Как проверить диодный мост на исправность? 3 пошаговые методики
Современные бытовые приборы и различные устройства содержат огромное количество радиоэлементов, которые обеспечивают их исправную работу и комфортное существование обывателей. Однако вся техника, эксплуатируемая человеком, иногда выходит со строя и во время ее ремонта приходится проверять состояние радиодеталей.
Одной из наиболее распространенных составляющих, которую вы можете испытать на исправность самостоятельно, является диодный мост. В виду конструктивных особенностей многие новички сталкиваются с рядом сложностей, поэтому будет целесообразно детально разобраться, как проверить диодный мост на исправность.
О диодных мостах
Прежде чем разбираться в способах проверки диодных мостов на исправность, вам нужно как следует изучить общую информацию об устройстве и принципе его работы. Наиболее простой вариант, с практической точки зрения, это четыре выпрямительных диода спаянные в единую схему. Более сложным с точки зрения диагностики является диодная сборка – заводской четырехполюсник, внутри которого набраны четыре полупроводниковых элемента. Но, схематическая реализация и первого, и второго варианта происходит одинаково, принципиальная схема обоих диодных мостов приведена на рисунке ниже:
Рис. 1. Принципиальная схема диодного мостаКак видите, в диоды собираются в мост по такому принципу, в одной точке подключатся катоды двух соседних диодов, а в другой, аноды соседних диодов, с каждого из них снимается полуволна отрицательной или положительной части синусоиды на входе. Другие две точки, имеющие и анодный и катодный вывод диода, предназначены для подачи переменного напряжения. На электрической схеме или непосредственно на диодном мосте выводы переменного напряжения обозначаются буквенной маркировкой AC или значком «~», а положительный и отрицательный вывод постоянного напряжения «+» и «– » соответственно.
Ищем диодный мост на плате
Проверять можно как установленный на плате диодный мост, так и выпаянный из нее, второй вариант считается более точным, поскольку на проверку не влияют другие элементы цепи, но следует помнить, что некоторые методы проверки можно реализовать только в рабочем устройстве. Если конструкция прибора довольно сложная или плата переполнена деталями, диодный мост целесообразно искать в таких локациях:
- в блоках питания;
- во вторичных цепях трансформаторов;
- на выходе генераторов;
- перед аккумуляторными батареями.
После обнаружения диодного моста, необходимо осмотреть его корпус или каждый диод в отдельности. Опытный электрик для себя автоматически заметит расположение вводов, но если вам сложно ориентироваться на память, можете нарисовать схему применительно к вашей ситуации. На такой схеме нужно отобразить плюсовую клемму и отрицательную клемму, клеммы ввода переменного напряжения.
Также следует отметить, что неисправность может заключаться не только в диодных мостах, поэтому при обследовании стоит внимательно осматривать все элементы и детали, а при проверке не исключать целостности объекта.
Проверка индикаторной отверткой
Это наиболее простой вариант опробования, который даст обще представление о состоянии диодного моста и всей схемы в целом. Для работы вам понадобится только индикатор, вся процедура выполняется под напряжением, поэтому следует соблюдать предельную осторожность:
- Коснитесь жалом отвертки поочередно к каждому выводу переменного напряжения AC диодного моста. Если лампочка не горит, то это свидетельствует о неисправности цепи до диодного моста – обрыве обмотки, поломке зарядного устройства и т.д. Если же лампочка горит, значит напряжение на мост поступает нормально.
- Также коснитесь отверткой к плюсу клеммы – если лампочка загорится, то диодный мост нормально пропускает положительные полупериоды, соответственно, на этом выводе присутствует потенциал. Если не горит, присутствует повреждение диодного моста.
- Ту же процедуру повторите с минусовой клеммой. Обязательно разделяйте проверку на оба вывода выпрямительного блока, так как неисправность может присутствовать в любом диоде и в любой ветви.
Как видите, в данном примере была использована отвертка с изолированным стержнем. Это связанно с необходимостью выполнять работу под напряжением, кода вы можете перекрыть металлической деталью разные части электроустановки, что повлечет за собой крайне неприятные последствия. Существенным недостатком метода является его низкая информативность и ограничение по величине рабочего напряжения — так как индикатор рассчитан на номинал 220 В, то использовать его для низковольтных цепей не получится.
С помощью лампочки и батарейки
Довольно простым способом, позволяющим проверить диодный мост, является использование батарейки и электрической лампочки, которые практически каждый может найти у себя дома. Этот метод не сложнее предыдущего, лампа выступает в роли контрольки, а батарейка в качестве источника питания пониженным напряжением. Батарейку подбирают в соответствии с параметрами самого диода. Для проверки исправности необходимо разделить диоды из моста по отдельности и собрать несложную схему:
Рис. 3. Схема проверки лампочкой и батарейкойКак видите, вам нужно собрать последовательное соединение от контактов лампочки к батарейке и самому диоду.
- Первый этап – правильное соединение, когда плюс батарейки подключается к положительной пластине выпрямителя, а минус аккумулятора на отрицательную пластину выпрямителя. Если диод исправен, то в цепи будет протекать ток и лампочка загорится.
- Второй этап заключается в переворачивании диода, когда на минусовую пластину подключится положительный вывод выпрямителя, а на плюсовую отрицательный.
При исправном диоде ток протекать не будет, и лампочка не загорится. С практической точки зрения можно не искать батарейку, а обойтись любыми подручными источниками питания, чей номинал сопоставим с номиналом диодного моста и каждого элемента. К примеру, в гараже можно подключиться к автомобильному генератору или клеммам аккумулятора.
Методика проверки мультиметром
Наиболее информативной является полная проверка диодного моста. Для ее реализации вам понадобится мультиметр, тестер или Цешка – любой из этих приборов в равной мере подойдет для измерений.
Выполните такую последовательность действий:
Время затраченное на проверку: 10 минут
Определите назначение выводов.
Метод универсальный, поэтому вы можете проверить как диодный выпрямитель в сборке, так и конструкцию из отдельных деталей, не разбирая их.
Установите щупы мультиметра.
Установите щупы мультиметра в соответствующие разъемы на приборе, соблюдая цветовую маркировку (черный – минус, красный — плюс). Переключатель выведите в режим прозвонки.
Используйте минусовый щуп мультиметра.
Подведите минусовый щуп мультиметра к плюсу диодного моста, а положительный поочередно к каждому из выводов переменного напряжения.
В результате прикосновения на табло мультиметра должно отображаться напряжение открытия диодов, в обеих точках это измеримая величина одинаковая для каждого измерения. В противном случае, сборка неисправна.
Поменяйте щупы тестера местами.
Далее необходимо поменять щупы тестера местами – красный установите на плюс, а черным попеременно касайтесь выводов для переменного напряжения.
На табло будет отображаться единица, свидетельствующая о бесконечно большом сопротивлении – при обратной полярности диоды остаются закрытыми. В противном случае, если отображается какое-то напряжение, мост пробит.
Используйте плюсовой щуп мультиметра.
Коснитесь плюсовым щупом мультиметра отрицательного вывода диодного моста, а минусовым щупом по очереди переменных выводов. В обоих случаях на табло должно отображаться падение напряжения.
Используйте черный щуп.
Установите черный щуп на отрицательный контакт сборки, а красный подводите к переменным выводам. В обеих позициях на мультиметре должна быть единица, в противном случае, элемент пробит.
Видео по теме
Как проверить диодный мост на генераторе?
Диагностика и ремонт9 марта 2019
Содержание
- 1 Диодный мост: понятие и принцип работы
- 2 Причины и основные признаки поломки диодного моста
- 3 Выполняем проверку выпрямителя генератора
- 4 Как производить ремонт диодного моста?
- 5 Как выбрать тестер?
Нередко автолюбители встречаются с проблемой поломки выпрямителя генератора или диодного моста.
Диодный мост: понятие и принцип работы
Поскольку двигатель автомобиля – ключевой механизм каждого транспорта, своевременная проверка диодов поможет избежать множества проблем с работоспособностью электрики автомобиля.
Диодный мост генератора обеспечивает напряжением электрическую цепь, аккумулятор, обмотку компрессора и общее функционирование качества питания. В случае его неисправности, автомобиль может не завестись, поскольку электричество будет поступать через обмотки двигателя, что категорически не подходит для стабильной работы бортовой сети.
Конструкция диодов достаточно обширная: их производят в виде целого модуля, таблеток и плоских пластин. Диодный мост плотно прижимают к радиаторам, либо вставляют в расположенные в них ниши. Крепятся эти детали путем спайки и фиксации болтами с последующей изоляцией диодов.
Выпрямитель состоит из двух пластин с положительным и отрицательным зарядом. На «плюсовой» пластинке находится специальный болт, который выходит в наружную часть генератора.
Причины и основные признаки поломки диодного моста
Основной причиной поломки выпрямителя считается тепловой пробой диода, в результате которого полупроводник лишается своих функций. Именно поэтому мост устанавливается на радиатор охлаждения двигателя, который обеспечивает защиту детали от теплового воздействия. Самой же распространенной причиной поломки полупроводника, является попадание влаги в область капота.
Визуальная диагностика состояния элемента достаточно затруднена, поэтому для качественной проверки диодного моста нужен специальный аппарат – тестер. На наличие поломки могут указывать проблемы с напряжением и звуки, сопутствующие во время движения автомобиля.
Определить неисправность детали можно по следующим признакам:
- во время движения на транспортном средстве наблюдается тусклый свет фар;
- внезапное появление шумов разной тональности;
- ошибки рулевого управления;
- быстрая разрядка аккумулятора;
- нарушение работы кондиционера и акустики автомобиля;
- высокая температура генератора;
- при проверке диодного моста тестером обмотки генератора «прозваниваются» на клемме +;
- Включение сигнального индикатора совместно с запуском двигателя;
- Выходное напряжение генератора составляет меньше 13,5 Вольт.
Самым главным признаком проблем с диодным мостом является быстрая разрядка аккумулятора
Выполняем проверку выпрямителя генератора
Чтобы убедится в исправности выпрямителя, достаточно проверить диодный мост мультиметром. Диагностика диодного моста проводится путем «прозванивания» полупроводника или электрической схемы. Перед «прозвоном» специалисты рекомендуют осмотреть подключение аккумулятора с помощью лампы накаливания, дабы убедиться в работоспособности диода.
Прозванивание диодного моста проводится следующими способами:
- С помощью лампы. Для беспрепятственного доступа к мосту снимают крышку генератора, от аккумулятора подается один нулевой контакт на пластину моста. Затем фазу подают на АКБ, а ноль – на обмотку статора и в случае пробоя происходит включение лампы.
- С помощью тестера (мультиметра). В этом случае необходимо выставить мультимер в режим омметра, а показания сопротивления должны быть не меньше 400 Ом.
Мультиметр считается лучшим прибором для замера сопротивления и позволяет прозвонить диодный мост генератора с большой точностью. Наличие тестера позволяет самостоятельно определить неисправность диодного моста без посещения сервисных центров.
На начальном этапе диагностики мультиметром, прибор подключается на сопротивление. В случае правильного подключения тестер издает звуковой сигнал. Далее из статорной обмотки извлекается диодный мост, после чего происходит подключение концов прибора к пластине радиатора и диодам.
Значение «1» на мультиметре – признак исправности диода. Если же значения колеблются в большую или меньшую сторону – его необходимо заменить.
Поскольку конструкция классического выпрямителя предполагает наличие трех пар диодов, их показания при смене полюсов должны показывать примерно одинаковое значение.
Важно! «Прозвон» диодного моста необходимо производить с каждой пластиной. Звуковой сигнал во время «прозвона» также является признаком неисправности оборудования.
Как производить ремонт диодного моста?
Перед ремонтом выпрямителя генератора следует произвести подготовку и общую проверку работоспособности диодов. Проверка механизма проходит в несколько этапов:
- Отсоединение регуляторов напряжения и защитного кожуха с моста.
- Проверка на замыкание при помощи АКБ и лампы накаливания (в случае повреждения диодов, короткое замыкание происходит при подключении накаливающей лампы к клемме аккумулятора и корпуса генератора).
- Проверка состояния положительных и отрицательных элементов (путем подсоединения клемм «плюсов» и «минусов» АКБ и генератора).
- Проверка цепи диодного моста.
- Ремонт или замена нерабочих элементов.
Поскольку диодный мост генератора имеет невысокую стоимость, произвести ремонт оборудования сможет каждый автолюбитель. Тем не менее, собственноручный ремонт займет немало времени и чтобы не тратить лишние часы на поиск информации в интернете, предлагаем водителям придерживаться следующих рекомендаций:
- В процессе ремонта вам всё-таки придется снять узел диодного моста.
- Постоянное попадание воды в узел является причиной его повышенной износостойкости, поэтому выпрямитель целесообразно перенести в другое место – менее подверженное попаданию влаги. Опытные специалисты советуют защитить бортовую сеть надежным корпусом под капотом.
- Самостоятельная запрессовка и выпрессовка выпрямителя выйдет дороже, чем в СТО, однако автовладелец будет уверен в его надежности.
- Покупка диодов на стихийном рынке обойдется дешевле, однако существует риск неисправности деталей.
- Перед заменой выпрямителя необходимо извлечь изолятор и старый элемент крепежа, обязательно перенести их на новый диодный мост.
Если же вы хотите модернизировать выпрямитель и установить три уровня генераторного реле – купите еще три пары диодных моста, которые будут создавать независимый «плюс».
Важно! Проверить исправность купленных на рынке деталей достаточно просто: если «прозвон» диода в холодном состоянии показывает от 500 до 800 Ом, а при запуске мотора происходит тепловой «пробой» — конструкция неисправна.
Как выбрать тестер?
Выбор тестера – не менее ответственное занятие, чем диагностика выпрямителя и правильно подобранный прибор является гарантией успешной диагностики оборудования.
Если в недавнем прошлом при покупке мультиметра автовладельцы сталкивались с дефицитом оборудования, сейчас их можно приобрести практически в каждом магазине.
Ранее мы упоминали о лампе накаливания и по сути – это самый дешевый прибор. Такой тестер подойдет для выявления небольших неисправностей выпрямителя, и для поиска более сложных проблем он не пригоден. Поэтому рекомендуется приобрести современные мультиметры, многие из которых автоматические и выпускаются с жидкокристаллическими экранами.
В заключении хотелось бы обратить внимание на следующие вещи:
- каждый автовладелец должен уметь проверить диодный мост на генераторе, поскольку это считается базовым навыком в обслуживании собственного автомобиля;
- «прозвонка», «цэшка» и другие тестеры не всегда показывают конечный результат даже при правильном использовании, поэтому диагностировать поломку лучше несколькими приборами;
- в случае замены выпрямителя генератора не стоит забывать о его защите от попадания влаги;
- покупка деталей на стихийном рынке обойдется дешевле, чем в магазине, однако существует риск купить неисправный товар;
- для точной диагностики моста лучше приобрести несколько мультимертов.
Как проверить мостовой выпрямитель с помощью мультиметра
Этот сайт содержит партнерские ссылки на продукты. Мы можем получать комиссию за покупки, совершенные по этим ссылкам.
0 акции
- Поделиться
- Твит
Вы когда-нибудь слышали о мостовом выпрямителе? Если вы не знали, мостовой выпрямитель, также называемый полным мостовым выпрямителем, представляет собой набор из четырех или более диодов в конфигурации мостовой схемы. Он обеспечивает одинаковую выходную полярность для любой входной полярности или используется для преобразования входного переменного тока во входной постоянный.
Содержание:
- Что такое мостовой выпрямитель?
- Как работает мостовой выпрямитель?
- Каковы общие области применения мостового выпрямителя?
- Как проверить мостовой выпрямитель?
- Заключительные мысли
Выпрямители позволяют преобразовывать переменный ток в постоянный. Вкратце, переменный ток в настоящее время переключается между прямым и обратным течением во время обычных интервью, в то время как постоянный ток течет по одному маршруту. Обычно они зависят от мостового выпрямителя.
В каждом выпрямителе используются P-N переходы. Эти полупроводниковые устройства позволяют электрическому току протекать в одном направлении от конструкции полупроводников P-типа вместе с полупроводниками n-типа. Более того, на p-стороне есть лишняя дырка, а это значит, что она заряжена положительно. Между тем сторона «n» заряжена отрицательно вместе с электронами на их внешних оболочках.
Большинство схем с этой технологией построены с мостовым выпрямителем. Видите ли, мостовые выпрямители преобразуют переменный ток в постоянный с помощью системы диодов, изготовленных из полупроводникового материала, в:
- двухполупериодный метод, выпрямляющий входной сигнал OC в обоих направлениях
- полуволновой метод, выпрямляющий одно направление сигнала переменного тока такие как металлоиды или галлийподобный кремний, которые загрязнены такими материалами, как фосфор, для регулирования тока. Вы можете использовать мостовой выпрямитель для различных целей для широкого спектра токов.
Стоит отметить, что мостовые выпрямители имеют большую выходную мощность и напряжение, чем другие выпрямители. Несмотря на эти преимущества, в мостовых выпрямителях необходимо использовать четыре диода с дополнительными диодами, чем в других выпрямителях. Это вызывает падение напряжения, которое снижает выходное напряжение.
Как работает мостовой выпрямитель?В мостовых выпрямителях используются четыре диода, правильно организованных для преобразования напряжения питания переменного тока в напряжение питания постоянного тока. Выходной сигнал этой схемы всегда имеет одну и ту же полярность, независимо от полярности входного сигнала переменного тока.
Сигнал переменного тока подается на входные клеммы a и b, а выход наблюдается через нагрузочный резистор R1.
Так схема выпрямителя реагирует на сигнал переменного тока вместе с заменой батарей в каждом цикле.
- Диоды D2 и D3 в первом положительном полупериоде сигнала переменного тока смещаются в прямом направлении и начинают проводить ток. Диоды D4 и D1 будут смещены в обратном направлении и не будут проводить ток одновременно.
Ток будет течь через нагрузочный резистор через два диода с прямым смещением. Напряжение, воспринимаемое на выходе, будет отрицательным на клемме C и положительным на клемме D.
- Диоды D1 и D4 будут смещены в прямом направлении в течение отрицательного полупериода. Тогда диоды D2 и D3 будут смещены в обратном направлении. Далее на аноде D4 появится положительное напряжение, а на катоде D1 будет подано отрицательное напряжение.
Обратите внимание, что ток в этой точке будет протекать через нагрузочный резистор и будет иметь такой же ход, как и при положительном полупериоде. Следовательно, какой бы ни была полярность входного сигнала, полярность выходного сигнала будет одинаковой. Кроме того, отрицательный полупериод сигнала переменного тока был инвертирован и показывает нам положительное напряжение на выходе.
Каковы общие области применения мостового выпрямителя?В основном мостовой выпрямитель используется для преобразования переменного тока в постоянный. Каждое электронное устройство нуждается в постоянном токе. Вот почему мостовые выпрямители используются в источниках питания почти всех электронных устройств.
Имейте в виду, что мостовые выпрямители используются для определения амплитуды модулированных радиосигналов. Этот сигнал может быть усилен до того, как он будет обнаружен. Если это не так, следует использовать диод с фиксированным напряжением или диод с низким падением напряжения.
Кроме того, выпрямители используются для подачи поляризованного напряжения при сварке. В этих схемах необходим контроль выходного тока, не говоря уже о том, что это может быть достигнуто заменой некоторых диодов в мостовом выпрямителе тиристорами.
Тиристоры представляют собой диоды, выходное напряжение которых можно регулировать путем включения и выключения с помощью фазных регуляторов.
Как проверить мостовой выпрямитель?- Подготовьте мультиметр (DMM) к проверке диодов. Вставьте щупы в цифровой мультиметр.
- Включите цифровой мультиметр и установите его в режим проверки диодов, следуя инструкциям для вашей конкретной модели.
- Проверка входов переменного тока. Прикосновение одного щупа ведет к одному из входов переменного тока, а другого — к другому входу. Мультиметр обычно показывает перегрузку. Это означает, что сопротивление слишком велико.
- Поменяйте местами провода на входах и повторите процедуру. Любое численное значение предполагает, что диод пропускает ток в обратном направлении.
- Протестируйте отдельные диоды. Подключите положительный провод к входу переменного тока, а отрицательный провод к положительному выходу. Смотрите чтение. Поменяйте местами провода и проверьте показания на дисплее счетчика. Повторите тот же процесс для другого входа переменного тока.
- Обратите внимание, что успешная проверка показывает, что один диод работает в направлении прямого смещения, что отображается на измерителе как напряжение включения не менее 0,7 В.
- Проделайте тот же процесс между отрицательным выходом и входами переменного тока. Отсоедините провода и выключите мультиметр.
- На последнем шаге проверьте, можно ли использовать мостовой выпрямитель. Если каждый диод проходит этот контрольный тест, это означает, что ваш мостовой выпрямитель пригоден для использования. Но даже если один диод потечет, его следует сразу же заменить.
Нет никаких сомнений в том, что выпрямители преобразуют переменный ток в постоянный от многочисленных источников питания в цепях электропитания. Это практично, поскольку постоянный ток обычно доставляется на большие расстояния перед преобразованием в переменный ток для электронных устройств и электричества. В таких технологиях хорошо используется мостовой выпрямитель, способный справляться с изменением напряжения.
Мы надеемся, что вы найдете этот пост полезным и информативным. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями, оставив свои комментарии ниже.
Как проверить мостовой выпрямитель
Джон Ярбро / в разделе Хобби
Мостовые выпрямители используются для преобразования мощности переменного тока из настенной розетки в мощность постоянного тока; выпрямители распространены в бытовой электронике, требующей питания постоянного тока. Внутри мостовой выпрямитель содержит четыре диода; все они должны функционировать идеально. Неисправный мостовой выпрямитель часто приводит к выходу из строя источников питания постоянного тока. Любой из отдельных диодов может быть открыт при прямом смещении, или один из них может пропускать ток при обратном смещении. Быстрая проверка этих диодов определяет необходимость замены мостового выпрямителя.
- Мостовые выпрямители используются для преобразования мощности переменного тока из настенной розетки в мощность постоянного тока; выпрямители распространены в бытовой электронике, требующей питания постоянного тока.
- Быстрая проверка этих диодов определяет необходимость замены мостового выпрямителя.
Найдите маркировку на мостовом выпрямителе. Маркировка обычно печатается белым или черным цветом, в зависимости от того, черная или серая упаковка мостового выпрямителя соответственно. Типичный мостовой выпрямитель имеет два контакта, помеченных «AC» или волновым символом, обозначающим входящий сигнал. Символы «плюс» и «минус» на упаковке обозначают соответствующие положительные и отрицательные выходы постоянного тока устройства.
Подготовьте цифровой мультиметр для проверки диодов. Подключите щупы к цифровому мультиметру. Включите мультиметр и установите для него функцию проверки диодов, как указано в инструкции к вашей конкретной модели.
- Подготовьте цифровой мультиметр для проверки диодов.
- Включите мультиметр и установите для него функцию проверки диодов, как указано в инструкции к вашей конкретной модели.
Проверка входов переменного тока. Прикоснитесь одним проводом щупа к одному из входов переменного тока, а другим проводом к оставшемуся входу. Измеритель обычно указывает на перегрузку, то есть сопротивление слишком велико для измерения. Поменяйте местами выводы на входах и повторите этот процесс. Любое числовое значение указывает на то, что через диод протекает ток в обратном направлении.
Проверка отдельных диодов. Прикоснитесь положительным проводом к входу переменного тока, а отрицательным проводом — к положительному выходу. Наблюдайте за чтением. Поменяйте местами провода и проверьте показания на дисплее счетчика. Повторите этот процесс для другого входа переменного тока. Успешная проверка обычно показывает, что один диод проводит в прямом направлении, что отображается на измерителе как напряжение включения около 0,7 вольт. Повторите эту же процедуру между входами переменного тока и «отрицательным» выходом. Отсоедините провода и выключите счетчик.
- Проверка отдельных диодов.
- Поменяйте провода местами и проверьте показания на дисплее глюкометра.