Site Loader

расставим точки над Е! Часть 2

В рубрику «Экономика и менеджмент» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Свободное (любительское) радиовещание: расставим точки над Ё! Часть 2


Сергей Комаров
Генеральный директор ООО «Радиовещательные технологии»,
преподаватель Гуманитарного института телевидения и радиовещания

В первой части статьи (ВС №1 за 2007 г.) была представлена историческая справка возникновения свободного радиовещания, дано его определение, приведена классификация реально существующих свободных вещателей, показана многогранность и романтичность этого увлечения и сформулировано определение Службы свободного радиовещания1 для введения его в Регламент радиосвязи. Во второй части статьи Сергей Комаров, как инициатор легализации свободного вещания, продолжает отвечать на вопросы директора Бюро радиосвязи ITU Валерия Тимофеева

Итак, повторюсь, речь пойдет об эфирном звуковом музыкально-разговорном радиовещании со свободной (незафиксированной) концепцией. Именно оно имеет 80-летние традиции в нашей стране и по всему миру. При этом данное увлечение не нуждается ни в частотных присвоениях, ни в профессиональных передатчиках, ни в больших зонах покрытия и ни в коей мере не претендует на коммерческую деятельность. Свободное радиовещание — это чистая романтика эфира! Это программное и техническое вещательное творчество одновременно.

Необходимо более четко обозначить три пункта:

  • Термин «свободное» означает исключительно незафиксированность вещательной концепции, ее свободный, творческий, переменчивый характер.
  • Процедура предпринимаемой легализации состоит в разработке и одобрении на государственном уровне нормативной базы существования данного увлечения в полном соответствии с действующим законодательством2
    . При этом необходимо максимально точно описать суть этого увлечения в разрабатываемых документах, внимательно и бережно сохранив сложившиеся тради¬ции, чтобы многочисленные его приверженцы смогли бы беспрепятственно заниматься дорогим их сердцу творчеством на законной основе.
  • Реализация разработанной нормативной базы и воспитательная деятельность среди молодежи и приверженцев этого увлечения будет осуществляться сетью клубов свободного вещания3 (с фиксированным членством), образованных самими свободными вещателями при непосредственном контакте с государственными регулирующими и надзорными органами.

Специфика свободного вещания

Для свободного вещания принципиально не требуется частотных присвоений. Никто из перечисленных в первой части статьи категорий вещателей не претендует на круглосуточное и ежедневное вещание на одной и той же персонально выделенной эфирной частоте. Это увлечение, а не бизнес! И для него не нужно формировать широкую постоянную аудиторию слушателей. Свободное вещание — это принципиально некоммерческое, нишевое вещание на конкретную заинтересованную аудиторию.

Перед тем как включить свой радиопередатчик, свободный вещатель должен убедиться, что на выбранной частоте, в пределах отведенного участка вещательного диапазона, не работают вещательные станции (не слышны в его местности) и не работают другие свободные вещатели (поскольку по Регламенту радиосвязи тот, кто уже работает на данной частоте, имеет приоритет перед тем, кто только собирается выйти в эфир).

Лишь убедившись, что частота свободна, вещатель может включить радиопередатчик и начать трансляцию своей программы. При этом продолжительность свободного вещания не должна превышать 12 часов в сутки, из них на одной частоте не более 6 часов. При детальной проработке рамочной концепции вещания возможны и другие защитные ограничения. Для свободных вещателей они не принципиальны, а коммерческим радиостанциям — чтоб не повадно было. Соблюсти эти ограничения очень важно!

Свободные вещатели нисколько не потеснят в эфире ни государственные, ни коммерческие радиостанции и не заберут у них столь ликвидные и дорогие частотные присвоения для радиовещания в ОВЧ-ЧМ-диапазоне. А найти некоторое количество «дырок» в частотном планировании, куда сможет втиснуться на беспомеховой основе, например, пятиваттный DRM-передатчик (полоса в эфире 20 кГц — для стереорежима) с низкорасположенной антенной на уровне крыш зданий и явно не привлекательный для коммерческого радиовещания, можно даже в Москве. К тому же, поскольку свободные вещатели выходят в эфир не ежедневно, не кругло¬суточно и не претендуют на персональные частотные присвоения, даже одной такой «дырки» будет достаточно для десятков свободных вещателей.

А вот программа для заинтересованных слушателей, которые захотят принимать сигнал этой «дырки», окажется очень разнообразной, непредсказуемой и увлекательной. Еще бы! Она будет создаваться десятками искренне увлеченных людей «своей» социальной группы.

Необходимо учесть ошибки прошлого!

Для службы свободного радиовещания необходимо строжайше запретить разработку, продажу и использование промышленных вещательных радиопередатчиков и устройств послестудийной обработки сигнала. Иначе инженерная творческая составляющая этого увлечения будет очень быстро «убита» производителями в погоне за новыми рынками сбыта, как это уже произошло в среде радиолюбителей. А это и выхолостит добрую половину увлечения, и остановит технический прогресс и интеллектуальное развитие в этой области. Несмотря на то что распределенный инженерный творческий потенциал радиолюбителей и свободных вещателей многократно превосходит любые разрабатывающие НИИ (он их питает!), тем не менее, будучи неорганизованным (свободным, творческим), этот потенциал может быть легко разрушен даже бездарной разработкой, но подкрепленной ее серийным производством и наличием на рынке по бросовой цене.

Допустив профессиональные разработки или промышленные передатчики в свободное вещание, мы сами себе подрубим корни воспитания будущих инженерных кадров!

В среде радиолюбителей-коротковолновиков разработка и конструирование прекратили свое существование десять-пятнадцать лет назад из-за наводнения рынка фирменными трансиверами и антенными системами. Вслед за этим радиолюбительство выродилось исключительно в операторское искусство. Остались только соревнования и «охота» за DX и дипломами. Радиотехники в современной любительской радиосвязи больше нет. Потому и «умерли» в большинстве своем коллективные любительские радиостанции в ведущих радиотехнических вузах нашей страны. Не обошла сия печальная участь и любительскую радиостанцию Московского технологического университета связи и информатики (МТУСИ, в прошлом — МЭИС), великолепная ностальгическая статья о которой была опубликована в 8-м номере журнала «Broadcasting» за 2006 г.

При разработке нормативно-правовой базы свободного вещания необходимо учесть прошлые ошибки. Радиопередатчики и устройства послестудийной динамической и спектральной обработки сигналов для свободного вещания должны быть исключительно самодельными! Лишь в этом случае качество свободного вещания будет выше, чем на профессиональном радио. Ведь то, что делается единично, по вдохновению, для души и при ручной сборке, как правило, превосходит то, что делается на конвейерах и за деньги. Увлечение должно служить техническому и программному творчеству, воспитанию, образованию и душевной романтике, а не отбивать деньги для бизнеса.

И еще раз: не путать с радиолюбителями!

Радиолюбительство, как радиосвязь на коротких волнах, имеет огромную популярность во всем мире и юридически существует в нашей стране с 1926 г. Однако это совсем другое увлечение, не имеющее к свободному вещанию никакого отношения. В соответствии с международным Регламентом радиосвязи любительской службе выделены диапазоны частот и виды модуляции, которых нет в бытовых вещательных радиоприемниках.

То есть радиолюбители занимаются исключительно радиосвязью между собой, никоим образом не общаются при этом с аудиторией радиослушателей и не претендуют на создание творческих радиопрограмм. Соответственно в любительских диапазонах отсутствует аудитория радиослушателей, которая радиолюбителям и не требуется.

Свободные вещатели используют в своем эфире исключительно вещательные виды модуляции, которые могут быть приняты с высоким музыкальным качеством на обычные бытовые радиоприемники, в то время как радиолюбители используют в эфире связные виды модуляции, для принятия которых необходима специальная связная аппаратура, и ни в коей мере не претендуют на музыкальное качество и аудиторию слушателей.

Недопонимание этого принципиального различия между увлечениями привело к объявлению свободных вещателей радиохулиганами и к 80-летней борьбе администраций связи с собственной молодежью и уничтожению в радиовещании многочисленных увлеченных и высокопрофессиональных кадров. В СССР это определялось идеологической диктатурой и наличием тотальной цензуры в СМИ. Сейчас такого ограничения нет, и больше ничто не мешает легализовать это исторически сформировавшееся самостоятельное увлечение.

Неоднократные попытки радиолюбительских клубов совместно с администрациями связи насильственно загнать свободных вещателей в ряды радиолюбителей терпели полный крах. Увлеченные люди не хотели заниматься несвойственным для себя занятием и предпочитали оставаться нелегалами. В частности, в начале 1980-х гг. ДОСААФ совместно с Центральным радиоклубом СССР и Министерством связи предприняли попытку «записать» свободных вещателей в «четвертую радиолюбительскую категорию», но это действие не имело никакого успеха -«радиохулиганы» не захотели изменить своему увлечению и уйти из вещательных диапазонов.

К сожалению, до сих пор свободное радиовещание не признано. И это несмотря на то, что почти 70% современных радиолюбителей и около 25% радиоинженеров в юности прошли школу свободного (нелегального) радиовещания и именно благодаря той самой романтике свободного эфира состоялись как увлеченные и высококлассные специалисты! То есть свободное вещание в большинстве случаев первично по отношению к радиолюбительству и к инженерной деятельности, оно уже более 80 лет является де-факто школой увлеченных радиоспециалистов в нашей стране. Так, может, настало время признать это и де-юре?

Госсвязьнадзор, наводивший ужас на «радиохулиганов» в советские времена, даже тогда к разным категориям свободных вещателей относился очень по-разному. В первую очередь «вылавливались» те, кто злостно нарушал правила работы в эфире, ставил помехи другим службам, допускал нецензурную брань и имел «грязный» эфирный сигнал, изобиловавший гармониками и побочными излучениями. То есть по приведенной классификации (см. ВС № 1 за 2007 г.) — это пятая и шестая категории.

Одновременно с этим первые четыре категории свободных вещателей, имеющие чистый эфирный сигнал, «нежное» музыкальное качество модуляции, аккуратно работавшие в эфире, производившие интересные радиопрограммы и соблюдавшие Кодекс чести, могли работать годами. В Госсвязьнадзоре их хорошо знали, но не трогали, ведь и в надзорных органах тоже работали люди, которым хотелось послушать хорошую и модную музыку, а ее, кроме как в свободном эфире, нигде и нельзя было услышать. Ловили отъявленных. Заодно и официальный имидж создавали свободным вещателям хулиганский, в чем преуспели.

Учитывая высокую требовательность современной молодежи к качеству звучания музыки, сегодня хрипящие «шарманки» уже никому не нужны. Современные разработки свободных вещателей по качеству модуляции, стабильности частоты и чистоте спектра укладываются в требования ГОСТов на профессиональные вещательные передатчики и даже превосходят их. Современная доступная элементная база позволяет сделать возбудитель для FM-стереопередатчика на оба УКВ-диапа-зона (полоса 65,8-108,0 МГц) всего на трех микросхемах и четырех транзисторах. Одна микросхема — синтезатор частоты, вторая — стереокодер по стандарту с пилот-тоном, третья — контроллер для синтезатора, дисплея и органов управления. Четыре транзистора с щепоткой конденсаторов и сопротивлений -аналоговый тракт формирования несущей. Весь возбудитель с выходной мощностью 7 мВт помещается на ладошке. И собрать его можно за субботу-воскресенье. На фото 3 представлен сигнал-генератор для настройки УКВ радиоприемников — чисто любительская конструкция, однако по параметрам и качеству звучания она превосходит профессиональные возбудители.

Подобные технологические изменения произошли и в аппаратуре для средневолнового и коротковолновых «свободных» диапазонов. Создавать «грязь» в эфире уже никому не интересно.

Схемы таких передатчиков и печатные платы для них уже несколько лет ходят по рукам в среде свободных вещателей. Есть они и в Интернете. Как и 50 лет назад, в непризнанном увлечении представлен полный спектр разработок. Однако далеко не все они обладают вещательным качеством и достойны повторения. Существует и путаница, когда некоторые радиолюбители пытаются разрабатывать связные SSB-трансиверы на «свободные диапазоны», что противоречит самому смыслу свободного вещания, да и с точки зрения радиолюбительства является криминалом.И очень бы хотелось, чтобы появилась легальная возможность поддержать на страницах технических журналов лучшие разработки, чтобы свободный эфир наполнялся качественными вещательными сигналами, а не помехами от низкопробных или непрофильных поделок. Но реализовать это можно будет только после решения ГКРЧ о выделении полос частот для службы свободного вещания.

Творческие цели свободного радиовещания

Свободные вещатели занимаются творчеством в двух областях, совмещая вроде бы несовместимое. Но не будем забывать, что большинство «физиков» в душе — «лирики»! И они физической частью своей души создают высококачественные экспериментальные радиопередающие устройства на радиовещательные диапазоны с вещательными видами модуляции (как аналоговыми, так и цифровыми). А лирическая, гуманитарная часть их души создает музыкально-разговорные радиопрограммы для своих друзей и широкой публики. И эти два вида творчества претендуют быть представленными аудитории радиослушателей через обычные бытовые вещательные радиоприемники.

Обобщая опыт личного общения со свободными вещателями и присовокупив к нему тридцатипятилетний опыт наблюдений за «свободным эфиром», могу сформулировать цели, с которыми четыре конструктивных категории свободных вещателей выходят в эфир:

  • создать по своему замыслу музыкально-разговорную радиопрограмму;
  • вынести свое творчество на широкую по составу (хотя и небольшую по численности) аудиторию слушателей, чтобы узнать их отзывы;
  • пообщаться с радиослушателями и завести знакомства в прямом эфире;
  • обеспечить себе приятный музыкальный фон, отправившись из деревни или с дачи купаться на речку или в ближайший лес за грибами и взяв с собой радиоприемник;
  • разработать вещательный передатчик, который превзойдет по своему качеству звучания передатчики коммерческих и государственных радиостанций;
  • разработать и сделать к своему радиопередатчику устройство динамической и спектральной обработки сигнала модуляции, чтобы звучание радиостанции не только бы сохраняло свою музыкальность среди эфирных помех, но и было бы запоминающимся и приятным для слушателей;
  • разработать новый способ модуляции (при том же самом классе излучения), чтобы звучание своей радиопрограммы в эфире было бы максимально»нежным», музыкальным и живым;
  • заниматься разработкой и конструированием вещательных антенных систем - как передающих, так и приемных, в том числе активных для вещательных приемников различного применения;
  • заниматься разработкой и конструированием радиоприемников, обеспечивающих качественный прием маломощных вещательных радиостанций в условиях дефицита частотного ресурса, промышленных помех и непосредственного территориального и частотного соседства с мощными вещательными радиостанциями, а также для новых видов цифрового радиовещания. Фактически в этом пункте свободные вещатели «протягивают руку сотрудничества» другому любительскому увлечению — DX1.

Во всех этих направлениях в нашей стране отсутствует признанное и поощряемое любительское творчество, которое питает, готовит и воспитывает будущие увлеченные профессиональные кадры как в области разработки, так и в области эксплуатации радиовещательной техники и создания творческих радиопрограмм!

Зайдите на любую хоть государственную, хоть коммерческую радиостанцию и найдите хотя бы один на всю страну отечественный эфирный процессор! Или удобный и надежный FM-передатчик, сравнимый по качеству с западными разработками. Я не говорю уже о том, что задача создания, например, цифрового DRM-радиоприемника или отечественного DRM-возбудителя до сих пор не решена, а мы продолжаем сами себе подрубать корни воспитания радиоинженеров и радиовещателей! Да и с программным творчеством тоже ведь беда! Попробуйте отъехать на 200 км от Москвы и послушать эфир местных музыкальных радиостанций! А ведь они его делают изо всех своих сил настолько хорошо, насколько могут! Но подход «насколько могут» категорически несовместим с профессионализмом и высоким качеством вещания! Когда нет легальной базы -клубов любительского радиовещания, и люди идут в институт, не имея ни малейшего представления о своей будущей профессии, то мы имеем то, что имеем! Может быть, пора все-таки позаботиться о нашей отрасли и о нашей смене?
Пожалуйста, не убивайте творчество!

Закрывать глаза на развитие техники, пуская его на самотек и одновременно запрещая и гнобя творческую мысль наиболее талантливой части молодежи, вынуждая ее становиться нарушителями устаревшего и вредительского закона, -преступление перед радиовещательной отраслью, перед следующим поколением и перед человечностью. История России знает огромное число примеров, когда талантливые инженеры, ученые и изобретатели, тщетно пытавшиеся пробиться через бездушие государственной системы, уезжали из нашей страны и творили на благо других народов. И последствия этого мы сейчас расхлебываем почти во всех отраслях. Может быть, пора внять урокам истории и начать поддерживать свои таланты, для начала хотя бы просто не мешая им?

Работа в эфире: традиции и стиль

Радиостанция «Али-Баба», которую в г. Серпухове в начале 1970-х гг. знала практически вся молодежь, почти ежедневно начинала свою вечернюю 6-часовую передачу в 17 часов и передавала в эфир музыкальные программы великолепного эфирного качества, где звучали (в те-то годы!) группы «Биттлз», «Роллинг стоунз», песни Владимира Высоцкого и других бардов, песни русских эмигрантов и много другой музыки, которую услышать на «Маяке» или на «первой» и «третьей кнопках» радиопрограмм Всесоюзного радио было невозможно. Качество вещания и музыкальные подборки были такими, что их можно было транслировать по проводной сети и даже устраивать под эту музыку дискотеки! Что я неоднократно и делал, заведуя радиоузлом в летнем студенческом лагере.

Летом 1971 г. радиостанция «Али-Баба» из г. Серпухова ежедневно выходила в эфир в одно и то же время и строго соблюдала самой же объявленную программу передач. Ее любили и регулярно слушали!

Приблизительно каждые полтора часа «Али-Баба» прерывала свои музыкальные передачи, переходила на «прием» и тогда с ее оператором можно было установить радиосвязь и попросить в последующих передачах поставить в эфир полюбившиеся песни. Собственно, за этим и была тогда сделана моя первая «шарманка» на радиолампе 6ПЗС.

Разумеется, оператору «Али-Бабы», имея такую популярность, не надо было перестраивать свой передатчик с единожды выбранной частоты в почти полностью пустующем диапазоне (тогда радиостанций-то в средневолновом диапазоне было всего две: «Маяк» да «Первая программа Всесоюзного радио»). Все желающие связаться с оператором «Али-Бабы» отвечали на его приглашение выйти в эфир на его же рабочей частоте. Помню, как я, затаив дыхание, ожидал его ответа после своего первого в жизни эфирного вызова! Мгновения казались вечностью. .. Он вежливо ответил, полюбопытствовав, откуда взялся в их округе «новенький», и через несколько минут моя музыкальная заявка была исполнена в эфире. Браво! Тогда это произвело на меня огромное впечатление.

Именно тогда, в свободном эфире, я впервые познакомился и с правилами эфирной вежливости, и с нормами ведения беспомеховой работы. Пожелания 73 и 88, «чистого эфира», «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» — все это было впитано мной именно из опыта нелегальной работы на средних волнах.

Работа в эфире без частотных присвоений (когда за радиостанцией не закреплена ее рабочая частота) — это признанная мировая норма, имеющая, однако, жесткий набор правил, которые нужно обязательно соблюдать! Перед тем как включить передатчик на выбранной частоте, необходимо ее прослушать на чувствительном приемнике с хорошей антенной (чтобы убедиться, что никто на ней не работает), затем точно настроиться задающим генератором передатчика (не выходя в эфир) в середину прослушанной полосы, и, на несколько секунд включив передатчик, спросить: «Кто на частоте?» или «Частота свободна?» и снова прослушать, не ответит ли кто. И только после того как эфир будет продолжать безмолвствовать, можно включить передатчик и начать транслировать свою программу.

При ведении радиообмена частота, на которой кто-либо уже работает, считается его частотой, и ты не имеешь права выйти на ней в эфир. И даже если ты вызвал «свободную» станцию, а она тебе ответила и вы пообщались, то ты должен уйти с этой частоты после окончания диалога. Хозяйкой частоты всегда считается вызываемая станция, то есть та, которая работала в эфире на данной частоте до тебя.

Кстати, именно поэтому, сколько бы радиостанций не вызывало «Али-Бабу», она все время оставалась на одной и той же частоте, а вызывавшие ее другие свободные операторы, пообщавшись с ней, либо выключали свои передатчики и слушали продолжение музыкальной передачи, либо уходили работать на другие свободные частоты. И только спустя много лет я узнал, что эти правила и есть нормы Регламента радиосвязи — международного закона для радистов всего мира.

У свободного радиовещания много хороших традиций. Благо, за 80 лет накопились! Есть даже свой, радийный, стиль языка. Однако рамки журнальной статьи не позволяют обо всем упомянуть. Для этого нужно написать книгу — учебник по свободному радиовещанию. И я сам, первый, буду по нему преподавать. Как только состоится решение ГКРЧ и хоть что-нибудь из заявляемых полос частот будет выделено для свободного вещания, непременно займусь его написанием и изданием! Разумеется, в свое свободное время и за свои личные деньги. И мне не нужно для этого никакого финансирования. Это увлечение, а им занимаются для души.

Продолжение следует


1Проект определения новой службы для введения его в Регламент радиосвязи: Служба свободного радиовещания — Служба радиосвязи для целей само- и взаимообучения, передачи которой предназначены для непосредственного приема населением. Эта служба предназначена для создания звуковых радиопрограмм со свободной (творческой) концепцией с использованием оперативной обратной связи со слушателями, а также для технических исследований в области звукового радиовещания и осуществляется свободными вещателями, то есть лицами, имеющими на это должное разрешение и занимающимися радиотехникой, радиовещанием и созданием радиопрограмм исключительно из личного интереса и без извлечения материальной выгоды.

2 Горегляд В. К вопросу о легализации свободного (любительского) вещания в рамках существующего правового поля // Broadcasting. 2006. № 8.

3Комаров С. Ассоциация любительского радиовещания: структура организации, формы деятельности, задачи // Broadcasting. 2006. № 5.

 

Опубликовано: Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» #2, 2007
Посещений: 15590

  Автор


Сергей КомаровГенеральный директор ООО «Радиовещательные технологии»

Всего статей:  20

В рубрику «Экономика и менеджмент» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кто такие радиолюбители-коротковолновики / Хабр

И почему вы (не) захотите стать одним из нас

Радиолюбители-связисты (HAM radio operators) – отдельная каста в мире энтузиастов электроники (electronics), о тайной жизни которых среднестатистическому паяльщику и ардуиностроителю известно мало. Далее по тексту словами «радиолюбитель», «радиоаматор» будут называться именно радиолюбители-связисты.

Под катом невыразимо нудная статья без единой картинки для тех, кто хочет узнать немного больше, но пока не знает, с чего начать задавать вопросы, а также для тех, кто вопреки логике и здравому смыслу все же хочет присоединиться к этому броуновскому движению.
А также — про ультракороткие волны

История радиолюбительства начинается с изобретения радиосвязи как таковой, когда с нею начало экспериментировать все большее число энтузиастов, использовавших возможность установление радиосвязи с коллегами по увлечению исключительно в виде хобби, без к.л. выгоды. Поскольку профессиональных связистов с самого начала интересовала возможность увеличения надежной дальности связи, то коммерческая связь, двусторонняя и радиовещание, концентрировалась в областях длинных и сверхдлинных волн, которые легче огибали препятствие в виде горизонта, и обеспечивали приличные дальности. Радиолюбителям же выделили бесполезные короткие волны, которые практически не заглядывали за горизонт и никакого интереса не представляли. Поэтому именно радиолюбителям приписывают открытие ионосферного прохождения радиоволн, отражения их от слоев Хевисайда, которые чисто практически обнаружили возможность связи на коротких волнах с любой точкой земли, в том числе по длинному пути, и даже возможность существования кругосветного радиоэхо, когда излученная энергия огибала землю несколько раз. Как только это было обнаружено и экспериментально подтверждено, в область коротких волн ринулись коммерческие, служебные и военные радиостанции вещания и двусторонней связи, а радиолюбителям выделили несколько узких диапазонов, которые практически неизменно сохранились до наших дней. Плюс, по мере перехода других пользователей на ультракороткие волны, на спутниковую связь и тому подобное, удалось высвободить еще несколько диапазонов плюс к историческим, на которых и происходит вся активность коротковолновиков.

Хотя термин «короткие волны» достаточно однозначно указывает на диапазон частот 3~30MHz, в обиходе короткими волнами называют именно радиоаматорские диапазоны, а не всю коротковолновую область спектра, а также к коротким волнам относят средневолновый диапазон 160м (1.8MHz) и иногда длинноволновые диапазоны. Намного реже к коротким волнам относят и УКВ-диапазон 6м (50MHz). Это не ошибка, а традиция связывать использование диапазонов с коротковолновиками.

Немного биологии. На сегодня существует три вида радиолюбителей:

  • Сибишники, операторы станций диапазона Citizen Band (aka 27MHz), для которых во многих странах получение лицензии (разрешения на р/ст) предельно упрощено, тогда как во многих других странах лицензия не требуется вовсе, аппаратура продается и используется свободно. Диапазон СиБи изначально предназначался для решения чисто практических задач гражданами, до всеобщей сотовой телефонии он часто был единственным целесообразным видом связи с удаленными объектами вроде дачи или придорожного магазина. Сегодня на условно всех грузовиках мира установлены радиостанции этого диапазона, благодаря чему водители находятся в постоянном контакте друг с другом, несмотря на все эти ваши интернеты. Естественно, что среди обилия пользователей находились и те, кому было интересно проводить радиосвязи «по проходу» — с аномально удаленными корреспондентами, исключительно ради развлечения или своеобразного спорта, установить самую дальнюю связи или установить связь с регионом, откуда обычно никого не слышно.
  • Свободные вещатели (aka радиохулиганы, радиопираты). Эта категория принципиально отказывается легализовать свою деятельность, порицается властями и двойственно воспринимается лицензированными радиоаматорами. Максимум популярности свободного вещания пришелся на бывший Советский Союз, где это была и форма протеста, и часто вообще единственная возможность прийти в радио в обход запретов и ограничений тогдашнего официального аматорства. Любители собирали шарманки, крутили музыку и кричали на даль. Осколки этой активности несложно услышать в районе ста метров и сегодня. В мире движение свободных вещателей не особо популярно в силу изначально большей доступности легальных видов связи для бытовых нужд или для хобби.
  • Лицензированные радиоаматоры, которые получили соответствующие лицензии от администраций связи своих стран. О них и пойдет речь.

Чтобы стать радиоаматором, нужно получить радиоаматорскую лицензию. Обычно это выглядит так: обращаешься в национальную радиоаматорскую организацию или непосредственно в администрацию связи своей страны, сдаешь квалификационный экзамен – да-да, необходимо доказать, что ты достаточно подготовлен для того, чтобы тебе доверили право пользоваться радиостанцией как хобби (а не как коммерческий пользователь за деньги), и на основании сданного экзамена получаешь лицензию и присвоенный позывной. Позывной – это первое и единственное имя радиоаматора, которым он идентифицирует себя и других радиоаматоров; повторяющихся, одинаковых позывных не существует, все уникальны.

Структура аматорских позывных проста и логична, однако не без редких исключений, на которых мы не будем заострять внимание.

Типичный позывной выглядит как AB1CDE.

AB – префикс, по которому однозначно идентифицируется территория (страна или определенный регион страны, если таковое деление предусмотрено). Чаще всего состоит из двух букв, иногда из одной буквы, иногда из буквы и цифры. Минимально интересующимся авиацией нетрудно обнаружить, что радиоаматорские префиксы равны префиксам ICAO.

1 – одна цифра. Это обязательный элемент аматорского позывного, в том числе отличающий его от позывного воздушного судна. Цифра отделяет префикс позывного от суффикса. Однако, если префикс состоит из буквы-цифры, то цифру после префикса иногда опускают и лишь в исключительных случаях (мемориальный позывной RAEM) цифра отсутствут вообще. В некоторых случаях цифр бывает больше одной, почти всегда это временный позывной в честь какого-то события, какой-то круглой даты. В некоторых странах цифра ничего не значит и выдается в порядке роста номеров или просто случайно. В некоторых странах цифра указывает на определенный географический регион внутри страны. В некоторых странах цифра означает класс лицензии или несет какую-либо другую информацию.

CDE – суффикс, состоящий из одной-четырех букв, обычно выдающихся в порядке роста номеров. Иногда первая или даже вторая буквы могут иметь значение, например указывать на географический регион страны или класс лицензии.

Заучивать это все нет никакой необходимости, нужно просто понимать принципы, часто встречающиеся позывные запомнятся сами по себе, а необычные, явно новые для вас, будут вызывать непреодолимое желание как можно скорее «сработать» станцию с новым позывным. Возьмем, например, позывной W5UN – это реально существующий оператор, очень известный в своих кругах. W означает континентальную часть Соединенных Штатов, здесь могла бы быть одна буква или две, конкретно у этого оператора одна. 5 означает условный регион (AR, LA, MS, NM, OK, TX), а буквы UN получены просто по очереди или выбраны из незанятых на тот момент. Условный регион не гарантирован, поскольку в Соединенных Штатах разрешено при переезде сохранять свой позывной, а также возможно получение позывного по выбору (из свободных), включая цифру чужого региона. Также мы можем предположить по всего лишь четырем знакам в позывном, хотя это частный случай для Соединенных Штатов, что оператор имеет наивысший класс лицензии, т.е. максимальный допуск. Дело в том, что в большинстве стран (но не, скажем, в Японии) при повышении класса лицензии дается право выбрать более короткий позывной, но не все этим правом пользуются, поэтому длинный позывной совершенно необязательно означает низкий класс лицензии, но короткий почти всегда значит высокий класс лицензии.

Возьмем еще пример – P3X, тоже реально существующий оператор. По префиксу P3 определяем Кипр, цифра вообще пропущена, а суффикс состоит из всего одной буквы X. Это специальный позывной для соревнований, его выдали радиоаматору с длинным повседневным позывным 5B4AMM исключительно для использования во время соревнований по радиоспорту (к соревнованиям еще вернемся), где 5B — префикс, 4 — отделяющая префикс цифра и AMM — суффикс позывного, полученный по очереди.

Чем, собственно, занимаются радиоаматоры? Основные направления такие:

  • Конструирование и изготовление аппаратуры и антенн. Современная радиостанция – весьма сложный в проектировании и изготовлении прибор, поэтому промышленность предлагает разнообразные наборы разной степени сложности, дающие возможность собрать свое радио аматорам разного уровня подготовки, а не оставляют это уделом единичных инженеров. Многие владельцы законченных промышленных радиостанций паяют аппаратуру попроще просто потому, что им нравится процесс, а вовсе не потому, что им не по карману фабричные устройства. То же самое касается антенн и вспомогательного оборудования, изготовление которого для многих отнюдь не способ сэкономить деньги, а способ реализовать себя в этом хобби. Но ведь на самом деле приятно установить связь на своей самоделке, даже если она и уступает уже имеющемуся фабричному аппарату на порядки!
  • Спорт. Существуют различные соревнования по радиоспорту, общим принципом которых является провести как можно больше радиосвязей за фиксированное время, причем каждая радиосвязь оценивается условными очками тем выше, чем она технически сложнее. Здесь не до разговоров, только правильно зафиксировать сам факт установления связи – обмен позывными, отчетами о силе принимаемого сигнала и, как правило, порядковыми номерами, по сверке которых и происходит судейство. Также существуют различные дипломные программы, в которых оператор не ограничен временем совсем, либо временные рамки очень широки – необходимо установить какое-то количество радиосвязей по правилам конкретной дипломной программы, чтобы получить памятный сертификат или табличку, подтверждающую достижение. Пример одной из наиболее популярных дипломных программ в мире – DXCC. Для выполнения минимальных условий диплома необходимо провести связи с минимум ста «территориями» по списку DXCC, на сегодня их 340. Обычно каждая административная страна равна одной территории DXCC, но некоторые страны делятся на отдельные «территории», если тому есть географические предпосылки. Например Испания состоит из условно-материковой части, тогда как Балеарские острова считаются отдельной «территорией», Сеута и Мелийа также считаются одной отдельной «территорией», равно как и Канарские острова также считаются отдельно, что суммарно дает четыре территории на административно одну страну. Несмотря на такое количество территорий, установить связь всего лишь с сотней из них представляется не таким уж и легким делом, как кажется – многие населенные территории находятся далеко и связаться с ними непросто чисто технически, а еще больше территорий не особо заселены радиоаматорами и, хотя технически они легкодоступны, там нет никого, кто ответил бы на ваш вызов.
  • Просто треп про радио, антенны и тому подобное. Поскольку тематика радио – очевидно общая для всех радиоаматоров, то свободные разговоры так или иначе крутятся около радио. В некоторых странах есть прямое ограничение на тематику переговоров – радиоаппаратура и антенны, радиоспорт и распространение радиоволн, погода. В других странах явных запретов нет, но неписанное правило все то же. Также в некоторых странах есть прямой запрет передавать информацию от/для третьих лиц, даже если они тоже радиоаматоры. Если вас не интересует подобная тематика – вам нечего делать среди радиоаматоров, потому что других тем для разговоров вы не найдете. Политика, религия, коммерция, оскорбительное поведение – под строжайшим запретом. Для всего, что не входит в тематику, допустимую для радиоаматоров, есть диапазон СиБи, для которого вам не понадобится сдавать квалификационный экзамен и, даже если в вашей стране потребуется лицензия, получение ее будет делом сугубо формальным.

Как, собственно, проводятся связи. Во первых, есть несколько видов модуляции сигнала. Обычно они совпадают, но возможно проводить связи и в разных видах. Связь проводят как правило на одной и той же частоте, но нередко используют небольшой разнос частот и даже разные диапазоны. Ни у кого нет своей частоты. Незанятая в данный момент времени частота временно занимается каким-то оператором, который делает общий или направленный вызов. Кто его слышит и хочет ответить – отвечает. Потом, когда вызывающий оператор закончит работу или сменит частоту, ранее занятая частота освободится и ее тут же сможет занять любой другой желающий. Вызывающий оператор называет сначала позывной того, кого вызывает, либо дает общий вызов, после чего называет свой позывной. Отвечающий ему оператор также сначала называет чужой позывной – того, кому отвечает, а потом свой. Либо, как обычно и бывает на практике, отвечающий называет только свой позывной и, если вызывающий его слышит и хочет провести с ним связь, то вызовет его адресно, по позывному – так как правило происходит в соревнованиях, когда нет времени (ведь нужно успеть провести как можно больше связей за отведенный промежуток), а также тогда, когда вызывает сравнительно редкая станция, с которой много желающих «сработать» (провести связь) и просто некогда тратить время и держать очередь желающих.

С точки зрения модуляции сигнала, используют следующие варианты:

  • Телеграф, азбука Морзе. Радиоаматоры традиционно называют это CW, тогда как точнее было бы сказать A1A. Почему радиоаматоры, на заре своего зарождения бывшие передовым отрядом связистов, которым принадлежит множество достижений в освоении практики радиосвязи, ударились в ретроградство и до сих пор используют устаревший вид модуляции, от которого давно отказались профессиональные связисты, причем во многих странах умение передавать от руки и принимать телеграф на слух все еще остается частью квалификационного экзамена? Ответ с точки зрения администраций связи многих стран звучал бы приблизительно так: поскольку аматорская связь в экстренных условиях может использоваться вместо по какой-то причине обрушившихся коммерческих/государственных каналов, необходимо чтобы операторы могли проводить связь в том числе на самодельной аппаратуре из буквально одного транзистора, ведь от этого могут зависеть жизни. А вот среди самих радиоаматоров мнения расходятся. Кто-то утверждает, что телеграф – самый «дальнобойный» вид, что неверно («цифра» «дальнобойнее»). Кто-то просто далек от техники и оперирует понятиями вроде «мы учили – пусть и они (новички) учат». А для адекватных аматоров телеграф – это просто вид спорта, ведь любой спорт имеет условные ограничения, называемые правилами. Вот радиоспортсменам и нравится играть по таким правилам. Очевидная сложность телеграфа состоит в необходимости освоить передачу (не очень трудно) и прием (сложнее, но тоже не невозможно). Также у телеграфа низкая скорость передачи данных, но для спортивных целей это – прекрасный вид, несмотря на ретроградность.
  • Телефония. Обширный раздел, в котором подавляющее большинство принадлежит SSB (J3E). Следует отметить, что аппаратура, предназначенная для SSB, относительно сложна в проектировании и настройке, поэтому переходу на SSB долгое время сопротивлялись, оставаясь верными AM (A3E). Но с появлением коммерческой аппаратуры и публикацией относительно доступных для повторения аматорских разработок переход на SSB благополучно завершился безоговорочной победой SSB, дающей грубо вдвое меньшую занимаемую полосу при равной передаваемой информации, а это и экономия дефицитного радиочастотного ресурса, и потенциал к улучшению отношения сигнал/шум. На сегодня AM практически не используется. Вторым по популярности с катастрофическим отрывом идет FM (F3E), которая намного распространеннее на аматорских УКВ-диапазонах или на нерадиоаматорском диапазоне СиБи. Также имеются различные виды цифровой телефонии, когда голос оператора оцифровывается и передается уже в виде потока данных. Это варианты пока можно считать скорее экспериментальными, хотя в обозримом будущем их роль может ощутимо вырасти. Несмотря на кажущуюся простоту проведения связей в телефонии – чего уж проще, бери микрофон и кричи, это наиболее сложный способ в том смысле, что требует большего отношения сигнал/шум, чем телеграф и, тем более, чем некоторые виды «цифры». Это означает, что оператору-телефонисту нужны лучше антенны, чтобы лучше принимать слабые сигналы своих корреспондентов, равно как и чтобы самому быть лучше слышимым. Также оператору-телефонисту следует обращать внимание на качество своей модуляции – использовать высококачественные микрофоны, использовать channel strip’ы для приема и предварительной обработки сигнала с микрофона, если только подобный функционал не встроен непосредственно в радиостанцию. Ведь чем лучше подготовлен сигнал, тем легче его принять при слабом уровне, а значит тем больше вероятность провести радиосвязь с кем-то, кого плохо слышно из-за большого расстояния или слабой аппаратуры, а это как назло те территории, с которыми установить связь наиболее интересно. А при достаточно высоких уровнях сигнала, когда корреспонденты в состоянии расслышать тонкие нюансы, приятно получать комплименты своему сигналу. В общем, телефония находится где-то рядом с радиовещанием и про-аудио, что дает возможность энтузиастам получать двойное удовольствие от нескольких хобби одновременно.
  • Буквопечатание или «цифра». Здесь находится огромное количество совершенно разных видов модуляции, общим для которых является то, что станция-передатчик использует специализированное устройство (в ~100% случаев это компьютер общего назначения со звуковой картой, при помощи которых происходит эмуляция специализированного устройства), которое принимает машинописный текст с клавиатуры, модулирует его известным способом и посылает в эфир. С приемной стороны аналогичное устройство декодирует принятый сигнал и отображает текст на экране. Есть относительно скоростные режимы, выплевывающие достаточно много информации за единицу времени, а есть относительно медленные, которые благодаря многократной избыточности кодирования позволяют получать устойчивый прием сигналов намного более слабых, чем мог бы принять опытный телеграфист. Поскольку большую часть работы выполняет компьютер, а не оператор, это сравнительно простые виды связи, не требующие ни высокой квалификации оператора, ни высококлассной аппаратуры, поэтому привлекательные для начинающих и для тех, кто по организационным причинам не может использовать аппаратуру лучше. Отдельно следует выделить, пожалуй, RTTY (радиотелетайп), наиболее старый из распространенных видов «цифры» и наименее совершенный – у него не предусмотрено никакой избыточности, поэтому не существует никакой возможности обнаружить и исправить ошибку. Но именно из-за этого RTTY используется в соревнованиях – чтобы увеличить роль оператора, а не превращать соревнования по радио в соревнования относительно автономных компьютерных программ.

Старинная традиция радиоаматорства — обмен открытками, называющимися QSL-карточками, подтверждающими факт установления связи и нередко дающими дополнительную информацию о станции, могущей быть интересной сама по себе, либо необходимой для выполнения дипломных программ. Некоторые радиоаматоры коллекционируют QSL-карточки, поэтому ради них хочется, чтобы своя карточка помимо утилитарной функции имела и какой-то намек на художественность оформления, некоторым они нужны только как доказательство проведения радиосвязи для получения дипломов, а некоторые не обмениваются карточками вовсе, и это проблема для всех тех, кому карточки нужны для коллекции или для дипломов. К счастью, есть системы электронного обмена, мгновенные и бесплатные для пользователей этих систем, но количество зарегистрировавшихся и регулярно сообщающих о своих связях все еще сравнительно далеко от тотального.

Что вам даст приобщение к радиоаматорству? Потерю денег на аппаратуру, потерю времени на работу в эфире, конфликты с семьей и соседями из-за непреднамеренно создаваемых радиопомех. Сделает ли вас радиоаматорство лучше? Конечно нет. Но тогда зачем? Ну, вот, представьте, что вы видели в этих ваших интернетиках Hi-Res изображения ну, скажем, Сатурна. А теперь вспомните, каково это было увидеть его в детский телескоп, где дрожа в конвективных потоках была видна неяркая жирная точка с чем-то, в чем только человек с богатой фантазией мог бы увидеть кольцо, а если повезет, то и щель Кассини. Так и здесь: вы можете связаться с любой точкой земли не вставая с дивана, просто через интернеты, а если диван слишком далеко – то через спутники. Но все равно это захватывающе – провести связь напрямую, без интернетов, только за счет своей аппаратуры и операторского мастерства.

Любительский цифровой голос с открытым исходным кодом – где радиолюбители рулят Современное состояние искусства

FreeDV – это цифровой голосовой режим для КВ-радио. Вы можете запустить FreeDV с помощью бесплатного приложения с графическим интерфейсом для Windows, Linux и OSX, которое позволяет использовать любое SSB-радио для передачи цифрового голоса с низким битрейтом.

В качестве альтернативы вы можете купить адаптер SM1000 FreeDV, позволяющий запускать FreeDV (режимы 1600 и 700D) на любой КВ-радиостанции без ПК или звуковой карты. Если вы разработчик аппаратного или программного обеспечения, вы можете интегрировать FreeDV в свой проект с помощью FreeDV API под лицензией LGPL.

FreeDV разрабатывается международной командой радиолюбителей, работающих вместе над кодированием, дизайном, пользовательским интерфейсом и тестированием. FreeDV — это программное обеспечение с открытым исходным кодом, выпущенное под лицензией GNU Lesser Public License версии 2.1. Модемы и речевой кодек Codec 2, используемые в FreeDV, также имеют открытый исходный код.

Новости

Посетите GitHub Страница «Релизы» для получения последней информации о выпусках программного обеспечения.

Март 2023 г. FreeDV 1.8.8.1 – PSK Reporter и улучшения удобства использования последовательного порта
Награды ARDC присуждают FreeDV
Январь 2023 FreeDV 1. 8.7 — «Простая настройка» для упрощения первоначальной настройки , 2020B добавлена ​​поддержка нескольких RX
FreeDV 1.8.5 — улучшения удобства использования при первом использовании, исправления сборки для macOS Охрана природы

август 2022 г. FreeDV 1.8.3.1 – Codec2 1.0.5, исправления ошибок, обновления Windows
июль 2022 г. Power, doc & build fixs
Февраль 2022 FreeDV 1.7.0 — исправления ошибок, Pulse Audio для Linux, улучшения пользовательского интерфейса0018
August 2021 SM1000 v5 firmware FreeDV 700E and 700D/E Tx band Pass Filter
August 2021 FreeDV 1.6.0 with many small bug fixes and enhancements
April 2021 FreeDV 1.5 .3 с автоматическим определением режима и ползунком уровня передачи.0018 Документация по технологии FreeDV и прошивка v4 SM1000

Почему FreeDV?

Любительское радио переходит от аналогового к цифровому, подобно тому, как оно переходило с AM на SSB в 1950-х и 1960-х годах. Как бы вы себя чувствовали, если бы одна или две компании владели патентами на SSB, а затем заставили вас использовать их технологию, объявили незаконными эксперименты с технологией или даже ее понимание и настаивали на том, чтобы вы оставались привязанными к ней в течение следующих 100 лет? Это именно то, что было происходит с цифровым голосом. Но теперь радиолюбители снова контролируют свои технологии!

FreeDV уникален тем, что использует 100% программное обеспечение с открытым исходным кодом, включая речевой кодек. Никаких секретов, ничего личного! FreeDV представляет собой путь для любительского радио 21-го века, где радиолюбители могут свободно экспериментировать и вводить новшества, а не будущее, запертое в закрытой технологии одного производителя.

Контролируемое тестирование показывает, что FreeDV сравним, а в некоторых случаях работает лучше, чем SSB на каналах с низким SNR.

FreeDV 2020 построен на основе передового кодирования речи с использованием нейронных сетей (LPCNet), благодаря чему любительское радио занимает передовые позиции в области инноваций цифрового радио. Он обеспечивает полосу пропускания аудиосигнала шириной 8 кГц, используя всего 1600 Гц полосы радиочастот.

Городской ВЧ-шум становится все более серьезной проблемой для SSB-связи. Радиолюбители по всему миру используют передовые технологии FEC и модема в FreeDV для преодоления городского ВЧ-шума в каналах, где SSB неприменим.

FreeDV 1600 и 2020 используются со спутником QO-100 и для экспериментальных комбинаций Интернета и КВ-радио для преодоления плохого распространения.

Вот что вам нужно:

  • Приемник или трансивер SSB
  • Программное обеспечение FreeDV, ссылки для скачивания приведены ниже.
  • ПК с Windows, Linux или OSX с одной (только прием) или двумя звуковыми картами.
  • Кабели для подключения ПК к SSB-радио.

ИЛИ:

  • Цифровой голосовой адаптер SM1000
  • Кабели для подключения SM1000 к радио SSB

Подключение радио

Если у вас нет встроенной звуковой карты для цифровых режимов обычные аудиовходы и выходы вашего радио. Те же кабели и оборудование, которые вы используете для других цифровых режимов, основанных на программах для ПК, будут работать с FreeDV, но вам потребуется второй звуковой интерфейс для подключения микрофона и динамика к программе FreeDV. USB-гарнитура, которую используют геймеры, — это все, что вам нужно для второго звукового интерфейса.

Настройка радиостанции

Максимально отключите обработку. В общем, шумоподавители, фильтрация ограничения полосы DSP и узкополосные фильтры скорее навредят, чем помогут, в то время как сжатие, шум DSP или устранение несущей, а также обработка голоса определенно не подходят для цифровых режимов. ВЧ-модем FreeDV выполняет собственный DSP, и в целом это верно и для других цифровых программ.

Вы можете увидеть полученный эффект от различных настроек на дисплее S/N (отношение сигнал/шум) FreeDV. Чем выше сигнал/шум, тем лучше.

Настройте свой передатчик на среднюю мощность около 20% от его мощности PEP. В нашем КВ модеме отношение пиковой мощности к средней составляет 8-12 дБ. Перегрузка уменьшит полученный сигнал S/N. Больше не лучше для ДВ!

Загрузить

  • Установщики для 32/64-битных Windows, MacOS
  • Теперь в основных репозиториях Fedora и Fedora EPEL 6 и 7!
  • Теперь в нестабильных репозиториях Debian!

Исходный код

  • Исходный код FreeDV GUI
  • Codec 2 Исходный код
  • Freedv Gui Archive Archive
  • Архив исходного кода кода 2
  • Руководство пользователя FreeDV в формате HTML или PDF — с чего начать, заметки о расширенных и новых функциях в последних версиях FreeDV
  • Технология FreeDV — обзор технологии цифровых режимов FreeDV
  • Руководство SM1000 — Как настроить, использовать и перепрошить SM1000
  • Приложение к руководству пользователя G4ABP FreeDV (для FreeDV v1.4, июнь 2020 г.) — Полезные советы от опытного пользователя FreeDV
  • VK5SA Краткое руководство по FreeDV
  • VK5DM руководство по созданию исправлений SM1000

С кем я могу поговорить?

Войдите в K7VE FreeDV QSO Finder, чтобы найти других радиолюбителей, использующих FreeDV.

Аргентина 7,045 МГц LSB Пн, Ср, Пт 18:00 UTC Radio Club Coronel Pringles, listen on the LU4EEC KiwiSDR
Australia 7.177 MHz Anytime Casual QSOs
Netherlands 3.625 MHz LSB 700D Every Sunday 1000 UTC Net
Великобритания 3,643 МГц LSB 700D По воскресеньям в 09:00 по местному времени RSGB, трансляция Мэтта G6WPJ
Великобритания и 3,6997 MHz LSB 700D 1600 Local Daily Net
USA 14.236 MHz USB Anytime Casual QSOs

Support

  • Please post your questions to the Digital Voice Google group.
  • Разработчики, подпишитесь на рассылку Codec 2.
  • Для поддержки SM1000 также используйте список рассылки Codec 2.

IRC-чат

Для случайного чата есть IRC-канал #freedv на порту 669 irc.libera.chat7

Discord

Для чата или координации QSO также есть сервер FreeDV Discord. Канал «#qso-finder», в частности, отражает отчеты FreeDV, отправленные в службу PSK Reporter, а «#general» предназначен для общего чата FreeDV.

  • Кроссплатформенность: работает на Linux, Windows и OSX.
  • Свободный кодек и модем с открытым исходным кодом, с которыми каждый может экспериментировать и модифицировать
  • Водопад, спектр, рассеяние и звуковой осциллограф.
  • Регулируемый шумоподавитель
  • Быстрое/медленное оценивание SNR
  • Эквалайзер звука микрофона и динамика
  • Управление тангентой передатчика через уровни RS232
  • Работает с одной (только прием) или двумя (передача и прием) звуковыми картами, например, встроенная звуковая карта и наушники USB.

Кредиты

FreeDV поддерживается и расширяется Mooneer Salam K6AQ и David Rowe, VK5DGR. Ричард Шоу KF5OIM поддерживает систему сборки Cmake и упаковку Fedora. Уолтер, K5WH возглавляет тестирование Windows в США. Сборка Debian благодаря А. Мейтленду Боттомсу (AA4HS) и сопровождающим Debian Hamradio.

По мере того, как разработка продолжается, многие люди помогают людям, которых мы не указали на этом веб-сайте, но мы ценим всю их работу.

История

В 2012 году FreeDV был написан с нуля Дэвидом Виттеном (GUI, архитектура) и Дэвидом Роу (кодек 2, реализация модема, интеграция).

Дизайн и пользовательский интерфейс FreeDV основаны на FDMDV, разработанном Francesco Lanza, HB9TLK. Франческо получил совет по дизайну модема от Peter Martinez G3PLX, который также консультировал Дэвида по модему FDMDV, используемому в FreeDV.

Мел Уиттен, K0PFX, внес большой вклад в разработку, тестирование и продвижение нескольких цифровых голосовых систем, включая FDMDV. Этот практический опыт привел к нынешнему дизайну – быстрая синхронизация, отсутствие FEC, система с малой задержкой, которая дает операторам ощущение типа «SSB». Мел и команда альфа-тестеров (Gerry, N4DVR; Jim, K3DCC; Rick, WA6NUT; Tony, K2MO) предоставили отзывы об удобстве использования и дизайне FreeDV.

Брюс Перенс был идейным лидером в области бесплатных голосовых кодеков с открытым исходным кодом для любительского радио. Он вдохновлял, продвигал и поощрял разработку Codec 2 и FreeDV.

  • Группа Google DigitalVoice
  • Кодек 2 Голосовой кодек
  • K7VE’s FreeDV QSO Finder
  • Радиоклуб Coronel Pringles в Аргентине очень активно использует FreeDV и другие цифровые режимы. Вы можете слушать их передачи FreeDV на частоте 7,045 МГц LSB в понедельник, среду и пятницу вечером в 18:00 UTC на LU4EEC KiwiSDR.
  • Спецификация FreeDV 1600
  • Примечания для пользователей интерфейсов буровой установки Tigertronics
  • SmallDV Embedded FreeDV для Raspberry Pi от Matt KK5JY
  • Интервью Дэвида Роу о CODEC2
  • Кодекс поведения в проекте

Если вы разработчик аппаратного или программного обеспечения, вы можете интегрировать FreeDV в свой проект с помощью API FreeDV под лицензией LGPL.

Для использования FreeDV лицензионные сборы не требуются. Включить его в свой проект так же просто, как скомпилировать библиотеку кода C. FreeDV не требует операционной системы, он успешно работает на «голом железе» на небольших машинах, таких как микроконтроллеры. Для этого требуется аппаратный модуль с плавающей запятой (FPU).

Стек FreeDV представляет собой компилируемое с помощью gcc программное обеспечение на языке C, которое занимает около 1% ресурсов ЦП на современном ПК. FreeDV 1600 и 700D были даже перенесены на микроконтроллер STM32F4 «голого железа» (168 МГц, FPU, 128 КБ ОЗУ, 500 КБ флэш-памяти).

Для FreeDV требуется процессор с плавающей запятой. Хотя может быть возможно создать реализацию с фиксированной запятой, для этого мало стимулов, поскольку процессоры с плавающей запятой, способные запускать FreeDV, теперь доступны менее чем за 5 долларов.

Руководство для авторов QEX

Большая часть материалов, публикуемых QEX , написана радиолюбителями, которые не являются профессиональными писателями. На самом деле, многие никогда не публиковали статьи раньше! Основная квалификация, которую мы требуем от авторов, состоит в том, чтобы они знали свою тему.

Писать для нас проще, чем вы думаете. Хотя хорошо написанная заявка имеет больше шансов быть принятой, ваша работа не обязательно должна быть идеальной. Изложите свой опыт как можно лучше, и мы будем работать с вами. У нас есть много опытных редакторов и технических консультантов, которые имеют дело со всеми видами материалов. Выберите тему, которой вы увлечены, и начните писать.

Читатели часто бывают достаточно любезны, чтобы указать на вещи, требующие разъяснения, или оспорить утверждения, которые им кажутся сомнительными. Мы хотим такого обсуждения для нашей области «Письма». Хотя мы пытаемся гарантировать, что все статьи технически правильны, ожидается, что авторы будут защищать свои собственные материалы. Если написать статью больше, чем вы хотите заняться прямо сейчас, присылайте нам свои предложения и комментарии. Вся корреспонденция, предназначенная для публикации, должна быть адресована: Редактор, QEX , Американская радиорелейная лига, 225 Main Street, Newington, CT 06111 USA. По электронной почте используйте [email protected] . Предпочтение часто отдается письмам объемом до 500 слов.

Почему вы должны написать статью для
QEX ?

Одна из причин заключается в том, что у вас есть некоторые технические знания или опыт, которыми вы можете поделиться с другими радиолюбителями. Вы, вероятно, получили много удовольствия и знаний от радиолюбителей, и у вас есть шанс дать что-то взамен. Есть и дополнительные награды.

Во-первых, есть чувство выполненного долга при завершении статьи и осознании того, что вы приложили к ней все усилия. Также приятно, когда вашу статью принимают к публикации. Несомненно, самый большой кайф — это когда вы наконец видите свою статью в печати! Это должно соответствовать тому импульсу, который вы испытали после первого радиолюбительского контакта. Однако это еще не конец. Люди находят время, чтобы написать вам письмо или электронное письмо со словами «спасибо» или «хорошая работа».

Вы можете гордиться своей статьей, когда она появится в публикации Лиги. Он будет стоять долгие годы как свидетельство вашего мастерства в области радиолюбительства. Помимо всех прочих соображений, когда ваша работа будет опубликована, вы сделаете что-то для Радиолюбительской службы и для своих коллег-любителей — что-то, что может даже помочь продвинуть уровень технического искусства или побудить читателей попробовать новый аспект. радиолюбителя.

Это Руководство для авторов предоставляет вам, как потенциальному автору, информацию, необходимую для того, чтобы дать вашему материалу наилучшие шансы быть принятым. Мы ищем широкий спектр письменных материалов и иллюстраций. Помните, что QEX существует только для того, чтобы служить вашим форумом для развития нашего наследия инноваций. Продолжайте в том же духе!

В Справочнике описывается тип материалов, обычно принимаемых к публикации. В нем приведены некоторые основные рекомендации по написанию статьи и рассказывается, как ее отправить. В Руководстве также рассказывается, как обрабатывается рукопись, когда она поступает в штаб-квартиру ARRL.

Наш редакционный подход

Будучи чисто техническим форумом, QEX гораздо менее формален, чем QST . Авторы обмениваются идеями через свои статьи. Им не нужно объяснять и поддерживать каждую деталь. Хотя эксперты просматривают представленные материалы, наши читатели довольно часто могут заполнить пробелы и проработать неясные области. Наш процесс редактирования намного быстрее, чем у QST , с гораздо меньшим контактом с автором. Статьи QST могут получить несколько дней редакционного времени, в то время как статей QEX получают гораздо меньше. Мы считаем, что многие статьи практически готовы к публикации после принятия, и с автором связываются только в случае возникновения проблем.

Каждый выпуск поглощает огромное количество технического материала. Ежегодно мы публикуем в два раза больше технических материалов, чем QST . Потребность в статьях у нас велика, так что не стесняйтесь. Нам нужен материал на всех уровнях мастерства. Мы активно поддерживаем широкий спектр тем, от простых строительных проектов до продвижения теории. Ранее опубликованные материалы также учитываются, хотя для материалов, защищенных авторским правом, обычно требуется разрешение.

Отправьте свою статью редактору QEX по электронной почте на адрес [email protected] или [email protected] или по обычной почте редактору QEX, штаб-квартира ARRL, 225 Main St, Newington, CT 06111. Один раз ваша статья зарегистрирована в базе данных в штаб-квартире ARRL, мы вышлем вам электронное письмо с подтверждением. Статья передается в редакцию на рецензирование. После рассмотрения мы либо отправляем письмо о принятии и форму выпуска публикации, либо возвращаем рукопись.

Принятые статьи не могут быть обработаны без подписанной формы выпуска. После получения подписанного Релиза статья редактируется с точки зрения грамматики и технического содержания, а также готовится к макету. Обычно у вас будет возможность ознакомиться с отредактированной рукописью, пока готовится первая версия набранного экземпляра. После того, как статья подготовлена ​​в окончательном виде, автор получает последнюю рецензию перед тем, как она отправится в печать.

Время от времени редактор QST присылает нам статьи для возможного использования. Автор уведомлен о том, что хотя его или ее статья не была принята на QST , она была автоматически отправлена ​​на QEX . Автор, конечно, может отозвать статью в любое время до подписания Релиза.

Содержание каждого выпуска не планируется заранее и может меняться до отправки в печать. Поэтому мы не всегда можем предсказать, когда ваша статья появится, пока она не будет отредактирована. Ожидайте, что между подачей и публикацией пройдет от шести месяцев до года.

Авторы получают вознаграждение за опубликованные статьи в размере 50 долларов США за опубликованную страницу или ее часть. Количество журнальных страниц, которое занимает ваша статья, зависит от таких факторов, как количество иллюстраций, уравнений и ограничений по объему в каждом выпуске. Оплата производится по факту публикации. Компенсация за опубликованные письма не выплачивается. Должностные лица ARRL и IARU, включая должностных лиц, директоров и заместителей директоров, а также должностные лица обществ-членов IARU, не имеют права на компенсацию.

Для авторов, у которых в настоящее время есть контракт с Лигой, таких как Содействующие редакторы, применяются положения контракта, а не настоящей политики. Если вы являетесь гражданином США или иностранцем-резидентом, мы должны получить ваш номер социального страхования до осуществления платежа. Если ранее авторские права не были защищены, все принятые статьи становятся собственностью ARRL. Все права на опубликованные материалы принадлежат Лиге.

Важное примечание: Отправляйте материалы только одному потенциальному издателю за раз. Большинство журналов автоматически возвращают статьи, отправленные одновременно в несколько журналов. Многократная отправка может привести только к проблемам с нарушением авторских прав для издателей. Если мы знаем — или у нас есть веские основания подозревать, — что полученная нами статья была одновременно предложена другим журналам, мы вернем ее без дальнейшего рассмотрения. Статьи, ранее опубликованные в клубном информационном бюллетене, журнале или журнале, не представляющем интереса для радиолюбителей, по-прежнему могут быть рассмотрены для публикации. Если ваша рукопись не принята к публикации, вы, конечно же, можете отправить ее в другое место.

Написание статьи

Возможно, половина дела — решиться написать статью и выбрать тему. Задайте себе несколько вопросов. Какой предмет вы знаете достаточно хорошо, чтобы помочь другим понять? Вы недавно завершили строительный проект с уникальными характеристиками? У вас есть результаты экспериментов, чтобы передать их другим? Есть ли что-то новое в вашей теме или в вашей презентации? Заинтересует ли ваша статья других любителей?

Ваша рукопись не обязательно должна быть на безупречном английском языке. Редакторы привыкли работать с самым разнообразным материалом. Важно предоставить нам статью, которая технически правильна и содержит всю необходимую информацию.

Есть два подхода к написанию технической статьи для нас: вы можете представить законченную рукопись или написать письмо-запрос, а затем план, редактору, описывающему предлагаемую вами статью.

Мы предпочитаем рецензировать завершенную рукопись. Письма-запросы требуют больше времени для обработки, и просмотр плана не дает гарантии, что из окончательной рукописи получится хорошая статья. После того, как готовая рукопись отправлена, она все еще должна быть прочитана редактором и техническими консультантами. Единственным преимуществом подачи наброска является то, что вы заранее узнаете, не будет ли интереса к публикации статьи по выбранной вами теме. Причин тому может быть много, в том числе и избыток статей по вашей теме.

Подготовка рукописи — стандартная форма

Рукописи должны быть напечатаны или напечатаны черными чернилами с двойным интервалом и выравниванием по левому краю (неровное правое поле) на белой бумаге размером 8,5 на 11 дюймов. Оставьте поле не менее 0,5 дюйма с каждого края бумаги. Текст заголовка должен начинаться на полпути вниз по первой странице, чтобы оставить место для комментариев редактора вверху. Каждая страница должна иметь номер страницы и заголовок вверху. . Заголовок должен включать фамилию автора и первые несколько слов названия. Например: «Смит: Сигналы, Образцы…». Для отправки файлов в электронном виде отформатируйте документ текстового процессора для печати в соответствии с этими стандартами.

По возможности используйте стандартные сокращения. Используйте другие сокращения и аббревиатуры только после того, как они были расшифрованы. Например: бесконечная импульсная характеристика (БИХ).

В соответствии со стандартом IEEE электрические единицы пишутся с заглавной буквы при сокращении и строчными буквами при написании. Например: «0,2 Ф» или «0,2 фарад». Приемлемы либо стандартные единицы США, либо метрические единицы длины, если они используются последовательно.

При подготовке рукописи на компьютере используйте стандартный набор символов IBM ™. По возможности используйте шрифт Microsoft Word Symbol для греческих символов и математических символов. Если у вас нет доступа к шрифту Symbol, вы можете использовать знак доллара и написать имя символа по буквам. Например: $лямбда. Размещайте ссылки на сноски в тексте в виде надстрочных цифр. Поместите сноски и библиографическую информацию в конце рукописи. Не «прячьте» свои сноски, используя функцию сносок вашего текстового процессора. Просто вставьте номера ссылок в текст и поместите текст примечаний (с номерами) в конец файла. Все примечания должны быть пронумерованы в том порядке, в котором они впервые появляются в статье. Например, не ссылайтесь на примечание 2, затем на примечание 5, затем на примечание 1. Пожалуйста, расположите их по порядку. Дважды проверьте все ваши ссылки, чтобы убедиться, что они верны. Включите полную справочную информацию, такую ​​как имя автора, название книги или статьи, имя и адрес издателя, дату публикации и номера страниц.

Пронумеруйте все рисунки и поместите их в конец рукописи. Не вставляйте их непосредственно в текст и не ставьте подписи непосредственно к рисункам. Предоставьте список рисунков по номерам вместе с их подписями в конце рукописи. Пожалуйста, убедитесь, что в тексте есть ссылки на все рисунки, и что ссылки на рисунки идут первыми по порядку номеров.

Эскизы или схематические диаграммы, которые вы предоставляете, должны быть максимально четкими, чтобы наш технический иллюстратор мог работать непосредственно с ними. Мы не требуем от вас профессиональных чертежей. Мы можем использовать иллюстрации, которые уже есть в электронном виде, например, в формате .TIFF. Или мы можем перерисовать ваши рисунки, если их содержание понятно. Текущие выпуски иллюстрируют символы и обозначения компонентов, используемые на наших чертежах.

Фотографии, прилагаемые к заявкам, лучше всего предоставлять в виде файлов с цифровой камерой высокого разрешения, хотя вы также можете присылать черно-белые или цветные отпечатки, цветные диапозитивы или слайды. Мы часто можем использовать стандартные отпечатки размером 3 на 5 дюймов, но предпочтительнее увеличенные изображения. Цветные фотографии, представленные вместе со статьями, могут быть рассмотрены для использования на обложке. Фотографии должны быть правильно экспонированы и четко сфокусированы. Отпечаток должен иметь нормальную контрастность. Отпечатки со слишком высокой или слишком низкой контрастностью обычно плохо воспроизводятся.

Нас часто спрашивают, можем ли мы принять отсканированные электронные файлы изображений вместо отпечатков или слайдов. Как правило, мы видим лучшие результаты на оригинальных фотографиях, но мы можем использовать отсканированные изображения. Все фотографии должны быть отсканированы с разрешением не менее 300 точек на дюйм (DPI), 24-битным цветом, чтобы обеспечить максимальное качество печати. Если вы не уверены, была ли фотография отсканирована с разрешением 300 точек на дюйм, ширина изображения должна быть примерно 1240–1400 пикселей. Это позволит нам создать версию с двумя столбцами (шириной 4,5 дюйма) для печати. Имейте в виду, что вам потребуется больше пикселей, если на вашей фотографии много деталей. Мы предпочитаем файлы изображений TIFF или файлы изображений JPG с минимальным сжатием. Мы также можем принимать изображения высокого разрешения в формате Kodak Photo-CD (PCD). Новые цифровые камеры могут обеспечивать файлы изображений с высоким разрешением. Помните о минимальном разрешении 300 DPI. В общем, используйте максимально возможное разрешение вашей цифровой камеры. Файлы изображений с недорогих цифровых камер или из служб печати/обработки дисков обычно не имеют достаточно высокого разрешения для получения хороших результатов на печатной странице (хотя они могут хорошо выглядеть на экране вашего компьютера).

Можно также организовать фотографии оборудования в штаб-квартире ARRL после того, как статья будет принята. Мы возместим вам разумные расходы на доставку, если вы предоставите нам квитанцию. Если у вас есть профессиональный фотограф, который сделает несколько снимков вашего проекта, мы возместим вам стоимость тех отпечатков, которые мы публикуем и за которые вы предоставляете квитанцию, по ставке, установленной редактором. Обязательно проконсультируйтесь с нами, прежде чем тратить деньги, которые вы ожидаете возместить.

Не пишите прямо на лицевой или оборотной стороне отпечатков. Напечатайте фото или описательную информацию на листе бумаги и приклейте бумагу к обратной стороне отпечатка или используйте бумагу для заметок на клейкой основе. Напишите отдельные подписи к фотографиям и включите их в остальную часть рукописи. Информация об авторстве фотографии должна быть указана в конце подписи в круглых скобках. Например: «Три поколения радиолюбителей, слева направо: Джим Смит, WA3XYZ; Джо Смит, K3ABC; и Сьюзан Смит, KA3ZZZ». (фото K3XXX.)

Обычно мы не публикуем кредитную информацию о фотографиях, предоставленных автором, и авторские права на фотографии не предоставляются, если автор платит профессиональному фотографу и получает возмещение, как описано ранее в этом разделе. Если вы попросили кого-то другого сделать фотографии для вашей статьи, пожалуйста, включите эту информацию об авторстве фотографии в свою статью. Если вам нужна более конкретная информация о требованиях к фотографиям для публикаций ARRL, направляйте свои вопросы главному редактору или в производственный отдел штаб-квартиры ARRL.

Сосредоточьтесь на подготовке рукописи, которая будет точной, тщательной и удобочитаемой. Чтобы завлечь читателя в презентацию, используйте описательный и привлекательный заголовок, а также «колоду» или короткую аннотацию после заголовка. Просмотрите недавно опубликованные статьи для примеров. Укажите объем статьи в первых абзацах и предложите читателю углубиться в нее глубже. Используйте относительно короткие предложения, которые содержат только слова, необходимые для передачи сообщения. Периодически разбивайте повествование на подзаголовки.

После того, как вы решите, что закончили статью, отложите ее на день или около того. Затем прочитайте рукопись и внесите любые исправления, которые придут на ум. Настало время исправить такие ошибки, как неполные и повторяющиеся предложения, а также любые другие ошибки, которые вы обнаружите. Возможно, вы даже захотите попросить друга-любителя прочитать рукопись и прокомментировать ее.

Мы предпочитаем получать вашу рукопись в электронном виде вместе с печатной копией, чтобы избежать необходимости перепечатывать текст. Поэтому, если у вас есть компьютер с программным обеспечением для обработки текстов, используйте его. Мы используем IBM-совместимые ПК и Microsoft Word для Windows™ для большей части нашей работы по редактированию. Однако мы можем обрабатывать файлы текстового процессора практически из любого крупного текстового процессора. Для очень длинных статей или статей с большим количеством фотографий запишите файлы на компакт-диск или DVD-диск. Если вы сомневаетесь, отправьте нам свой файл в формате ASCII или, лучше, в формате Microsoft Rich Text Format (RTF). Мы не принимаем статьи в формате MathCad™.

Рекомендуется сделать копию статьи перед отправкой в ​​штаб-квартиру ARRL — материалы иногда теряются по почте. Пожалуйста, укажите адрес электронной почты, дневной номер телефона и номер факса, если это возможно, чтобы мы могли связаться с вами в обычное рабочее время, если это необходимо.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *