Страсбургское Гармоническое общество. Нераскрытые тайны гипноза
Страсбургское Гармоническое общество
После открытия искусственно вызванного сомнамбулизма Пюисегюр осознал, что это явление необыкновенное и поверить в него будет трудно. Допустить, чтобы сообщение о провоцированном сомнамбулизме вызвало недоверие или насмешки, аристократическое самолюбие Армана не могло. Поэтому, во-первых, первое сочинение, в котором он обнародовал свое открытие, было издано небольшим тиражом в Лондоне[92] (Puysegur, 1785), во-вторых, книга не была предназначена для продажи, а направлялась только Бергасу, Бриссо, Лафайету, Барбарену и некоторым другим коллегам, бывшим ученикам Месмера. В книге было обращение Пюисегюра, в котором говорилось, что пишет он исключительно для магнетизеров, потому что, по его мнению, не настало еще время для открытых публикаций.
В этой связи он просил, чтобы получивший экземпляр книги никому ее не передавал.
«Я опубликую это тогда, — говорит маркиз, — когда хотя бы 50 магнетизеров подтвердят мои наблюдения.
Только после того, как более 50 магнетизеров масонских обществ Страсбурга и Нанси, артиллерийских полков из Меца и других городов подтвердили реальность описываемых опытов, Пюисегюр выпустил в свет другие свои заметки:
1) в 1807 г. «О животном магнетизме, рассматриваемом в его докладах вместе с различными ветвями общей физики»;
2) в 1811 г. «Поиски, опыты и физиологические наблюдения над человеком в состоянии естественного сомнамбулизма и искусственного, вызванного магнетизмом»; 3)в 1813 г. «Призыв к ученым-исследователям XIX века о решении, принятом их предшественниками против животного магнетизма, и конец лечения юного Эбера».
В течение 30 лет с момента первой публикации Пюисегюра не появилось ни одного сочинения о животном магнетизме. В 1813 году ученик Пюисегюра Жозеф Делёз в своей «Критической истории животного магнетизма» подтвердил данные своего учителя и первым обратил внимание на заинтересовавшую его амнезию. Правда, об этом сочинении узнали лишь в 1819 году. В том же году появилась его следующая книга «В защиту животного магнетизма», и в 1825 году — «Руководство по практическому изучению животного магнетизма». В русском переводе она увидела свет в Москве в 1836 году.
В Париже назревала революция. Умы были настолько поглощены грядущим событием, что исследований Пюисегюра просто не заметили. Зато в провинции влияние маркиза было громадным. Это побудило его учредить в Страсбурге Гармоническое общество. Общество было основано в августе 1785 года. В уставе прописали, что оно должно состоять из учредителей, членов и член-корреспондентов. Учредителей, управляющих обществом, должно быть 18 человек.
25 апреля 1789 года была собрана инициативная группа, которая выработала устав: «Рассуждение Гармонического общества соединенных друзей в Страсбурге». В уставе говорилось:
1) Гармоническое общество вменяет себе в обязанность известить о части своих магнетических исцелений, чтобы пользу животного магнетизма предложить миру, а больным внушить доверие к этому целебному средству. Общество ищет способ усовершенствовать употребление метода, не создавая до времени теории. Требует этого же от своих членов: тщательных точных и продолжительных опытов, а до того сообщения о них в журналах считает частным мнением, а не решением Общества. Приглашая всех магнетизеров извещать Общество об их наблюдениях, предлагаем не рассматривать то, что противоречит магнетической теории и практике.
2) Магнетизировать необходимо бесплатно и строго по предписанному методу. В противном случае лица, замеченные в нарушении устава, будут исключены. Лечение осуществлять ежедневно в три часа дня.
3) Те случаи, когда лечение животным магнетизмом не дало результатов, надо отнести к промедлению с лечением или к тому, что болезнь была запущена, либо к неправильному применению метода.
В городах Меце и Нанси появились ученые Общества гармонии, видевшие свою цель в изучении возможностей животного магнетизма. Начиная с 1814–1820 годов в трактатах о животном магнетизме с большой настойчивостью проводилась мысль о том, что именно магнетизм всегда и всюду был той силой, которая творила великие чудеса. Дворянин Ле Шевалье де Барбарен, член Общества гармонии в Остенде, заявлял, что все евангельские чудеса были совершены совокупной силой молитвы и магнетизма. Члены лионской школы (Сен-Мартен и др.) видели во флюиде мистический принцип, средство общения между человеком и Богом.
Важно отметить, что школа Месмера придерживалась физического способа магнетизации: касание руками и металлическими или стеклянными проводниками, в то время как школа Пюисегюра отступает от этого канона и соединяет физическое воздействие с духовным. Школа Барбарена употребляет чисто психологическое влияние, основывающееся на воле и образе мыслей магнетизера. Она требует от магнетизера сердечности и доброты, душевной чистоты и человеколюбия, искреннего желания помочь больному. Здесь приветствуется сходный образ мыслей магнетизера и больного, действует принцип гармонии и симпатии. Артиллерийский офицер Шарль Франсуа де Виллер (1765–1815), ученик Пюисегюра, в 1787 году именно в Безансоне опубликовал свой роман «Влюбленный магнетизер…» (Villers, 1787), большая часть тиража которого по приказу министра Людовика XVI, барона Бретеиля[93], была арестована и отправлена в макулатуру.
Д-р Жюльен Жозеф Вире (1775–1846) в статье «Беспристрастное рассмотрение магнетической медицины» (1818) делится своими представлениями о механизме воздействия магнетизма: «…чувства также могут оказывать одинаково чудодейственное влияние на всех чувствительных людей, и при этом нет нужды предполагать наличие какого-либо особого рода воздействия, существование которого не доказано. Отсюда следует, что магнетизм есть не что иное, как естественный результат эмоций, вызываемых либо воображением, либо привязанностью между людьми, в особенности такой, которая характеризует сексуальные отношения» (Цит. по: Шерток, Соссюр, 1991, р. 63). Нельзя не заметить, что точка зрения Ж. Вире стала отправной в поиске Фрейдом психотерапевтических факторов и привела к углубленной разработке приемов, связанных с межличностными отношениями.
Арман Пюисепор многим пощекотал нервы сладкими надеждами. Заманчивая идея провоцированного сомнамбулизма обнажила страсти. Один из родственников Армана, Пюисепор (Taillerant), был настолько изумлен возможностями искусственных сомнамбул, что обратился к Наполеону, который, как известно, любил ученых и науки, и предложил «раскрыть тайну сомнамбулизма, сделав ее проверенной и испытанной общественной наукой». Однако Наполеону было не до того. Он полнел. Роковые недуги росли. Властелин раздражался от пустяков, задумывался и вел беспорядочную жизнь: днем засыпал, ночью мучил секретарей диктовкой, предавался сладострастию. Тогда-то он воскликнул: «Я — не то что другие: законы нравственности и приличия созданы не для меня!» И хотя «гений битв» еще восхищал мир своею гениальной стратегией, все же уже замечались вялость, даже опасное пренебрежение мелочами дела и излишняя осторожность.
Глава 5 Гармоническое развитие средствами труда и искусства
Глава 5 Гармоническое развитие средствами труда и искусства 1. Родители не должны верить тому, что только в элитарных школах должны преподаваться основы искусства и культурыУбежден, что в сельских, экологически чистых условиях, среди прекрасной природы больше
Человек и общество
Человек и общество Пускай мы не можем ответить на вопросы, как отличить успех от таланта, а вклады отдельных людей — от достижений коллектива, уже сама их постановка может изменить наши представления о справедливости и правосудии в обществе в целом. Эта проблема — хоть и
Хорошее общество
Хорошее общество Что такое хорошее общество?Параллельно с дефинициями благоприятных взаимоотношений, обсуждавшимися ранее, мы можем также рассмотреть явно востребованную дефиницию хорошего общества, т. е. общества, которое обеспечивает своим членам максимальные
Общество и эксперты
Общество и эксперты Вероятно, Полу Словику лучше всех известно о странностях оценки риска. Его исследования создают не слишком лестный образ среднестатистического индивида: им руководят эмоции, а не разум, его легко сбить с толку несущественными подробностями, а к
3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО Общество налагает на нас определенные обязанности, которые оказывают влияние на нормы и формы нашей жизни, а также на наше умственное развитие. Общество имеет органическую основу. Точкой, где индивидуум и общество смыкаются, можно считать тот факт,
2. Общество и гнев
2. Общество и гнев Меня глубоко поражают те изменения в отношении к детям, которые произошли за последние несколько десятилетий в нашей стране. До недавнего времени почти у всех они вызывали любовь и нежность. Но с течением времени многое изменилось.Сегодня большое число
17.
Семья и общество17. Семья и общество Сложите вместе все имеющиеся семьи, и вы получите общество. Так просто. Все, чему учит семья, есть отражение того, что происходит в обществе, в которое входит эта семья. А такие институты, как школы, церкви, трудовые коллективы, правительство и т. д., — все
Общество инфантилов
Общество инфантилов Отсутствие обряда инициации приводит к тому, что физически развитый взрослый человек на психическом уровне остается ребенком. Именно для него существуют американские горки с большим количеством петель и другие щекочущие нервы трюки. На
Обыватель и общество
Обыватель и общество В этом же возрасте подросток осознает себя не просто индивидом, а членом различных социальных групп. Начинается социальная самоидентификация. Подросток понимает, что он имеет пол, национальность, возраст и множество других социальных признаков. И он
ЭПИЛОГ. МИФ И ОБЩЕСТВО
ЭПИЛОГ. МИФ И ОБЩЕСТВО 1. Многоликий Протей Завершенной и непогрешимой системы толкования мифов не существует, да и не может быть. Мифология подобна Протею, древнему богу моря, чьи речи всегда суть истина. Это бог, который Разные виды начнет принимать и являться вам
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Очень сильный человек должен быть добродушным, иначе он «сгорает» прямо на глазах. Это многие знают. Но это касается физической силы. А вот насчет духовной силы существует обратный стереотип. Но здесь не нужно путать эгоизм с
Общество спектакля
Общество спектакля Выходит, можно спать спокойно? Никакой революцией не пахнет? К сожалению, пахнет. Но не потому что она объективно назрела, а потому что ее наметили. И никакая это на самом деле не революция, а политический переворот, замаскированный под народную
Общество
Общество В предыдущей главе я уже писал об общественном аспекте. Совместный ремонт позволил мне приобрести навыки успешно завершать дела.Например, моя давняя страсть – ламповые усилители: я коллекционирую радио. В начале своей ремонтной деятельности я никогда бы
Гармоничное общество – необходимая утопия?
- Минерал – есть, растение – есть, животное – есть,
человек – может быть.
Ошо
Как известно, в науке нет ничего практичней правильной теории. Разумеется, создание такой теории – удел гениев. Классические примеры – периодическая система элементов Д.Менделеева и теория цепных реакций Н.Семёнова. Отсутствие такой теории в области психо-социальных явлений и обусловливает плачевное состояние современной науки в этой области и, как следствие, незнание природы человека и общества. Пожалуй наиболее основательная попытка системного подхода к разработке такой теории представлена в работе В.Шмакова в начале 1920-х годов (1). Однако по ряду причин этот гениальный русский мыслитель попал в «чёрный список», а его труды были запрещены в России как противоречащие марксизму-ленинизму (2). Только с 1994 г., благодаря киевскому издательству «София», книги этого философа стали общедоступны. «Как ни нелепа мысль, что проявления деятельности человека и людских сообществ в феноменальном плане витают в какой-то неведомой области, она до сих пор продолжат прямо или косвенно оказывать своё пагубное влияние», — это замечание В.Шмакова остаётся справедливым и в наше время.
На основе сформулированного им закона синархии, В.Шмаков обосновал антиномичность природы человека – она одновременно ноуменальна и феноменальна. Жизнь человека одновременно протекает и по законам феноменальной среды и по законам ноуменального мира. Иначе говоря, жизнь есть результат взаимоотношений личности с феноменальным и ноуменальным мирами. Это и есть основная антиномия человеческого существа, реализующаяся в его сознании. В идеально совершенном космосе феноменальный мир вполне и органично сопряжён с ноуменальным, а потому их иерархии согласуются между собой и гармонично объединяются в реализованной синархии. Мы живём в мире, который лишь стремится к этому состоянию, как к некоторой бесконечно далёкой энтелехии. Потенциально объединяя в своём существе оба эти полюса бытия, человек должен актуально и органично сопрягать звенья антиномичных иерархий вселенной. Эта конечная цель вполне не может быть достигнута, но каждый человек должен настолько выносить в себе мировую трагедию, насколько ему дано на это сил.
Результаты обстоятельного исследования сопряжённости ноуменальной иерархии монад и феноменальной иерархии множеств в жизни космоса, позволили В.Шмакову сделать ряд выводов, актуальность которых представляется несомненной. Рассмотрим их тезисно. Идея множества органично связана с идеей личности. Только такое множество является органичным, которое обладает известной личностью, т. е. все его элементы связаны некоторым общим законом, подчинены некоторой синтетической идее. Личность есть феноменальный аналог ноуменальной индивидуальности, которая является энтелехией личности. Сама по себе личность не имеет независимого субстанционального обоснования и черпает своё бытие из индивидуальности непосредственно и через множества. Так как личность всякого феноменального организма одновременно причастна ноуменальному и феноменальному, то она необходимо должна переживать две системы противоположностей: между ноуменальным и феноменальным, и среди собственной природы феноменального мира. Эти противоположности неустранимы, ибо только в своём целом они раскрывают собственную идею субъективного бытия. Через идею личности сопрягаются основные антиномии мироздания, а потому трагедия мировой жизни центрирована в идее личности, т.е. в идее человека вообще. Рассматривая жизнь общества на основе разработанного им учения об эгрегорах как органичной совокупности актуальных сознаний определённого множества людей, В. Шмаков отметил, что известная нам часть всемирной истории не знает таких эгрегоров разума, которые бы охватывали собой хотя бы значительную часть соответствующего общества. Идея человека и идея общества неразрывно сопряжены друг с другом. Как в организме человека функция мышления сосредоточена главным образом в мозге, так в социальном организме она всегда будет достоянием сравнительно незначительного количества людей. Сколь это не печально, столь же нелепо было бы требовать напряжённой умственной деятельности от всех членов общества. Закон синархии утверждает, что общество по отношению к человеку есть организм высшего порядка и поэтому его сознание трансцендентно сознанию каждого входящего в него индивида. Отсюда следует, что жизнь и законы человеческих обществ недоступны имманентному постижению. Никакое собрание фактов, никакая гипотеза или теория, никакая подмеченная закономерность общественной жизни не могут считаться адекватными действительности. Всё это лишь проекция общественной жизни в индивидуальное сознание с неустранимым, в принципе, искажением. Более того, чем совершеннее общество, тем трансцендентнее его жизнь и сознание по отношению к сознаниям отдельных его членов. Поэтому всякое рационализирование истории, отыскивание причин и следствий есть сознательный или бессознательный обман. Этим мы лишь удовлетворяем нашу потребность логически-последовательного созерцания событий, но нисколько не уясняем существа дела. Невозможность рационализирования истории происходит не из-за ошибочности законов нашего сознания, а из-за их недостаточности.
На первый взгляд, изложенное понимание природы человека и общества, как организмов различного иерархического достоинства — тождественных по сущности и аналогичных по качеству, приводит к унынию, ведь гармоничное общество – недостижимый идеал, утопия. Но ведь и сизифов труд полезен – укрепляет мышцы, вырабатывает силу воли и т.д. «Всякая эволюция рождается из антиномий и протекает в антиномиях. Эволюция сознания феноменального организма влечёт за собой беспрерывное возрастание количества и интенсивности столкновений с другими организмами и их коллективами, а потому и трагичности жизни. Переживание антиномии есть трагический процесс, а творческое её преодоление есть преодоление трагедии» (1). Вот как оценивал современную утопию – русский коммунизм – А.Зиновьев в своём последнем социологическом романе: «Я счастлив, что появился на свет в России, в это случайное исключение в человеческой истории, во время реализовавшейся социальной утопии. Я счастлив, что прожил в это время лучшую часть жизни. Я счастлив, что получил возможность оценить мою жизненную удачу, увидев гибель утопии. Аминь!» (3). Насколько сильное влияние оказала эта утопия на сознание молодого поколения, можно видеть на примере первого стихотворения В.Высоцкого «Моя клятва», которое заканчивается так:
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над Землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.
Это стихотворение было написано на третий день после смерти И.Сталина. Известный советский правозащитник – академик А.Сахаров не скрывал, что узнав о смерти вождя, он плакал. Религиозные и метафизические аспекты утопического реализма обстоятельно исследовал В.Штепа, уделив особое внимание традиции и вероятному будущему русской утопии, способной прийти на смену нынешнему безвременью. Автор отметил, что новую цивилизацию надо просто создавать всеми имеющимися возможностями, не ожидая манны небесной. О какой гармоничности нашей цивилизации в обозримом будущем можно говорить, если по убеждению А.Зиновьева человечество как целое утратило смысл своего социального существования?
Если физическая основа небополитики – природоподобие, как утверждает А.Девятов, то значит надо следовать древней мудрости – «человек познай себя и ты познаешь мир», т.е. исследовать природу человека. Эту мудрость переоткрыл для себя последний русский философ советской эпохи А.Арсеньев, который отметил, что мир можно понять только через человека, а не наоборот (5). Образно говоря, Бог подарил человеку этот мир, а дарёному коню в зубы не смотрят. Человек только потому действительно может быть единицей высшего социального организма, что он сам по себе есть организм – сопряжение единства со множественностью. Простейший живой организм, например амёба, качественно сложнее, т.е. синархичнее любого технического изделия, созданного человеком. Человек как организм, есть наглядное проявление закона синархии, как иерархично организованного всеединства, в этом и состоит его природоподобие обществу и миру в целом.
Важная проблема современной цивилизации – как влияет техника на гармоничное развитие человека и общества. Ещё в 1920-х годах Н.Бердяев изложил своё понимание роли техники в судьбе человека: «Ранее человек был органически связан с природой и его общественная жизнь складывалась соответственно с жизнью природы. Машина радикально меняет это отношение между человеком и природой. Она не только в чём-то освобождает человека, но и по-новому порабощает его» (6). За прошедшие 100 лет научно-технического прогресса вполне отчётливо наблюдается психо-социальный регресс, прежде всего в жизни западной цивилизации. Выдающийся учёный-энциклопедист В.Налимов с тревогой отметил, что в ближайшее время искусственный интеллект будет развиваться как мощный и, возможно, грозный технический помощник. «Как машины стали между природой и человеком, так и компьютеры встанут между человеком и смыслами». Обосновывая свои опасения, В.Налимов подчеркнул, что до сих пор в результате длительной эволюции установилось некоторое равновесие между той логико-технической деятельностью, которую можно передать ЭВМ, и той специфической человеческой деятельностью, в которой существенным является созерцательная составляющая мышления. «Если говорить в метафорах двух полушарий головного мозга, то деятельность одного из них будет усилена на много порядков уже на наших глазах. А потом эта разбалансировка будет расти экспоненциально. К чему это приведёт?» (7).
Основатель трансперсональной психологии С.Гроф на основе результатов многолетних практических исследований сознания сделал вывод, что коренное внутреннее преображение и восхождение на новый уровень сознания, быть может, единственная настоящая надежда, которая у нас есть при нынешнем глобальном кризисе. «Но если мы будем продолжать осуществлять старые стратегии, которые по своим последствиям со всей очевидностью оказываются саморазрушительными, вряд ли человеческий вид сохранится на этой земле» (8). Если принять гармоничное общество в качестве ноуменального архетипа, то согласно закону реализации – фундаменту учения о феноменальном мире, «всякий ноумен в феноменальном сознании должен быть освещён с шестнадцати различных точек зрения» (9). В социологии такой архетип соответствует социальному аттрактору эволюционирующей системы.
________________________________________
Литература
1. Шмаков В. Закон синархии. Киев, 1994.
2. Ерёмин В.И. Парадоксы судьбы забытого гения России. \\ Нац. Безопасность и геополитика России, 2006, № 3-4, с.157-162.
3. Зиновьев А.А. Русская трагедия. М., 2007.
4. Штепа В.В. RUтопия. Екатеринбург, 2004.
5. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
6. Бердяев Н.А. Смысл истории. Париж, 1969.
7. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
8. Гроф С. Психология будущего. М., 2001.
9. Шмаков В. Великие Арканы Таро. М., 1916.
Рубрики: Культура, Литература, Наука, Небополитика, Персоналии, Философия | 15 комментариев »
Гармоничное общество — Китайский медиа-проект
«Гармоничное общество», или hexie shehui (和谐社会), было поставлено в качестве стратегической цели Коммунистической партии Китая под руководством Ху Цзиньтао в 2004 году, чтобы отреагировать на растущее социальное недовольство. от экономического и социального развития предыдущих двух десятилетий, а также усиливающейся глобализации. В то время как КПК отмечала в то время, что «два десятилетия реформ и открытости принесли ощутимые достижения в экономическом развитии Китая», внутри партии росла озабоченность по поводу того, какое влияние может иметь растущее неравенство и другие проблемы, включая разрушение окружающей среды. на долгосрочное здоровье общества и легитимность режима.
Официально представленная на четвертом пленарном заседании Центрального комитета Коммунистической партии Китая шестнадцатого созыва 19 сентября 2004 года, концепция описывала долгожданное состояние социальной гармонии, в котором все группы и классы работали вместе, разрешая лежащие в основе «противоречия». ” Полная фраза первоначально была «социалистическое гармоничное общество» (社会主义和谐社会), фигурирующая в этом отрывке из «Решения» партии на сессии:
Мы должны настаивать на самой широкой и полной мобилизации всех положительных факторов, постоянно совершенствуя наша способность построить гармоничное социалистическое общество , постоянно повышающее творческую активность всего общества, правильно согласовывая интересы различных сторон, способствуя инновациям в системе общественного управления, усиливая и совершенствуя массовую работу в новых условиях и поддерживая социальную стабильность.
Первая полоса газеты People’s Daily от 20 сентября 2004 г., включая первое появление в газете полной фразы «социалистическое гармоничное общество».Англоязычная запись о фразе по адресу China Daily , газете, издаваемой Информационным бюро Государственного совета, отмеченной вскоре после введения термина:
В нашем обществе много противоречий и неопределенностей, таких как огромный разрыв в доходах, все более серьезные проблемы, с которыми сталкиваются сельские районы, фермеры и сельское хозяйство, осушение сельскохозяйственных угодий, сильное давление на рабочем месте и несовершенная система социального обеспечения.
Некоторое время, пока эта фраза была в тренде в официальном дискурсе КПК в 2015 и 2016 годах, некоторые аналитики полагали, что «гармоничное общество» может быть закреплено в Уставе КПК в качестве знаменательного термина Ху Цзиньтао — аналогично «трем представителям» Цзян Цзэминя. В сфере внешней политики эта фраза какое-то время также ассоциировалась с понятием «гармоничного мира» (和谐世界). Хотя идея «гармоничного общества» действительно представляла собой усилия по переосмыслению политики по мере того, как Китай вступал в «новую стадию развития», тем не менее, в конечном итоге это была другая родственная фраза Ху Цзиньтао, «Научный взгляд на развитие» (科学发展观). это было добавлено в преамбулу Устава КПК наряду с «Теорией Дэн Сяопина» и «Три представительства» [также здесь], чтобы стать знаменем Ху Цзиньтао, знаком его наследия.
Цена «гармонии»
Несмотря на то, что Ху Цзиньтао и высшее руководство КПК с 2004 года подчеркивали приоритет разрешения «противоречий» и создания «гармоничного общества», интернет-цензура оставалась ключевым средством «направления общественного мнение» для поддержания стабильности режима, что само по себе казалось многим противоречием, учитывая очевидную заинтересованность руководства в «гармонии». Вскоре после появления этой фразы в Интернете она стала синонимом акта цензуры. Быть «гармонизированным», bei hexie (被和谐), означало удаление сообщений или комментариев, поскольку они считались негармоничными.
Другим родственным использованием онлайн-сленга было слово «речной краб» (河蟹), омофон слова «гармония» на китайском языке. Быть «речным крабом» (被河蟹) также стало синонимом цензуры.
Гармоничное общество — Китай — Chinadaily.com.cn
В сентябре 2004 г. четвертый пленум ЦК КПК 16-го созыва принял решение включить «способность построения социалистического гармоничного общества» в число пяти руководящих способностей. которые КПК стремится повысить.
Общие требования построения гармоничного социалистического общества: демократия и право; честность и справедливость; честность и дружба; бодрость и жизненная сила; стабильность и порядок; и гармоничное сосуществование человека и природы.
В Решениях ЦК КПК по ряду важных вопросов построения социалистического гармоничного общества от октября 2006 г. предлагалось, чтобы социалистическое гармоничное общество было «совместным построением и пользованием».
7 марта генеральный секретарь Ху Цзиньтао на дискуссионном заседании национальной конференции НПКСК подчеркнул, что на протяжении всего процесса построения гармоничного общества мы всегда должны продолжать строить его вместе; и в то же время наслаждайтесь преимуществами вместе.
Председатель КНР Ху Цзиньтао поручил руководству страны и партийным деятелям поставить во главу своей повестки дня «построение гармоничного общества». Эксперты считают, что гармоничное общество — это то, в котором люди превыше всего.
Выступая недавно на партийном семинаре высокого уровня в Пекине, председатель КНР Ху Цзиньтао поручил руководящим чиновникам страны и партийным кадрам поставить «построение гармоничного общества» на первое место в своей повестке дня.
Сяо Чжоцзи, профессор Школы экономики Пекинского университета и заместитель председателя Комитета по социальным и правовым вопросам Народной политической консультативной конференции Китая, считает, что гармоничное общество — это общество, в котором люди превыше всего. Выдержки из его комментариев следуют:
Построение гармоничного общества поставлено на первое место в повестке дня Коммунистической партии Китая (КПК) и центрального правительства. В основе программы лежит цель построения благополучного общества и создания новой социалистической ситуации.
С тех пор, как в 1978 году Китай провел политику реформ и открытости, в экономике, а также во внутренней и международной среде произошли глубокие изменения. Именно на этом фоне китайское правительство поставило цель построения гармоничного общества.
В настоящее время экономика Китая представляет собой социалистическую рыночную экономику. Но некоторые недостатки плановой экономики все еще остаются, а рыночная экономика не является ни зрелой, ни завершенной. В нашем обществе много противоречий и факторов неопределенности, таких как огромный разрыв в доходах, все более серьезные проблемы, с которыми сталкиваются сельские районы, фермеры и сельское хозяйство, осушение сельскохозяйственных угодий, сильное давление на рабочем месте и несовершенная система социального обеспечения.
Но более двух десятилетий реформ и открытости привели к ощутимым достижениям в экономическом развитии Китая. Уровень жизни людей значительно улучшился, а число бедных значительно сократилось. Возможности трудоустройства увеличились, и глубоко укоренившиеся проблемы решаются шаг за шагом. Формируется гармоничное общество, отличающееся упорядоченной конкуренцией и честностью.
В настоящее время ВВП на душу населения превышает 1000 долларов США. Другие страны показали, что, когда страна вступает в стадию, когда ее ВВП на душу населения составляет от 1000 до 3000 долларов США, в обществе, скорее всего, произойдут серьезные изменения. В этот период стремительно развивается урбанизация, продолжает расти разрыв в доходах, усложняются социальные противоречия. На международном уровне рост затрат на рабочую силу снижает конкурентоспособность рынка труда. В этот период экономика страны может развиваться гладко, если с ней правильно обращаться. В противном случае ее могут потревожить социальные волнения, растрата ресурсов, несбалансированная экологическая обстановка и экономический застой. Построение гармоничного общества направлено на координацию и рационализацию отношений между различными секторами, чтобы обеспечить устойчивое и быстрое развитие экономики.
В настоящее время экономика Китая переживает золотой век. Мир и развитие по-прежнему остаются главными темами в мире, а глобализация — мировой тенденцией. Но угроза войны все еще существует, и региональные конфликты происходят часто. Эти проблемы, однако, вряд ли приведут к началу мировой войны в ближайшем будущем. Поэтому мы можем долгое время наслаждаться мирной международной обстановкой, создающей благоприятные условия для построения гармоничного общества.
Кроме того, КПК накопила богатый опыт управления, разрешения внутренних противоречий и различных других проблем, а также решения международных политических отношений и экономической глобализации. Все это основные условия построения гармоничного общества.
Каковы основные характеристики гармоничного общества? Он поставит людей на первое место и сделает всю общественную деятельность полезной для существования, удовольствия и развития людей. В гармоничном обществе политическая среда стабильна, экономика процветает, люди живут в мире и с комфортом работают, улучшается социальное благосостояние.
Эти цели должны быть продемонстрированы в следующих областях:
По мере роста экономики уровень жизни людей должен постепенно повышаться. Поскольку сущностью гармоничного общества является изобилие, развитие страны должно перейти от умеренного благосостояния к благополучию и изобилию; от больших разрывов в доходах к сокращению разрывов; от борьбы с бедностью к ликвидации бедности.
В гармоничном обществе люди всех уровней уважают друг друга. Труд, знания, технология и капитал — все это факторы создания богатства, которые могут приносить прибыль и должны уважаться до тех пор, пока они вносят вклад в развитие общества. В гармоничном обществе должны быть честные, дружеские и гармоничные отношения и справедливая, честная и открытая конкуренция между членами общества, регионами и ведомствами. В таком обществе конкуренция оптимизирует распределение ресурсов, будет способствовать техническому прогрессу, повысит социальную производительность и повысит общую национальную мощь.
Гармоничное общество выступает за общую, скоординированную и устойчивую концепцию развития, обеспечивающую баланс интересов различных секторов. Пока мы следуем этой концепции научного развития, мы можем избавиться от социальных волнений и разрушения природных ресурсов, которые обычно происходят в развивающихся странах. В этот период мы должны уделять внимание отношениям между человечеством и природой, должным образом защищать природные ресурсы, уменьшать загрязнение и прилагать усилия для повышения качества окружающей среды для обеспечения устойчивого развития.
В гармоничном обществе также должны произойти значительные улучшения в нравственности и образовании. Следует следовать стратегии укрепления нации посредством образования и сделать начальное и высшее образование всеобщим. Различные академические теории должны процветать. Китай придает большое значение образованию, особенно обязательному образованию. Центральное правительство запланировало освобождение от платы за обучение и субсидии для студентов в 592 бедных округах, включенных в национальную программу борьбы с бедностью, к 2007 году. Некоторые эксперты хотят распространить эту политику на бедные семьи как в городских, так и в сельских районах.
Кроме того, гармоничное общество также проявляется в постепенном совершенствовании правовой системы и стандартизации социального управления. Гармоничное общество – это общество с верховенством права, где существует упорядоченная рыночная конкуренция, строгий рыночный менеджмент и стандартное рыночное поведение. Нам предстоит большая работа в этих областях.
Мы должны осознавать тот факт, что построение гармоничного общества — это долгий и постепенный процесс. В настоящее время следует обратить внимание на следующие аспекты:
В первую очередь необходимо поддерживать устойчивое и быстрое экономическое развитие. Только постоянно развивая общественную производительность, непрерывно укрепляя народнохозяйственную мощь, постоянно повышая жизненный уровень людей, общество может развиваться гармонично.
Во-вторых, мы должны отстаивать принцип управления страной по закону и построения правовой системы для гармоничного общества. В соответствии с духом Конституции нам необходимо твердо поддерживать, поощрять и направлять частное экономическое развитие.
В-третьих, мы должны расширять возможности трудоустройства, снижать давление на рабочих мест и постепенно создавать совершенную систему социального обеспечения. Мы также должны проводить активную политику занятости. В то же время мы должны улучшить систему социального обеспечения, например, в пособиях по безработице, медицинских расходах и пенсиях.
Кроме того, мы должны повысить доходы низкооплачиваемых работников и увеличить размер среднего класса. Чтобы избежать поляризации и социальных противоречий, мы должны постепенно сокращать разрыв между доходами и уровнем жизни. Здесь ключ лежит в правительстве, на котором лежит непреложная обязанность помогать бедным. Таким образом, правительство должно увеличить свои возможности по борьбе с бедностью и свои финансовые вложения, чтобы действительно улучшить условия бедных семей и поднять их, чтобы они стали членами среднего класса.