Site Loader

Геральдика | это… Что такое Геральдика?

Фрагмент немецкого Хигхальменского гербовника, около 1485

Фрагмент ковра из Байё, изображающий Вильгельма, приподнимающего шлем, чтобы показать воинам своё лицо

Изображение на гробнице Жоффруа V

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Содержание

  • 1 Зарождение геральдики
  • 2 Распространение
  • 3 Цвета в геральдике
    • 3.1 Символика цветов
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду времени между первым, когда гербов ещё не существовало, и вторым, когда она стала делом привычным, крестовыми походами[1][2]. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами[3]. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями[4]. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей[5]. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейской обществе, произошедшими после 1000 года[1]. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века[6][7].

Между тем, некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр.  Le veritable art du blason et l’origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны в уже научных трудах по геральдике[8]. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов[8].

На знаменитом ковре из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем, в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере[4][9].

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем, хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами[3][10].

Распространение

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 — патрициев и буржуа, к 1230 — ремесленников, в 1240 — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей[7].

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей[7].

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до по крайней мере XVI века[11]. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах[12]. Оглашение герба выступающего на турнир рыцаря привело в становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряжёнными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба как щитодержатели[12].

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим[13]. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других[14].

Геральдика возникла практически одновременно в сразу нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии[13] — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем Азию, Африку и Австралию[15].

Вплоть до середины XVII веке интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии[16]. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы[16]. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе незнатным лицам[17]. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов[18]. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии[16].

Основная статья: Русская геральдика

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Цвета в геральдике

Основная статья: Тинктуры

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции[19].

Примечания

  1. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 17.
  2. Левандовский А. П. В мире геральдики. — С. 17.
  3. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 18.
  4. 1 2
    Пастуро М.
    Геральдика. — С. 19.
  5. Пастуро М. Геральдика. — С. 13.
  6. Слейтер С. Геральдика… — С. 9.
  7. 1 2 3 Пастуро М. Геральдика. — С. 20.
  8. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 16.
  9. Слейтер С. Геральдика… — С. 10.
  10. Слейтер С. Геральдика… — С. 11.
  11. Пастуро М. Геральдика. — С. 27.
  12. 1 2 Слейтер С. Геральдика… — С. 22.
  13. 1 2
    Пастуро М. Геральдика. — С. 24-25.
  14. Арсеньев Ю. В. Геральдика… — С. 17.
  15. Пастуро М. Геральдика. — С. 40-41.
  16. 1 2 3 Пастуро М. Геральдика. — С. 30.
  17. Пастуро М. Геральдика. — С. 36-37.
  18. Пастуро М. Геральдика. — С. 38-39.
  19. Медведев М. Ю. Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка // Геральдика или истинная наука о гербах.

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  • Пастуро М. Геральдика / Пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.

Ссылки

  • Винклер П. П. Герб, гербоведение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  • Главы из книги на сайте «Геральдика.Ру» // Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  • Правила геральдики // Проект «Геральдика.Ру».
  • Правила геральдики // Проект «Экскурс в геральдику».
  • Глоссарий геральдических терминов // Проект «Геральдикум».

Геральдика | это… Что такое Геральдика?

Фрагмент немецкого Хигхальменского гербовника, около 1485

Фрагмент ковра из Байё, изображающий Вильгельма, приподнимающего шлем, чтобы показать воинам своё лицо

Изображение на гробнице Жоффруа V

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Содержание

  • 1 Зарождение геральдики
  • 2 Распространение
  • 3 Цвета в геральдике
    • 3.1 Символика цветов
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду времени между первым, когда гербов ещё не существовало, и вторым, когда она стала делом привычным, крестовыми походами[1][2]. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами[3]. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями[4]. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей[5]. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейской обществе, произошедшими после 1000 года[1]. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века[6][7].

Между тем, некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр.  Le veritable art du blason et l’origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны в уже научных трудах по геральдике[8]. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов[8].

На знаменитом ковре из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем, в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере[4][9].

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем, хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами[3][10].

Распространение

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 — патрициев и буржуа, к 1230 — ремесленников, в 1240 — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей[7].

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей[7].

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до по крайней мере XVI века[11]. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах[12]. Оглашение герба выступающего на турнир рыцаря привело в становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряжёнными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба как щитодержатели[12].

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим[13]. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других[14].

Геральдика возникла практически одновременно в сразу нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии[13] — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем Азию, Африку и Австралию[15].

Вплоть до середины XVII веке интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии[16]. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы[16]. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе незнатным лицам[17]. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов[18]. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии[16].

Основная статья: Русская геральдика

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Цвета в геральдике

Основная статья: Тинктуры

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции[19].

Примечания

  1. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 17.
  2. Левандовский А. П. В мире геральдики. — С. 17.
  3. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 18.
  4. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 19.
  5. Пастуро М. Геральдика. — С. 13.
  6. Слейтер С. Геральдика… — С. 9.
  7. 1 2 3 Пастуро М. Геральдика. — С. 20.
  8. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 16.
  9. Слейтер С. Геральдика… — С. 10.
  10. Слейтер С. Геральдика… — С. 11.
  11. Пастуро М. Геральдика. — С. 27.
  12. 1 2 Слейтер С. Геральдика… — С. 22.
  13. 1 2 Пастуро М.
    Геральдика. — С. 24-25.
  14. Арсеньев Ю. В. Геральдика… — С. 17.
  15. Пастуро М. Геральдика. — С. 40-41.
  16. 1 2 3 Пастуро М. Геральдика. — С. 30.
  17. Пастуро М. Геральдика. — С. 36-37.
  18. Пастуро М. Геральдика. — С. 38-39.
  19. Медведев М. Ю. Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка // Геральдика или истинная наука о гербах.

Литература

  • Арсеньев Ю. В.
    Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  • Пастуро М. Геральдика / Пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.

Ссылки

  • Винклер П. П. Герб, гербоведение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  • Главы из книги на сайте «Геральдика.Ру» // Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  • Правила геральдики // Проект «Геральдика.Ру».
  • Правила геральдики // Проект «Экскурс в геральдику».
  • Глоссарий геральдических терминов // Проект «Геральдикум».

Геральдика | это… Что такое Геральдика?

Фрагмент немецкого Хигхальменского гербовника, около 1485

Фрагмент ковра из Байё, изображающий Вильгельма, приподнимающего шлем, чтобы показать воинам своё лицо

Изображение на гробнице Жоффруа V

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Содержание

  • 1 Зарождение геральдики
  • 2 Распространение
  • 3 Цвета в геральдике
    • 3.1 Символика цветов
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду времени между первым, когда гербов ещё не существовало, и вторым, когда она стала делом привычным, крестовыми походами[1][2]. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами[3]. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями[4]. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей[5]. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейской обществе, произошедшими после 1000 года[1]. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века[6][7].

Между тем, некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр.  Le veritable art du blason et l’origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны в уже научных трудах по геральдике[8]. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов[8].

На знаменитом ковре из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем, в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере[4][9].

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем, хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами[3][10].

Распространение

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 — патрициев и буржуа, к 1230 — ремесленников, в 1240 — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей[7].

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей[7].

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до по крайней мере XVI века[11]. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах[12]. Оглашение герба выступающего на турнир рыцаря привело в становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряжёнными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба как щитодержатели[12].

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим[13]. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других[14].

Геральдика возникла практически одновременно в сразу нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии[13] — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем Азию, Африку и Австралию[15].

Вплоть до середины XVII веке интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии[16]. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы[16]. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе незнатным лицам[17]. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов[18]. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии[16].

Основная статья: Русская геральдика

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Цвета в геральдике

Основная статья: Тинктуры

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы, меха и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро, а также пять основных финифтей — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции[19].

Примечания

  1. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 17.
  2. Левандовский А. П. В мире геральдики. — С. 17.
  3. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 18.
  4. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 19.
  5. Пастуро М. Геральдика. — С. 13.
  6. Слейтер С. Геральдика… — С. 9.
  7. 1 2 3 Пастуро М. Геральдика. — С. 20.
  8. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 16.
  9. Слейтер С. Геральдика… — С. 10.
  10. Слейтер С. Геральдика… — С. 11.
  11. Пастуро М. Геральдика. — С. 27.
  12. 1 2 Слейтер С. Геральдика… — С. 22.
  13. 1 2 Пастуро М. Геральдика. — С. 24-25.
  14. Арсеньев Ю. В. Геральдика… — С. 17.
  15. Пастуро М. Геральдика. — С. 40-41.
  16. 1 2 3 Пастуро М. Геральдика. — С. 30.
  17. Пастуро М. Геральдика. — С. 36-37.
  18. Пастуро М. Геральдика. — С. 38-39.
  19. Медведев М. Ю. Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка // Геральдика или истинная наука о гербах.

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  • Пастуро М. Геральдика / Пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.

Ссылки

  • Винклер П. П. Герб, гербоведение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907..
  • Главы из книги на сайте «Геральдика.Ру» // Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб.: Гербы и флаги, 2008.
  • Правила геральдики // Проект «Геральдика.Ру».
  • Правила геральдики // Проект «Экскурс в геральдику».
  • Глоссарий геральдических терминов // Проект «Геральдикум».

Домашняя страница Фонда наследия под открытым небом (OHF)

NDIC Home
OHF Home
OHF Meeting
OHF Advisory Board
Протоколы
Пресс-релизы
OHF Publications
Project Updates
OHF Award Map
Disclaimer
Поиск
Свяжитесь с нами

Крайний срок следующего раунда гранта: 1 сентября 2022 г.

Грант Раунд 20 Разрешения промышленной комиссии

____________________________________________

Следующее заседание Консультативного совета под открытым небом

 

Встреча

Местоположение

Ссылка на команды

Дата

Технический комитет OHF

Департамент сельского хозяйства
State Capitol-14th Floor Conference Room
600 East Boulevard Avenue Bismarck, ND 58505

 

Ссылка на собрание Teams

 

30. 09.22

13:30

Консультативный совет OHF

Комната пионеров
Капитолий штата
600 Восточный бульвар, авеню Бисмарк, ND 58505

 

Ссылка на собрание команд

 

14.10.22

9:30

Фонд наследия Северной Дакоты был создан в 2013 году как многомиллионная программа для предоставлять гранты государственным агентствам, племенным правительствам, политическим подразделениям и некоммерческим организациям, при этом более высокий приоритет отдается проектам, улучшающим природоохранную практику в этом штате путем:

   Директива A — Предоставление доступа к частным и общественным землям для спортсменов, включая проекты, которые создают среду обитания для рыб и диких животных и обеспечивают доступ для спортсменов;

   Директива B — Улучшение, поддержание и восстановление качества воды, почвенных условий, разнообразия растений, систем животноводства, а также путем поддержки других методов управления для улучшения сельского хозяйства и скотоводства;

   Директива C — Развитие, улучшение, сохранение и восстановление среды обитания диких животных и рыб на частных и государственных землях; и

   Директива D — Сохранение природных территорий и создание других зон отдыха путем создания и развития парков и других зон отдыха.

Фонд наследия под открытым небом будет получать до 40 миллионов долларов в течение двух лет за счет поступлений от налога на добычу нефти и газа.
Промышленная комиссия Северной Дакоты осуществляет надзор за Фондом наследия на открытом воздухе. Консультативный совет Фонда наследия под открытым небом (состоящий из 12 голосующих и 4 членов по должности) должен давать рекомендации Комиссии по финансированию грантов.
Даты встреч и раундов грантов:
1 сентября, 2021 г., 1 марта, 2022, 1 сентября, 2022 и 1 мая, 2023.
Законы, политики и формы
Обучение приложения
.
  Отчет об обучающем видео
  Глава 54-17. 8
Управляемые погашения. Кларификации
Процесс подачи заявки
Обзор, процесс оценки и одобрения
.
  Программа стимулирования качества окружающей среды
 Форма оценки и рейтинга
 Образец контракта с государственным агентством
Выборочный контракт с племенными организациями
Образец Политический контракт
Образец некоммерческий контракт
Форма отчета — Приложение B
8
.
  Форма донора
  Форма волонтера
 Финансы
Отчет о поданных заявках на получение гранта
Карта встречи в DMR
Форма расходов Консультативного совета
Обновления проекта
1
Карлен Файн
Промышленная комиссия
Капитолий штата, 14-й этаж
600 E. Boulevard Ave. Dept. 405
Bismarck, ND 58505-0840
Телефон: (701)328-3722
Электронная почта: [email protected]
Райс Хаазе
Промышленная комиссия
Капитолий штата, 14-й этаж
600 E. Boulevard Ave. Dept. 405
Bismarck, ND 58505-0840
Телефон: (701)328-3786
Электронная почта: [email protected]

Rugososchwagerina heratica Левен, 1997

Набор данных
Таксономия магистральной сети GBIF
Классифицировать
РАЗНОВИДНОСТЬ
Опубликовано в
Левен, Э. Дж.; Стивенс, CH; Баарс, Д.Л. Пермская стратиграфия и фузулиниды Афганистана с их палеогеографическими и палеотектоническими последствиями. Специальный документ Геологического общества Америки. 316: 1-134 (1997).

Классификация

царство
Хромиста
тип
Фораминиферы
учебный класс
Фузулината
заказ
Фузулинида
семья
Швагериниды
род
Ругосошвагерина
разновидность
Ругосошвагерина гератика

Имя

Омонимы
Rugososchwagerina heratica Левен, 1997 г.

Библиографические ссылки

  1. Эллис, Б.Ф.; Мессина, А. (1940-2015). Каталог фораминифер. Micropaleontology Press, Американский музей естественной истории, Нью-Йорк.
  2. Левен, Э.Дж.; Стивенс, CH; Баарс, Д.Л. (1997). Пермская стратиграфия и фузулиниды Афганистана с их палеогеографическим и палеотектоническим значением. Специальный доклад Геологического общества Америки. 316: 1–134.

Глобальные изменения женщин

Ретрит АХАНАССА 19-27 марта 2016 г. Божественная женская алхимия       Все женщины мира : Конференция, ретрит в священных местах Батарей, Скалы Афродиты, Афродиты, Святилище Афродиты, Кипр сайты, эзотерическая женская мудрость, моменты пляжного отдыха, музей пчел, игра на барабанах, отличная кипрская еда, онлайн-поддержка и уникальная поддержка глобальных изменений.

Влиятельные женщины  :                                                                                      

В чем суть ретрита Аханасса?

 

  1. Развитие более глубоких отношений с самим собой    
  2. Подключение к божественному источнику
  3. Эзотерические учения через ритм и ритмическую мудрость
  4. Связь великих мудрых женщин
  5. Любовь
  6. создание мощной групповой атмосферы, которая приносит близость, связь, глубокое общение, честность и любовь между нами, возможно, даже большее взаимопонимание с мирами и нашими личными значениями в них.
  1. Глядя на глобальные изменения и на то, как божественная женственность поможет на практике…

Какой у вас стиль преподавания Хеленик Аргиру? Философский аналитический и эмоциональный подход с особым вниманием к внутренней силе и убежденности, которые мы развиваем во всем, что мы делаем. Интерактивные упражнения, фасилитация групповой динамики для укрепления межличностных отношений, сочетание духовного мировоззрения с практическим опытом. Сосредоточьтесь на повышении тонких осознаний, загадочных связях ума и тела, опыте и интеграции на протяжении всего процесса обучения.

Чего можно ожидать от посещения храма? Женщины могут получить удовольствие от процесса углубления своего личного жизненного пути, церемоний, представлений и/или личных инструкций по процессу использования этого сайта для личной трансформации.

Какое значение имеет конференция для женщин, находящихся в ретрите? YinAlithea представляет выступление на двух рамных барабанах, 12 выступающих на английском и греческом языках говорят на актуальные темы, связанные с женщинами и женскими проблемами, психологией здоровья, духовностью и бизнесом. Мы разрушаем мифы и клише о том, что значит быть женщиной. Это создает прекрасную платформу для женщин, чтобы практичным и обоснованным образом соединиться с землей Кипра и ее народом.

YinAlithea — это прорыв для всех женщин, позволяющий им достичь следующего уровня роста и коллективно начать использовать и чтить божественное женское наследие и родословную острова Кипр. Он стремится поднять мистическую, волшебную историю женщин древности, используя ее как платформу для создания почтения к женскому началу.

На что направлена ​​конференция и какие докладчики? Понимание контекста людей, культурных и социальных значимостей, женских проблем, изучения новой женственности, передового сознания женщин на планете сейчас.

Это все динамики или есть и семинары? В течение двух дней предлагаются демонстрации от женщин, которые предоставляют услуги и товары для женщин и детей. на данный момент есть 2 семинара и, возможно, позже, у нас есть докладчики по социальным вопросам: особые потребности, мировоззрение и дети мира, важность прогресса и участия для молодежи, здоровья и искусства: 2 художницы, отмеченные наградами, демонстрируют свои работа, бизнес и предпринимательство, личностное развитие передовые презентации сознания.

Какая польза от этой конференции для моих женщин? Они накормят нас своей мудростью, а наша вдохновит их на глобализацию всех нас как женщин на пороге эволюции, слияние старой с новой мудростью и построение стабильной центрированности и соответствующего практического применения всей нашей «божественной женственности». открытия, мы узнаем о себе и друг о друге лучше и, возможно, даже примем участие в конкретных проектах присоединения или совместного использования для будущей конференции в ближайшие годы. женщины на вашем ретрите, чтобы вернуться 2 года спустя, чтобы сыграть и представить, например, свою игру на барабанах. YinAlithea стремится превратиться в место силы, закрепленное на Кипре, чтобы новые появляющиеся мудрые пробужденные женщины могли подключиться к этому источнику и использовать его для изменения мира.

  Где будет проходить обучение? Из 6 дней учу 3 — 4,  в групповой комнате с видом на море ! Другое учение происходит при посещении священных мест с церемонией. Документальный просмотр, групповые встречи и свободное время также включены 

Чему бы вы научили за эти 6 дней ? —  Барабанная рама, бубен,                                                                                    — Ритмы этой области в 7 , 9, 11 и — бразильский ритм, используемый для того, чтобы помочь вам прорвать застрявшие узоры — техника барабанщиков и простые удары — традиционные ритмы: балади, максум, композиции: пьеса Zohars — Медитация с барабаном рамы — более легкие ритмы и транс -ритмическая игра — Naad Yoga (Священная звук и медитация), песня,                                                                                                                                                                                                                            0133

Ретрит Ahanassa Регистрация: 19-27 марта, с предоплатой.

Ahanassa SpecialBonus Combo: Подпишитесь на Год Божественной Женской Алхимии.

Статуя Афродиты: ARS HIERATICA © — это проект в области искусства и археологии греческого художника Константиноса и его мастерской, посвященный изучению формы, характера и эстетики декоративно-прикладного искусства древнего Средиземноморья, применяемый для оригинальных современных художественных работ.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *