Site Loader

Содержание

Три варианта схемы усилителя | журнал SalonAV

Сделать усилитель непросто. Сделать хороший усилитель еще труднее. Но из трех предложенных схем одна наверняка вам понравится. При переходе на более высокий уровень не придется менять ни шасси, ни трансформаторы, ни лампы.

Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…

Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов.

А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…

Мы решили разработать схему-трансформер, чтобы, имея силовые и выходные трансформаторы плюс определенный набор ламп, вы легко смогли бы преобразовать один вариант в другой. Здесь открывается безграничный простор для реализации собственной звуковой концепции, поскольку вы всегда можете остановиться на той, которая вам больше понравится. Поскольку нельзя объять необъятное, мы приведем лишь три схемы, основанные на принципе разумного компромисса.

Во всех трех вариантах на входе установлен высокочастотный пентод с короткой характеристикой 6Ж8 в триодном включении. Он выполнен в металлическом экранированном корпусе и очень линеен на малых уровнях сигнала. В качестве драйвера/ фазоинвертора лучшим оказался октальный двойной триод 6Н8С — с малым коэффициентом усиления, хорошей линейностью и приличным током анода.

В качестве выходных ламп мы предпочли лучевой тетрод Г807 или его октальную версию 6П7С. Благодаря своей конструкции и очень глубокому вакууму, на наш взгляд, он значительно превосходит по прозрачности звучания такие известные лампы, как 6П3С, 6П3СЕ, 5881, 6L6, КТ66, КТ88, 6550, EL34.

Если вы станете придерживаться перечисленных ниже рекомендаций, то успех в построении усилителя будет гарантирован. Для краткости изложения излагаем их конспективно.

1. Усилители выполняются в виде моноблоков, и каждая схема приводится для одного из них.

2. Корпус усилителя (шасси), а также крепежные элементы трансформаторов изготавливаются из немагнитного материала (медь, латунь, алюминий).

3. Сердечники трансформаторов, как силовых, так и выходных, собираются из пластин Ш и П толщиной 0,35 — 0,55 мм.

4. Силовые трансформаторы должны иметь малый ток х.х. и работать при пониженной индукции.

5. Выходные трансформаторы должны работать на линейном участке характеристики, обладать хорошими фазовыми и частотными свойствами, как на низких, так и на высоких частотах, при этом количество секций обмоток должно быть минимально возможным.

6. Переходные конденсаторы желательно применять фольговые, бумаго-масляные или с пропиткой церезином, из отечественных — КБФ, из импортных — Jensen, в крайнем случае, полипропиленовые, отечественные К78-2, импортные Multicap, Relcap и т.д.

7. Не следует пренебрегать качеством резисторов. Избегайте металлооксидных МЛТ и им подобных. Лучшие результаты в этих схемах показали углеродистые типа С1-4, ВС, БЛП или их импортные аналоги, возможно также применение танталовых резисторов.

8. Диоды выпрямителя должны быть быстродействующими Ultra-Fast или FRED (Fast Recovery Diodes).

9. Высоковольтные электролитические конденсаторы в блоке питания из отечественных, лучше К50-27, импортные — Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Желательно шунтирование высоковольтных электролитов металло-бумажными типа К42, выполненными в немагнитных корпусах емкостью не менее 4 мкФ, и слюдяном типа КСО емкостью 0,01 мкФ.

Низковольтные электролиты в катодных цепях очень влияют на звук.

Из отечественных рекомендуем К50-24, но лучше импортные Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Учтите, что двум последним нужно время, чтобы «разыграться», и все свои способности они покажут после двух-трехчасового разогрева. Катодные конденсаторы должны быть зашунтированы металло-бумажным типа К42 емкостью не менее 1 мкФ и слюдяным КСО емкостью 0,01 мкФ.

10. Лампы следует применять октальные, как можно более старых лет выпуска, 1950 — 1975 гг.

11. В качестве монтажных проводов из отечественных лучше поискать МГТФ 0,35 мм2, МПО 0,75 — 1,5 мм2 (они бывают на радиорынках и стоят недорого). Импортные — Kimber, XLO и др. Все соединения длиннее 5 см должны быть выполнены витыми парами.

12. Монтаж следует делать объемным навесным, с максимальным использованием выводов самих деталей.

13. Не экономьте на входных и выходных разъемах, держателях предохранителей, выключателях и сетевых гнездах — их качество не только сказывается на надежности изделий, но и влияет на звук.

14. Земля присоединяется к корпусу только в одной точке — около входной лампы.

15. Все пайки выполняются припоем ПОС-61 или импортным хорошего качества. Пайка должна быть каплевидной, блестящей. Если пайка имеет матовую структуру, это говорит о перегреве и кристаллизации припоя либо о его низком качестве, что не замедлит сказаться и на звуке. Подберите нужную температуру жала паяльника — схемы регуляторов не раз публиковались в «Радио». Лучше всего приобрести паяльную станцию с регулятором и стабилизатором температуры. В качестве флюса настоятельно рекомендуем канифоль сосновую высшего качества.

Итак, приступим к рассмотрению схем. Начнем с рис. 1.

Таблица к схеме 1.
Сопротивления
R1 47k Alps
R2 470k 1/4 w углерод
R3 15,5k 2 w углерод
R4, R11
300 1/4 w углерод
R5 10k 2 w углерод
R6, R10 160k 1/4 w углерод
R7, R8 20k 4 w углерод
R12, R14 100k 1/4 w углерод
R13 10k 1 w СП4-1
R15, R16 1k 1/4 w углерод
R17, R18 100 1/4 w углерод
R19 50 4 w углерод
R20 100k 2 w углерод
R21 3k
2 w
углерод
Конденсаторы
С1, C9 0,01 КСО, СГМ (слюда)
С2, C10 1 мкФ К42 (бумага)
С3, C11 4700 мкФ х 16 В К50-24, Black Gate, Elna
С4, C8 1 мкФ МБМ, К42
С5 100 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
C6,C12,C13,C14 1 мкФ х 450 В К78-2, КБФ, Jensen
С7, C15, C16 220 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
С17 4 мкФ х 450 В
МБМ, К42-11 (бумага)
С18, C19 100 мкФ х 100 В К50-27
C20 0,01 КСО, СГМ (слюда)
Полупроводники
VD1 — VD4 MUR 4100 Motorola
VD5 — VD8 MUR 1100 Motorola
VD9, VD10 КС 518А стабилитрон
Лампы
V1 6Ж8
V2 6Н8
V3, V4 Г807, 6П7

Входной каскад выполнен на лампе 6Ж8 в триодном включении без местной обратной связи.

Несамобалансирующийся драйвер (он же фазоинвертор) построен на двойном триоде 6Н8С без обратной связи. Выходные лампы Г807 включены триодами, их смещение фиксированное. Настройка усилителя проста: нужно лишь добиться подстрочным резистором R13 одинаковой амплитуды сигнала частотой 1000 Гц на первом и втором аноде лампы 6Н8С, а также установить ток покоя выходных ламп Г807 в пределах 40 — 50 мА путем подбора одного из стабилитронов смещения в блоке питания. Внимание! Недопустимо включение анодного напряжения, пока вы не убедились в наличии отрицательного смещения на сетках выходных ламп.

Схема №2, рис. 2.

Таблица к схеме 2.
Сопротивления
R1 47k Alps
R2 470k 1/4 w углерод
R3 15,5k 2 w углерод
R4 300 1/4 w углерод
R5 10k 2 w углерод
R6 160k 1/4 w углерод
R7, R8 20k 4 w углерод
R9 5k 4 w подбирается
R10, R11 100k 1/4 w углерод
R12, R13 1k 1/4 w углерод
R14, R15 100 1/4 w углерод
R16 100k 2 w углерод
R17 50 4 w углерод
R18, R19 33k 1/2 w
R20 11k 2 w
R21 1k 2 w
Конденсаторы
С1 0,01 КСО, СГМ (слюда)
С2 1 мкФ К42 (бумага)
С3 4700 мкФ х 16 В К50-24, Black Gate, Elna
С4,C8 1 мкФ МБМ, К42
С5 100 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
C6,C9,C10 1 мкФ х 450 В К78-2, КБФ, Jensen
С7,C11,C12 220 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
С13 4 мкФ х 450 В МБМ, К42-11 (бумага)
С14, C15 470 мкФ х 100 В К50-27
C16 100 мкФ х 160 В К50-27
C17 0,01 КСО, СГМ (слюда)
С18 1 мкФ х 160 В К42 (бумага)
С19 220 мкФ х 160 В К50-27
Полупроводники
VD1 — VD4 MUR 4100 Motorola
VD5, VD6 MUR 1100 Motorola
VD7, VD8 КС 518А стабилитрон
Лампы: см. Схему 1

Входной каскад аналогичен предыдущему. Драйвер-фазоинвертор выполнен на лампе 6Н8С по дифференциальной схеме с «long tail». Более точное равенство амплитуд положительной и отрицательной полуволн достигается применением источника отрицательного напряжения -100 В. Можно добиться еще лучшей симметрии, если включить в катодную цепь 6Н8 источник тока на ВЧ-пентоде с короткой характеристикой 6Ж4 в триодном включении (показан пунктиром вместо катодного резистора). Выходные лампы Г807 здесь также работают в триодном включении. Настройка усилителя осуществляется подбором катодного резистора лампы 6Н8С таким образом, чтобы напряжение на ее анодах было равно примерно половине напряжения питания. В случае применения лампы 6Ж4 подстроечным резистором 100 Ом производится та же операция. Установка тока покоя выходных ламп Г807 — как и в схеме №1.

Схема №3, рис. 3.

Таблица к схеме 3.
Сопротивления
R1 47k Alps
R2 470k 1/4 w углерод
R3 15,5k 2 w углерод
R4 300 1/4 w углерод
R5 10k 2 w углерод
R6 160k 1/4 w углерод
R7, R8 40k 4 w углерод
R9 10k 4 w подбирается
R10, R11 100k 2 w углерод
R12, R13 1k 1/4 w углерод
R14 47 1/4 w углерод
R15 120 1/4 w подбирается
R16 3k3 2 w углерод
Конденсаторы
С1 0,01 КСО, СГМ (слюда)
С2 1 мкФ К42 (бумага)
С3 4700 мкФ х 16 В К50-24, Black Gate, Elna
С4,C8 1 мкФ МБМ, К42
С5 100 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
C6,C9,C10 1 мкФ х 450 В К78-2, КБФ, Jensen
С11 240 пФ подбирается
С12 0,1 мкФ х 630 В МБМ, К42-11 (бумага)
Лампы
V6, V7 СГ4С газовый стабилитрон

Входной каскад и драйвер-фазоинвертор те же, что и в схеме №2. Выходные лампы Г807 включены тетродами. Напряжение питания их вторых сеток стабилизировано двумя последовательно включенными газовыми стабилитронами СГ4С. С выходной обмотки трансформатора в сетку второго триода лампы 6Н8С введена ООС. Параллельно резистору обратной связи R15 включается конденсатор фазовой коррекции С11 (желательно слюдяной типа КСО). Коэффициент усиления при этом становится равным КU = R15/R14 + 1. Изменением номинала резистора R15, т.е. изменением глубины обратной связи устанавливается необходимое выходное сопротивление (т.е. демпфирование нагрузки) и чувствительность усилителя. Величина C11 зависит от многих факторов, поэтому его проще подобрать при настройке.

Теперь несколько слов об обратной связи. Подобную схему без ОС построить практически невозможно, так как внутреннее сопротивление тетрода за период сигнала меняется в десятки раз, в отличие от триода, у которого внутреннее оно остается почти постоянным. Поэтому обратная связь в тетродном усилителе просто жизненно необходима, но злоупотреблять ею не следует. Ее глубина должна быть такова, чтобы басовые динамики в ваших колонках не гудели в нижней середине, и не более.

Источник питания здесь точно такой же, как в схеме №2.

От редакции

Все три схемы обладают различным звучанием, каждое из которых имеет свои преимущества. Описывать его не станем — многое зависит и от условий прослушивания, и от самого тракта. Нам показалось, что пентодное включение дает лучшие результаты с винилом, а триоды смягчают «цифру». Апофеозом описанного проекта может стать применение на выходе прямонакальных 6С4С (еще лучше — 2С4С), но придется повозиться с питанием накала, чтобы добиться минимального фона на выходе. Если вам самим не по плечу сделать шасси или намотать трансформаторы, обратитесь в фирмы, торгующие КИТами. Их реклама периодически появляется на страницах «Практики».


Практика AV #1/2002

Усилитель на лампе 300B

   В данной статье мы рассмотрим самодельный усилитель на триоде 300B. Включение лампы 300В по single-ended (SE) ламповой схеме усилителя по J.C. Morrison. Ламповый усилитель собран с непосредственной связью с лампой 6SN7 входного каскада. Выходной каскад — это SE 300B триод с максимальной выходной мощностью около 8 ватт на канал. Пара достаточно чувствительных динамиков (>91 dB/m) необходимо будет использована совместно с этим усилителем.

Схема усилителя на 300B

   Значения и марки деталей, которые использовались для SE 300B усилителя, показаны на рисунке. Резисторы R7 и R8 необходимо будет незначительно скорректировать при настройке в целях достижения напряжений, показаных на схеме. Схема для одного канала, за исключением силового трансформатора (T2), который является общим для обоих каналов усилителя. Напряжение в контрольных точках будет меняться на разных лампах, так что не ожидайте, что оно будет соответствовать показаным напряжениям точно. Помните, что максимальное анодное напряжение для лампы 300B — 450 В.

   Чтобы отрегулировать B+ введён резистор в цепь питания (R8). Для повышения качества анодный дроссель (L2) был добавлен к каждому каналу. Резистор R7 был скорректирован с первоначального значения 27к до 15k, чтобы достичь нужного напряжения. В то время как силовой трансформатор (T2) является общим для обоих каналов, каждый аудио канал имеет отдельный выпрямитель, дроссель и конденсаторы фильтра. Использование отдельных ламп выпрямителей (5U4-ГБ) для каждого канала приводит к уменьшению потерь напряжения. Более подробная информация по всем лампам будет дальше. На аноды 300B поступает 430 В. За счет уменьшения R8 можно увеличить B+, но обратите внимание, что максимальное анодное напряжение для триода 300B это 450 вольт.

   Для звукового трансформатора (Т1), использован Lundahl LL1623. Фирма Lundahl является ведущим производителем аудио трансформаторов. Силовой трансформатор и дроссели ставьте любые доступные. Силовой трансформатор на 400-0-400 В 250 мА, 5 В 5 А, 6.3 В 6 A. Силовой трансформатор (T2) является общим для обоих каналов аудиоусилителя.

   Чтобы улучшить фильтрацию, решено использовать 5V стабилизаторы напряжения для 300B нитей накала. В первоначальной версии попробовали две регулятора напряжения типа стандартных 7805 в параллель на каждый канал, но ток потребляемый от 300B был слишком большим для 7805. Далее попробовали LT1085 — это намного мощней микросхема и она прекрасно справилась с задачей. Для справки, покажем цоколёвку для 6SN7, 300B и 5U4GB.

Цоколёвка радиоламп

Сборка 300B Single-ended усилителя

   Для УНЧ 300В вам нужно будет использовать большой корпус для усилителя. Помните, что тут используются напряжения которых более 400 вольт. Контакт с напряжением этой величины может привести к серьезной травме или, возможно, смертельному исходу. Если Вы не знаете основ ТБ и навыков работы в высоковольтных цепях, настоятельно рекомендуем Вам не заниматься такими усилителями.

   Шасси для триод 300B усилитель было построено самостоятельно. Каркас выполнен из 20 мм МДФ, которая была обработана грунтовкой и краской. Верхняя пластина изготовлена из 4 мм алюминиевого листа. Нижняя пластина сделана из более тонкого алюминиевого листа 2 мм. Потенциометры Р2 выступают через нижнюю пластину, так что вы можете регулировать их не открывая корпуса УМЗЧ.

   Было просверлено несколько вентиляционных отверстий в нижней панели. Тогда холодный воздух попадет в усилитель, а горячий будет подниматься и выходить через вентиляционные отверстия в верхней пластине. Предусматривайте вентиляцию, когда проектируете свой усилитель. Готовый усилитель показан на фото.


Понравилась схема — лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

       УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ          УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ  

   

УСИЛИТЕЛИ НА МИКРОСХЕМАХ          СТАТЬИ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ   

    

Схема простого лампового усилителя » Паятель.

Ру
Усилитель мощности ЗЧ, схема которого показана на рисунке 1 выполнен на лампах от старых черно-белых телевизоров или радиол. Это предварительный усилитель с фазоинвертором на двойном триоде 6Н2П и двухтактный выходной каскада на двух лампах 6П14П. Использование таких старых компонентов, часто являющихся ненужными, или полученных путем разборки или утилизации старой аппаратуры, делает себестоимость данного усилителя, приближающейся к нулю.


Усилитель развивает на нагрузке сопротивлением 8 Ом мощность около 20 Вт при коэффициенте нелинейных искажений не более 0,6%. При коэффициенте нелинейных искажений не более 0,25% мощность составляет 14 Вт. Диапазон рабочих частот при неравномерности 6 dB 30…20000 Гц. Чувствительность входа усилителя 250 mV.

На схеме показан монофонический вариант усилителя. Стереоусилитель представляет собой два таких же усилителя, питающихся от одного общего выпрямителя на диодах VD1 и VD2.

Входной сигнал через разъем Х1 поступает на каскад предварительного усиления, выполненный на первом триоде лампы Н1. Сигнал отрицательной обратной связи поступает в цепь катода этого триода с отвода вторичной обмотки выходного трансформатора Т1.

Усиленный сигнал снимается с анода и поступает через конденсатор С6 на сетку второго триода лампы Н1. Второй триод фазоинверсный каскад, создающий противофазные сигналы, необходимые для работы выходного двухтактного усилителя мощности.

Прямой сигнал снимается с катода этого триода и через конденсатор С5 поступает на сетку пентода НЗ. Инверсный сигнал снимается с анода триода и через С4 поступает на сетку пентода Н2.

В анодной цепи пентодов включена первичная обмотка выходного трансформатора Т1. Питание на каскад поступает через отвод данной обмотки.

Для исключения самовозбуждения по высоким частотам в цепях сеток Н2 и Н3 включены резисторы R10 и R12. Экранирующие сетки пентодов Н2 и Н3 подключены к плюсу источника питания через индикаторную лампу накаливания с номинальным током 0,12А. Эта лампа служит индикатором перегрузки выходного каскада. При превышении тока она загорается. От лампы Н4 можно отказаться, её назначение — индикация.

Теперь о деталях.

Все конденсаторы кроме С3 и С6 должны быть рассчитаны на напряжение не ниже 350V, конденсаторы С3 и С6 — на напряжение не ниже 50V. Диоды VD1 и VD2 можно заменить другими выпрямительными диодами, допускающими ток не ниже 1А и напряжение не ниже 350V.

Трансформаторы, как выходной, так и сетевой, выполнены на одинаковых сердечниках Ш85. Обмотка 1-2 сетевого трансформатора Т2 содержит 1000 витков ПЭВ 0,43. Обмотка 3-4-5 — 1300+1300 витков ПЭВ 0,2. Накальная обмотка 6-7 содержит 33 витка ПЭВ 0,96.

На рисунке 2 приводится схема намотки выходного трансформатора Т1. Буквами Н и К на схеме обозначены, соответственно, начало и конец секции обмотки. Другими буквами обозначены секции обмотки. Намоточные данные Т1 сведены в таблицу 1.

Ламповый усилитель по схеме А. Манакова — Лофтин-Уайт SE 6AC5GT +2A3. Своими руками. | LENIVO

Отчего больше всего портится звук в ламповом усилителе — от наличия некачественного конденсатора между ламповыми каскадами. А били ли варианты схемотехники усилителей без межкаскадных конденсаторов и трансформаторов? — Да, это усилители по схеме Лофтин — Уайт.

Схема однотактного усилителя SE-Loftin&White выделялась непосредственной связью между каскадами, без переходных трансформаторов или конденсаторов. Классическая схема Лофтина и Уайта , была впервые опубликованна в американском журнале «Radio News» в 1929 г.

Вот эта же схема перерисованная в более менее понятном виде

Разработано великое множество схем по данной концепции, но я выбрал повторения схему на АудиоПортале — «Лофтин-Уайт Манакова на 6Г2-6С4С «

https://www.hi-fi.ru/audioportal/topic/2008-loftin-uayt-manakova-na-6g2-6s4s/

На данной ветке приведены несколько схем с разными лампами и впечатления людей, построивших такие усилители.

Меня заинтересовала схема на прямокальном триоде 2А3

Цитата из описания

Усилитель выполнен на лампах, 6г2, которая служит усилителем напряжения(драйвером) для лампы оконечного каскада- 2А3 с непосредственным подключением сетки 2А3 в анодную цепь 6Г2. Нерабочие ножки лампы 6Г2 соединены на корпус. Для соблюдения рабочего режима выходной лампы 2А3, питание лампы 6Г2 выполнено симметричным относительно катода выходной лампы с «виртуальной землёй», резистор R7 служит для настройки тока покоя выходного каскада 60мА, который определяется по падению напряжения 0,06В на резисторе R6.

Схема блока питания выполнена на кенотроне 5Ц3С или 5Ц4С, который служит для выпрямления напряжения по плюсу, и двойного диода 6Х2П, выпрямляющего напряжение по минусу для питания лампы драйвера 6Г2. Включение анодного питания тумблером в цепи накала кенотрона после пятиминутного прогрева ламп.

Усилитель легко настраивается при применении исправных ламп и деталей. Притом крайне желательно применять детали самого высокого качества. Какие детали применены мной, я не пишу сознательно, давая возможность самостоятельного подбора компонентов по звучанию. Несмотря на кажущуюся простоту схемы, усилитель имеет хорошее звучание. Чувствительность усилителя — 0,7В, выходная мощность — 2,8 Вт при КНИ до 1,5-2%.

Также был вариант схемы с другой драйверной лампой — 6AC5GT.

Вот по этой схеме я и спаял свой усилитель.

Сперва надо озаботиться лампами для данного усилителя:

Потом надо заказать трансформаторы — заказал в Израиле у Марка Фельдшера :

Найти винтажные английские дроссели :

Силовой транс решил использовать тор — чтоб можно было домотать необходимых обмоток. Был куплен, как якобы японский. Но изготовлен на самом деле хорошо. Но был бы японский — первичные обмотки были бы на 100 вольт. А 120 вольт это для Америки делают……. Но работает хорошо. На силовой трансформатор- тор дополнительно намотаны две обмотки 2,5 вольта, и еще обмотка на 6,3 вольта.

Спаял.

И даже все сразу заработало.

Конечно пришлось попотеть , чтоб выловить все огрехи и достроить усилитель. Но звук получился хороший, правда в американском ключе (в хорошем смысле этого слова) — сильный размашистый , детальный и мягкий. Спокойно раскачивали колонки ProAc чувствительностью 86 дБ.

Не обошлось и без неприятностей — лампа — слаботоковый двойной диод — перегорела изнутри и всё закоротила — в итоге выгорели конденсаторы — о горе мне — пара BLACK GATE WKZ (кто не в курсе данные конденсаторы икона для ламповых усилителей и стоят они как самолёт). Но у меня были запасные…… которые поставил сквозь слёзы, придушив свою жабу.

После этого заказал иностранных ламп 6H6GT- это аналоги на замену 6х6с.

Усилитель сделан с фиксированным смещением и можно вместо лампы 2А3 поставить менее мощную — триод «45», просто подрегулировав напряжение смешения переменным подстроечным резистором.

Но для «45» нужен ы выходные трансформаторы чуть с другими параметрами. Да они играли, но басы были напрочь отрезаны, где то с 100-150 герц.

Вот такой у меня был опыт построения усилителя на прямокальных 2А3.

Ну и как бы этот усилитель получился не совсем удачным из-за компоновки — лампы в закрытом корпусе перегреваются, поэтому он играл у меня со снятыми крышками. Хотя мощности и хватало, но американские лампы дали американский звук (и почему бы это?), но я, как понял про себя, больше тяготею к немецкому звуку. Поэтому из имеющихся дома ламповых пяти усилителей предпочитаю слушать музыку на усилителях на немецких лампах Сименс или Телефункен.

Всем удачи и хорошего звука.

Схема простого лампового усилителя | joyta.ru

Принципиальная схема простого лампового усилителя, которую можно собрать своими руками, изображена ниже.

Простой ламповый усилитель

Справа отображен пентодный элемент лампы, а слева триодный элемент лампы. Чтобы разобраться какой вывод куда идет, каждый вывод лампы пронумерован в соответствии с документацией на нее.

 

Описание работы лампового усилителя

Звуковой сигнал, через регулятор громкости R1, поступает на триод VL1.1 (управляющую сетку) усилителя, в результате чего он усиливается. Отрицательный потенциал смещения, слегка запирающий триод, образуется на его управляющей сетке посредством анодного тока, протекающего через  сопротивления R3 и R4 расположенные в катодной цепи.

На данных сопротивлениях создается падение напряжения, которое соразмерно силе тока к их суммарному сопротивлению. Из-за этого, относительно минуса питания,  на катоде лампы находится положительное напряжение (около +1,7В).

На управляющей сетке лампы усилителя, по отношению к катоду, находится отрицательный потенциал смещения, поскольку сетка соединена через R1 с землей. Для уменьшения воздействия обратной связи в схеме лампового усилителя включен резистор R3, который шунтируется электролитическим конденсатором С1.

Сопротивление R2 играет роль нагрузки анодной цепи лампы. Возникающее на нем напряжение усиленного звука, сквозь разделительную емкость С2 передается на управляющую сетку пентода лампы. Через выходной трансформатор Тр1, усиленный им сигнал идет на динамическую головку Sp1 усилителя.

Сопротивление R8 и емкость С7 данного каскада играют ту же роль, что и подобные им элементы первого каскада. Емкость C6 и потенциометр R6 формируют между управляющей сеткой пентода лампы и анодом ООС по переменному току, применяемую для изменения тембра звука. С помощью сопротивления R9 образуется вторая цепь ООС. Захватывая оба каскада лампового усилителя, она понижает нелинейные искажения и создает наиболее равномерное усилению звукового сигнала во всем диапазоне звуковых частот.

Трансформатор Тр2 лампового усилителя намотан на магнитопроводе сечением от 8 см до 10 см (Ш22 х 40). Первичная обмотка намотана проводом ПЭВ-1 0,2-0,25 мм и содержит  1040 витков. Вторичная обмотка имеет  965 витков ПЭВ-1 0,12-0,15 мм, обмотка третья имеет 34 витков намотанная  проводом ПЭВ-1 0,6-0,8 мм.

Набор для Arduino

Cтартовый набор Keyestudio Super с платой V4.0 для Arduino. ..

Трансформатор Тр1 типа ТВЗ21. Допускается применение любого выходного трансформатора от лампового телевизора или приемника. Конденсаторы С1 и С7 — типа К50-6. Конденсаторы СЗ, С4, С8 — К50-12 или К50-6.  Конденсаторы  С2, С5 — МБМ, БМ, С6 — КЛС, КСО. Напряжение конденсаторов С2, СЗ не менее 250 вольт, С4, С8 не ниже 350 В.

Источник: «Юный радиолюбитель»,  Борисов В. Г.

Ламповый усилитель мощности » S-Led.Ru


Многие радиолюбители интересуются конструированием ламповых низкочастотных усилителей. Сейчас ламповые усилители, даже построенные по очень простым схемам относятся к Hi-End технике. На мой взгляд, конструирование такой техники в наши дни сродни реставрации антикварных вещей или создания ювелирных произведений искусства. Выставляется очень простая ламповая техника, выполненная по очень старым схемам, но с применением золоченых проводов и шасси, очень красивых и блестящих трансформаторов.

Все это напоминает искусство ради искусства. Стоимость такого двухлампового УНЧ может превысить стоимость автомобиля. Ну, что же, на то оно и искусство, чтобы носить не столько утилитарные функции, сколько декоративные, а так же, быть объектом вложения лишних денег.

На самом деле сборка несложного лампового УНЧ может вообще ничего не стоить. Все детали можно взять от старых ламповых телевизоров, радиол и приемников, которые могут просто быть выброшенными на свалку. Очень
хорошо, что даже сейчас можно найти в продаже в магазинах почти все комплектующие для такого усилителя, схема которого показана на рисунке в этой статье. В усилителе можно использовать самые разные детали. Звуковые трансформаторы Т1 и Т2 — любые звуковые трансформаторы от старых ламповых радиол или телевизоров. Можно взять даже выходные кадровые трансформаторы ТВК.

С сетевым трансформатором сложнее, — он должен выдавать переменное напряжение 6,3V и переменное напряжение 180-240V при мощности до 100W. Можно подобрать трансформатор от старой радиолы или телевизора. Но можно пойти на хитрость и использовать сеть 220V как источник, подключив мост VD1-VD4 прямо в сеть, но это влечет опасность электротравмы при эксплуатации усилителя, поскольку его входы будут под потенциалом сети.

С остальными деталями проще, все они есть в широкой продаже. Вместо ламп 6Н2П можно использовать 6Н1П, 6Н23П цоколевка та же. Усилитель развивает мощность до 2-4W.

Самодельный ламповый усилитель своими руками

Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Здравствуйте!

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей : корпус, лампы ,панельки к ним , трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь ) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен ,а если что-то надо будет докупить по мелочи , куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине , а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был ,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO  модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот , ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там ).

Решение принято . Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с .

Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с ,мне захотелось больше мощности и ,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

 

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта  heavil.ru

 

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор  (фигура важная в сюжете ).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный»  ТС-180. Сразу  камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи   🙂 ) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении , но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так .

(8)—(7)(6)—(5)(2)—(1)(1′)—(2′)(5′)—(6′)(7′)—(8′) первичка

(10)—(9)(9′)—(10′) вторичка

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман  пессимизма   я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть онлайн калькулятор расчитывающий резистор для подключения светодиода.

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц , ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель  BEAG APT-100 имеет повышающий  трансформатор на выходе и его АЧХ , возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри  в лучших традициях, так называемого,  моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с блока питания заодно опишу его.  Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который  я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили  на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой .

Конечно в интернете нашел схему на него.

 

Выпрямитель будет на диодном мосте  с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и схемы задержки анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю — будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.

Получается  неплохо 🙂 пока мне всё нравится.

Дальше начинаю придумывать как же расположить на этом текстолите все детальки.

И так , и эдак . сверлим пилим 🙂

тест

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа 🙂 .

Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно»  накалы перевиты, земля в одной ,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток  транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком радиолюбительском деле никуда без подручных материалов : так пригодился  контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе  и старый компакт диск

Далее устанавливаю выпрямитель и элементы фильтра питания.

Конденсаторы я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет 🙂

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий ).

С этим готово. Хорошо получилось 🙂

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

 

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента .

И установлена следующим образом в корпус.

Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь  КРКЕН подобной  микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему  задержки подачи анодного напряжения.

 Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя .

Собираем, проверяем, примеряем.

Время срабатывания выставил около 40 секунд , а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось  все собрать вместе, поставить морду , индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят,  от них  может сильно зависеть качество звука . Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм . так как у меня их два ,то я решил запараллелить выводы    получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам 🙂

Индикаторы .

Индикаторы я задействовал  штатные, со штатной  подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что  в итоге у меня получилось.

При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома  (25 ватт) одинаково по каналам , что порадовало 🙂

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли , что называется, но чересчур мониторным, что ли?  красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое !!!

Автор статьи «самодельный ламповый усилитель своими руками» Вячеслав Ткаченко.

Возможно Вас заинтересуют следующие материалы:

Создание лампового усилителя, часть 1: конструкция, компоненты и компоновка


Создание совершенно нового лампового усилителя с использованием конструкции RH84 и готовых компонентов.

Несколько недавних посетителей выразили удивление по поводу того, что в нашей мастерской не играет музыка. У нас есть маленькое радио, но его редко включают. Я подумал, что пришло время исправить это. Мне всегда нравились ламповые или «ламповые» усилители звука, как для HiFi, так и для музыкальных инструментов.В юности у меня были разные ламповые гитарные усилители, и я с любовью вспоминаю свечение радиолы в доме моего детства.

Клапаны

были в значительной степени вытеснены полупроводниковыми системами с середины 1960-х годов, но в последнее десятилетие или около того они действительно вернулись, особенно среди аудиофилов, поскольку люди осознали, что они производят более теплый звук, а также имеют большую визуальную привлекательность. . В наши дни любой ламповый усилитель имеет премиальную цену, и я подумал, что создание такого усилителя для себя, несмотря на обескураживающую перспективу, будет относительно экономичным путем.

RH84

После некоторых исследований оказалось, что идеальным проектом для начинающих является однотактный усилитель RH84. Он был создан Александром Китичем, который сказал, что «Усилитель действительно был разработан для первого использования, чтобы обеспечить результаты даже с использованием старых или самых дешевых деталей. В то время, когда я его проектировал, я был практически без гроша…»

В этом случае мы собираемся использовать легкодоступные «готовые» детали, а не утилизированные, или даже некоторые специальные детали, упомянутые на многих онлайн-форумах, обсуждающих сборку ламповых усилителей.

Компоненты для одной схемы монофонического усилителя:

  • 1 x 3 Вт однотактный выходной трансформатор (123-7242)
  • 1 x Двойной триодный клапан ECC81 (678-4101)
  • 1 пентодный клапан EL84 (678-4120)
  • 2 основания клапана (B9A0 (678-4094)
  • 1 х 20 В стабилитрон (654-7628)
  • 1 x 22k, 2Вт угольный резистор (707-8921)
  • 1 x 100k, угольный резистор 22Вт (707-8940)
  • 1 х 240р, 0. Металлопленочный резистор 6 Вт (014-8354)
  • 1 х 1 м, угольный резистор 0,25 Вт (707-7903)
  • 1 x 470k, 2Вт угольный резистор (707-8974)
  • 1 x 27R, угольный резистор 2 Вт (707-8801)
  • 1 угольный резистор 10 кОм, 2 Вт (707-8906)
  • 1 x 10 мкФ, 400 В, аксиальный PEG124 A1 Электролитический конденсатор (226-7182)
  • 1 x 100 мкФ, 50 В, электролитический конденсатор A1 (839-6261)
  • 1 x 220 нФ, 1 кВ, осевой поливинтовой конденсатор (011-4610)
  • 1 х 1.Стандартный регулятор от 2 В до 37 В, 1,5 А (714-0792)

Также есть два трансформатора для питания: один 6,3В (050-4561) для нитей накала лампы и тороидальный трансформатор трансформатор 230в (117-6060) для ВТ (высокое напряжение/напряжение). Кроме того, в блоке питания будет мостовой выпрямитель и сглаживающие компоненты, о чем будет рассказано в следующем посте. Сейчас мы просто разберемся со схемой усилителя.

Макет

Помимо чтения онлайн-блогов и сообщений на форумах об усилителе и других проектах ламповых усилителей, сделанных своими руками, я сослался на «Создание ламповых усилителей» Моргана Джонса, особенно в отношении компоновки компонентов.Морган подчеркивает, что компоновка должна быть эстетически приятной, а также практичной, и в книге есть много советов о том, как расположить компоненты, чтобы свести к минимуму риск гула из-за индукции от трансформаторов друг на друга и на лампы: «Этот гул создается колеблющиеся электрические токи, индуцируемые в чувствительных (с высоким усилением или высоким импедансом) звуковых схемах переменными электромагнитными полями, исходящими от близлежащих устройств с питанием от сети, таких как силовые трансформаторы» (Википедия).

В чем ему не хватало информации, так это в использовании тороидального трансформатора, который был у меня, хотя при чтении о них может показаться, что они имеют очень низкое или незначительное поле рассеяния.

Другим соображением было размещение клапанов таким образом, чтобы они оставались как можно более холодными, и чтобы провод «нагревателя» проходил по кратчайшему маршруту.

Я импортировал изображения трансформаторов и оснований клапанов из спецификаций PDF в Inkscape, нарисовал некоторые другие компоненты и поэкспериментировал с различными схемами, пока не остался доволен. Затем я поделился своим дизайном с Алексом Китичем по электронной почте, и он, кажется, подумал, что макет в порядке, что было хорошей новостью. Теперь я был счастлив, что у меня есть жизнеспособная конструкция, по крайней мере, для звукового каскада усилителя.Мы будем использовать пару настольных блоков питания для тестирования, так что блок питания может прийти позже.

Динамики

После использования полнодиапазонных драйверов Fostex FE83En в моем проекте по созданию портативной звуковой системы на 12 В мы знали, что они хорошо работают с относительно небольшими усилителями, и поэтому решили использовать их снова. На самом деле мы решили заказать шкафы у одного поставщика и покрасить их одним и тем же покрытием «Tuff Cab». Единственным недостатком этого покрытия является то, что оно доступно только в черном, красном или белом цвете, если только вы не готовы ждать несколько недель.Мы связались с нашей готической стороной и выбрали черных.

Учитывая наш предыдущий опыт и тот факт, что это были пассивные динамики и, следовательно, они были намного проще, собрать их было бы сравнительно просто.

Следующие шаги

Как это часто бывает с этими сообщениями в блоге, я приступил к чему-то совершенно новому для меня и несколько выходящему за пределы моей зоны комфорта. Пока все идет хорошо, но еще есть куда двигаться.

В следующих постах я буду рассказывать о сборке прототипа одиночного усилителя, а затем о финальной версии с двумя такими усилителями и блоком питания.Наконец, поместить все это в привлекательный корпус, с кабелями, разъемами и т. д. и, самое главное, как это звучит.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Схемы показаны здесь только в информационных целях, это не учебное пособие, и безопасность этих схем не гарантируется. Здесь задействованы опасные напряжения, и вам не следует работать с такими конструкциями, если вы не компетентны и не безопасны!

Серия

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 и Часть 5

Страница указателя схем лампового усилителя

Страница указателя схем лампового усилителя

Эта страница нуждается в JavaScript для правильной работы


В библиотеке схем EL34World имеется более 3500 схем ламповых усилителей и других типов схем.
Существует также огромная библиотека эффектов и твердотельных схем.
Если вы видите проблему с любой из схем, пожалуйста, напишите мне, чтобы я мог исправить проблему.
Если у вас есть схема, которой нет в списке, и вы хотите ее отправить, следуйте инструкциям внизу этой страницы
. Или вы можете отправить мне ссылку на файл схемы, и я пойду за файлом и загружу его в нашу библиотеку
Раздел «Разное» содержит огромный выбор схем, поэтому обязательно просмотрите этот раздел.

Нажмите на кнопки ниже, чтобы перейти на страницу указателя схем


Как отправить файл схемы в библиотеку

Ваша схема должна быть схемой, которая заинтересует людей
Схемы для телевизора 1960-х годов представлять не нужно

Старые усилители для музыкальных автоматов и усилители наподобие дюканов хороши
Сначала просмотрите библиотеку, чтобы убедиться, что схема уже находится в библиотеке
. Если у вас есть файл лучшего качества, чем тот, что есть в библиотеке, вы можете отправить файл


Пожалуйста, следуйте этим строкам руководства по имени файла

В имени файла нет пробелов.
Пожалуйста, используйте символ подчеркивания вместо пробела.
Неправильно — Gibson ga5.pdf
Правильно — Gibson_ga5.pdf

Название бренда должно быть первой частью имени файла.
Неправильно — ga5.pdf
Правильно — Gibson_ga5.pdf


Напишите мне, используя ссылку электронной почты в нижней части этой страницы, чтобы отправить схему в библиотеку.
Вы можете прикрепить файл схемы к электронному письму
Вы можете отправить мне по электронной почте файл схемы в формате PDF
. Пожалуйста, убедитесь, что вы следовали приведенным выше инструкциям по имени файла.

Схемы ламповых усилителей и схемы расположения ламповых усилителей в библиотеке в основном представляют собой файлы Adobe PDF.
Для просмотра PDF-файла у вас должен быть установлен Adobe Reader.
Вы можете скачать Adobe PDF reader бесплатно здесь

Ladyday SE 300B 91 ламповый усилитель (схема) — DIY Hifi Supply

Описание

Мы НЕ продаем полный комплект. Мы публикуем эту схему и схему бесплатно для личного пользования. Многие детали премиум-класса все еще доступны.Пожалуйста, напишите нам, чтобы узнать.

 


Введение и схема в нашем руководстве 2005 года

LadyDay+ очень прост и разработан, чтобы действительно показать преимущество триода 300B с прямым нагревом в несимметричном классе A, без глобальной отрицательной обратной связи. Благодаря ламповому выпрямителю и блоку питания с дроссельной фильтрацией он обеспечивает настоящую музыкальность, особенно при подключении к рупорным и полнодиапазонным динамикам с одним драйвером. Конструкция с автоматическим смещением и опциональный фонарь (входит в комплект) делают прокатку труб 300B легкой задачей для всех.Линейные сценические комплекты Basie/Tram и Django хорошо работают с LD+ и настоятельно рекомендуются в качестве звукового и эстетического дополнения к LD+.

Однотактные усилители класса А являются элитой среди ламповых усилителей. Известные производители Hi-End, такие как Jadis, Cary, Audio Note и т. д., предлагают свои топовые модели на базе однотактного усилителя 300B. Самым известным винтажным однотактным усилителем является Western Electric WE 91A, который использовался в театрах и общественных местах. Они начали в 1935 году с одного 300B (ранние модели использовали 300A) с двумя пентодами 6C6 и входным трансформатором для приема симметричного входа. Поскольку 300B имеет очень хорошую линейность, в сочетании с простой несимметричной схемой класса А гармонические искажения, генерируемые при номинальной мощности, относительно малы. Обычно общие гармонические искажения при максимальной мощности составляют менее 5% и представляют собой в основном гармоники второго порядка. Согласование с динамиками мощностью более 90 дБ создает богатый музыкальный звук и прозрачность. Особенно это касается вокала и небольшой камерной классической музыки.

До 1946 года в театральных усилителях WE91, произведенных в США, в качестве лампы питания использовался триод.Стандартная частотная характеристика составляла от 80 Гц до 10 кГц, а выходная мощность — от 10 до 16 Вт. Они использовались для привода рупорных динамиков. В конце 60-х разработка однотактного усилителя класса А была перенесена в Японию, и с тех пор популярность его использования с высокоэффективными динамиками продолжает расти. Чаще всего использовались лампы прямого нагрева 300B, 2A3 и 845. Среди них 300B имеет лучший звук. Это осознание быстро распространилось в Европе, а затем и во всем мире, и этот тип усилителя считался классикой на все времена.

Теперь LD+/Mk2 предлагает универсальную гибкость для сборки с несколькими драйверами и выходными лампами. OPT использует смесь HiB, M6 и еще одного секретного ингредиента, чтобы соответствовать качеству всех, кроме самых экзотических аморфных материалов. Первичный — 3K, но несколько вторичных ответвлений позволяют управлять отраженным импедансом от 2,4k до 8k с подключением динамиков 4r, 8r и 16r. Любые два могут быть выбраны во время строительства. В этом руководстве содержатся инструкции для классического усилителя 6SL7 SRPP и усилителя типа WE91 (дополнительный комплект деталей).

В однотактном выходном трансформаторе, используемом DIY Hifi Supply, используется высококачественная сталь HiB и M6, а также хорошая конструкция, обеспечивающая хорошие характеристики на низких частотах и ​​в то же время обеспечивающие низкий уровень искажений на высоких частотах. Используется специальный монтажный сердечник, и вся сборка погружается в специальный воск для поддержания постоянного воздушного зазора, который жизненно важен для хорошего выходного трансформатора. Используются винтажные воски и шеллаки.

WE91: Хотя в ламповом звучании принцип «лучше меньше, да лучше», схема 91 воплощает некоторую оправданную сложность.Знаменитое соединение WE от анода к катоду увеличивает динамический диапазон и снижает уровень шума. 0,5 мВ вполне возможно с нагревателями постоянного тока. Крышка начальной загрузки от катода до решетки добавляет басовый удар. Драйвер пентода обеспечивает большую входную чувствительность и делает усилитель, возможно, самым простым для управления 300B. Все эти концепции схем были разработаны, затем утеряны, а недавно вновь открыты, поскольку все больше людей копают архивы в поисках золота. Оригинальный 91 имел ограниченную полосу пропускания (от 80 до 10k) из-за ограничений динамика/выходного трансформатора.Наша версия LD+/91 стоит ровно от 20 до 20k благодаря некоторым схемным хитростям, приписываемым Thorsten Loesch, а также выбору высокопрочных деталей и материалов выходного трансформатора. Смесь компонентов из серебра/тантала/углерода/блэкгейта идеально подходит для топологии 91. Они составляют большую часть кремовых тонов усилителя, но при этом искрятся на высоких частотах. Ушла тьма, навязанная 10-тысячным спадом оригинального 91. Да, мы могли бы сказать, что есть торт и есть его тоже.

Модель 91 — это звук; никакая другая схема не улавливает звук так хорошо.

Наслаждайтесь.

— DIY Hifi Supply, 2005 г.


Только зарегистрированные клиенты, которые приобрели этот продукт, могут оставить отзыв.

Трубка

6Ч6. Схема лампового усилителя.

EL821 = 6CH6 = CV4055

Схемы усилителя

Обратите внимание: Чтобы построить эти схемы, вы должны быть Опытным электронщиком.

Принципиальные схемы и т.д. считаются качественными и правильными. Тем не менее, обратите внимание, что в прошлом (в основном в 1990-х годах) несколько разных людей создавали для нас усилители с использованием таких ламп, как S11E12, TT21, E180CC и т. д.

Поскольку большинство из этих людей сейчас на пенсии, вы можете использовать эти данные в качестве бесплатного подарка, добросовестно для вас, Опытный электронщик , для изучения и помощи в развитии ваших собственных идей

Таким образом, данные, которые вы видите на этих страницах, предназначены только для Руководства , а не для пошаговых инструкций.

Мы стараемся быть полезными, но рекомендации ограничены и доступны только по электронной почте. Мы не можем консультировать по поводу усилителей по телефону.

ИДЕЯ СХЕМЫ ДЛЯ СТЕРЕОУСИЛИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 6CH6

Мы сконструировали усилитель (параллельный двухтактный класс AB1) с использованием 8 ламп EL821 (плюс 6C4, 6BR7, 5U4G).

На следующих страницах показана принципиальная схема и данные, необходимые для сборки этого 15-ваттного стереоусилителя.

Усилитель обеспечивает превосходный четкий чистый звук при использовании с проигрывателем компакт-дисков.

Клапан

EL821 физически и электрически подобен EL84, но EL821 более надежен и имеет другую распиновку. (EL821 в классе AB1 имеет Vf 6,3, Vg1 -6,7, Vg2 250 В, Ia 30 мА, Ig2 4 мА)

Бесплатные образцы Brimar EL821/CV4055 могут быть доступны (не более 2 на одного клиента), пожалуйста, запросите.

ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТЕРЕОУСИЛИТЕЛЯ МОЩНОСТЬЮ 15 ВТ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ КЛАПАНЫ

8 шт. EL821 BRIMAR CV4055, Великобритания, оригинальный Brimar NOS, очень чистый, в правительственной упаковке

4 шт. 6C4 MULLARD UK, коробчатый анод, печать на стекле CV4058, в белой коробке

2 шт. 6BR7 BRIMAR UK, правительственная коробка

1шт 5U4G РУССКИЙ, без логотипа, белая коробка

Мы сконструировали экспериментальный одноканальный усилитель, используя 4 микросхемы EL821/6CH6/CV4055 в параллельном двухтактном выходном каскаде.

После долгих экспериментов мы обнаружили, что класс AB1 является наиболее подходящим методом работы, позволяющим поддерживать вентили значительно ниже их максимального уровня анодного тока. Качество звука отличное, а выходная мощность около 15 Вт была получена при нагрузке 16 Ом.

Мы также обнаружили, что при замене выходного трансформатора на трансформатор EL84 и удалении двух EL821/6CH6/CV4055 усилитель по-прежнему обеспечивает превосходное качество звука примерно на уровне 8 Вт.

EL821 = 6CH6 = CV4055 представляет собой высокочастотный маломикрофонный мощный пентод, часто называемый лучевым тетродом, который теперь нашел применение в качестве недорогой выходной аудиолампы.Он соответствует спецификациям CV и использовался в военной технике в агрессивных средах.

Хотя выходная мощность меньше, чем у EL84, клапан более надежен и стабилен по своим характеристикам. Близость импеданса анода позволяет использовать многие трансформаторы, используемые в конструкциях EL84, для EL821/6CH6/CV4055. Клапан короче, чем EL84, и имеет другую распиновку, поэтому его нельзя использовать в качестве прямой замены.

Мы сконструировали экспериментальный одноканальный усилитель, используя 4 микросхемы EL821/6CH6/CV4055 в параллельном двухтактном выходном каскаде.

После долгих экспериментов мы обнаружили, что класс AB1 является наиболее подходящим методом работы, позволяющим поддерживать вентили значительно ниже их максимального уровня анодного тока. Качество звука отличное, выходная мощность около 15 Вт была получена при нагрузке 16 Ом

.

Мы также обнаружили, что при замене выходного трансформатора на трансформатор EL84 и удалении двух EL821/6CH6/CV4055 усилитель по-прежнему обеспечивает превосходное качество звука примерно на уровне 8 Вт.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Данные при использовании в классе AB1

Vg1 = 6.7В

Вг2 = 250В

Ва = 250 В

Ia = 30 мА

Ig2 = 4 мА

Полное сопротивление анодной нагрузки = 4500 Ом (при использовании 4 вентилей)

= 9000 Ом (при использовании 2 вентилей)

Следующая схема была спроектирована и построена с использованием недорогих ламп в качестве драйверов и аудиоусилителей. Приведенные номиналы компонентов обеспечивают наилучшее качество звука при использовании доступных нам трансформаторов и компонентов.

В схеме используется 6BR7 (аналогичный EF86) в качестве аудиоусилителя, 2 x 6C4 в качестве аудиоусилителя и фазовращатель, управляющий 4 x EL821/6CH6/CV4055 в качестве усилителей мощности. Выпрямление осуществляется с помощью 5U4 или 2 xEZ81, оба из которых должны обеспечить достаточный ток для питания двух каналов для стереофонической работы.

Усиление усилителя было достаточным для обеспечения полной выходной мощности стандартной деки для компакт-дисков.

Кейт Снук.— Усилитель клапана и другие схемы —

Схема лампового усилителя Схема

Схема

Дополнительная информация и ссылки на источники

Ремонт заказчиком ~ Чертеж отремонтированного усилителя ~ Вся часть услуги
Схема усилителя мощности клапана Beard Audio P35 изменена для устранения проблемы d.в. входная связь и схема активного смещения ~ усилителям с параллельными лампами нужны хорошие выходные трансформаторы, которых нет в оригинале ~ а отдельное смещение резисторов помогает предотвратить их расплавление с неизбежным несоответствием ламп
Аудиосистема Beard P35–M70 Схема усилителя мощности Beard Audio P35 и M70 Valve, полученная из обрывочной старой схемы, ранее проданной по глупой цене на BeardAudio. com или это .uk ~ которую мой друг Крис нашел без помощи адвоката по авторским правам ~ Поделись и наслаждайся
ВТУЛКА ТР130 130Д BUSH Tr130 B818 Transistor Radio Сервисная информация ~ Выравнивание и ремонт
Схема лампового усилителя Hafler and Keroes от Audio Engineering 1951 в формате pdf с возможностью поиска и масштабирования
из статьи Wireless World 1947 года, написанной Д.Т.Н. Уильямсон
из статьи Wireless World 1949 г. Новая версия от D.T.N. Уильямсон
Из справочника QUAD II, перерисованного в оригинальном стиле
Relaid for PSPICE Analysis, дающий другой взгляд на работу схемы
Происходит от модифицированного QUAD II «Concordant» до возвращения к стандарту
Скан чертежа, прилагаемого к оригинальному руководству
Перерисовано на формате A4, но в виде масштабируемого файла PDF с возможностью поиска
Плата QUAD 22 RIAA Моя сменная печатная плата для улучшенного «фиксированного» каскада усилителя QUAD 22 RIAA
Сборник перерисованных принципиальных схем QUAD 405, охватывающих все серийные версии, а также некоторые из моих собственных модификаций ~ Используйте в качестве pdf-книги, чтобы увидеть изменения
pdf-версия исходных сервисных данных QUAD 405 и 405-2
Схема на опору 405 Артикул Модификация неинвертирующего входного каскада
Сканированная копия схемы усилителя мощности QUAD 606
скан в формате pdf (размер A3) для серийного номера 11 000 и выше
Схема предусилителя QUAD 34 перерисована для поддержки модов QUAD 34
В поддержку моей статьи QUAD 34 Mods Подвижная катушка Схема входа диска
QUAD MPX-декодер В поддержку моей статьи QUAD FM1 Стерео декодер MPX Кремниевый транзистор мод
В поддержку артикула ~ Модификация внешнего кроссовера Громкоговорителей/LS3/5A
В поддержку статьи ~ Громкоговорители/BBC LS3/5A
Модификация пассивного регулятора тембра для копии усилителя «Marshall» 1970-х годов
Selmer TV8 и Mercury 5 Гитарный усилитель 1960-х ~ Mercury Five такой же, как тремоло TruVoice 8, но с волшебным глазом
Эта информация предоставляется бесплатно и без гарантии. ~ Обратите внимание на Beard audio и Mauritron Services. ~ Если вы собираетесь использовать эту информацию в коммерческих целях, то в некоторых частях мира могут применяться определенные законы. будьте осторожны, чтобы не убить себя электрическим током

Карта не является территорией

Моделирование | Тумблаб

Руководство по сборке • Схема • Список деталей • Трубы и их применение • Конструкция • Моделирование

Выходной каскад

Программа SE amp cad от TubeCad очень помогла на начальных этапах проектирования этого усилителя.Попробовав несколько разных наборов рабочих условий на компьютере, я смог исключить сотни возможностей, не играя с электричеством. Как найти набор рабочих условий, который будет работать с тремя разными семействами ламп? Ну, я одновременно запускал 3 разных экземпляра TubeCad. Один имитировал усилитель ЭЛ-34 (показан ниже), другой — усилитель 6Л6, а третий — усилитель КТ-88. Я пробовал каждый набор условий в каждой симуляции и менял значения, пока не нашел набор, который работал со всеми тремя типами трубок. На то, чтобы сделать это с настоящими усилителями, уйдет вечность.

На первом экране TubeCad показана схема выходного каскада. Справа вы устанавливаете выбор фиксированного или катодного смещения. Другие условия относятся к DHT. В левом верхнем углу вы выбираете тип трубки и количество трубок, подключенных параллельно. Ниже вы выбираете из списка популярных выходных трансформаторов или выбираете «определенный пользователем» и вводите параметры. Ниже находятся ползунки, которые позволяют вам играть с параметрами.Vin — это уровень возбуждения переменного тока в пиковых напряжениях переменного тока. Далее ток в трубке. Ниже этого находится напряжение B+, за которым следует катодный резистор. Следующие два — это сопротивление выходного трансформатора по постоянному току, за которым следует импеданс. Когда вы настраиваете их, вы видите изменение напряжения на схеме. Некоторые из них взаимодействуют. Вы можете изменить ток трубки, и катодный резистор изменится, или изменить катодный резистор, и ток трубки изменится. В моем случае я хотел, чтобы в каждом случае был один и тот же катодный резистор, поэтому я установил его, а затем наблюдал за током.На экране, показанном ниже, показано действие.

Здесь вы видите результаты моделирования в реальном времени. Такие же слайдеры есть на этой странице. Когда вы перемещаете один, результаты меняются мгновенно. Вы можете настроить Tubecad для одновременного просмотра этой страницы и страницы схемы. Однако я не мог уместить три из этих страниц на моем экране одновременно.

Существует функция «виртуального осциллографа», которая позволяет «видеть» напряжения сетки (синий) и пластины (желтый).«Размах» может быть установлен на связь по постоянному или переменному току. Вольт на деление также можно отрегулировать. Частоту напряжения привода можно регулировать. Можно использовать синусоидальный треугольник или прямоугольную волну. Это очень полезно, чтобы выяснить, откуда происходит отсечение.

Выше показан график грузовой линии. Опять же, это происходит в реальном времени. Переместите ползунок, и график мгновенно перерисуется. Красные линии — это фактические рабочие точки, видимые трубкой. В этом случае трубка получает 399 вольт и 69.3 мА. Зеленые линии показывают экстремумы, видимые трубкой при минимуме и максимуме сигнала. Темно-синяя линия — это «линия нагрузки». Наклон этой линии представляет импеданс нагрузки. Переместите ползунок RL, и он наклонится в реальном времени. Изогнутая красная линия — максимальное рассеивание. Все вышеупомянутые линии должны быть ниже этой кривой, иначе ваша выходная трубка может светиться красным!

SE amp cad распечатает сводную страницу со всеми важными данными. Один для корпуса EL-34 ниже (я случайно отрезал заголовок, пытаясь получить четкую картинку):

Как упоминалось ранее, существуют ограничения.TubeCad предполагает работу с триодной лентой для всех пентодных ламп. Существует фиксированный список трубок. Все популярные трубки включены. Я активно использовал TubeCad при разработке 845SE. Он точно моделировал работу A2. Я не знаю, можно ли добавить трубку в список. Существует фиксированный список выходных трансформаторов, все они дорогие трансформаторы. Идея в том, что это позволяет оптимизировать ЦЕПЬ усилителя, а не трансформатор. Я просто использую пользовательские параметры.TubeCad не обрабатывает местные отзывы. Даже если бы это было так, обратная связь с катодом не была бы точной без расширенной модели выходного трансформатора. Учитывая эти ограничения и низкую цену, я считаю его очень полезным на начальном этапе проектирования усилителя. Это также полезно для сценариев «сколько мощности я могу выжать из данной лампы» и «сколько напряжения B+ мне понадобится». Я провел эти симуляции для 4 популярных выходных ламп. Результаты находятся на странице пробирок и приложений.См. эту страницу, если вы не создаете одну из стандартных конфигураций. Дополнительные симуляции TubeCad показаны на странице кулинарной книги PowerDrive.

Драйвер

Я использовал оригинальный симулятор Tube Cad, чтобы выяснить несколько вещей, прежде чем я смог построить сцену драйвера. Сначала я создал симуляцию с простым каскадом усилителя с заземленным катодом, который использовал резистивную нагрузку. Я перебрал каждую трубку в библиотеке Tube Cad, пытаясь получить коэффициент усиления по напряжению 50 и ток трубки около 10 мА.Усилитель 12AT7 ниже — лучшее, что я мог сделать. В то же время я заказал для тестирования несколько усилителей напряжения на системе Tubelab. Результаты совпали с моделированием.

Я мог получить необходимое усиление от 12AX7. 12AX7 имеет Mu 100. Чтобы получить коэффициент усиления по напряжению 50, мне пришлось использовать нагрузочный резистор 150K и напряжение B+ 450 вольт. Это означает, что максимальный ток трубки составляет 2 мА, чтобы получить достаточное выходное напряжение. Выходное сопротивление было 85 кОм, почти половина моего усиления пропадала при подключении нагрузки.Если бы я использовал трубку с резистивной нагрузкой, мне бы понадобилось Mu не менее 100, а возможно, и больше. Откуда я это знаю? Я использовал симулятор TubeCad.

Пытаясь выяснить, оправдались ли мои ожидания, я создал в симуляторе свою собственную мифическую трубку (я назвал ее 12ZZZ7) и придал ей все качества, которые мне хотелось. Затем я смоделировал усилитель с RC-цепочкой и отрегулировал Mu, чтобы получить коэффициент усиления по напряжению 50 при токе пластины 10 мА. Мне нужен Мю 105.

В программе Tube Cad есть схема, использующая «псевдо-CCS» на основе триода в качестве пластинчатой ​​нагрузки для лампы усилителя.Я смоделировал эту схему и обнаружил, что она может дать требуемый коэффициент усиления и почти требуемый выходной импеданс. Я построил один, используя микросхему IXYS CCS, и он работал очень хорошо.

Сводная информация о схеме показана ниже.

Я также смоделировал весь усилитель в LT spice. Это бесплатный симулятор специй, который можно загрузить с Linear Technology, компании IC. Модели вакуумных ламп можно найти в Интернете. Они пришли от Duncan Amps. Я сделал это моделирование, чтобы иметь известную отправную точку для разработки некоторых из моих новейших ламповых и гибридных схем.

Объяснение ламповых усилителей

, часть 1: введение

Это серия сообщений в блоге, объясняющих, как работает ламповый усилитель. Я использую схему из набора Analog Ethos AE1 , и это то же объяснение, что и в инструкциях к набору, но оно доступно в Интернете, поскольку принципы применимы к другим подобным схемам. Моей целью было не только иметь великолепно звучащий и выглядящий усилитель, но и чтобы строители действительно понимали, как работает схема и ламповое усиление, что дало бы им возможность делать больше в будущем!

Я не буду пытаться дать всестороннее объяснение всей физики, теории электроники и математических уравнений, которые могли бы стать более надежным справочником.Я не очень подхожу для этого, и есть отличные другие ресурсы в Интернете или в книгах, которые могут преподавать теорию лучше и шире, чем я, и намного шире, чем этот тип однотактной ламповой схемы. Это предназначено для нетехнической аудитории, но я предполагаю, что у вас есть базовые знания об электрических цепях и компонентах, таких как резисторы и конденсаторы.

Вот разделы этой серии:

Часть 1: Введение (эта страница)

Часть 2: Основные понятия — что такое звук, напряжение и закон Ома

Часть 3: Основные понятия — общие электронные компоненты Б/у

Часть 4: Общая картина однотактной схемы

Часть 5: Как работает вакуумная лампа?

Часть 6: Характеристики ламп, линия нагрузки и рабочая точка

Часть 7: Связь, линия нагрузки переменного тока и катодный обходной конденсатор

Часть 8: Выходной каскад и пентодные лампы 9 05092 Часть 9 9 0530 : Напряжение экрана и ультралинерный режим

Часть 10: Понимание искажения

Часть 11: Отрицательная обратная связь

Часть 12: Источник питания, выпрямления и фильтрации

Часть 13: Принесение всего вместе

Я надеюсь, что вы найдете это полезным, пожалуйста, поделитесь комментариями, если вы заметили какие-либо ошибки или вещи, которые нуждаются в лучшем объяснении.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.