Вольтметр 21.3812, амперметр АП110, АП170А, проверка исправности
В состав щитка приборов автомобилей УАЗ-3151, 31512, 31514, 31519 и УАЗ-315195, 315143, 315148 Хантер, а также фургонов УАЗ-3741 и УАЗ-3909, санитарных машин УАЗ-3962, автобусов УАЗ-2206, грузовых автомобилей УАЗ-3303 и УАЗ-39091, в зависимости от его каталожного номера и комплектации, мог входит вольтметр 21.3812 или амперметр АП110, или АП170А.
Вольтметр 21.3812, основные характеристики, проверка исправности.
Вольтметр или по другому указатель напряжения 21.3812 предназначен для контроля напряжения в бортовой сети автомобиля. Применяется в составе щитков приборов УАЗ : 14.3805, 144.3805, 147.3805, 148.3805.
Основные характеристики вольтметра 21.3812.
— Диапазон показаний, В : 8-16,2
— Цена деления, В : 2
— Конструкция электрического соединения : штекер 6,35 мм
— Посадочный диаметр кожуха, мм : 60
— Посадочный диаметр для ламподержателя подсветки, мм : 11,5
— Масса, г : 165
Вольтметр 21.3812 в составе щитка приборов 14.3805 на автомобилях УАЗ.
Вольтметр 21.3812 в составе щитка приборов 14.3805 на автомобилях семейства УАЗ-3741.
Проверка исправности вольтметра 21.3812.
Вольтметр проверяется путем сравнения его показания с показаниями контрольного вольтметра с точностью не ниже +-0,1 Вольт. Погрешность показаний вольтметра 21.3812 на отметках 12 и 14 Вольт не должна превышать +- 0.4 Вольта.
Кроме того, в случае наличия специализированного стенда для проверки генераторов, для определения точности показаний вольтметр 21.3812 может включается последовательно с контрольным по схеме проверки генератора.
Амперметры АП110 и АП170А, основные характеристики, проверка исправности.
Амперметр или указатель тока предназначен для контроля электрического тока в бортовой сети автомобиля. Амперметры АП110 и АП170А показывают величину зарядного или разрядного тока аккумуляторной батареи в пределах +-30 Ампер. Амперметр входит в состав щитка приборов КП116-3805010 или в некоторых случаях — щитка приборов 14.3805.
Основные характеристики амперметров АП110 и АП170А :
— Диапазон показаний, А : -30 — +30
— Цена деления, А : 10 — для АП110, 15 — для АП170А
— Конструкция электрического соединения : винт М5
— Посадочный диаметр кожуха, мм : 60
— Посадочный диаметр для ламподержателя подсветки, мм : 16 — для АП110, 11,5 — для АП170А
— Масса, кг : 0,155
Амперметр АП110 в составе щитка приборов КП116-3805010 на автомобилях УАЗ.
Амперметр АП110 в составе щитка приборов 14.3805 на автомобилях семейства УАЗ-3151.
Проверка исправности амперметров АП110 и АП170А.
Амперметр проверяется включением света фар при неработающем двигателе. Если амперметр показывает небольшой разрядный ток, то он исправен. Для определения точности показаний амперметра, он включается последовательно контрольному амперметру по схеме проверки регулятора напряжения.
Ремонт вольтметра 21.3812 и амперметров АП110 и АП170А.
Вольтметр 21.3812 и амперметры АП110 и АП170А изделия не ремонтопригодные, поэтому в случае их неисправности следует проверить только электрические соединения и исправность проводки, и если они в порядке, то заменить вольтметр или амперметр на новый.
Похожие статьи:
- Указатель давления масла 152.3810 и датчик давления масла 23.3829, назначение, расположение и основные характеристики.
- Указатель давления масла 15.3810 и датчик давления ММ358, проверка исправности, основные характеристики.
- Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и датчик ТМ100, проверка и диагностика неисправностей.
- Указатель уровня топлива 13.3806, проверка исправности указателя и его датчиков, их основные характеристики.
- Не соответствия показаний спидометра Уаз Хантер его скорости движения, особенности привода спидометра.
- Указатель уровня топлива 131.3806 и датчик уровня топлива 6202.3827, назначение, расположение и основные характеристики.
Порядок выполнения работы Проверка технического амперметра
Для проверки технического амперметра все приборы соединяют по схеме рис.1.
рис.1 рис.2
Необходимая величина тока устанавливается двумя реостатами R – ползунковый реостат и Rл– ламповый реостат. Ламповый реостат служит для установки величины тока в цепи близкой к необходимой, а ползунковый для точной регулировки.
Включить схему и установить стрелки приборов на ноль, для чего реостат
Увеличить ток включением ламп до тех пор, пока стрелка испытуемого прибора не приблизится к делению шкалы соответствующему значению тока в 1А. Подрегулировать ток в цепи реостатом R, чтобы стрелка установилась точно на делении шкалы проверяемого амперметра. Показания приборов проверяемого и образцового записать в таблицу.
Постепенно увеличивая силу тока добиться того, чтобы стрелка испытуемого прибора устанавливалась на последующие деления шкалы до 3А max (5 опытов). Затем, уменьшая силу тока установить стрелку на деления шкалы в обратном порядке (4 опыта). (При уменьшении тока значения тока на проверяемом амперметре могут быть другими.)
Вычислить погрешности и поправки, при увеличении и уменьшении тока в цепи. Их значения записать в таблицу (Таблица может быть нарисована произвольно).
Показания
проверяемого
прибора
Показания образцового
прибора Ао
Погрешность
Поправка
При
увеличении
тока
При
уменьшении
тока
Абсолютная
DА
Приведённая
g
,
A
Число делений
,А
Число
делений
,А
А
%
А
На основании расчетных данных построить график поправок к амперметру рис.3.
рис.3
По наибольшему значению приведенной погрешности сделать заключение о соответствии испытуемого прибора.
Проверка технического вольтметра.
При проверке
технического вольтметра собрать приборы
по схеме рис.2. Потенциометр R1
Включить схему и установить стрелки приборов на ноль, для чего потенциометры R1и R2 полностью вывести.
Увеличить напряжение потенциометрами R1 и R2, установив на проверяемом вольтметре значение 50В. Показания приборов проверяемого и образцового записать в таблицу.
Постепенно увеличивая напряжения добиться того, чтобы стрелка испытуемого прибора устанавливалась на последующие деления шкалы до 100В (7 опытов). Затем, уменьшая напряжение установить стрелку на деления шкалы в обратном порядке (6 опытов).
Вычислить погрешности и поправки, при увеличении и уменьшении напряжения. Их значения записать в таблицу.
Показания
проверяемого
прибора
Показания образцового
Погрешность
Поправка
При
увеличении
напряжения
При
уменьшении
напряжения
Абсолютная
Приведённая
g
,
B
Число делений
,
В
Число
делений
,В
%
В
На основании данных построить график поправок к вольтметру. График поправок для проверяемого вольтметра строится подобно графику рис.3.
По наибольшему значению приведённой погрешности сделать заключение о соответствии используемого прибора.
1. Если при включении зажигания на приборном щитке автомобиля не загорается контрольная лампа заряда, в первую очередь следует проверить надежность крепления клемм электропроводки генератора. Если проводка в порядке, проверьте, не перегорела ли нить накала в лампе, а также надежность фиксации в панели приборов ее патрона. Если после внесенных исправлений лампа по прежнему не включается, проверьте на наличие проводимости провод ее питания, идущий к патрону от генератора. Если провод в порядке, следовательно, имеет место внутренняя неисправность генератора и требуется вмешательство специалиста. 5. Поднимая обороты двигателя, добейтесь стабилизации показаний вольтметра.
6. Включите как можно больше потребителей электроэнергии (головные фары, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя, и т.п.) и удостоверьтесь, что выходное напряжение продолжает оставаться на прежнем уровне (13 ? 14 В). |
Как починить мультиметр своими руками
Самостоятельно организовать и произвести ремонт мультиметра вполне по силам каждому пользователю, хорошо знакомому с азами электроники и электротехники. Но прежде чем приступать к такому ремонту необходимо попробовать разобраться с характером возникшего повреждения.
Визуально обнаруживаемые дефекты (заводской брак)
Проверить исправность прибора на начальной стадии ремонта удобнее всего путём осмотра его электронной схемы. Для данного случая разработаны следующие правила поиска неисправностей:
- необходимо тщательно обследовать печатную плату мультиметра, на которой могут иметься хорошо различимые заводские недоработки и ошибки;
- особое внимание должно уделяться наличию нежелательных замыканий и некачественной пайки, а также дефектам на выводах по краям платы (в районе подключения дисплея). Для ремонта придется применить пайку;
- заводские ошибки чаще всего проявляются в том, что мультиметр показывает не то, что он должен по инструкции, в связи с чем его дисплей обследуется в первую очередь.
Если мультиметр выдает неправильные показания во всех режимах и микросхема IC1 нагревается, то надо осмотреть разъемы для проверки транзисторов. Если длинные выводы замкнулись, то ремонт будет заключаться всего-навсего в их размыкании.
В общей же сложности визуально определяемых неисправностей может набраться достаточное количество. С некоторыми из них вы можете ознакомиться в таблице и затем устранить своими руками. (по адресу: http://myfta.ru/articles/remont-multimetrov.) Перед ремонтом необходимо изучить схемы мультиметра, которая обычно дается в паспорте.
Проверка дисплея
Если хотят проверить исправность и провести ремонт индикатора мультиметра, то обычно прибегают к помощи дополнительного прибора, выдающего сигнал подходящей частоты и амплитуды (50-60 Гц и единицы вольт). При его отсутствии можно воспользоваться мультиметром типа M832 с функцией генерации прямоугольных импульсов (меандра).
Для диагностики и ремонта дисплея мультиметра необходимо вынуть рабочую плату из корпуса прибора и выбрать удобное для проверки контактов индикатора положение (экраном вверх).
После этого следует присоединить конец одного щупа к общему выводу исследуемого индикатора (он расположен в нижнем ряду, крайний слева), а другим концом поочередно прикасаться к сигнальным выводам дисплея.
При этом все его сегменты должны загораться один за другим согласно разводке сигнальных шин, с которой следует ознакомиться отдельно. Нормальное «срабатывание» проверяемых сегментов во всех режимах свидетельствует о том, что дисплей исправен.
Дополнительная информация. Указанная неисправность чаще всего проявляется в процессе эксплуатации цифрового мультиметра, в котором его измерительная часть выходит из строя и нуждается в ремонте крайне редко (при условии, что соблюдаются требования инструкции).
Последнее замечание касается лишь постоянных величин, при измерении которых мультиметр хорошо защищён по перегрузкам. Серьёзные затруднения с выявлением причин отказа прибора чаще всего встречаются при определении сопротивлений участка цепи и в режиме прозвонки.
Неполадки, связанные с проверкой сопротивлений
В данном режиме характерные неисправности, как правило, проявляются в измерительных диапазонах до 200 и до 2000 Ом. При попадании на вход постороннего напряжения, как правило, сгорают резисторы под обозначениями R5, R6, R10, R18, а также транзистор Q1. Кроме того, нередко пробивается и конденсатор C6. Последствия воздействия постороннего потенциала проявляются следующим образом:
- при полностью «выгоревшем» триоде Q1 при определении сопротивления мультиметр показывает одни нули;
- в случае неполного пробоя транзистора прибор с разомкнутыми концами должен показывать сопротивление его перехода.
В других режимах измерения этот транзистор замкнут накоротко и поэтому влияния на показания дисплея не оказывает.
При пробое C6 мультиметр не будет работать на измерительных пределах 20, 200 и 1000 Вольт (не исключён и вариант сильного занижения показания).
Если мультиметр постоянно пищит при прозвонке или молчит, то причиной может быть некачественная пайка выводов микросхемы IC2. Ремонт заключается в тщательной пайке.
Неполадки в АЦП
Обследование и ремонт неработающего мультиметра, неисправность которого не связана с уже рассмотренными случаями, рекомендуется начинать с проверки напряжения 3 Вольта на питающей шине АЦП. При этом в первую очередь необходимо убедиться в том, что отсутствует пробой между питающим выводом и общей клеммой преобразователя.
Пропадание элементов индикации на экране дисплея при наличии питающего преобразователь напряжения с большой долей вероятности свидетельствует о повреждении его схемы. Такой же вывод можно сделать и при выгорании значительного количества схемных элементов, расположенных поблизости от АЦП.
На практике этот узел «выгорает» лишь при попадании на его вход достаточно высокого напряжения (более 220 Вольт), что проявляется визуально в виде трещин в компаунде модуля.
Тестирование АЦП
Прежде чем говорить о ремонте, необходимо провести проверку. Простым способом тестирования АЦП на пригодность к дальнейшей эксплуатации является прозвонка его выводов с использованием заведомо исправного мультиметра того же класса. Отметим, что для такой проверки не подходит случай, когда второй мультиметр неправильно показывает результаты измерений.
При подготовке к работе прибор переводится в режим «прозвонки» диодов, а измерительный конец провода в красной изоляции подсоединяется к выводу микросхемы «минус питания». Вслед за этим чёрным щупом последовательно касаются каждой из её сигнальных ножек.
Так как на входах схемы имеются защитные диоды, включённые в обратном направлении, после подачи прямого напряжения от стороннего мультиметра они должны открыться.
Факт их открытия фиксируется на дисплее в виде падения напряжения на переходе полупроводникового элемента. Аналогично проверяется схема при подключении щупа в чёрной изоляции к контакту 1 (+ питания АЦП) с последующим касанием всех остальных выводов. При этом показания на экране дисплея должны быть такими же, как в первом случае.
При смене полярности подключения второго измерительного прибора его индикатор всегда показывает обрыв, поскольку входное сопротивление рабочей микросхемы достаточно велико.
При этом неисправными будут считаться выводы, в обоих случаях показывающие конечное значение сопротивления. Если при любом из описанных вариантов подключения мультиметр показывает обрыв – это с большой вероятностью свидетельствует о внутреннем обрыве схемы.
Возможен ли в таком случае ремонт?
Поскольку современные АЦП чаще всего выпускаются в интегральном исполнении (без корпуса), то заменить их редко кому удаётся. Так что если преобразователь сгорел, то починить мультиметр не удастся, ремонту он не подлежит.
Неполадки в круговом переключателе
Ремонт потребуется, если возникли неисправности, связанные с пропаданием контакта в круговом галетном переключателе. Это проявляется не только в том, что не включается мультиметр, но и в невозможности получить нормальное соединение без сильного нажатия на галетник. Объясняется это тем, что в дешёвых китайских мультиметрах контактные дорожки редко покрываются качественной смазкой, что приводит к их быстрому окислению.
При эксплуатации в пыльных условиях, например, они через какое-то время загрязняются и теряют контакт с переключающей планкой. Для ремонта этого узла мультиметра достаточно удалить из его корпуса печатную плату и протереть контактные дорожки ваткой, смоченной в спирте. Затем на них следует нанести тонкий слой качественного технического вазелина.
В заключении отметим, что при обнаружении заводских «непропаев» или замыканий контактов в мультиметре следует устранить эти недоработки, воспользовавшись низковольтным паяльником с хорошо отточенным жалом. В случае отсутствия полной уверенности в причине поломки прибора следует обратиться к специалисту по ремонту измерительной техники.