Site Loader

Содержание

Измерения. Единицы измерения. Децибелы — универсальная мера

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЦИБЕЛ В РАДИОЭЛЕКТРОНИКЕ И ЭЛЕКТРОАКУСТИКЕ

ЧТО ТАКОЕ ДЕЦИБЕЛЫ?

Универсальные логарифмические единицы децибелы широко используются при количественных оценках параметров различных аудио и видео устройств в нашей стране и за рубежом. В радиоэлектронике, в частности, в проводной связи, технике записи и воспроизведения информации децибелы являются универсальной мерой.

Децибел — не физическая величина, а математическое понятие

В электроакустике децибел служит по существу единственной единицей для характеристики различных уровней — интенсивности звука, звукового давления, громкости, а также для оценки эффективности средств борьбы с шумами.

Децибел — специфическая единица измерений, не схожая ни с одной из тех, с которыми приходится встречаться в повседневной практике. Децибел не является официальной единицей в системе единиц СИ, хотя, по решению Генеральной конференции по мерам и весам, допускается его применение без ограничений совместно с СИ, а Международная палата мер и весов рекомендовала включить его в эту систему.

Децибел — не физическая величина, а математическое понятие.

В этом отношении у децибел есть некоторое сходство с процентами. Как и проценты, децибелы безразмерны и служат для сравнения двух одноименных величин, в принципе самых различных, независимо от их природы. Следует отметить, что термин «децибел» всегда связывают только с энергетическими величинами, чаще всего с мощностью и, с некоторыми оговорками, с напряжением и током.

Децибел (русское обозначение — дБ, международное — dB) составляет десятую часть более крупной единицы — бела

1.

Бел — это десятичный логарифм отношения двух мощностей. Если известны две мощности Р1 и Р2, то их отношение, выраженное в белах, определяется формулой:

Физическая природа сравниваемых мощностей может быть любой — электрической, электромагнитной, акустической, механической, — важно лишь, чтобы обе величины были выражены в одинаковых единицах — ваттах, милливаттах и т. п.

Напомним вкратце, что такое логарифм. Любое положительное

2 число, как целое, так и дробное, можно представить другим числом в определенной степени.

Так, например, если 102 = 100, то 10 называют основанием логарифма, а число 2 — логарифмом числа 100 и обозначают log10 100=2 или lg 100 = 2 (читается так: «логарифм ста при основании десять равен двум»).

Логарифмы с основанием 10 называются десятичными логарифмами и применяются чаще всего. Для чисел, кратных 10, этот логарифм численно равен количеству нулей за единицей, а для остальных чисел вычисляется на калькуляторе или находится по таблицам логарифмов.

Логарифмы с основанием е = 2,718… называются натуральными. В вычислительной технике обычно применяются логарифмы с основанием 2.

Основные свойства логарифмов:

Разумеется, эти свойства справедливы и для десятичных и натуральных логарифмов. Логарифмический способ представления чисел часто оказывается очень удобным, так как позволяет подменять умножение — сложением, деление — вычитанием, возведение в степень умножением, а извлечение корня — делением.

На практике бел оказался слишком крупной величиной, например, любые отношения мощностей в границах от 100 до 1000 укладываются в пределах одного бела — от 2 Б до 3 Б. Поэтому для большей наглядности решили число, показывающее количество бел, умножать на 10 и полученное произведение считать показателем в децибелах, т. е., например, 2 Б = 20 дБ, 4,62 Б = 46,2 дБ и т. д.

Обычно отношение мощностей выражают сразу в децибелах по формуле:

Действия с децибелами не отличаются от операций с логарифмами.

Нетрудно посчитать, что 1 дБ соответствует отношению мощностей примерно равному 1,259 или 26%.

2 дБ = 1 дБ + 1 дБ → 1,259 * 1,259 = 1,585;
3 дБ → 1,2593 = 1,995;
4 дБ → 2,512;
5 дБ → 3,161;
6 дБ → 3,981;
7 дБ → 5,012;
8 дБ → 6,310;
9 дБ → 7,943;
10 дБ → 10,00.

Знак → означает «соответствует».

Подобным образом можно составить таблицу и для отрицательных значений децибел. Минус 1 дБ характеризует убывание мощности в 1/0,794 = 1,259 раза, т. е. тоже примерно на 26%.

Запомните, что:

⇒ Если Р21 т. е. P2 /P1=1, то NдБ = 0, так как lg 1=0.

⇒ Если P2 > Pl, то число децибел положительно.

⇒ Если Р

2 1, то децибелы выражаются отрицательными числами.

Положительные децибелы часто называют децибелами усиления. Отрицательные децибелы, как правило, характеризуют потери энергии (в фильтрах, делителях, длинных линиях) и называются децибелами затухания или потерь.

Между децибелами усиления и затухания существует простая зависимость: одинаковому числу децибел с разными знаками соответствуют обратные числа отношений. Если, например, отношению Р21 = 2 → 3 дБ, то –3 дБ → 1/2, т. е. 1 / Р

21 = Р12

⇒ Если Р21 представляет степень десяти, т. е. Р21 = 10k, где k — любое целое число (положительное или отрицательное), то NдБ = 10k, так как lg 10k = k.

⇒ Если Р2 или Р

1 равно нулю, то выражение для NдБ теряет смысл.

И еще одна особенность: кривая, определяющая значения децибел в зависимости от отношений мощностей, вначале быстро растет, затем ее рост замедляется.

Зная число децибел, соответствующих одному отношению мощностей, можно произвести пересчет для другого — близкого или кратного отношения. В частности, для отношений мощностей, различающихся в 10 раз, число децибел отличается на 10 дБ. Эту особенность децибел следует хорошо понять и твердо запомнить — она является одной из основ всей системы

К достоинствам системы децибел относят:

⇒ универсальность, т. е. возможность использования при оценке различных параметров и явлений;

⇒ огромные перепады преобразуемых чисел — от единиц и до миллионов — отображаются в децибелах числами первой сотни;

⇒ натуральные числа, представляющие степени десяти, выражаются в децибелах числами, кратными десяти;

⇒ взаимообратные числа выражаются в децибелах равными числами, но с разными знаками;

⇒ в децибелах могут быть выражены как отвлеченные, так и именованные числа.

К недостаткам системы децибел относят:

⇒ малую наглядность: для преобразования децибел в отношения двух чисел или выполнения обратных действий требуется проведение расчетов;

⇒ отношения мощностей и отношения напряжений (или токов) пересчитываются в децибелы по разным формулам, что иногда ведет к ошибкам и путанице;

⇒ децибелы могут отсчитываться только относительно не равного нулю уровня; абсолютный нуль, например 0 Вт, 0 В, децибелами не выражается.

Зная число децибел, соответствующих одному отношению мощностей, можно произвести пересчет для другого — близкого или кратного отношения. В частности, для отношений мощностей, различающихся в 10 раз, число децибел отличается на 10 дБ. Эту особенность децибел следует хорошо понять и твердо запомнить — она является одной из основ всей системы.

Сравнение двух сигналов путем сопоставления их мощностей не всегда бывает удобным, так как для непосредственного измерения электрической мощности в диапазоне звуковых и радиочастот требуются дорогие и сложные приборы. На практике при работе с аппаратурой гораздо проще измерять не мощность, которая выделяется на нагрузке, а падение напряжения на ней, а в некоторых случаях — протекающий ток.

Зная напряжение или ток и сопротивление нагрузки, легко определить мощность. Если измерения проводятся на одном и том же резисторе, то:

Этими формулами очень часто пользуются практике, но обратите внимание, что если напряжения или токи измеряются на разных нагрузках, эти формулы не работают и следует использовать другие, более сложные зависимости.

Пользуясь приемом, который был использован при составлении таблицы децибел мощности, можно аналогично определить, чему равен 1 дБ отношения напряжений и токов. Положительный децибел будет равен 1,122, а отрицательный децибел будет равен 0,8913, т.е. 1 дБ напряжения или тока характеризует возрастание или убывание этого параметра примерно на 12% по отношению к первоначальному значению.

Формулы выводились в предположении, что сопротивления нагрузок имеют активный характер и между напряжениями или токами нет фазового сдвига. Строго говоря, следовало бы рассматривать общий случай и учитывать для напряжений (токов) наличие угла сдвига по фазе, а для нагрузок не только активное, но полное сопротивление, включая и реактивные составляющие, однако это существенно только на высоких частотах.

Полезно запомнить некоторые часто встречающиеся на практике значения децибел и характеризующие их отношения мощностей и напряжений (токов), приведенные в табл. 1.

Таблица 1. Часто встречающиеся значения децибел мощности и напряжения

± дБ 1 3 10 20 30
Р21 1,26
(0,79)
2
(0,5)
10
(0,1)
100
(0,01)
1000
(0,001)

± дБ 1 3
6 10 20 40
U2/U1
или I2/I1
1,12
(0,9)
1,41
(0,707)
2
(0,5)
3,16
(0,316)
10
(0,1)
100
(0,01)

Пользуясь этой таблицей и свойствами логарифмов легко подсчитать, чему соответствуют произвольные значения логарифм. Например, 36 дБ мощности можно представить как 30+3+3, что соответствует 1000*2*2 = 4000. Тот же самый результат мы получим, представив 36 как 10+10+10+3+3 → 10*10*10*2*2 = 4000.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ДЕЦИБЕЛ С ПРОЦЕНТАМИ

Ранее отмечалось, что понятие децибел имеет некоторое сходство с процентами. Действительно, так как в процентах выражается отношение какого-то числа к другому, условно принятому за сто процентов, отношение этих чисел также можно представить в децибелах при условии, что оба числа характеризуют мощность, напряжение или ток. Для отношения мощностей:

Для отношения напряжений или токов:

Можно также вывести формулы для пересчета децибел в проценты отношения:

В табл. 2 дан перевод некоторых, наиболее часто встречающихся значений децибел в проценты отношений. Различные промежуточные значения можно найти по номограмме на рис. 1.


Рис. 1. Перевод децибел в проценты отношений по номограмме

Таблица 2. Перевод децибел в проценты отношений

% 100 50 10 1 0,1
NU или NI 0 -6 -20 -40 -60
NP 0 -3 -10 -20 -30

Рассмотрим два практических примера, поясняющих перевод процентного отношения в децибелы.

Пример 1. Какому уровню гармоник в децибелах по отношению к уровню сигнала основной частоты соответствует коэффициент нелинейных искажений в 3%?

Воспользуемся рис. 1. Через точку пересечения вертикальной линии 3% с графиком «напряжение» проведем горизонтальную линию до пересечения с вертикальной осью и получим ответ: –31 дБ.

Пример 2. Какому ослаблению напряжения в процентах соответствует его изменение на –6 дБ?

Ответ. На 50% первоначальной величины.

В практических расчетах дробную часть численного значения децибел часто округляют до целого числа, однако при этом в результаты расчетов вносится дополнительная погрешность.

ДЕЦИБЕЛЫ В РАДИОЭЛЕКТРОНИКЕ

Рассмотрим несколько примеров, поясняющих методику использования децибел в радиоэлектронике.

Затухание в кабеле

Потери энергии в линиях и кабелях на единицу длины характеризуются коэффициентом затухания α, который при равном входном и выходном сопротивлениях линии определяется в децибелах:

где U1 — напряжение в произвольном сечении линии; U2 — напряжение в другом сечении, отстоящем от первого на единицу длины: 1 м, 1 км и т. д. Например, высокочастотный кабель типа РК-75-4-14 имеет на частоте 100 МГц коэффициент затухания α, = –0,13 дБ/м, кабель витой пары категории 5 на той же частоте имеет затухание порядка –0,2 дБ/м, а у кабеля категории 6 несколько меньше. График затухания сигнала в неэкранированном кабеле витой пары показан на рис. 2.


Рис. 2. График затухания сигнала в неэкранированном кабеле витой пары

Оптоволоконные кабели имеют существенно более низкие величины затухания в диапазоне от 0,2 до 3 дБ при длине кабеля в 1000 м. Все оптические волокна имеют сложную зависимость затухания от длины волны, которая имеет три «окна прозрачности» 850 нм, 1300 нм и 1550 нм. «Окно прозрачности» означает наименьшие потери при максимальной дальности передачи сигнала. График затухания сигнала в оптоволоконных кабелях показан на рис. 3.


Рис. 3. График затухания сигнала в оптоволоконных кабелях

Пример 3. Найти, каким будет напряжение на выходе отрезка кабеля РК-75-4-14 длиной l = 50 м, если ко входу его приложено напряжение 8 В частоты 100 МГц. Сопротивление нагрузки и волновое сопротивление кабеля равны, или, как говорят, согласованы между собой.

Очевидно, что затухание, вносимое отрезком кабеля, составляет K = –0,13 дБ/м * 50 м = –6,5 дБ. Это значение децибел примерно соответствует отношению напряжений 0,47. Значит, напряжение на выходном конце кабеля U2 = 8 В * 0,47 = 3,76 В.

Этот пример иллюстрирует очень важное положение: потери в линии или кабеле с ростом их длины возрастают чрезвычайно быстро. Для отрезка кабеля длиной в 1 км затухание составит уже –130 дБ, т. е. сигнал будет ослаблен более чем в триста тысяч раз!

Затухание в значительной мере зависит от частоты сигналов — в диапазоне звуковых частот оно будет гораздо меньше, чем в видео диапазоне, но логарифмический закон затухания будет тот же, и при большой длине линии ослабление будет существенным.

Усилители звуковой частоты

В усилители звуковой частоты с целью повышения их качественных показателей обычно вводится отрицательная обратная связь. Если коэффициент усиления устройства по напряжению без обратной связи равен К, а с обратной связью КОС то число, показывающее, во сколько раз изменяется коэффициент усиления под действием обратной связи, называют глубиной обратной связи. Ее обычно выражают в децибелах. В работающем усилителе коэффициенты К и КОС определяются экспериментально, если только усилитель не возбуждается при разомкнутой петле обратной связи. При проектировании усилителя сначала вычисляют К, а затем определяют значение КОС следующим образом:

где β — коэффициент передачи цепи обратной связи, т. е. отношение напряжения на выходе цепи обратной связи к напряжению на ее входе.

Глубина обратной связи в децибелах может быть рассчитана по формуле:

Стереофонические устройства по сравнению с монофоническими должны удовлетворять дополнительным требованиям. Эффект объемного звучания обеспечивается только при хорошем разделении каналов, т. е. при отсутствии проникновения сигналов из одного канала в другой. В практических условиях это требование полностью удовлетворить не удается, и взаимное просачивание сигналов имеет место, главным образом, через узлы, общие для обоих каналов. Качество разделения по каналам характеризуется так называемым переходным затуханием аПЗ Мерой переходного затухания в децибелах служит отношение выходных мощностей обоих каналов, когда входной сигнал подается только на один канал:

где РД — максимальная выходная мощность действующего канала; РСВ — выходная мощность свободного канала.

Хорошему разделению каналов соответствует переходное затухание 60—70 дБ, отличному –90—100 дБ.

Шум и фон

На выходе любого приемно-усилительного устройства даже при отсутствии полезного входного сигнала можно обнаружить переменное напряжение, которое вызвано собственными шумами устройства. Причины, вызывающие собственные шумы, могут быть как внешними — за счет наводок, плохой фильтрации напряжения питания, так и внутренними, обусловленными собственными шумами радиокомпонентов. Сильнее всего сказываются шумы и, помехи, возникающие во входных цепях и в первом усилительном каскаде, так как они усиливаются всеми последующими каскадами. Собственные шумы ухудшают реальную чувствительность приемника или усилителя.

Количественная оценка шумов осуществляется несколькими способами.

Простейший состоит в том, что все шумы, независимо от причины и места их возникновения, пересчитываются ко входу, т. е. напряжение шумов на выходе (при отсутствии входного сигнала) делится на коэффициент усиления:

Это напряжение, выраженное в микровольтах, и служит мерой собственных шумов. Однако для оценки устройства с точки зрения помех важно не абсолютное значение шумов, а отношение между полезным сигналом и этим шумом (отношение сигнал/шум), так как полезный сигнал должен надежно выделяться на фоне помех. Отношение сигнал/шум обычно выражают в децибелах:

где Рс — заданная или номинальная выходная мощность полезного сигнала вместе с шумом; Рш — выходная мощность шумов при выключенном источнике полезного сигнала; Uc — напряжение сигнала и шумов на нагрузочном резисторе; UШ — напряжение шумов на том же резисторе. Так получается т.н. «невзвешенное» («unweighted») отношение сигнал/шум.

Часто в параметрах аудиоаппаратуры приводится отношение сигнал/шум, измеренное со взвешивающим фильтром («weighted»). Фильтр позволяет учесть разную чувствительность слуха человека к шуму на разных частотах. Чаще всего используется фильтр типа А, в этом случае в обозначении обычно указывается единица измерения «дБА» («dBA»). Использование фильтра дает обычно лучшие количественные результаты, чем для невзвешенного шума (обычно отношение сигнал/шум получается на 6—9 дБ больше), поэтому (из маркетинговых соображений) производители аппаратуры чаще указывают именно «взвешенное» значение. Подробнее о взвешивающих фильтрах см. ниже в разделе «Шумомеры».

Очевидно, что для успешной эксплуатации устройства отношение сигнал/шум должно быть выше какого-то минимально допустимого значения, которое зависит от назначения и требований, предъявляемых к устройству. Для аппаратуры класса Hi-Fi этот параметр должен быть не менее 75 дБ, для аппаратуры Hi-End — не менее 90 дБ.

Иногда на практике пользуются обратным отношением, характеризуя им уровень шумов относительно полезного сигнала. Уровень шумов выражается тем же числом децибел, что и отношение сигнал/шум, но с отрицательным знаком.

В описаниях приемно-усилительной аппаратуры иногда фигурирует термин уровень фона, который характеризует в децибелах отношение составляющих напряжения фона к напряжению, соответствующему заданной номинальной мощности. Составляющие фона кратны частоте питающей сети (50, 100, 150 и 200 Гц) и при измерении выделяются из общего напряжения помех при помощи полосовых фильтров.

Отношение сигнал/шум не позволяет, однако, судить о том, какая часть шумов обусловлена непосредственно элементами схемы, а какая внесена в результате несовершенства конструкции (наводки, фон). Для оценки шумовых свойств радиокомпонентов вводится понятие коэффициента (фактора) шума. Коэффициент шума оценивается по мощности и также выражается в децибелах. Характеризовать этот параметр можно следующим образом. Если на входе устройства (приемника, усилителя) одновременно действуют полезный сигнал мощностью Рс и шумы мощностью Рш, то отношение сигнал/шум на входе будет сш)вх После усиления отношение сш)вых окажется меньше, так как к входным шумам добавятся и усиленные собственные шумы усилительных каскадов.

Коэффициентом шума называют выраженное в децибелах отношение:

где Кр — коэффициент усиления по мощности.

Следовательно, коэффициент шума представляет отношение мощности шумов на выходе к усиленной мощности шумов, действующих на входе.

Значение Рш.вх определяется расчетным путем; Рш.вых измеряется, а Кр обычно . известно из расчета или после измерения. Идеальный с точки зрения шумов усилитель должен усиливать только полезные сигналы и не должен вносить дополнительные шумы. Как следует из уравнения, для подобного усилителя коэффициент шума FШ = 0 дБ.

Для транзисторов и ИС, предназначенных для работы в первых каскадах усилительных устройств, коэффициент шума регламентируется и приводится в справочниках.

Напряжение собственных шумов определяет и другой важный параметр многих усилительных устройств — динамический диапазон.

Динамический диапазон и регулировки

Динамическим диапазоном называется выраженное в децибелах отношение максимальной неискаженной выходной мощности к ее минимальному значению, при котором, еще обеспечивается допустимое отношение сигнал/шум:

Чем меньше уровень собственных шумов и чем выше неискаженная выходная мощность, тем шире динамический диапазон.

Аналогичным образом определяется и динамический диапазон источников звука — оркестра, голоса, только здесь минимальная мощность звука определяется шумовым фоном. Чтобы устройство могло передать без искажений как минимальную, так и максимальную амплитуды входного сигнала, его динамический диапазон должен быть не меньше динамического диапазона сигнала. В случаях, когда динамический диапазон входного сигнала превышает динамический диапазон устройства, его искусственно сжимают. Так поступают, например, при звукозаписи.

Эффективность действия ручного регулятора громкости проверяется при двух крайних положениях регулятора. Сначала при регуляторе в положении максимальной громкости на вход усилителя звуковой частоты подается напряжение частотой 1 кГц такой величины, чтобы на выходе усилителя установилось напряжение, соответствующее некоторой заданной мощности. Затем ручку регулятора громкости переводят на минимальную громкость, а напряжение на входе усилителя поднимают до тех пор, пока напряжение на выходе снова не станет равным первоначальному. Отношение входного напряжения при регуляторе в положении минимальной громкости к входному напряжению при максимальной громкости, выраженное в децибелах, является показателем работы регулятора громкости.

Приведенными примерами далеко не исчерпываются практические случаи приложения децибел к оценке параметров радиоэлектронных устройств. Зная общие правила, применения этих единиц, можно понять, как они используются в других, не рассмотренных здесь условиях. Встретившись с незнакомым термином, определенным в децибелах, следует отчетливо представить, отношению каких двух величин он соответствует. В одних случаях это понятно из самого определения, в других случаях связь между составляющими сложнее, и, когда нет четкой ясности, следует обратиться к описанию методики измерения во избежание серьезных ошибок.

Оперируя с децибелами, следует всегда обращать внимание на то, отношению каких единиц — мощности или напряжения — соответствует каждый конкретный случай, т. е. какой коэффициент — 10 или 20 — должен стоять перед знаком логарифма.

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЙ МАСШТАБ

Логарифмическая система, в том числе и децибелы, часто применяется при построении амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) — кривых, изображающих зависимость коэффициента передачи различных устройств (усилителей, делителей, фильтров) от частоты внешнего воздействия. Для построения частотной характеристики расчетным или опытным путем определяется ряд точек, характеризующих выходное напряжение или мощность при неизменном входном напряжении на разных частотах. Плавная кривая, соединяющая эти точки, характеризует частотные свойства устройства или системы.

Если по оси частот численные значения откладывать в линейном масштабе, т. е. пропорционально их фактическим значениям, то такая частотная характеристика окажется неудобной для пользования и не будет наглядной: в области низших частот она сжата, а высших — растянута.

Частотные характеристики строятся обычно в так называемом логарифмическом масштабе. По оси частот в удобном для работы масштабе откладываются величины, пропорциональные не самой частоте f, а логарифму lgf/fo, где fо — частота, соответствующая началу отсчета. Против отметок на оси надписываются значения f. Для построения логарифмических АЧХ используют специальную логарифмическую миллиметровую бумагу.

При проведении теоретических расчетов обычно пользуются не просто частотой f, а величиной ω = 2πf которую называют круговой частотой.

Частота fо, соответствующая началу отсчета, может быть сколь угодно малой, но не может быть равной нулю.

По вертикальной оси откладываются в децибелах либо в относительных числах отношения коэффициентов передачи при различных частотах к его максимальному либо среднему значению.

Логарифмический масштаб позволяет на небольшом отрезке оси отобразить широкий диапазон частот. На такой оси одинаковым отношениям двух частот соответствуют равные по длине участки. Интервал, характеризующий рост частоты в десять раз, называют декадой; двукратному отношению частот соответствует октава (этот термин заимствован из теории музыки).

Частотный диапазон с граничными частотами fH и fВ занимает в декадах полосу fB/fH= 10m, где m — число декад, а в октавах 2n, где n — число октав.

Если полоса в одну октаву слишком широка, то можно применять интервалы с меньшим отношением частот в пол-октавы или трети октавы.

Средняя частота октавы (полуоктава) не равна среднему арифметическому от нижней и верхней частот октавы, а равна 0,707 fВ.

Частоты, найденные подобным образом, называют среднеквадратичными.

Для двух соседних октав средние частоты также образуют октавы. Пользуясь этим свойством, можно по желанию один и тот же логарифмический ряд частот считать либо границами октав, либо их средними частотами.

На бланках с логарифмической сеткой средняя частота делит октавный ряд пополам.

На оси частот в логарифмическом масштабе на каждую треть октавы приходятся равные отрезки оси, каждый длиной в одну треть октавы.

При испытаниях электроакустической аппаратуры и проведении акустических измерений рекомендуется применять ряд предпочтительных частот. Частоты этого ряда являются членами геометрической прогрессии со знаменателем 1,122. Для удобства значения некоторых частот округлены в пределах ±1%.

Интервал между рекомендованными частотами составляет одну шестую октавы. Сделано это не случайно: ряд содержит достаточно большой набор частот для разных видов измерений и вбирает ряды частот с интервалами в 1/3, 1/2 и целую октаву.

И еще одно важное свойство ряда предпочтительных частот. В некоторых случаях в качестве основного интервала частот используется не октава, а декада. Так вот, предпочтительный ряд частот в равной мере можно рассматривать и как двоичный (октавный), и как десятичный (декадный).

Знаменатель прогрессии, на основе которой построен предпочтительный ряд частот, численно равен 1дБ напряжения, или 1/2 дБ мощности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИМЕНОВАННЫХ ЧИСЕЛ В ДЕЦИБЕЛАХ

До сих пор мы полагали, что и делимое и делитель под знаком логарифма имеют произвольную величину и для выполнения децибельного пересчета важно знать только их отношение независимо от абсолютных значений.

В децибелах можно выражать также конкретные значения мощностей, а также напряжений и токов. Когда величина одного из членов, стоящих под знаком логарифма в рассмотренных ранее формулах задана, второй член отношения и числа децибел будут однозначно определять друг друга. Следовательно, если задаться какой-либо эталонной мощностью (напряжением, током) в качестве условного уровня сравнения, то другой мощности (напряжению, току), сопоставляемой с ней, будет соответствовать строго определенное число децибел. Нулю децибел в этом случае отвечает мощность, равная мощности условного уровня сравнения, так как при NP= 0 Р21 поэтому этот уровень обычно называют нулевым. Очевидно, что при разных нулевых уровнях одна и та же конкретная мощность (напряжение, ток) будут выражаться разными числами децибел.

где Р — мощность, подлежащая преобразованию в децибелы, а Р0 — нулевой уровень мощности. Величина Р0 ставится в знаменателе, при этом положительными децибелами выражаются мощности Р > Р0.

Условный уровень мощности, с которым производится сравнение, в принципе может быть любым, однако не каждый был бы удобен для практического использования. Чаще всего за нулевой уровень выбирается мощность в 1 мВт, рассеиваемая на резисторе сопротивлением 600 Ом. Выбор этих параметров произошел исторически: первоначально децибел как единица измерения появился в технике телефонной связи. Волновое сопротивление воздушных двухпроводных линий из меди близко к 600 Ом, а мощность в 1 мВт развивает без усиления высококачественный угольный телефонный микрофон на согласованном сопротивлении нагрузки.

Для случая, когда Р0 = 1 мВт=10–3 Вт: Pр = 10 lg P + 30

Тот факт, что децибелы представляемого параметра отчитываются относительно определенного уровня, подчеркивают термином «уровень»: уровень помех, уровень мощности, уровень громкости

Пользуясь этой формулой, легко найти, что относительно нулевого уровня 1 мВт мощность 1 Вт определяется как 30 дБ, 1 кВт как 60 дБ, а 1 МВт — это 90 дБ, т. е. практически все мощности, с которыми приходится встречаться, укладываются в пределах первой сотни децибел. Мощности, меньшие 1 мВт, будут выражаться отрицательными числами децибел.

Децибелы, определенные относительно уровня 1 мВт, называют децибел-милливаттом и обозначают дБм или dBm. Наиболее распространенные значения нулевых уровней сведены в таблицу 3.

Аналогичным образом можно представить формулы для выражения в децибелах напряжений и токов:

  • Главная
  • Статьи
  • Измерения. Единицы измерения. Децибелы — универсальная мера

Что значит для сигнала иметь амплитуду ниже 0 дБ?

Уровень для чего-то вроде синусоидальной волны обычно задается как среднеквадратическое значение (среднеквадратичное значение), которое (для синусоидальной волны) составляет 0,707 от пикового значения.

Например, напряжение сети 240 В переменного тока на самом деле (1 / 0,707) * 240 В = 340 В от пика до пика — используется среднеквадратичное значение, поскольку оно эквивалентно значению мощности постоянного тока (т. Е. 240 В постоянного тока будет обеспечивать ту же мощность, что и 340 В переменного тока pk-pk) Поскольку обычно предполагается среднеквадратичное значение, если вы имеете в виду пиковое значение tp-пика, вы должны записать, например, 240 В переменного тока, pk-pk, если самый высокий pont равен +/- 240 В.

Отрицательные средства амплитуда сигнала ослабляется относительно опорной точки, так что если вы видите, например, -20dB, это означает, что сигнал 1 / 10th опорного значения. дБ сам по себе не имеет единиц измерения, поэтому вы увидите такие вещи, как дБм (относительно 1 мВт → 0 дБ = 1 мВт) или дБВ (относительно 1 В → 0 дБ = 1 В)

Таким образом, если вы видите -3 дБВ, это означает, что уровень составляет 0,707 * 1 В = 0,707 В, а -20 дБ будет 0,1 В.

Точно так же 20dBV будет означать 10V.

(В приведенных ниже расчетах log10 относится к логарифму базы 10, в отличие от натурального логарифма или, например, log2 для логарифма базы 2). Расчет для дБ составляет 20 * log10 (сигнал / ссылка), поэтому для приведенного выше:

20 * log10 (10/1) = 20 дБВ

Для случая 0,707:

20 * log10 (0,707) = -3 дБВ

1 мВ в дБВ будет:

20 * log10 (0,001 / 1) = -60 дБВ

Для измерений мощности, расчет:

10 * log10 (power_level / ref_power_level), например, 100 Вт в дБВт будет:

10 * log10 (100/1) = 20 дБВт

Таким образом, отрицательная амплитуда означает уменьшение амплитуды относительно контрольной точки.

Смотрите страницу Википедии на децибелах .

Какую звукоизоляцию выбрать?

Консультации по звукоизоляционным работам: 8 (812) 493-31-34

Содержание:
— Собственный и дополнительный индексы изоляции воздушного шума
— Удачные и неудачные примеры выбора звукоизоляции
— Классификация звукоизоляционных систем по DIN 4109
— Насколько станет тише после звукоизоляции?

— Важно! Rw — индекс изоляции воздушного шума (разговоры, крики, музыка, звук радиоприемника, звук телевизора). Ln — индекс изоляции ударного шума (топот, удар молотком, работа перфоратора, музыкальные басы).

Что такое индекс изоляции воздушного шума Rw? Какие показатели считаются высокими?

При проектировании ограждающих конструкций современных зданий делается упор на массивность и прочностные характеристики, во многом определяющие звукоизоляционные характеристики стен, полов и потолков. Если рассматривать дальнейшую звукоизоляцию помещений, то фактическое значение изоляции воздушного шума ограждающей конструкции (например, стены) называется собственным (Rw), в основном варьируется от 45 до 55 дБ.

Для обеспечения комфортной жизнедеятельности в современном мире собственный индекс изоляции воздушного шума межэтажного перекрытия Rw должен составлять не менее 60 дБ, что существенно выше действующих норм. Однако, даже при соблюдении такого условия сосед сверху, просматривая над Вашей спальней ночью новый фильм на домашнем кинотеатре, доставит Вам значительный дискомфорт. Аналогичная ситуация и с межквартирными стенами — реально проектируемый индекс изоляции на практике недостаточен для создания акустического комфорта в жилой зоне.

С учетом реальной действительности перед жильцом зачастую встает вопрос «какую звукоизоляцию выбрать?» (в частности конструкцию для стен, потолка или пола), при этом эффективность решений уже оценивается как дополнительный индекс изоляции воздушного шума, ΔRw, значения которого обычно составляют от 0 до 25 дБ.

Для сравнительного представления на практике следующих величин предлагаем Вашему вниманию следующие таблицы:

Оценка собственного индекса изоляции воздушного шума Rw строительной конструкции

Оценка индекса дополнительной изоляции воздушного шума ΔRw для звукоизоляционных систем

Индексы дополнительной изоляции воздушного шума ΔRw звукоизоляционных стеновых конструкций

Индексы дополнительной изоляции воздушного шума ΔRw звукоизоляционных облицовок потолка

Оценка интенсивности звуковой нагрузки, выдаваемая разными источниками шума, в дБ

При выборе звукоизоляции следует обращать внимание на соблюдение требований и правил, описанных в наших статьях, например в разделе статьи «Звукоизоляция стен в квартире». Только благодаря профессиональной реализации данных требований можно добиться высокого индекса дополнительной изоляции воздушного шума ΔRw. Однако, зачастую на практике можно получить следующие ситуации:

Классификация звукоизоляционных систем по эффективности

Как понять, насколько эффективна та или иная звукоизоляционная система по отношению к раздражающему шуму и какую звукоизоляцию выбрать для стен, пола или потолка? Насколько субъективно уменьшится интенсивность шума после применения той или иной звукоизоляции? Данные вопросы можно решить при помощи разработанной классовой шкалы в соответствии с европейским стандартом DIN 4109. Требования DIN 4109 отражают минимально разрешенные законодательные требования по допустимому уровню звуковой нагрузки в помещениях, требующих звукоизоляции.

Различается 7 классов звукоизоляции в жилищном секторе:
Класс А*. Квартира с наилучшей звукоизоляцией, практически нет беспокойства со стороны соседей;
Класс А. Квартира с отличной звукоизоляцией, нерегулярное беспокойство со стороны соседей;
Класс В. Квартира с хорошей звукоизоляцией, тихое и спокойное проживание при добросовестных соседях;
Класс С. Квартира со звукоизоляцией, ощутимо лучшей, чем класс D. При благорассудном поведении соседей сохраняется конфиденциальность личной жизни;
Класс D. Квартира с формальным выполнением требований DIN 4109: 1989-11 для многоквартирных домов. Не следует ожидать, что внешний шум не будет восприниматься. Следует производить жизнедеятельность, избегая ненужного шума. Требования предполагают, что в соседних помещениях не будет источников интенсивных шумов.
Класс E. Требования DIN 4109: 1989-11 не выполнены. Конфиденциальность личной жизни не выполнима.
Класс F. Квартира с плохой звукоизоляцией с постоянным шумовым воздействием со стороны окружающих источников звука.

Требования к воздушному шуму

Требования к ударному шуму

Критерии восприятия звука человеческим ухом

Типы источников шума и их классификация

Субъективное восприятие шума при разных классах звукоизоляции

Какую звукоизоляцию выбрать для стен?

В зависимости от типа раздражающих шумов и интенсивности звуковой нагрузки в помещении мы предлагаем своим Заказчикам в Санкт-Петербурге осуществить профессиональный замер и подбор звукоизоляционных решений. Условия и стоимость замера>>>

Вы можете самостоятельно произвести предварительный выбор звукоизоляции согласно следующим характеристикам при заданных условиях:

Звукоизоляция стен «Эконом» (подробное описание>>>)

Звукоизоляция стен «Стандарт+» (подробное описание>>>)

Звукоизоляция стен «Премиум+» (подробное описание>>>)

Звукоизоляция стен «Каркас Тонкий» (подробное описание>>>)

Звукоизоляция стен «Бескаркас. Стандарт» (подробное описание>>>)

Другие статьи:

Звукоизоляция стен в квартире. Цена вопроса.

Обзорная статья по звукоизолирующим конструкциям для стен: готовые решения с ценами, основные мифы и заблуждения, а так же советы по планированию помещений и увеличению эффективности защиты от сторонних шумов.

Подробнее…

Звукоизоляция потолка в квартире. Цена вопроса

Обзорная статья по теме звукоизоляции потолков в жилых и коммерчеких помещениях. В данном обзоре изложены основные принципы звукоизоляции потолка, представлены расчеты наиболее применимых и обоснованных потолочных конструкций.

Подробнее…

Звукоизоляция пола в доме. Цена вопроса.

Обзорная статья по наиболее эффективным и актуальным системам звукоизоляции пола: готовые системные решения с ценами, детальным описанием материалов и особенностей монтажа.

Подробнее…

Звукоизоляция

Шум — это одна из самых актуальных проблем 20 века. С утра, направляясь на работу, мы слышим шум транспорта, гудков и прочий уличный шум. На работе нас преследуют телефонные звонки и шум офисной жизни. Мы направляемся домой, мечтая оказаться в тишине. Но и тут нас преследует звук голосов соседей и телевизора, особенно если стены в квартире «картонные». Неужели от этого нет спасения? Оказывается, достаточно лишь осуществить звукоизоляцию стен, и Ваша квартира станет оазисом тишины.

Подробнее…

Как устроена громкость и звук? Разбор

Если вы когда-нибудь подбирали себе музыкальную колонку, то сталкивались с тем, что сделать это не так-то просто, особенно если вы не специалист в звуковой аппаратуре. И еще ладно, если вы можете послушать акустику в магазине, но если такой возможности нет, то как понять?

Чем больше Ватт, тем громче, так? Но ведь громкость в децибелах…

Громкость в децибелах или ваттах, частотный диапазон — что это все означает? А если спросить про соотношение сигнал/шум? И это не говоря о том, что звучание — это дело вкуса.

Насколько качественный у музыкальных колонок звук? Насколько мощный бас? Сможет ли колонка раскачать комнату, дачу или целый район? Почему и как мы слышим, и как производители это учитывают и превращают в лайфхаки. Сегодня разберемся в том, как подобрать себе оптимальную акустикуи.

А поможет нам в этом небольшая портативная Bluetooth-колоночка JBL Partybox 310.

Что такое звук?

Для начала давайте ненадолго вернемся на урок физики и вспомним, что вообще такое звук.  Это механические колебания, распространяющиеся по воздуху, жидкости или даже по твердому телу в виде волн. Но для нас звук, это в большинстве случаев — просто колебание давления в воздухе.

Давление меняется, наши барабанные перепонки улавливают эти изменения и мы слышим звук!

Соответственно, чем сильнее перепады давления? тем звук громче. Казалось бы, все просто. Но здесь физика начинает смешиваться с человеческими ощущениями и все становится сложнее.

Восприятие громкости

Сперва о том, что такое децибелы. Все думают, что это что-то там про громкость. На самом деле дБ — это универсальная штука для обозначения величин в очень широких диапазонах. Потому что децибелы отображаются в логарифмической шкале, и формула у них соответствующая: логарифм отношения двух значений. То есть логарифм показывает не насколько громкий звук, а на сколько порядков этот звук мощнее базового уровня.

Например, утверждение «громкость звука составляет 30 дБ» означает, что интенсивность звука в 1000 раз превышает порог слышимости звука человеком. Но и в данном случае не все так просто. Изменения давления в воздухе измеряется в децибелах, но вот наше восприятие громкости в другой величине — фонах!

Начнем с того, что все частоты мы слышим по-разному. Дело в том, чувствительность нашего уха к разным частотам сильно разная. Поэтому, громкость, это скорее про наши ощущения, чем про давление.

Что это такое?

Фон (др.-греч. φωνή звук)

Фоны — это такие кривые громкости которые были построены по усредненным ощущениям людей с нормальным слухом в возрасте от 18 до 25 лет включительно. На этот счет даже есть ГОСТ, стандарт ISO 226. Поэтому не переживайте — все официально. Люди были проверены с вымытыми ушами.

Шкала фонов отличается от шкалы децибелов тем, что в ней значения громкости коррелируют с чувствительностью человеческого слуха на разных частотах.

Например, тон с частотой 1000 Гц мы начинаем слышать при значении 0 децибел, то есть прямо на пороге слышимости. А тон с частотой 20 Гц мы начнем слышать только в районе 80 децибел.

Поэтому в басовитых колонках нужны большие и мощные динамики для низких частот. В JBL Partybox 310 таких динамиков целых два, по 176 мм каждый. Но и за высокие частоты тут отвечают два динамика, естественно, диаметром поменьше — 65 мм.

Кстати, с этими кривыми есть интересный момент. Если нанести на график звуки разных языков, то окажется, что наша речь попадает как раз в провал на графике — примерно от 250 до 5000 герц. То есть у нас от природы есть своеобразный аппаратный усилитель речи. А свистящие призвуки мы слышим громче всего. Именно поэтому они нас так бесят.

Во-вторых, мы воспринимаем громкость нелинейно. Тихие звуки мы различаем между собой гораздо лучше, чем громкие.

Именно поэтому и шкала громкости в фонах, которые мы привыкли называть децибелами тоже не линейная, а логарифмическая. Это значит, что при увеличении громкости в 10 раз мы получим +10 дБ, а в 100 раз +20 дБ. Это объясняет, почему разница между громкой музыкой 110 децибел и шумовым оружием (200 Дб) не выглядит такой уж большой в децибелах. Хотя мы же знаем, что и при 100 децибелах можно стать шумным оружием, всё зависит от выбора композиции.

Ватты

Окей, с тем, что такое громкость и её восприятием мы разобрались. Но как понять, с какой громкостью будут звучать акустика и хватит ли нам этой громкости, чтобы раскачать нужное помещение?

Этот вопрос не менее каверзный. Громкость в децибелах на колонках никогда не указывается. Зато указывается мощность в Ваттах. Например, в характеристиках JBL Partybox 310 можно найти значение полной выходной мощности — 240 Вт RMS.

Что это значит? Оказывается, мощность тоже бывает разная.

Тут важно обратить на буковки RMS — это значит предельная синусоидальная мощность или Rated Maximum Sinusoidal. Если по-простому, колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. То есть реально на пределе сил. В основном именно такой показатель указывают все приличные производители.

Но нам нужно чтобы музыкальная колонка могла работать более одного часа, поэтому вычислим другой показатель, который называется просто синусоидальная мощность. Это уже такая мощность, при которой колонка сможет бесконечно долго работать без повреждений. Она обычно процентов на 25 меньше RMS.

Итого получается, что наш монстр может выдавать примерно 180 Вт! Кстати, важный момент, часто на дешевых колонках указывают всякие запредельныей мощности типа 1000 Вт, но не RMS а PMPO — не путать с PIMP.

PMPO — Peak Music Power Output. Это еще один способ указания мощности. Но проблема в том, что это такая мощность, которую динамик сможет выдержать в течение 1-2 секунд. Поэтому внимательно изучайте какого типа Ватты вам продают.

В JBL Partybox 310 — 240 RMS или примерно 180 Вт чистой мощности. Но много это или мало?

Смотрите, например, у маленькой, но громкой JBL Charge мощность: 30 Вт RMS. Такой колонки хватит, чтобы раскачать небольшое помещение до 20 квадратных метров.

240 Вт RMS хватит на целый спорт зал, а с учетом что тут Тут Bluetooth 5.1 и можно подрубить вторую вторую колонку, чтобы они работали в паре, то можно и концерт устроить.

Вообще эта колонка много чего умеет. Звук можно передать не только по Bluetooth, но и через AUX-вход, а также можно воткнуть USB-флешку и переключать треки прямо с колонки или через специальное приложение Partybox App.

Через это же приложение, можно стримить музыку и управлять светом: тут куча вариантов подсветки. Или даже можно настроить караоке — для этого есть микрофонные входы. Микрофон у JBL тоже есть — PBM100. Он довольно простой, зато его специально создавали под линейку Partybox. У него кардиоидная диаграмма направленности, поэтому слышно только голос, никаких посторонних шумов.

Также прямо в колонке есть целая панель звуковых эффектов. Получается настоящий передвижной караоке. Колонка тяжелая, конечно, но тут есть ручка, как в чемодане, и колесики — очень удобно придумали. Что важно, есть защита от брызг IPX4. А значит и на природе можно устроить движ.

Кстати, ёмкость аккумулятора 72 Вт*ч. Его хватит на 5 часа работы, если врубать музыку на полную, в экстренных условиях, например, на улице с низкой температурой можно рассчитывать на 2-3 часа работы. А в негромком чилл-режиме колонка может проработать до 18 часов.

АЧХ

Ладно, с громкостью и мощностью понятно, а как же с качеством звука?

Тут есть два способа. Первый — просто послушать разные колонки и подобрать себе по вкусу, потому что у каждого свои предпочтения, свои любимые жанры и в конце концов, свой слух.

Второй способ — посмотреть на амплитудно-частотную характеристику звука колонки. Она показывает то, как громко динамики воспроизводят звуки разных частот, а если точнее, то насколько равномерно громкость распределена по частотам. Самому провести замер АЧХ не очень просто, но в интернете обычно можно найти тесты АЧХ на популярные гаджеты.

В идеальном случае АЧХ должна быть почти П-образной с резким возрастанием на самых низких частотах, горизонтальной линией к высоким частотам и падением где-нибудь в районе 20 килогерц. В реальности даже очень дорогие студийные или сценические акустические системы дают не идеальную АЧХ, а в доступных обычному покупателю устройствах она будет сильно отличаться от идеала. Здесь нужно смотреть на то, чтобы на графике не было сильных проседаний, чаще всего это заметно в басах, то есть самых низких частотах, которые расположены слева на графике.

Чтоб вы понимали масштаб явления. Если сравнить АЧХ этой колонки и iPhone 12 Pro, то будет наглядно видно, почему смартфоном комнату не раскачать и он будет звучать пискляво, хоть и громко. Но точных студийных замеров АЧХ для нашей колонки в интернетах, к сожалению, нет.

Соотношение сигнал/шум

Наконец, качество звука показывает соотношение сигнала к шуму. Это говорит нам о том, насколько полезный сигнал, то есть звуки песни или кино, превосходит шум, который неминуемо есть в любой акустике. Его можно заметить самому, если не подавать на колонку или усилитель никакой звук и выкрутить громкость на максимум. Соотношение сигнала к шуму измеряют в децибелах и чем оно больше, тем лучше. Условно можно сказать, что 80 децибел — хороший уровень, 100 — High End. В этой колонке соотношение — 90 децибел, что очень даже хорошо.

Итоги

Сегодня мы узнали гораздо больше о звуке и о том, на что стоит обратить внимание при выборе музыкальных колонок в комнату, на дачу или для выездов на природу. В то же время мы узнали о JBL Partybox 310, которая является представителем мощных и универсальных колонок, которые подойдут для тусовки дома или на природе. Это своеобразный чемоданчик звука с подветкой, встроенным аккумулятором, высокой громкостью и неплохим качеством. В общем, и для дома, и для пикника.

Post Views: 6 039

Полезная информация для звукоизоляции помещений что нужно знать Рязань

Сравнительная характеристика материалов для звукоизоляции и поглощения

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

СТОПЗВУК БП (1м*0,6м*50мм) 2,4м2/упак

Плиты на основе базальтовых волокон. Плотность 45кг/м3

Техносонус, г. Москва

Коэффициент звукопоглощения: NRC = 0,92

МАКСФОРТЕ-ЭКОплита (1м*0,6 м*50мм) 4,8м2/упак

ШУМАНЕТ БМ (1,2м x 0,6м x 50мм) 2,88м2/упак

 «МаксФорте» г. Москва

Плиты на основе базальтовых волокон. Плотность 60кг/м3

Коэффициент звукопоглощения: NRC = 0,92

Акустик-Групп г. Москва

Плиты на основе базальтовых волокон. Плотность 47кг/м3

Коэффициент звукопоглощения: NRC = 0,95

ПАНЕЛЬ СОНОПЛАТ (1,2м x 0,6м x 12мм) 0,72м2/панель

Акустик-Групп г. Москва

Техносонус, г. Москва

тонкий тяжелый каркас из гофрокартона, заполненный минеральным наполнителем на основе мелкодисперсных фракций кварцевого песка. 

Индекс звукоизоляции по воздушному шуму Rw=38-42дБ

Индекс звукоизоляции по ударному шуму  ΔLnw=21-30дБ

ПАНЕЛЬ ФОНСТАР (1,2м x 0,8м x 12мм) 0,96м2/панель

Вольфбавария г. Москва

тонкий тяжелый каркас из гофрокартона, заполненный минеральным наполнителем на основе кварцевого песка. 

Индекс звукоизоляции по воздушному шуму Rw=36дБ

Индекс звукоизоляции по ударному шуму  ΔLnw=21-30дБ

ЗВУКОИЗОЛ ВЭМ (2,5м х 1,2м х 2мм) 3м2/упак

Техносонус, г. Москва

звукоизоляционная мембрана на основе полимеров

Индекс звукоизоляции по воздушному Rw= 27дБ

 

ШУМОБЛОК (1,2м х 5м х 2,5мм) 6м2/рул

звукоизоляционная мембрана на основе барита

Индекс звукоизоляции по воздушному Rw= 26дБ

 

СТОПЗВУК М (10м х 1м х 4мм) 10м2/рул

Звукоизоляционное покрытие на битумно-полимерной основе со слоем
плотного полиэфирного войлока и 
полимерной пленки 

Прибавка по звукоизоляции  воздушного шума  ΔRw=8дБ Индекс звукоизоляции по ударному шуму  ΔLnw=28дБ

 

ШУМАНЕТ -100 (15м х 1м х 3мм) 15м2/рул

Стекловойлок LB230, покрытый слоем битумной смеси

Индекс улучшения изоляции ударного шума ΔLnw = 23 дБ 

Техносонус г. Москва

МАКСФОРТЕ ШУМОИЗОЛ (10м х 1м х 4мм) 10м2/рул

 «МаксФорте» г. Москва

Битумно-полимерная мембрана с акустическим войлоком с одной стороны

Индекс улучшения изоляции ударного шума ΔLnw = 27 дБ 

ТЕРМОЗВУКОИЗОЛ СТАНДАРТ (10м х 1,5м х 14мм) 15м2/упак

Техносонус г. Москва

Материал из иглопробивного стекловолокна в оболочке из спанбонда. 

Прибавка по звукоизоляции  возд. шума  ΔRw = 9дБ. Индекс звукоизоляции по ударному шуму  ΔLnw = 30-31дБ.

Коэффициент звукопоглощения NRC=0,65

МАКСФОРТЕ СТАНДАРТ (10м х 1м х 4мм) 8,4м2/упак

 «МаксФорте» г. Москва

Материал из иглопробивного стекловолокна в оболочке из спанбонда со слоем однокомпонентной резины с одной стороны

Прибавка по звукоизоляции  воздушного шума  ΔRw = 7-10дБ Индекс звукоизоляции по ударному шуму  ΔLnw = 32дБ.

Коэффициент звукопоглощения NRC=0,52 

 

что такое интерсемпловые искажения • Stereo.ru

Предыдущий материал про муки динамического диапазона вызвал нешуточный ажиотаж. В комментарии на фейсбуке даже пожаловали господа-профессионалы. «Какая-то каша в статье из клиппинга и компрессии, это разные явления», — пишут они. Нет, дорогие мои. Каша получается, когда вы загоняете громкость микса в 0 децибел, и сейчас я вам это покажу с картинками.

«Цифра, она и в Африке цифра» — вот с такими досужими разговорчиками мы докатились до того, что профессионалы при записи или мастеринге полагают, что громкость можно выставить на предел, и все останется на своих местах. Так называемый 0 dBFS (full scale, полная шкала) — это максимальный уровень цифрового сигнала, который видит перед собой звукорежиссер на дисплее. Loudness war и любовь к орущим радиосинглам игнорируют тот факт, что даже без клиппинга сигнал в районе полной шкалы находится в зоне риска. Обещать — не значит жениться. Кто обещал, что при конвертации в МР3 или аналог все пики и уровни музыки останутся именно такими, какими их когда-то увидели в окне аудиоредактора?

При воспроизведении цифрового кода с уровнем около 0 dBFS интерполяция фильтром ЦАПа приводит к тому, что пики реального сигнала запросто выскочат за ноль! Именно этот момент имели в виду разработчики протокола Mastered for iTunes, когда умоляли выставлять громкость микса не выше –1 dBFS. Именно поэтому в новых версиях аудиоредакторов появились специальные счетчики, которые оценивают уровень интерсемпловых пиков (их также называют межсемпловыми) в аналоговом домене.

В статье, ссылку на которую я приводил в прошлом материале, автор оптимистично отводит роль виновников интерсемплового перегруза лишь дешевым CD-плеерам. Ну давайте посмотрим, что происходит на хорошем профессиональном оборудовании. С чего начнем — карта Lynx TWO-A или Sony PCM-D100? Пусть будет Lynx, у него технические показатели все-таки чуть выше.

Для оценки стойкости к межсемпловым артефактам я сгенерировал несколько образцов белого шума различной громкости. Так называют сигнал, в котором все частоты равномерно распределены по мощности в одну линию. Lynx будет воспроизводить белый шум в стандартной размерности 16 бит / 44 кГц. В свою очередь, рекордер Sony PCM-D100 в более высокой дискретности запишет этот аналоговый выхлоп с выходов Lynx, чтобы увидеть, насколько чисто фильтруются паразитные ультразвуковые артефакты.

Сначала тестируем систему классическим сигналом «белого шума» с уровнем –4дБ. Именно его используют для оценки свойств ЦАПа наши коллеги из журнала Stereophile.

Ну что же, мы видим, что все происходит весьма чинно и по науке. Где-то после 21 кГц кривая начинает резко падать (фильтроваться), чтобы к 24 кГц уже свалиться на уровень шумов –92 дБ. Перед нами наглядная демонстрация границ динамического диапазона формата компакт-диска (96 дБ). А теперь дадим Родине угля под ноль!

Ну и ужас! Горка между полезным сигналом и шумом заметно сплющилась. При 0 dBFS уровень помех квантования вырос до –60 дБ, и картинка сделалась настолько некрасивой, что Stereophile и другие журналы стесняются такое публиковать. В подобном режиме фильтрация ультразвуковых артефактов становится совсем неубедительной. Если вы подумали, что все дело в устаревшем формате Red Book, спешу огорчить — на этом графике уже изображен белый шум в размерности 24 бит / 44,1 кГц. Перед ним 16-битный на 0 dBFS продемонстрировал аналогичную картину, и я надеялся, что хотя бы 24-битное исчисление сможет опустить порог ультразвуковых шумов хоть чуть-чуть вниз. Бесполезно.

Выставим громкость белого шума на минус 3 дБ, как принято в киноиндустрии, и спад АЧХ опять становится более-менее вменяемым. Также следует заметить, что во избежание нового витка интерсемпловых искажений я записывал поступающий сигнал от Lynx TWO-A не в полную шкалу, так что реальные уровни помех будут выше. Если нормализовать записанный Sony сигнал до 0 дБ, то ультразвуковой срач на самом громком образце белого шума вырастет до –50 дБ.

Данный эксперимент был прокручен и в обратную сторону, когда источником белого шума был Sony, а Lynx записывал. И тоже аналогичный результат. Любые ЦАПы, хоть CS4396 (как в Lynx), хоть AK4480 (как у Sony), профессиональные, домашние — без разницы. Все они очень некрасиво кряхтят на сигнале 0 dBFS, не доводите их до этого.

И если вы полагаете, что реальный музыкальный сигнал и белый шум — это разные вещи, предлагаю полюбоваться аналитикой трека «Lust for Life», упомянутой в прошлой статье Ланы Дель Рей. Формально семпловый уровень фонограммы остается 0 dBFS, но iZotope пророчит еще целых 2 дБ сверху при преобразовании в аналог.

Поэтому лучше уменьшите входящий на ЦАП поток на программном плеере, если имеется такая возможность. Несколько децибел в минус заметно не испортят коэффициент сигнал/шум, зато избавят вашу систему от интерсемпловых искажений.

Чувствительность микрофона — что это значит?

Аналоговые и цифровые микрофоны

Чувствительность микрофона обычно измеряется путем подачи синусоидального сигнала с частотой 1 кГц и уровнем звукового давления (Sound Pressure Level, SPL) 94 дБ, что соответствует давлению 1 Па. Уровень аналогового или цифрового выходного сигнала микрофона при таком входном воздействии является мерой его чувствительности. Это значение, хоть и является одной из характеристик микрофона, ни в коей мере не дает полного представления о его качестве.

Чувствительность аналогового микрофона является интуитивно понятным показателем. Она обычно измеряется в логарифмических единицах дБ·В (децибел по отношению к 1 В) и говорит о том, каким будет выходное напряжение в вольтах при заданном уровне звукового давления. Для перевода чувствительности аналогового микрофона из линейных единиц (мВ/Па) в логарифмические единицы (дБ) можно воспользоваться следующим выражением:

где ВыходAREF — это эталонный уровень чувствительности, равный 1000 мВ/Па.

На основании этой информации можно легко подобрать подходящий коэффициент усиления предварительного усилителя для согласования уровня выходного сигнала микрофона с желаемым уровнем входного сигнала остальной части схемы или системы. Рис. 1 иллюстрирует согласование пикового выходного напряжения микрофона (VMAX) с входным напряжением полной шкалы АЦП (VIN) при помощи усилителя с коэффициентом усиления VIN/VMAX. Так, например, для согласования выходного напряжения микрофона ADMP504, которое имеет максимальный уровень 0,25 В, с АЦП, имеющим пиковое значение входного напряжения полной шкалы, равное 1 В, потребуется коэффициент усиления, равный 4 (12 дБ).

Рис. 1. Согласование выходного сигнала аналогового микрофона с входным уровнем АЦП при помощи предварительного усилителя

Чувствительность цифровых микрофонов, выражаемая в дБ по отношению к полной шкале (дБ FS), не столь интуитивно понятна. Различие в единицах измерения указывает на тонкий контраст в определениях чувствительности для аналоговых и цифровых микрофонов. В случае аналогового микрофона с выходным сигналом в виде напряжения единственным фактором, ограничивающим уровень выходного сигнала, является практическое ограничение напряжений питания системы. Хотя в большинстве случаев это нецелесообразно по практическим соображениям, никаких физических причин, по которым аналоговый микрофон не мог бы обладать чувствительностью 20 дБ·В (выходное напряжение 10 В при эталонном уровне входного сигнала), нет. Данное значение чувствительности допустимо при условии, что усилители, преобразователи и иные схемы способны поддерживать требуемые уровни сигнала.

В случае с чувствительностью цифрового микрофона разработчик имеет меньшую свободу, поскольку она зависит от единственного параметра проекта — максимального акустического входного сигнала. Когда максимальный уровень входного акустического сигнала микрофона отображается в значение полной шкалы цифрового кода (единственно разумный вариант отображения), чувствительность всегда должна быть равна разности между данным уровнем акустического сигнала и эталонным уровнем звукового давления (94 дБ). Таким образом, если максимальный уровень звукового давления микрофона равен 120 дБ, чувствительность микрофона будет равна –26 дБ FS (94–120 дБ). Изменить проект так, чтобы цифровой выходной сигнал при заданном уровне входного акустического сигнала был выше, невозможно без уменьшения максимального входного акустического сигнала на ту же величину.

Чувствительность цифровых микрофонов измеряется в процентах от выходного сигнала полной шкалы, соответствующего входному сигналу с уровнем звукового давления 94 дБ. Уравнение, позволяющее преобразовать чувствительность цифрового микрофона из линейных единиц в логарифмические, выглядит следующим образом:

где ВыходDREF — это уровень полной шкалы выходного цифрового сигнала.

И, наконец, еще один часто вводящий в заблуждение вопрос при сравнении аналоговых и цифровых микрофонов связан с применением пиковых и среднеквадратических значений. Акустические уровни входного сигнала микрофона, указываемые в дБ, — это всегда среднеквадратические значения, независимо от типа микрофона. В качестве эталонного уровня для выходного сигнала аналоговых микрофонов используется среднеквадратическое напряжение 1 В. Это вызвано тем, что для сравнения уровней аналоговых звуковых сигналов наиболее часто применяют среднеквадратические значения. В свою очередь, чувствительность и уровень выходного сигнала цифровых микрофонов указываются через пиковые значения, поскольку они привязаны к цифровому коду полной шкалы, также являющемуся пиковым значением. Тот факт, что для указания выходного сигнала цифровых микрофонов используются пиковые значения, как правило, необходимо учитывать при разработке последующих алгоритмов обработки, в которых может потребоваться знание точных уровней сигналов. Так, например, в алгоритмах преобразования динамического диапазона (компрессорах, ограничителях и пороговых шумоподавителях) пороги обычно выставляются по среднеквадратическим уровням, поэтому при обработке выходного сигнала цифрового микрофона необходимо перейти от пиковых к среднеквадратическим значениям, вычтя соответствующую величину. Для синусоидального входного сигнала среднеквадратическое значение на 3 дБ ниже пикового, в то время как для сигналов более сложной формы это соотношение может быть иным. Рассмотрим в качестве примера микрофон МЭМС ADMP421, имеющий цифровой выход в формате с модуляцией плотности потока импульсов (pulse-density-modulated, PDM), чувствительность которого составляет –26 дБ FS. При синусоидальном входном сигнале с уровнем звукового давления 94 дБ пиковый выходной уровень будет равен –26 дБ FS, а среднеквадратический — –29 дБ FS.

Поскольку выходные сигналы цифровых и аналоговых микрофонов имеют разные единицы измерения, непосредственное сравнение этих двух типов микрофонов затруднено. В то же время в акустической области они работают с одной и той же единицей измерения — уровнем звукового давления. Независимо от формата выходного сигнала микрофона (аналоговое напряжение, цифровой сигнал в формате PDM или цифровой сигнал в формате I2S) максимальный входной акустический сигнал и отношение сигнал-шум (разница между эталонным уровнем звукового давления 94 дБ и уровнем шума) можно сравнивать напрямую. Рис. 2 иллюстрирует взаимосвязь между акустическим входным сигналом и уровнями выходного сигнала аналогового и цифрового микрофонов при заданном значении чувствительности. Рис. 2a соответствует аналоговому микрофону ADMP504, который обладает чувствительностью –38 дБ·В и отношением сигнал-шум 65 дБ. Изменение его чувствительности относительно эталонного уровня звукового давления (94 дБ), указанного слева, означает перемещение шкалы выходного сигнала в дБ·В вверх (повышение чувствительности) или вниз (уменьшение чувствительности).

Рис. 2. Отображение входного акустического сигнала:
а) уровень выходного напряжения аналогового микрофона;
б) уровень цифрового выходного сигнала цифрового микрофона

Рис. 2б соответствует цифровому микрофону ADMP521, который обладает чувствительностью –26 дБ FS и отношением сигнал-шум 65 дБ. Приведенный пример отображения уровней показывает, что чувствительность цифрового микрофона невозможно подстроить, не нарушив соотношения между максимальным уровнем входного акустического сигнала и значением полной шкалы цифрового кода. Такие характеристики, как отношение сигнал-шум, динамический диапазон, ослабление пульсаций напряжения питания и полный уровень гармонических искажений (THD), лучше отражают качество микрофона, чем чувствительность.

 

Выбор чувствительности и коэффициента усиления

Микрофон с высокой чувствительностью не всегда лучше микрофона с низкой чувствительностью. Чувствительность дает определенную информацию о характеристиках микрофона, но не о его качестве. То, насколько хорошо отдельно взятый микрофон подходит для конкретной задачи, определяется соотношением уровня шума микрофона, точки ограничения, уровня искажений и чувствительности. Для микрофона с высокой чувствительностью может потребоваться меньший коэффициент усиления в предварительном усилителе, однако в то же время он может иметь меньший запас относительно точки ограничения по сравнению с микрофоном, обладающим меньшей чувствительностью.

В задачах приема сигнала в ближней зоне, например в сотовых телефонах, где микрофон находится близко к источнику сигнала, более вероятно, что микрофон с большей чувствительностью достигнет максимального уровня входного акустического сигнала, попадет в ограничение и будет давать искажения. С другой стороны, большее значение чувствительности может быть предпочтительнее для приема сигнала в дальней зоне, например в телефонах с громкой связью и видеокамерах охранных систем, где уровень звукового сигнала ослабевает по мере увеличения расстояния от источника до микрофона. Рис. 3 иллюстрирует влияние расстояния от источника звука до микрофона на уровень звукового давления. При каждом удвоении расстояния от источника акустического сигнала его уровень уменьшается на 6 дБ (вдвое).

Рис. 3. Уменьшение уровня звукового давления на входе микрофона по мере увеличения расстояния от источника

Для примера на рис. 4 показаны типичные значения уровней звукового давления для различных источников звука — от тихой записи в студии (менее 10 дБ) до уровня болевого порога (более 130 дБ, уровень звука, вызывающий болевые ощущения у среднестатистического человека). Микрофоны редко способны перекрыть весь этот диапазон или большую его часть, поэтому на этапе проектирования важно выбрать подходящий микрофон с учетом требуемого диапазона уровней звукового давления. Для согласования уровня выходного сигнала микрофона в представляющем интерес динамическом диапазоне с типичным рабочим диапазоном тракта обработки звуковых частот следует использовать информацию, которую дает значение чувствительности.

Рис. 4. Уровень звукового давления для различных источников

Аналоговые микрофоны имеют широкий диапазон возможных значений чувствительности. Некоторые динамические микрофоны могут иметь чувствительность на уровне всего –70 дБ·В. Некоторые конденсаторные микрофонные модули содержат интегрированные предварительные усилители и поэтому обладают очень высокой чувствительностью вплоть до –18 дБм. Большинство аналоговых электретных микрофонов и микрофонов на основе технологии МЭМС обладают чувствительностью в диапазоне от –46 до –35 дБ·В (5–17,8 мВ/Па). Этот уровень является разумным компромиссом между шумовым порогом, которому в микрофонах МЭМС ADMP504 и ADMP521, например, соответствует уровень звукового давления всего 29 дБ, и максимальным входным акустическим сигналом (типичный уровень звукового давления около 120 дБ). Чувствительность аналогового микрофона можно отрегулировать в цепи предварительного усилителя, который зачастую интегрируется в один корпус с преобразовательным элементом.

Несмотря на очевидное отсутствие гибкости в выборе чувствительности цифрового микрофона, уровень его выходного сигнала легко может быть отрегулирован при помощи цифрового усиления в цифровом процессоре. Если процессор имеет достаточную разрядность для представления всего динамического диапазона исходного сигнала микрофона, цифровое усиление не приведет к ухудшению шумового уровня сигнала. В аналоговой схеме каждый усилительный каскад будет вносить некоторый дополнительный шум в сигнал, и разработчик системы должен гарантировать, что шум, вносимый каскадами, не приведет к ухудшению качества звукового сигнала. В качестве примера рассмотрим микрофон ADMP441 с цифровым выходом в формате I2S, который обладает максимальным уровнем звукового давления 120 дБ (чувствительность –26 дБ FS) и эквивалентным входным шумом, соответствующим уровню звукового давления 33 дБ (отношение сигнал-шум 61 дБ). Динамический диапазон микрофона равен разности между наибольшим (максимальный уровень звукового давления) и наименьшим (шумовой порог) уровнями сигнала, которые он способен достоверно воспроизводить. Для ADMP441 он равен 120–33 = 87 дБ и может быть представлен 15-разрядным цифровым словом. Сдвиг данных в цифровом слове на 1 бит приводит к изменению уровня сигнала на 6 дБ, поэтому даже 16-разрядный процессор с динамическим диапазоном 98 дБ допускает в данном случае усиление или ослабление на 11 дБ без ухудшения исходного динамического диапазона. Обратите внимание на то, что во многих процессорах максимальный входной акустический сигнал цифрового микрофона отображается в уровень полной шкалы внутреннего формата данных процессора. При таком отображении добавление любого усиления уменьшает динамический диапазон на соответствующую величину и снижает точку ограничения системы. Так, при работе с ADMP441 добавление усиления 4 дБ в процессоре приведет к ограничению сигнала в системе при подаче сигнала с уровнем звукового давления 116 дБ, если запас между уровнем полной шкалы сигнала и полной шкалой формата данных отсутствует.

На рис. 5 изображен цифровой микрофон с выходом I2S или PDM, подключенный непосредственно к цифровому сигнальному процессору. В данной конфигурации применение промежуточного каскада усиления не требуется, поскольку пиковый уровень выходного сигнала микрофона уже соответствует полной шкале формата входного слова процессора.

Рис. 5. Сигнальный тракт с непосредственным подключением цифрового микрофона к цифровому сигнальному процессору

Заключение

В статье даны пояснения, что такое чувствительность микрофона, как учитывать ее при проектировании каскадов усиления и почему, несмотря на связь между чувствительностью и отношением сигнал-шум, первый параметр не является показателем качества микрофона в отличие от второго. Независимо от типа используемого микрофона приведенная информация позволит разработчику подобрать наиболее подходящее для решения конкретной задачи устройство и добиться максимальных показателей от выбранного продукта.

Литература
  1. Designing with MEMS Microphones. http://ez.analog.com/community/ask_the_expert/archived/mems-microphones /ссылка утеряна/
  2. Lewis J. AN-1112 Application Note. Microphone Specifications Explained. Analog Devices. 2011.
  3. MEMS Microphones. http://www.analog.com/en/audio video-products/mems-microphones/products/index.html  /ссылка утеряна/
  4. Eargle J. The Microphone Book // Elsevier/Focal Press. 2004.

Что означает DB? Бесплатный словарь

Фильтр категорий: Показать все (131) Наиболее распространенные (3) Технологии (17) Правительство и военные (21) Наука и медицина (20) Бизнес (28) Организации (15) Сленг / жаргон (38)

DB
Сокращение Определение
DB База данных
DB Децибель
DB Deutsche Bundesbahn (Немецкие федеральные железные дороги, объединение 1994 года с Deutsche Reichsbahn, также известное как DBAG10) DB Двойной
DB Deutsche Bank
DB Dragon Ball (процессор)
DB Deutsche Bahn AG (Немецкая железнодорожная компания)
DB Установленное пособие (тип пенсионного плана)
DB DragonBall (телешоу / аниме)
DB Defensive Back (футбол)
DB Dropbox (служба хостинга файлов)
DB Data Bus
DB Double Bass
DB Discussion Board
DB Debug (язык ассемблера ASM51 для управления ассемблером)
DB Design and Build (контракт)
DB Data Buffer
DB Дейтона-Бич (Флорида)
DB Ежедневный бюллетень
DB Дебетовый
DB Не беспокоить (чат-сленг)
DB Дэвид Боуи (музыкант)
DB Diamond Bar (Калифорния) 900 28
DB Dagbladet
DB Dry Bulb (температура)
DB Дэвид Бекхэм (футболист)
DB Dobra (денежная единица) Сан-Томе и Принсипи)
DB Daimler Benz
DB Dena Bank (Индия)
DB Die Bahn (Немецкие железные дороги)
DB Dynamic Bass
DB Дэниел Брайан (профессиональный рестлер)
DB Deed Book (Регистратор документов)
DB Dead Body
DB Dark Brotherhood (игровая)
DB Dragon Boat
DB Dilbert
DB DOSBox (эмулятор DOS)
DB Прямая трансляция
DB Dresdner Bank (Германия)
DB Дочерняя плата
DB Пособие по смерти (страхование)
DB Дэвид Бирн (певец)
DB Гантель (поднятие тяжестей)
DB Dierks Bentley (исполнитель кантри)
DB Discovery Bay (Гонконг)
DB Direct Burial (кабель / труба)
DB Double Base (ракета) топлива)
DB Пособие по инвалидности (различные организации) 9001 3
DB Domonic Brown (бейсболист)
DB Дубний (элемент 105)
DB Дэвид Блейн
DB Dirty Bastard
DB Dattebayo (аниме фан-группа)
DB Doobie Brothers (группа)
DB Дэвид Бореаназ (актер)
DB Снижение баланса
DB Debenture
DB Drew Bledsoe (спортсмен)
DB Darkbasic
DB Распределительная коробка
DB Doughboy
Doughboy
Dooney & Bourke
DB Douche Bag 900 13
DB Затруднение дыхания (медицинское)
DB Dimmu Borgir (повязка)
DB Глухота
DB Dogbert
Dogbert Daybook
DB Отправлено
DB Dark Beginning (карты Yu-Gi-Oh)
DB Double Bottom (торговые рынки; акции, облигации, товары)
DB Door Bell
DB Digital Blasphemy
DB Dooney and Bourke
DB Double Bottom (судостроение)
DB Распределительный щит (электроника)
DB Висячая связь (химия)
DB Define Byte (директива языка ассемблера)
DB Отдел биологии (FDA)
DB Detective Branch (Бангладеш)
DB Dumb Blond
DB Denied Boarding (авиакомпания)
DB Базовый план проекта
DB Deutsche Burschenschaft (немецкий: немецкое братство)
DB Drinking Buddies
DB Прямой билирубин
DB Delta Band
DB Док-станция
DB Отложенная трансляция
DB Прямой биллинг
DB Digital Battlefield
DB Deathball (игровой)
DB Детективное бюро
DB Прямой бюджет
DB Dream Boat
DB Dime Bag
DB Dutch Belted (порода кроликов)
DB Зоны нечувствительности
DB Пайка погружением
DB Собачий болло cks
DB Дисциплинарные казармы
DB Ding Bat
DB Digital Burst (игровой клан)
DB Sao Tome Dobra (национальная валюта)
DB Dumb Bunny
DB Deutsch-Bonnet (французский гоночный автомобиль)
DB Display Builder
DB Буфер обнаружения
DB Dry Base
DB Depth Bomb
DB Выделенный буфер
DB Дэрил Бакстер (Небраска)
DB Дон Балон (футбольный журнал; Испания)
DB Деградированное существо (саентологический термин)
DB Deadbeat Parent (тот, кто не платит алименты)
DB Double Brew
DB Defense Board
DB Drunken Brawler (игровой)
DB Doggabyte (1e + 30 байт)
DB Darkenbane (Everquest Guild)
DB Диффузный биполярный (ячейка)
DB разбавленный битум
DB Dünya Bankasý (Турецкий: Всемирный банк)
DB Dispersal Base
DB Дрейф воздушного шара
DB Министерство обороны Benefici арный (Министерство обороны США)
DB Разрыв купола
DB Двойное растровое изображение (Приложение C) (ITU-T)
DB Динамическая двоичность (переменной )
DB Бюллетень по развитию (USMC)

Что означает DB?

95312 Оцените: DB 49
DB

База данных

Правительственные »Военные — и многое другое…

Оцените:
DB

Инвалидность

Медицина »Физиология

Децибел

Разное »Единицы измерения — и многое другое …

Оцените:
DB

Deutsche Bahn

Academic & Science» Любитель Радио — и многое другое…

Оценить:
дБ

децибел

Правительственные »НАСА — и многое другое …

DB

Dragon Ball

Разное »Хобби

Оцените это:
DB

Шина данных

Общие

Вычисления — и более…

Оцените его:
DB

Дата рождения

Медицинский »Физиология

DB

Dual Band

Академия и наука »Электроника

Оцените:
DB

Банк развития

Бизнес» Банковское дело

Оцените это:
DB

Дэвид Боуи

Сообщество »Знаменитые и знаменитости

Оцените это:
9000
9001 3 Оцените:
DB

На основе дизайна

Академия и наука »Электроника

Оцените:

Бонус к урону

Разное »Несекретный

Оцените его:
DB

Байт данных

Вычисления» Общие вычисления

Оцените:
DB

Тело

Правительственное »Право и право — и многое другое…

Оценить:
DB

Дата до

Разное »Сокращения дней

Db

Dubnium

Академия и наука »Химия

Оцените это:
DB

Определенное пособие

33 Бизнес

Определенное пособие

3

Оцените:
DB

Defensive Back

Разное »Команды НФЛ

Оцените:
Снижение остатка

Бизнес »Бухгалтерия

Оцените:
DB

Дэвид Браун

Разное »Несекретный

Design Berlin

Бизнес »Компании и фирмы

Оцените:
DB

На основе дистрибуции

Разное

Оценить:
DB

На основе расстояния

Разное »Несекретный

Оценить: