Методическая разработка по информатике и икт по теме: Системы счисления
Вариант 2
1. Система счисления — это:
A) представление чисел в экспоненциальной форме;
Б) представление чисел с постоянным положением запятой;
B) способ представления чисел с помощью символов, имеющих определенное количественное значение.
2. Пятеричная система счисления имеет основание:
А) 5; Б) 3; В) 4
3. Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры:
А) 1-8; Б) 0 — 9; В) 0-7.
4. В какой системе счисления может быть записано число 750?
А) в восьмеричной; Б) в семеричной; В) в шестеричной.
5. Чему равно число CDXIV в десятичной системе счисления?
А) 616; Б) 614; В) 414.
6. Преимуществом позиционной системы счисления является:
A) сложно выполнять арифметические операции;
Б) ограниченное число символов, необходимых для записи числа;
B) различное написание цифр у разных народов.
7. Даны системы счисления: 2-ая, 8-ая, 10-ая и 16-ая. Запись вида 692:
- отсутствует в десятичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной;
- существует во всех названных системах счисления.
8. Какие цифры используются в семеричной системе счисления?
А) 0,1,6; Б) 0,8,9; В) 1,6,7.
9. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 432, 768, 568, 243?
А) 10; Б) 8; В) 9.
10. Когда 2 · 3 =11?
- в пятеричной системе счисления;
Б) в троичной системе счисления;
- в четверичной системе счисления.
11. Как записывается максимальное 3-разрядное положительное число в четверичной системе счисления?
А) 333; Б) 222; В) 3333.
12. Число — это:
A) ряд символов;
Б) обозначение некоторой величины;
B) набор знаков.
Вариант 1
1. В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на:
A) арабские и римские;
Б) позиционные и непозиционные;
B) представление в виде ряда и в виде разрядной сетки.
2. Двоичная система счисления имеет основание:
А) 10; Б) 8; В) 2.
3. Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используются:
А) цифры 0 — 9 и буквы A-F; Б) буквы А — Q; В) числа 0-15.
4. В какой системе счисления может быть записано число 402?
А) в двоичной; Б) в троичной; В) в пятеричной.
5. Чему равно число DXXVII в десятичной системе счисления?
А) 527; Б) 499; В) 474.
6. Недостатком непозиционной системы счисления является:
A) сложно выполнять арифметические операции;
Б) ограниченное число символов, необходимых для записи числа;
B) различное написание цифр у разных народов.
7. Даны системы счисления: 2-ая, 8-ая, 10-ая и 16-ая. Запись вида 352:
- отсутствует в двоичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной;
- существует во всех названных системах счисления.
8. Какие цифры используются в шестеричной системе счисления?
А) 0,6,5,2; Б) 8,6,1,0; В) 0,3,2,1.
9. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 341, 123, 222,111.
А)3; Б) 4; В) 5.
10. Когда 2 · 2 = 11?
- в двоичной системе счисления;
- Б) в троичной системе счисления;
- в четверичной системе счисления.
11.Как записывается максимальное 4-разрядное положительное число в троичной системе счисления?
А) 2222; Б) 1111; В) 3333.
12. Цифры — это:
A) символы, участвующие в записи числа;
Б) буквы, участвующие в записи числа;
B) пиктограммы, участвующие в записи числа.
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную – УчМет
Тема
урока: «Перевод
чисел из любой системы счисления в
десятичную».
Предмет:
Информатика
Класс:
9
Учебник:
Н.В.Макарова. Информатика. Учебник для
7-9 класса
Тип
урока:
урок изучения нового материала.
Этапы урока:
Организационный.
Повторение теоретического материала.
Сообщение темы и цели урока.
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала.
Задание на дом.
Подведение итогов.
Оборудование:
Цели
урока:
1. Развитие
знаний, умений и навыков по теме.
2.
Формирование у учащихся навыков и умений
переводить числа из любой системы
счисления в десятичную.
3.
Повышение интереса к изучаемой теме и
предмету.
4.
Развитие логического мышления.
Ход урока
1) Организационная
часть.
Приветствие
учащихся и контроль посещаемости.
2) Повторение теоретического материала.
Выполнение
теста:
Тест
по теме «Системы счисления»
1 вариант
В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на:
А) арабские и римские;
Б) позиционные и непозиционные;
В) представление в виде ряда и в виде разрядной сетки.
Двоичная система счисления имеет основание:
А) 10; Б) 8; В) 2.
Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используются:
А) цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита от A до F;
Б) буквы латинского алфавита от A до Q;
В) числа от 0 до 16.
В какой системе счисления может быть записано число 402:
А) двоичной; Б) троичной;
В) пятеричной; Г) восьмеричной.
Чему равно число DXXVII в десятичной системе счисления:
А) 527; Б) 499; В)474.
Недостатком непозиционной системы счисления является:
А) сложно выполнять арифметические действия;
Б)ограниченное число символов, необходимых для записи числа;
В) различное написание цифр у разных народов.
Даны системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Запись вида 352:
А) отсутствует в двоичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной системе счисления;
В) существует во всех названных системах счисления.
Какие цифры используются в семеричной системе счисления:
А) 0, 1, 6; Б) 0, 8, 9; В) 0, 6, 7.
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа 341, 123, 222, 111:
А) 3; Б) 4; В) 5.
Когда 2 • 2 = 11?
А) в двоичной системе счисления;
Б) в троичной системе счисления;
В) в четвертичной системе счисления.
Как записывается максимальное 4-разрядное положительное число в троичной системе счисления?
А) 2222; Б) 1111; В) 3333
Цифры – это:
А) символы, участвующие в записи числа;
Б) буквы, участвующие в записи числа;
В) пиктограммы, участвующие в записи числа.
Система счисления – это:
А) представление числа в экспотенциальной форме;
Б) представление чисел с постоянным положением запятой;
В) способ представления чисел с помощью символов, имеющих определенное количественное значение;
Пятеричная система счисления имеет основание:
А) 5; Б) 3; В) 4.
Для представления числа в восьмеричной системе счисления используются цифры:
А) от 1 до 8; Б) от 0 до 9; В) от 0 до 7.
В какой системе счисления может быть записано число 750?
А) в восьмеричной; Б) в семеричной;
В) в шестнадцатеричной.
Чему равно число CDXIV в десятичной системе счисления?
А) 616; Б) 614; В) 414.
Преимуществом позиционной системы счисления является:
А) сложно выполнять арифметические действия;
Б)ограниченное число символов, необходимых для записи числа;
В) различное написание цифр у разных народов.
Даны системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Запись вида 692:
А) отсутствует в десятичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной системе счисления;
В) существует во всех называемых системах счисления
Какие цифры используются в семеричной системе счисления?
А) 0, 1, 6; Б) 0, 8, 9; В) 1, 6, 7
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 432, 768, 568, 243?
А) 10; Б) 8; В) 9.
Когда 2 • 2 = 11?
А) в пятеричной системе счисления;
Б) в троичной системе счисления;
В) в четвертичной системе счисления.
Как записывается максимальное 3-разрядное положительное число в четверичной системе счисления:
А) 333; Б) 222; в) 3333.
А) ряд символов;
Б) обозначение некоторой величины;
В) набор знаков.
Ключ ответов
вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
б
в
а
в
а
а
а
а
в
ва
а
2
в
а
в
а
в
б
б
а
а
а
в
3) Сообщение
темы и цели урока.
Сегодня
мы познакомимся с правилами
перевода чисел из любой системы счисления
в десятичную и
выполним задания по переводу чисел из
любой системы счисления
в десятичную.
4) Изучение нового материала (презентация)
Слайд №2
Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную
Представьте число в развернутой форме. При этом основание системы счисления должно быть представлено в десятичной системе счисления
2. Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа десятичной системы счисления.
Слайд №3
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную
Например, переведем число 10112 в десятичную систему счисления. Для этого представим это число в виде степеней двойки и произведем вычисления в десятичной системе счисления.
10112 = 1*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 = 1*8 + 0*4 + 1*2 + 1*1 = 8 + 0 + 2 + 1 = 1110
Рассмотрим еще один пример. Переведем число 52,748 в десятичную систему счисления.
52,748 = 5*81 + 2*80 + 3*8-1 + 4*8-2 = 5*8 + 2*1 + 7*1/8 +4*1/64 = 40 + 2 + 0,875 + 0,0625 = 42,937510
Слайд №4
Перевод чисел из 8-ой системы счисления в 10-ую
Перевод чисел из 16-ой системы счисления в 10-ую
Слайд №5
Алгоритм перевода целых двоичных чисел в систему счисления с основанием q = 2n.
1. Двоичное число разбить справа налево на группы по n в каждой.
2. Если в левой последней группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.
3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = 2n
Слайд №6
Пример
Перевести число 11001010011010101112 в восьмеричную систему счисления.
Разбиваем число на группы по три цифры – триады (т.к. Q =8, 8=2n, n =3) слева на право и, пользуясь таблицей, записываем соответствующее восьмеричное число
001 | 100 | 101 | 001 | 101 | 010 | 111 |
1 | 4 | 5 | 1 | 5 | 2 | 7 |
Дополняем.
Получаем: 1451278
Слайд №7
Пример
Перевести число 11001010011010101112 в шестнадцатеричную систему счисления.
Разбиваем число на группы по три цифры – триады (т.к. q =16, 16=2n, n =4) слева направо и, пользуясь таблицей, записываем соответствующее шестнадцатеричное число
0110 | 0101 | 0011 | 0101 | 0111 |
6 | 5 | 3 | 5 | 7 |
Дополняем.
Получаем: 6535716
III.Закрепление
Переведите число 11012 в десятичную систему счисления.
Переведите число 0,1235 в десятичную систему счисления.
Переведите число 16,48 в десятичную систему счисления.
IV.Домашнее задание Н.В.Макарова Информатика. Учебник тема 23.2стр 306, учебник-конспект (Составитель Сумцова О.В.) стр. 81, 82
ПР Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Инфоурок › Информатика ›Другие методич. материалы›ПР Перевод чисел из одной системы счисления в другуюКурс профессиональной переподготовки
Учитель информатики
Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики и информатики
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-459944
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПеревод чисел из одной системы счисления в другую
Цели урока:
- повторить изученный материал по теме система счисления ;
- научится переводить число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления и наоборот;
- освоить принципы перевода чисел из одной системы в другую;
- развивать логическое мышление.
Ход урока
Вначале урока краткое повторение и проверка домашнего задания..
Вопросы:
— В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера?
— Для чего используются системы счисления?
— Какие виды систем счисления вы знаете? Привести свои примеры.
— Чем отличаются позиционные системы от непозиционных?.
Цель нашего урока научится переводить число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления и наоборот. Но в начале мы рассмотрим, как можно
представить любое целое неотрицательное чисело:
В позиционных системах значение записи целого числа определяется по следующему правилу: пусть a na n-1a n-2…a 1a 0 — запись числа A, а i – цифры, тогда
A = a n·pn+a n-1·pn-1 +a n-2·pn-2+…+a 1·p1+ a0·p0 (1),
где p — целое число большее 1, которое называется основанием системы счисления
Для того, чтобы при заданном p любое неотрицательное целое число можно было бы записать по формуле (1) и притом единственным образом, числовые значения различных цифр должны быть различными целыми числами, принадлежащими отрезку от 0 до p-1.
Пример:
1) Десятичная система
p = 10
цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
число 5735 = 5·103+7·102+3·101+8·100
2) Троичная система
p = 3
цифры: 0,1,2
число 2013 = 2·32+0·31+1·30
Замечание: нижним индексом в записи числа обозначается основание системы счисления, в которой записано число. Для десятичной системы счисления индекс можно не писать.
Представление отрицательных и дробных чисел:
Во всех позиционных системах для записи отрицательных чисел так же как и в десятичной системе используется знак ‘–‘. Для отделения целой части числа от дробной используется запятая. Значение записи a na n-1a n-2…a 1a 0, a -1 a -2…a m-2 a m-1a m числа A определяется по формуле, являющейся обобщением формулы (1):
A = an·pn+a n-1·p n-1+a n-2·p n-2+…+a1·p1+a0·p0+a-1·p-1+a -2·p-2+…+am-2·p–(m–2)+am–1·p–(m–1)+amp–m (2),
Пример:
75,6 = 7·101+5·100+6·10–1
–2,3145 = –(2·50+3·5–1+1·5–2+4·5–3)
Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную:
Следует понимать, что при переводе числа из одной системы счисления в другую количественное значение числа не изменяется, а меняется только форма записи числа, так же как при переводе названия числа, например, с русского языка на английский.
Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную выполняется непосредственным вычислением по формуле (1) для целых и формуле (2) для дробных чисел.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную.
Перевести число из десятичной системы в систему с основанием p – значит найти коэффициенты в формуле (2). Иногда это легко сделать простым подбором. Например, пусть нужно перевести число 23,5 в восьмеричную систему. Нетрудно заметить, что 23,5 = 16+7+0,5 = 2·8+7+4/8 = 2·81+7·80+4·8–1 =27,48. Понятно, что не всегда ответ столь очевиден. В общем случае применяется способ перевода отдельно целой и дробной частей числа.
Для перевода целых чисел применяется следующий алгоритм (полученный на основании формулы (1)):
1. Найдем частное и остаток от деления числа на p. Остаток будет очередной цифрой ai (j=0,1,2 …) записи числа в новой системе счисления.
2. Если частное равно нулю, то перевод числа закончен, иначе применяем к частному пункт 1.
Замечание 1. Цифры ai в записи числа нумеруются справа налево.
Замечание 2. Если p>10, то необходимо ввести обозначения для цифр с числовыми значениями, большими или равными 10.
Пример:
Перевести число 165 в семеричную систему счисления.
165:7 = 23 (остаток 4) => a0 = 4
23:7 = 3 (остаток 2) => a1 = 2
3:7 = 0 (остаток 3) => a2 = 3
Выпишем результат: a2a1a0, т.е. 3247.
Выполнив проверку по формуле (1), убедимся в правильности перевода:
3247=3·72+2·71+4·70=3·49+2·7+4 = 147+14+4 = 165.
Для перевода дробных частей чисел применяется алгоритм, полученный на основании формулы (2):
1. Умножим дробную часть числа на p.
2. Целая часть результата будет очередной цифрой am (m = –1,–2, –3 …) записи числа в новой системе счисления. Если дробная часть результата равна нулю, то перевод числа закончен, иначе применяем к ней пункт 1.
Замечание 1. Цифры am в записи числа располагаются слева направо в порядке возрастания абсолютного значения m.
Замечание 2. Обычно количество дробных разрядов в новой записи числа ограничивается заранее. Это позволяет выполнить приближенный перевод с заданной точностью. В случае бесконечных дробей такое ограничение обеспечивает конечность алгоритма.
Пример 1:
Перевести число 0,625 в двоичную систему счисления.
0,625·2 = 1,25 (целая часть 1) => a-1 =1
0,25·2 = 0,5 (целая часть 0) => a-2 = 0
0,5·2 = 1,00 (целая часть 1) => a-3 = 1
Итак, 0,62510 = 0,1012
Выполнив проверку по формуле (2), убедимся в правильности перевода:
0,1012=1·2-1+0·2-2+1·2-3=1/2+1/8 = 0,5+0,125 = 0,625.
Пример 2:
Перевести число 0,165 в четверичную систему счисления, ограничившись четырьмя четверичными разрядами.
0,165·4 = 0,66 (целая часть 0) => a-1=0
0,66·4 = 2,64 (целая часть 2) => a-2= 2
0,64·4 = 2,56 (целая часть 2) => a-3= 2
0,56·4 = 2,24 (целая часть 2) => a-4= 2
Итак, 0,16510 ” 0,02224
Выполним обратный перевод, чтобы убедиться, что абсолютная погрешность не превышает 4–4:
0,02224 = 0·4-1+2·4-2+2·4-3+2·4-4= 2/16+2/64+2/256 = 1/8+1/32+1/128 = 21/128 = 0,1640625
|0,1640625–0,165| = 0,00094 < 4–4 = 0,00390625
Перевод чисел из одной произвольной системы в другую
В этом случае сначала следует выполнить перевод числа в десятичную систему, а затем из десятичной в требуемую.
Особым способом выполняется перевод чисел для систем с кратными основаниями.
Пусть p и q – основания двух систем счисления. Будем называть эти системы системами счисления с кратными основаниями, если p = qn или q = pn, где n – натуральное число. Так, например, системы счисления с основаниями 2 и 8 являются системами счисления с кратными основаниями.
Пусть p = qn и требуется перевести число из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием p. Разобьем целую и дробную части записи числа на группы по n последовательно записанных цифр влево и вправо от запятой. Если количество цифр в записи целой части числа не кратно n, то надо дописать слева соответствующее количество нулей. Если количество цифр в записи дробной части числа не кратно n, то нули дописываются справа. Каждая такая группа цифр числа в старой системе счисления будет соответствовать одной цифре числа в новой системе счисления.
Пример:
Переведем 1100001,1112 в четверичную систему счисления.
Дописав нули и выделив пары цифр, получим 01100001,11102.
Теперь выполним перевод отдельно каждой пары цифр, пользуясь пунктом Перевод чисел из одной произвольной системы в другую.
012=110=14
102=210=24
002=010=04
012=110=14
112=310=34
102=210=24
Итак, 1100001,1112 = 01100001,11102 = 1201,324.
Пусть теперь требуется выполнить перевод из системы с большим основанием q, в систему с меньшим основанием p, т.е. q = pn. В этом случае одной цифре числа в старой системе счисления соответствует n цифр числа в новой системе счисления.
Пример: Выполним проверку предыдущего перевода числа.
1201,324 = 1100001,11102=1100001,1112
В шестнадцатеричной системе есть цифры с числовыми значениями 10,11,12, 13,14,15. Для их обозначения используют первые шесть букв латинского алфавита A, B, C, D, E, F.
Приведем таблицу чисел от 0 до 16, записанных в системах счисления с основаниями 10, 2, 8 и 16.
Число в десятичной системе счисления | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
В восьмеричной | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 20 |
В двоичной | 0 | 1 | 10 | 11 | 100 | 101 | 110 | 111 | 1000 | 1001 | 1010 | 1011 | 1100 | 1101 | 1110 | 1111 | 10000 |
В шестнадцатеричной | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | 10 |
Для записи шестнадцатеричных цифр можно использовать также строчные латинские буквы a-f.
Пример: Переведем число 110101001010101010100,112 в шестнадцатеричную систему счисления.
Воспользуемся кратностью оснований систем счисления (16=24). Сгруппируем цифры по четыре, дописав, слева и справа нужное количество нулей
000110101001010101010100,11002
и, сверяясь с таблицей, получим: 1A9554,C16
Вывод:
В какой системе счисления лучше записывать числа – это вопрос удобства и традиций. С технической точки зрения, в ЭВМ удобно использовать двоичную систему, так как в ней для записи числа используются только две цифры 0 и 1, которые можно представить двумя легко различимыми состояниями “нет сигнала ” и “есть сигнал”.
А человеку, напротив, неудобно иметь дело с двоичными записями чисел из-за того, что они более длинные, чем десятичные и в них много повторяющихся цифр. Поэтому, при необходимости работать с машинными представлениями чисел используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления. Основания этих систем – целые степени двойки, и поэтому числа легко переводятся из этих систем в двоичную и обратно.
Записываем задание на дом:
а) Запишите дату рождения всех членов вашей семьи в различных системах счисления.
б) Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 1001111110111,0112 ;
б) 1110101011,10111012