Зачем нужна сегодня Азбука Морзе?
Зачем сегодня нужна Азбука Морзе?
29.08.2011
В очередной раз убедился, что абсолютно бесполезных знаний в нашей жизни не бывает. Никогда не угадаешь, где и что пригодится. Ну а теперь от лирики к истории.
Однажды я уже рассказывал о том, что будучи пацаном, я занимался в ДОСААФ и выучил там Азбуку Морзе. Если кто не в курсе, каждая буква или цифра в Азбуке Морзе имеет свою «напевку», иначе по другому их просто не возможно передавать и принимать на слух. Ни один радист не считает количество точек и тире для каждого знака. Каждую букву он слышит как слово или даже фразу. Я не буду утомлять вас подробным описанием, кому интересно — прошу заглянуть вот сюда.
Так вот, это было очень давно. Сегодня на дворе 21-ый век. Радио, телевиденье, интернет, сотовая связь — кому и зачем в наши дни может понадобиться Азбука Морзе? Мне понадобилась, таки я нашёл ей применение.
Негласное правило в среде айтишников гласит, что если кто-то при тебе набирает пароль на клавиатуре, то при этом ты должен отвернуться. Причём не просто отвести глаза потому, что ты и сам понимаешь, что так прилично, но именно физически повернуть голову в другую сторону. Человек рядом с тобой даже боковым зрением должен видеть, что ты не следишь за его руками в момент набора пароля. Кстати, это не бог весть какое высокопарное поведение, это норма нашего времени. Это как после туалета руки помыть, просто по-другому ну совсем, ну никак нельзя.
Так вот, на одной из моих работ был один мерзкий клиент и коллега, с которым мне приходилось частенько сидеть за одной клавиатурой и совместно решать проблемы. Я раз заметил, что он просекает, как я пароль набираю, другой раз… Ещё подумал, «Ах ты сцуко такое!», и сменил все свои пароли на работе.
Пароль не сложный, коротенькая фраза Азбукой Морзе… всего-то на пару десятков символов получился, состоящий в основном из одних точек и тире. В первый раз, когда он заметил, как я лихо отстукиваю как на ключе пароль на клавиатуре, он чуть не опупел от удивления. Он во все глаза смотрел на мои руки, а я при этом смотрел на его морду, думал меня как хомячка сейчас разорвёт со смеху.
Собственно очень полезный навык. Говорят, им ещё в тюрьме до сих пор пользуются, когда надо перестучаться по трубам или через стенку.
Что такое азбука Морзе и для чего она нужна? — БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Мёнезее — водохранилище, образованное на реке Мёне в 45 км к востоку от Дортмунда, в западной Германии. При плотине водохранилища работает гидроэлектростанция мощностью 7,04 МВт.
В мае 1943 г. британцы провели уникальный авианалёт на Германию. Операция носила название Chastise («наказание»). Они точными бомбовыми ударами сумели разрушить несколько дамб на немецких водохранилищах. В итоге оказалась затопленной значительная часть Рурского промышленного района.
После начала Второй мировой войны известный английский конструктор и изобретатель Бернс Уоллес предложил нетрадиционный способ подорвать экономическую мощь немцев.
Для этого следовало ударами с воздуха разрушить дамбы и плотины водохранилищ в промышленном Рурском районе, чтобы выпущенная из них вода затопила бы города и заводы, заодно прекратилась бы и работа ряда гидроэлектростанций. Для этого Уоллес выбрал гидросооружения на озёрах Мён, Эдер и Зорпе.Первый же расчет показал, что для разрушения массивной земляной насыпи, укрепленной бетоном (а именно такую конструкцию имели дамбы), необходимо 30 т взрывчатки. Из этого следовало, что обычными подходами задачу не решить — в то время не существовало бомбардировщика, способного поднять такую бомбу, а если требуемый заряд разделить на несколько более мелких бомб, то необходимое количество самолетовылетов возрастало многократно, так как точность бомбометания была не высока. Из этих рассуждений следовало, что заряд необходимо расположить в самом уязвимом месте дамбы. Уоллес рассуждал так: «Конечно, лучше всего взрывчатку расположить внутри насыпи, но практически этого добиться невозможно, а вот если заряд прижать к стене дамбы с напорной стороны, да еще и на оптимальной глубине, то потребная мощность взрыва значительно уменьшится. Дело в том, что массы воды, запасенные в водохранилище давят на дамбу и держат ее конструкцию в напряженном состоянии, а при взрыве вода ведет себя как несжимаемая среда, то есть ударная волна не будет впустую рассеиваться в пространстве, и значительная ее часть уйдет в стену плотины и вызовет ее разрушение. Произойдет так называемый «взрыв заряда с заделкой», который намного эффективнее взрыва «заряда без заделки». (Подобно тому, как взрывное устройство с оболочкой намного эффективнее такого же устройства, но без оболочки)».
Учитывая эти соображения, потребный вес заряда получался порядка 5 т тротила. Это была уже приемлемая цифра, но оставался вопрос: «Как его доставить в нужное место?» Классические бомбы не годились из-за малой точности бомбометания. Торпеда также не подходила из-за малого заряда взрывчатки, и, кроме того, дамбы были прикрыты противоторпедными сетями. Можно было направить весь бомбардировщик, начиненный взрывчаткой, в цель, но такую возможность Уоллес не рассматривал, по-видимому, из-за того, что в то время не существовало надежных средств управления подобными самолетами-снарядами.
В саду своего дома в Эффиндгеме Уоллес выкопал пруд, а на нём соорудил макет плотины в Мёне в масштабе 1:50 и подорвал его двумя зарядами, заложенными в основе плотины. Уже взрыв первого привёл к появлению трещин, второй создал высокое гидравлическое давление и разрушил тело плотины. Следующий эксперимент провели в присутствии представителей ВВС в Уэллсе на дамбе, построенной на небольшом озере, которая была в пять раз меньше плотины в Мёне. После двух взрывов в ней возникла дыра, в которую хлынула вода. Теперь военные убедились в действенности предложения изобретателя и приступили к его реализации.
Суть механизма заключалась в следующем: бомба раскручивалась до 500 об\мин в сторону, обратную направлению движения и на скорости ~220 миль в час сбрасывалась на воду. Расчётная высота сброса была 60 футов (ок. 20 метров), расстояние до цели порядка 425 ярдов (ок. 400 метров), то есть сложностей пилотам хватало. Упав на воду, бомба начинала подпрыгивать, несясь к дамбе и, достигнув её, тонула, прижимаясь к стене (для этого бомбу и следовало закручивать). Достигнув глубины примерно 10 метров, происходил взрыв.
Командир эскадрильи Гай Гибсон с экипажем перед взлетом возле своего «Ланкастера» В Мк. III
Сначала идеи Уоллеса не вызывали восторга у политического и военного руководства страны, но после проведения многочисленных опытов было показано, что проект скачущей, вращающейся бомбы вполне работоспособен и ими вполне можно разрушить дамбы и тем самым нанести Германии ощутимый ущерб. К 1943 году британское руководство это осознало, и работам доктора Уоллеса был дан высший приоритет.
Работы резко ускорились и после проведения многочисленных опытов, направленных на отработку прочности конструкции, методов прицеливания и сброса и т. д., определился окончательный облик нового оружия. Бомба представляла собой цилиндр, диаметром 1240 мм, длиной 1524 мм и общим весом 4200 кг, из которых 1203 кг приходилось на стальную оболочку, а 2997 кг на мощную взрывчатку RDX. (Конечно, вес заряда был меньше потребных 5 тонн, но во-первых, мощность взрывчатки была больше, чем в первоначальных прикидках, а во-вторых, попадания двух бомб должно было хватить для разрушения дамбы).
Ось цилиндра располагалась горизонтально, перпендикулярно направлению полета. Цилиндрическая часть бомбы изготавливалась из стального листа толщиной примерна 18 мм, соединенного сваркой, а с торцов он закрывался стальными крышками, в которые заделывалась ось и устанавливались гидростатические и ударные взрыватели. Гидростатический взрыватель подрывал бомбу после того, как она погружалась на оптимальную (примерно 9 м) глубину, а ударный взрыватель срабатывал в том случае, если бомба по каким-либо причинам оказывалась на поверхности земли.
Для обеспечения безопасности самолета взрыватель устанавливался с задержкой — до 1 мин. Крышки крепились к корпусу на болтах. Данная конструкция обеспечивала необходимую прочность при ударах об воду и о парапет плотины. Перед сбросом бомба раскручивалась до 500 об/мин., причем направление вращения и его скорость были определены после многочисленных экспериментов. Вращение позволяло решить следующие задачи: обеспечить стабилизацию и устойчивость бомбы после сброса, обеспечить хорошие условия для отскакивания бомбы от воды и, наконец, в случае вылета бомбы на парапет плотины благодаря вращению она скатывалась на напорную сторону дамбы, что и было предусмотрено проектом.
Нужно заметить, что существуют некоторые разночтения в названии этого оружия. В большинстве источников оно называется Upkeep или Dam Buster — разрушитель дамб. В дальнейшем будут применять оба этих названия.
«Прыгающие бомбы» Барнса Уоллеса прикрепленные к «Ланкастеру»
«Dam Buster»
В качестве носителей Upkeep был выбран тяжелый бомбардировщик «Ланкастер» В Мк.III — единственный в то время самолет в Королевских ВВС, обладавший достаточной грузоподъемностью и дальностью полета. Конечно, для подвески нового оружия необходима была существенная доработка самолета: В первую очередь снимались створки и часть обшивки бомбоотсека. На оставшихся силовых элементах самолета монтировалось всё необходимое оборудование. Бомба подвешивалась на двух V- образных стойках, которые крепились на шарнирах к силовым элементам фюзеляжа и могли раздвигаться в стороны. При подвеске бомбы её ось входила в подшипники, расположенные на стойках, и запиралась гидравлическими замками. Одна из стоек имела шкив, диаметром 432 мм с перекинутым через него ремнем. Привод Upkeep мог быть выполнен в двух вариантах. По первому варианту — ремень приводился в движение от гидромотора, который располагался на деревянном настиле на крыше бомбового отсека. С его помощью бомба раскручивалась до необходимой скорости за несколько минут до применения. При сбросе гидравлические замки раскрывались, освобождая ось бомбы, и стойки раздвигались в стороны с помощью четырех простейших пружинных механизмов.
По другому варианту — привод осуществлялся от электромотора, который располагался спереди от бомбоотсека, под полом кабины экипажа. Это решение, по-видимому, более рационально, так как не занимает место в центроплане крыла. С целью облегчения самолета с него снималась верхняя пулеметная установка, а также некоторое второстепенное оборудование. Но несмотря на принятые меры летные данные Ланкастера заметно снизились: упала скорость и дальность полета, ухудшилась управляемость.
Предварительными расчетами было определено, что бомбу необходимо сбросить при скорости 345 км/ч, с высоты 18,5 м, а расстояние до цели в этот момент должно составлять 390,125 метров. Это расстояние Ланкастер пролетал за 4 секунды! При соблюдении этих (нужно сказать весьма жестких) условий Бомба должна была совершить несколько скачков по воде и на излете удариться в надводную часть дамбы, а затем скатиться на её напорную сторону.
Для практического выполнения этих требований необходимо было найти способ измерения малых высот полета и дальности до цели. Обычные средства — барометрические или радиовысотомеры, а так же бомбовые прицелы для этого не годились — слишком мала была высота полета. Но несмотря на трудности, были найдены весьма простые и остроумные решения этих проблем. Так для контроля высоты полета на самолет устанавливались два прожектора. Причем прожектор, установленный в носу был направлен вертикально вниз, а установленный в хвосте — под определенным углом к вертикали, таким образом, чтобы лучи этих прожекторов пересекались на расстоянии 18,5 м от самолета. Во время полета прожекторы давали два пятна на поверхности воды, а штурман, наблюдая за ними выдавал команды пилоту на корректировку высоты полёта. Когда пятна сливались -требуемая высота была достигнута. Последующие учебные полеты подтвердили правильность предложенного способа — после некоторой тренировки пилотам удавалось без особого труда поддерживать необходимую высоту на боевом курсе.
Дистанция сброса определялась следующим способом: Дело в том, что на гребнях дамб, как раз посередине, были построены по две башенки. Их и решили использовать для прицеливания. Расстояние между башенками было известно (его определили по аэрофотоснимкам), что позволило изготовить простейший дальномер, Он представлял собой фанерный треугольник, в одной из вершин которого был установлен глазок, а в остальных — вбиты гвоздики, с таким расчетом, чтобы башенки и гвоздики совпали как раз на требуемой дистанции сброса. Таким образом пилот с помощью штурмана выдерживал высоту полета и направлял самолет на середину плотины, а бомбардир работал с «дальномером» и производил сброс Upkeep.
Причем проделать всё это нужно было в ночных условиях, на малой высоте, с включёнными прожекторами и при весьма вероятном противодействии противника. Что и говорить, требования к пилотам были высочайшие — поэтому для выполнения специальных задач из асов Бомбардировочного командования Королевских военно- воздушных сил была создана специальная 617-я эскадрилья.
«Соединение «Ланкастеров» в полете»
В процессе подготовки к ударам по дамбам личный состав много и упорно тренировался. Особое внимание уделялось ночным полетам, полетам на малой высоте, отрабатывались навыки бомбометания бомбами Upkeep, а также полеты с огибанием рельефа местности. Принимались необходимые меры для соблюдения секретности проводимых работ, ведь от этого зависел не только успех задуманной операции но и жизнь участвующих в ней экипажей.
Налет
В феврале 1943 г. сформировали эскадрилью бомбардировщиков «Ланкастер», командиром которой назначили полковника Гая Гибсона. Она базировалась на аэродроме в Скемптоне. Официально там занимались обычным обучением экипажей, но о том, как они проводили время на самом деле, не знали даже некоторые штабисты. А немцев не насторожили полёты в район Рура самолётов-разведчиков, наблюдавших за изменениями уровня воды в водохранилища и озёрах и позициями зенитчиков
Между тем, ещё в 1939 г. обер-бургомистр Рура Дильгарт просил командование вермахта усилить противовоздушную оборону дамб и плотин и неоднократно повторял подобные обращения, указывая, что противник постарается нанести по ним удар именно в мае. А экипажи «Ланкастеров» усиленно тренировались, осваивали полёты на сверхмалых высотах, чем раздражали местных жителей. Лунные ночи имитировали днём, закрывая фонари кабин жёлтым оргстеклом и выдавая лётчикам синие очки.
Английский специально переоборудованный бомбардировщик «Ланкастер» В.МКIII (1943): «сухой» вес — 16,8 т, взлётный — 28 т, скорость — 432 км/ч, вооружение: восемь пулемётов калибром 7,7 мм, 6,5 т бомб, мощность 4-двигательной силовой установки — 6500 л.с., потолок — 6600 м, дальность полёта — до 2800 км, длина — 21 м, размах крыла — 31,1 м, площадь крыла — 119,5 м2, экипаж — семь чел. Построено 7377 самолётов этого типа разных модификаций.
Перед сбросом заряда следовало заходить на цель, удерживая 30-тонный бомбардировщик в 18 м от поверхности воды. И это без точных высотомеров, да ещё в темноте и, возможно, в тумане. Пришлось импровизировать — в носу и хвосте самолётов установили обращённые друг к другу и вниз прожекторы, чьи лучи сходились в 18 м под брюхом самолёта. Однако их свет демаскировал машины и облегчал работу наводчиков немецких зениток.
В начале мая 1943 г. полковник Гибсон получил переоборудованные для подвески внушительных мин «Ланкастеры», 13 мая доставили сами боеприпасы весом по 4190 кг. Их снарядили взрывчаткой повышенной мощности, штурманы нанесли на карты последние данные об обстановке в Руре.
Гибсон спланировал налёт тремя волнами. Сам взялся вести девять бомбардировщиков на южные объекты, егозаместитель Манро должен был направить пять машин на северные, ещё пять выделили в резерв, они должны взлетали через 2 ч после основных сил. Если последним не удастся разрушить дамбы в Мёне, Эдере и Зорпе, это сделают резервисты, а в случае успеха они сбросят заряды на небольшие плотины в Швельте, Эннерпе и Димле
Атака крупнейших немецких дамб была проведена 16 мая 1943 года. Эта дата была выбрана потому, что в это время водохранилища были полностью заполнены после весеннего таяния снегов, а ночью светила полная луна, что должно было облегчить действия атакующих экипажей.
Самолеты начали взлетать в 20 часов 30 минут с авиабазы Скэмптон. Взлетавшие самолеты были разбиты на три волны. Для первой волны, состоящей из 9 бомбардировщиков, основной целью являлась дамба «Мёне» (Möhne), а дамба «Эдер» была запасной целью. Для 5 самолетов второй волны основной целью была дамба «Зорпе» , а запасной -»Энерпе». Пять самолетов третьей волны были выделены в подвижный резерв. Их задача состояла в нанесении дополнительного удара по любой из целей по вызову командира, а если всё сложится удачно, то атаковать дамбу «Листер», которая являлась для них запасной целью.
Первая волна двигалась к цели на малой высоте разомкнутым строем . При этом маршрут полета обходил известные позиции зенитной артиллерии и аэродромы ночных истребителей. Несмотря на принятые меры, на маршруте, был потерян один самолет. После прибытия в район цели самолеты некоторое время кружились над водохранилищем чтобы подождать отставшие экипажи.
Первый самолет атаковал дамбу «Мёне» и добился хорошего попадания: бомба хотя и выскочила на парапет, но всё-таки скатилась на напорную сторону и там взорвалась. Плотина однако устояла. Цель прикрывали примерно 10 зениток, которые вели прицельный огонь, но первый самолет повреждений не получил.
После того как вода в озере успокоилась, в атаку вышел второй самолет. Ему повезло меньше — но боевом курсе он был подожжен зенитным огнем. Бомба была сброшена, но она перескочила гребень дамбы и упала с другой стороны на подстанцию, которая и была уничтожена последовавшим взрывом. Однако само тело дамбы от этого получило незначительные повреждения — пробоины не было. Пилот горящего самолета пытался набрать высоту, чтобы экипаж мог выброситься с парашютами, но не успел — баки взорвались и машина рассыпалась в воздухе.
Третий самолет во время атаки получил два снаряда в правое крыло, но пожара не было — поврежденный бензобак был пуст. Несмотря на повреждения, бомба была сброшена весьма удачно — взрыв потряс дамбу, но она всё-таки устояла. Пришлось выводить в атаку четвертый бомбардировщик. Гибсон постарался прикрыть и его, даже включил аэронавигационные огни. Теперь поднятый взрывом столб воды закрыл плотину, но и на этот раз она осталась невредимой. После захода пятого «Ланкастера», члены его экипажа хорошо видели, как плотина стала разваливаться, и через образовавшуюся в ней пробоину в долину хлынул настоящий водопад из 134 млн т воды, движущихся со скоростью 200 км/ч. В штаб пошло слово «ниггер»…
Дамба Möhne на следующий день после налета
Оставшиеся три самолёта с бомбами были перенацелены на дамбу «Эдер». К счастью там не было зениток, но она лежала глубоко в складках холмов, что требовало более искусного пилотирования, кроме того в долине стоял туман. Поэтому с первых шести заходов пилоты не смогли сбросить свои бомбы. И только с седьмого захода Апкип был сброшен, но сброшен неудачно — он выскочил на парапет и взорвался без какой либо задержки. Атакующий самолет не успел отойти на достаточное расстояние и был поврежден взрывом. Он ещё некоторое время держался в воздухе, но потом рухнул на землю, похоронив с собой экипаж.
Второй самолет сбросил бомбу со второго захода и она легла удачно, но дамба выдержала взрыв.
Третьему самолету так же пришлось выполнить несколько заходов, прежде чем удалось атаковать. Бомба попала в цель и пробила стену плотины. Вода ринулась вниз по долине — дамба «Эдер» была уничтожена. Таким образом первая волна поразила основную и запасную цели, потеряв при этом три самолета.
Хуже обстояли дела у второй волны, которая должна была атаковать дамбу «Зорпе». Из пяти самолетов два были вынуждены повернуть назад: один самолет был поврежден на маршруте зенитками, а второй зацепил брюхом за волны и потерял бомбу. Два других самолета были сбиты на подходе к цели. И только пятый бомбардировщик сумел атаковать цель — его бомба выбила примерно 15 метров парапета, но дамба устояла — пробоины не было. На помощь были вызваны три самолета резервной волны. Один из них был сбит на пути к цели, а второй прибыл к дамбе когда она закрывалась туманом. После десяти (!) заходов бомба была сброшена и попала в цель. Плотина треснула, но всё-таки устояла. Третий резервный самолет прибыл позднее и не смог атаковать дамбу из-за сгустившегося тумана.
Два оставшихся резервных самолета были направлены к запасным целям: дамба «Эннерпе» получила попадание, но устояла, а самолет, направленный к дамбе «Листер» был сбит. На обратном пути один из самолетов первой волны получил повреждение от зенитных орудий и выполнил вынужденную посадку на воду в море между Англией и Голландией. После рассвета часть экипажа была спасена.
Разрушенная дамба «Мен» спустя четыре часа после налета
Результаты
Командующий бомбардировочной авиацией Харрис доложил премьеру Черчиллю о выполнении задания. Вскоре самолёты-разведчики доставили фотографические доказательства — на снимках было видно, что вода вышла из Мёна и Эдера.
Самым важным результатом атаки стало отвлечение рабочих для ремонта дамб со строек пресловутого «Атлантического вала». Немцы бросили туда 20000 человек (большей частью пленных), что позволило им отремонтировать дамбы «Мёне» и «Эдер» к осенним дождям.
Доктор Шпеер, бывший министр вооружений Германии, в своих мемуарах признал высокую эффективность проведенной операции, и признался, что весьма опасался повторного удара, который можно было бы провести во время проведения восстановительных работ. Если бы в это время строительные леса, окружавшие пробоины, забросали обычными зажигательными бомбами, то ремонт дамб был бы сорван или существенно задержан.
Взорванная дамба «Эдер» на следующий день после налета
Повторные атаки с помощью Upkeep не проводились. Самым обидным (если не считать гибели людей) было то, что вся эта большая подготовительная работа была направлена на создание «одноразового оружия». Скачущие бомбы предназначались для поражения плотин, ни на что другое они не были годны, поэтому простейшими мероприятиями их эффективность могла быть сведена к нулю. Можно было просто добавить зенитных орудий для перекрытия дамб (тем более теперь артиллеристы знали откуда ждать опасности и могли заранее пристрелять пути подхода бомбардировщиков), а можно было выставить аэростаты заграждения, что обошлось бы дешевле и не потребовало бы привлечения большого количества личного состава. Кроме того было упущено время для повторной атаки -луна уменьшилась и наступило лето, когда водохранилища не так полноводны. Но как бы там ни было, разрушение дамб вошло в историю как наиболее интересная и широко известная публике операция Королевских военно-воздушных сил — операция Chastise.
После войны англичане заполучили немецкие документы, из коих следовало, что жертвами налёта стало 125 разных предприятий, 25 мостов, залило 8 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, погибло 6,5 тыс. голов скота. Пострадали аэродромы с находившимися на них самолётами и ангарами, несколько электростанций — жилые дома и заводы остались без энергии. Утонуло 1294 человека, в основном военнопленных, которых немцы оставили в штатах и за колючей проволокой концлагерей. По некоторым сведениям , разлившаяся в Рурской области вода унесла жизни семисот угнанных в Германию на принудительные работы украинских женщин.
Вернувшиеся на аэродром британские лётчики стали национальными героями, 34 были награждены орденами, в том числе «Крестами за выдающиеся заслуги» и «Крестами за лётные заслуги», а их командир Гибсон стал кавалером высшего ордена Британской империи, «Креста Виктории», учреждённого королевой Викторией в 1856 г., которым отмечают только подвиги в военное время.
27 мая король Георг VI посетил ставшее знаменитым подразделение и утвердил его эмблему. На ней были изображены разрушенная плотина с хлещущей из неё водой и девиз «После нас хоть потоп!»
Так завершилась уникальная операция, проведённая британскими авиаторами и разведчиками, в результате которой экономике воюющей Германии и, прежде всего, военной, был нанесён значительный ущерб. А по способу её выполнения — создания искусственного наводнения, её с полным правом можно назвать единственной в своём роде.
Пилоты 617 эскадрильи в 1943 году, после операции Chastise
Так как одним из мест таких тренировок была плотина на водохранилище Деруэнт (Derwent) в Дербишире, то именно здесь в мае 2013 года состоялись торжества по случаю 70-летия этой знаменитой операции. Ради исторической даты в воздух поднялся бомбардировщикLancaster, точно такой, какие участвовали в операции, единственный в Европе летающий экземпляр.
Самыми почетными гостями были двое из троих ныне здравствующих участников операции Chastise — 91-летний британец Джордж «Джонни» Джонсон и новозеландец Лесли Манро. Из ветеранов эскадрильи был также авиамеханик Сирил Гослинг, который не мог сдержать слез, возлагая венок к мемориалу своих боевых друзей.
Чтобы соблюдать нужную сверхмалую высоту, был придуман своеобразный способ — на фюзеляже крепились два прожектора, лучи которых были направлены в сторону друг друга. Когда оба луча сходились в одну точку — это означало, что достигнута оптимальная для бомбометания высота. А в правом нижнем углу задорно скачет в сторону плотины та самая «bouncing bomb».
16 мая 2013 года. Бомбардировщик Lancaster готовится к вылету
В кабине пилотов
Летчик совершил пролет над плотиной, так же, как это делали в 1943 году на учениях летчики 617 эскадрильи.
Последний британский участник операции Chastise Джордж «Джонни» Джонсон с дочерью Сэра Барнса Уоллиса, конструктора «прыгающих» бомб.
Старший авиамеханик 617 эскардильи Сирил Гослинг
Lancaster вечером того же дня, на памятной церемонии
https://masterok.livejournal.c…
Азбука Морзе. Для чего нужна азбука Морзе ⋆ Детский мир
Азбука Морзе была разработана Сэмюэлом Ф.Б. Морзе в 1940-х годах (до изобретения телефона) для передачи сообщений по телеграфу в виде электрических импульсов. На другом конце они «пропечатывались» как вмятинки на бумажной ленте. Азбука Морзе до сих пор используется. Все буквы, числа и сигналы (как, например, «конец связи») могут быть произведены с помощью коротких и длинных звуков, вспышек, миганий и знаков. Короткие сигналы – это точки, а длинные – это тире.
Учим азбуку Морзе
Для спасения существует сигнал SOS, что является сокращением от английского Save Our Souls (Спасите наши души), – просьбы о помощи. В коде Морзе это будет:
Точка, точка, точка (… S). Тире, тире, тире (— О). Точка, точка, точка (… S)
Помни, что такой сигнал можно подавать с помощью фонарика или включением света. Или, если тебя заперли или завалили, ты можешь выбить это по металлическим трубам или постучать по стене (и люди будут знать, что ты не просто проводишь ремонтные работы). Ты можешь это просвистеть, если находишься в диких местах. Или прогудеть клаксоном автомобиля или лодки. Никогда не знаешь, когда может пригодиться азбука Морзе, поэтому лучше все-таки ее выучить заранее. В жизни она может когда-нибудь понадобится.
Если точка имеет продолжительность в одну единицу, то тире – это три единицы. Промежуток между буквами – три единицы. И если ты когда-нибудь используешь коды целых слов, то сделай между ними сем знаков пробелов или тишину. Если буква состоит из точек и тире, отделяй их одним знаком пробела.
Люди, знающие полностью азбуку Морзе, могут послать сообщения быстрее, чем эсэмэски на телефоне. Поэтому постарайтесь хорошенько ее запомнить, чтобы не путаться, когда придет время воспользоваться азбукой Морзе.
Внимание!
Используй сигнал SOS только при действительной необходимости. Никогда не подавай его, чтобы просто проверить, придут ли люди на помощь.
Ниже, расположена таблица, в которой показан весь алфавит азбуки Морзе. Постарайтесь запомнить все составляющие этого алфавита. Чтобы легко и быстро запомнить азбуку Морзе, может воспользоваться способом для скорейшего запоминания слов, описанного в этой статье.
Азбука Морзе
Интересные факты о азбуке Морзе
Азбука Морзе — система, предназначенная для кодировки и передачи сообщений. Она была разработана в ХIХ веке. Представляем интересные факты об азбуке Морзе.
Изобретатель
Создатель:
- Художник.
Создатель азбуки Морзе изначально интересовался искусством, а не наукой. Долгое время он зарабатывал на жизнь именно живописью.
- Причина создания.
В 1825 году Сэмюэл Морзе находился на заработках. Вскоре он получил известие о тяжелой болезни супруги и тут же отправился домой. К сожалению, он не успел, на момент приезда супруга была уже мертва. Дело в том, что тогда письма доходили до адресатов очень долго. После смерти жены Морзе задумался над тем, чтобы создать изобретение, которое позволило бы получать сообщения намного быстрее. Так спустя 13 лет появилась азбука Морзе.
- Процесс создания.
По задумке Морзе, изобретение должно было представлять собой карандаш, прикрепленный к рычагу на пружине. При подаче тока карандаш бы опускался и оставлял линию, а при отключении оставлял пробел. Морзе не хватало технических навыков, поэтому работа шла очень медленно. Тогда на помощь к нему американский промышленник Стив Вейл, который вложил деньги в разработку аппарата, который должен был передавать сообщения на расстояние, финансирование продолжил его сын Альфред Вейл.
Сокращения
Аббревиатуры:
Для ускорения обмена сообщениями были придуманы некоторые аббревиатуры:
- Английские сокращения.
В Англии широко используются аббревиатуры: GM (good morning, то есть «доброе утро»), GN (good night, то есть «спокойной ночи») и другие.
- Російські скорочення.
В России наиболее часто используются такие коды: ЗДР («здравствуйте), R («вас понял») и PSE (происходит от «Please», что в переводе означает «пожалуйста»).
- Числовые коды.
Для очень быстрой передачи информации придумали числовые коды. Например, число 73 в азбуке Морзе означает «с наилучшими пожеланиями».
- SOS.
Международный сигнал бедствия SOS принято расшифровывать как «спасите наши души», «спасите наш корабль» и так далее. На самом деле, все эти фразы были придуманы для лучше запоминания сигнала. В азбуке Морзе сигнал SOS выглядит вот так: три точки, три тире, три точки.
Занимательные истории
Интересные истории:
- Алексис Касдагли.
Алексис Касдагли — британский майор, который во время Второй Мировой войны находился в заключении в нацистском лагере. Чтобы полностью не потерять рассудок, он решил вышивать полотна крестиком. Так, выдергивая нитки из старой одежды, он сумел вышить символы стран-участниц Второй Мировой войны. Надзиратели лагеря не отобрали полотно, а наоборот, повесили его на стене. Они считали, что это показывает величие и власть нацистов, а также свидетельствует о порядке. Но надзирателя не заметили, что рамка была сделана с помощью символов азбуки Морзе. Там было написано «Боже, храни короля» и нелицеприятное мнение Алексиса о Гитлере. Стоит сказать, что Касдагли вернется на Родину живым и проживет до глубокой старости.
- Колумбия.
В 2011 году колумбийские солдаты и полицейские были взяты в плен повстанцами. Чтобы поднять боевой дух солдат, власти придумали следующее. Так как пленники не имели доступа к новостям, но могли слушать радио, специально для них был записан хит на азбуки Морзе, в котором говорилось о том, как обстоят дела в стране и сколько человек уже удалось спасти. Также звучали различные призывы не падать духом. Данный хит был в ротации несколько месяцев на всех радиостанциях Колумбии.
Рекорды
Статистика и рекорды:
- Сложно ли выучить азбуку Морзе?
Радиолюбители утверждают, что на изучение азбуки Морзе не уйдет много времени. Почти каждый человек за срок от двух до шести месяцев может освоить передачу сообщений со скоростью 70-90 слов в минуту.
- Средняя скорость.
Морзянкой пользуются и в наше время. Ее знают авиапилоты всех стран. Средняя скорость радиста — 80 слов в минуту.
- Рекорд.
Рекордная скорость — 310 знаков в минуту.
Занимательная информация
Другие факты:
- Обязательное изучение.
В школах авиации азбуку Морзе изучают на обязательной основе, так как это самый доступный способ передать информацию в случае выхода техники из строя. Также азбуку Морзе изучают в некоторых военных училищах.
- Первое сообщение.
Первое сообщение, закодированное с помощью азбуки Морзе, было отправлено 24 мая 1844 года в Балтимор из Вашингтона. Сообщение представляло из себя последнюю строчку библейского стихотворения, которая в переводе на русский язык означает «Вот что творит Господь».
- Название.
Система кодирования начала называться азбукой Морзе после Первой Мировой войны, когда и начала широко использоваться.
- Единица времени.
В системе кодирования единица времени — это длительность звучания одной точки. К примеру, длительность тире равна трем точкам.
- Паузы.
Паузы также передаются точками. Например, пробел между элементами одного символа выглядит как одна точка (занимает столько же времени, сколько длится передача точки), между символами в слове — 3 точки, а между словами — 7 точек.
Полезности для вебмастеров и не только — xBB.uz
31.01.2015: Пессимизация. Что это такое и как избежать?
28.01.2015: 5 инструментов продвижения, которые больше не работают
26.01.2015: Простой способ прогнозировать посещаемость сайта
23.01.2015: Что такое верстка сайта и ее виды
21.01.2015: Объем контента сайта и его влияние на позиции в поисковой выдаче
Для вебмастеров
Пессимизация. Что это такое и как избежать?
Одним из популярных способов продвижения является оптимизация текстового контента под поисковые системы. Это объясняется достаточно высокой эффективностью и относительной простотой. Но часто случается, что веб-мастера чрезмерно увлекаются оптимизацией текстов. Как результат, можно наблюдать переспам ключевых слов или другие злоупотребления. За такие проступки поисковые системы предусматривают наказание, именно оно имеет название пессимизация.
5 инструментов продвижения, которые больше не работают
28.01.2015Поисковая оптимизация динамично развивается и при ее проведении нужно быть очень аккуратным. Те инструменты, которые недавно работали и давали результаты, могут оказаться бесполезными и вредными. Бывает и наоборот, когда методы, за которые можно было получить наказание от поисковых систем, начинают эффективно работать. Соответственно, оптимизатор должен всегда находиться в курсе тенденций и понимать, какие способы продвижения можно использовать.
Простой способ прогнозировать посещаемость сайта
26.01.2015Узнать будущую посещаемость сайта легко. Но зачем это делать? Если вы собираетесь использовать сайт как рекламную площадку, то еще до того, как приступать к его созданию, вам необходимо понять, сколько людей будут заходить на сайт в будущем. Вы оцениваете видимость сайта и потенциальный трафик по каждому из интересующих вас запросов, и на основании полученной информации создаете семантическое ядро. Это научный подход, который приносит результаты.
Для программистов
Программируем на R: как перестать бояться и начать считать
28.11.2014Возможно, вас заинтересовала проблема глобального потепления, и нужно сравнить погодные показатели с архивными данными времен вашего детства. Калькулятором тут не обойтись. Да и такие программы для обработки электронных таблиц, как Microsoft Excel или Open Calc, пригодны только для простых вычислений. Придется изучать специализированный статистический софт. В этой статье мы расскажем об одном из популярнейших решений — языке программирования R.
Smart Install Maker. Создаем установщик
23.11.2014Появляется все больше инди-разработчиков, которые создают собственное программное обеспечение для компьютеров. Однако, чтобы продукт выглядел качественным, необходимо продумать все до мелочей, в том числе и систему установки программы. Тратить время на написание собственных инсталляторов никто не хочет, поэтому на рынке появляется все больше специализированных утилит, которые все сделают за вас. Они дают целевому пользователю то, что ему необходимо.
Функции в языке программирования C++
Функцией называют обособленный модуль программы, внутри которого производятся некоторые вычисления и преобразования. Помимо непосредственных вычислений внутри данного модуля могут создаваться и удаляться переменные. Теперь расскажем о том, из каких основных частей состоит функция в C++. Самая первая часть — это тип возвращаемого значения. Он показывает, что будет передавать функция в основную программу после своих внутренних преобразований…
Для других IT-специалистов
Роль дизайна в разработке пользовательских интерфейсов
23.11.2014Разработка программного обеспечения — сложный, трудоемкий процесс, требующий привлечения экспертов разного профиля. Команда опытных программистов способна создать систему, удовлетворяющую любым техническим заданиям заказчика. Однако зачастую вне зоны внимания остается существенный вопрос: а насколько привлекательна разработанная система для пользователя? К сожалению, на сегодняшний день разработчики не всегда готовы дать внятный ответ на этот вопрос.
Аренда программного обеспечения
13.11.2014В последнее время на рынке IT-услуг все большую популярность набирает услуга аренды серверных мощностей с размещенным на них программным обеспечением. Суть услуги состоит в том, что заказчику предоставляется доступ к необходимому программному обеспечению по модели «бизнес-приложения» в аренду. Базы пользователей располагаются на серверах в специально оборудованном дата-центре. Пользователи работают в программе через удаленный рабочий стол.
Машина трехмерного поиска
09.11.2014Поисковые машины, без которых немыслим современный интернет, еще довольно ограничены. Можно искать слова, изображения, а в последние годы и мелодии (по фрагменту, проигранному перед микрофоном). Но как найти, например, аромат яблока? Технологии цифровой обработки запахов пока не очень развиты. Однако есть прогресс в другом направлении — стал возможен поиск 3D-объектов. И судя по растущему количеству 3D-принтеров, это будет востребованный сервис.
Для других пользователей ПК и Интернет
YouTube и раритетные видеозаписи. Часть 2
19.01.2015У скачанного файла *.MP4 напрочь отсутствует звук. Это просто кусок видеопотока, совершенно не проиндексированный, с некорректным заголовком. В Ubuntu воспроизвести его может лишь Gnome MPlayer, да и то без перемотки, без задействования пауз, строго подряд и непрерывно. Из всех бесплатных редакторов, доступных для Ubuntu Linux, переварить такое видео согласился лишь OpenShot. Импортировал и разместил на TimeLine (в области монтажа) без проблем.
YouTube и раритетные видеозаписи
17.01.2015В давние времена много чего записывалось на древние видеокассеты (VHS), большие плоские коробки с рулоном плёнки внутри. Затем контент оцифровывался и попадал на сервис YouTube, ставший для меломанов одним из основных источников добычи старых видеоклипов и концертов. Но пришла беда. Теперь почти все средства скачивания предлагают для загрузки лишь «360p». Этого разрешения хватит для просмотра разве что на маленьком экране телефона в четыре дюйма.
Биржи контента. Ситуация к началу 2015 г. Обзор и тенденции. Часть 2
14.01.2015Требования к качеству статей неуклонно растут. Хозяева бирж приспосабливаются к этому по-разному. Кто-то хитрит и придирается к чему может. Кто-то снижает уникальность из-за одного единственного технического термина в статье. А кто-то, не в силах придумать благовидные способы, просто блокирует и грабит пользователей. Во-вторых, биржи контента всё больше ориентируются на выполнение заданий, а продажа готовых статей становится второстепенной.
Для мобильных пользователей
Обзор смартфона Lenovo S580
26.11.2014В этой статье подробно рассмотрен очередной смартфон Lenovo. Одним из направлений компании является выпуск смартфонов в доступном ценовом сегменте и с достойными характеристиками. Такой моделью и является S580. Качественный дисплей, хорошая камера, нестандартные 8 Гб памяти и производительный процессор обрекают этот смартфон на успех. В ближайшие месяцы он станет хитом продаж. Рассмотрим его внешний вид, функционал, характеристики, время работы.
Firefox OS глазами пользователя. Часть 2
22.11.2014К данному моменту Firefox OS вполне стабильна (по-настоящему) и вполне пригодна для использования теми, кому от смартфона нужны лишь базовые умения. Звонить умеет, Wi-Fi работает, смотреть видео и фотографии можно. Однако о покупке телефона с Firefox OS лучше не думать до тех пор, пока в местных магазинах не начнёт рябить в глазах от таких аппаратов. Ведь тогда и хороший выбор приложений появится, и дизайнеров Mozilla отыщет и на работу примет.
Firefox OS глазами пользователя
22.11.2014Мировосприятие многих сторонников Open Source основано на перманентном ожидания новинок. Когда-нибудь что-то разработают, выпустят, допилят, обвешают плюшками — реальность состоит лишь из надежд на счастливое будущее в заоблачных далях. Мы же в эти самые дали слегка заглянем и посмотрим на Firefox OS глазами ординарного пользователя. После чего, возможно, какие-то надежды развеются и растают, однако истина дороже. Рассматривать будем релиз 2.0.
Все публикации >>>
Последние комментарии
Все комментарии >>>
История Азбуки Морзе — История вещей
Все мы слышали об Азбуке Морзе, которую более века использовали военные и гражданские специалисты в области связи. Изобрел ее американец Сэмюэл Финли Бриз Морзе в 1838 году.
Вначале она применялась в специальных телеграфных аппаратах (которые к слову тоже изобрел Сэмюэл Морзе) для осуществления передачи и приема сообщений посредством телеграфной связи. На одном конце провода находился передатчик, так называемый телеграфный ключ, а на другом – электромагнитный приемник, который осуществлял управление механизмом, пишущим на бумажную ленту.
Данный аппарат практически в неизменном виде просуществовал с конца 30-х годов XIXстолетия до середины XX века. Да, конечно, он модернизировался с развитием научно-технического прогресса, но основная технология не менялась.
Азбука Морзе представляет собой телеграфный код. Каждая буква алфавита, цифра или знак обозначаются серией коротких или длинных включений электрического тока. Короткие включения — это точки, длинные – тире.
В телеграфии неравномерный код Морзе был заменен равномерным кодом, однако даже в настоящее время энтузиасты радиолюбители используют Азбуку Морзе для общения. Телеграфная азбука, «Морзянка» — так называют изобретение Сэмюэла Морзе.
Практически в любом учебном заведении, специализирующемся на телеграфной или радиосвязи, изучают Азбуку Морзе. Как говорят обучаемые, нет необходимости запоминать обозначения букв комбинациями точек и тире. Кроме того, преподаватели советуют этого не делать, а запоминать «звучания» букв и слов целиком, что позволяет быстрее освоить как саму азбуку, так и «работу на ключе».
Как же появилась идея создать специальный код для передачи информации, и с чего началась история Азбуки Морзе? В 1791 году в небольшом городке Чарльзтаун, который расположен на северо-востоке США, в семье священника Джедида Морзе родился Сэмюэл Морзе.
Высшее образование Морзе получил в Йельском университете, который входит в восьмерку лучших ВУЗов Америки. В это время основным родом его занятий была живопись, и в этом искусстве он подавал большие надежды. В 1811 году Сэмюэл отправился в Европу к Вашингтону Олстону для повышения профессионального мастерства. В 1813 году его картина «Умирающий Геркулес» была отмечена золотой медалью Лондонской королевской академии художеств. Однако спустя 2 года молодой художник возвращается в Новый Свет.
На родине Морзе продолжает заниматься живописью, и в 1825 году в Нью-Йорке им была основана Национальная академии рисунка, президентом которой он и стал.
В 1829 году Морзе снова едет в Европу. На этот раз целью его поездки является изучение произведений знаменитых художников, а также получение опыта в создании школ изобразительного искусства. В это же время все ведущие ученые Европы в своих лабораториях ставили опыты, основанные на принципах электромагнетизма и электромагнитной индукции, описанных в книге Майкла Фарадея. В те времена, использование свойств магнитных полей было подобно волшебству.
Кроме того, в 1832 году Морзе наблюдал за опытами изобретателя-электротехника Павла Шиллинга по созданию первого электромагнитного телеграфа, что сыграло немаловажную роль в истории создания Азбуки Морзе. Находясь под впечатлением от увиденного, Сэмюэл Морзе увлекся идеей возможности передачи информации по проводам посредством комбинации так называемых «искр».
Возвращаясь домой на корабле, Сэмюэл сделал пару эскизных чертежей будущего устройства. На протяжении трех последующих лет Морзе безуспешно пытался создать нормально работающий аппарат передачи информации по проводам.
Лишь к 1837 году, уже будучи профессором живописи Нью-Йоркского университета, ему удалось создать аппарат, который смог послать сигнал по проводам на расстояние чуть менее 520 метров.
Опыты Морзе привлекли внимание Стива Вейла, являющегося собственником промышленных предприятий в Америке, который в обмен на принятие в компаньоны к Морзе его сына Альфреда, согласился выделить помещения для проведения Сэмюэлом опытов, а также инвестировал в проект 2 тысячи долларов.
Спустя год после изобретения аппарата в 1838 году Морзе разработал свой всемирно известный код. Альфред Вейл также внес свой вклад, он добавил буквенные коды. В наши дни используется международный код Морзе, который был принят в 1939 году. Он представляет собой усовершенствованную азбуку Морзе, но даже оригинальный вариант кода находился в эксплуатации еще и в 60-е года ХХ века. Сэмюэл Морзе прославился благодаря своему изобретению, а его широкое внедрение в разные сферы принесло автору немалый доход.
Азбука Морзе. Краткая характеристика
Азбука Морзе — особый способ кодирования различных языковых знаков — букв, знаков препинания, а также цифр при помощи звуковых сигналов. Используется два вида сигналов: короткий обозначает точку, длинный — тире. Первоначально код Морзе использовали в телеграфе.
Азбука Морзе была изобретена американцем Самюэлем Морзе в 1838 году. Идея создать систему передачи информации посетила Самюэла после выхода книг М. Фарадея, а также опытов Шиллинга. Морзе работал над своим детищем более трех лет, пока его труды не увенчались успехом. Первый сигнал был послан им по проволоке, длина которой составляла 1700 футов. Эксперименты заинтересовали Стива Вейла, который и профинансировал опыты Морзе. Именно благодаря ему 27 мая 1844 года было отправлено первое связанное сообщение, текст которого звучал так: «Чудны дела твои, Господи».
Конечно, в течение времени система менялась и совершенствовалась. Окончательный вариант был предложен в 1939 году. Интересен тот факт, что азбукой Морзе сам код начали называть лишь с началом первой мировой войны. Именно в то время широкое распространение получил ее «континентальный» вариант.
Как и любая знаковая система, азбука Морзе имеет как преимущества, так и недостатки. Среди достоинств данного кода можно выделить такие, как возможность записывать и воспроизводить сигналы при помощи простейших устройств, возможность ручной кодировки, а также высокая защищенность от помех при условии приема сообщения на слух даже при наличии сильных радиопомех.
Что касается недостатков, к ним относятся низкая скорость телеграфирования, сам код малопригоден для буквопечатающего приема, да и к тому же на передачу одного такого знака требуется в среднем около 9-10 элементарных посылок, что довольно неэкономично.
Наиболее известный сигнал, который передает азбука Морзе – СОС. Данный сигнал разрешается подавать лишь в ситуациях, когда существует неминуемая угроза для жизни людей либо же судна на море. Несмотря на то, что сигнал SOS многие интерпретируют как «Save our souls» (переводится как «спасите наши души») или же, по словам некоторых, «Save our ship» (спасите наш корабль), это абсолютно не так. Данный вид сигнала был выбран лишь из-за своей простоты: три точки, затем три тире и снова три точки, что довольно легко запоминается.
Как запомнить все знаки, передаваемые при помощи азбука Морзе? Напевы – один из наиболее известных и простых способов выучить код Морзе.
Напевы представляют собой ритмическое проговаривание различных наборов тире и точек. При этом стоит отметить, что слоги, в состав которых входят такие гласные, как «а», «ы» или «о», обозначают тире, а остальные слоги, а также звук «ай» — точку.
К примеру, буква «и», состоящая из двух точек, заучивается с помощью напева слова «и-ди», а буква «к» (-.-) — с помощью словосочетания «кааак-же-тааак».
На сегодняшний день существует масса различных программ, с помощью которых можно изучить код Морзе, синтезировать сообщения, кодировать и декодировать информацию с помощью азбуки, а также потренироваться принимать и подавать сигналы Морзе при помощи света.
Несмотря на то, что в наше время существует масса новых систем и кодов передачи информации, азбука Морзе все так же популярна среди радиолюбителей.