Изучение азбуки Морзе по напевам, на русском.
Изучение азбуки Морзе по напевам, на русском.Изучение азбуки Морзе по напевам, проблемы восприятия на слух и мои решения.
… Начал писать эту статью пару месяцев назад, и как это бывает с долгосрочными проектами — где-то потерял … Потерял — и потерял, а проблема осталась … Суть ее — вот, в чем … При изучении азбуки Морзе для приема на слух, для облегчения изучения и запоминания, в какое-то время — стали использовать напевы … Причем, школы преподавания напевов кодов отличались произношением / напеванием, что порождало еще больший хаос в голове, отвлекая от истинной задачи — изучение приема на слух кодов азбуки Морзе …
Несколько раз я принимался за изучение напевов для азбуки Морзе, с провальным результатом … Нет, напевы то, в голову, я вколотил — только ничего путного из этого не вышло … А, именно — нет приема сигналов телеграфа на слух … Обучение азбуке Морзе приобрело, даже можно сказать, научный подход к разработке методов и трюков при подготовке не столько гражданских, сколько военных операторов-телеграфистов … Моряки, военные, пилоты, радиолюбители или гражданские связисты используют телеграфную радиосвязь не столько из-за закодированного, от непосвященных, текста сообщений, сколько из-за высокой помехоустойчивости, увеличению устойчивой дальности связи, и короткому времени сеанса радиосвязи, для которых требовалась простая радиоаппаратура … Дальнейшие методы развития цифрового декодирования радиосигналов позволили перейти на компьютерную обработку радиопередач, при той же помехозащищенности, с коррекцией ошибок и значительным увеличением скорости приема / передачи, основанных на стандартах A1A / J3E прием радиотелеграфных сообщений на слух …
Примечание : как выяснилось позже — можно изучить азбуку Морзе, не только по звуковым, но и — световым кодом … В этм случае главным вопросом становится — где найти программу : азбука морзе светом, программа для визуальной тренировки ? … Да, собственно ничего особенного искать и не придется … Просто, как в старые времена псевдо цветомузыки — вместо динамика следует подключить миниатюрную лампочку, а еще лучше — светодиод … Используя стандартные программы изучения для азбуки Морзе и регулируя яркость свечения лампы / светодиода громкостью — уже можно будет приступить к самостоятельному изучению и тренировкам приема световых кодов … Правда, как стало известно позже — некоторые программы изучения для азбуки Морзе умеют мигать областью экрана компьютера / ноутбука …
Учим азбуку Морзе …
Основную причину проблемы обучения напевам телеграфных кодов, я вижу — в разности восприятия информации человеком и машиной … Машина идентифицирует сигнал по образцу, а человек — по образу … Такова природа человека — мыслить образно, и распознанный напев ассоциируется с неким образом, которому — мозг автоматически, на основе предыдущего опыта развития его нейронных сетей — подсовывает уточняющие образы … А, тут еще и другие засады : английский, латинский и русский алфавит Морзе …
Например, Д / до-ми-ки … Мозг рисует некий домик, рядом дерево навесило свои ветви в сторону окна … Какое это дерево? Может — яблоня? В окне занавески … Они светлые, темные или в крапинку? … Все, что мозг не видит — он будет пытаться дорисовать из имеющихся в его памяти доступных и подходящих, под ситуацию, образов … А зачем это мне? На обработку галлюциногенных видений тратится огромное количество ресурсов мозга, и только спустя некоторое время приходит подсказка, что может быть — эта буква Д …
Или, например, У / у-нес-ла … Кто унесла? Кого унесла? Куда унесла? … Или, К / как-де-ла … Начинаешь автоматически вспоминать все ли в порядке с делами, а время то — идет … Важно абстрагироваться от визуальных образов, непосредственно обрабатывая звуковые образы — но как приказать мозгу сделать это в нарушение его природы естественного образного мышления ? … Обдумывая все эти конфликтные ситуации мне пришло в голову, что необходимо изменить напевы таким образом, чтобы во-вторых — они перестали связываться с визуальными видениями, а во-первых несли звуковую информацию для идентификации телеграфного кода, и при этом накладывали некоторую наследственность единства восприятия от меньших к большим …
Все уже давно мыслят определенным набором цифр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 1 , 10 , 100 … Никому в голову не приходит назначить числу 100 какой-то специальный образ, типа ||| … Это уже было в древней истории, вызывало массу проблем и потерь времени, и привело к тому, что человечество отказалось от такого способа записи в пользу более простейшего … Все в мире устроено так — от простейшего к сложному (или, от сложного к простому, смотря откуда смотреть) …
Ну и, следует сразу отметить, что заучивать коды по ти-ти / та-та мне тоже как-то — не фартит … Например, у меня получился знак С / … / си-эс-ай , в таком случае знак Б / -… / ба-си-эс-ай — используя уже изученную последовательность простейших трех точек и добавив новый символ ба — получается новый знак … Кто-то может сказать, что эти напевы созвучны … Возьмите, к примеру, слова : вода и подвода — ни у кого же не возникает сомнения, что, несмотря на схожесть написания — это абсолютно разные вещи ? Подвода — это телега на колесах, а вода — это неорганическое соединение газов в виде неустойчивого состояния льда, жидкости или пара … Но, обратите внимание, при осознании этих слов в мозгу были отрисованы образы телеги с лошадью или / без и воды в жидкой фазе, в какой мы обычно привыкли ее видеть, разве не так? …
Звуковые образы си-эс-ай / ба-си-эс-ай — настолько же различны в звуковом восприятии, и при этом — не привязаны к зрительным образам, что позволяет полностью сосредоточиться на приеме телеграфного кода Морзе и интерпретации его в знаки : буквы, цифры и служебные символы … Испытываю надежду, с помощью этого метода, овладеть приемом морзянки на слух с достаточной, для новичка, скоростью …
Вот, что у меня получилось в следствии этих размышлений, модифицированный алфавит азбуки Морзе … Обратите внимание, что алфавит напевов постоянно корректируется, если я обнаруживаю способ улучшить его …
. Е [E] е
.. И [I] и-ай
… С [S] сэ-сэ-сэс
…. Х [H] хе-че-хе-че
— Т [T] ТЭ
— М [M] МЭ-МЭ
— О [O] О-Э-ТО
—- Ш [CH] ШЭ-СЭ-ХЭ-ЧЭ
.- А [A] ай-ЭЙ
.— В [W] вай-ВЭ-ВЭ
.— Й [J] й-КРА-ТКО-ДЖЭЙ
-. Н [N] НЭ-эн
-.. Д [D] ДЭ-ди-ди
-… Б [B] БЭ-би-би-би
..- У [U] у-ю-ТА
..— Ю [:U] ю-и-У-ДА
—. Г [G] ГЭ-ДЖЫ-е
.-. Р [R] ре-РЭ-ер
.-.. Л [L] ле-ЭЛ-и-ле
-.- К [K] КЭ-и-КЭ
-.— Ы [Y] Ы-гре-КА-ТА
.—. П [P] пи-ПЭ-ПЭ-пи
-..- Ь [X] ИКС-мя-ки-ЗНАК
..-. Ф [F] фе-фе-ФЭ-еф
..-.. Э [:E] э-не-ТА-не-е
—.— Ъ [:N] ТВЕР-ДЫЙ-не-МЯГ-КИЙ
…- Ж [V] же-же-ви-ЖЭ
—.- Щ [Q] ЩА-КУ-и-ЩА
—. Ч [:O] ЧО-ТА-О-че
.-.- Я [:A] я-ТА-я-ТА
-.-. Ц [C] ЦЭ-си-ЦЭ-си
Цифры :
.—- 1 и-ТОЛЬ-КО-ОД-НА
..— 2 два-не-ХО-РО-ШО
…— 3 три-те-бе-МА-ЛО
….- 4 чет-ве-ри-ти-КА
….. 5 пя-ти-ле-ти-е
-…. 6 ПО-шес-ти-бе-ри
—… 7 СЭ-СЭ-се-ме-ри
—.. 8 ВО-СЬМО-ГО-и-ди
—-. 9 ДЕ-ВЯ-ТО-ГО-жми
Спец символы :
-…- [ = раздел ] РАЗ-де-ли-те-КА
…… [ . точка ] тэ-че-ка-тэ-че-ка
.-.-.- [ , запятая ] я-ЗА-пя-ТА-я-ДА
-..-. [ / дробь ] ДРО-би-и-ДРО-би
..—.. [ ? вопрос ] ну-и-ВО-ПРО-си-ки
—..— [ ! восклицание ] ВО-О-скли-ци-СЛО-ВО
.-.-. [ ЕЦ конЕЦ передачи ] за-КО-нчил-КО-нец
..-.- [ ИК связИ Конец ] до-сви-ДА-ни-ЯА
…-.- [ СК Связи Конец ] все-до-сви-ДА-ни-ЯА
…….. [ ХХ Ошибка / Перебой ] пе-ре-би-те-пе-ре-би-те
.—.-. [ @ e-mail ] е-ПО-ЧТА-е-МА-ил
-.—.- [ ( ) скобка ] СКО-бку-СТАВЬ-СКО-бку-СТАВЬ
.-..-. [ » кавычки ] ка-ВЫ-чки-ка-ВЫ-чки
-.-.-. [ ; точка с запятой ] ТО-чка-ЗА-пя-ТА-я
Какой метод обучения я планирую применить к заучиванию напевов телеграфных кодов? К сожалению не нашлось никакой простой программы — эмулятора телеграфного ключа для компьютера … Все программы изучения для азбуки Морзе : ADKM, Apak, CW Master, Flex-Morse, HamUn, Rufz и им подобные — только воспроизводят звук, не позволяя это делать самому … Конечно, в некоторых программах можно изменить / подставить собственные напевы, но я не захотел с этим заморачиваться и тем более исключать моторную память руки при набивке кодов вручную … Поэтому, я скачал простенькие программы пианино для ПК на клавиатуре и решил воспользоваться их возможностями :
Piano Gadjet …
Piano PC 73 Virtual Keyboard …
Piano EveryOne …
Небольшая подстройка программы Piano EveryOne :
— Setting -> Options -> убрать галочку Open Sustain of the External Midi Instrument
— Здесь, же : подобрать значение Delay (ms) : 10 — 15 … Слишком малое значение может вызвать искажение звука …
— Главное окно программы, внизу / переключатели : Sustain и правее — перевести в OFF …
Все эти подстройки сделаны, чтобы снизить послезвучие после отпускания клавиши и приблизить звучание к похожему на звук телеграфного кода Морзе … Теперь можно потренироваться в набивании алфавита на подходящей ноте, по звуку, нажатием на клавишу клавиатуры … По готовности — записать алфавит с напевами на диктофон телефона и, используя военно-космический опыт обучения во сне — включать перед сном записанный файл и спокойно спать, не тратя времени на обучение … Лично у меня такой нестандартный набор напевов не вызывает никаких инсинуациативных ассоциаций … Время записи около 20 минут … Также можно прослушивать запись днем, в любое удобное время, пока она не зафиксируется в мозгу … После этого — можно переходить к приему знаков на слух из любых, выше перечисленных, программ обучения Азбуке Морзе …
Цифры я почти оставляю такими, как они есть в текущем варианте, а вот как быть со спец / знаками — подумаю позже, после уверенного приема цифр и букв … Цифры как-то легче запоминаются и не вызывают побочных образов … Все же заменил 9 и 0 …
Урок / день / 1
Сделал, как задумано … 7 часов здорового, крепкого сна под эту музыку … Запустил программу Apak и попробовал на прием — ничего не принимается … Думаю, что это нормально … Снова запустил аудиофайл диктофона на прослушивание и начал запись знаков на слух в тетрадь … Обнаружил некоторые новые моменты …
— Один принятый символ следует записывать по русский, следующий по английский и так — чередовать, чтобы сразу набивать руку …
— Некоторых символов, для русского, по английски нет — это символы национальных алфавитов с точками наверху или сочетания букв … Предполагаю, что их сразу нужно добавить в таблицу, с двоеточием впереди … Пусть тоже сразу запоминаются …
—- Ш [CH]
..— Ю [:U]
..-.. Э [:E]
—. Ч [:O]
.-.- Я [:A]
— Также добавил еще несколько символов …
—.— Ъ [:N] твер-дый-не-мяг-кий
…… Знак Точка то-чеч-ка-то-чеч-ка
-…- Знак Раздел раз-де-ли-те-ка
…….. Знак Ошибка / Перебой пе-ре-би-те-пе-ре-би-те
..-.- Знак Конец Связи до-сви-да-ни-я
— Заново изменил звучание некоторых напевов, которые плохо воспринимаются … Б [B], В [W], Д [D], З [Z], Л [L] …
— М [M] … Очень сильно сомневаюсь по поводу замены ма-ма … Со всех сторон этот напев выглядит крайне логично … Основной моей задачей, вижу, придумать такие напевы, которые бы воспринимались лучше и искоренили из памяти сохранившиеся напевы старой школы, из-за которых мне приходится не учиться — а переучиваться … Пересмотрел и изменил О [O], П [P], Р [R], Ф [F], Ц [C], Ч [:O], Ш [CH], Щ [Q], Ю [:U] …
Внесенные изменения требуют перезаписи аудиофайла тренировки и запоминания телеграфных кодов … При записи следует учесть несколько моментов : указать букву и ее аналог ; первые три раза с напевом, затем просто код ; паузы между знаками сделать пошире, чтобы успевать записывать принятый символ на листке … Записывать, чередуя и русское и английское написание … Длительность записи выросла чуть более 30 минут … Других примечаний пока нет, если не учитывать, что переделан практический весь алфавит …
Урок / день / 2
Сон был крепкий, но какой-то полу / кошмарный … Не думаю, что это из-за прослушивания Азбуки Морзе … Скорее, списал бы это на изменение погоды (похолодание) … Днем и вечером мне заниматься некогда, ближе перед сном … И вот, что я вам скажу … По, моему — этот метод работает … Если, предыдущие два раза, мне не хватало двух листов в клеточку, буквы прыгали — то сегодня, уверенно, уместил 30 минут аудиозаписи менее чем на одном листке … Практически никаких проблем не возникло (правда, пока — с аудиоподсказками) при записи английского / русского алфавита букв, знаков препинания и цифр — одновременно (!) …
Окрыленный успехом, мозг все-таки позволяет размышлять трезво, и становится понятно, что набитые на клавиатурном пианино звуки, мягко говоря — не совсем соответствуют правильным сигналам телеграфной азбуки … Хотя, прогресс — налицо и нежелательно прерывать уроки — придется это сделать во имя будущего успешного обучения … Надо еще раз изучить возможности программ обучения коду Морзе, в какой из них можно подставить свой текст с паузами, так, чтобы сделать почти идеальную запись с напевами и без …
Снова — доработка и развитие алфавита кодов … На этот раз — только звук Б … Хотя, напев БЭ-би-и-бе звучит правильно — напев БЭ-би-би-би воспринимается лучше и легче, планирую заменить … Заодно узнал как записываются спец / знаки и расширил их напевы :
-…- РАЗ-де-ли-те-КА [ = ] Раздел, как знак равно …
.-.-.- я-ЗА-пя-ТА-я-ДА [ , ] понятно, запятая …
-..-. ДРО-би-и-ДРО-би [ / ] понятно, дробь …
.-.-. [ нет напева ] (кон)[ ЕЦ ](передачи) или [ АР ] … Может быть : я-СТОП-шли-ТЫ-мне …
…-.- [ СК ] Связи Конец … у военных радистов и ..-.- Знак Конец Связи / до-сви-ДА-ни-Я / у гражданских ???
Возможно, сочетания букв ЕЦ / СК не обязательно специально заучивать на напев? После изучения букв и при практическом опыте ведения радиосвязи — они сами займут свои места … Мне кажется так, потому-что еще будет много и трех буквенных сокращений — которые надо просто знать, что они обозначают …
Урок / день / 3
К задаче создания правильного звукового аудиофайла образцов телеграфных кодов наиболее подходит программа CW Master, которая позволяет загрузить произвольный текстовый файл для озвучивания …
— Пауза между буквами 8 пробелов работает только до переноса строки, затем все промежутки пауз автовыравниваются …
— Твердый знак Ъ озвучивается, как мягкий знак …
— Спец / символы вообще не озвучиваются …
— Озвучиваются только буквы и цифры …
— Все последующие модификации и доработки аудиофайла планируется выполнить при помощи программы Audacity MP3 Editor …
— Снова появляется возможность проигрывая правильный звуковой файл на ПК и, записывая на диктофон телефона, наложить напевы собственным голосом, который всегда будет совпадать с мысленным напеванием напевов … Ничьи напевы не будут звучать в вашей голове более естественно, чем ваши собственные …
— Подготовил текстовый файл, загрузил в CW Master и воспроизвел, записывая на Стандартные / Звукозапись — ПК устройство, убрав регулятор громкости записи наполовину …
— Полученный WMA аудиофайл перевел в MP3 программой Easy CDDA Extractor Portable и скормил в Audacity MP3 Editor для редактирования : исправлен Ъ знак, увеличены паузы между группами и добавлены спец / символы … Немного покорпел над этим, но привел все тире и точки к одинаковой длительности звучания и количеству повторений для создания собственного обучающего звукового файла …
Лучшего аудио качества не получить, а все длительности — равномерные … Немного подправил букву Ж … При записи на листок, буквы — снова запрыгали, из 10 не успеваю записать и половины (на некоторых символах) … Скорость 10 еще великовата, но теперь можно смело продолжать обучение в нужном направлении …
Урок / день / 4
… Коматозный сон под звук морзянки … Снилось, что пью водку, хотя последние лет 15 — даже не нюхал ее … День в трудах и заботах, а вечером — повторение — мать учения … На скорости 10 реально тяжело не то, что — чередовать буквы англ / рус, но и даже — просто успевать их записывать … Поэтому разделил запись на слух : листок по русски, листок по английски …
Продолжаю шлифовать напевы для лучшего восприятия : С [S] си-си-си , Х [H] хе-че-хе-че , Ш [CH] ШЭ-СЭ-ХЭ-ЧА , Д [D] ДЭ-ди-ди , Р [R] ри-РА-ер , Ф [F] фи-фе-ФА-еф , [ ? вопрос ] ну-и-ВО-ПРО-си-ки … Каждая переделка напевов требует пере / записи аудио файла и пере / инициализации напева в мозге …
Хорошо, сделал … Сижу и слушаю … А с какого перепуга Т должна быть ТА ? Русский алфавит совсем не так произносится … А БЭ ВЭ ГЭ ДЭ Е ЖЭ ЗЭ И КА / КЭ ЭЛ / ЛЭ ЭМ / МЭ ЭН / НЭ О ПЭ ЭР / РЭ ЭС / СЭ ТЭ У ЭФ / ФЭ ХА / ХЭ ЦЭ ЧЭ ША / ШЭ ЩА Ы Э Ю Я … Какому умнику пришло в голову использовать А вместо Э ? Уже есть готовая звуковая / фонетическая основа — зачем ее менять ? Еще раз все переделаю и посмотрю, как получится …
Урок / день / 5
… Проснулся с еще большим убеждением, что двигаюсь в правильном направлении … Снова пытаюсь проанализировать необходимость применения ТА и ДА …
# А [A] ай-ТА — просится ай-ДА, чтобы резче обозначить границу перехода, но на самом деле должно быть ай-ЭЙ, потому-что ЭЙ БИ СИ по английски …
# У [U] у-ю-ТА и Ю [:U] ю-и-У-ДА — эти напевы мне кажутся правильными, идет игра на мягкости ТА и жесткости ДА, что помогает звучанию произношений не пересекаться …
# Н [N] НЭ-эн — длительность Э, в этом случае, регулируется открытым и закрытым слогом, фонетика — русским и английским звучанием, подсказка в произношении …
# Э [:E] э-не-ТА-не-е — Э не та Е, как обычно, а Е с двоеточием … Применяется звучание ТА …
# Я [:A] я-ТА-я-ТА — сложно разбирать этот напев, и его взаимопересечения, но он кажется мне правильным …
# С [S] сэ-сэ-сэс , потому и потому-что Ц [C] ЦЭ-си-ЦЭ-си
# [ . точка ] то-чеч-ка-то-чеч-ка — ну, не катит это произношение … а, подходит — как из фильмов про разведчиков : ТЧК тэ-че-ка …
Одновременно понял, что создавая цельный аудиофайл произношений — нарушаю принцип простоты …
— при каждой аудиозаписи 30 минут — возникает случайный сбой или ошибка …
— всегда одинаковый порядок следования знаков …
— трудная модификация произношения …
Перейдя на по / знаковую аудио запись звуков, каждый знак / отдельный файл — все эти проблемы решаются и дают большие преимущества :
— легкая модификация звучания произношения …
— легкое устранение ошибок … легкое добавление новых напевов …
— возможность воспроизведения целой папки с напевами в случайном порядке проигрывания аудио / файлов, что даст еще больший эффект разнообразности запоминания …
Урок / день / 6, 7
По вынужденным причинам — профилонил : ездил на фазенду … Там — нет ни времени, ни технической возможности продолжать неоконченную работу … Было очень жаль терять два дня времени … Но, для правильности восприятия — пришлось заставить себя отказаться от заучивания предыдущей версии напевов …
Урок / день / 8
Приступил к завершению урока 5 … Заменил [ ЕЦ конЕЦ передачи ] на за-КО-нчил-КО-нец , Р [R] ре-РЭ-ир и [ ! восклицание ] ВО-О-скли-ци-СЛО-ВО … Продолжаю исправление аудио записей напевов … Получилось нечто похожее на правду …
Азбука Морзе, оригинальное звучание, MP3, zip архив, 32 Мб …
Азбука Морзе, русские напевы, 3GPP, zip архив, 23 Мб … Запись на телефон / смартфон Android …
Напевы только для образца, что должно получиться … Настоятельно рекомендую, используя оригинальное звучание — записать собственные напевы, ибо ничей голос не звучит в голове так хорошо, как — свой … В архиве не все знаки, а только основные … Все еще испытываю неопределенность — удачно ли подобрал напев Ф [F] фи-фи-ФЭ-иф … По крайней мере — теперь его легко перенапеть, и вообще — можно плотно приступить к изучению … О результатах доложу …
Урок / день / 9, 10
2018, Май … В свободное время и на ночь слушаю / повторяю напевы и записываю знаки в тетрадь … Не могу сказать, как помогает ночное обучение … Дневное — продолжает шлифовать напевы … Снова одолевают сомнения … Пришел к мнению, что напевы должны быть лишены эмоциональной окраски в голосе, так как частота посылок — неизменна … И, все-таки, е-Э звучит более естественно … К [K] КЭ-и-КЭ , Р [R] ре-РЭ-ер , Ф [F] фе-фе-ФЭ-еф , 2 два-не-ХО-РО-ШО , СЭ-СЭ-се-ме-ри …
Урок / день / Х
2018, Сентябрь … Переезд и смена работы сильно пошатнули мое стремление в изучении азбуки Морзе … Еще месяц я прилежно продолжал спать под аккомпанемент морзянки, но вскоре ни сил, ни времени, ни возможностей — не осталось … Перерыв в обучении наступил как-то ненавязчиво … И вот — новая попытка … Каковы результаты ?
— Ночные слепые прослушивания, на мой взгляд — не дают того безудержного запоминания, о коем обычно упоминается в источниках … Больше толку от записи знаков на слух = слуховая + моторная память …
— Положительные моменты : так, как мне пришлось переучиваться — если не окончательно, то в значительной степени прежние напевы были вытравлены из мозга … Пробный прием подсказывал уже новые напевы … Это хорошо … И то, что они не до конца заучены — вообще замечательно … Есть шанс закончить обучение … Наверняка запомнился напев фе-фе-ФЭ-еф = это точно буква Ф … Гораздо хуже с буквами П и В — они как-то плохо воспринимаются / обрабатываются мозгом …
— Если, кто решил, что я забросил обучение — нет, просто ненадолго отложил … Лето вообще пора напряженная : отпуска, посевная, уборочная … Вот наступят долгие зимние вечера и времени заметно прибавится …
2018, почти декабрь … Все еще есть более приоритетные мероприятия перед освоением азбуки Морзе … Поэтому — игнорирую все желания и потребности в этом начинании … Однако, оглядываясь назад — убеждаюсь, что направление выбрано верно, и всему свое время …
16:36 29.11.2018
Контакт моя страница, общение по работе и дружба.
Познавательные развлечения. Техника. Технологии. Сайт techstop-ekb.ru
techstop-ekb.ru — обзор.
Index Of — список всего.
* Меню раздела *
© techstop-ekb.ru, www, 2020.
Напевы морзянки: t00mas — LiveJournal
Написано и публикуется по просьбе уважаемого cathay_stray.С чего бы начать? Начну с нескольких вопросов. Смысл этого в том, чтобы по возможности полно описать ту область, к которой всё это относится.
Итак, что такое морзянка? Морзянка, она же азбука Морзе — наиболее распространенный вариант неравномерного телеграфного кода. Разработана в 1838 году американским художником и изобретателем Сэмюэлом Финли Бризом Морзе (Morse). Каждая буква или знак в морзянке представлены комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире). Промежуток между посылками внутри знака имеет такую же продолжительность, как и точка, между буквами в слове — такую же, как тире. В современной телеграфии азбука Морзе вытеснена равномерным телеграфным кодом, так что применяется она в основном в радиолюбительской связи.
Далее, что такое напев? В данном случае — это некое слово, соответствующее определённому знаку (применительно к буквам — начинающееся с той буквы, которой соответствует). Длительность гласных в слове соответствует раскладке точек и тире в букве: О, А и Ы обозначают тире, остальные гласные — точки. Естественно, повторяя напев, А, О, Ы произносят как долгий звук, прочие как краткий. Замечу, что согласные, входящие в состав слова, а также ударение при обучении особой роли не играют, так что выбор конкретных слов для напева — дело личных пристрастий обучающего. Например, меня учили, что напев буквы У — «унесло» (точка, точка, тире), а кому-нибудь могли дать, скажем, «увлекла» или даже «уйгуры». Кстати, как несложно заметить по нижеприведённой таблице, в той системе, которой обучали меня, в некоторых напевах есть «буквы-исключения»: например, А соответствует напев «айда», где первая гласная обозначает точку, а вторая — тире. Это нэлза понат, это нада проста запомныт! 🙂
Как работает подобный метод обучения? Напевы во время изучения морзянки буквально вбиваются в память — так, что забыть их практически невозможно. Многократно повторив про себя и вслух это самое «унесло», обучающийся закрепляет ассоциацию с буквой У, аналогично делается и с другими знаками. И когда потом он слышит морзянку, последняя «раскладывается» в его сознании на отдельные напевы, а те, в свою очередь, жёстко ассоциируются с конкретными цифрами, буквами, и т.п. Начинающие обычно тут же записывают уловленный знак и читают принятое сообщение уже позже, глядя на бумагу. Опытные телеграфисты умеют «читать» передачу на слух, вычленять и записывать только необходимые данные. Например, в ходе обычной любительской связи опытный радист запишет пять-шесть знаков позывного визави и три цифры оценки РСТ, тогда как начинающий испишет половину тетрадного листа.
Как выглядит обучение? По этой методике обучение ведётся в основном «на слух». Назвав напев очередной буквы или цифры, инструктор даёт прослушать звучание соответствующего знака морзянки, затем совмещает звучание с произнесением напева. Потом напев произносят одновременно с передачей знака на ключе — обучение приёму и передаче ведут параллельно. Затем все эти процедуры многократно повторяют (собственно, вся методика построена на повторении), через какое-то время уже дают прослушивать тренировочные тексты. Тексты эти, естественно, полагается записывать — как для тренировки, так и для последующей проверки качества приёма. А поскольку писать обычные буквы-цифры со скоростью 150…200 знаков в минуту человек не сможет (а на соревнованиях скорости бывают и ещё выше), одновременно с напевами обучают т.н. «замене» — специфической разновидности стенографического письма. Кстати, мне доводилось видеть, как принимают на скоростях порядка 220-240 знаков в минуту… это впечатляет. Морзянка на такой скорости даже для обученного телеграфиста (но не мастера, конечно) звучит как непрерывное «трулялялятрулятрутруляля», что-либо понять, кажется, невозможно. А человек сидит и пишет. Некоторые телеграфисты сразу учатся фиксировать принятое на пишущей машинке (я это видел в середине 80-х, сейчас, возможно, используют компьютер), и у «машинистов» верхняя «планка» скорости приёма обычно выше.
Напевы нужны только для работы на приём? Нет, на передачу тоже работают по ним. Человек — допустим, он передаёт нешифрованный связный текст — читает очередное слово, мысленно раскладывает его на буквы, и, проговаривая про себя их напевы, в такт им совершает подобающие манипуляции с телеграфным ключом. Бывает, кстати, что сообщение форматировано как-то иначе (например, на соревнованиях по скоростной телеграфии передают и принимают наборы знаков, состоящие из пятидесяти групп, каждая из которых состоит из пяти букв или цифр). В этом случае оператору даже проще: не мешает смысл передаваемого, который при передаче связного текста «крутится» где-то на задворках сознания и периодически отвлекает.
Какая связь между напевами и способом транслитерации? Никакой. Просто есть некая общепринятая у радиолюбителей таблица соответствия латиницы и кириллицы; её-то в эфире и используют. Естественно, в силу наличия в русском алфавите специфических букв, кое-что приходится понимать из контекста ситуации. Скажем, во время эфирного «разговора» двух русскоязычных радиолюбителей сочетание тире-тире-точка-тире может обозначать как латинскую Q (если входит в состав позывного, сочетания радиокода, названия иностранного приёмника, и т.п.), так и русскую Щ (если встречается в названии города, или любом другом русском слове). Соответственно, при необходимости сообщить иностранцу, что ты проживаешь в Донецке, приходится выбирать между DONETSK, DONEZK и DONECK… неаккуратненько, конечно, но больших трудностей обычно не создаёт.
Можно ли научиться азбуке Морзе другим способом, без напевов? Честно говоря, не знаю. Вполне может быть, что есть иные способы. Зато мне точно известно другое: прямо запомнить сочетание и количество элементарных посылок для каждого знака — дело несложное, А — это точка-тире, Б — тире-три-точки, и т.п. Но вот добиться более-менее связной передачи, а тем более качественного приёма такой радист не сможет. Обычная скорость передачи в радиолюбительской практике — от 70 до 110 знаков в минуту, а человек, как правило, не успевает за 0,5…0,9 с распознать и сосчитать элементарные посылки, составляющие знак, а затем ещё и сопоставить количество точек и тире с одним знаком из четырёх с лишним десятков. Так что учить напевы — гарантированно надёжнее!
Ну а вот, собственно и они…
Кириллица | Латиница | Код Морзе | Напев |
А | А | | ай-да |
Б | В | | ба-ки-те-кут |
В | W | | ви-да-ла |
Г | G | | га-ра-жи |
Д | D | | до-ми-ки |
Е | Е | | есть |
Ж | V | | же-ле-зи-сто |
З | Z | | за-ка-ти-ки |
И | I | | и-ди |
Й | J | | и-крат-ко-е |
К | К | | как-де-ла |
Л | L | | лу-на-ти-ки |
М | М | | ма-ма |
Н | N | | но-мер |
О | О | | о-ко-ло |
П | P | | пи-ла-по-ёт |
Р | R | | ре-ша-ет |
С | S | | си-не-е |
Т | Т | | так |
У | U | | у-нес-ло |
Ф | F | | фи-ли-мон-чик |
Х | Н | | хи-ми-чи-те |
Ц | С | | цап-ли-на-ши |
Ч | нет | | ча-ша-то-нет |
Ш | нет | | ша-ро-ва-ра |
Щ | Q | | ща-вам-не-ша |
Ь, Ъ | Х | | то-мяг-кий-знак |
Ы | Y | | ы-не-на-до |
Э | нет | | э-ле-рон-чи-ки |
Ю | нет | | ю-ли-а-на |
Я | нет | | я-мал-я-мал |
Знак | Код Морзе | Напев |
0 | | ноль-то-о-ко-ло |
1 | | и-толь-ко-од-на |
2 | | я-на-гор-ку-шла |
3 | | три-те-бе-ма-ло, либо я-ку-ка-ра-ча |
4 | | чет-ве-ри-те-ка |
5 | | пя-ти-ле-ти-е |
6 | | по-шест-ти-бе-ри |
7 | | да-да-се-ме-рик |
8 | | вось-мо-го-и-ди |
9 | | но-на-но-на-ми |
? | | где-мне-во-прос-пи-сать |
! | | по-ка-нет-при-ка-за |
, | | и-так-и-так-и-так |
\ (разделитель) | | раз-де-ли-те-ка |
Международный; символ | Русский символ | Код Морзе | Напевка |
---|---|---|---|
A | А | · − | ай-даа ай-ваа |
B | Б | − · · · | баа-ки-те-кут беей-ба-ра-бан |
C | Ц | − · − · | цаа-пли-наа-ши цаа-пли-цаа-пли цаа-пли-хоо-дят цыы-па-цыы-па цаа-пик-цаа-пик |
D | Д | − · · | доо-ми-ки дааай-во-ы дааач-ни-ки |
E | Е | · | есть |
F | Ф | · · − · | фи-ли-моон-чик |
G | Г | − − · | гаа-гаа-рин гаа-раа-жи гоо-воо-ри |
H | Х | · · · · | хи-ми-чи-те |
I | И | · · | и-ди, ишь-ты |
J | Й | · − − − | йош-каа-раа-лаа и-краат-коо-еее ес-наа-паа-раа |
K | К | − · − | каак-де-лаа каак-же-таак каа-тень-каа кааа-те-тааа |
L | Л | · − · · | лу-наа-ти-ки ли-моон-чи-ки |
M | М | − − | маа-маа |
N | Н | − · | ноо-мер наа-те нооо-сик |
O | О | − − − | оо-коо-лоо |
P | П | · − − · | пи-лаа-поо-ёт пи-лаа-ноо-ет |
Q | Щ | − − · − | щаа-ваам-не-шаа щуу-каа-жи-вааа щууу-каааа-плы-лааа щууу-кааа-не-тааа дааай-дааай-бор-щаааа даай-даай-ви-нааа |
R | Р | · − · | ру-каа-ми ре-шаа-ет ре-бяяяя-та |
S | С | · · · | си-не-е сам-та-кой са-мо-лёт |
T | Т | − | таак |
U | У | · · − | у-нес-лоо у-бе-гуу |
V | Ж | · · · − | я-бук-ва-жее же-ле-ки-тааа же-ле-зис-тооо жи-ви-те-тааак |
W | В | · − − | ви-даа-лаа вол-чаа-таа |
X | Ь | − · · − | тоо-мяг-кий-знаак знааак-мяг-кий-знааак |
Y | Ы | − · − − | ыы-не-наа-доо |
Z | З | − − · · | заа-каа-ти-ки заа-моо-чи-ки зааа-хааа-ри-ки |
1 | · − − − − | и-тооль-коо-оо-дноо ку-даа-тыы-поо-шлаа од-наа-гоо-лоо-ваа пей-воод-кууу-ооо-диин |
|
2 | · · − − − | две-не-хоо-роо-шоо я-на-гоор-куу-шлаа я-до-моой-поо-шлаа |
|
3 | · · · − − | три-те-бе-маа-лоо и-дут-дев-чаа-таа де-ли-те-саа-хаар где-тё-тя-каа-тяя и-дут-ра-диис-тыы три-де-пу-тааа-тааа и-дут-три-браа-тааа люб-лю-сол-дааа-тааа |
|
4 | · · · · − | че-тве-ри-те-каа че-ты-ре-ча-сааа ко-ман-дир-пол-каа, че-ты-ре-пол-ка э-то-бу-ду-яяя |
|
5 | · · · · · | пя-ти-ле-ти-е пе-тя-пе-ту-шок пя-те-ро-впу-ти пя-ти-си-ни-е |
|
6 | − · · · · | поо-шес-ти-бе-ри шууу-ры-до-ма-нет шеесть-по-ка-бе-ри наам-пе-ре-да-ли даай-по-це-ло-вать шееесть-пе-ре-да-ю дааа-хо-лос-тя-ки |
|
7 | − − · · · | даай-даай-за-ку-рить даа-даа-се-ме-ри сеемь-сеемь-хо-ро-шо да-да-се-ме-рик даай-даай-се-ме-рик дааай-дааай-дя-дя-семь даа-ваай-на-ли-вай |
|
8 | − − − · · | воось-моо-гоо-и-ди вооо-сееемь-соооо-тен-ных моо-лоо-коо-ки-пит наа-наа-нааа-ку-ри воо-лоо-саа-ти-ки во-семь-маль-чи-ков |
|
9 | − − − − · | ноо-наа-ноо-наа-ми паа-паа-маа-муу-тык де-вя-ти-хва-тит дее-вяя-тоо-гоо-жди дее-вяя-тии-соо-тый воо-доо-проо-воод-чик |
|
0 | − − − − − | нооль-тоо-оо-коо-лоо саа-мыый-длиин-ныый-нооль ло-мо-но-со-ва |
|
Ö | Ч | − − − · | чее-лоо-вее-чек чаа-шаа-тоо-нет |
CH | Ш | − − − − | шаа-раа-ваа-рыы шуу-раа-доо-маа |
Ñ | Ъ | − − · − − | твёёр-дыый-не-мяяг-киий (Сейчас практически не используется, вместо Ъ передают Ь) |
É | Э | · · − · · | э-ле-роо-ни-ки э-ле-ктроо-ни-ка |
Ü | Ю | · · − − | ю-ли-ааа-наа |
Ä | Я | · − · − | я-маал-я-маал |
Дефис, знак минус [ – ] | − · · · · − | чёёр-точ-ку-мне-да-ваай чёёр-точ-ку-ты-пи-шии чёёрт-те-бя-по-бе-рии даай-ти-ре-де-фис-наам |
|
Точка [ . ] | · · · · · · | то-чеч-ка-то-чеч-ка | |
Точка [ . ] | · − · − · − | a-STOP- a-STOP- a-STOP [eng] | |
Запятая [ , ] | · − · − · − | крю-чок-крю-чок-крю-чок и-так-и-так-и-так я-ваам-за-пяя-та-яяя |
|
Запятая [ , ] | − − · · − − | COM-MA-it’s-a-COM-MA [eng] | |
[ ; ] | − · − · − · | тоо-чка-заа-пя-таа-я заа-пя-таа-я-ктоо-чке |
|
Восклицательный [ ! ] |
− − · · − − | ооо-нааа-вос-кли-цааа-лааа гааа-дааа-ли-три-браа-тааа поо-каа-нет-при-каа-заа |
|
Восклицательный [ ! ] |
− · − · − − | AU-tumn-ON-a-PO-NY [eng] | |
Дробна черта [ / ] | − · · − · | доо-ми-ки-ноо-мер дробь-здесь-пред-ставь-те |
|
Знак вопроса [ ? ] | · · − − · · | э-ти-воо-проо-си-ки у-нес-лоо-доо-ми-ки вы-ку-даа-смоо-три-те до-про-сии-лии-е-го |
|
Собака [ @ ] | · − − · − · | со-баа-каа-ку-саа-ет | |
Двоеточие [ : ] | − − − · · · | пааа-рааа-тооо-чек-ви-сит слоон-слоон-слоон-кыш-кыш-кыш двоо-еее-тоо-чи-е-ставь |
|
Апостроф [ ‘ ] | · − − − − · | крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь и-ааа-поо-строоф-стааа-вим |
|
Знак раздела | − · · · − | рааз-де-ли-те-каа слуу-шай-те-ме-няя |
|
Кавычки [ ” ] | · − · · − · | ка-выы-чки-ка-выы-чки ка-выы-чки-от-крыы-ли ка-выы-чки-за-крыы-ли |
|
Конец связи | · · − · − | хо-ро-шоо-по-каа хо-ро-шоо-да-ваай до-сви-даа-ни-яя |
|
Ошибка/перебой | · · · · · · · · | хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь |
|
Открывающая скобка [ ) ] |
Скобки [ ( ] и [ ) ] |
− · − − · − | скоб-ки-раз-скоб-ки-два скооб-ку-стаавь-скооб-ку-стаавь скооб-ку-тыы-мнее-пи-шии |
Закрывающая скобка [ ( ] |
− · − − · | ||
Знак доллара [ $ ] | · · · − · · − | Этого кода нет в рекомендациях ITU] | |
Амперсанд /Ждите [ & ] |
· − · · · | Этого кода нет в рекомендациях ITU] | |
Знак раздела, Знак равно [ = ] |
− · · · − | ТАК-жи-ви-те-ТАК РАЗ-де-ли-те-КА |
|
Знак плюс [ + ] | · − · − · | ||
Знак подчерка [ _ ] | · · − − · − | Этого кода нет в рекомендациях ITU] | |
Starting Signal <AR> | − · − · − | ||
Начало передачи | − · · − − · | ||
Окончание передачи |
· − · − · | ||
№ | − · · − · |
Рус. | Англ. | Код Морзе | Проверка | Словоформа СВКМ | Послушать |
БУКВЫ | |||||
А | А | Анна | ай-ДАА | ||
Б | B | Борис | БАА-ки-те-кут | ||
В | W | Василий | ви-ДАА-ЛАА | ||
Г | G | Григорий | ГАА-РАА-жи ГАА-ГАА-рин ГОО-ВОО-ри | ||
Д | D | Дмитрий | ДОО-ми-ки | ||
Е | E | Елена | есть | ||
Ж | V | Женя | же-ле-зис-ТОО жи-ви-те-СТОО жи-ви-те-ТААК | ||
З | Z | Зинаида | ЗАА-КАА-ти-ки ЗАА-МОО-чи-ки ЗАА-МОО-чи-те | ||
И | I | Иван | и-ди | ||
Й | J | Краткий | и-КРАА-ТКОО-ЕЕЕ йес-НАА-ПАА-РАА йес-НАА-ФАА-РАА | ||
K | K | Константин | КААК-де-ЛАА КААК-же-ТААК | ||
Л | L | Леонид | лу-НАА-ти-ки ли-ШААЙ-ни-ки | ||
М | М | Михаил | МАА-МАА МАА-ЛОО | ||
Н | N | Николай | НОО-мер | ||
О | О | Ольга | ООО-КОО-ЛОО | ||
П | P | Петр | пи-ЛАА-ПОО-ет пи-ЛАА-НОО-ет | ||
Р | R | Роман | ре-ШАА-ет | ||
С | S | Семен | си-не-е са-мо-лет | ||
T | T | Татьяна | ТААК | ||
У | U | Ульяна | у-нес-ЛОО | ||
Ф | F | Федор | фи-ли-МООН-чик фре-зе-РООВ-щик | ||
Х | H | Харитон | хи-ми-чи-те хи-мик-пи-шет | ||
Ц | C | Цапля | ЦАА-пли-НАА-ши ЦАА-пли-ХОО-дят | ||
Ч | Человек | ЧАА-ШАА-ТОО-нет | |||
Ш | Шура | ШАА-РОО-ВАА-РАА | |||
Щ | Q | Щука | ЩАА-ВААМ-не-ШАА | ||
Ы | Y | Еры | ЫЫЫ-не-НАА-ДОО | ||
Ь | X | Знак | ТОО-мяг-кий-ЗНААК | ||
Э | Эхо | э-ле-РОО-ни-ки э-лек-ТРООН-щи-ки | |||
Ю | Юрий | ю-ли-ААА-НАА | |||
Я | Яков | я-МААЛ-я-МААЛ | |||
ЦИФРЫ | |||||
0 | Ноль | НОЛЬ-ТО-О-КО-ЛО | |||
1 | Один | и-ТООЛЬ-КОО-ООО-ДНАА | |||
2 | Два | две-не-ХОО-РОО-ШОО | |||
3 | Три | три-те-бе-МАА-ЛОО | |||
4 | Четыре | че-тве-ри-те-КАА | |||
5 | Пять | пя-ти-ле-ти-е | |||
6 | Шесть | ПОО-ше-сти-бе-ри ШЕЕСТЬ-по-ка-бе-ри | |||
7 | Семь | ДАА-ДАА-се-ме-ри | |||
8 | Восемь | ВОО-СЬМОО-ГОО-и-ди | |||
9 | Девять | НОО-НАА-НОО-НАА-ми | |||
СОКРАЩЕННЫЕ КОДЫ ЦИФР | |||||
0 | Ноль (буква «Т») | ТААК | |||
1 | Один (буква «А») | ай-ДАА | |||
2 | Два (буква «У») | у-нес-ЛОО | |||
3 | Три (буква «Ж») | же-ле-зис-ТОО | |||
4 | Четыре | че-тве-ри-те-КАА | |||
5 | Пять | пя-ти-ле-ти-е | |||
6 | Шесть | ПОО-ше-сти-бе-ри | |||
7 | Семь (буква «Б») | БАА-ки-те-кут | |||
8 | Восемь (буква «Д») | ДОО-ми-ки | |||
9 | Девять (буква «Н») | НОО-мер | |||
ЗНАКИ ПУНКТУАЦИИ И СЛУЖЕБНЫЕ СИМВОЛЫ | |||||
. | Точка | ||||
, | Запятая | ||||
: | Двоеточие | ||||
; | Точка с запятой | ||||
! | Воскл. знак | ||||
? | Вопрос | вы-ку-ДАА-СМОО-три-те? | |||
= | Равно (раздел) | РААЗ-де-ли-те-КАА | |||
«» | Кавычки | ||||
‘ | Апостроф | ||||
( ) | Скобки | ||||
/, № | Дробь, номер | ДРООбь-здесь-пред-СТААВЬ-те | |||
– | Дефис | ||||
— | Подчеркивание | ||||
@ | Собачка | ||||
← | Перебой (испр. ошибки) |
Азбука Морзе
А́збука Мо́рзе, код Мо́рзе, «Морзя́нка» — способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых «тире» и «точек» (а также пауз, разделяющих буквы). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек.
Была названа в честь американского изобретателя Сэмюэля Морзе, который создал её в 1838.
Если же говорить о самой телеграфной азбуке (системе кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как «код Морзе» или «морзянка»), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 г. С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что её автором был Альфред Вейл — партнёр Самюэля Морзе по бизнесу. Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трёх разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» — в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов.
Азбука Морзе является первым цифровым способом передачи информации. Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться код Бодо и ASCII, которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания.
Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в МТК-2, а потом в КОИ-7 и КОИ-8 (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ — Я).
В 2004 Международный союз электросвязи (МСЭ) ввёл в азбуку Морзе новый код для символа @, для удобства передачи адресов электронной почты.
На практике вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности запоминают так называемый «напев» (мнемоническую словесную форму), соответствующий каждому знаку кода Морзе. При этом слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, соответствуют тире, а все остальные слоги и слог ай — точке. Также можно воспользоваться программами, которые помогут запомнить код намного быстрее. См. http://www.morse-code.net/download/
Русский символ | Латинский символ | Код Морзе | «Напев» |
---|---|---|---|
A | A | · − | ай-даа |
Б | B | − · · · | баа-ки-те-кут |
В | W | · − − | ви-даа-лаа |
Г | G | − − · | гаа-раа-жи |
Д | D | − · · | доо-ми-ки |
Е | E | · | есть |
Ж | V | · · · − | жи-ви-те-таак |
З | Z | − − · · | заа-каа-ти-ки |
И | I | · · | и-ди |
Й | J | · − − − | йес-наа паа-раа |
К | K | − · − | каак же таак? |
Л | L | · − · · | лу-наа-ти-ки |
М | M | − − | маа-маа |
H | N | − · | ноо-мер |
О | O | − − − | оо-коо-лоо |
П | P | · − − · | пи-лаа-поо-ёт |
P | R | · − · | ре-шаа-ет |
С | S | · · · | си-ни-е |
Т | T | − | таак |
У | U | · · − | у-нес-лоо |
Ф | F | · · − · | фи-ли-моон-чик |
Х | H | · · · · | хи-ми-чи-те |
Ц | C | − · − · | цаа-пли-наа-ши |
Ч | ö | − − − · | чаа-шаа-тоо-нет |
Ш | ch | − − − − | шаа-роо-ваа-рыы |
Щ | Q | − − · − | щаа-ваам-не-шаа |
Ь | X | − · · − | тоо-мяг-кий-знаак |
Ы | Y | − · − − | ыы-не-наа-доо |
Э | é | · · − · · | э-ле-роо-ни-ки |
Ю | ü | · · − − | ю-ли-аа-наа |
Я | ä | · − · − | я-маал-я-маал |
1 | · − − − − | и-тооль-коо-оо-днаа |
|
2 | · · − − − | две не-хоо-роо-шоо |
|
3 | · · · − − | три те-бе-маа-лоо |
|
4 | · · · · − | че-тве-ри-те-каа |
|
5 | · · · · · | пя-ти-ле-ти-е |
|
6 | − · · · · | поо-шес-ти бе-ри |
|
7 | − − · · · | даа-даа-се-ме-ри |
|
8 | − − − · · | воо-сьмоо-гоо-и-ди |
|
9 | − − − − · | ноо-наа-ноо-наа-ми |
|
0 | − − − − − | нооль-тоо-оо-коо-лоо |
|
Точка | · · · · · · | сеть сети сеть сети |
|
Запятая | · − · − · − | ||
/ | − · · − · | дрообь здесь пред-стаавь-те |
|
? | · · − − · · | вы ку-даа смоо-три-те? |
|
! | − − · · − − | гаа-даа-ли три браа-таа |
|
Знак раздела | − · · · − | рааз-де-ли-те-каа |
|
Ошибка/перебой | · · · · · · · · | хи-ми-чи-те хи-ми-чи-те |
|
@ | · − − · − · |
Приведенные «напевы» не являются «стандартными» и могут различаться в зависимости от школы обучения.