Site Loader

Изучение азбуки Морзе по напевам, на русском.

Изучение азбуки Морзе по напевам, на русском. ТехСтоп, Екатеринбург, Россия - технологии для работы и развлечений.

Изучение азбуки Морзе по напевам, проблемы восприятия на слух и мои решения.

… Начал писать эту статью пару месяцев назад, и как это бывает с долгосрочными проектами — где-то потерял … Потерял — и потерял, а проблема осталась … Суть ее — вот, в чем … При изучении азбуки Морзе для приема на слух, для облегчения изучения и запоминания, в какое-то время — стали использовать напевы … Причем, школы преподавания напевов кодов отличались произношением / напеванием, что порождало еще больший хаос в голове, отвлекая от истинной задачи — изучение приема на слух кодов азбуки Морзе …

Несколько раз я принимался за изучение напевов для азбуки Морзе, с провальным результатом … Нет, напевы то, в голову, я вколотил — только ничего путного из этого не вышло … А, именно — нет приема сигналов телеграфа на слух … Обучение азбуке Морзе приобрело, даже можно сказать, научный подход к разработке методов и трюков при подготовке не столько гражданских, сколько военных операторов-телеграфистов … Моряки, военные, пилоты, радиолюбители или гражданские связисты используют телеграфную радиосвязь не столько из-за закодированного, от непосвященных, текста сообщений, сколько из-за высокой помехоустойчивости, увеличению устойчивой дальности связи, и короткому времени сеанса радиосвязи, для которых требовалась простая радиоаппаратура … Дальнейшие методы развития цифрового декодирования радиосигналов позволили перейти на компьютерную обработку радиопередач, при той же помехозащищенности, с коррекцией ошибок и значительным увеличением скорости приема / передачи, основанных на стандартах A1A / J3E прием радиотелеграфных сообщений на слух …

Примечание : как выяснилось позже — можно изучить азбуку Морзе, не только по звуковым, но и — световым кодом … В этм случае главным вопросом становится — где найти программу : азбука морзе светом, программа для визуальной тренировки ? … Да, собственно ничего особенного искать и не придется … Просто, как в старые времена псевдо цветомузыки — вместо динамика следует подключить миниатюрную лампочку, а еще лучше — светодиод … Используя стандартные программы изучения для азбуки Морзе и регулируя яркость свечения лампы / светодиода громкостью — уже можно будет приступить к самостоятельному изучению и тренировкам приема световых кодов … Правда, как стало известно позже — некоторые программы изучения для азбуки Морзе умеют мигать областью экрана компьютера / ноутбука …

Учим азбуку Морзе …

Основную причину проблемы обучения напевам телеграфных кодов, я вижу — в разности восприятия информации человеком и машиной … Машина идентифицирует сигнал по образцу, а человек — по образу … Такова природа человека — мыслить образно, и распознанный напев ассоциируется с неким образом, которому — мозг автоматически, на основе предыдущего опыта развития его нейронных сетей — подсовывает уточняющие образы … А, тут еще и другие засады : английский, латинский и русский алфавит Морзе …

Например, Д / до-ми-ки … Мозг рисует некий домик, рядом дерево навесило свои ветви в сторону окна … Какое это дерево? Может — яблоня? В окне занавески … Они светлые, темные или в крапинку? … Все, что мозг не видит — он будет пытаться дорисовать из имеющихся в его памяти доступных и подходящих, под ситуацию, образов … А зачем это мне? На обработку галлюциногенных видений тратится огромное количество ресурсов мозга, и только спустя некоторое время приходит подсказка, что может быть — эта буква Д …

Или, например, У / у-нес-ла … Кто унесла? Кого унесла? Куда унесла? … Или, К / как-де-ла … Начинаешь автоматически вспоминать все ли в порядке с делами, а время то — идет … Важно абстрагироваться от визуальных образов, непосредственно обрабатывая звуковые образы — но как приказать мозгу сделать это в нарушение его природы естественного образного мышления ? … Обдумывая все эти конфликтные ситуации мне пришло в голову, что необходимо изменить напевы таким образом, чтобы во-вторых — они перестали связываться с визуальными видениями, а во-первых несли звуковую информацию для идентификации телеграфного кода, и при этом накладывали некоторую наследственность единства восприятия от меньших к большим …

Все уже давно мыслят определенным набором цифр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 1 , 10 , 100 … Никому в голову не приходит назначить числу 100 какой-то специальный образ, типа ||| … Это уже было в древней истории, вызывало массу проблем и потерь времени, и привело к тому, что человечество отказалось от такого способа записи в пользу более простейшего … Все в мире устроено так — от простейшего к сложному (или, от сложного к простому, смотря откуда смотреть) …

Ну и, следует сразу отметить, что заучивать коды по ти-ти / та-та мне тоже как-то — не фартит … Например, у меня получился знак С / … / си-эс-ай , в таком случае знак Б / -… / ба-си-эс-ай — используя уже изученную последовательность простейших трех точек и добавив новый символ ба — получается новый знак … Кто-то может сказать, что эти напевы созвучны … Возьмите, к примеру, слова : вода и подвода — ни у кого же не возникает сомнения, что, несмотря на схожесть написания — это абсолютно разные вещи ? Подвода — это телега на колесах, а вода — это неорганическое соединение газов в виде неустойчивого состояния льда, жидкости или пара … Но, обратите внимание, при осознании этих слов в мозгу были отрисованы образы телеги с лошадью или / без и воды в жидкой фазе, в какой мы обычно привыкли ее видеть, разве не так? …

Звуковые образы си-эс-ай / ба-си-эс-ай — настолько же различны в звуковом восприятии, и при этом — не привязаны к зрительным образам, что позволяет полностью сосредоточиться на приеме телеграфного кода Морзе и интерпретации его в знаки : буквы, цифры и служебные символы … Испытываю надежду, с помощью этого метода, овладеть приемом морзянки на слух с достаточной, для новичка, скоростью …

Вот, что у меня получилось в следствии этих размышлений, модифицированный алфавит азбуки Морзе … Обратите внимание, что алфавит напевов постоянно корректируется, если я обнаруживаю способ улучшить его …

. Е [E] е
.. И [I] и-ай
… С [S] сэ-сэ-сэс
…. Х [H] хе-че-хе-че
— Т [T] ТЭ
— М [M] МЭ-МЭ
— О [O] О-Э-ТО
—- Ш [CH] ШЭ-СЭ-ХЭ-ЧЭ
.- А [A] ай-ЭЙ
.— В [W] вай-ВЭ-ВЭ
.— Й [J] й-КРА-ТКО-ДЖЭЙ
-. Н [N] НЭ-эн
-.. Д [D] ДЭ-ди-ди
-… Б [B] БЭ-би-би-би
..- У [U] у-ю-ТА
..— Ю [:U] ю-и-У-ДА
—. Г [G] ГЭ-ДЖЫ-е

—.. З [Z] ЗЭ-ЗЭ-зи-зи
.-. Р [R] ре-РЭ-ер
.-.. Л [L] ле-ЭЛ-и-ле
-.- К [K] КЭ-и-КЭ
-.— Ы [Y] Ы-гре-КА-ТА
.—. П [P] пи-ПЭ-ПЭ-пи
-..- Ь [X] ИКС-мя-ки-ЗНАК
..-. Ф [F] фе-фе-ФЭ-еф
..-.. Э [:E] э-не-ТА-не-е
—.— Ъ [:N] ТВЕР-ДЫЙ-не-МЯГ-КИЙ
…- Ж [V] же-же-ви-ЖЭ
—.- Щ [Q] ЩА-КУ-и-ЩА
—. Ч [:O] ЧО-ТА-О-че
.-.- Я [:A] я-ТА-я-ТА
-.-. Ц [C] ЦЭ-си-ЦЭ-си

Цифры :
.—- 1 и-ТОЛЬ-КО-ОД-НА
..— 2 два-не-ХО-РО-ШО
…— 3 три-те-бе-МА-ЛО
….- 4 чет-ве-ри-ти-КА
….. 5 пя-ти-ле-ти-е
-…. 6 ПО-шес-ти-бе-ри
—… 7 СЭ-СЭ-се-ме-ри
—.. 8 ВО-СЬМО-ГО-и-ди
—-. 9 ДЕ-ВЯ-ТО-ГО-жми

—— 0 НОЛЬ … ТО … НОЛЬ … ТО … НОЛЬ

Спец символы :
-…- [ = раздел ] РАЗ-де-ли-те-КА
…… [ . точка ] тэ-че-ка-тэ-че-ка
.-.-.- [ , запятая ] я-ЗА-пя-ТА-я-ДА
-..-. [ / дробь ] ДРО-би-и-ДРО-би
..—.. [ ? вопрос ] ну-и-ВО-ПРО-си-ки
—..— [ ! восклицание ] ВО-О-скли-ци-СЛО-ВО
.-.-. [ ЕЦ конЕЦ передачи ] за-КО-нчил-КО-нец
..-.- [ ИК связИ Конец ] до-сви-ДА-ни-ЯА
…-.- [ СК Связи Конец ] все-до-сви-ДА-ни-ЯА
…….. [ ХХ Ошибка / Перебой ] пе-ре-би-те-пе-ре-би-те
.—.-. [ @ e-mail ] е-ПО-ЧТА-е-МА-ил
-.—.- [ ( ) скобка ] СКО-бку-СТАВЬ-СКО-бку-СТАВЬ
.-..-. [ » кавычки ] ка-ВЫ-чки-ка-ВЫ-чки
-.-.-. [ ; точка с запятой ] ТО-чка-ЗА-пя-ТА-я

Какой метод обучения я планирую применить к заучиванию напевов телеграфных кодов? К сожалению не нашлось никакой простой программы — эмулятора телеграфного ключа для компьютера … Все программы изучения для азбуки Морзе : ADKM, Apak, CW Master, Flex-Morse, HamUn, Rufz и им подобные — только воспроизводят звук, не позволяя это делать самому … Конечно, в некоторых программах можно изменить / подставить собственные напевы, но я не захотел с этим заморачиваться и тем более исключать моторную память руки при набивке кодов вручную … Поэтому, я скачал простенькие программы пианино для ПК на клавиатуре и решил воспользоваться их возможностями :
Piano Gadjet …
Piano PC 73 Virtual Keyboard …
Piano EveryOne …

Первые, две — сразу отпадают, так как воспроизводят звук со значительной задержкой и чтобы играть на них — надо быть официальным дауном со справкой и заторможенными рефлексами … Это не камень в огород больных, это — кирпич в огород разработчиков …

Небольшая подстройка программы Piano EveryOne :
— Setting -> Options -> убрать галочку Open Sustain of the External Midi Instrument
— Здесь, же : подобрать значение Delay (ms) : 10 — 15 … Слишком малое значение может вызвать искажение звука …
— Главное окно программы, внизу / переключатели : Sustain и правее — перевести в OFF …

Все эти подстройки сделаны, чтобы снизить послезвучие после отпускания клавиши и приблизить звучание к похожему на звук телеграфного кода Морзе … Теперь можно потренироваться в набивании алфавита на подходящей ноте, по звуку, нажатием на клавишу клавиатуры … По готовности — записать алфавит с напевами на диктофон телефона и, используя военно-космический опыт обучения во сне — включать перед сном записанный файл и спокойно спать, не тратя времени на обучение … Лично у меня такой нестандартный набор напевов не вызывает никаких инсинуациативных ассоциаций … Время записи около 20 минут … Также можно прослушивать запись днем, в любое удобное время, пока она не зафиксируется в мозгу … После этого — можно переходить к приему знаков на слух из любых, выше перечисленных, программ обучения Азбуке Морзе …

Цифры я почти оставляю такими, как они есть в текущем варианте, а вот как быть со спец / знаками — подумаю позже, после уверенного приема цифр и букв … Цифры как-то легче запоминаются и не вызывают побочных образов … Все же заменил 9 и 0 …

Урок / день / 1

Сделал, как задумано … 7 часов здорового, крепкого сна под эту музыку … Запустил программу Apak и попробовал на прием — ничего не принимается … Думаю, что это нормально … Снова запустил аудиофайл диктофона на прослушивание и начал запись знаков на слух в тетрадь … Обнаружил некоторые новые моменты …
— Один принятый символ следует записывать по русский, следующий по английский и так — чередовать, чтобы сразу набивать руку …
— Некоторых символов, для русского, по английски нет — это символы национальных алфавитов с точками наверху или сочетания букв … Предполагаю, что их сразу нужно добавить в таблицу, с двоеточием впереди … Пусть тоже сразу запоминаются …
—- Ш [CH]
..— Ю [:U]
..-.. Э [:E]
—. Ч [:O]
.-.- Я [:A]

— Также добавил еще несколько символов …
—.— Ъ [:N] твер-дый-не-мяг-кий
…… Знак Точка то-чеч-ка-то-чеч-ка
-…- Знак Раздел раз-де-ли-те-ка
…….. Знак Ошибка / Перебой пе-ре-би-те-пе-ре-би-те
..-.- Знак Конец Связи до-сви-да-ни-я

— Заново изменил звучание некоторых напевов, которые плохо воспринимаются … Б [B], В [W], Д [D], З [Z], Л [L] …

— М [M] … Очень сильно сомневаюсь по поводу замены ма-ма … Со всех сторон этот напев выглядит крайне логично … Основной моей задачей, вижу, придумать такие напевы, которые бы воспринимались лучше и искоренили из памяти сохранившиеся напевы старой школы, из-за которых мне приходится не учиться — а переучиваться … Пересмотрел и изменил О [O], П [P], Р [R], Ф [F], Ц [C], Ч [:O], Ш [CH], Щ [Q], Ю [:U] …

Внесенные изменения требуют перезаписи аудиофайла тренировки и запоминания телеграфных кодов … При записи следует учесть несколько моментов : указать букву и ее аналог ; первые три раза с напевом, затем просто код ; паузы между знаками сделать пошире, чтобы успевать записывать принятый символ на листке … Записывать, чередуя и русское и английское написание … Длительность записи выросла чуть более 30 минут … Других примечаний пока нет, если не учитывать, что переделан практический весь алфавит …

Урок / день / 2

Сон был крепкий, но какой-то полу / кошмарный … Не думаю, что это из-за прослушивания Азбуки Морзе … Скорее, списал бы это на изменение погоды (похолодание) … Днем и вечером мне заниматься некогда, ближе перед сном … И вот, что я вам скажу … По, моему — этот метод работает … Если, предыдущие два раза, мне не хватало двух листов в клеточку, буквы прыгали — то сегодня, уверенно, уместил 30 минут аудиозаписи менее чем на одном листке … Практически никаких проблем не возникло (правда, пока — с аудиоподсказками) при записи английского / русского алфавита букв, знаков препинания и цифр — одновременно (!) …

Окрыленный успехом, мозг все-таки позволяет размышлять трезво, и становится понятно, что набитые на клавиатурном пианино звуки, мягко говоря — не совсем соответствуют правильным сигналам телеграфной азбуки … Хотя, прогресс — налицо и нежелательно прерывать уроки — придется это сделать во имя будущего успешного обучения … Надо еще раз изучить возможности программ обучения коду Морзе, в какой из них можно подставить свой текст с паузами, так, чтобы сделать почти идеальную запись с напевами и без …

Снова — доработка и развитие алфавита кодов … На этот раз — только звук Б … Хотя, напев БЭ-би-и-бе звучит правильно — напев БЭ-би-би-би воспринимается лучше и легче, планирую заменить … Заодно узнал как записываются спец / знаки и расширил их напевы :
-…- РАЗ-де-ли-те-КА [ = ] Раздел, как знак равно …
.-.-.- я-ЗА-пя-ТА-я-ДА [ , ] понятно, запятая …
-..-. ДРО-би-и-ДРО-би [ / ] понятно, дробь …
.-.-. [ нет напева ] (кон)[ ЕЦ ](передачи) или [ АР ] … Может быть : я-СТОП-шли-ТЫ-мне …
…-.- [ СК ] Связи Конец … у военных радистов и ..-.- Знак Конец Связи / до-сви-ДА-ни-Я / у гражданских ???

Возможно, сочетания букв ЕЦ / СК не обязательно специально заучивать на напев? После изучения букв и при практическом опыте ведения радиосвязи — они сами займут свои места … Мне кажется так, потому-что еще будет много и трех буквенных сокращений — которые надо просто знать, что они обозначают …

Урок / день / 3

К задаче создания правильного звукового аудиофайла образцов телеграфных кодов наиболее подходит программа CW Master, которая позволяет загрузить произвольный текстовый файл для озвучивания …
— Пауза между буквами 8 пробелов работает только до переноса строки, затем все промежутки пауз автовыравниваются …
— Твердый знак Ъ озвучивается, как мягкий знак …
— Спец / символы вообще не озвучиваются …
— Озвучиваются только буквы и цифры …
— Все последующие модификации и доработки аудиофайла планируется выполнить при помощи программы Audacity MP3 Editor …
— Снова появляется возможность проигрывая правильный звуковой файл на ПК и, записывая на диктофон телефона, наложить напевы собственным голосом, который всегда будет совпадать с мысленным напеванием напевов … Ничьи напевы не будут звучать в вашей голове более естественно, чем ваши собственные …
— Подготовил текстовый файл, загрузил в CW Master и воспроизвел, записывая на Стандартные / Звукозапись — ПК устройство, убрав регулятор громкости записи наполовину …
— Полученный WMA аудиофайл перевел в MP3 программой Easy CDDA Extractor Portable и скормил в Audacity MP3 Editor для редактирования : исправлен Ъ знак, увеличены паузы между группами и добавлены спец / символы … Немного покорпел над этим, но привел все тире и точки к одинаковой длительности звучания и количеству повторений для создания собственного обучающего звукового файла …

Лучшего аудио качества не получить, а все длительности — равномерные … Немного подправил букву Ж … При записи на листок, буквы — снова запрыгали, из 10 не успеваю записать и половины (на некоторых символах) … Скорость 10 еще великовата, но теперь можно смело продолжать обучение в нужном направлении …

Урок / день / 4

… Коматозный сон под звук морзянки … Снилось, что пью водку, хотя последние лет 15 — даже не нюхал ее … День в трудах и заботах, а вечером — повторение — мать учения … На скорости 10 реально тяжело не то, что — чередовать буквы англ / рус, но и даже — просто успевать их записывать … Поэтому разделил запись на слух : листок по русски, листок по английски …

Продолжаю шлифовать напевы для лучшего восприятия : С [S] си-си-си , Х [H] хе-че-хе-че , Ш [CH] ШЭ-СЭ-ХЭ-ЧА , Д [D] ДЭ-ди-ди , Р [R] ри-РА-ер , Ф [F] фи-фе-ФА-еф , [ ? вопрос ] ну-и-ВО-ПРО-си-ки … Каждая переделка напевов требует пере / записи аудио файла и пере / инициализации напева в мозге …

Хорошо, сделал … Сижу и слушаю … А с какого перепуга Т должна быть ТА ? Русский алфавит совсем не так произносится … А БЭ ВЭ ГЭ ДЭ Е ЖЭ ЗЭ И КА / КЭ ЭЛ / ЛЭ ЭМ / МЭ ЭН / НЭ О ПЭ ЭР / РЭ ЭС / СЭ ТЭ У ЭФ / ФЭ ХА / ХЭ ЦЭ ЧЭ ША / ШЭ ЩА Ы Э Ю Я … Какому умнику пришло в голову использовать А вместо Э ? Уже есть готовая звуковая / фонетическая основа — зачем ее менять ? Еще раз все переделаю и посмотрю, как получится …

Урок / день / 5

… Проснулся с еще большим убеждением, что двигаюсь в правильном направлении … Снова пытаюсь проанализировать необходимость применения ТА и ДА …
# А [A] ай-ТА — просится ай-ДА, чтобы резче обозначить границу перехода, но на самом деле должно быть ай-ЭЙ, потому-что ЭЙ БИ СИ по английски …
# У [U] у-ю-ТА и Ю [:U] ю-и-У-ДА — эти напевы мне кажутся правильными, идет игра на мягкости ТА и жесткости ДА, что помогает звучанию произношений не пересекаться …
# Н [N] НЭ-эн — длительность Э, в этом случае, регулируется открытым и закрытым слогом, фонетика — русским и английским звучанием, подсказка в произношении …
# Э [:E] э-не-ТА-не-е — Э не та Е, как обычно, а Е с двоеточием … Применяется звучание ТА …
# Я [:A] я-ТА-я-ТА — сложно разбирать этот напев, и его взаимопересечения, но он кажется мне правильным …
# С [S] сэ-сэ-сэс , потому и потому-что Ц [C] ЦЭ-си-ЦЭ-си
# [ . точка ] то-чеч-ка-то-чеч-ка — ну, не катит это произношение … а, подходит — как из фильмов про разведчиков : ТЧК тэ-че-ка …

Одновременно понял, что создавая цельный аудиофайл произношений — нарушаю принцип простоты …
— при каждой аудиозаписи 30 минут — возникает случайный сбой или ошибка …
— всегда одинаковый порядок следования знаков …
— трудная модификация произношения …

Перейдя на по / знаковую аудио запись звуков, каждый знак / отдельный файл — все эти проблемы решаются и дают большие преимущества :
— легкая модификация звучания произношения …
— легкое устранение ошибок … легкое добавление новых напевов …
— возможность воспроизведения целой папки с напевами в случайном порядке проигрывания аудио / файлов, что даст еще больший эффект разнообразности запоминания …

Урок / день / 6, 7

По вынужденным причинам — профилонил : ездил на фазенду … Там — нет ни времени, ни технической возможности продолжать неоконченную работу … Было очень жаль терять два дня времени … Но, для правильности восприятия — пришлось заставить себя отказаться от заучивания предыдущей версии напевов …

Урок / день / 8

Приступил к завершению урока 5 … Заменил [ ЕЦ конЕЦ передачи ] на за-КО-нчил-КО-нец , Р [R] ре-РЭ-ир и [ ! восклицание ] ВО-О-скли-ци-СЛО-ВО … Продолжаю исправление аудио записей напевов … Получилось нечто похожее на правду …
Азбука Морзе, оригинальное звучание, MP3, zip архив, 32 Мб …
Азбука Морзе, русские напевы, 3GPP, zip архив, 23 Мб … Запись на телефон / смартфон Android …

Напевы только для образца, что должно получиться … Настоятельно рекомендую, используя оригинальное звучание — записать собственные напевы, ибо ничей голос не звучит в голове так хорошо, как — свой … В архиве не все знаки, а только основные … Все еще испытываю неопределенность — удачно ли подобрал напев Ф [F] фи-фи-ФЭ-иф … По крайней мере — теперь его легко перенапеть, и вообще — можно плотно приступить к изучению … О результатах доложу …

Урок / день / 9, 10

2018, Май … В свободное время и на ночь слушаю / повторяю напевы и записываю знаки в тетрадь … Не могу сказать, как помогает ночное обучение … Дневное — продолжает шлифовать напевы … Снова одолевают сомнения … Пришел к мнению, что напевы должны быть лишены эмоциональной окраски в голосе, так как частота посылок — неизменна … И, все-таки, е-Э звучит более естественно … К [K] КЭ-и-КЭ , Р [R] ре-РЭ-ер , Ф [F] фе-фе-ФЭ-еф , 2 два-не-ХО-РО-ШО , СЭ-СЭ-се-ме-ри …

Урок / день / Х

2018, Сентябрь … Переезд и смена работы сильно пошатнули мое стремление в изучении азбуки Морзе … Еще месяц я прилежно продолжал спать под аккомпанемент морзянки, но вскоре ни сил, ни времени, ни возможностей — не осталось … Перерыв в обучении наступил как-то ненавязчиво … И вот — новая попытка … Каковы результаты ?
— Ночные слепые прослушивания, на мой взгляд — не дают того безудержного запоминания, о коем обычно упоминается в источниках … Больше толку от записи знаков на слух = слуховая + моторная память …
— Положительные моменты : так, как мне пришлось переучиваться — если не окончательно, то в значительной степени прежние напевы были вытравлены из мозга … Пробный прием подсказывал уже новые напевы … Это хорошо … И то, что они не до конца заучены — вообще замечательно … Есть шанс закончить обучение … Наверняка запомнился напев фе-фе-ФЭ-еф = это точно буква Ф … Гораздо хуже с буквами П и В — они как-то плохо воспринимаются / обрабатываются мозгом …
— Если, кто решил, что я забросил обучение — нет, просто ненадолго отложил … Лето вообще пора напряженная : отпуска, посевная, уборочная … Вот наступят долгие зимние вечера и времени заметно прибавится …

2018, почти декабрь … Все еще есть более приоритетные мероприятия перед освоением азбуки Морзе … Поэтому — игнорирую все желания и потребности в этом начинании … Однако, оглядываясь назад — убеждаюсь, что направление выбрано верно, и всему свое время …

16:36 29.11.2018

Контакт моя страница, общение по работе и дружба.

Познавательные развлечения. Техника. Технологии. Сайт techstop-ekb.ru

Сайт techstop-ekb.ru использует протокол HTTPS шифрования для безопасного соединения с сервером и защиты пользовательских данных.Лицензионный антивирус DrWeb надежно защищает код сайта techstop-ekb.ru от вирусов, в целях превентивной защиты пользователей от интернет угроз.Код сайта techstop-ekb.ru соответствует всемирным стандартам валидных HTML данных интернет страниц.Сайт techstop-ekb.ru входит в рейтинг Рамблер Топ 100, категория познавательно-развлекательные сайты.Сайт techstop-ekb.ru входит в рейтинг Майл Топ 100, категория Авто Мото Информация.

techstop-ekb.ru — обзор.

Index Of — список всего.

* Меню раздела *


© techstop-ekb.ru, www, 2020.

Напевы морзянки: t00mas — LiveJournal

Написано и публикуется по просьбе уважаемого cathay_stray.

С чего бы начать? Начну с нескольких вопросов. Смысл этого в том, чтобы по возможности полно описать ту область, к которой всё это относится.

Итак, что такое морзянка? Морзянка, она же азбука Морзе — наиболее распространенный вариант неравномерного телеграфного кода. Разработана в 1838 году американским художником и изобретателем Сэмюэлом Финли Бризом Морзе (Morse). Каждая буква или знак в морзянке представлены комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире). Промежуток между посылками внутри знака имеет такую же продолжительность, как и точка, между буквами в слове — такую же, как тире. В современной телеграфии азбука Морзе вытеснена равномерным телеграфным кодом, так что применяется она в основном в радиолюбительской связи.

Далее, что такое напев? В данном случае — это некое слово, соответствующее определённому знаку (применительно к буквам — начинающееся с той буквы, которой соответствует). Длительность гласных в слове соответствует раскладке точек и тире в букве: О, А и Ы обозначают тире, остальные гласные — точки. Естественно, повторяя напев, А, О, Ы произносят как долгий звук, прочие как краткий. Замечу, что согласные, входящие в состав слова, а также ударение при обучении особой роли не играют, так что выбор конкретных слов для напева — дело личных пристрастий обучающего. Например, меня учили, что напев буквы У — «унесло» (точка, точка, тире), а кому-нибудь могли дать, скажем, «увлекла» или даже «уйгуры». Кстати, как несложно заметить по нижеприведённой таблице, в той системе, которой обучали меня, в некоторых напевах есть «буквы-исключения»: например, А соответствует напев «айда», где первая гласная обозначает точку, а вторая — тире. Это нэлза понат, это нада проста запомныт! 🙂

Как работает подобный метод обучения? Напевы во время изучения морзянки буквально вбиваются в память — так, что забыть их практически невозможно. Многократно повторив про себя и вслух это самое «унесло», обучающийся закрепляет ассоциацию с буквой У, аналогично делается и с другими знаками. И когда потом он слышит морзянку, последняя «раскладывается» в его сознании на отдельные напевы, а те, в свою очередь, жёстко ассоциируются с конкретными цифрами, буквами, и т.п. Начинающие обычно тут же записывают уловленный знак и читают принятое сообщение уже позже, глядя на бумагу. Опытные телеграфисты умеют «читать» передачу на слух, вычленять и записывать только необходимые данные. Например, в ходе обычной любительской связи опытный радист запишет пять-шесть знаков позывного визави и три цифры оценки РСТ, тогда как начинающий испишет половину тетрадного листа.

Как выглядит обучение? По этой методике обучение ведётся в основном «на слух». Назвав напев очередной буквы или цифры, инструктор даёт прослушать звучание соответствующего знака морзянки, затем совмещает звучание с произнесением напева. Потом напев произносят одновременно с передачей знака на ключе — обучение приёму и передаче ведут параллельно. Затем все эти процедуры многократно повторяют (собственно, вся методика построена на повторении), через какое-то время уже дают прослушивать тренировочные тексты. Тексты эти, естественно, полагается записывать — как для тренировки, так и для последующей проверки качества приёма. А поскольку писать обычные буквы-цифры со скоростью 150…200 знаков в минуту человек не сможет (а на соревнованиях скорости бывают и ещё выше), одновременно с напевами обучают т.н. «замене» — специфической разновидности стенографического письма. Кстати, мне доводилось видеть, как принимают на скоростях порядка 220-240 знаков в минуту… это впечатляет. Морзянка на такой скорости даже для обученного телеграфиста (но не мастера, конечно) звучит как непрерывное «трулялялятрулятрутруляля», что-либо понять, кажется, невозможно. А человек сидит и пишет. Некоторые телеграфисты сразу учатся фиксировать принятое на пишущей машинке (я это видел в середине 80-х, сейчас, возможно, используют компьютер), и у «машинистов» верхняя «планка» скорости приёма обычно выше.

Напевы нужны только для работы на приём? Нет, на передачу тоже работают по ним. Человек — допустим, он передаёт нешифрованный связный текст — читает очередное слово, мысленно раскладывает его на буквы, и, проговаривая про себя их напевы, в такт им совершает подобающие манипуляции с телеграфным ключом. Бывает, кстати, что сообщение форматировано как-то иначе (например, на соревнованиях по скоростной телеграфии передают и принимают наборы знаков, состоящие из пятидесяти групп, каждая из которых состоит из пяти букв или цифр). В этом случае оператору даже проще: не мешает смысл передаваемого, который при передаче связного текста «крутится» где-то на задворках сознания и периодически отвлекает.

Какая связь между напевами и способом транслитерации? Никакой. Просто есть некая общепринятая у радиолюбителей таблица соответствия латиницы и кириллицы; её-то в эфире и используют. Естественно, в силу наличия в русском алфавите специфических букв, кое-что приходится понимать из контекста ситуации. Скажем, во время эфирного «разговора» двух русскоязычных радиолюбителей сочетание тире-тире-точка-тире может обозначать как латинскую Q (если входит в состав позывного, сочетания радиокода, названия иностранного приёмника, и т.п.), так и русскую Щ (если встречается в названии города, или любом другом русском слове). Соответственно, при необходимости сообщить иностранцу, что ты проживаешь в Донецке, приходится выбирать между DONETSK, DONEZK и DONECK… неаккуратненько, конечно, но больших трудностей обычно не создаёт.

Можно ли научиться азбуке Морзе другим способом, без напевов? Честно говоря, не знаю. Вполне может быть, что есть иные способы. Зато мне точно известно другое: прямо запомнить сочетание и количество элементарных посылок для каждого знака — дело несложное, А — это точка-тире, Б — тире-три-точки, и т.п. Но вот добиться более-менее связной передачи, а тем более качественного приёма такой радист не сможет. Обычная скорость передачи в радиолюбительской практике — от 70 до 110 знаков в минуту, а человек, как правило, не успевает за 0,5…0,9 с распознать и сосчитать элементарные посылки, составляющие знак, а затем ещё и сопоставить количество точек и тире с одним знаком из четырёх с лишним десятков. Так что учить напевы — гарантированно надёжнее!

Ну а вот, собственно и они…

Кириллица
Латиница
Код Морзе
Напев
А
А
• —
ай-да
Б
В
— • • •
ба-ки-те-кут
В
W
• — —
ви-да-ла
Г
G
— — •
га-ра-жи
Д
D
— • •
до-ми-ки
Е
Е
•
есть
Ж
V
• • • —
же-ле-зи-сто
З
Z
— — • •
за-ка-ти-ки
И
I
• •
и-ди
Й
J
• — — —
и-крат-ко-е
К
К
— • —
как-де-ла
Л
L
• — • •
лу-на-ти-ки
М
М
— —
ма-ма
Н
N
— •
но-мер
О
О
— — —
о-ко-ло
П
P
• — — •
пи-ла-по-ёт
Р
R
• — •
ре-ша-ет
С
S
• • •
си-не-е
Т
Т
—
так
У
U
• • —
у-нес-ло
Ф
F
• • — •
фи-ли-мон-чик
Х
Н
• • • •
хи-ми-чи-те
Ц
С
— • — •
цап-ли-на-ши
Ч
нет
— — — •
ча-ша-то-нет
Ш
нет
— — — —
ша-ро-ва-ра
Щ
Q
— — • —
ща-вам-не-ша
Ь, Ъ
Х
— • • —
то-мяг-кий-знак
Ы
Y
— • — —
ы-не-на-до
Э
нет
• • — • •
э-ле-рон-чи-ки
Ю
нет
• • — —
ю-ли-а-на
Я
нет
• — • —
я-мал-я-мал

А вот напевы цифр и наиболее часто встречающихся знаков. Замечу, что в чисто цифровых текстах ноль часто передают одним тире, как букву Т — это приятно разнообразит передачу и избавляет от необходимости слушать пять тире подряд 😉
Знак
Код Морзе
Напев
0
— — — — —
ноль-то-о-ко-ло
1
• — — — —
и-толь-ко-од-на
2
• • — — —
я-на-гор-ку-шла
3
• • • — —
три-те-бе-ма-ло, либо я-ку-ка-ра-ча
4
• • • • —
чет-ве-ри-те-ка
5
• • • • •
пя-ти-ле-ти-е
6
— • • • •
по-шест-ти-бе-ри
7
— — • • •
да-да-се-ме-рик
8
— — — • •
вось-мо-го-и-ди
9
— — — — •
но-на-но-на-ми
?
• • — — • •
где-мне-во-прос-пи-сать
!
— — • • — —
по-ка-нет-при-ка-за
,
• — • — • —
и-так-и-так-и-так
\ (разделитель)
— • • • —
раз-де-ли-те-ка

Азбука Морзе (Морзянка) с напевками

Международный;
символ
Русский
символ
Код МорзеНапевка
A А · − ай-даа
ай-ваа
B Б − · · · баа-ки-те-кут
беей-ба-ра-бан
C Ц − · − · цаа-пли-наа-ши
цаа-пли-цаа-пли
цаа-пли-хоо-дят
цыы-па-цыы-па
цаа-пик-цаа-пик
D Д − · · доо-ми-ки
дааай-во-ы
дааач-ни-ки
E Е · есть
F Ф · · − · фи-ли-моон-чик
G Г − − · гаа-гаа-рин
гаа-раа-жи
гоо-воо-ри
H Х · · · · хи-ми-чи-те
I И · · и-ди, ишь-ты
J Й · − − − йош-каа-раа-лаа
и-краат-коо-еее
ес-наа-паа-раа
K К − · − каак-де-лаа
каак-же-таак
каа-тень-каа
кааа-те-тааа
L Л · − · · лу-наа-ти-ки
ли-моон-чи-ки
M М − − маа-маа
N Н − · ноо-мер
наа-те
нооо-сик
O О − − − оо-коо-лоо
P П · − − · пи-лаа-поо-ёт
пи-лаа-ноо-ет
Q Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа
щуу-каа-жи-вааа
щууу-каааа-плы-лааа
щууу-кааа-не-тааа
дааай-дааай-бор-щаааа
даай-даай-ви-нааа
R Р · − · ру-каа-ми
ре-шаа-ет
ре-бяяяя-та
S С · · · си-не-е
сам-та-кой
са-мо-лёт
T Т таак
U У · · − у-нес-лоо
у-бе-гуу
V Ж · · · − я-бук-ва-жее
же-ле-ки-тааа
же-ле-зис-тооо
жи-ви-те-тааак
W В · − − ви-даа-лаа
вол-чаа-таа
X Ь − · · − тоо-мяг-кий-знаак
знааак-мяг-кий-знааак
Y Ы − · − − ыы-не-наа-доо
Z З − − · · заа-каа-ти-ки
заа-моо-чи-ки
зааа-хааа-ри-ки
1 · − − − − и-тооль-коо-оо-дноо
ку-даа-тыы-поо-шлаа
од-наа-гоо-лоо-ваа
пей-воод-кууу-ооо-диин
2 · · − − − две-не-хоо-роо-шоо
я-на-гоор-куу-шлаа
я-до-моой-поо-шлаа
3 · · · − − три-те-бе-маа-лоо
и-дут-дев-чаа-таа
де-ли-те-саа-хаар
где-тё-тя-каа-тяя
и-дут-ра-диис-тыы
три-де-пу-тааа-тааа
и-дут-три-браа-тааа
люб-лю-сол-дааа-тааа
4 · · · · − че-тве-ри-те-каа
че-ты-ре-ча-сааа
ко-ман-дир-пол-каа,
че-ты-ре-пол-ка
э-то-бу-ду-яяя
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е
пе-тя-пе-ту-шок
пя-те-ро-впу-ти
пя-ти-си-ни-е
6 − · · · · поо-шес-ти-бе-ри
шууу-ры-до-ма-нет
шеесть-по-ка-бе-ри
наам-пе-ре-да-ли
даай-по-це-ло-вать
шееесть-пе-ре-да-ю
дааа-хо-лос-тя-ки
7 − − · ·  · даай-даай-за-ку-рить
даа-даа-се-ме-ри
сеемь-сеемь-хо-ро-шо
да-да-се-ме-рик
даай-даай-се-ме-рик
дааай-дааай-дя-дя-семь
даа-ваай-на-ли-вай
8 − − − · · воось-моо-гоо-и-ди
вооо-сееемь-соооо-тен-ных
моо-лоо-коо-ки-пит
наа-наа-нааа-ку-ри
воо-лоо-саа-ти-ки
во-семь-маль-чи-ков
9 − − − − · ноо-наа-ноо-наа-ми
паа-паа-маа-муу-тык
де-вя-ти-хва-тит
дее-вяя-тоо-гоо-жди
дее-вяя-тии-соо-тый
воо-доо-проо-воод-чик
0 − − − − − нооль-тоо-оо-коо-лоо
саа-мыый-длиин-ныый-нооль
ло-мо-но-со-ва
Ö Ч − − − · чее-лоо-вее-чек
чаа-шаа-тоо-нет
CH Ш − − − − шаа-раа-ваа-рыы
шуу-раа-доо-маа
Ñ Ъ − − · − − твёёр-дыый-не-мяяг-киий
(Сейчас практически не используется, вместо Ъ передают Ь)
É Э · · − · · э-ле-роо-ни-ки
э-ле-ктроо-ни-ка
Ü Ю · · − − ю-ли-ааа-наа
Ä Я · − · − я-маал-я-маал
Дефис, знак минус [ – ] − · · · · − чёёр-точ-ку-мне-да-ваай
чёёр-точ-ку-ты-пи-шии
чёёрт-те-бя-по-бе-рии
даай-ти-ре-де-фис-наам
  Точка [ . ] · · · · · · то-чеч-ка-то-чеч-ка
Точка [ . ]   · − · − · −  a-STOP- a-STOP- a-STOP [eng]
  Запятая [ , ] · − · − · − крю-чок-крю-чок-крю-чок
и-так-и-так-и-так
я-ваам-за-пяя-та-яяя
Запятая [ , ]   − − · · − −  COM-MA-it’s-a-COM-MA [eng]
[ ; ] − · − · − · тоо-чка-заа-пя-таа-я
заа-пя-таа-я-ктоо-чке
  Восклицательный
[ ! ]
− − · · − − ооо-нааа-вос-кли-цааа-лааа
гааа-дааа-ли-три-браа-тааа
поо-каа-нет-при-каа-заа
Восклицательный
[ ! ]
  − · − · − −  AU-tumn-ON-a-PO-NY [eng]
Дробна черта [ / ] − · · − · доо-ми-ки-ноо-мер
дробь-здесь-пред-ставь-те
Знак вопроса [ ? ] · · − − · · э-ти-воо-проо-си-ки
у-нес-лоо-доо-ми-ки
вы-ку-даа-смоо-три-те
до-про-сии-лии-е-го
Собака [ @ ] · − − · − · со-баа-каа-ку-саа-ет
Двоеточие [ : ] − − − · · · пааа-рааа-тооо-чек-ви-сит
слоон-слоон-слоон-кыш-кыш-кыш
двоо-еее-тоо-чи-е-ставь
Апостроф [ ‘ ] · − − − − · крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь
и-ааа-поо-строоф-стааа-вим
Знак раздела − · · · − рааз-де-ли-те-каа
слуу-шай-те-ме-няя
Кавычки [ ” ] · − · · − · ка-выы-чки-ка-выы-чки
ка-выы-чки-от-крыы-ли
ка-выы-чки-за-крыы-ли
Конец связи · · − · − хо-ро-шоо-по-каа
хо-ро-шоо-да-ваай
до-сви-даа-ни-яя
Ошибка/перебой · · · · · · · · хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те
ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь
Открывающая скобка
[ ) ]
Скобки
[ ( ] и [ ) ]
− · − − · − скоб-ки-раз-скоб-ки-два
скооб-ку-стаавь-скооб-ку-стаавь
скооб-ку-тыы-мнее-пи-шии
Закрывающая скобка
[ ( ]
  − · − − ·  
Знак доллара [ $ ]   · · · − · · − Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Амперсанд /Ждите
[ & ]
  · − · · · Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Знак раздела,
Знак равно [ = ]
  − · · · − ТАК-жи-ви-те-ТАК
РАЗ-де-ли-те-КА
Знак плюс [ + ]   · − · − ·  
Знак подчерка [ _ ]   · · − − · − Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Starting Signal <AR>   − · − · −  
  Начало передачи − · · − − ·  
 

Окончание передачи

· − · − ·  
  − · · − ·  

Азбука морзе, таблица кодов Морзе (Морзянка) | Самоучитель телеграфной азбуки

Рус.Англ.Код МорзеПроверкаСловоформа СВКМПослушать
БУКВЫ
АА Аннаай-ДАА
БB   БорисБАА-ки-те-кут
ВW  Василийви-ДАА-ЛАА
ГG  ГригорийГАА-РАА-жи
ГАА-ГАА-рин
ГОО-ВОО-ри
ДD  ДмитрийДОО-ми-ки
ЕEЕленаесть
ЖV   Женяже-ле-зис-ТОО
жи-ви-те-СТОО
жи-ви-те-ТААК
ЗZ   ЗинаидаЗАА-КАА-ти-ки
ЗАА-МОО-чи-ки
ЗАА-МОО-чи-те
ИI Ивани-ди
ЙJ   Краткийи-КРАА-ТКОО-ЕЕЕ
йес-НАА-ПАА-РАА
йес-НАА-ФАА-РАА
KK  КонстантинКААК-де-ЛАА
КААК-же-ТААК
ЛL   Леонидлу-НАА-ти-ки
ли-ШААЙ-ни-ки
ММ МихаилМАА-МАА
МАА-ЛОО
НN НиколайНОО-мер
ОО  ОльгаООО-КОО-ЛОО
ПP   Петрпи-ЛАА-ПОО-ет
пи-ЛАА-НОО-ет
РR  Романре-ШАА-ет
СS  Семенси-не-е
са-мо-лет
TTТатьянаТААК
УU  Ульянау-нес-ЛОО
ФF   Федорфи-ли-МООН-чик
фре-зе-РООВ-щик
ХH   Харитонхи-ми-чи-те
хи-мик-пи-шет
ЦC   ЦапляЦАА-пли-НАА-ши
ЦАА-пли-ХОО-дят
Ч    ЧеловекЧАА-ШАА-ТОО-нет
Ш    ШураШАА-РОО-ВАА-РАА
ЩQ   ЩукаЩАА-ВААМ-не-ШАА
ЫY   ЕрыЫЫЫ-не-НАА-ДОО
ЬX   ЗнакТОО-мяг-кий-ЗНААК
Э     Эхоэ-ле-РОО-ни-ки
э-лек-ТРООН-щи-ки
Ю    Юрийю-ли-ААА-НАА
Я    Яковя-МААЛ-я-МААЛ
ЦИФРЫ
0     НольНОЛЬ-ТО-О-КО-ЛО
1     Одини-ТООЛЬ-КОО-ООО-ДНАА
2     Двадве-не-ХОО-РОО-ШОО
3     Тритри-те-бе-МАА-ЛОО
4     Четырече-тве-ри-те-КАА
5     Пятьпя-ти-ле-ти-е
6     ШестьПОО-ше-сти-бе-ри
ШЕЕСТЬ-по-ка-бе-ри
7     СемьДАА-ДАА-се-ме-ри
8     ВосемьВОО-СЬМОО-ГОО-и-ди
9     ДевятьНОО-НАА-НОО-НАА-ми
СОКРАЩЕННЫЕ КОДЫ ЦИФР
0 Ноль (буква «Т»)ТААК
1  Один (буква «А»)ай-ДАА
2   Два (буква «У»)у-нес-ЛОО
3    Три (буква «Ж»)же-ле-зис-ТОО
4     Четырече-тве-ри-те-КАА
5     Пятьпя-ти-ле-ти-е
6     ШестьПОО-ше-сти-бе-ри
7    Семь (буква «Б»)БАА-ки-те-кут
8   Восемь (буква «Д»)ДОО-ми-ки
9  Девять (буква «Н»)НОО-мер
ЗНАКИ ПУНКТУАЦИИ И СЛУЖЕБНЫЕ СИМВОЛЫ
.      Точка 
,      Запятая 
:      Двоеточие 
;      Точка с запятой 
!      Воскл. знак 
?      Вопросвы-ку-ДАА-СМОО-три-те?
=     Равно (раздел)РААЗ-де-ли-те-КАА
«»      Кавычки 
      Апостроф 
( )      Скобки 
/, №     Дробь, номерДРООбь-здесь-пред-СТААВЬ-те
      Дефис 
      Подчеркивание 
@      Собачка 
        Перебой
(испр. ошибки)
 

Азбука Морзе

А́збука Мо́рзе, код Мо́рзе, «Морзя́нка» — способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых «тире» и «точек» (а также пауз, разделяющих буквы). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек.

Была названа в честь американского изобретателя Сэмюэля Морзе, который создал её в 1838.

Если же говорить о самой телеграфной азбуке (системе кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как «код Морзе» или «морзянка»), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 г. С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что её автором был Альфред Вейл — партнёр Самюэля Морзе по бизнесу. Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трёх разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» — в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов.

Азбука Морзе является первым цифровым способом передачи информации. Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться код Бодо и ASCII, которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания.

Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в МТК-2, а потом в КОИ-7 и КОИ-8 (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ — Я).

В 2004 Международный союз электросвязи (МСЭ) ввёл в азбуку Морзе новый код для символа @, для удобства передачи адресов электронной почты.

На практике вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности запоминают так называемый «напев» (мнемоническую словесную форму), соответствующий каждому знаку кода Морзе. При этом слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, соответствуют тире, а все остальные слоги и слог ай — точке. Также можно воспользоваться программами, которые помогут запомнить код намного быстрее. См. http://www.morse-code.net/download/

Русский символ Латинский символ Код Морзе «Напев»
A  A · −

ай-даа

Б  B − · · ·

баа-ки-те-кут

В  W · − −

ви-даа-лаа

Г  G − − ·

гаа-раа-жи

Д  D − · ·

доо-ми-ки

Е  E ·

есть

Ж  V · · · −

жи-ви-те-таак

З  Z − − · ·

заа-каа-ти-ки

И  I · ·

и-ди

Й  J · − − −

йес-наа паа-раа

К  K − · −

каак же таак?

Л  L · − · ·

лу-наа-ти-ки

М  M − −

маа-маа

H  N − ·

ноо-мер

О  O − − −

оо-коо-лоо

П  P · − − ·

пи-лаа-поо-ёт

P  R · − ·

ре-шаа-ет

С  S · · ·

си-ни-е

Т  T

таак

У  U · · −

у-нес-лоо

Ф  F · · − ·

фи-ли-моон-чик

Х  H · · · ·

хи-ми-чи-те

Ц  C − · − ·

цаа-пли-наа-ши

Ч ö − − − ·

чаа-шаа-тоо-нет

Ш ch − − − −

шаа-роо-ваа-рыы

Щ  Q − − · −

щаа-ваам-не-шаа

Ь  X − · · −

тоо-мяг-кий-знаак

Ы  Y − · − −

ыы-не-наа-доо

Э é · · − · ·

э-ле-роо-ни-ки

Ю ü · · − −

ю-ли-аа-наа

Я ä · − · −

я-маал-я-маал

 1 · − − − −

и-тооль-коо-оо-днаа

 2 · · − − −

две не-хоо-роо-шоо

 3 · · · − −

три те-бе-маа-лоо

 4 · · · · −

че-тве-ри-те-каа

 5 · · · · ·

пя-ти-ле-ти-е

 6 − · · · ·

поо-шес-ти бе-ри

 7 − − · · ·

даа-даа-се-ме-ри

 8 − − − · ·

воо-сьмоо-гоо-и-ди

 9 − − − − ·

ноо-наа-ноо-наа-ми

 0 − − − − −

нооль-тоо-оо-коо-лоо

Точка · · · · · ·

сеть сети сеть сети  

Запятая · − · − · −  
/ − · · − ·

дрообь здесь пред-стаавь-те

? · · − − · ·

вы ку-даа смоо-три-те?

! − − · · − −

гаа-даа-ли три браа-таа  

Знак раздела − · · · −

рааз-де-ли-те-каа

Ошибка/перебой · · · · · · · ·

хи-ми-чи-те хи-ми-чи-те

@ · − − · − ·  


Приведенные «напевы» не являются «стандартными» и могут различаться в зависимости от школы обучения.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *