Site Loader

мир электроники — В помощь радиокружку

Начинающему радиолюбителю наборы для самостоятельной сборки

Радиолюбительство это хобби очень увлекательное: нет ничего интереснее когда из набора каких-то там непонятных деталек создается вполне работоспособное устройство которое может моргать лампочками, усиливать звук, принимать радиостанции, управлять другими устройствами или совершать какие-то другие полезные функции.
Многие выдающиеся инженеры подарившие миру величайшие изобретения в области электроники начинали как простые радиолюбители со сборки простейших устройств.

Однако на самой начальной стадии увлечения, юный радиолюбитель неизбежно сталкивается с рядом трудностей: поиском и заказом различных радиоэлементов, изготовлением печатных плат, корпусов для готовых изделий и так далее.
К великому сожалению эти мелкие трудности могут отбить всякую охоту заниматься техническим творчеством, особенно в начальной стадии…

В наше время налажен выпуск готовых готовых наборов предназначенных специально для начинающих радиолюбителей: это полный набор радиодеталей, готовая печатная плата и инструкция по сборке.
Впрочем, схемы всех этих устройств вполне доступны в интернете и все детали можно приобрести самостоятельно, но, согласитесь,- купить готовый набор гораздо проще, особенно если Вы начинающий!

Именно о этих наборах и пойдет речь данном разделе нашего сайта: здесь мы рассмотрим некоторые из устройств, предлагаемых для самостоятельной сборки и познакомимся с их схемами.

Итак, материалы раздела:

Электронный предохранитель
Усилитель мощности НЧ 12 Вт
Усилитель мощности НЧ 60 Ватт
Предварительный усилитель мощности
Маломощный унч
Мостовой усилитель НЧ 25 Ватт
Радиоприемник УКВ и FM диапазона
Шестиканальная цветомузыка
Устройство плавного включения света
Функциональный генератор
Реле времени
Емкостное реле
Электронное реле для переменного тока
Набор для сборки цифрового усилителя T-класса
Цифровой усилитель D-класса мощностью 2 x 10 Вт

Кружок электроники: программа занятий / Habr

На прошлой неделе был пост про организацию занятий по электронике в школе. В этом посте, как и обещал, постараюсь изложить свои соображения насчет программы и методики ведения таких занятий.

На данный момент мы успели провести уже три занятия и даже съездили на чемпионат по робо-сумо (пока, конечно, в качестве зрителей). Поэтому хочу поделиться своими первыми впечатлениям.


Нет, эта картинка — не результат трех занятий )

Осторожно, высокое напряжение

Для начала неплохо бы продумать самые общие вещи. Например, какая будет материальная база для занятий? Это в значительной степени зависит от технического оснащения школы и того помещения, где ребята будут мастерить мигающие светодиоды и, чуть позже, терминаторов. Я буду говорить об обычной школе, где кроме кружка днем идут уроки. В домах творчества и различных клубах ситуация, естественно, другая.
Есть несколько вариантов:
1. В классе, выделенном для занятий, ничего, кроме розетки 220 В, нет. Самый сложный вариант. Надо искать где-то блоки питания для каждого человека. Неочевидная проблема заключается в том, что перед каждым занятием всю эту сеть низковольтного питания надо сначала подключить (удлинители, сами БП, провода на каждый стол), а после — все обратно убрать. Как-то переоборудовать класс не разрешают — материальная ответственность, никто с этим связываться не будет. Второй вариант — как можно быстрее перейти к программированию и потом заниматься исключительно им, и тогда нужен только компьютер и проектор. Понятно, что это не подходит — ребятам нужно совершенно другое.
2. Бывает, что в школьных кабинетах физики каждая парта уже оборудована розеткой или клеммником, на который подведены 36 или 42 В. Считается, что это относительно безопасное напряжение. В таком случае надо только изготовить блоки питания на 5 и/или 12 Вольт, которые будут постоянно установлены на партах. Иногда даже случается, что у преподавателя есть возможность менять напряжение на розетках школьных парт при помощи ЛАТР — вообще прекрасный вариант.
Кстати, можно найти довольно много разных паяльников на напряжение 12, 24,36 и 42В.
3. Ну и наконец бывает, что по классу разведено питание 5 В до каждой парты. Этого достаточно для проведения большинства опытов, а так же для работы маломощных приборов, и аналоговых и цифровых. Обычно такая разводка питания делается самостоятельно преподавателем физики с помощью довольно толстых проводов (для предотвращения значительно просадки напряжения).

К сожалению, в моем случае кабинет физики относится к варианту номер 1. На учительском столе есть ноутбук, МФУ, стоит телевизор, видеомагнитофон и муз. центр, а над головой висит проектор. За спиной — небольшой белый экран для проектора и, собственно, школьная доска. Никаких стопок макбуков, как вот тут, нет и не предвидится. Что ж, буду использовать то, что есть. Наличие проектора очень обрадовало — у меня накопилось много интересных роликов, которые так редко показывают на уроках физики и они будут очень кстати для понимания теории.

Исходя из всего этого, решено снабдить каждого юного радиолюбителя блоком питания на 5В. У большинства они уже наверняка есть: почти любая зарядка от телефона, планшета, плеера и т.д. У кого нет — я раздам из собственных запасов. Так же пользуемся батарейными блоками — удобно, мобильно и безопасно. Это то, что касается электропитания. Про макетки, компоненты и остальное — чуть позже. В ближайшее время буду обсуждать «переезд» в кабинет информатики, потому что без компьютеров в скором времени будет тяжело.

Срез знаний

Не менее важная задача — определить «начальные условия», то есть хотя бы примерный текущий уровень знаний будущих инженеров. Без этого, как мне кажется, будет трудно поставить цели и тем более их выполнить. Еще до нашей первой встречи я подготовил анкету и раздал ее на первом же занятии. Объяснил для чего это надо и как заполнять. Но все равно основные моменты я выяснял в беседе на занятиях: спрашивал про их уроки физики, информатики и математики, про увлечения, про наличие опыта в починке чего-либо, про увлечения, наличие радиолюбителей в семье и так далее.
Результаты такие:
— большинство просто забыло принести эту анкету на второе занятие
— двое шестиклассников и один семиклассник все же сделали это
— девятиклассники забили в полном составе
— заметно, что между 6 и 7 классом настоящая пропасть
— информатики считай, что не было. Максимум — офис. Однако один парень сказал, что было что-то Лого-подобное и еще один даже кое-что писал на Си
— уровень английского еще не успел понять, но то, что было в анкетах, никак не поможет на англоязычных ресурсах. Что ж, значит пока в даташити не полезем.
— у всех есть компьютер и Интернет
— сразу у нескольких человек папа или дедушка — инженеры и знают что к чему. Это очень хорошо для меня, думаю, с ними дело пойдет значительно веселее
— даже девятиклассники не до конца уверены как изображается батарейка на схеме. Те, кто по-младше, совсем таких вещей не видели.

Исходя из этого сделал такие выводы:
1. Начинать с самого начала. Нельзя полагаться на то, что все из них знают что такое электрический ток, например. Ну, это было понятно с самого начала.
2. Придерживаться какого-то четкого плана и сроков будет очень непросто. Судя по тому, как ребята принесли мне анкеты )
3. Когда дойдем до программирования, то так же надо начинать с нуля. Чуть дальше я более детально опишу свои соображения.

4. Английская часть сети для них пока не существует. Придется ссылаться только на русские ресурсы и документацию. Ясно, что я не смогу их мотивировать усиленно учить английский — ребята пока что не понимают, зачем это надо.
5. Как можно активнее использовать Сеть. За 4 часа в неделю всего не рассказать и на все вопросы не ответить, но есть компьютеры, телефоны или планшеты. Поэтому надо постараться приучить их искать ответы в сети, общаться между собой и задавать мне вопросы не только в классе.

Я уже завел дневник на LiveJournal, канал на YouTube для будущих роликов и аккаунт в скайпе. Когда на последнем занятии я рассказал про все это и попросил активнее пользоваться, то все почти в один голос сказали, что нужна группа во Вконтакте. Что ж, придется пойти навстречу, и я чуть позже сделаю такую группу. Как я понял из разговоров, ребята гораздо чаще бывают во Вконтакте, чем на любом другом сайте (тут мне в очередной раз хочется сделать едкое замечание, но я не могу, я ж теперь преподаватель =))

В предыдущем посте был вопрос о видеозаписи. Я пытался записать первые два занятия, но делать это обычной видеокамерой оказалось крайне неудобно: узкий угол зрения и неудобно переставлять штатив, чтобы в разные моменты времени снимать то доску, то, например, макетную плату или какие-то эксперименты. В ближайшее время постараюсь разжиться экшн-камерой и вот тогда будет легче. Есть планы выкладывать самое интересное на канал YouTube.

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Теперь главное: что собственно мы собираемся делать и с чего начать? У меня не было четкого ответа до того, как мы начали занятия. Я лишь примерно представлял себе возможные варианты. На сегодняшний день прошло уже 3 занятия, и я более-менее понял уровень подготовки ребят. Мой хитрый план такой:
— Самые основы: что такое электрический ток. Попытаться увязать это понятие с обычным трубопроводом, то есть использовать для наглядного и интуитивного обучение гидродинамическую модель (ГДМ).
— Источник питания (батарейка) и провода. Аналогии в ГДМ — насос, резервуар с водой и трубы.
— Устройство макетной платы.
— Простейшая схема на макетке — батарейка, провода и лампочка.
— Резистор и его влияние на лампочку и всю цепь. Аналогии в ГДМ — узкие трубы.
— Несколько резисторов в разных вариантах включения.
— Светодиоды; кнопки. Простые схемы с ними и аналогии в ГДМ (клапан и задвижка).
— Что такое микросхема. Взять простую плату и наглядно показать где тут МС, резисторы, кнопки, проводники и источник питания.
— Аналоговый и цифровой сигнал
— Микросхемы стандартной логики (не буду останавливаться на этом слишком подробно, но все равно это нужно сделать).
— Простейшие счетчики, генераторы, регистры, мультиплексоры, дешифраторы и т.д. Несколько занятий.
— Емкость и индуктивность.
— Arduino: что это и для чего. Что такое микроконтроллер со ссылками на МС стандартной логики.
— Поморгать светодиодом.
— Дальше будет все вперемешку, в зависимости от проекта у конкретного человека: кто-то будет пищать спикером, кто-то крутить сервопривод, выводить циферки на семисегментные индикаторы или обрабатывать массив кнопок.

Вот так. Сначала общие вещи, которые нужны для любой поделки, потом по мере возникновения вопросов и проблем. Понятие емкости и индуктивности я планирую объяснять далеко не в начале, скорее всего когда будут возникать «боевые» задачи. То же самое с переменным током. Где-то в отдаленной перспективе будут радиоволны, еще очень нескоро.

Общий смысл в том, чтобы как можно быстрее получить осязаемый результат. С самого начала я предложил ребятам разделить их работу на две части: у каждого свой небольшой проект + один общий проект, но посложнее. Так же обозначил для них приблизительный срок — до новогодних каникул. Считаю, что надо сразу привыкать к наличию временных рамок, иначе можно аморфно заниматься непонятно чем весь год без видимого результата.
Сейчас все больше склоняюсь к тому, чтобы объединить ребят по 2-3 человека над одним проектом и отказаться от общего проекта вообще. Если слишком долго копаться в теории и ничего не делать руками, то интерес очень быстро пропадет и народ просто разбежится.
Как верно подсказывали в комментариях, везде, где это возможно, я стараюсь объяснить теорию при помощи аналогии электрических цепей и водопровода. Это давно известный и хорошо себя зарекомендовавший метод, школьнику гораздо легче представить насос и заслонку, чем невидимые носители заряда и, например, диод.
Основной акцент будет делаться на цифровой электронике, а аналоговые вещи будут обсуждаться по необходимости. Поэтому постараюсь как можно раньше приступить к работе с Arduino: с ней гораздо проще и быстрее можно получить работающее устройство, и к тому же можно мастерить и программировать дома. Почему я выбрал именно Arduino, я думаю, понятно. Если нет — отвечу в комментариях.
Благодаря нескольким хорошим людям, которые откликнулись на первый пост, удалось насобирать 7 плат Arduino, и некоторым школьникам я их уже раздал. Да, пока они не знают с какой стороны ее взять, но некоторые успеют что-нибудь про это самостоятельно почитать.

Начало

За три занятия пока успели немного, но первое занятие было вводным и исключительно для сбора информации, раздачи анкет и разговоров про нелегкую школьную жизнь. На втором начали с рисования схемы батарейка + лампочка. Почти для всех это оказалось абсолютной китайской грамотой и пришлось говорить о том, как элементы отображаются на схемах. Затем не без труда составили аналогичную цепь, но «в терминах водопровода». А потом я попытался объяснить, что так оставлять нельзя и обязательно надо добавить резистор. Вот тут было напряженный (для меня) момент: половина начала активно зевать, другая половина просто с полным непониманием смотрела на доску. Поэтому было решено немедленно переходить к показательному выступления, и я достал макетку с резисторами и светодиодом. Сначала объяснил, что такое макетная плата и как в ней соединены контакты. Затем при помощи девятиклассников, с подробным обсуждением всего происходящего, собрали схему и подключили блок питания. Но ясно, что этот опыт не из самых зрелищных ) И тут удалось привлечь их внимание: я предложил сжечь светодиод, убрав из цепи резистор. При слове «сжечь» в глазах появляются искры, и рты расплываются в улыбке. Так что пошли и прожарили этот несчастный светодиод, и попутно каждый смог убедиться, что он прилично греется. После этого объяснения про ток, резистор и их взаимосвязь пошли гораздо веселее и продуктивнее: теперь хоть понятно о чем я говорил.
Третье занятие было похоже на второе, а началось с повторения и разных вопросов с моей стороны. Опять с трудом, но уже почти без моей помощи, смогли нарисовать несложную схему из трех элементов. Опять почти правильно нарисовали ГДМ всего этого. А дальше я рассказал, что резисторы бывают разными и что лампочка будет светить по-разному в зависимости от этого. На макетке все это незамедлительно проверили, повтыкали разные резисторы. А потом кое-как, но все же почти самостоятельно, разобрались что будет, если включить их параллельно. ГДМ тут очень помогает, и что важно — не потребовалось никаких формул. С последовательным включением почему-то возникли сложности. Ну что ж, не все сразу )
Самое главное, что было — начали обсуждать свои будущие проекты. Сначала половина хотела сделать некоего «робота», но после моих наводящих вопросов и разговоров ребята начали понемногу спускаться с небес на землю. Итак, пока вот что они придумали для себя:
— роборука с зажимом
— зарядка для аккумуляторов
— робот, ездящий по полосе
— автоматическая точилка для карандашей
— простая радиоуправляемая машинка

А четвертое занятие не состоялось. Вместо него я предложил поехать на чемпионат России по робо-сумо! Как мне казалось, это будет для них интересно и сможет мотивировать. Однако в результате поехало всего три человека из примерно десяти, притом что соревнования проходили практически в то же время, что и занятие. Может быть, не пустили родители (для поездки обязательно нужно иметь разрешение со стороны родителей, что те не против), а может просто решили не заморачиваться и остаться дома, я пока этого не знаю. К сожалению, родители тоже не проявили почти никакого интереса, поехала только мама одного шестиклассника.

Соревнования по робо-сумо

Возможно, кому-то будет интересно как мы съездили на эти соревнования. Еще за несколько дней до этого я договорился встретиться там с несколькими людьми, которые хотели познакомиться и обменяться опытом. Добрались до МИЭМ, ребята сели в зале и стали наблюдать за рингом при помощи двух проекторов (роботы-сумоисты довольно маленькие, и даже на близком расстоянии сложно рассмотреть все что там творится). Конечно, очень здорово, что есть такие мероприятия, на которые можно вот так запросто прийти и посмотреть на работу таких увлеченных людей и их роботов. Я познакомился с Владимиром, который предложил помощь в ведении кружка. Так же познакомился с Алексеем, который уже второй год проводит аналогичные занятия, но только на базе библиотеки. Так же было интересно послушать про то, как у него все начиналось и какая была программа занятий.
Когда был небольшой перерыв в конкурсной программе, я заметил, что на дальних столах что-то активно мигает всеми цветами. Пригласил ребят посмотреть — оказалось, что это были стенды, собранные на макетных платах. Вместо тысячи слов — ссылка на форум. Когда летом я лазил по сети и изучал все по теме кружков, то надолго завис на этом форуме. Это именно то, что надо для начинающих! Подробное описание самой макетной платы, способов подключения питания, изготовления и прокладки проводов, сделанных из дешевого кабеля, и самое главное — подробно разжеванные задания на использование микросхем стандартной логики. Кроме этого на форуме есть много чего полезного, и летом я все это прочитал. Вот так на соревнованиях по робо-сумо я познакомился с замечательным человеком, руководителем занятий электроникой на базе студенческого конструкторского исследовательского бюро МИФИ, Василием Васильевичем Зуйковым. Полностью увлеченный своей работой человек, с которым можно проговорить не один час. Там же он подарил нашему кружку набор для занятий по его программе: макетная плата, провода, батарейный блок, набор логики 155 серии и даже свою необычную и функциональную визитку. Фотография в заголовке поста сделана как раз у этого стенда. Между делом я старался рассказать ребятам кое-что про устройство этих схем и компоненты, используемые для их построения, но внимание слушателей все время переключалось на роботов, которые разъезжали по сцене ) Ничего, скоро они сами будут собирать нечто похожее.

Вот тут хороший отчет о самих соревнованиях.

Благодарность

Хочу отдельно рассказать о том, насколько бурной и позитивной была реакция на первый пост. Мне написало огромное количество народу, и я прошу прощения, если не всем успел вовремя ответить. Несколько человек из других школ попросились на занятия (к сожалению, на данный момент это невозможно).
Пообщался по скайпу с таким же начинающим преподавателем из Астаны, а так же еще одним человеком, у которого за плечами 10 лет практики в подобных делах.
Написал Руслан, который затем подошел к школе и передал целый пакет с полезными железками: паяльник, несколько ЖК-индикаторов, светодиоды, моторчики, блоки питания, платы Ардуино и даже целых 2 набора LaunchPad от TI. Написал uSasha, с которым я так же встретился и который передал ребятам полный комплект аппаратуры радиоуправления, а так же замечательную плату Meggy Jr RGB и кабель программирования. Написал Анатолий, который отправил GSM-модем и эвалюэйшен-плату FPGA.
Владимир, про которого я уже упоминал, вообще предложил свою помощь в ведении занятий! Надеюсь, что все получится.
Написал Дмитрий, который организовал кружок «Радиотехника» в с. Мильково Камчатского края. Он тоже много чего интересного рассказал про свои приключения: очень непросто организовать такую штуку, когда до областного центра 300 км, да и там нет специализированных магазинов. Было бы великолепно, если бы он поделился своим опытом со всеми.
Познакомился с Ильей и Олегом, организаторами проекта РоботКласс — тоже классное начинание! Встретился с Виталием, у которого приличный опыт преподавания программирования школьникам.
Несколько человек предложили финансовую помощь, за что им большое спасибо.
А еще меня очень порадовало, что темой интересуется не только сильная половина человечества, но также и прекрасная. Алена, тебе привет )
И наконец, только что я вернулся со встречи с Алексеем, Кириллом и Александром, которые уже несколько лет ведут занятия по робототехнике и с которыми я познакомился на робо-сумо. У ребят полно идей, они уже хорошо представляют что нужно детям и как это до них донести (это и программирование, и электроника, и конструирование). Узнал много нового. Очень надеюсь, что такие встречи по обмену опытом у нас теперь будет проходить на постоянной основе.

Вот сколько людей за эти две недели! Сложилось впечатление, что темой дополнительного образования озабочено очень приличное количество народу, по крайней мере в Москве. Это общительное, крайне дружелюбное и молодое сообщество, члены которого друг другу помогают. Ура!

Виктор Гаврилович Борисов — отец советских радиокружков / Habr

Сегодня 4 мая — день памяти Виктора Гавриловича Борисова. 4 мая 2007 года закончил земной путь этот популяризатор радиолюбительского-творчества среди школьников.

Я намеренно не говорю «смерть» — ведь как сказал известный исследователь мозга академик Михаил Викторович Бехтерев — человек не умирает — он жив после смерти в воспоминаниях людей, в тех трудах, что человек оставил после себя.

Виктор Гаврилович автор книги «Юный радиолюбитель» — вышедшей 8-ю тиражами (начиная с 1952 года), и которая дала импульс к изучению радио электроники многим будущим энтузиастам и профессионалам. В их числе — DIHALT — основатель одного из самых популярных ресурсов по электронике в рунете (easyelectronics.ru) целью которого является «развитие и продвижение в массы увлечения электроникой».

Так же Виктор Гаврилович создал фундамент для организации детских радиолюбительских кружков — многие (если не все детские радиокружки в советском союзе) занимались по его книгам. С 1976 года, работая в журнале «Радио», вел отдел для начинающих.

Приведем небольшие фрагменты его воспоминаний и отзывы людей, прочитавших его книги.


(воспоминания от 1994 года) Виктор Гаврилович: «Я коренной москвич. Родился в Москве в январе 1915 года. Так получилось, что мне часто приходилось быть на Сенном рынке (это в Москве) на Миусской площади. Это было связано с тем, что я там помогал отцу. И вот, однажды какие то ребята поставили огромные мачты, натянули проволоку и организовали очередь тех, кто хотел послушать на головные телефоны передающие радиостанции. Интерес был огромный.

Я, конечно, был страшно поражен, когда вдруг услышал голос и сразу же меня просто захватило. Случилось опять так, что нашелся один приятель, который помог мне достать и телефон, помог сделать первую катушку, первый приемник и получить успех.

Вот, собственно говоря, это был главный толчок к тому, что я увлекся довольно серьезно.»

«… меня тянуло и тянуло вот не только к радиотехническому, а вообще к моделированию, конструированию и здесь опять куча была друзей и приятелей, которые также увлекались самым различным конструированием. Так вот я пошел работать, чтобы как-то удовлетворить свои интересы, на станцию юных техников. Тогда, правда, назывались несколько, пожалуй, не станциями. Они назывались детскими техническими станциями, хотя там занимались, как правило, юные. Вот там у меня появилась возможность не только самому конструировать, но опять нашлись товарищи уже, по работе, с некоторыми из которых я дружу и сейчас. Они уже в таком же возрасте, как я. Помогли мне изучать. Помогли и деталями и лампами в то время. Ламповая техника была тогда основная. Уже чуть позже, это где-то, сейчас уже точно не помню год, но где-то в начале 30-х годов судьба меня забросила на Центральную станцию юных техников.

Вот здесь, пожалуй, и определилась моя будущая и трудовая, и как угодно называйте — жизнь. Я там нашел себе хорошего помощника и учителя. Вернее я к нему пришел. Это был Александр Филиппович Шевцов, один из редакторов первого радиолюбительского журнала.»


Моя книжка вышла, первое издание «Юного радиолюбителя» в 1952 году.

Это было первое издание. Издание, которое разошлось мгновенно и не успело оно разойтись, как начали заявки поступать о том, чтобы переиздать ее и началось переиздание. Вот совсем недавно, где-то полгода тому назад вышло уже 8-е издание этой книги. Книга. Она популярна не только у нас. Она была переиздана в целом ряде стран (Китай, Болгария, Чехословакия, Югославия, на Украине, в Эстонии).
Эти книжки, как память, у меня стоят на полке и мне, конечно, приятно, что книги пользуются успехом.

Несколько позже, после выхода первого издания, мне довелось работать директором Центральной станции юных техников (лет 5). Будучи директором, конечно, я там пропагандировал радиокружки, которые развивались.»

«… работа на Центральной станции еще раз мне подсказывала: Надо больше уделять внимания ликвидации такого радиолюбительского ликбеза, как я всегда называл. Именно с таким настроением в 1976 году я пришел работать в журнал «Радио». Организовал отдел начинающих.

Работа до пенсионного возраста. Перед тем, как уйти на пенсию, я подыскивал себе заместителя, и тогда то мы сблизились с Ивановым Борисом Сергеевичем, который стал приемником моим в журнале «Радио».

Раньше с Ивановым мы познакомились, когда он начинал писать брошюрки для издательства «Детский мир» и мне приходилось редактировать его брошюрки. Там мы с ним познакомились. Так он начал работать в журнале «Радио».

Будучи на пенсии, я продолжал работать. Писал, перерабатывал «Юного радиолюбителя», обогащал эти книгу новыми материалами на современной уже элементной базе.»

«Вот я работаю сегодня [1994 год] в редакции журнала «Радио». Стараюсь готовить материалы в журнале так, чтобы они были популярными, интересными и все больше и больше притягивали, к радиолюбительству массу радиолюбителей и, прежде всего начинающих мальчишек сегодняшних, девчонок, тех, которым я посвятил всю свою трудовую жизнь.

Ну, вот, пожалуй, и все коротко.»

/фрагменты из встречи с Виктором Гавриловичем Борисовым, 21.04.94 г. в редакции журнала «Радио»/

Отзывы

DIHALT

Книга Борисова для меня была стартовой. Она случайно мне попала в руки вместе с пачкой других книг по радиоэлектронике, которые привез отчим. Вместе с осциллографом, мультиметром с «тысячей дырок» и полудесятком коробок с радиодеталями. Я тогда был классе в третьем, читал все подряд, что попадалось под руку и вот вкурил в Борисова. Сразу же загорелось собрать что-то. Этим чем то стал детекторный радиоприемник. На счастье, все что нужно для него нашлось в тех коробках с радиодеталями. И подстроечный конденсатор (такой же как на картинке), и такой же диод, головной телефон, конденсаторы и гнезда. Даже катушку я намотал на гильзе от старого патрона охотничьего, прям как в книжке. Получилось один в один. И сразу же заработало. Все, дальше меня было не остановить…

Alexey
Мы с моим лучшим другом классе в 7м увлекались электроникой по этой книжке! Сначала я брал в библиотеке старое издание, семидесятых годов, в красной обложке. Потом у друга появилось издание конца восьмидесятых… И понеслааась… Ностальгия.

Enigman1982
У меня тоже в красной обложке! помню весь пятый класс провел в этой книге:)…детекторный приемник…какое счатье было услышать радио россии в допотопных ушах ТОН -2:)

Александр
Эту книжку я получил на день рождения в 6 лет, это определило мою дальнейшую жизнь в электронике.

RK6АUI Андрей
Очень благодарен автору за эту книгу. Эта книга была для меня азбукой в мир электроники. Благодаря этой книге, я добился нового. Да в ней есть схемы которые устарели, но в ней азы которые будут давать основу всегда! Как бы не шагнула вперед электроника
Радиокружки

Кстати, vv_kuznetsov автор публикаций по симулятору электронных схем Qucs — занимался в радиокружке по книге Борисова (была одна книжка на весь кружок).

Конечно, сейчас радиокружки уже не так актуальны — всё развивается, но электроника стала частью робототехники — развитие которой в виде ЦМИТов, ФабЛабов, Хакспейсов и т.п. — способствует той же самой задаче — популяризации технического творчества среди школьников.

К сожалению, книг по тому как «Организовать кружок робототехники» сейчас нет — ведь это не просто — подготовить методику, программу, занятия. Приведу фрагмент из книги В.Г.Борисова «Кружок радиотехнического конструирования» от 1986 года, об организации учебного процесса в кружке, базовые принципы работы со школьниками при обучении, не утратили актуальности и сейчас, по прошествии 30 лет.

Кстати, книга содержит программу на 144 часа работы кружка:

Предлагаемая программа, рассчитанная на 144 ч. работы кружка, предусматривает формирование у кружковцев теоретических знаний по основам электро- и радиотехники и практических навыков в объеме, достаточном для осмысленного пользования измерительными приборами, макетирования, монтажа и налаживания транзисторных приемников прямого усиления разной сложности.

Фрагмент из книги:
Общие вопросы проведения занятийПриведенная далее программа занятий в кружке рассчитана на подготовку кружковцев к самостоятельному конструированию несложной радиотехнической аппаратуры. Она предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств. Содержание теоретических сведений должно согласовываться с характером практических работ по каждой теме программы.

Последовательность прохождения тем в кружке может отличаться от указанной в программе, а некоторые темы являются сквозными на все время работы кружка. К сквозным для кружка 1-го года занятий относятся, например, темы «Элементы электро- и радиотехники», «Пайка и приемы монтажа». Теоретические сведения по каждой из указанных тем надо сообщать применительно к конкретным практическим работам, выполняемым по другим темам. Тема «Полупроводниковые диоды и транзисторы» в значительной степени так же является сквозной, потому что имеет прямое отношение почти ко всем другим темам программы кружка радиотехнического конструирования.

Перечень практических работ не следует считать исчерпывающим; вполне допустимо включение в план работы кружка конструирование приборов и устройств, не предусмотренных программой, но соответствующих той или иной теме. Так, в тематику практических работ кружков 1-го и 2-го годов занятий, кроме приемников и усилителей, пробников и измерительных приборов, может быть включено конструирование разных по сложности мегафонов, переговорных устройств для школы, внешкольного учреждения, туристского или пионерского лагеря, учебно-наглядных пособий для кружка.

Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, приобретаемые учащимися в кружках радиотехнического конструирования, оказываются значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусматриваемые программой. Объясняется это, тем, что для многих ребят радиолюбительство не ограничивается занятиями в кружке, а продолжается в виде самостоятельной работы по конструированию того или иного устройства дома, в процессе чтения популярной радиотехнической литературы, общения с товарищами по интересам. Сказывается также тяга к познанию непрерывно изменяющейся элементной базы радиотехники, интерес к новизне схемных и конструктивных решений промышленной и любительской радиоаппаратуры.

Занятия в кружке не следует перегружать беседами по основам электро- и радиотехники, устройству и работе деталей, приборов. В течение, учебного года на сообщение познавательных сведений надо отводить не более 25—30% общего бюджета времени, остальное время посвящается практической, радиоконструкторской работе. Причем конструирование, являющееся основой всей деятельности кружка, должно начинаться возможно раньше, уже с третьего, самое позднее — с четвертого занятия. Промедление с началом практических работ может ослабить интерес ребят к кружку, вызвать отсев из него.

Теоретические сведения сообщаются ребятам в форме познавательных бесед продолжительностью не более 15…20 минут на каждом двухчасовом занятии. Это должны быть именно беседы (а не лекции) с демонстрациями деталей, приборов» опытов, с вопросами и ответами, спорами кружковцев. Большую же часть необходимых теоретических знаний учащиеся получают при разборе принципиальных схем планируемых к изготовлению усилителей, приемников, измерительных приборов, в процессе выполнения практических работ. Некоторые беседы могут проводить сами кружковцы, подобрав с помощью руководителя кружка соответствующую литературу. Вообще, научить радиолюбителей пользоваться технической литературой, и особенно справочной, — одна из важнейших задач, стоящих перед кружком.

Планируемая практическая работа не должна являться самоцелью. Выбирая, разрабатывая и монтируя те или иные конструкции, кружковцы должны иметь четкое представление о принципе их действия, назначении отдельных деталей и узлов» методике налаживания, поиска и устранения неисправностей. Только тогда занятия в кружках принесут учащимся пользу. К сожалению, иногда в погоне за эффектными конструкциями (для выставки) некоторые кружковцы, нередко с позволения руководителя, берутся за сложные для них радиотехнические устройства по имеющимся описаниям. Это приводит к слепому копированию незнакомых конструкций. Руководитель кружка вынужден уделять работе с этими ребятами больше внимания, нанося тем самым ущерб основному составу кружка, иногда ему приходится самому доводить до конца такие конструкции. Подобное «радиолюбительство» приносит вред всему кружку. Поэтому надо планировать изготовление лишь тех устройств, которые от начала до конца могут быть смонтированы и налажены самими учащимися, только в осознанной работе над конструкциями кружковцы в полной мере проявляют свои творческие способности.

Кружок радиотехнического конструирования не должен оставаться в стороне от общественно полезных дел и мероприятий, проводимых внешкольным учреждением или школами, в которых учатся эти ребята. Например, для полевого стана ученической производственной бригады в радиокружке можно смонтировать приемник, обеспечивающий достаточно громкий прием местной радиовещательной станции, для самодеятельного туристского лагеря — радиоузел, для проведения военно-спортивной игры «Зарница» — имитаторы радиостанций, переговорные устройства и многое другое. Кружковцы сами определяют степень и форму участия в том или ином мероприятии. Руководитель принимает активное участие в проводимом обсуждении, вносит предложения, но не навязывает их. Вопрос об участии в какой-либо выставке или в радиоспортивных соревнованиях также должен решаться и осуществляться самими кружковцами.

Среди кружковцев всегда находятся желающие строить радиотехнические устройства для личного пользования ими в домашних условиях. Это желание надо поощрять, если, конечно, задуманные конструкции соответствуют или близки тематике кружка. Монтировать их ребята будут на занятиях кружка, но из своих деталей.

Радиокружок на дому | НОВАТОР

Появилась необходимость найти интересные технические кружки для ребенка начальной школы.  Желательно в области радиоэлектроники и (или) радиоспорта. А оказалось, что в нашем городе и выбирать то и не из чего.  Самое обидное, что некоторое время назад такие секции были, но умирали руководители или технические направления работы со школьниками становились ненужными.  И вместо радиокружка, мотосекции появлялась очередная модная студия, клуб юных блогеров, кружок вязания, макраме и проч.  Понятно, что такие кружки и секции находят своих школьников для занятий. Но мужское то, как то выветривается…

Решили заняться этой деятельностью дома. Что-то вроде радиокружка на дому.

Радиоконструирование

Собирать электронные конструкции — увлекательное занятие, а особенно, когда все это работает: пищит, трещит, моргает и проч. На первом этапе хотелось бы обойтись  без паяльника  и запаха канифоли в квартире. Что не всегда всеми членами семьи приветствуется.  Попался на глаза  электронный конструктор “Знаток”. Он  представляет собой набор электронных блоков и соединений, позволяющий конструировать электрические цепи без пайки. Причем все элементы соединяются обычными одежными клепками и довольно надежно.


 

Таких наборов ( в зависимости от комплектации) несколько и цена несколько разная. Есть подробные инструктивные материалы. В процессе работы с конструктором заметили, что все схемы работают! Схемы собираются на специальной подставке. Нужно только дополнительно приобрести батарейки.
Так выглядит одна из собранных схем:

Собрали практически все схемы. Изучили различные радиоэлементы,  чем они отличаются друг от друга.

Подробнее о возможностях набора можно почитать  в посте «Электронный конструктор «Знаток»

Азбука Морзе

Может показаться, что в век современных цифровых технологий азбука Морзе уже не используется. Но это не так. В радиоэфире можно услышать множество станций,  работающих радиотелеграфом. Проводятся множество соревнований международных, российских и региональных. Можно выполнить нормативы спортивного разряда, приняв участие в соревнованиях. Такие соревнования проводятся для различных возрастов. Решили изучить азбуку Морзе. 

Вот здесь как раз и пригодятся современные цифровые технологии и мобильные устройства.  Для изучения воспользовались мобильным приложением для устройств под управлением ОС Андроид  Д.Е. Спицина  «Русская азбука Морзе» ссылка здесь.

Тем более, что в этом приложении предполагается  поэтапное изучение знаков азбуки Морзе на приём и на передачу по методике, близкой к методике ДОСААФ СССР.  Обучение состоит из десяти уроков по три упражнения в каждом.


 
Прошло 3 месяца и мы изучили с ребёнком азбуку Морзе. Сейчас совершенствуемся и повышаем скорость приема. Отдельно занялись изучением передачи с  помощью обыкновенного телеграфного ключа и одной из радиосхем из электронного конструктора «Знаток».


 
Хотя в мобильном приложении есть возможность тренироваться в передаче с помощью сенсорного экрана мобильного устройства. Но в радиосоревнованиях используется либо стандартный телеграфный ключ, либо автоматический телеграфный ключ с манипуляторами.

Так что процесс идет.  Полезные ссылки:


Радионаблюдатель

Радионаблюдатель (SWL, сокращение от Short Wave Listene) – человек, наблюдающий за работой радиостанций. Для наблюдений можно использовать собственный радиоприёмник (трансивер) , а также подключиться к одному из радиоприёмников, передающих сигналы радиостанций через интернет. Для подтверждения радионаблюдений  владельцам радиостанций высылают красочные  открытки – QSL -карточки.

Пример QSL карточки радиостанции, которая работала из Антарктиды

 Что обычно пишут на таких карточках?

Дата наблюдения, позывной радиостанции, время, вид связи, диапазон, параметры слышимости. Могут добавить технические данные используемой  аппаратуры, антенн и многое другое.
Причем наблюдать можно не только за работой любительских радиостанций, но и радиовещательных станций всего мира. При этом довольно часто в ответ на сообщение о принятом сигнале можно получить подарочную атрибутику радиостанции.

С ребенком учимся слушать эфир. Антенны простые. Городская среда довольно шумная. Это заставляет быть внимательным при приеме сигналов радиостанций.
Начали с простого цифрового SDR-приемника, теперь используется трансивер Icom. Можно услышать радиостанции всего мира и получить от них красочные открытки (QSL-карточки), получить различные дипломы множества стран мира, принять участие в соревнованиях. Вот еще один способ наполнить портфолио школьника, да и получить спортивный разряд. Рекомендации Союза радиолюбителей России для радионаблюдателей доступны по ссылке здесь.
QSL карточки можно изготовить (напечатать на принтере) самостоятельно или заказать в типографии. Их может понадобиться довольно большое количество. Можно использовать и электронные QSL карточки.
Для регистрации наблюдений ведется специальный журнал. Он может быть как бумажным, так и электронным.

Как стать наблюдателем, если нет аппаратуры?

Если нет радиоаппаратуры для наблюдений, то можно воспользоваться одним из доступных онлайн (в сети интернет) SDR радиоприемников. Ссылка на такие ресурсы доступна здесь.

Обратите внимание, что физически SDR устройства находятся в разных странах. Есть несколько и российских виртуальных SDR- приемников.  В таблице с перечнем приемников обозначены доступные диапазоны для работы и есть информация о подключенных к ним антеннам.


А как приобрести свою аппаратуру для наблюдений?

Начали слушать эфир с помощью простого SDR приемника, подключенного к компьютеру. По цене они вполне доступны и имеют хорошие характеристики.


 
SDR приёмник — это небольшое электронное устройство, подключаемое в USB порт компьютера, ноутбука или планшета.. В приёмнике находится специальный процессор, который оцифровывает поступающие с антенны сигналы и выводит их на компьютер. Можно на экране монитора видеть сразу все станции, которые работают в данный момент в эфире. Для начинающих радиолюбителей это очень удобно, т.к. сразу видно, на какой частоте появился сигнал передатчика. SDR приёмников выпускается великое множество. Больше всего их производится в Китае, но, также есть и отечественные.

Конечно, для любого приемника нужна наружная антенна.  Это может быть длинный провод, который и подключается к SDR –приёмнику.

Каждое направление технического конструирования можно выбрать отдельно, но, посмотрите, как они выстроились во взаимосвязанную цепочку.

Полезные ссылки:

Успехов!

Начинающим радиолюбителям





     Самая простейшая схема источника ВВ — умножитель по схеме генератора Маркса. Фото и видео работы устройства.

23.10.2013 Прочитали: 31325

     Усилитель на TDA7294 — отличное начало для тех, кто недоволен дешёвыми колоночками, а знания позволяют сделать УМЗЧ самому.

17.10.2013 Прочитали: 42993

     Краткое пособие начинающему жукоделу — основы работы, сборки и настройки схем маломощных радиопередатчиков.

14.10.2013 Прочитали: 30690

     Drawdio или музыкальный карандаш — схема и видео работы необычного электромузыкального инструмента.

26.09.2013 Прочитали: 21399

     Схема и видео работы светодиодной мигалки, которую можно собрать для велосипеда или скутера.

13.08.2013 Прочитали: 63784

     Делаем простейшую светодиодную мигалку всего на одном биполярном транзисторе. Схема и видео.

28.06.2013 Прочитали: 102486

     Элетрическая схема простого индикатор уровня воды или другой токопроводящей жидкости.

18.06.2013 Прочитали: 78994

     Принципиальная схема с подробным описанием работы мультивибратора и демонстрационное видео.

14.06.2013 Прочитали: 114957

     Эта простая схема позволит вам превратить любой адаптер постоянного напряжения, превратить в универсальный регулируемый, что позволит подключать к нему различные устройства.

10.05.2013 Прочитали: 179746






Пайка и монтаж | Радиоэлектроника для начинающих.

Пайка и монтаж

Вопросы пайки и монтажа одни из самых важных для начинающего любителя электроники. На данной странице найдётся информация о том, как правильно паять, как выбрать паяльник или паяльную станцию, как изготовить печатную плату или подобрать монтажный инструмент.

Пайка и монтажДля перехода на интересующую статью кликните ссылку или миниатюрную картинку, размещённую рядом с кратким описанием материала.

Пайка и монтаж

Как научиться паять?

Как научиться паять? Этим вопросом задаются все начинающие любители электроники. С чего начать освоение навыков пайки? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой статье.

Пайка и монтаж

Припои.

Эта статья дополняет громадное количество информации о припоях, выложенной в Интернете. Но, несмотря на это, она должна быть на сайте, посвящённом радиоэлектронике. Если Вы думаете, что паять схемы можно только припоем ПОС61, то Вы заблуждаетесь! Прочитайте эту статью и убедитесь в этом!

Пайка и монтаж

Бессвинцовые припои.

Бессвинцовые припои всё активнее внедряются в технологический цикл производства радиоэлектроники. Так ли хороши припои без свинца? Обзор бессвинцовых припоев, применяемых для пайки.

Пайка и монтаж

Китайский паяльник.

Подробный обзор китайского паяльника A-BF GS90D с термостабилизацией. Детальное описание электронной начинки, особенностей, типовых неисправностей и способов их устранения.

Пайка и монтаж

Паяльная станция.

На смену электрическим паяльникам ЭПСН приходят паяльные станции. Пора и нам познакомиться с устройством современной паяльной станции. Устройство и схема паяльной станции Lukey 936D.

Пайка и монтаж

Жало для паяльной станции.

После покупки паяльной станции возникает необходимость в сменных жалах. О них и пойдёт речь в этой статье.

Пайка и монтаж

Монтажный инструмент начинающего радиолюбителя.

Обычно, начинающим радиолюбителям хочется побыстрее собрать какую-нибудь электронную самоделку. Успех в этом деле зависит, в том числе и от используемого инструмента. Какой необходимый инструмент должен быть в мастерской любого радиолюбителя-новичка?

Пайка и монтаж

Термовоздушная паяльная станция.

Монтаж радиоэлементов на поверхность (SMT) становиться всё популярнее в производстве электроники. Данный вид монтажа требует применения бесконтактных методов пайки и специализированного оборудования. Наибольшее распространение среди любителей электроники и ремонтников радиоаппаратуры получили термовоздушные паяльные станции. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пайка и монтаж

Беспаечная макетная плата

Для предварительной проверки работоспособности схем радиолюбители макетируют схемы на макетной плате. В последнее время в продаже появились доступные по цене беспаечные макетные платы, которые позволяют монтировать схему на макетке без пайки. Подробнее о беспаечных макетных платах читайте в этой статье.

Пайка и монтаж

Изготовление печатной платы «карандашным» методом.

Как в домашних условиях быстро и качественно изготовить печатную плату? Самостоятельно изготовить печатную плату для электронного устройства можно так называемым “карандашным” методом. Об этом читайте в данной статье.

 

 

 

Начинающим радиолюбителям





     Полезное устройство — логический пробник для состояния потенциалов выводов цифровых микросхем.

09.10.2014 Прочитали: 27071

     Полезная вещь для отцов-радиолюбителей — электронный светодиодно-кнопочный игрушечный стенд для развлечения малых детей.

03.08.2014 Прочитали: 18734

     Беспроводной экономичный радиопередатчик аудио сигнала на одном транзисторе, работающий в диапазоне TV2.

08.07.2014 Прочитали: 32137

     Дуплексное переговорное устройство с громкой связью — проверенная схема на недорогих транзисторах и других доступных радиодеталях.

24.06.2014 Прочитали: 30946

     Репетитор радиолюбителя — полезное устройство для расшифровки цветовых полосок на резисторах постоянного сопротивления.

06.06.2014 Прочитали: 25270

     Тема разных вариантов изготовления Качеров поднималась уже несколько раз, а теперь пришло время для 12-ти вольтовой схемы.

21.04.2014 Прочитали: 30670

     Необычные поделки для начинающих радиолюбителей или что можно сделать из ненужных радиодеталей.

20.04.2014 Прочитали: 24636

     Как сделать качер — высоковольтный генератор, собранный всего на одном полевом транзисторе и семи других деталях.

 

08.04.2014 Прочитали: 54408

     Делаем простой низковольтный радиопередатчик для трансляции музыки на небольшое расстояние — ФМ трансмиттер.
 

06.04.2014 Прочитали: 116036






alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *