 4), то датчик необходимо заменить на исправный.
Вот и вся проверка!
Индуктивный датчик (иногда ошибочно называемый датчик Холла) – бесконтактный датчик, предназначенных для того, чтобы синхронизировать подачу искры с положением коленвала, по метке на роторе магнето.

Особенностью датчика является высокая надежность и отсутствие необходимости в дополнительных усилителях сигнала. Принцип работы индукционного датчика заключается в том, что при прохождении металла мимо катушки индуктивности в последней вырабатывается электрическое напряжение, которое может достигать 1,5 вольта.

Чувствителен к статическому электричеству и особенно высоковольтному разряду, могущему попасть в него при отключенной свече.

Специальные предложения по запчастям для ATV

Наш сайт носит только информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ. Для получения точной информации о наличии и стоимости любого товара, пожалуйста, обращайтесь к продавцу магазина по электронной почте. Просьба производить оплату, только после подтверждения наличия. При заказе запчастей будьте внимательны, электронные компоненты и детали имеющие признаки установки, обмену и возврату не подлежат, также при ошибке с вашей стороны стоимость услуг по доставке не возвращается. В соответствии ФЗ РФ «О персональных данных», N 152-ФЗ ст 6, нажимая кнопку «Купить» или выбирая пункт сайта «Личный кабинет», «Регистрация» или «Оформить покупку» вы выражаете согласие с тем что ваши персональные данные получены только для исполнения конкретного договора купли-продажи с конкретным человеком и больше никак не будут использоваться и тем более — распространяться. Кассовый чек будет предоставлен не позднее конца следующего рабочего дня, в электронном виде на e-mail или отправлен вместе с заказом. Любое использование информации с нашего сайта допускается, только при обязательном наличии обратной активной гиперссылки на www.moto7.ru

Как проверить датчик коленвала 3 лучших способа

Статьи на похожую тематику

Содержание статьи

Устройство датчика коленвала

Коленчатый вал
это металлическая деталь сложной формы, имеющая шейки для крепления шатунов. Является неотъемлемой частью кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Основная функция детали заключается в преобразовании усилий полученных от шатунов в крутящий момент.
Датчик положения коленвала (ДПКВ)
это датчик считывающий электромагнитные импульсы со шкива коленвала и отдающий их бортовому компьютеру. От дпкв зависит синхронизация работы системы зажигания и топливных форсунок.

В самом конце статьи вас ждет подборка видео проверок!

На сегодняшний день в автомобильной промышленности существует 3 типа ДПКВ: оптические, индукционные и на основе эффекта Холла. В данной статье расскажем вам как проверить датчик коленвала, на примере самого популярного индукционного типа.

  • Индукционный — состоит из намагниченного сердечника поверх которого намотана медная проволока. Конец катушки располагается максимально близко к коленвалу, для замера скорости его вращения и изменений напряжения;
  • Оптический — в основе лежит светодиод излучающий света и приемник который фиксирует момент исчезновения и появления света. Когда луч света прерывается, во время попадания на контрольный зуб, приемник это фиксирует и передает данные в ЭБУ;
  • Датчик Холла — на коленчатом валу находится магнит, при прохождении мимо датчика в последнем возникает постоянный ток, данные фиксируются и отправляются в ЭБУ.

Вне зависимости от типа, любой датчик ДПКВ предназначен для передачи в ЭБУ 2 параметров.

  • момент прохождения поршней через верхнюю мертвую точку и нижнюю мертвую точку;
  • замер положения коленвала.

Полученные данные отправляются в ЭБУ, после чего происходит корректировка следующих показателей.

  • Угол поворота распредвала;
  • угол опережения зажигания;
  • объем подачи топливной смеси;
  • Работа клапана адсорбера.

В зависимости от технической сложности двигателя задачи для ЭБУ могут кардинально разниться, однако ни один из существующих в данный момент блоков управления не способен работать без датчика коленвала!

Если датчик коленчатого вала неисправен, в работе ДВС могут быть сбои в виде: запоздания искрообразования, опережения угла зажигания, обедненной топливовоздушной смеси, все это ведет к нестабильной работе двигателя или вовсе его отказу запускаться.

Признаки неисправности датчика коленвала

В зависимости от года выпуска автомобиля, технической сложности двигателя и электроники симптомы одной неисправности могут проявляться по разному. Бывают ситуации, когда все признаки указывают на определенную поломку, в итоге замене подлежит совершенно другой узел. Мы постарались максимально подробно описать все признаки неисправности датчика коленвала, что бы вы могли максимально точно определить поломку.

  • Симптом №1 Снижение динамических характеристик;
  • Симптом №2 Провалы при интенсивном ускорении;
  • Симптом №3 Детонация при интенсивном ускорении «из за топливовоздушной смеси»;
  • Симптом №4 Во время движения обороты могут самопроизвольно меняться;
  • Симптом №5 Нестабильный холостой ход;
  • Симптом №6 Появление ошибки на приборной панели «например ошибка №53»;
  • Симптом №7 Все пункты прогрессируют;
  • Симптом №8 Датчик коленвала полностью выходит из строя, двигатель завести не получится.

Как правило признаки неисправности не единичны, они комбинируются и быстро прогрессируют. Пункты №1, №2 и №3 как правило возникают в один момент с появлением ошибки, в дальнейшем появляются нестабильные обороты как на холостом ходу так и во время движения.

Способы проверки датчика

Мы расскажем о 3 способах проверки индуктивного датчика, так как он является наиболее распространенным. Снятие сопровождается обязательным визуальным осмотром!

Перед снятием датчика, обязательно нанесите метки его первоначального положения!

Проверка осциллографом

осциллографосциллограф

Данный метод является наиболее точным, однако далеко не у каждого автовладельца имеется опыт работы с осциллографом и сам прибор имеется под рукой далеко не у каждого. Если в вашем распоряжении нет опыта и самого прибора, можете сразу перейти к следующей инструкции.

В чем преимущество использования осциллографа? Он позволяет увидеть и зафиксировать сам процесс формирования сигналов и увидеть процесс их формирования!

Алгоритм проверки:

  • 1. контактные щупы необходимо подсоединить к контактам датчика, сама полярность значения не имеет;
  • 2. запустить программу для диагностики;
  • 3. используя любой металлический предмет, необходимо пару раз провести им в непосредственной близости от датчика;
  • 4. если ваш датчик ДПКВ исправен, то каждое движение предмета будет фиксироваться на осциллограмме, если неисправен, то осциллограмма останется без изменений.

Формирование сигналов может быть разным! С 100% уверенностью о исправности датчика может сказать только опытный мастер.

Проверка значения индуктивности

мультиметр цифровоймультиметр цифровой

Для теста индуктивности катушки ДПКВ потребуется следующее оборудование:

  • 1. мультиметр имеющий функцию измерения индуктивности;
  • 2. если ваш мультимет не поддерживает эту функцию, то понадобится измеритель индуктивности;
  • 3. мегаомметр;
  • 4. сетевой трансформатор.

Для получения максимально корректных данных, проверку следует выполнять в помещении имеющем температуру воздуха 21-23 градуса цельсия!

Шаг №1

Вам следует ориентироваться на результаты индуктивности в пределах 200 — 400 мГн.

Мультииметр поддерживает функцию, нужно соединить 2 щупа мультиметра с 2 выводами катушки, полярность не имеет значения.

Мультииметр не поддерживает необходимую функцию, для проверки используем измеритель индуктивности.

Шаг №2

Потребуется мегаомметр установленный на выдаваемое напряжение 500 В. Проверяем сопротивление изоляции между проводами катушки минимум 2 раза! Значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм.

Шаг №3

На шаге №2 может проявится намагничивание катушки «межвитковое короткое замыкание», в следствии чего данные будут некорректны. Необходимо воспользоваться сетевым трансформатором, после повторить шаг №2.

Проверка омметром

омметромметр

Данный метод является наиболее распространенным, из всех перечисленных. Несмотря на простоту, у него есть один существенный недостаток, он имеет серьезные погрешности и не способен дать 100% гарантий выявления неисправности.

Метод подразумевает измерение сопротивления катушки индуктивности, для это вам понадобится обычный мультиметр, имеющий функцию измерения сопротивления «оммометр». Необходимо соединить 2 щупа мультиметра с выводами катушки, полярность не имеет значения.

Исправный датчик должен иметь сопротивление в пределах 530 — 730 Ом. В самом начале необходимо заглянуть в документацию вашего датчика или поискать в интернете, какое сопротивление считается нормальным.

Подборка видео


Индуктивные датчики уровня воды стиральных машин

Бытовая техника

Главная  Ремонт электроники  Бытовая техника



Как известно, во всех стиральных машинах (СМ) используются датчики уровня воды (прессостаты). На самом деле они измеряют давление воздуха в трубке, которая подключена к воздушной камере бака СМ, поэтому показания подобных датчиков пропорциональны уровню воды в баке. Такой простой способ измерения уровня воды используется еще и потому, что высокая точность при измерении не требуется. Сигналы с датчиков уровня в дальнейшем используются системой управления СМ при выполнении различных программ (в процессе стирки, отжима), а также для обработки нештатных режимов (перелив воды в баке и др.).

В СМ используются два типа датчиков — электромеханические и электронные.

В электромеханическом датчике давление воздуха воздействует на диафрагму датчика, которая, в свою очередь, меняет положение электрического переключателя, что соответствует различным уровням воды в баке.

Рис. 1. Внешний вид датчиков давления серии MPX5010xxxxx

Что же касается электронных датчиков, они имеют несколько разновидностей. Неизменной во всех типах подобных датчиков остается только диафрагма. Но, в отличие от электромеханических датчиков, она уже воздействует на встроенные в датчик электронные элементы (катушка, конденсатор, потенциометр и др.), вследствие чего на выходе схемы формируются соответственно напряжение, частота (после преобразования в электронной схеме) или меняются параметры пассивных элементов (индуктивность, сопротивление).

В качестве примера датчиков-преобразователей «давление/напряжение» можно привести приборы семейства MPX5010xxxxx компании FREESCALE SEMICONDUCTOR. Они имеют малые габариты, достаточно высокую точность измерения и работают в диапазоне давлений 0…10 кПа. Диапазон напряжений на выходе подобных датчиков составляет 0,2…4,7 В. Внешний вид этих датчиков показан на рис 1.

Подобные датчики пока широкого распространения не получили, они только начинают применяться в составе новых моделей стиральных машин.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получили индуктивные датчики. Из их названия ясен тип датчика — это преобразователь «давление/индуктивность». Подключение индуктивного датчика уровня и его конструкцию поясняет рис. 2, а его внешний вид показан на рис. 3.

Рис. 2. Подключение индуктивного датчика уровня и его конструкция

Рис. 3. Внешний вид индуктивного датчика уровня

Конструктивно индуктивный датчик уровня состоит из катушки и подпружиненного магнитного сердечника, который может перемещаться вдоль оси катушки при деформации диафрагмы, воспринимающей изменение давления. Изменение положения сердечника приводит к изменению индуктивности L катушки датчика.

Исходя из того, что данные датчики включены во времязадающую цепь LC-генератора, его собственная частота f определяется формулой:

где С — емкость конденсатора (в составе датчика),

L — индуктивность катушки датчика.

Зависимость частоты генератора от уровня воды в баке условно показана на рис. 4: малому уровню воды соответствует высокая частота f, и наоборот. В зависимости от типа датчика уровня, а также параметров схемы генератора, верхнему уровню воды может соответствовать частота 15.21 кГц, нижнему уровню — 25.30 кГц. Относительно большая индуктивность датчика (соответственно, низкая частота генератора) выбрана не случайно. Это связано с тем,чтобы длин

ные соединительные провода датчика имели минимальное влияние на частоту генератора (электронные компоненты генератора обычно размещены на плате электронного модуля).

Принципиальная электрическая схема генератора с индуктивным датчиком уровня на примере СМ «LG WD-1020W» показана на рис. 5. Схема представляет собой простейший генератор с обратной связью (ОС). В цепи ОС включены катушка L, конденсаторы C1, C2 (все входят в состав датчика уровня) и резисторы R1, R2, R4 (входят в состав электронного модуля).

Рис. 4. Характер зависимости частоты генератора от уровня воды в баке

Частота f этого генератора выражается формулой:

где С1, С2 — емкости конденсаторов (в составе датчика), L — индуктивность катушки датчика.

Эта схема не требует подробного описания. Перечислим назначение основных элементов схемы (рис. 5):

IC1.1, IC1.2, L, C1, C2 — элементы контура LC-генератора;

IC1.3 — буферный усилитель;

С3, С4 — фильтрующие конденсаторы;

D1-D4 — ограничительные диоды.

На рис. 6 показаны принципиальные схемы генераторов на основе индуктивных датчиков, используемых в бытовой технике Electrolux (Zanussi, AEG), а также графики зависимости частоты генерации от уровня воды в баке.

Следует отметить особенность одного из генераторов(справа на рис. 6) для аппаратной платформы СМ EWM2000 — в его выходную цепь включен делитель частоты на основе последовательного счетчика 74HC4040. В отличие от общепринятых решений, на вход системы управления СМ (после счетчика) поступают импульсы с частотой почти в 1000 раз ниже (частотный диапазон 36,128.45 Гц).

Рис. 5. Принципиальная электрическая схема генератора на основе индуктивного датчика уровня (на примере СМ LG WD-1020W)

Принципиальная электрическая схема генератора на основе индуктивного датчика, которая применяется в СМ «LG WD-80160», приведена рис. 7.

Примечание. Контакты соединителя NA6 электронного модуля LG (ELAN PJT6870EC9090A-1 2002.10.21), к которым подключен индуктивный датчик уровня, в технической документации на данный тип СМ имеют другую цоколевку.

Рис. 6. Принципиальная электрическая схема генераторов на основе индуктивных датчиков уровня (Electrolux, Zanussi, AEG). Графики зависимости частоты генерации от уровня воды в баке

Проверка индуктивных датчиков уровня

Проверку работоспособности данного типа датчиков можно выполнить следующими способами:

1. При выполнении сервисного теста СМ

В некоторых СМ с дисплеем (LG) при выполнении одного из шагов сервисного теста (на этапе залива воды) на дисплее отображается условный цифровой код, соответствующий уровню воды в баке в данный момент времени. Если значения этого кода выйдут за рамки допустимых, необходима проверка (замена) датчика уровня и связанных с ним цепей.

2. Индикация соответствующих кодов ошибок СМ При отображении на передней панели СМ различных

кодов ошибок, связанных с процессами, которые контролирует датчик уровня (залив/слив воды, рассогласованность показаний датчиков уровня) не всегда ошибки указывают на неисправность именно этого датчика.

В большинстве случаев приходится проверять работоспособность клапанов залива воды, помпы и их цепей.

3. Непосредственный контроль частоты генерации на выводах датчика или в соответствующих контрольных точках на электронном модуле СМ

Подобную проверку можно выполнить с помощью

частотомера. Уровни воды в баке (или изменение давления воздуха на диафрагму датчика) можно сымитировать различными способами.

4. Внешний осмотр

В первую очередь проверяют надежность соединения датчика с пластиковой трубкой, а также целостность самой трубки. Также необходимо проверить электрический соединитель датчика.

Рис. 7. Принципиальная электрическая схема генератора на основе индуктивного датчика уровня (на примере СМ LG WD-80160, электронный модуль ELAN PJT6870EC9090A-1 2002.10.21)

Рис. 8

5. Измерение индуктивности датчика при разных величинах давления на его диафрагме

Эту проверку можно выполнить, например, с помощью измерителя иммитанса. Уровни воды в баке (или изменение давления воздуха на диафрагму датчика) можно также сымитировать различными способами.

Отметим, что при неправильной работе данного типа датчиков в первую очередь необходимо убедиться в том, что причиной ошибки (дефекта) является именно он, а не другие конструктивные или электронные элементы СМ (например, нарушение герметизации пластиковой трубки, отсутствие контакта в соединителях датчика, неисправность электронного модуля).

На индуктивных датчиках имеется регулировочный винт, который залит фиксирующей краской — см. рис. 8 (показан стрелкой). Этим винтом регулируется начальное положение диафрагмы датчика, а, следовательно, и положение сердечника катушки, которое определяет значение L0 катушки. Положение винта калибруется в заводских условиях и в дальнейшем регулировки не требует.

При отказе работоспособности датчика регулировать этот винт нежелательно, так как чаще всего нештатное изменение индуктивности его катушки связано с повреждением диафрагмы. В подобных случаях лучше всего заменить сам датчик.

Автор: Максим Новоселов (п. Усть-Абакан, Республика Хакасия)

Источник: Ремонт и сервис

Дата публикации: 03.01.2014

Мнения читателей
  • Андрей / 08.10.2019 — 16:34
    Спасибо Вам за эту статью. Очень помогли.
  • Андрей / 12.06.2019 — 06:16
    Максим Новосёлов большое спасибо.
  • Артур / 30.05.2019 — 21:33
    Олег ! это не картинки а схемы , большое спасибо автору
  • Артур / 29.05.2019 — 19:30
    машинка самсунг , ошибка 1Е постоянно сливает воду при этом больше не каких операций не делает , в самом датчике уровня воды плата на которой два конденсатора С1 и С2 и все это подсоеденяется к катушке как показано выше только без микросборки , начал прозваневать цепь и был удивлен кондюки замкнуты тупа звенят, на контакте 1 2.5 вольта . Вопрос ! разве такое может быть ?
  • Владимир / 04.04.2019 — 04:36
    Электронный прессостат сма haier модель hw50-12866me постонно сигналит модулю о пустом баке и солиноидное убл открывает люк-стирка не возможна…Вопрос:неисправен прессостат или другой узел? Как ведёт себя такой прессостат в работе? [email protected]
  • Олег / 23.09.2018 — 16:56
    Статья ни о чем.картинки можно самому нарисовать, а больше информации полезной и нет
  • Жан / 29.01.2018 — 12:33
    Можно проверить с помощью осциллографа если знать где какие выводы у датчика

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:


Правила измерения индуктивности с помощью мультиметра, подключение приставки

При работе с любыми электроприборами или токопроводящими деталями, наличие измерительной аппаратуры является необходимым, будь то амперметр, вольтметр или омметр. Но для того чтобы не покупать все эти устройства, лучше обзавестись мультиметром.

Мультиметр является универсальным измерительным аппаратом, который позволяет измерить любую характеристику электричества. Мультиметры бывают аналоговые и цифровые.

Аналоговый мультиметр

Данный тип мультеметров отображает показания измерений при помощи стрелки, под которой установлено табло с различными шкалами значений. Каждая шкала отображает показания того или иного измерения, которые подписаны непосредственно на табло.

Но для новичков такой мультиметр будет не самым лучшим выбором, поскольку разобраться во всех обозначениях, которые находятся на табло довольно трудно. Это может привести к не правильному пониманию результатов измерения.

Цифровой мультиметр

В отличие от аналоговых, этот мультиметр позволяет с легкостью определять интересуемые величины, при этом его точность измерений гораздо выше по сравнению со стрелочными аппаратами.

Также наличие переключателя между различными характеристиками электричества исключает возможность перепутать то или иное значение, поскольку пользователю не нужно разбираться в градации шкалы показаний.

Результаты измерений отображаются на дисплее (в более ранних моделях – светодиодных, а в современных – жидкокристаллических). За счет этого цифровой мультиметр комфортен для профессионалов и прост и понятен в использовании для новичков.

Измеритель индуктивности для мультиметра

Несмотря на то, что определять индуктивность при работе с электроникой приходится редко, это все же иногда необходимо, а мультиметры с измерением индуктивности найти достаточно трудно. В данной ситуации поможет специальная приставка к мультиметру, позволяющая измерить индуктивность.

Зачастую для подобной приставки используется цифровой мультиметр установленный на измерение напряжения с порогом точности измерения в 200 мВ, который можно приобрести в любом магазине электро и радиоаппаратуры в готовом виде. Это позволит сделать простую приставку к цифровому мультиметру.

Сборка платы приставки

Собрать приставку-тестер к мультиметру для измерения индуктивности можно без особых проблем в домашних условиях, обладая базовыми знаниями и навыками в области радиотехники и пайки микросхем.

В схеме платы можно применять транзисторы КТ361Б, КТ361Г и КТ3701 с любыми буквенными маркерами, но для получения более точных измерений лучше использовать транзисторы с маркировкой КТ362Б и КТ363.

Эти транзисторы устанавливаются на плате в позициях VT1 и VT2. На позиции VT3 необходимо установить кремневый транзистор со структурой p-n-p, например, КТ209В с любой буквенной маркировкой. Позиции VT4 и VT5 предназначены для буферных усилителей.

Подойдет большинство высокочастотных транзисторов, с параметрами h31Э для одного не меньше 150, а для другого более 50.

Для позиций VD и VD2 подойдут любые высокочастотные кремневые диоды.

Резистор можно выбрать МЛТ 0,125 или аналогичный ему. Конденсатор С1 берется с номинальной емкостью 25330 пФ, поскольку он отвечает за точность измерений и ее значение стоит подбирать с отклонением не более 1%.

Такой конденсатор можно сделать объединив термостабильные конденсаторы разной емкости (например, 2 на 10000 пФ, 1 на 5100 пФ и 1 на 220 пФ). Для остальных позиций подойдут любые малогабаритные электролитические и керамические конденсаторы с допустимым разбросом в 1,5-2 раза.

Контактные провода к плате (позиция Х1) можно припаять или подключать при помощи пружинящих зажимов для «акустических» проводов. Разъем Х3 предназначен для подключения приставки к мультиметру (частотомеру).

Проводу к «бананам» и «крокодилам» лучше взять короче, что бы уменьшить влияние их собственной индуктивности на показания замеров. В месте припаивания проводов к плате, соединение стоит дополнительно зафиксировать каплей термоклея.

При необходимости регулирования диапазона измерений на плату можно добавить разъем для переключателя (например, на три диапазона).

Корпус приставки к мультиметру

Корпус можно сделать из уже готового короба подходящего размера или сделать короб самостоятельно. Материал можно выбрать любой, например, пластик или тонкий стеклотекстолит. Короб делается под размер платы, и в нем подготавливаются отверстия для ее крепления. Также делаются отверстия для подключения проводки. Все фиксируется небольшими шурупами.

Питание приставки осуществляется от сети при помощи блока питания с напряжением в 12 В.

Настройка измерителя индуктивности

Для того чтобы откалибровать приставку для измерения индуктивности понадобятся несколько индукционных катушек с известной индуктивность (например, 100 мкГн и 15 мкГн).

Катушки по очереди подключаются к приставке и, в зависимости от индуктивности, движком подстроечного резистора на экране мультиметра выставляется значение 100,0 для катушки на 100 мкГн и 15 для катушки на 15 мкГн с точностью 5%.

По такому же методу устройство настраивается и в других диапазонах. Важным фактором является то, что для точной калибровки приставки необходимы точные значение тестовых катушек индуктивности.

Альтернативным методом определения индуктивности является программа LIMP. Но этот способ требует некоторой подготовки и понимания работы программы.

Но как в первом, так и во втором случае точность подобных измерений индуктивности будет не очень высока. Для работы с высокоточным оборудованием данный измеритель индуктивности подходит плохо, а для домашних нужд или для радиолюбителей будет отличным помощником.

Проведение замеров индуктивности

После сборки приставку к мультиметру необходимо протестировать. Есть несколько способов, как проверить устройство:

  1. Определение индуктивности измерительной приставки. Для этого необходимо замкнуть два провода, предназначенных для подключения к индуктивной катушке. Например, при длине каждого провода и перемычки 3 см образуется один виток индукционной катушки. Этот виток обладает индуктивностью 0,1 – 0,2 мкГн. При определении индуктивности свыше 5 мкГн данная погрешность не учитывается в расчетах. В диапазоне 0,5 – 5 мкГн при измерении необходимо брать в расчет индуктивность устройства. Показания менее 0,5 мкГн являются примерными.
  2. Измерение неизвестной величины индуктивности. Зная частоту катушки, при помощи упрощенной формулы расчета индуктивности можно определить это значение.
  3. В случае, когда порог срабатывания кремниевых p-n переходов выше амплитуды измеряемой электрической цепи (от 70 до 80 мВ), можно измерить индуктивность катушек непосредственно в самой схеме (предварительно обесточив ее). Поскольку собственная емкость приставки имеет большое значение (25330 пФ), погрешность подобных измерений будет составлять не более 5% при условии, что емкость измеряемой цепи не превышает 1200 пФ.

При подключении приставки непосредственно к катушкам расположенным на плате применяется проводка длиной 30 сантиметров с зажимами для фиксации или щупами. Провода скручиваются с расчетом один виток на сантиметр длины. В таком случае образуется индуктивность приставки в диапазоне 0,5 – 0,6 мкГн, которую также необходимо учитывать при измерениях индуктивности.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *